Организация д наблюдения за переболевшим холерой

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тевеленок О.Г., Зверева Н.Г., Титков Н.Н., Жуковская Л.Д.

нормативам для вышеуказанных двух стационаров не могут быть никоим образом сравнимы и не будут отвечать потребностям данных стационаров.

В настоящее время разработаны аппараты паровой стерилизации на новой форвакуумной модели, обеспечивающие высокую эффективность стерилизации всех материалов, в том числе и пористых, и требуется переоснащение существующих ЦСО (автоклавных) новейшей стери-лизационной техникой, в том числе и на новых технологиях (низкотемпературная плазма и др.).

Другим направлением является использование в практике высокоэффективных средств для очистки медицинских изделий на основе ферментов, которые требуются для повышения эффективности ПСО эндоскопической техники, стоматологических и других инструментов.

Широкое использование современных комбинированных упаковочных материалов позволит надежно обеспечить длительный срок сохранения стерильности материалов (до 1 года).

В основу должно быть положено совершенствование организации ЦСО в медицинских организациях (МО) различной мощности.

В обсуждение данного вопроса предлагаем внести в нормативные документы следующие требования к организации ЦСО:

- ЦСО должно оборудоваться в каждом стационаре на 75-100 коек;

- в поликлинике на 75-100 посещений в смену (или при 2-сменной работе);

- в амбулаторно-поликлиническом учреждении или стационаре с дневным пребыванием пациентов (стационар) на 15 и более коек государственного (муниципального) или коммерческого профиля;

- в центрах высоких технологий на 50 и более коек;

- в стоматологической медицинской организации на 4 кресла и более или при работе 2 стоматологических кресел в две смены;

- в салонах красоты, татуажа, использующих инвазивные методы коррекции частей тела.

Норма площади ЦСО из расчета 0,5-0,6 кв. м на 1 койку. Площадь ЦСО не может быть менее 30-40 кв. м, с соблюдением поточности технологии - грязная зона - чистая - стерильная.

Допускается создание единого ЦСО для крупных объединений, имеющих в своем составе несколько стационаров, поликлинических отделений, санаторные, реабилитационные учреждения.

Изучить и при возможности разрешить использование комбинированных упаковок (со сроком сохранения стерильности изделий до 1 года и более) для заготовки и хранения стерильных материалов для здравпунктов, медпунктов, ФАП административных муниципальных образований (сельских районов).

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ХОЛЕРОЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

О.Г. Тевеленок, Н.Г. Зверева, Н.Н. Титков, Л.Д. Жуковская Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае

В 1961 году началась седьмая пандемия холеры Эль-Тор, которая по продолжительности во времени, охвату числа стран превышает каждую из шести предшествующих. Начало седьмой пандемии холеры в России (Астрахань, 1970) и все последующие вспышки и спорадические случаи были связаны в основном с завозами из-за рубежа и распространением инфекции с формированием местных очагов.

В эти годы были организованы первые системные мероприятия по эпидемиологическому надзору за холерой - лабораторные исследования объектов окружающей среды и поиск вибрио-носителей среди населения, подготовка специалистов. Организацию этих мероприятий в Красноярском крае осуществлял отдел особо опас-

ных инфекций, который возглавляла до 1967 года Е.К. Михайловская, в последующие годы -М.Н. Казанская и Н.П. Харченко, В.Ф. Челиков, Н.В. Бахарева. Вместе с ними работали опытные, квалифицированные врачи-эпидемиологи Т.П. Потапова, И.П. Замяткин, Т.В. Крылова, врачи-бактериологи М.С. Бугакова, Г.И. Мешал-кин, лаборанты Н.А. Клименкова, Г.А. Прохорова, А.Т. Абакумова, зоолог С.И. Хромечек.

Имея большой опыт работы в Красноярском институте эпидемиологии и микробиологии, М.С. Бугакова внесла неоценимый вклад в ликвидацию особо опасных заболеваний.

Следует подчеркнуть, что большую практическую помощь оказывали нам в работе ученые Иркутского научно-исследовательского

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2013. № 2 (9). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

противочумного института, на базе которого проходили подготовку врачи-эпидемиологи и бактериологи, а также осуществлялась идентификация выделенных холерных вибрионов.

Случаи холеры в это время регистрировались не только в Одессе и Барнауле, в 1973 году в Бого-тольском районе Красноярского края был выявлен завозной случай холерного вибрионосительства у моряка. В связи с этим под руководством главного врача Красноярской краевой санэпидстанции С.И. Нозика при непосредственном участии А.Н. Соколовской, А.С. Марамовича были организованы и проведены противоэпидемические мероприятия. Эта работа проводилась совместно с кафедрой инфекционных болезней Красноярского медицинского института (Ю.В. Скавинский - заведующий кафедрой, известный крупный инфекционист, блестящий педагог). В результате правильной организации и проведенного комплекса противоэпидемических мероприятий не было допущено местных случаев холеры в Красноярском крае.

В настоящее время холера продолжает оставаться одной из актуальных и социально значимых опасных инфекционных болезней. Единичные случаи и вспышки холеры в Международных медико-санитарных правилах (2005) рассматриваются как чрезвычайная ситуация в области национального здравоохранения.

В сентябре 1997 года на территорию Красноярского края в г. Ачинск было завезено 2 случая заболевания холерой Эльтор, серовар Огава из Чимкентской области (Республика Казахстан).

Противоэпидемические мероприятия в очаге холеры были проведены своевременно и в полном объеме специалистами Центра Госсанэпиднадзора в Красноярском крае (Н.Н.Титков) и Центра Госсанэпиднадзора в г. Ачинске (Ф.Х. Адулова, Л.Д Жуковская).

Лабораторные исследования проводились под руководством и при непосредственном участии заведующей лабораторией особо опасных инфекций Н.Г. Зверевой. Опытный, высококвалифицированный врач, отличный организатор, Н. Г. Зверева более 10 лет успешно возглавляет лабораторию особо опасных инфекций.

Нам удалось избежать ошибок при проведении противоэпидемических мероприятий и лабораторных исследований в очаге холеры благодаря квалифицированной подготовке специалистов всех уровней на базе кафедры эпидемиологии ЦОЛИУВА, Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Востока, Центра госсанэпиднадзора в Красноярском крае.

Заслуживают особого упоминания высокий профессионализм и постоянная готовность ока-

зать нам практическую помощь д.м.н., профессора Иркутского противочумного НИИ Сибири и Востока А.С. Марамовича. Светлая ему память.

Следует также отметить огромную роль руководителей, врачей-эпидемиологов и их помощников госсанэпидслужбы Красноярского края в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора за холерой.

По данным ВОЗ, последнее десятилетие характеризуются продолжающимися крупными эпидемиями и вспышками холеры в странах Африки и Азии, заносами инфекции в США, Канаду, страны Европы и Австралию, что определяет в целом неблагоприятный прогноз по холере на текущий и последующие годы.

В России обстановка по холере оценивается как неустойчивая.

Напряженная эпидемиологическая ситуация в мире, возможность завоза холеры в Красноярский край всеми видами международного транспорта требуют обеспечения организации и проведения комплекса мероприятий по надзору за этой инфекцией.

В соответствии с Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой на базе Бюджетного учреждения созданы нештатные специализированные формирования. В настоящее время осуществляется укрепление их оснащением. Ежегодно проводятся тренировочные занятия, на которых отрабатываются практические навыки специалистов по работе в очаге холеры, отработке деятельности по мониторингу за водой открытых водоемов. Это позволяет объективно

оценить готовность личного состава формирований к выполнению поставленных задач и решать вопросы по дальнейшему укомплектованию формирований табельным оснащением.

В современных условиях задачу накопления, хранения, систематизации и предоставления данных призваны решать информационные системы различного назначения. Основу таких систем представляют собой базы данных, создаваемых с помощью компьютерной техники на электронных носителях на основе ГИС-технологий. Внедрение ГИС-технологий за особо опасными

инфекциями, безусловно, позволит в дальнейшем более объективно и экономично осуществлять мероприятия по надзору, мониторингу и прогнозированию.

Таким образом, сложившаяся эпидемиологическая ситуация по холере в мире, России, возможность заноса инфекции на территорию Красноярского края требуют дальнейшей работы по обеспечению надзора и мониторинга, подготовке кадров и взаимодействию с Иркутским научно-исследовательским противочумным институтом Сибири и Дальнего Востока.

ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛЬНЫХ ЭНТЕРОВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

О.Г. Тевеленок1, Н.П. Парфенова2, Т.Г. Чепижко1, С.В.Зверева1, Н.Н. Кузнецова1, Е.П.Замятина1

Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае1, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю2

Энтеровирусные инфекции (ЭИ) продолжают оставаться актуальной проблемой для большинства стран мира. Успехи, связанные с ликвидацией полиомиелита, ни в коей мере не снимают эту проблему.

В то же время эпидемиология энтеровирус-ных инфекций неполиомиелитной этиологии и меры профилактики изучены и разработаны недостаточно.

Показано, что вирус ЕСН019 в 1973-1991 гг. вызвал ряд вспышек сверхострой многосимптом-ной инфекции у детей в мире.

Актуальность проблемы энтеровирусной инфекции в Красноярском крае определяется высокими уровнями заболеваемости, тяжестью клинического течения, преимущественным поражением детского населения и регистрацией в отдельные годы вспышечной заболеваемости.

В Красноярском крае в 1980-1981 гг. была зарегистрирована и изучена первая в мире эпидемия энтеровирусной инфекции с увеитом (ОИЗУ), причиной которой был вирус ЕСН019.

В течение 1980-1989 гг. в регионах Сибири (Красноярский край, Омск, Иркутск) было зарегистрировано несколько вспышек ОИЗУ. Все наблюдавшиеся вспышки этой инфекции в Сибири были сходными между собой по клинике, эпидемиологии и этиологии. Преимущественно (89 %) болели дети первого года жизни, и инфицирование происходило чаще всего в результате внутри-больничных контактов.

В результате дальнейшего изучения этой

проблемы совместно с Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН было высказано предположение о длительном сохранении вируса у переболевших, что потребовало систематического мониторинга за циркуляций энтеровирусов.

Необходимо отметить, что нам была оказана неоценимая научная и практическая помощь в изучении энтеровирусной инфекции кафедрой эпидемиологии Омской государственной медицинской академии под руководством д.м.н., профессора В.В. Далматова.

Реализация разработанного нами комплекса противоэпидемических мероприятий позволила предупредить дальнейшее распространение ее в Красноярском крае и в других регионах Сибири (Иркутск, Омск).

За последние 5 лет заболеваемость энтерови-русными инфекциями в Красноярском крае имеет выраженную тенденцию к росту с 2,6-0,25 до 7,29-0,7 на 100 тысяч населения. Это можно объяснить не только внедрением системы эпидемиологического надзора с 2006 года, но и активизацией эпидемического процесса. Преимущественно (более 80 %) в эпидемический процесс вовлекаются дети в возрасте 7-14 лет. В этиологической структуре объектов окружающей среды и больных преобладали штаммы Коксаки В.

К настоящему времени накопленные наукой и практикой наблюдения свидетельствуют об эпидемиологической значимости при энтерови-русных инфекциях как фекально-орального, так

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

1.2. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2.1. Холера является острой инфекционной болезнью из группы карантинных инфекций с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - 1 - 5 дней.

2.2. Холера входит в перечень заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.

2.4. Возбудителями холеры являются токсигенные, содержащие ген холерного токсина ( ctx ) эпидемически значимые холерные вибрионы Ol-серогруппы, био-варов V. cholerae cholerae и V . cholerae eltor , а также V. cholerae О139-серогруппы. Выделяемые из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx), эпидемически не значимые холерные вибрионы О1- и О139-серогрупп могут вызывать единичные заболевания, в т. ч. с клиникой, сходной с холерой.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами, организационно-распорядительными документами Минздрава России и настоящими санитарными правилами.

3.1. Организационные мероприятия

3.1.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводятся органами и учреждениями госсанэпидслужбы, здравоохранения, а также гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам, предусматривающим создание медицинских штабов.

3.1.2. Комплексные планы противоэпидемических противохолерных мероприятий разрабатываются территориальными центрами Госсанэпиднадзора, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, противочумными учреждениями и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

Комплексные планы противохолерных мероприятий должны состоять из разделов: организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.1.3. При составлении комплексного плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры (прилож.).

3.1.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности центров Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

• разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа) с подозрением на холеру; порядок госпитализации больного с подозрением на холеру, контактных с больным холерой и проведения заключительной дезинфекции;

• формирование противоэпидемической службы для обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях, эпидемиологического обследования в очагах, отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования, контроля за обеспечением режима биологической безопасности работы в холерном, провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, проведения дезинфекционных мероприятий, эпидемиологического анализа с оценкой эффективности проведенных мероприятий;

• формирование госпитальной базы и патолого-анатомической службы, паспортизацию холерного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием и средствами лечения;

• формирование лабораторной службы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованное обеспечение бактериологических лабораторий питательными средами и другими средствами диагностики;

• создание на уровне субъектов Российской Федерации (республиканского, краевого, областного) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов;

• определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями УВД;

• определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

• обеспечение противоэпидемической готовности и взаимодействие органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, других медицинских учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на случай возникновения эпидемических осложнений по холере.

3.1.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

• врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов центров Госсанэпиднадзора, врачей-дезинфектологов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; медицинских работников санитарно-карантинных отделов, санитарно-карантинных пунктов, пограничных санитарно-карантинных пунктов и медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических учреждений, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, врачей-терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (холерный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (пунктов) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патолого-анатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других учреждений;

• немедицинских работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, речного и морского флота (бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольно-пропускных пунктов, таможни, управлений внутренних дел на транспорте и др.), УВД, туристических агентств, гостиниц, санаторно-курортных учреждений.

3.1.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.1.7. Проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

3.2. Эпидемиологический надзор за холерой

3.2.1. Эпидемиологический надзор за холерой включает систему мер, направленных на своевременное выявление завозных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

3.2.2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцировано с учетом типов эпидемических проявлений холеры.

3.2.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляется в следующем порядке.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России направляет информацию об эпидемиологической обстановке по холере на территории страны центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах, противочумным учреждениям, противочумным научно-исследовательским учреждениям, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, соответствующим структурным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Противочумный центр Минздрава России информирует учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о заболеваемости холерой за рубежом.

Противочумный центр Минздрава России совместно с Ростовским-на-Дону государственным научно-исследовательским противочумным институтом ежегодно сообщают о свойствах культур холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, противочумным учреждениям и научно-исследовательским противочумным институтам Минздрава России.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах представляют информацию о каждом случае заболевания холерой или вибриононосительства в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и в Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт, а также в курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах передают информацию о выделении холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, Противочумный Центр Минздрава России, Ростовский-на-Дону государственный научно-исследовательский противочумный институт и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

3.2.4. Сбор, оценку, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ осуществляют врачи-эпидемиологи и другие специалисты центров Госсанэпиднадзора в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты центров Госсанэпиднадзора на основе анализа данных о случаях завоза холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибрио-ноносителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ включает выявление основных закономерностей проявления холеры, определение типа административной территории по эпидемическим проявлениям холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

Районирование и отнесение административной территории к I - III типам по эпидемическим проявлениям основано на оценке комплекса показателей и данных, характеризующих: удельный вес случаев заболеваний холерой и вибриононо-сительства в субъекте относительно общего числа случаев холеры, зарегистрированных в России; максимальные показатели заболеваемости (инфицированности) на 100 тыс. населения; завозы инфекции с (без) распространением (я), типы (водный, пищевой и др.) эпидемического процесса; свойства холерных вибрионов О1-и О139-серогрупп, выделенных от людей по признаку вирулентности и токсиген-ности; максимальное число лет ежегодного выделения холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп (в т. ч. вирулентных, гемолизотрицательных, содержащих ctx -ген и авирулентных, гемолизположительных, не содержащих ctx-гена) из поверхностных водоемов; сезонность обнаружения холерных вибрионов из водных объектов; загрязнение поверхностных водоемов необеззараженными и неочищенными сточными водами (количество сбрасываемых сточных вод, их характеристика); сани-тарно-микробиологические показатели для оценки условий централизованного и нецентрализованного водоснабжения, рекреационного водопользования; показатели интенсивности международной миграции, в т. ч. организованной и неорганизованной из стран и территорий, неблагополучных по холере; наличие международных портов в пунктах пропуска через государственную границу (воздушных, морских и речных, железнодорожных и автодорожных станций и переходов); удельный вес прибывших из неблагополучных по холере стран пассажиров и членов экипажей (бригад) относительно прибывших из-за рубежа различными видами транспорта.

3.2.5. Специалисты центров Госсанэпиднадзора осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности водного пути распространения холеры на административной территории (город, район, населенный пункт).

Лица, подлежащие лабораторному обследованию на холеру

Периоды обследования.
Типы территорий

1.2. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения очагов холеры и распространения возбудителя инфекции.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.1. Холера представляет собой особо опасную инфекционную болезнь с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - один - пять дней.

2.2. Холера входит в перечень болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) холера относится к болезням, которые могут оказывать серьезное влияние на здоровье населения, вызывать события, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющую международное значение.

2.3. В соответствии с "Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем" (МБК-10), холера кодируется: АОО холера; АОО.О - холера, вызванная холерным вибрионом О1, биовар cholerae, классическая холера; АОО.1 - холера, вызванная холерным вибрионом O1, биовар eltor, холера Эль-Тор; АОО.9 - холера неуточненная.

2.4. Возбудителями холеры являются эпидемически значимые токсигенные, содержащие гены холерного токсина (ctx AB + ) и токсинорегулируемых пилей (tcp A + ) холерные вибрионы О1 серогруппы, биоваров V. cholerae cholerae и V. cholerae eltor, а также V. cholerae О139 серогруппы. Выделенные из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx AB - ) холерные вибрионы О1 и О139 серогрупп могут вызывать единичные заболевания холерой (вибриононосительство) и вспышки.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических противохолерных мероприятий осуществляется в соответствии с настоящими санитарными правилами, нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

3.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заноса и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводят специалисты органов и учреждений Роспотребнадзора, органов управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации, юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно настоящим санитарным правилам и разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам.

3.2. В комплексный план по санитарной охране территории должен быть включен раздел противохолерных мероприятий, который разрабатываются управлениями Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, территориальными отделами управлений совместно с федеральными государственными учреждениями здравоохранения (далее - ФГУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, филиалами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" с органами управления и организациями здравоохранения в субъектах Российской Федерации (и муниципальных образованиях), управлениями Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальными отделами, противочумными учреждениями Роспотребнадзора и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

В разделе противохолерных мероприятий должны быть учтены организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.3. При составлении плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры ( приложение ).

3.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности органов и учреждений Роспотребнадзора и лечебно-профилактических организаций на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

- формирование медицинского штаба на случай выявления больного (подозрительного) холерой при выделении из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды токсигенных (ctx AB + ) холерных вибрионов О1 или О139 серогрупп, а также при выделении от больных и вибриононосителей атоксигенных (ctx AB - ) холерных вибрионов О1 или О139 серогрупп с учетом эпидемиологической обстановки;

- разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа), подозрительного на холеру; порядок госпитализации больного (подозрительного) холерой, контактировавших с больным холерой и проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;

- формирование противоэпидемической группы медицинского штаба для: обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях; проведения эпидемиологического обследования в очагах; отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования; контроля обеспечения режима биологической безопасности работы в инфекционном и провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских организациях, независимо от их ведомственной принадлежности; проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;

- формирование самостоятельной или в составе противоэпидемической группы медицинского штаба профилактической группы для обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора и контроля;

- формирование группы оперативного эпидемиологического анализа для оценки эпидемиологической обстановки и эффективности проводимых противохолерных мероприятий;

- формирование госпитальной базы и патологоанатомической группы, паспортизацию инфекционного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием, средствами лечения, для дезинфекции, стерилизации и дезинсекции;

- формирование лабораторной группы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованным обеспечением бактериологических лабораторий питательными средами, другими средствами диагностики, дезинфекции, стерилизации и дезинсекции;

- создание на уровне субъектов Российской Федерации (республики, края, области) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов и дезинфекторов;

- определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями управлений внутренних дел (далее УВД);

- определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

- обеспечение противоэпидемической готовности и взаимодействия органов и организаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, медицинских организаций других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на случай возникновения эпидемиологических осложнений по холере.

3.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

- врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов, дезинструкторов, дезинфекторов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; специалистов санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и медицинских работников медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических организаций, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (инфекционный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (отделений) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патологоанатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других организаций;

- бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольных служб в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и др.

3.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.7. Проводится гигиеническое воспитание и обучение населения.

4.1. Эпидемиологический надзор за холерой обеспечивает систему мер, направленных на своевременное выявление заносных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

4.2. Органы и учреждения Роспотребнадзора и лечебно-профилактические организации Минздравсоцразвития России, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцированно с учетом типов административных территорий по эпидемическим проявлениям холеры ( приложение ).

4.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляют в следующем порядке:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации обеспечивает в установленном порядке информирование о возникновении или об угрозе возникновения холеры на территории страны органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов управления здравоохранением, противочумных учреждений, соответствующих структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора - Региональный центр по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I - II групп патогенности с прикрепленными субъектами Российской Федерации и Центр индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней - информирует органы и учреждения Роспотребнадзора о заболеваемости холерой за рубежом.

ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора совместно с ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" - Референс - центр по мониторингу за холерой - ежегодно сообщают о свойствах холерных вибрионов O1 и О139 серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, научно-исследовательским противочумным институтам и противочумным станциям Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации представляют информацию о каждом больном холерой и вибриононосителе в виде донесений в Роспотребнадзор, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых управление непосредственно осуществляет функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), во ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт", во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, в курирующий научно-исследовательский противочумный институт и территориальные противочумные учреждения - региональные центры индикации и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, директора ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", начальники ФГУЗ "Противочумная станция" Роспотребнадзора передают информацию о выделении холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Роспотребнадзор, ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт", в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

4.4. Сбор, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ и оценку осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации на основе анализа данных о заносах холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибриононосителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ направлен на выявление основных закономерностей проявления холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

Районирование и отнесение административной территории к I - III типам по эпидемическим проявлениям основано на оценке комплекса показателей и данных, характеризующих: удельный вес больных холерой и вибриононосителей в субъекте относительно общего числа больных холерой и вибриононосителей, зарегистрированных в России; максимальные показатели заболеваемости (инфицированности) холерой на 100 тыс. населения; заносы инфекции с (без) распространением (я), типы (водный, пищевой и другие) эпидемического процесса; свойства холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп, выделенных от людей с учетом эпидемической значимости (наличие гена холерного токсина ctx AB + и других признаков); максимальное число лет ежегодного выделения холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп (в том числе гемолизотрицательных, содержащих ctx AB ген, гемолизположительных и гемолизотрицательных, не содержащих ctx AB гена) из поверхностных водоемов; сезонность обнаружения холерных вибрионов в водных объектах; загрязнение поверхностных водоемов необеззараженными и неочищенными сточными водами (количество сбрасываемых сточных вод, их характеристика); микробиологические показатели качества воды для оценки условий централизованного и нецентрализованного водоснабжения, рекреационного водопользования с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; наличие международных портов в пунктах пропуска через государственную границу (воздушных, морских и речных, железнодорожных и автомобильных станций и переходов) Российской Федерации; показатели интенсивности международной миграции - коэффициент интенсивности миграционного оборота (о/ооо) в субъекте в различных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (отношение числа прибывших и убывших к численности населения на 100 тыс. населения) и удельный вес пассажиров и членов экипажей, прибывших различными видами транспорта из стран и с территорий, неблагополучных по холере, относительно прибывших из-за рубежа различными видами транспорта; состояние заболеваемости и летальности (смертности) по острым кишечным инфекциям неустановленной этиологии (показатели, используемые при эпидемиологическом анализе, проводимом с учетом нормативных документов).

4.5. Специалисты ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации, филиалов ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности реализации водного пути распространения возбудителя холеры на административных территориях (город, район, населенный пункт).

4.6. Специалисты управлений Роспотребнадзора по субъекту, территориальных отделов управлений Роспотребнадзора составляют карты-схемы населенных пунктов с указанием расположения канализационных очистных сооружений, мест сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод (в том числе аварийных) в открытые водоемы, их характер и объем, наличие канализационно-насосных станций вблизи водоемов, используемых для рекреационного и хозяйственно-бытового водопользования, а также с указанием мест обнаружения холерных вибрионов O1 и О139 серогрупп.

4.7. Лабораторному обследованию на холеру при проведении эпидемиологического надзора в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, с п. 2, ст. 23 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) подлежат лица, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Тактика эпидемиологического надзора за холерой при обследовании населения

Лица, подлежащие лабораторному обследованию на холеру

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции