Игры карс тиф страили
Итоги года – и приятная традиция, и обязанность. Это повод вспомнить лучшие виртуальные приключения прошедшего года и одновременно – задаться вопросом: куда движется индустрия игр в целом? Весь 2014 год мы ждали революции от восьмого поколения консолей, но ее так и не произошло. В 2015 году разработчики, наконец, раскачались, и от дорогих релизов не было отбоя. Но качественный рывок удался далеко не всем ведущим студиям, а кое-какие кумиры недавних лет однозначно запросились на покой. Практически пропала из нашего внимания Telltale Games, ушла в тень серия Assassin’s Creed, вызывает опасение будущее Crytek и Epic Games – а ведь так недавно казалось, что этим корифеям нет равных!
Поэтому 2015 год эпохальный, насыщенный хитами и одновременно – год разочарований и падений. Передел рынка неизбежен, а на горизонте уже показались технологии виртуальной реальности и обещают нам снова революцию.
Победитель: Wolfenstein: The Old Blood
Претенденты: Halo 5: Guardians, Star Wars Battlefront, Tom Clancy's Rainbow Six: Siege
Выбор читателей: Wolfenstein: The Old Blood
Если взглянуть на наших претендентов на звание лучшего шутера года, то можно заметить, что с каждым годом количество сугубо онлайновых шутеров увеличивается. В Tom Clancy's Rainbow Six: Siege и Star Wars Battlefront одиночный режим отсутствует как таковой в принципе, обе игры ориентированы на сетевые командные бои и кооператив. В Halo 5: Guardians есть сюжетная кампания, но поверьте, интереснее всего проходить игру в кооперативе вместе друзьями (опять-таки онлайн!). А еще лучше просто сконцентрироваться на классических сетевых баталиях, благо Halo до сих пор остается лучшим консольным шутером.
The Old Blood — это приквел Wolfenstein: The New Order. В аддоне создатели решили извиниться за полное отсутствие замка Вульфенштейн в игре 2014 года, поэтому в первой половине игры (The Old Blood разделена на две части) главный герой будет сначала пробираться в замок, полный нацистов, а затем выбираться из плена, попутно пытаясь спасти товарищей. Первые часы игры могут неприятно удивить. Вместо разухабистого шутера нам предлагают зачищать локации по правилам стелса. Других альтернатив нет. Но как только герой добирается до оружия, из которого можно стрелять, игра разворачивается на полную катушку. Настоящая феерия начнется во второй части The Old Blood, где главный герой попадет в деревню, захваченную нацистами. Реки крови, зомби-нацисты, огненный дождь и надвигающийся апокалипсис, вызванный оккультными ритуалами злодеев, прилагаются. И, конечно же, финал, который подводит нас к тому самому моменту, с которого начинается история Wolfenstein: The New Order…
Победитель: Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Претенденты: Batman: Arkham Knight, Assassin's Creed Syndicate
Выбор читателей: Mad Max
По традиции каждую Metal Gear Solid индустрия ждет с нетерпением. Релиз новой части вызывает колоссальный резонанс во всех кругах, даже к играм не причастных. MGS любят и ненавидят.
The Phantom Pain сделала громадный шаг навстречу массам. В нее можно играть каждому без вреда для здоровья – настолько здесь удобное управление. Вы контролируете ситуацию. Вы – охотник, и когда все идет наперекосяк, вы оборачиваете ситуацию в свою пользу. Подобного за всю историю MGS не было.
Также полностью сменилась концепция. За рамкам блокпостов и сюжета открытый мир кажется пустынным. Все меняется, когда в силу вступает механика с проникновениями на вражескую территорию. Биг Босс выполняет обыкновенные задания, но благодаря возможностям игры, каждую миссию можно переиграть десятками различных способов. Количество неочевидных вещей в The Phantom Pain поражает. Мы строили базу, собирали армию и почти рыдали, когда вспыхнула эпидемия. Отдельные сцены MGS пробирают до мурашек. За прослушиванием аудиозаписей пролетали вечера. Это целый пласт. За него отдельно хочется пожать руку Хидэо Кодзиме. Пусть много рутины, вырезанный финал и повторяющиеся миссии. Существует еще одна традиция, о которой мы умолчали. MGS со всеми недостатками всегда на голову выше большей части игр на рынке. MGS V не стала исключением.
Победитель: The Witcher 3: Wild Hunt
Претенденты: Pillars of Eternity, Bloodborne
Выбор читателей: The Witcher 3: Wild Hunt
Победитель: Life is Strange
Претенденты: Ori and the Blind Forest, Until Dawn, SOMA
Выбор читателей: Life is Strange
Приключенческий жанр – что-то на манер RPG. Очень личное. С тотальным погружением. Изучением особенностей. Нечто длинное. После хорошего приключения несколько дней отходишь и ни во что не играешь. Потому что голова забита мыслями, а очередное погружение требует сил.
В 2015 году мы выступали режиссерами жизней молодых людей в Until Dawn и в тоже время переживали за них, потому что снимать мы толком не умеем. Извращенное удовольствие. Ori and the Blind Forest опьяняла красотой и удивляла сложностью. Душевно, мило, очаровательно – дешевые эпитеты к лицу этой игре, и нам не стыдно их употреблять. SOMA – сюрприз 2015 года. Режиссировать игру посредством геймплея невообразимо тяжело. Выдавать при этом драму, которая вводит в депрессию, – трудно вдвойне. У Frictional Games получилось. Снимаем шляпу.
Если в прошлом году мы носили на руках Telltale Games за The Wolf Among Us, то в этом картина иная. Ни одна игра компании не затесалась в список претендентов. И поделом. Надоело. Мы устали и поняли это с выходом Life is Strange.
Можете записывать на листок, что вас раздражало в эпизодических играх Telltale, и, запуская Life is Strange, выбрасывать его в ведро. Здесь есть современная графика, и геймплей не является данью уважения прошлому. Это важная составляющая. Он разнообразен, заставляет исследовать окружение и думать. Внимательных игроков ждет награда не только в виде мелочей. В безвыходной ситуации появится узенькая дорожка, пройдя по которой, будет спасена чья-то жизнь.
Победитель: StarCraft 2: Legacy of the Void
Претенденты: Total War: Attila, Cities: Skylines
Выбор читателей: StarCraft 2: Legaсy of the Void
Минувший год вписал в историю жанра два по-настоящему важных релиза. StarCraft 2: Legaсy of the Void стала выбором тех, кто предпочитает сессионную игру; Total War: Attila заняла нишу многочасовых масштабных проектов. Последней, впрочем, было сложнее добиться признания, несмотря на очевидные плюсы новой Total War: более 20 фракций, каждую из которых можно провести через эпоху заката Античности, множество игровых механик вплоть до придворных интриг и прокачки полководцев, эпической зрелищности сражения и особо хардкорный даже для Total War баланс… Который, конечно, и отпугнул от Attila множество потенциальных игроков. Серия всегда была не из простых, а уж выживать в условиях, приближенных к концу света – вызов даже для опытных игроков. Total War: Attila – прекрасная игра, но лишь для тех, кому удалось ее покорить.
Legaсy of the Void оказалась в более выгодном положении благодаря разнообразным режимам игры. Вы всегда можете выбрать кампанию и получить легкий боевик про войну цивилизаций будущего со вселенским злом. Legacy of the Void подарит сразу три такие кампании с массой видеовставок, очень разными миссиями и настройкой расы протоссов под свой стиль игры. Если этого будет мало – пожалуйте в кооперативный режим, где снова перемешаны правила, и воевать с компьютером полагается вдвоем. Надоела казуальная сложность – пожалуйте в мультиплеер, один из самых сбалансированных в мире. Продвигайтесь по лестнице славы, выигрывайте декоративные призы в мини-турнирах, а потом – кто знает? – может, вы станете звездой киберспорта?
Победитель: Rocket League
Претенденты: NBA 2K16, FIFA 16
В этой номинации каждый год не бывает пусто, но и неожиданностей не случается. Футбольные, баскетбольные, хоккейные симуляторы медленно эволюционируют, каждая серия имеет свою устоявшуюся аудиторию, которую, в общем-то, выпускаемые продукты вполне устраивают. В обзорах традиционно можно прочитать, что физика не всегда точна, графику не так чтобы сильно доработали, а на лицензиях могли бы поменьше экономить – но в целом что FIFA, что NBA, что PES – прекрасные симуляторы своего вида спорта.
Ни в коем случае не хотим с этим спорить, но для нас спортивные игры 2015 года поделились на две категории: Rocket League и все остальные. Да, Rocket League не симулирует не один реальный вид спорта, ведь здесь играют в мяч на футбольном поле не люди, а машины. Но в виртуальности это не так уж важно, а другие признаки спорта у Rocket League налицо: есть две команды, мяч и желание заколотить как можно больше голов в ворота противника. Безумно простая механика, при этом Rocket League смотрится и играется настолько круто и весело, что это вряд ли можно передать словами, это нужно попробовать. При этом Rocket League достаточно большая игра с множеством локаций, неплохим автопарком и возможностью некоторой кастомизации. Добавьте к этому периодические пополнения контента и отсутствие всяких микроплатежей – и получите безусловный хит. Который к тому же стал одним из самых транслируемых на Twitch и Youtube.
Победитель: Heroes of the Storm
Претенденты: Destiny: The Taken King, Guild Wars 2: Heart of the Thorns, World of Warships
Выбор читателей: World of Warships, Heroes of the Storm
В голосовании читателей долгое время не было явного фаворита. Оно и понятно, на вкус и цвет у каждого свои предпочтения. Голосовали за Destiny: The Taken King, которая исправила многие недостатки оригинала, и за Guild Wars 2: Heart of the Thorns с глубокой вселенной и общим качеством игры ААА-класса. А в итоге на лидирующие позиции вырвались World of Warships и Heroes of the Storm.
Наследнице легендарной World of Tanks пока еще далеко до славы бронированного гусеничного предшественника. Тем не менее, проект получился удачным и перспективным. Игра предлагает, с одной стороны, неторопливый игровой процесс, где нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, а с другой – яростные схватки, в которых игроки безостановочно маневрируют и обмениваются десятками снарядов. Благодаря сбалансированному сочетанию ботов и настоящих игроков, на картах все время что-то происходит, а отсидеться в кустах весь бой не получится. В ход идут пушки, торпеды и даже самолеты, а разнообразные классы позволяют раз за разом испытывать новые тактики. Разработчикам следует непрерывно добавлять в игру увлекательный контент, и тогда число игроков на серверах будет множиться.
Вторым фаворитом голосования читателей и бесспорным лидером по мнению редакции является Heroes of the Storm. Не будем сравнивать ее с другими популярными MOBA и спорить на тему, кто у кого крадет идеи. Ведь разработчики Blizzard во многом обскакали конкурентов, по сути, не сделав ничего особенного. Они взяли готовых и всемирно известных героев StarCraft, WarCraft и Diablo и объединили их в многопользовательских сражениях на разнообразных картах с целью сокрушить бастионы врага. Именно разнообразие героев и грамотный баланс сделали игру такой замечательной. Blizzard не боятся экспериментировать, поэтому в HotS друг против друга могут сражаться космический снайпер и закованный в доспехи рыцарь, невидимый убийца и мелкое существо, погибающее после пары троек ударов, чтобы через мгновение заново родиться. А что вы скажете о схватке бессмертного короля против героя, которым одновременно управляют два игрока? Из таких необычных противоборств, а также причудливых комбинаций умений союзников рождаются увлекательные, напряженные, а порою до абсурда забавные моменты, которые делают каждое сражение неповторимым. Blizzard в очередной раз доказали свой талант создавать смелые, запоминающиеся и по-домашнему уютные игры.
Победитель: DiRT Rally
Претенденты: Forza Motorsport 6, Moto GP 15, NFS, Project CARS
Выбор читателей: DiRT Rally
Прошлый год существенно пополнил копилку гоночных игр. Взять хотя бы Moto GP 15: редкий поджанр с мотоциклами, интересной физикой и собственной командой. Или задорную Forza Motorsport 6 с огромным автопарком, революционными 3D лужами и эксклюзивностью для Xbox One. А может, победу заслужила новая Need for Speed, словно губка, вобравшая в себя лучшие идеи серии?
Будем откровенны: основная борьба за звание лучшей гонки 2015 года развернулась между двумя претендентами.
Хорошие шансы на победу были у Project CARS, ведь это во многом взгляд в будущее виртуальных гонок. В игре присутствует очень реалистичная физическая модель, учитывающая десятки параметров в каждый момент времени, отличная система управления авто и высокий уровень детализации машины снаружи и внутри. А таких погодных эффектов ранее не видела ни одна гоночная игра! Однако великолепную концепцию подвела не самая лучшая реализация. Слишком мало машин, повторяющиеся трассы и главное – огромное количество времени необходимо для минимального продвижения по карьере. Разработчики показали, сколько трудов нужно гонщику, чтобы сменить карт на малолитражку, но излишне перестарались с реализмом. В результате играть в Project CARS быстро надоедало.
Поэтому победителем в номинации по итогам голосования читателей и редакции стала DiRT Rally. И дело тут не в свежести впечатлений, а в отлично проделанной работе. Разработчики подошли к игре с ответственностью и пониманием дела, благодаря чему показали нам ралли в чистом виде. Игра дарит уникальный опыт своими узкими трассами, скверной дорогой и опасностью за каждым поворотом. Это сложная игра, где малейшая ошибка может привести к катастрофе, но трудности подстегивают желание учиться и осваивать игру километр за километром, воспринимая голос штурмана как ободряющую музыку. Давно мы не видели гонки, вызывающей столь яркий набор различных эмоций, от гнева до эйфории. Это суровое испытание для настоящих гонщиков, которое запомнится на долгое время.
Победитель: Mortal Kombat X
В этой номинации мы даже не проводили голосование, потому что серьезных конкурентов у Mortal Kombat X в прошлом году так и не появилось. И не важно, считаете вы MK X достойным продолжением, впитавшим в себя все сильные стороны MK 9. Или находите изменения во вселенной слишком радикальными, новых бойцов очень уж нестандартными, а движок – не вполне отлаженным. В любом случае нельзя не признать, что Mortal Kombat X – это новая глава в знаменитой серии. Это обновленная графика для next-gen железа, альтернативные боевые стили для каждого героя и разнообразные одиночные и сетевые режимы игры. Безусловно, Mortal Kombat X – один из самых важных релизов 2015 года, и мы не могли не сказать о нем в нашем итоговом материале.
При создании раздачи:
- Необходимо добавлять название сайта в теги.
- Прямая ссылка на игру в официальном магазине.
- Желательно обложку или скриншот из игры.
- ЗАПРЕЩЕНО создавать посты с целью накрутки голосов в различных сервисах.
- НЕ СТОИТ создавать отдельную тему, если Вы просто ходите отдать пару ключей/купонов тем, кто успеет взять. Лучше написать их в комментарии к предыдущей новости с раздачей, либо тут. И лента будет чище и у Вас минусов не прибавится.
- Так же не стоит создавать посты с раздачей купонов. Смотрим тут.
- Запрещено попрошайничество ключей (Не больше 1-2 просьб дать ключ в посте)
- Указывать теги alfa/beta для соответствующих раздач
- Запрещено создавать посты с раздачами, которые еще не начались (начнутся через день/два/неделю)
- Не создавать темы с ссылками на ботов, раздающих ключи
Последнее обновление от 05.05.2019
RING RUNNER: FLIGHT OF THE SAGES | Indiegala
3. Теперь игра доступна в библиотеке, переходим и скачиваем.
Drawful 2 (100% скидка)
!addlicense asf 443246
Окончание раздачи: 11 апреля 2020 года - 08:00:00
"RC Cars" бесплатно на Indiegala
"RC Cars" - старенькая аркада о гонках на радиоуправляемых машинах.
1) Заходите в свою учетную запись на Indiegala.
3) Игра будет доступна в вашей библиотеке, где, нажав на кнопку "Win" справа от ее названия в списке, можно скачать ее себе на компьютер.
Barro
Раздача в Steam, до 3 апреля (21:00 по Москве/Минску или 20:00 по Киеву)
Drawful 2 / Epic Games Store
Неожиданная раздача (до 10 апреля в моем часовом поясе) еще одной игры от EGS - "Drawful 2".
Описание игры с EGS.
Разработчики популярных игр для вечеринок Fibbage, Quiplash и YOU DON'T KNOW JACK представляют Drawful 2 — игру с корявыми рисунками и уморительно неправильными ответами!
Вам предстоит рисовать на телефоне или планшете причудливые и забавные вещи, например блюдо с чипсами или смерть от тромбона.
Другие игроки указывают свои варианты того, что изображено на рисунке (возможно, из рук вон плохом), которые становятся возможными ответами, но, вероятно, неправильными. Затем все игроки — даже потенциальная аудитория из тысяч пользователей — пытаются угадать ПРАВИЛЬНЫЙ ответ.
В Drawful 2 появились новые функции, например возможность добавлять свои собственные подсказки, чтобы проводить совершенно безбашенные раунды с друзьями, а также расширенные средства для стримеров, включая функцию цензуры для игроков.
Drawful 2 — потрясающая игра для вечеринок, в которую могут с удовольствием играть абсолютно все!
ПРИМЕЧАНИЕ. Drawful 2 доступна только на английском языке.
ПРИМЕЧАНИЕ. Игра поддерживает только локальный многопользовательский режим, но с помощью трансляций в нее можно играть с игроками по всему миру.
Зачем Россия завоевала Кавказ? Тому было несколько причин — политических и экономических.
Иерархия ценностей аграрного в своей основе российского общества позволяет предположить, что Россию двигало на Кавказ стремление прирастить территории. Действительно, земля представляла для Российской империи важнейший экономический ресурс и важнейшее жизненное пространство. В ряде российских губерний уже в начале XIX века наблюдался избыток населения, и новые сельскохозяйственные угодья были, конечно, хорошим средством предупреждения будущих социальных конфликтов. Но при наличии огромных территорий, неосвоенных пространств в Южной Сибири, в Поволжье, в Новороссии завоевание еще территории — а это тысячи квадратных километров, — территории, населенной к тому же очень воинственными племенами, не могло быть оправданно с экономической точки зрения. Переселение на Кавказ практически все было организовано. То есть осуществлялось оно в связи, как тогда говорили, с видами правительства. И те, кто там селился, без всякой охоты перебирались на новые, указанные начальством места.
Военное начальство периодически поднимало вопрос о том, что надо колонизовать Северный Кавказ, надеясь таким способом решить болезненный вопрос о снабжении войск провиантом, фуражом и обеспечить армии постой. Все это было для армии большой проблемой: во-первых, хлеб для солдат везли из южных губерний России за многие сотни верст; во-вторых, в те времена казарм было мало и основная масса военнослужащих проживала в домах местного населения на основании так называемой постойной повинности.
Наконец, с появлением на Кавказе русского населения правительство надеялось решить в мере и проблему комплектования войск. Дело в том, что, попадая в армию на Кавказ, вологодские, тверские, архангелогородские, орловские, курские крестьяне массово умирали, оказавшись в районах с непривычным климатом. И существовала идея, что если солдаты будут состоять из местных, более стойких к местным условиям, то смертность и так называемые санитарные потери будут гораздо меньше.
Важной экономической причиной была надежда на богатство кавказских недр. Дело в том, что Россия испытывала острую нехватку цветных драгоценных металлов, а также качественной соли. Поэтому все, кто хотел союза с Россией на Кавказе, пытались разыграть эту карту: осетины и кабардинцы, предлагая союз, рассказывали о серебряных и свинцовых рудах в своих горах, о соли, добываемой в озерах Северного Дагестана, и так далее. То есть было представление, что после присоединения Кавказа Россия получит большие богатства, которые позволят решить целый ряд проблем российской промышленности, но уже в первой четверти XIX века эти представления о щедрости кавказских недр заколебались, а спустя еще некоторое время полностью развеялись.
Соответствующими действительности оказались только сведения о запасах нефти. Однако годов, то есть до того времени, когда Кавказская война фактически закончилась, экономическое значение нефти, этого важнейшего сейчас экономического сырья, было ничтожным. В XVIII веке и в первой половине XIX века никто и не подумал бы воевать ради захвата нефтяного бассейна. То есть до того времени, пока не стал производиться керосин, пока нефть не стала средством получения смазочных масел, пока она не стала топливом, она была фактически никому не нужна. В доиндустриальную эпоху кавказские запасы марганца и серы тоже были мало кому нужны. В первой половине XIX века несколько местных горных заводов, которые там существовали, приносили казне только убытки.
Еще Кавказ интересовал Россию в качестве места, где будут выращиваться разные технические и пищевые культуры (хлопок, чай, табак, марена, виноград, рис, цитрусовые), где будет производиться шелк. Но и здесь правительство ждало жестокое разочарование. Рост производства этой продукции сдерживался разными факторами, и оказалось, что выгоднее доставлять подобные колониальные товары морем в Одессу или Петербург, нежели производить их на Кавказе. Таким образом, Кавказ не оправдал себя ни как кладовая минералов, ни как поставщик колониальных товаров.
Была еще одна перспектива обогащения России — это создание Волго-Балтийского пути, или Каспийско-Волго-Балтийского пути, для доставки восточных товаров в Европу. В петровское время был построен первый канал — Вышневолоцкая водная система, и предполагалось, что завоевание Закавказья (и прежде всего удобных гаваней на западном и южном побережье Каспия) позволит создать такой коридор для товаров, идущих в Северо-Западную Европу с Востока и обратно. Это и стало одной из важнейших целей Персидского похода. Но когда было открыто движение по Вышневолоцкой системе, в 1709 году, оказалось, что это улица с односторонним движением. То есть движение судов возможно было только со стороны Волги в сторону Невы, а со стороны Невы в сторону Волги невозможно. Поэтому надежды на возможное обогащение страны с помощью трассы Баку — Петербург не оправдались.
При этом надо еще помнить, что при оценке экономической целесообразности завоевания Кавказа наибольший доход приносило только Закавказье. А вот Северный Кавказ, на присоединение которого было потрачено неизмеримо больше сил, доставлял казне одни убытки. Русский солдат на Кавказе никогда не сражался за экономические интересы, как это ни странно, — ни частные, ни государственные. Нельзя назвать ни одного крупного русского состояния, источником которого стал бы Кавказ. В воспоминаниях ветеранов Кавказской войны не найдено ни одного упоминания о том, что они, завоевав потом и кровью огромную территорию между Каспийским и Черным морем, обогатили державу.
Таким образом, главными были политические интересы. Россия противостояла Турции, и правительство предполагало создать в Закавказье один из фронтов, который позволял бы отвлекать турецкие силы от главного тогда балканского театра военных действий. Надо сказать, что и эта цель не была в должной мере достигнута. Потому что для турок балканский театр оставался главным, и Кавказский фронт не оттягивал достаточного числа сил с Дуная в Западную Армению, где шли основные бои.
Еще одной важной причиной было стремление России быть покровительницей христиан. Российский царь хотел быть покровителем христиан Грузии и Армении. И вот это представление о России как о великой державе, которая покровительствует христианам, было важным двигателем империи в этом регионе.
Допустим, туземная знать искала в штаб-квартирах русских полков управу на своих непокорных подданных. Одни горские владетели и закавказские правители искали в русских помощников для решения проблем с соседями. Типичный пример ситуации, которую приходилось решать русской военной администрации: в 1830 году так называемые мирные ингуши (то есть те, которые уже признали власть России) в отместку за угон скота своими соседями-осетинами (тоже уже подданными России) решили напасть на казаков, охранявших осетинские аулы. К тому времени, когда была отправлена экспедиция вернуть из донских полков угнанных лошадей, эти лошади уже были проданы чеченцам. Экспедиция к чеченцам привела к новому всплеску насилия — поход сопровождался перестрелками и жертвами с обеих сторон. В клубке таких мелких конфликтов русская армия оказалась практически не в состоянии понимать, что там происходит, и часто играла роль орудия в чужих руках.
Надо сказать, что ситуация, в которой оказалась русская армия на Кавказе, не уникальная. В похожей ситуации оказались французы в Северной Африке: они тоже не хотели захватывать всю Сахару, но решение одного вопроса сразу создавало необходимость решения следующего. И вот это следование логике конфликта шаг за шагом, привело к тому, что вместо ограниченных задач пришлось решать задачи глобальные.
Здесь придется сделать небольшое отступление: вообще, вся история Кавказской войны, ее изучение и понимание осложняются тем, что мы видим ее в основном с русской стороны. Поскольку горские общества были бесписьменные — то есть там было много грамотных людей, но корпуса документов, который обычно создается при существовании государственного института, там не было, — там никто не писал воспоминаний. И поэтому трудно определить, что думали сами горцы о причинах войны и о том, как эта война идет. Только из отдельных документов (и в том числе написанных русской рукой со слов горцев) можно понять. Но эти сведения чрезвычайно скудные и довольно туманные.
За присоединение Кавказа Россия заплатила довольно высокую цену. В боях с горцами Кавказа и в закавказских войнах погибли порядка 100 тысяч человек. Но на каждого убитого приходилось порядка десяти умерших — от непривычного климата, болезней и так далее. В результате Россия фактически заплатила за присоединение Кавказа жизнями около миллиона человек. Сколько во время Кавказской войны погибло местных жителей? Трудно сказать. Но можно сказать, что эта цифра никак не меньше потерь российской стороны. Хотелось бы обратить внимание на то, что именно санитарные потери были огромные. За 10 дней марша от Эривани к Тифлису в 1804 году отряд генерала Цицианова потерял убитыми трех человек, ранеными — 18, а заболевшими и умершими — в совокупности более 700! И это обычная картина для Кавказа. Пехотный Тенгинский полк, в котором служил Лермонтов, за четыре года, в 1820–1824 годах, потерял убитыми 10 человек, а умершими — 1159. То есть главной угрозой для военнослужащих на Кавказе были даже не пуля и не сабля противника, а малярия, тиф и простудные заболевания. За 12 лет существования Черноморской береговой линии, цепочки укреплений вдоль Черноморского побережья, ее гарнизоны, почти не участвуя в боевых столкновениях, предали земле 50 тысяч солдат и офицеров.
И в других колониальных войнах, в других странах картина была та же самая. Вот во время Мадагаскарской экспедиции 1895 года у французов в бою пал один офицер, а умерли от болезней 35. В экспедициях в других районах Африки от малярии и тифа погибал каждый девятый участник этой экспедиции.
Кроме человеческих потерь, присоединение Кавказа несло за собой колоссальные финансовые затраты. Запутанная система финансирования Отдельного Кавказского корпуса, то есть той военной организации, на которой лежали задачи присоединения Кавказа, не позволяет составить точную смету расходов. Но существует мнение, что в разгар Кавказской войны в 1840-е годы, на войну тратился каждый шестой рубль российского бюджета. То есть около 15% бюджета уходили на войну на Кавказе.
Таким образом, в движении России на Кавказ экономические интересы играли некоторую роль только в начале XVIII века. Я бы сказал, это было время, когда Россия еще плохо себе представляла, что такое Кавказ и какие трудности ее ждут в этом регионе. Затем на первый план выдвинулись задачи воплощения имперской идеи и достижения выгодного геополитического положения. Но самым важным и самостоятельным фактором развития конфликта стала его внутренняя логика. Сама линия соприкосновения регулярных войск и народов, которые там проживали, прежде всего на Северном Кавказе, автоматически превращалась в линию фронта. Это все лежало за пределами понимания рядовых участников. С их точки зрения, война была таким покорением бунтовщиков, наказанием их за набеги, за нападения на русские укрепления. Отсутствие очевидных планов войны, понятных для участников с российской стороны, создавало условия для того, чтобы война продолжалась практически непрерывно.
С датировкой войны тоже есть некоторая проблема: в школьных учебниках хронологические рамки Кавказской войны указаны с 1817 по 1859 год — со времени прибытия Ермолова и до пленения имама Шамиля. На Западном Кавказе конечной датой является 1864 год, когда прекратилось организованное сопротивление горцев Западного Кавказа. На самом деле то, что потом стали называть Кавказской войной, началось с похода Петра I 1722–1723 годов и закончилось подавлением последнего крупного восстания в Чечне и Дагестане в 1877–1878 годах (то есть восстание происходило во время Русско-турецкой войны, которая шла в этот же период). Таким образом, Кавказская война продолжалась более 150 лет. А не тот отрезок времени, который указывается в школьных учебниках.
Во многом эта война была уникальная. Так, она началась без объявления войны. Когда начались действительные столкновения русских с горцами — день, даже месяц, — установить крайне трудно. Она представляла собой целый комплекс столкновений на территории между Черным и Каспийским морем — разного характера, разного уровня, с разной численностью участников. И впоследствии всю эту совокупность разновременных стычек, боев, экспедиций, в том числе карательных экспедиций, горских набегов, все это вместе стали называть Кавказской войной.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать следующее: Россия экономических выгод от присоединения Кавказа не имела. На ведение войны были затрачены колоссальные финансовые средства; миллион мужчин, оставленных в земле Кавказа, — это огромные демографические потери; огромный ущерб был нанесен хозяйству Кавказа. Но война имела большое политическое значение, поскольку Российская империя вышла на рубежи Персии и Турции и, таким образом, ее политическое влияние в Закавказье многократно возросло. В этом смысле империя была в большом выигрыше.
С другой стороны, империя получила в тылу своей южной границы провинции, в лояльности населения которых она не была уверена до конца своего существования. Достаточно сказать, что воинская повинность в мусульманских районах Закавказья и на Северном Кавказе так и не была введена. То есть горцы Северного Кавказа и население нынешнего Азербайджана к службе в армии не привлекались, а воинская повинность в Грузии и Армении была введена со значительным опозданием по сравнению с Центральной Россией. Вместо этого это население платило специальный налог. То есть империя, завоевав Кавказ, не получила больших экономических и людских ресурсов, а только политические.
Читайте также: