Лекарство от холеры пушкин
Сейчас люди всей планеты сидят по домам, мучаются от одиночества и думают, чем бы заняться. В этой ситуации человечество оказывалось и раньше: Пушкин, например, просидел на холерном карантине три месяца в 1830 году, этот период был назван Болдинской осенью и оказался самым плодотворным в его писательской биографии. BURO. предлагает вдохновляться опытом человека, который фактически стал олицетворением поэтического вдохновения, и погрузиться в карантин-1830.
Откуда в Москву
попала холера
Что из себя представляет
Болдинская усадьба
Это одноэтажный дом в селе Большое Болдино в Нижегородской губернии, выделенный писателю отцом по случаю скорой женитьбы. Местность эту Пушкин описывал так:
В каком состоянии
он приехал в Болдино
Н. Н. Гончарова, рисунок Пушкина. 6 октября 1833 г.
Как на него воздействовала социальная изоляция
Пушкин не был домоседом, любившим, как это было свойственно многим русским писателям века, глубокомысленно скрючиться над столом. Для него — азартного игрока и гуляки, бывшего в долгах как в шелках, — периоды вынужденной изоляции становились своеобразными контрапунктами биографии.
Что Пушкин писал друзьям
перед отъездом
Накануне отъезда уже помолвленным Пушкин вдрызг ссорится с матерью Гончаровой. Он пишет Наталье:
В письме к своему другу поэту Петру Плетневу он изливает душу:
Как карантин повлиял
на планы Пушкина
Приезд Александра Сергеевича, вынужденный и задуманный как недолгий, затянется на три месяца — до 29 ноября. Планы спутают вести о запретах на передвижение в связи с эпидемией холеры, пришедшей в Россию под конец лета и добравшейся к 20-м числам до Москвы. Тотчас правительством был введен карантин, распространившийся на всю страну, надолго парализовавший привычную жизнь, но по итогам не остановивший эпидемии. В следующем году она пришла и в Петербург, и в Европу. За эту осень Пушкин несколько раз безуспешно предпринимал попытки бегства из Болдина. Оставшись в заточении в старом одноэтажном доме, ему оставалось только писать.
По какому распорядку
он жил в изоляции
Как отразился карантин
на его стихах
Какие герои появились
в его текстах
Да-да, и во времена Пушкина (1799-1837) случился карантин. Виной всему была холера.
Два года подряд – осенью 1830 и летом 1831 года – Пушкин жил под знаком эпидемии холеры.
Это сейчас о холере известно многое, от нее имеются вакцины, а во времена Пушкина она была неизвестной и новой болезнью.
Эпидемия холеры началась в Индии и охватила все страны, только аномально холодная зима 1823-1824 года смогла остановить ее. Ненадолго. В 1826 году холера достигла восточных границ Российской империи. В 1829 году она уже была в Оренбурге. В сентябре 1830 года докатилась до Москвы.
Правительство пыталось поставить заслон эпидемии. Была создана комиссия по борьбе с новой болезнью во главе с медицинским светилом пушкинского времени Матвеем Яковлевичем Мудровым (умер от холеры в 1831 году).
Крестный ход против холеры. С-Петербург
Издавались наставления по борьбе с холерой (кстати, рекомендации от холеры были такие же, как и сейчас –чаще мыть руки). Безуспешно. В течение 1830 года была поражена 31 губерния. Из 68 тысяч заболевших умерло более половины.
Въезд императора Николая I в Москву во время холеры 1831 года (гравюра того времени)
Население Москвы впало в панику. Кто мог, спешил уехать. За 12 дней Москву покинули 60 тысяч человек (!).
Характерная черта крепостной зависимости в России: пропускались лишь люди, едущие в каретах и колясках. То есть богатые. Пеший люд поворачивался обратно.
Не были подготовлены к страшной болезни и врачи. Они путали холеру с чумой. Вот почему Пушкин в своих письмах тоже путает эти болезни. Врачи даже спорили о заразительности болезни, что для сегодняшних дней удивительно.
(По воспоминаниям современников Пушкина)
В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталье Гончаровой и наконец-таки получает согласие от будущей тещи. Отец дарит ему к свадьбе небольшую деревеньку Кистенево.
Александр Брюллов, Портрет Н. Гончаровой, 1832
Крестьяне тут жили в большой нужде, 1/4 домов были покрыты тесом и топились по-белому, остальные подслеповатые курные избенки, крытые соломой.
Весной жители уходили на Волгу в бурлаки, в Оренбургские степи гуртовщиками и в Самарскую губернию – жать пшеницу.
Покосившиеся избы, крытые соломой, были в деревеньке Кистенево. Поэт едет в Нижегородскую область, чтобы вступить во владение.
Однако последняя встреча с матерью невесты была безобразна, Пушкин расстроен и находится в подавленных чувствах. Что ему холера? Он решает не быть малодушным и продолжить путь.
“Едва успел я приехать, как узнаю, что около меня оцепляются деревни, учреждаются карантины”.
Народ ропщет, мятежи вспыхивают то там, то здесь нелепые.
“Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказочки и не ездя по соседям”.
«…Приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня холера морбус . …Знаешь ли, что это за зверь? Того и гляди, что забежит в Болдино, да всех нас перекусает! …
По воспоминаниям болдинских старожилов, курчавый барин каждый день ездил верхом, записывал, какие леса, какие травы растут и каждый день принимал ванну – ему готовили кадушку с горячей водой.
Владимир Рогачев, Болдинские прогулки, 1998
В конце сентября Пушкин очевидно понимает опасность болезни, да и в карантине он сам боится зачахнуть. Он решает попытаться уехать из Болдина.
«Мне объявили, что устроено 5 карантинов отсюда до Москвы, и в каждом мне придется провести четырнадцать дней; сосчитайте хорошенько и притом представьте себе, в каком я должен быть сквернейшем настроении!
(А. С. Пушкин своей будущей жене Н. Н. Гончаровой, 30 сентября 1830, Болдино)
На самом деле до Москвы было устроено не 5, а 14 карантинов (!)
Все неудачно. Пушкину пришлось возвратиться в Болдино и даже стать надзирателем участка. Он просвещал крестьян, даже проводил проповеди. И лишь в конце ноября Пушкин выезжает из Болдино.
(Пушкин в карантине в Платаве)
С 6 декабря оцепление Москвы сняли, и Пушкин помчался в Москву.
Виталий Шилов (род. 1940), Осенние дожди, 2001
Оно усугублялось тем, что лица, путешествующие в собственных экипажах, пропускались, тогда как люди победнее задерживались. Пушкин знал, что за серебряный рубль можно было избежать задержки в карантине.
(Дневниковая запись Пушкина о беспорядках 26 июля 1831 года)
На анонсе: памятник А.С.Пушкину в Большом Болдино
Find more like this: АНАЛИТИКА
Европа закрывается на карантин, летние Олимпийские игры и Евро-2020 под угрозой, авиакомпании и турфирмы терпят убытки, число зараженных постоянно растет, людям настоятельно рекомендуют носить маски, которые уже становятся дефицитными. Виной всему – коронавирус.
Тревожная реальность удивительно похожа на фантастический сюжет об эпидемии. Произведений на эту тему в мировой литературе немало. Писатели знают, что закручивать интригу на фоне грозящей всему человечеству заразы очень выигрышно. Читатель не может оторваться от книги, желая скорее узнать, справятся ли главные герои с этой угрозой и каким образом это произойдет.
А пока мы закрываемся от коронавируса масками, перекрытыми границами, стенами больниц. Пожалуй, именно сейчас самое время отгородиться от паники и уныния книгами. Выбирайте любую из понравившихся в нашей подборке.
Куда скрыться во время эпидемии чумы, а главное – чем заняться?
События книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из трех благородных юношей и семи дам, встретившаяся в церкви Санта Мария Новелла, уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу, чтобы спастись от болезни. За городом они проводят свое время, рассказывая друг другу различные занимательные истории.
По сюжету в городе царит эпидемия чумы. Несколько человек накрывают стол на улице и начинают пировать и петь унылые песни. Во время пира подходит священник и упрекает компанию в кощунстве и безбожности. Он заклинает их прекратить пир и разойтись по домам, ему возражают: дома мрачно, а молодость любит радость. Священник пытается вразумить пирующих, говорит о том, что падший дух никогда не достигнет того места, где сейчас покоятся умершие от чумы близкие.
Эпидемия в умах и душах.
Эпидемия в современной России.
Грипп. Им ежегодно болеют десятки миллионов людей на планете, мы привыкли считать его неизбежным, но не самым страшным злом. Пить таблетки, переносить на ногах, заражая окружающих. А что будет, если однажды вирус окажется сильнее обычного и сначала закроют на карантин столицу, а потом вся страна пропадет во мраке тяжелого, смертельного заболевания?
Сюжет разворачивается в мире, пораженном глобальной эпидемией, в центре истории оказывается группа людей, которые, стремясь от нее спастись, пытаются добраться до уединенного островка посреди безлюдного карельского озера. Не обладая никакими сверхспособностями, они вынуждены бороться за жизнь в наступившем хаосе. И каждую минуту делать выбор в пользу человечности, – чтобы не оскотиниться перед лицом общей беды.
Роберт Невилл – подполковник медицинской службы американской армии — живет в постапокалиптическом Нью-Йорке, занимаясь патрулированием улиц города, пополнением припасов из пустых зданий, охотой на оленей и медицинскими опытами для изготовления сыворотки против вируса. Он, по всей видимости, единственный выживший человек в Нью-Йорке. Попытки найти других выживших с помощью радиосвязи – безуспешны. Однако в городе он не один. Он окружен зараженными людьми, которые стали звероподобными хищниками и ведут ночной образ жизни из-за болезненной чувствительности к солнечному свету – они гибнут при облучении ультрафиолетом. Роберт дисциплинирован, занимается спортом и считает, что обязан выжить и найти лекарство от вируса, уничтожившего человечество. Однако жизнь его очень одинока. Для того, чтобы не сойти с ума, он, то ли в шутку, то ли уже всерьез, разговаривает с манекенами в магазине и со своей собакой. Он также записывает себя на пленку, разъясняя свои опыты, которые сводятся к заражению пойманных чудовищ сывороткой, сделанной из своей крови, однако это не дает результатов. Несмотря на это, он не отчаивается и обнаруживает, что его сыворотка все же оказывает положительное действие на одну из лабораторных крыс.
Жозе Сарамаго – крупнейший писатель современной Португалии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года.
Главные герои романа – не уберегшийся от болезни врач-окулист и его жена, имитирующая слепоту, чтобы остаться с мужем. Они ищут крупицы порядка в мире, который неудержимо скатывается в хаос.
В 2008 году в прокат вышла экранизация этого романа режиссера Фернанду Мейреллешем.
И снова американцы…
Читайте книги и берегите свое здоровье!
Вот эти духоподъемные строки, активно распространяющиеся в Сети:
«Александр Сергеевич Пушкин , находясь на карантине по поводу холеры в Болдино , обращается к нам сегодняшним.
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.
На помощь разум призовём,
Сметём болезнь силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.
Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.
И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ
Однако друзья продолжали слать карантинные стихи. Замелькали они и в моей фейсбучной ленте. Зазвучали на радио, ТВ …
Тогда я решил отыскать настоящего автора. Благо, пару лет назад проводил подобное расследование по поводу стихотворений о вечных лакеях Европы с майдана, приписываемых Александру Сергеевичу.
Оказывается, наши поэты-современники публиковали их в Рунете под своими фамилиями. Но сетевой народ превратил в пушкинские.
А народ уверен – Пушкин написал про проповедь.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. В профиле ФБ вместо собственного фото у него красуется Джим Керри в зеленой маске из знаменитого фильма.
Но в мистификации Грим ни капельки не виноват. Обычно он пишет иронические стихи. Но 21 марта в Фейсбуке разместил оду.
Снабдив таким предисловием:
21 марта в 07:05 ·
Салам алейкум, честной народ!
Как говорится, коронавирус - коронавирусом, а Наурыз по распорядку.
Это единственный праздник, к которому я отношусь трепетно, ибо только он олицетворяет собой пробуждение от сна и наступление новой жизни.
От души поздравляю вас, люди доброй воли!
Навруз (Наурыз) - праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Считается самым древним на планете. Символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза ".
Обратите внимание: стихи появились в Сети 21 марта. И всего за несколько дней обрели сверхпопулярность, разлетелись по миру. Это тоже понятно. В условиях вселенской паники, падения мировой экономики, цены барреля, жутких ежедневных новостей о все новых и новых жертвах коронавируса, карантинов, самоизоляций, чудовищных фейков людям нужен хоть какой-то лучик света, кусочек счастья, надежда на будущее.
Все это и дает нам оптимистичное стихотворение Урри Грима. Он ведь сам в карантине, как и другие жители Алматы . Старается не падать духом. На днях выставил в ФБ фото, как собирается в магазин за хлебом, сопроводив ироничной подписью.
Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
23 марта. «Выхожу, одинокий и неприкаянный, в этот жестокий, коварный и опасный мир, кишащий вирусами, ментами и сексуально озабоченными женщинами.
ДОБРЫЙ ФЕЙК
Ну, а что же настоящий автор, скрывающийся под псевдонимом?
Урри откликнулся на чью-то мистификацию новыми стихами. На этот раз ироничными.
Какой такой, простите, Пушкин?
Что за пройдоха и нахал?
Не тот ли тип, что спирт из кружки
С какой-то нянею бухал?
Я зол, мне до смерти обидно,
Что нас так путает народ.
Как вам, товарищи, не стыдно?
Что за фантазии полёт?
Я потрясён сравненьем вздорным
И повторять уже устал,
Что дед мой вовсе не был чёрным
И звался он не Ганнибал.
Я помню каждое мгновенье
Отца казахские черты,
Своё в Актюбинске ученье
И переезд свой в Алматы.
Я житель этих территорий,
Душой и телом я казах
И у каких-то Лукоморий
Я не держал кота в цепях.
Вам подтвердят мои соседи
И побожится вся семья,
Что автор "Маленьких трагедий"
Или "Дубровского" не я.
Я с Гончаровой не встречался,
На танцах вместе с ней кружа,
И на дуэлях я не дрался
И не стрелял в меня бажа.
Да что там! Даже Ильичёва
Вам подтвердит, что я не лгал,
И про Бориса Годунова
Ни строчки в жизни не слагал.
Над "i" все точки я расставил
И хватит воду здесь толочь!
А то я, самых честных правил,
Могу не в шутку занемочь.
Книга вышла в 1999 году, сейчас она доступна, скорее всего, только в библиотеках нашего района. Мы посчитали возможным опубликовать к 220-й годовщине рождения великого поэта фрагмент из прошлого издания.
Пушкин - наше всё
Богородский край в судьбе поэта
Любимой супруге своей, Валентине Александровне, посвящаю
. Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет.
Но это первое впечатление невовлеченности края в творчество Пушкина предстает при внимательном исследовании поверхностным и несправедливым.
Попробуем представить себе облик поэта в конце 1820-х - начале 1830-х годов по воспоминаниям современников.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Портрет был выполнен по заказу Антона Дельвига, после его смерти Пушкин купил портрет у вдовы друга за тысячу рублей.
По заказу Дельвига в том же 1827 году профессор гравировального класса Академии художеств Николай Уткин выполнил по портрету Кипренского гравюру, которая приобрела широкую известность. Отец поэта и лицейские друзья считали гравюру Уткина самым похожим портретом Пушкина.
В таком настроении Пушкин отбыл из Москвы в Болдино.
Путь к Владимирскому тракту лежал по главной улице слободы - Тележной (называлась она еще 1-ой Рогожской, сейчас - Школьной). Здесь же жила и семья Коровиных, ямщицкое хозяйство которых оставалось могущественным вплоть до постройки Ярославской и Нижегородской железных дорог, когда большая часть ямщиков была вынуждена оставить свое дело.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Бессмертья, может быть, залог,
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Самое большое число умерших пришлось на 14 октября, когда от холеры скончалось 118 человек, от других болезней в этот день скончалось только семеро. В обычное время смертность в Москве составляла около 30 человек в день, при числе жителей 300 тысяч человек. Всего за период с сентября 1830 по январь 1831 годов болело холерой 8340 человек, умерло 4531, т.е. смертность составила более 50%.
Оцепление Москвы продолжалось до 6 декабря 1830 года. С этого дня были уничтожены карантины. Только в смежных с Московской губерниях еще на некоторое время были оставлены обсервационные заставы.
На другой год, в июне 1831 года, первые случаи заболевания появились в северной столице - в Петербурге, и сразу же были приняты меры, опробованные в 1830 году в Москве: город был окружен еще более плотным кольцом кордонов (военных застав) и карантинов, был образован особый комитет, назначены попечители, началось устройство больниц.
Мы чуть забежали вперед, но этому есть оправдание - холера 1830-1831 годов была настоящим бедствием для России. От холеры умерли близкие к Пушкину люди - дядя поэта Василий Львович Пушкин, знакомый с детства князь Николай Борисович Юсупов.
Вернемся все же к осени 1830 года, когда поэт, презрев все препятствия, едет в Болдино. Воспоминания путешественников начала XIX века помогут нам восстановить его дорожные впечатления. Вся дорога до Болдино составляла около 550 верст и проходила она через города Богородск, Покров, Владимир, Судогду, Муром, Арзамас, Лукоянов. Московско-Нижегородский тракт (его также называли Владимиркой, Казанским трактом, Большой Сибирской дорогой) еще не был выпрямлен, это произойдет позже - в 40-х годах.
Следующая и последняя на территории уезда почтовая станция размещалась в Платаве (Плотава, Плотово). Сюда станция была перемещена в начале XIX века из места ее первоначального расположения - деревни Микулиной. Платава была сравнительно небольшой деревеней - около тридцати дворов и сотни две населения. Так же как и в большинстве других селений уезда, здешние крестьяне жили, главным образом, ткачеством.
Преодоление расстояния в 100 верст от Москвы до Покрова составляло, практически, дневную норму для путешествующих. Г.А. Римский-Корсаков запечатлел в своих воспоминаниях хронометраж такой поездки: выехал из Москвы в 10 часов, в 12 - в деревне Новой, в 14 - в Богородске, в 18 - в Платаве (на этом участке он несколько задержался, переправляясь через разлившуюся весеннюю Клязьму на пароме), в 22 часа 30 минут путешественник прибыл в Покров.
Прервем воспоминания московского старожила и скажем, что первый этап располагался как раз на Рогожской заставе. Здесь арестанты, отправлявшиеся в Сибирь, останавливались для короткого отдыха и проверки, обычно по понедельникам и вторникам их колонны уходили в свой дальний и тяжелый путь. Впереди каторжные в кандалах, ножных и ручных, далее в одних ручных и просто без кандалов, а за ними возы с семейными арестованных: женами, детьми, родными. На повозках везли и больных арестантов.
Вернемся к воспоминаниям Богатырева:
«Зато по этому же тракту неслись и лихие песни. Звенели «малиновые« колокольцы под золотой, расписанной яркими цветами дугой, гремели и звякали бубенцы на наборной сбруе. Вихрем неслись лихие тройки, разливалась широкая песня лихача-ямщика по луговому простору и, отдаваясь эхом в лесу, пропадала в нем.
Села на этом пути были богатые, большие. Постоялые дворы - так впору боярину жить, а насчет угощения, так разве птичьего молока только да рыбных яиц нет, а то чего душа захочет, того и просит.
Арзамас, по отзывам всех видевших город в эти годы, представлялся лучшим городом в губернии и по красоте зданий, и по богатству промышленности и торговли. Возникший еще в 1578 году как укрепленный город, Арзамас, благодаря выгодному географическому положению, стал богатым торговым центром (продажа хлеба, лука, птицы, скота). В городе развивались различные ремесла, среди которых главные: войлочное, кожевенное, скорняжное, салотопенное, кузнечное и другие. С 1717 года Арзамас - главный город провинции Нижегородской губернии, с 1779 года - уездный город. В 1802-62 годах в Арзамасе существовала единственная провинциальная живописная школа.
В стороне от больших трактов находились города Лукоянов и Сергач. В первом во время своих поездок Пушкин бывал чаще, а в Сергаче только раза два в 1830 году.
Авось, о Шиболет народный,
Тебе б я оду посвятил,
Но стихоплет великородный
Меня уже предупредил
Авось дороги нам исправят
О, слово милое, простое!
Тебя в стихах я восхвалю!
Словцо ты русское прямое,
Тебя всем сердцем я люблю!
На свете мыкался я много,
Ходил, езжал и так и сяк;
Пойдешь с авось - везде отлого,
Пойдешь с умом - все буерак.
Теперь я стал мужик свободный,
И делать всячину досуг;
Хотя пиит не превосходный,
Но все гожусь в семейный круг!
Бумагу целый день мараю,
Перепишу, да прочитаю;
Моя цензура все жует.
Она не смеет бить тревогу, -
За тем, что дома, слава Богу!
Чрезвычайно мне везет!
Она нередко пустошь мелет
Про тех, кого спешит обнять;
По-русски молвить: мягко стелет,
Да жестко, сказывают, спать.
Иному даст такую зорю,
Что кровь приводит всю в игру.
Востра, бойка - я и не спорю;
Да только мне не по нутру.
Вот здесь, когда меня не будет,
Вот здесь уляжется мой прах!
На месте сем меня разбудит
Один глас трубный в небесах!
Тогда со всех концов вселенной
На страшный суд нелицемерный
Стекутся люди всяких вер;
Цари смешаются с рабами,
Безумцы станут с мудрецами,
С ханжой столкнется изувер.
Не славьте вы меня стихами;
Они не нужны мертвецам!
Пожертвуйте вы мне сердцами,
Как оным жертвовал я вам.
Стихи от ада не избавят,
В раю блаженства не прибавят;
В них только гордость и тщета!
Проток воды, две три березы,
Да ближних искренние слезы -
Вот монументов красота!
Театра злой законодатель,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Ю.М. Лотман - автор наиболее полного комментария к роману, сравнил онегинские черты с характеристикой Никиты Всеволодовича Всеволожского в черновом варианте послания Пушкина Якову Толстому:
Театра злой летописатель,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все - прекрасного друзья.
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного, -
«Что ж он в семье своей почтенной?
. Теперь уж у вельмож
Не стану няньчить ребятишек;
Я сам вельможа буду тож;
В подвалах, благо, есть излишек.
Теперь мне честность - трын-трава!
Жену обсчитывать не буду,
И воровать уж позабуду
Не тот к стране родной усердие питает,
Кто хвалит все свое, чужое презирает,
Кто слезы льет о том, что мы не в бородах,
И, бедный мыслями, печется о словах!
Но тот, кто, следуя похвальному внушенью,
Чтит дарования, стремится к просвещенью;
Кто, сограждан любя, желает славы их;
Кто чужд и зависти, и предрассудков злых!
Квариты храбрые полсветом обладали,
Но общежитию их греки обучали.
Науки перешли в Рим гордый из Афин.
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат -
Все годны в строй; у нас ведь не парад.
Венец желаньям! И так я вижу вас,
О други смелых муз, о дивный Арзамас.
. В беспечном колпаке
С гремушкой, лаврами и с розгами в руке.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Земля была б без них мертва,
И как алтарь без божества.
В ранних вариантах стихотворения гордость предками и любовь к ушедшим поколениям связана с чувством собственного достоинства:
На них основано от века
По воле Бога самого
Залог величия его.
Прочитаем стихотворение полностью:
Моя родословная
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Смирив крамолу и коварство,
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало. но - я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукий,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь Петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
И дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил,
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь укоротил.
Я грамотей и стихотворец.
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец.
Я сам большой: я мещанин.
Post scriptum
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки к шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос, усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин,
Что ж он в семье своей почтенной?
Он. он в Мещанской дворянин.
Я грамотей, я стихотворец,
Я просто Пушкин, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Пушкин еще раз подчеркнет:
«Я мещанин, как Вам известно,
Нельзя не указать и на то, что уже с самого начала XVIII века судьбы многих Мусиных-Пушкиных были связаны с Богородским краем, среди них и приобретший наибольшую известность граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин - собиратель и исследователь русских древностей.
Пушкины и Мусины-Пушкины неоднократно роднились между собой: прабабушка поэта Сарра Юрьевна приходилась двоюродной сестрой жене Платона Ивановича Мусина-Пушкина, а его дочь - Надежда Платоновна, являлась бабушкой Натальи Николаевны Гончаровой по отцу.
Упрямства дух нам всем подгадил.
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Родная сестра другого Пушкина - Ивана Федоровича Шиша-Пушкина, вышла замуж за будущего главного заводилу стрелецкого бунта 1682 года Ивана Андреевича Хованского, казненного в том же году. Существует легенда, что часть стрельцов, избежавших массовой казни, была выселена в глухие места будущего Богородского края. С высылкой из Москвы попавших в это время в опалу бояр связывают название деревни Барская будущего Богородского уезда.
О, кто бы ни был ты: старик ли вдохновенный,
Читайте также: