Легенда за холеру валерий смирнов

За полвека, пока Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов) (1821-1867), в городе несколько раз свирепствовала эпидемия холеры, уносившая жизни части горожан и наводившая ужас на всех прочих. Как действовала Церковь в это тяжелое время? И к чему призывала свою паству?

Московское бедствие

Первый раз холера явилась в Москву в сентябре 1830 года. Инфекция пришла из Персии, преодолела южные границы России, поразила крупные российские города, а в самой Москве продержалась всю осень. Впоследствии она еще не раз возвращалась — вспышки холеры были отмечены в 1847, 1848, 1855 годах.

Храмы, тем не менее, оставались открытыми. В сентябре 1830 г. митрополит Филарет писал в одном из писем:

25 сентября святитель Филарет отслужил молебен об избавлении от болезни в главном московском соборе — Успенском, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Вдобавок, святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. В числе жертвователей этого комитета был в том числе государь Николай I, не испугавшийся лично посетить Москву в самый разгар эпидемии и руководивший здесь устройством больниц (в городе были открыты Ордынская и Басманная временные холерные больницы, а также несколько частных), работами по снабжению города всем необходимым, созданием приютов для детей и т. д.

Первая вспышка холеры сошла на нет в декабре 1830 года. Мужественная позиция московского митрополита сыграла, по отзывам современников, немалую роль в укреплении духа москвичей: многие из них становились добровольцами и сами оказывали помощь заболевшим. Брали пример с московского святителя и архиереи других городов, куда холера пришла вслед за Москвой.


Въезд императора Николая I в Москву во время холеры 1831 года (гравюра того времени)

Время, когда в городе свирепствует холера, особенно важно использовать правильно — для покаяния и добрых дел, настаивает святитель Филарет. «Нет времени, которое безопасно можно было бы пренебрегать: ибо во всякое время можно спастись или погибнуть. Но особенно и необыкновенно важно для нас сие время, когда Бог уже положил нас на весы правосудия Своего… когда путь жития нашего стеснился так, что с каждым шагом мы поставляем ногу между жизнию и смертию, между надеждою спасения и страхом погибели.

В слове, сказанном при возвращении холеры осенью 1847 года, святитель Филарет призывает не отказываться и от обычных житейских мер безопасности:

«Не будем невнимательны. Не будем тяжкосерды. Не будем неблагодарны, — взывал святитель Филарет к народу по окончании эпидемии холеры в 1848 году. — …Если в день скорби, пред угрожающею ночью смерти, ты воззвал к Богу из глубины души, и мог потом приметить некое мановение невидимой руки, изымающей тебя от опасности: прославь Бога, дающего молитву молящемуся, близкого к призывающим Его, являющегося в милостях и щедротах.


Причащение умирающей, А. Веницианов, 1839

Если ты не видал особенного знамения спасения, но тем не менее спасен от беды, ходившей окрест тебя: прославь Бога сокровенного, но тем не менее везде присутствующего и вседействующего, призирающего на тебя, когда ты о том не знаешь, и спасающего тебя, когда ты о том не думаешь.

Если ты столь тяжкосерд, и так занят суетою, что и близкое бедствие не устремило тебя к Богу: одумайся хотя теперь, прославь Бога долготерпеливого, и перестань искушать Его долготерпение невниманием к Его судьбам, и к вечной судьбе твоей собственной души.

Молитва святителя Филарета во время эпидемии:

Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь

Послесловие от редакции

Подвиг святителя Филарета Московского особенно ясен для тех, кто знает церковную историю. Архипастыри отнюдь не защищены от заражения или даже смерти от инфекционной болезни. Русской церковной истории известно, как минимум два случая, когда владыки становились жертвами эпидемии.

В 1352 г. архиепископ Новгородский Василий Калика (прославленный в XV веке в лике святых), принял псковских послов, которые просили архиерея приехать в их город, охваченный чумой, для благословения горожан. В Пскове после совершённых богослужений и крестных ходов архиепископ Василий заразился и 3 июля 1352 г. скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Жители города не смогли устоять перед желанием проститься со своим духовным пастырем, – и это привело к страшной эпидемии.

В 1866 году, во время очередного нашествия холеры, другой святитель, Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. 5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, став жертвой холеры. Несмотря на усилия врачей, святитель скончался от этой болезни.

Самоотверженность святителя Филарета Московского, которого Бог уберёг от заражения и двух святителей, которые пожертвовали собой ради паствы, не подлежит сомнению. Но их опыт свидетельствует против распространившегося сегодня странного суждения, будто верующий человек, человек святой жизни, имеет некий особый иммунитет против болезни, а меры предосторожности при причащении чуть ли не являются десакрализацией Таинства. Это не так. И такого радикального представления Церковь не исповедует. Во все времена разумные профилактические меры старались соблюдать, они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня наших знаний об инфекционных болезнях.

Благодарю вас, Симеон, за допроняющие комментарии. Спаси вас Бог!
Очень печально, да нет, УЖАСНО БОЛЬНО. слышать призывы закрывать храмы! Начальники ладно, Бог нам Судья, а вот от духовенства, это ужасно!
Вам, Владимир, договариваться надо не с начальниками, а с Богом, и тогда все встанет на свои места. А если боимся начальников, значит боиммя потерять что то земное, к чему прилипла наша душа. При этом какое может быть исповедничество?!
Проживем мы меньше, чем мы думаем!
Спаси вас Господь!

Не было в истории православия протирания лжицы и отказ целовать чашу! Что говорит священник перед причастием:"Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.
Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя." Так чего мы боимся больше вируса или того, что Господь покинет нас за такое неверие святыне! Думайте, что пишите:". ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. "

Благодарю за ценную информацию. Особенно человека, который в комментариях цитаты привел.

Очень нужная , очень своевременная и полезная информация. Такой бардак в мыслях, разброд и шатания среди людей в наше непростое время. Внутри были колебания из одной крайности в другую, и было непонятно, как себя вести, ходить ли в храм. Спасибо.

К послесловию к статье хотелось бы добавить (хотя бы на уровне комментария, т. к в статье об этом вовсе не говорится), что во времена Святителя Филарета были люди, которые обвиняли его в том, что он собирает народ в большом количестве во время крестных ходов об избавлении от холеры и тем самым подвергает людей заражению. И вот что по этому поводу говорил Святитель:

"Подобным же образом и в 1866 году, по случаю холеры, Филарет писал в письме к викарию своему Игнатию от 17 сентября: «Напрасно более боятся молитвы нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась" (Корсунский И.Н. Деятельность Филарета, митрополита Московского, в холеру 1830-1831 гг. )

Относительно Причастия из одной лжицы также вызывал в то время у некоторых вопрос.

"Особенно могло внушать опасение таинство причастия, когда все подходят к священным сосудам и причащаются от одной ложки. И тут Филарет заверил царя, что никаких случаев заражения после причастия не наблюдается.

Относительно заражения священников во время исполнения их пастырских обязанностей снова читаем мнение свт. Филарета на этот счет:

И в заключении хотелось бы упомянуть еще об одном святом, который был также самоотвержанным, как и Святитель Филарет во время холеры - это свя­щен­но­му­че­ник Ки­рилл (Смирнов), мит­ро­по­лит Ка­зан­ский и Сви­яж­ский. Вот случай из его жития: "Твёр­дость ве­ры Вла­ды­ки про­яви­лась в та­ком эпи­зо­де: ко­гда по рас­по­ря­же­нию са­ни­тар­ной ко­мис­сии в свя­зи с эпи­де­ми­ей хо­ле­ры в 1909 го­ду бы­ло да­но рас­по­ря­же­ние освя­щать на Бо­го­яв­ле­ние толь­ко ки­пя­чё­ную во­ду, Вла­ды­ка от­ка­зал­ся это де­лать и освя­щал реч­ную. (https://azbyka.ru/days/sv-kirill-smirnov).

Симеон, прежде всего, прошу выйти на связь. Не знаю, писали Вам наши сотрудники или нет, но буду рад знакомству. Найдите меня в ВК или ФБ, напишите, что это Вы, хорошо?

По существу комментария: да, и это несмотря на то, что ещё сохранялись элементы церковного влияния на многие стороны жизни, а империя считалась православной. Что уж говорить о сегодняшней ситуации. И насколько сложно современныму священноначалию договариваться с руководством страны. Которое встревожено не на шутку, причём вполне обоснованно.

Спасибо огромное за такую утешительную,обнадеживающую и вдохновитель нужно статью!

На месте Одессы некогда находилась турецкая крепость Хаджибей. К России крепость отошла по результатам Русско-турецкой войны в декабре 1791 года. Вице-адмирал Осип (Жозеп) де Рибас на придворном балу 6 января 1795 года предложил государыне Екатерине II переименовать Хаджибей в Одессос. Тогда было принято на отвоеванных таврических и новоросских землях называть города греческими именами (Севастополь, Тирасполь, Херсон). Считалось, что неподалеку от Одесского залива в древности располагался античный Одессос (позже выяснилось, выяснилось, что Одессос находился в Болгарии).

Наполнению Одессы не помогла даже политика российских властей, которые указом от 12 декабря 1796 года гарантировали личную свободу крепостным крестьянам, бежавшим в Новороссию! Но земледельцев привлекали сельхозугодья, а не строительство порта и города. Многие одесские жители были сезонными рабочими, большей частью – мужчинами. Так что и плодиться здесь было проблематично.

А где, бишь, мой рассказ несвязный?

В Одессе пыльной, я сказал.

Я б мог сказать: в Одессе грязной —

И тут бы, право, не солгал.

В году недель пять-шесть Одесса,

По воле бурного Зевеса,

В густой грязи погружена.

Все домы на аршин загрязнут,

Лишь на ходулях пешеход

По улице дерзает вброд;

Кареты, люди тонут, вязнут,

И в дрожках вол, рога склоня,

Сменяет хилого коня.

Снабжение водой, санитарное состояние в целом было скверным. Из-за этого то и дело вспыхивали эпидемии чумы и холеры. Так что Одесса не была для её пёстрого народа ни мамой, ни муттер, ни мазэ, ни даже мамма миа…

Богатая криминальная невеста…

Но настоящее, бурное экономическое развитие города началось с открытием в 1869 году Суэцкого канала. Резко сократился морской путь из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга, а по экономическому развитию и народонаселению - четвертым городом в империи. К 1914-му здесь живут 669 тысяч человек! Возводились здания государственных, торговых, общественных учреждений, гостиниц и банков, жилые дома, мостились площади, улицы…

Потому Одесса и стала раем для уголовного мира всей России! Сюда, в богатый южный город и порт, потекли жулики со всех концов империи. Здесь было чем поживиться и, что немаловажно, где удобно разместиться. Несмотря на бурный рост города, его окраины оставались запущенными и смахивали на бразильские фавелы.

…и состоятельный уголовный жених

Под стать будущей супруге оказался и Ростов-на-Дону. Правда, он явно уступал Одессе по основным показателям и масштабам. Начало Ростову положил указ императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года об учреждении Темерницкой таможни. Затем здесь появляется порт, а в 1761 году начинается строительство военной крепости Димитрия Ростовского в честь митрополита ростовского и ярославского Дмитрия, причисленного РПЦ к лику святых. Гарнизон крепости насчитывал более четырех тысяч человек. Еще тысяча проживала в окрестных слободах. На работы в порт регулярно приходило до трех тысяч наймитов из Украины. То есть изначально Ростов был крупнее будущей Одессы.

Однако к середине XIX века Южная Пальмира значительно обогнала Ростов в развитии. Но всё же со второй половины XIX века Ростов-на-Дону, как и Одесса, переживает период бурного роста. К концу XIX столетия в Ростове работало несколько десятков предприятий: чугунолитейные, механические и канатные заводы, паровые мукомольные мельницы, две табачные и одна писчебумажная фабрики и т. д.

Упоминание Одессы-мамы встречается в стихотворении Маяковского 1925 года - "Американские русские":

"Горланит по этой Америке самой

Уж если Одесса - Одесса-мама,

то Нью-Йорк - Одесса-отец".

Город славился либерализмом. Евреи активно участвовали в городском самоуправлении. Местные власти относились к ним с симпатией и терпимостью. Одесса становится для евреев неофициальной столицей, городом мечты. Евреи по численности были здесь второй национальностью. В 1892 году из 404 тысяч жителей 198 233 были русскими, 124 511 – евреями. Понятно, что и представители еврейского преступного мира относились к Одессе трепетно. Именно Одесса стала их криминальной столицей. Ведь даже в Киеве и Варшаве права на жительство иудеев были ограничены (а в Киеве временами действовал полный запрет).

«Карманный вор на специальном воровском жаргоне называется „марвихер”. Это название распространяется на всех воров, занимающихся карманными кражами. В воровском обществе эти воры пользуются большим почетом и уважением. Преступники считают и называют их ”аристократами”. „Марвихеры-аристократы” большею частью евреи, поляки, греки, а русские встречаются между ними сравнительно редко…

Имея определенное постоянное жительство в каком-нибудь месте, где живут их семьи, они никогда не воруют в родном городе, а уезжают в другое, более отдаленное место… Собираясь „райзен”, т. е. путешествовать, вор берет с собой товарища, который служит ему помощником. Такой помощник на воровском жаргоне называется „фартицером” или „затырщиком”, сам же вор именуется „торговцем”…

Такой вор скорее похож на доктора, адвоката, агента страхового общества, у него благообразная наружность, прекрасные манеры; на нем великолепный костюм всегда от лучшего портного… Большая часть их получила в свое время некоторое воспитание, многие говорят на нескольких иностранных языках, так что они не ограничиваются пределами нашего обширного отечества, а часто отправляются на гастроли в населенные центры других государств. Жертва должна непременно иметь вид барина… такая жертва носит у воров кличку „прыц”.

…и а руссишер папа

Кто в доме хозяин?!

Гражданская война на время затормозила процесс. Город переходил из рук в руки, преступность свирепствовала, к началу 20-х Одесса подошла в жалком состоянии. В городе была разрушена четверть домов и многие предприятия, численность населения резко упала: немало людей погибло, часть эмигрировала. После голода 1921– 1922 годов население Одессы составляло 324 тысячи – почти вдвое меньше, чем в начале века.

Конечно, позже Одесса интенсивно возрождается: восстанавливаются прежние фабрики и заводы, строятся новые. В 1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в самом успешном для империи 1913-м. Одесса становится крупнейшим всесоюзным курортом.

Появляется плеяда замечательных писателей-одесситов, переехавших в столицу и добившихся громкого успеха: Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров, Исаак Бабель, Александр Козачинский, Лев Славин… Отдельно следует назвать великого Леонида Осиповича Утесова, не принадлежавшего к писательскому цеху, но ставшего настоящим певцом Одессы. Все эти люди способствовали расцвету и укреплению одесского криминального мифа.

С ванярского кичмана

Сбежали два уркана,

Сбежали два уркана на Одест…

Товарищ, товарищ,

Скажи моей ты маме,

Что сын ее погибнул на посте:

И с шашкою в рукою,

С винтовкою в другою,

И с песнею веселой на усте.

За ще же ж мы боролись,

За ще же ж мы страждались,

За ще ж мы проливали нашу кровь.

Конечно, никакого кичмана (тюрьмы) в убогой Вапнярке сроду не было. К тому же многие исследователи не могут уразуметь: как могли урканы сражаться с винтовкой и шашкой? За кого они, интересно, кровь проливали?! Вроде одно к другому не лепится. А вот и лепится – если вспомнить об истории Мишкиного полка…

Впрочем, многие исследователи склонны считать это не более чем мифом. Во всяком случае, официальных документов на сей счет нет. Очевидцы тоже не могут сказать ничего определенного.

Как открывалася ростовская пивная,

В ней собиралася компания блатная,

Эх, Одесса, мать-Одесса,

Ростов-папа шлет привет!

Но и этим дело не ограничивается! На незалэжной Украине обнаружился еще один сынок. Он заявил о себе грозной присказкой:

Одесса – мама, Ростов – отец,

Кто Харьков тронет, тому капец!

На Тихом Дону вместо Харькова называют Шахты. Но вот сынок это или дочка, науке пока определить не удалось.

Все эти процессы свидетельствуют о том, что Ростов-папа и Одесса-мама до сих пор числятся в большом авторитете. И это радует.

Радуйтесь люди! Ликуйте, земля и вода.


Для тех, кто до сего дня не знал о Валерии Смирнове (а это только Архангельская, Вологодская и Тьмутараканская губернии) разъясняем: этот человечище — живой носитель того Одесского языка, который вы мечтаете услышать, когда едите в наш город. Именно Валерию Павловичу Смирнову удалось сделать то, что до недавнего времени считалось даже теоретически невозможным. Из всех родившихся в Одессе литераторов только ему удалось стать знаменитым писателем, не покидая родного города. Критики упоминают имя Валерия Смирнова в одном ряду с такими писателями, как Валентин Катаев, Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров. Он автор 50 книг, общий тираж которых превышает три миллиона экземпляров.

Ещё раз не поленимся проговорить Валерию Павловичу слова нашей благодарности, а Вам пожелаем вкусненького удовольствия от прочтения.

В. Жаботинский, 1930 г.

Ну, а если одесский язык таки да фикция, как пропагандирует фармазон Филевский, то пусть он войдет в Интернет и прочитает жменю разнокалиберных сообщений по поводу японского профессора-филолога Сусуму Эмура, который будет финансировать двухтомный словарь одесского языка, над чьим созданием усиленно потеют его одесские коллеги. Я же в свою очередь готов доказать большому доктору Филевскому, что таки да знаю где живу. Месье Филевский, мажем на лимон зелени: профессор Сусуму скорее исполнит на себе харакири, чем дождется от одесских ученых того двухтомного словаря? А если месье Филевский захочет через суд покачать права за то, что я назвал его фармазоном, так ведь одесского языка с его точки зрения не существует.

Агицин паровоз Моня, ты же всю дорогу пишешь за субкультуру Ленинграда и имеешь фамилию Петренко, но в одесском языке петришь, как тебе даже внешне подобная, привыкшая к иным субпродуктам, особь в апельсинах. Поц, мама дома? Ша, америкоский пиараст Миша, не кипяти нервы и береги мозги для инсульта, если их в тебе осталось, всех трех параллельных извилин. Чемпиён среди поцыфистов, чтоб тебе, Мишигене американское, быть здоровым, как тому бодибилдингеру, и до конца жизни пытаться поднять такую самашечую тяжесть, как собственную пуцьку. И вообще, мужчина самый сок Петренко, у тебя вся надежда не на доктора Квиташа, а на доктора Гринберга. Тем более что он лечит пидоров, как мокрожопых, так и в хорошем смысле. В общем и целом, Мишигене, желаю тебе до сто двадцать и огромного еврейского счастья.

Мы росли в пропитанных одесским духом, кулинарией и языком дворах, за черту которых изначально была выведена национальная составляющая, и все были друг другу своими, роднее любой мишпухи. Если кому-то из шибеников нашего двора вместо очередной шкоды сильно приспичивало похавать, а родной мамы дома не было, он влетал в любую соседскую хату. К Рабиновичам, Войтенко или Зименковым – без разницы, где не то, что буцмана, но и шкилю макаронную кормили по-одесски, до полной усрачки. А когда в бывшей комнате капитана дальнего плавания Дьякова поселился какой-то рогатый, и высказался на дворе по поводу национальности Яшки Фраермана, то Сашка Медведев с ходу на большой отрихтовал его шнобель. Двор регулярно лупил кугута в течение полугода, пока этот черт не поменял свою комнату в одесской коммуне на самостоятельную квартиру аж в порту Южном.

По сию пору, спустя куда более полувека после первой публикации известных произведений московских писателей одесского разлива, суждения об одесском языке строятся по их книгам. Или кому-то таки неясно, что одесский язык продолжал развиваться и после смерти классиков одесской литературы? Да и пресловутые одессизмы куда обильнее рассыпаны по текстам практически неизвестных даже в нынешней Одессе предшественников символа одесской литературы Бабеля – Рабиновича, Кармена, Ловенгарда и даже некогда писателя с европейским именем Юшкевича, Леон Дрей которого был крестным папой Бени Крика. И не из одесского языка, а в одесский язык попали кое-какие писательские изыски. Да только ли в одесский?


19 ноября стал известен лонг-лист претендентов на премию Национальной киноакадемии кинематографических искусств и наук России Золотой орел 2018. В категории Лучший игровой фильм представлены 30 лент, среди них работы Алексея Федорченко, Алексея Германа-мл., Кирилла Серебренникова, Александра Котта, Авдотьи Смирновой, Ивана И. Твердовского, Веры Глаголевой и других. В номинации Лучший анимационный фильм - 33 фильма, Лучший неигровой фильм - 47, Лучший зарубежный фильм в российском прокате - 38.

Члены Академии выберут трех номинантов в каждой категории и пять - в номинации Лучший игровой фильм.

Торжественная церемония вручения Премии состоится в первом павильоне Киноконцерна Мосфильм 26 января 2019 года.

Официальная награда премии - статуэтка в форме Золотого орла.

Рекомендательный список Экспертного совета Национальной киноакадемии кинематографических искусств и наук России:

Лучший игровой фильм

Режиссер: Сергей Ливнев
Продюсеры: Сергей Ливнев, Сергей Бобза

Режиссер: Евгений Шелякин
Продюсер: Алексей Гуськов, Яков Драбкин

Режиссер: Александр Шейн
Продюсеры: Александр Шейн, Виктор Такнов, Гия Лордкипанидзе

Режиссер: Алексей Федорченко
Продюсеры: Андрей Савельев, Артем Васильев, Максим Ложевский

Режиссер: Михаил Расходников
Продюсеры: Георгий Малков, Владимир Поляков, Михаил Кучмент, Константин Елкин, Юрий Душин

Режиссер: Егор Баранов
Продюсеры: Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, Евгений Никишов

Режиссер: Егор Баранов
Продюсеры: Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, Евгений Никишов

Режиссер: Антон Мегердичев
Продюсеры: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков

Режиссер: Алексей Герман-мл.
Продюсеры: Андрей Савельев, Артем Васильев, Константин Эрнст

Режиссер: Авдотья Смирнова
Продюсеры: Наталья Смирнова, Оксана Барковская, Анатолий Чубайс, Сергей Сельянов: Виктория Шамликашвили

Режиссер: Тигран Кеосаян
Продюсер: Давид Кеосаян

Режиссер: Олег Трофим
Продюсеры: Михаил Врубель, Александр Андрющенко, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Вячеслав Муругов

Режиссер: Кирилл Серебренников
Продюсеры: Илья Стюарт, Мурат Османн, Михаил Финогенов

Режиссер: Вера Глаголева
Продюсер: Наталья Иванова

Режиссер: Сарик Анреасян
Продюсеры: Армен Ананикян, Гевонд Андреасян, Сарик Андреасян, Алексей Рязанцев, Владимир Маслов

Режиссер: Ян Гэ
Продюсер: Ян Гэ

Режиссер: Кирилл Соколов
Продюсер: Софико Кикнавелидзе

Режиссер: Иван И.Твердовский
Продюсер: Наталья Мокрицкая

Режиссер: Александр Аравин
Продюсеры: Карен Шахназаров, Галина Шадур

Режиссер: Дмитрий Тюрин
Продюсеры: Джаник Файзиев, Рафаел Минасбекян, Павел Степанов

Режиссер: Николай Хомерики
Продюсеры: Петр Ануров, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский

Режиссер: Наталия Мещанинова
Продюсеры: Сергей Сельянов, Наталья Дрозд

23. Со дна вершины Режиссеры: Яна Поляруш, Тамара Цоцория, Константин Кутуев

Продюсеры: Тамара Цоцория, Константин Кутуев, Руслан Витрянюк, Анатолий Царик

Режиссер: Константин Хабенский
Продюсеры: Эльмира Айнулова, Глеб Фетисов, Мария Журомская

Режиссер: Александр Котт
Продюсеры: Тереза Варжапетян, Елена Гликман

Режиссер: Дмитрий Дьяченко
Продюсеры: Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк

Режиссер: Данила Козловский
Продюсеры: Данила Козловский, Пётр Ануров, Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков

Режиссер: Дарья Жук
Продюсеры: Дмитрий Осмеркин, Валерий Дмитроченко, Дебби Вандермулен, Ольга Гойстер, Биргит Гоернбок

Режиссер: Эдуард Новиков
Продюсер: Дмитрий Шадрин

Режиссер: Наталья Меркулова, Алексей Чупов
Продюсеры: Екатерина Филиппова, Александр Роднянский, Катрин Кисса

Режиссер: Сергей Мокрицкий
Продюсеры: Наталья Мокрицкая, Ульяна Савельева, Мила Розанова

Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)

Режиссер: Егор Баранов
Продюсеры: Александр Цекало

Режиссер: Дмитрий Константинов
Продюсеры: Алексей Моисеев, Олег Пиганов

Режиссер: Олег Асадулин
Продюсеры: Александр Цекало

Режиссер: Виталий Воробьев
Продюсеры: Сергей Титенков, Николай Попов

Режиссер: Елена Николаева
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Нелли Яралова

Режиссер: Владимир Хотиненко
Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Антон Златопольский

Незнакомка в зеркале

Режиссер: Станислав Рубенчик
Продюсеры: Илья Неретин, Александр Кушаев.

Режиссер: Борис Хлебников
Продюсеры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Александр Плотников, Альберт Рябышев

Остаться в живых

Режиссер: Андрей Малюков
Продюсеры: Андрей Анохин, Влад Ряшин, Олег Кириллов

Режиссер: Оксана Карас
Продюсеры: Алексей Моисеев, Олег Пиганов, Юлия Разумовская

Режиссер: Илья Куликов, Никита Грамматиков
Продюсеры: Илья Куликов, Андрей Семенов

Режиссеры: Александр Котт, Константин Статский
Продюсеры: Александр Цекало, Константин Эрнст

Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)

Режиссер: Александр Баранов
Продюсеры: Александр Кушаев, Ирина Смирнова

Режиссер: Дмитрий Черкасов
Продюсеры: Дмитрий Черкасов, Олег Газе, Сергей Сельянов

Режиссер: Сергей Сенцов
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Нелли Яралова, Вадим Горяинов

Режиссеры: Андрей Прошкин
Продюсеры: Сергей Мелькумов, Екатерина Ефанова, Александр Роднянский

Режиссер: Александр Соловьев
Продюсеры: Павел Лунгин, Евгений Панфилов, Александр Лунгин

Режиссер: Михаил Кабанов
Продюсеры: Джаник Файзиев, Рафаил Минасбекян, Сергей Багров

Режиссер: Тимур Алпатов
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Леонард Блаватник, Нелли Яралова

Режиссер: Егор Анашкин
Продюсеры: Илья Неретин, Александр Кушаев

Режиссеры: Константин Статский, Максим Василенко
Продюсер: Тимур Вайнштейн, Юлия Сумачева

Режиссер: Олег Фомин
Продюсеры: Андрей Анохин, Влад Ряшин, Денис Константинов

По ту сторону смерти

Режиссер: Сергей Чекалов
Продюсеры: Тимур Вайнштейн, Юлия Сумачева

Последняя статья журналиста

Режиссеры: Евгений Сологалов, Виктор Татарский, Армен Назикян
Продюсеры: Инесса Юрченко, Сергей Щеглов

Режиссер: Артем Аксененко
Продюсеры: Михаил Волобуев, Виктор Согомонян

Режиссер: Алексей Смирнов
Продюсеры: Валерий Тодоровский

Режиссер: Марюс Вайсберг
Продюсеры: Вячеслав Муругов, Дарья Легони-Фиалко, Андрей Радько

Хождение по мукам

Режиссер: Константин Худяков
Продюсеры: Тимур Вайнштейн, Алексей Земский, Юрий Сапронов

Лучший неигровой фильм

Режиссер: А. Серовани-Оганян

Режиссер: Г. Евтушенко

Режиссер: А. Столяров, С. Догоров

Режиссер: В. Цаликов

Режиссер: М. Чувайлова

Березка.Красота на экспорт

Режиссер: Дарья Пиманова

Режиссер: А. Бурыкин

Режиссер: С. Гевейлер

Режиссер: Д. Воробьёв, Л. Канашова

Режиссер: Л. Руткис

Режиссер: А. Осипов

Все хотят жить вечно

Режиссер: Е. Голынкин

Режиссер: И. Кривогорницын

Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции