Игры карс тиф страили

Итоги года – и приятная традиция, и обязанность. Это повод вспомнить лучшие виртуальные приключения прошедшего года и одновременно – задаться вопросом: куда движется индустрия игр в целом? Весь 2014 год мы ждали революции от восьмого поколения консолей, но ее так и не произошло. В 2015 году разработчики, наконец, раскачались, и от дорогих релизов не было отбоя. Но качественный рывок удался далеко не всем ведущим студиям, а кое-какие кумиры недавних лет однозначно запросились на покой. Практически пропала из нашего внимания Telltale Games, ушла в тень серия Assassin’s Creed, вызывает опасение будущее Crytek и Epic Games – а ведь так недавно казалось, что этим корифеям нет равных!

Поэтому 2015 год эпохальный, насыщенный хитами и одновременно – год разочарований и падений. Передел рынка неизбежен, а на горизонте уже показались технологии виртуальной реальности и обещают нам снова революцию.

Победитель: Wolfenstein: The Old Blood
Претенденты: Halo 5: Guardians, Star Wars Battlefront, Tom Clancy's Rainbow Six: Siege
Выбор читателей: Wolfenstein: The Old Blood

Если взглянуть на наших претендентов на звание лучшего шутера года, то можно заметить, что с каждым годом количество сугубо онлайновых шутеров увеличивается. В Tom Clancy's Rainbow Six: Siege и Star Wars Battlefront одиночный режим отсутствует как таковой в принципе, обе игры ориентированы на сетевые командные бои и кооператив. В Halo 5: Guardians есть сюжетная кампания, но поверьте, интереснее всего проходить игру в кооперативе вместе друзьями (опять-таки онлайн!). А еще лучше просто сконцентрироваться на классических сетевых баталиях, благо Halo до сих пор остается лучшим консольным шутером.


The Old Blood — это приквел Wolfenstein: The New Order. В аддоне создатели решили извиниться за полное отсутствие замка Вульфенштейн в игре 2014 года, поэтому в первой половине игры (The Old Blood разделена на две части) главный герой будет сначала пробираться в замок, полный нацистов, а затем выбираться из плена, попутно пытаясь спасти товарищей. Первые часы игры могут неприятно удивить. Вместо разухабистого шутера нам предлагают зачищать локации по правилам стелса. Других альтернатив нет. Но как только герой добирается до оружия, из которого можно стрелять, игра разворачивается на полную катушку. Настоящая феерия начнется во второй части The Old Blood, где главный герой попадет в деревню, захваченную нацистами. Реки крови, зомби-нацисты, огненный дождь и надвигающийся апокалипсис, вызванный оккультными ритуалами злодеев, прилагаются. И, конечно же, финал, который подводит нас к тому самому моменту, с которого начинается история Wolfenstein: The New Order…

Победитель: Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Претенденты: Batman: Arkham Knight, Assassin's Creed Syndicate
Выбор читателей: Mad Max

По традиции каждую Metal Gear Solid индустрия ждет с нетерпением. Релиз новой части вызывает колоссальный резонанс во всех кругах, даже к играм не причастных. MGS любят и ненавидят.

The Phantom Pain сделала громадный шаг навстречу массам. В нее можно играть каждому без вреда для здоровья – настолько здесь удобное управление. Вы контролируете ситуацию. Вы – охотник, и когда все идет наперекосяк, вы оборачиваете ситуацию в свою пользу. Подобного за всю историю MGS не было.


Также полностью сменилась концепция. За рамкам блокпостов и сюжета открытый мир кажется пустынным. Все меняется, когда в силу вступает механика с проникновениями на вражескую территорию. Биг Босс выполняет обыкновенные задания, но благодаря возможностям игры, каждую миссию можно переиграть десятками различных способов. Количество неочевидных вещей в The Phantom Pain поражает. Мы строили базу, собирали армию и почти рыдали, когда вспыхнула эпидемия. Отдельные сцены MGS пробирают до мурашек. За прослушиванием аудиозаписей пролетали вечера. Это целый пласт. За него отдельно хочется пожать руку Хидэо Кодзиме. Пусть много рутины, вырезанный финал и повторяющиеся миссии. Существует еще одна традиция, о которой мы умолчали. MGS со всеми недостатками всегда на голову выше большей части игр на рынке. MGS V не стала исключением.

Победитель: The Witcher 3: Wild Hunt
Претенденты: Pillars of Eternity, Bloodborne
Выбор читателей: The Witcher 3: Wild Hunt

Победитель: Life is Strange
Претенденты: Ori and the Blind Forest, Until Dawn, SOMA
Выбор читателей: Life is Strange

Приключенческий жанр – что-то на манер RPG. Очень личное. С тотальным погружением. Изучением особенностей. Нечто длинное. После хорошего приключения несколько дней отходишь и ни во что не играешь. Потому что голова забита мыслями, а очередное погружение требует сил.

В 2015 году мы выступали режиссерами жизней молодых людей в Until Dawn и в тоже время переживали за них, потому что снимать мы толком не умеем. Извращенное удовольствие. Ori and the Blind Forest опьяняла красотой и удивляла сложностью. Душевно, мило, очаровательно – дешевые эпитеты к лицу этой игре, и нам не стыдно их употреблять. SOMA – сюрприз 2015 года. Режиссировать игру посредством геймплея невообразимо тяжело. Выдавать при этом драму, которая вводит в депрессию, – трудно вдвойне. У Frictional Games получилось. Снимаем шляпу.

Если в прошлом году мы носили на руках Telltale Games за The Wolf Among Us, то в этом картина иная. Ни одна игра компании не затесалась в список претендентов. И поделом. Надоело. Мы устали и поняли это с выходом Life is Strange.

Можете записывать на листок, что вас раздражало в эпизодических играх Telltale, и, запуская Life is Strange, выбрасывать его в ведро. Здесь есть современная графика, и геймплей не является данью уважения прошлому. Это важная составляющая. Он разнообразен, заставляет исследовать окружение и думать. Внимательных игроков ждет награда не только в виде мелочей. В безвыходной ситуации появится узенькая дорожка, пройдя по которой, будет спасена чья-то жизнь.

Победитель: StarCraft 2: Legacy of the Void
Претенденты: Total War: Attila, Cities: Skylines
Выбор читателей: StarCraft 2: Legaсy of the Void

Минувший год вписал в историю жанра два по-настоящему важных релиза. StarCraft 2: Legaсy of the Void стала выбором тех, кто предпочитает сессионную игру; Total War: Attila заняла нишу многочасовых масштабных проектов. Последней, впрочем, было сложнее добиться признания, несмотря на очевидные плюсы новой Total War: более 20 фракций, каждую из которых можно провести через эпоху заката Античности, множество игровых механик вплоть до придворных интриг и прокачки полководцев, эпической зрелищности сражения и особо хардкорный даже для Total War баланс… Который, конечно, и отпугнул от Attila множество потенциальных игроков. Серия всегда была не из простых, а уж выживать в условиях, приближенных к концу света – вызов даже для опытных игроков. Total War: Attila – прекрасная игра, но лишь для тех, кому удалось ее покорить.


Legaсy of the Void оказалась в более выгодном положении благодаря разнообразным режимам игры. Вы всегда можете выбрать кампанию и получить легкий боевик про войну цивилизаций будущего со вселенским злом. Legacy of the Void подарит сразу три такие кампании с массой видеовставок, очень разными миссиями и настройкой расы протоссов под свой стиль игры. Если этого будет мало – пожалуйте в кооперативный режим, где снова перемешаны правила, и воевать с компьютером полагается вдвоем. Надоела казуальная сложность – пожалуйте в мультиплеер, один из самых сбалансированных в мире. Продвигайтесь по лестнице славы, выигрывайте декоративные призы в мини-турнирах, а потом – кто знает? – может, вы станете звездой киберспорта?

Победитель: Rocket League
Претенденты: NBA 2K16, FIFA 16

В этой номинации каждый год не бывает пусто, но и неожиданностей не случается. Футбольные, баскетбольные, хоккейные симуляторы медленно эволюционируют, каждая серия имеет свою устоявшуюся аудиторию, которую, в общем-то, выпускаемые продукты вполне устраивают. В обзорах традиционно можно прочитать, что физика не всегда точна, графику не так чтобы сильно доработали, а на лицензиях могли бы поменьше экономить – но в целом что FIFA, что NBA, что PES – прекрасные симуляторы своего вида спорта.

Ни в коем случае не хотим с этим спорить, но для нас спортивные игры 2015 года поделились на две категории: Rocket League и все остальные. Да, Rocket League не симулирует не один реальный вид спорта, ведь здесь играют в мяч на футбольном поле не люди, а машины. Но в виртуальности это не так уж важно, а другие признаки спорта у Rocket League налицо: есть две команды, мяч и желание заколотить как можно больше голов в ворота противника. Безумно простая механика, при этом Rocket League смотрится и играется настолько круто и весело, что это вряд ли можно передать словами, это нужно попробовать. При этом Rocket League достаточно большая игра с множеством локаций, неплохим автопарком и возможностью некоторой кастомизации. Добавьте к этому периодические пополнения контента и отсутствие всяких микроплатежей – и получите безусловный хит. Который к тому же стал одним из самых транслируемых на Twitch и Youtube.

Победитель: Heroes of the Storm
Претенденты: Destiny: The Taken King, Guild Wars 2: Heart of the Thorns, World of Warships
Выбор читателей: World of Warships, Heroes of the Storm

В голосовании читателей долгое время не было явного фаворита. Оно и понятно, на вкус и цвет у каждого свои предпочтения. Голосовали за Destiny: The Taken King, которая исправила многие недостатки оригинала, и за Guild Wars 2: Heart of the Thorns с глубокой вселенной и общим качеством игры ААА-класса. А в итоге на лидирующие позиции вырвались World of Warships и Heroes of the Storm.

Наследнице легендарной World of Tanks пока еще далеко до славы бронированного гусеничного предшественника. Тем не менее, проект получился удачным и перспективным. Игра предлагает, с одной стороны, неторопливый игровой процесс, где нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, а с другой – яростные схватки, в которых игроки безостановочно маневрируют и обмениваются десятками снарядов. Благодаря сбалансированному сочетанию ботов и настоящих игроков, на картах все время что-то происходит, а отсидеться в кустах весь бой не получится. В ход идут пушки, торпеды и даже самолеты, а разнообразные классы позволяют раз за разом испытывать новые тактики. Разработчикам следует непрерывно добавлять в игру увлекательный контент, и тогда число игроков на серверах будет множиться.


Вторым фаворитом голосования читателей и бесспорным лидером по мнению редакции является Heroes of the Storm. Не будем сравнивать ее с другими популярными MOBA и спорить на тему, кто у кого крадет идеи. Ведь разработчики Blizzard во многом обскакали конкурентов, по сути, не сделав ничего особенного. Они взяли готовых и всемирно известных героев StarCraft, WarCraft и Diablo и объединили их в многопользовательских сражениях на разнообразных картах с целью сокрушить бастионы врага. Именно разнообразие героев и грамотный баланс сделали игру такой замечательной. Blizzard не боятся экспериментировать, поэтому в HotS друг против друга могут сражаться космический снайпер и закованный в доспехи рыцарь, невидимый убийца и мелкое существо, погибающее после пары троек ударов, чтобы через мгновение заново родиться. А что вы скажете о схватке бессмертного короля против героя, которым одновременно управляют два игрока? Из таких необычных противоборств, а также причудливых комбинаций умений союзников рождаются увлекательные, напряженные, а порою до абсурда забавные моменты, которые делают каждое сражение неповторимым. Blizzard в очередной раз доказали свой талант создавать смелые, запоминающиеся и по-домашнему уютные игры.

Победитель: DiRT Rally
Претенденты: Forza Motorsport 6, Moto GP 15, NFS, Project CARS
Выбор читателей: DiRT Rally

Прошлый год существенно пополнил копилку гоночных игр. Взять хотя бы Moto GP 15: редкий поджанр с мотоциклами, интересной физикой и собственной командой. Или задорную Forza Motorsport 6 с огромным автопарком, революционными 3D лужами и эксклюзивностью для Xbox One. А может, победу заслужила новая Need for Speed, словно губка, вобравшая в себя лучшие идеи серии?

Будем откровенны: основная борьба за звание лучшей гонки 2015 года развернулась между двумя претендентами.

Хорошие шансы на победу были у Project CARS, ведь это во многом взгляд в будущее виртуальных гонок. В игре присутствует очень реалистичная физическая модель, учитывающая десятки параметров в каждый момент времени, отличная система управления авто и высокий уровень детализации машины снаружи и внутри. А таких погодных эффектов ранее не видела ни одна гоночная игра! Однако великолепную концепцию подвела не самая лучшая реализация. Слишком мало машин, повторяющиеся трассы и главное – огромное количество времени необходимо для минимального продвижения по карьере. Разработчики показали, сколько трудов нужно гонщику, чтобы сменить карт на малолитражку, но излишне перестарались с реализмом. В результате играть в Project CARS быстро надоедало.


Поэтому победителем в номинации по итогам голосования читателей и редакции стала DiRT Rally. И дело тут не в свежести впечатлений, а в отлично проделанной работе. Разработчики подошли к игре с ответственностью и пониманием дела, благодаря чему показали нам ралли в чистом виде. Игра дарит уникальный опыт своими узкими трассами, скверной дорогой и опасностью за каждым поворотом. Это сложная игра, где малейшая ошибка может привести к катастрофе, но трудности подстегивают желание учиться и осваивать игру километр за километром, воспринимая голос штурмана как ободряющую музыку. Давно мы не видели гонки, вызывающей столь яркий набор различных эмоций, от гнева до эйфории. Это суровое испытание для настоящих гонщиков, которое запомнится на долгое время.

Победитель: Mortal Kombat X


В этой номинации мы даже не проводили голосование, потому что серьезных конкурентов у Mortal Kombat X в прошлом году так и не появилось. И не важно, считаете вы MK X достойным продолжением, впитавшим в себя все сильные стороны MK 9. Или находите изменения во вселенной слишком радикальными, новых бойцов очень уж нестандартными, а движок – не вполне отлаженным. В любом случае нельзя не признать, что Mortal Kombat X – это новая глава в знаменитой серии. Это обновленная графика для next-gen железа, альтернативные боевые стили для каждого героя и разнообразные одиночные и сетевые режимы игры. Безусловно, Mortal Kombat X – один из самых важных релизов 2015 года, и мы не могли не сказать о нем в нашем итоговом материале.

При создании раздачи:

- Необходимо добавлять название сайта в теги.

- Прямая ссылка на игру в официальном магазине.

- Желательно обложку или скриншот из игры.

- ЗАПРЕЩЕНО создавать посты с целью накрутки голосов в различных сервисах.

- НЕ СТОИТ создавать отдельную тему, если Вы просто ходите отдать пару ключей/купонов тем, кто успеет взять. Лучше написать их в комментарии к предыдущей новости с раздачей, либо тут. И лента будет чище и у Вас минусов не прибавится.

- Так же не стоит создавать посты с раздачей купонов. Смотрим тут.

- Запрещено попрошайничество ключей (Не больше 1-2 просьб дать ключ в посте)

- Указывать теги alfa/beta для соответствующих раздач

- Запрещено создавать посты с раздачами, которые еще не начались (начнутся через день/два/неделю)

- Не создавать темы с ссылками на ботов, раздающих ключи

Последнее обновление от 05.05.2019













RING RUNNER: FLIGHT OF THE SAGES | Indiegala



3. Теперь игра доступна в библиотеке, переходим и скачиваем.


Drawful 2 (100% скидка)



!addlicense asf 443246

Окончание раздачи: 11 апреля 2020 года - 08:00:00


"RC Cars" бесплатно на Indiegala

"RC Cars" - старенькая аркада о гонках на радиоуправляемых машинах.


1) Заходите в свою учетную запись на Indiegala.


3) Игра будет доступна в вашей библиотеке, где, нажав на кнопку "Win" справа от ее названия в списке, можно скачать ее себе на компьютер.


Barro


Раздача в Steam, до 3 апреля (21:00 по Москве/Минску или 20:00 по Киеву)




Drawful 2 / Epic Games Store

Неожиданная раздача (до 10 апреля в моем часовом поясе) еще одной игры от EGS - "Drawful 2".

Описание игры с EGS.

Разработчики популярных игр для вечеринок Fibbage, Quiplash и YOU DON'T KNOW JACK представляют Drawful 2 — игру с корявыми рисунками и уморительно неправильными ответами!

Вам предстоит рисовать на телефоне или планшете причудливые и забавные вещи, например блюдо с чипсами или смерть от тромбона.

Другие игроки указывают свои варианты того, что изображено на рисунке (возможно, из рук вон плохом), которые становятся возможными ответами, но, вероятно, неправильными. Затем все игроки — даже потенциальная аудитория из тысяч пользователей — пытаются угадать ПРАВИЛЬНЫЙ ответ.

В Drawful 2 появились новые функции, например возможность добавлять свои собственные подсказки, чтобы проводить совершенно безбашенные раунды с друзьями, а также расширенные средства для стримеров, включая функцию цензуры для игроков.

Drawful 2 — потрясающая игра для вечеринок, в которую могут с удовольствием играть абсолютно все!

ПРИМЕЧАНИЕ. Drawful 2 доступна только на английском языке.

ПРИМЕЧАНИЕ. Игра поддерживает только локальный многопользовательский режим, но с помощью трансляций в нее можно играть с игроками по всему миру.

Зачем Россия завоевала Кавказ? Тому было несколько при­чин — поли­тических и эконо­мических.

Иерархия ценностей аграр­ного в своей осно­ве россий­ского общества поз­воляет предпо­ложить, что Россию дви­гало на Кав­каз стрем­ление прирастить терри­то­рии. Действи­тельно, земля представ­ляла для Рос­сий­ской импе­рии важней­ший эконо­ми­че­ский ресурс и важней­шее жиз­нен­ное простран­ство. В ряде россий­ских губер­ний уже в нача­ле XIX века наблю­дался избы­ток насе­ле­ния, и но­вые сельско­хозяйст­вен­ные угодья были, конечно, хоро­шим средст­вом преду­прежде­ния буду­щих социаль­ных конфлик­тов. Но при нали­чии огром­ных терри­торий, неосвоен­ных пространств в Южной Сиби­ри, в Поволжье, в Ново­рос­сии завое­вание еще терри­тории — а это тыся­чи квадратных кило­метров, — терри­тории, насе­ленной к тому же очень воин­ствен­ными племе­нами, не могло быть оправданно с экономической точки зре­ния. Пересе­ление на Кав­каз практи­чески все было органи­зовано. То есть осу­ществля­лось оно в связи, как тогда гово­рили, с видами прави­тельства. И те, кто там селился, без вся­кой охоты переби­рались на но­вые, указан­ные началь­ством места.

Военное начальство перио­ди­чески подни­мало вопрос о том, что надо колони­зовать Север­ный Кав­каз, надеясь таким спосо­бом решить болез­ненный вопрос о снабже­нии войск про­виантом, фура­жом и обес­печить армии постой. Все это было для армии боль­шой проблемой: во-первых, хлеб для солдат везли из южных губер­ний России за многие сотни верст; во-вторых, в те вре­мена казарм было мало и основная масса военно­слу­жа­щих прожи­вала в домах местного населе­ния на осно­вании так назы­ваемой постойной повинности.

Наконец, с появле­нием на Кавказе русского насе­ления прави­тельство надеялось решить в мере и проблему комплек­тования войск. Дело в том, что, попа­дая в армию на Кавказ, воло­годские, тверские, архангело­городские, орлов­ские, курские крестьяне массово уми­рали, оказавшись в районах с непри­выч­ным климатом. И суще­ство­вала идея, что если солдаты будут состоять из местных, более стой­ких к местным усло­виям, то смертность и так назы­ваемые сани­тарные потери будут гораздо меньше.

Важной эконо­миче­ской причи­ной была надежда на богат­ство кав­каз­ских недр. Дело в том, что Россия испы­ты­вала острую нехватку цветных драго­ценных метал­лов, а также качествен­ной соли. Поэтому все, кто хотел союза с Россией на Кавказе, пыта­лись разыграть эту карту: осе­тины и кабар­динцы, пред­лагая союз, расска­зывали о серебряных и свин­цовых рудах в своих горах, о соли, добы­ваемой в озе­рах Север­ного Дагестана, и так далее. То есть было пред­ставле­ние, что после присое­динен­ия Кав­каза Россия полу­чит боль­шие богат­ства, кото­рые поз­волят решить целый ряд проблем россий­ской промыш­лен­ности, но уже в первой четверти XIX века эти пред­став­ления о щедро­сти кавказ­ских недр заколе­бались, а спустя еще неко­торое время полно­стью развеялись.

Соответ­ствую­щими действи­тель­ности оказа­лись только сведе­ния о запа­сах нефти. Одна­ко годов, то есть до того вре­мени, когда Кавказ­ская война факти­чески закон­чилась, экономи­ческое значе­ние нефти, этого важней­шего сейчас эконо­ми­ческого сырья, было нич­тожным. В XVIII веке и в первой поло­вине XIX века никто и не по­ду­мал бы вое­вать ради захвата нефтя­ного бассейна. То есть до того вре­мени, пока не стал произво­диться керосин, пока нефть не стала средством полу­чения смаз­очных масел, пока она не стала топливом, она была факти­чески никому не нужна. В доин­дустриаль­ную эпоху кавказ­ские запасы мар­ганца и серы тоже были мало кому нужны. В первой половине XIX века несколько местных гор­ных заводов, кото­рые там существо­вали, прино­сили казне только убытки.

Еще Кавказ интере­со­вал Россию в качестве места, где будут выра­щи­ваться разные техни­ческие и пище­вые куль­туры (хлопок, чай, табак, марена, вино­град, рис, цитру­совые), где будет произво­диться шелк. Но и здесь прави­тельство ждало жесто­кое разо­чаро­вание. Рост произ­водства этой про­дукции сдер­живался разными факторами, и оказа­лось, что выгоднее доставлять подобные коло­ниальные товары морем в Одессу или Петер­бург, нежели произ­водить их на Кавказе. Таким обра­зом, Кавказ не оправдал себя ни как кладо­вая мине­ралов, ни как поставщик коло­ниальных товаров.

Была еще одна перспек­тива обога­щения России — это создание Волго-Балтий­ского пути, или Каспийско-Волго-Балтий­ского пути, для доставки восточных това­ров в Европу. В петров­ское время был построен первый канал — Вышне­волоцкая водная система, и предпо­ла­галось, что завое­вание Закав­казья (и прежде всего удобных гаваней на западном и южном побе­режье Каспия) позво­лит создать такой коридор для товаров, идущих в Северо-Западную Европу с Востока и обратно. Это и стало одной из важнейших целей Персид­ского похода. Но когда было открыто движе­ние по Вышне­волоцкой системе, в 1709 году, оказа­лось, что это улица с одно­сторон­ним движением. То есть движе­ние судов возможно было только со стороны Волги в сторону Невы, а со стороны Невы в сторо­ну Волги невоз­мож­но. Поэтому надежды на воз­мож­ное обога­ще­ние страны с помо­щью трассы Баку — Петербург не оправ­дались.

При этом надо еще помнить, что при оценке эконо­мической целе­сообраз­ности завое­вания Кавказа наиболь­ший доход прино­сило только Закав­казье. А вот Север­ный Кавказ, на присое­динение кото­рого было потра­чено неизме­римо больше сил, достав­лял казне одни убытки. Русский солдат на Кавказе никогда не сражался за эконо­ми­че­ские интересы, как это ни странно, — ни част­ные, ни госу­дарствен­ные. Нельзя назвать ни одного круп­ного русского состоя­ния, источ­ником кото­рого стал бы Кавказ. В воспо­минаниях вете­ранов Кавказ­ской войны не найдено ни одного упоми­нания о том, что они, завое­вав потом и кровью огромную терри­торию между Каспий­ским и Черным морем, обога­тили державу.

Таким образом, глав­ными были полити­че­ские интересы. Россия противо­стояла Турции, и прави­тельство предпо­лагало создать в Закав­казье один из фронтов, кото­рый позво­лял бы отвле­кать турец­кие силы от глав­ного тогда балкан­ского театра военных действий. Надо сказать, что и эта цель не была в должной мере достиг­нута. Потому что для турок балкан­ский театр оста­вался глав­ным, и Кавказ­ский фронт не оття­гивал доста­точного числа сил с Дуная в Западную Армению, где шли основ­ные бои.

Еще одной важной причи­ной было стрем­ление России быть покрови­тельницей христиан. Россий­ский царь хотел быть покрови­телем христиан Грузии и Арме­нии. И вот это представ­ление о России как о вели­кой державе, которая покро­ви­тель­ствует христианам, было важным двига­телем импе­рии в этом регионе.

Допустим, туземная знать искала в штаб-кварти­рах русских полков управу на своих непо­корных поддан­ных. Одни горские владе­тели и закав­казские прави­тели искали в русских помощ­ников для реше­ния проблем с сосе­дями. Типич­ный пример ситуа­ции, которую прихо­дилось решать русской военной админи­страции: в 1830 году так назы­ваемые мирные ингуши (то есть те, кото­рые уже приз­нали власть России) в отместку за угон скота своими соседями-осети­нами (тоже уже поддан­ными России) решили напасть на каза­ков, охраняв­ших осетин­ские аулы. К тому времени, когда была отправ­лена экспе­диция вернуть из донских пол­ков угнанных лошадей, эти лоша­ди уже были проданы чеченцам. Экспе­диция к чеченцам привела к новому всплеску наси­лия — поход сопро­вождался пере­стрелками и жертвами с обеих сторон. В клубке таких мелких конфлик­тов русская армия оказа­лась практи­чески не в состоя­нии пони­мать, что там происходит, и часто играла роль орудия в чужих руках.

Надо сказать, что ситуа­ция, в которой оказа­лась русская армия на Кавказе, не уни­каль­ная. В похо­жей ситуа­ции оказа­лись фран­цузы в Север­ной Африке: они тоже не хотели захва­тывать всю Сахару, но реше­ние одного вопроса сразу созда­вало необхо­димость реше­ния следую­щего. И вот это следо­вание логике конфликта шаг за шагом, привело к тому, что вместо ограни­ченных задач пришлось решать задачи глобальные.

Здесь придется сделать неболь­шое отступление: вообще, вся история Кавказ­ской войны, ее изучение и понимание ослож­няются тем, что мы видим ее в основ­ном с русской стороны. Поскольку горские общества были беспись­мен­ные — то есть там было много грамот­ных людей, но корпуса доку­ментов, который обычно создается при существо­вании государ­ственного инсти­тута, там не было, — там никто не писал воспо­минаний. И поэтому трудно опре­делить, что думали сами горцы о причи­нах войны и о том, как эта война идет. Только из отдель­ных документов (и в том числе напи­сан­ных русской рукой со слов горцев) можно понять. Но эти сведе­ния чрезвы­чайно скудные и дово­льно туманные.

За присое­динение Кавказа Россия запла­тила довольно высокую цену. В боях с горцами Кавказа и в закав­казских войнах погибли порядка 100 тысяч человек. Но на каждого убитого прихо­дилось порядка десяти умерших — от непри­выч­ного климата, болезней и так далее. В резуль­тате Россия факти­чески запла­тила за присое­динение Кавказа жизнями около миллиона человек. Сколько во время Кавказ­ской войны погибло местных жителей? Трудно сказать. Но можно сказать, что эта цифра никак не меньше потерь рос­сий­ской стороны. Хоте­лось бы обратить внима­ние на то, что именно сани­тар­ные потери были огромные. За 10 дней марша от Эривани к Тифлису в 1804 году отряд генерала Цициа­нова потерял убитыми трех человек, ране­ными — 18, а забо­левшими и умершими — в сово­купности более 700! И это обычная картина для Кавказа. Пехот­ный Тенгин­ский полк, в котором служил Лермонтов, за четыре года, в 1820–1824 годах, поте­рял убитыми 10 человек, а умер­шими — 1159. То есть главной угрозой для военно­слу­жа­щих на Кавказе были даже не пуля и не сабля против­ника, а маля­рия, тиф и простуд­ные забо­ле­вания. За 12 лет существо­вания Черно­мор­ской бере­говой линии, цепочки укреп­лений вдоль Чер­но­мор­ского побе­режья, ее гарни­зоны, почти не участвуя в боевых столкно­вениях, предали земле 50 тысяч солдат и офицеров.

И в других коло­ниальных войнах, в других стра­нах карти­на была та же самая. Вот во время Мадагас­кар­ской экспе­диции 1895 года у францу­зов в бою пал один офи­цер, а умерли от болезней 35. В экспе­дициях в других районах Африки от маля­рии и тифа поги­бал каждый девя­тый участник этой экспе­диции.

Кроме человеческих потерь, присое­динение Кавказа несло за собой колоссаль­ные финан­совые затраты. Запу­танная система финан­сирования Отдель­ного Кавказ­ского корпуса, то есть той военной органи­зации, на которой лежали задачи присое­динения Кавказа, не позволяет соста­вить точную смету расходов. Но существует мнение, что в разгар Кавказ­ской войны в 1840-е годы, на войну трати­лся каждый шестой рубль россий­ского бюджета. То есть около 15% бюджета уходили на войну на Кавказе.

Таким образом, в движе­нии России на Кавказ эконо­миче­ские интересы играли неко­торую роль только в начале XVIII века. Я бы сказал, это было время, когда Россия еще плохо себе пред­став­ляла, что такое Кавказ и какие труд­ности ее ждут в этом регионе. Затем на первый план выдвину­лись задачи вопло­ще­ния импер­ской идеи и дости­жения выгод­ного геопо­лити­че­ского поло­жения. Но самым важным и самостоя­тель­ным фактором разви­тия конфликта стала его внут­ренняя логика. Сама линия сопри­косно­вения регуляр­ных войск и народов, которые там прожи­вали, прежде всего на Север­ном Кавказе, автома­ти­чески превра­щалась в линию фронта. Это все лежало за преде­лами пони­ма­ния рядо­вых участ­ников. С их точки зрения, война была таким поко­рением бунтов­щиков, наказа­нием их за набеги, за напа­де­ния на русские укреп­ления. Отсут­ствие очевидных планов войны, понятных для участников с россий­ской стороны, создавало условия для того, чтобы война продол­жалась практи­чески непрерывно.

С датировкой войны тоже есть неко­торая проблема: в школьных учебниках хроно­логи­ческие рамки Кавказской войны указаны с 1817 по 1859 год — со вре­мени прибытия Ермолова и до плене­ния имама Шамиля. На Западном Кавказе конечной датой является 1864 год, когда прекра­тилось организо­ванное сопро­тивление горцев Западного Кавказа. На самом деле то, что потом стали назы­вать Кавказ­ской войной, началось с похода Петра I 1722–1723 годов и закон­чилось подав­лением послед­него крупного восстания в Чечне и Даге­стане в 1877–1878 годах (то есть восстание происходило во время Русско-турецкой войны, которая шла в этот же период). Таким образом, Кавказ­ская война продол­жалась более 150 лет. А не тот отрезок времени, который указы­вается в школьных учеб­никах.

Во многом эта война была уникаль­ная. Так, она началась без объяв­ления войны. Когда нача­лись действи­тельные столкно­ве­ния русских с горца­ми — день, даже месяц, — устано­вить крайне трудно. Она представ­ляла собой целый комплекс столкно­вений на терри­тории между Черным и Каспий­ским морем — разного харак­тера, разного уровня, с разной числен­ностью участ­ников. И впослед­ствии всю эту сово­куп­ность разно­вре­мен­ных стычек, боев, экспе­ди­ций, в том числе кара­тель­ных экспе­ди­ций, горских набе­гов, все это вместе стали назы­вать Кавказ­ской войной.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать следующее: Россия экономиче­ских выгод от присое­динения Кавказа не имела. На ведение войны были затра­чены колос­сальные финан­совые средства; миллион мужчин, оставленных в земле Кавказа, — это огром­ные демо­графиче­ские потери; огром­ный ущерб был нанесен хозяй­ству Кавказа. Но война имела большое поли­тическое значе­ние, поскольку Россий­ская империя вышла на рубежи Персии и Турции и, таким образом, ее полити­ческое влияние в Закавказье много­кратно возросло. В этом смысле империя была в большом выигрыше.

С другой стороны, импе­рия получила в тылу своей южной границы провинции, в лояль­ности насе­ления которых она не была уверена до конца своего существо­вания. Доста­точно сказать, что воинская повин­ность в мусуль­манских райо­нах Закавказья и на Северном Кавказе так и не была введена. То есть горцы Север­ного Кавказа и насе­ление нынеш­него Азер­байджана к службе в армии не привле­кались, а воинская повин­ность в Грузии и Армении была введена со значи­тельным опозда­нием по сравнению с Централь­ной Россией. Вместо этого это насе­ление платило специальный налог. То есть империя, завоевав Кавказ, не полу­чила больших эконо­мических и людских ресурсов, а только политические.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции