Дальтонизм лямблиоз кретинизм инфаркт миокарда

Болезнь двенадцатиперстной и тонкой кишки, вызванная простейшими, протекает с затяжным поносом.

1. Этиологический фактор: представитель класса жгутиконосцев Giardia lamblia (син. G. intestinalis ) — паразитирующий в двенадцатиперстной и тощей кишке. Жизненный цикл включает два этапа: форма цисты и вегетативная (трофозоит). Заражение вызывает форма цисты, при заглатывании 10–100 цист возникает болезнь. Из цист под воздействием соляной кислоты освобождаются трофозоиты → прикрепляются к слизистой оболочке тощей кишки, разрушая щёточную каемку энтероцитов и структуру ворсинок (атрофия) → вследствие этого уменьшается поверхность всасывания. Под воздействием подщелачивания (желчь) трофозоиты превращаются в цисты, которые выделяются с калом.

2. Резервуар и пути передачи: резервуар — люди (в основном) и многие виды домашних млекопитающих (собаки, кошки) и диких (напр. бобры); заражение легко распространяется алиментарным путем, в основном через загрязненные руки (прямой контакт с инфицированным человеком) или через воду (питьевая или в водоёмах для отдыха, напр. бассейны, озера, реки), реже через продукты питания, загрязненные цистами.

3. Эпидемиология: G. lamblia встречается во всем мире, является эндемичной болезнью в развивающихся странах; в развитых странах спорадические вспышки и эпидемии, вызванные загрязнением питьевой воды или распространением инфекции в закрытых помещениях (ясли, детские сады, дома ребенка, учреждения для умственно отсталых) или среди МСМ. Факторы риска: путешествия по развивающимся странам; использование для питья сырой воды из ручьев, рек и озер; антисанитария; работа в яслях, детском саду, доме ребенка, центре длительной опеки для умственно отсталых; лямблиоз у члена семьи; значительное недоедание и истощение; иммунодефициты, особенно гипогаммаглобулинемия и дефицит IgA (фактор риска развития тяжелого и рецидивирующего лямблиоза); анацидный гастрит и ЛС, подавляющие желудочную секрецию, гастрэктомия.

4. Инкубационный период и контагиозность: инкубационный период от нескольких дней до нескольких недель (в среднем 9 дней); инфицированный пациент заразен для контактирующих с ним людей. Цисты сохраняют инфекционность во влажной, прохладной среде в течение нескольких месяцев.

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ наверх

1) бессимптомный колонизация — наиболее частый; в большинстве случаев проходит самопроизвольно;

2) острый гастроэнтерит (длится 7–16 дней, как правило, саморазрешающееся заболевание, без лечения у 30–50 % больных переходит в хроническую форму): доминирует понос (водянистый, без крови и слизи в кале) и спастические боли в верхней части живота (диспепсия); возможны слабость;

3) хронический синдром желудочно-кишечных симптомов с нарушением желудочно-кишечного всасывания (стеаторея) — симптомы, похожие на острую болезнь, но более легкие, периодически рецидивируют у детей приводит к недостаточности питания и задержке роста;

4) атипичные симптомы: крапивница, реактивный артрит. Может развиться вторичная непереносимость лактозы, истощение, воспаление желчевыводящих путей и желчного пузыря.

После перенесенной болезни не развивается невосприимчивость, возможны повторные заражения.

Дополнительные методы исследования

1. Обнаружение простейшего при микроскопическом обследовании (однозначное подтверждение заражения):

1) исследование кала на наличие цист — основной метод диагностики; необходимо выполнить исследование 3 проб, полученных через день;

2) исследование кала на наличие трофозоитов (низкая чувствительность) — возможно в стуле при поносе, если исследование проводится сразу после забора пробы (нативный препарат);

3) исследование содержимого двенадцатиперстной кишки (зондирование , редко выполняется) — исследование препарата непосредственно после забора содержимого: необходимо назначить, если исследование кала и серологические тесты не подтверждают диагноз;

4) морфологическое исследование биоптата слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки или тонкой кишки (эндоскопия) — необходимо выполнить в особых случаях, когда имеются показания для эндоскопии (напр., диспепсия) или для гистологического исследования слизистой оболочки кишечника (напр., подозрение на энтеропатию); атрофия ворсинок тонкой кишки (обычно частичная) и трофозоиты видны на поверхности слизистой оболочки.

2. Другие исследования, обнаруживающие наличие G. lamblia в стуле: обнаружение антигенов паразита (ИФА, тест иммунофлюоресценции) — скрининг-тест, бывают ложноположительные результаты. Рекомендуется подтвердить положительный результат микроскопическим исследованием (кал); обнаружение ДНК паразита (РТ-ПЦР) — высокая чувствительность и специфичность; может заменить микроскопическое исследование.

3. Серологическое исследования: выявление специфических антител против G. lamblia в сыворотке (ИФА; тест с высокой чувствительностью).

Окончательный диагноз устанавливается на основании обнаружения антигена цист либо трофозоитов при микроскопическом исследовании кала либо содержимого двенадцатиперстной кишки, цист в стуле методом прямой иммунофлуоресценции или ДНК G. lamblia методом РТ-ПЦР.

У больного с клиническими симптомами лямблиоза и характерным эпидемиологическим анамнезом (пребывание в эндемичных регионах или член семьи болен лямблиозом, или эпидемическая вспышка в закрытых учреждениях) можно рассмотреть эмпирическое лечение; устранение симптомов после лечения подтверждает диагноз. Необходимо выполнить паразитологические исследования у всех членов семьи больного.

Другие причины затяжного или хронического поноса →разд. 1.11 и боли в животе →разд. 1.5.

1. Симптоматическое лечение, как в случае диареи →разд. 4.28.1.

2. Антипротозойное лечение (с эпидемиологических позиций следует лечить каждого инфицированного независимо от наличия клинических симптомов, в том числе всех инфицированных домочадцев больного):

1) терапия первой линии — метронидазол п/о 250 мг 3 × в день в течение 5–7 дней или 500 мг 2 × в день в течение 5 дней;

2) терапия второй линии — тинидазол п/о 2 г однократно или фуразолидон п/о 100 мг 4 × в день в течение 2–5 дней;

3) лечение беременных — в легких случаях нет необходимости; если симптомы выражены → паромомицин п/о (не всасывается) 500 мг 4 × в день в течение 7 дней;

4) для лечения рецидивов или в случае неэффективности лечения (10–20 %) – паромомицин п/о 500 мг 3 × в день 5–10 дней или квинакрин п/о 100 мг 2 × в день в течение 5 дней;

5) резистентные случаи — нитазоксанид 500 мг п/о 2 × в день в течение 5 дней.

Критерий излечения: отсутствие простейших в кале через 2–4 нед. после окончания лечения (контрольный антигенный тест или паразитологическое исследование). Рецидивы после лечения возникают через 2–8 нед., могут быть бессимптомными.

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

2. Тщательное мытье фруктов и овощей в чистой воде, избегание продуктов неизвестного происхождения, избегание питья воды неизвестного происхождения, а также воды из ручьев, рек и озер (кипячение разрушает цисты).

3. Изоляция больных с поносом от работы в яслях, детских садах и учреждениях опеки для умственно отсталых до прекращения симптомов.

4. Запрещение купания в водоёмах для отдыха больным лямблиозом в течение 2 нед. после прекращения симптомов.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Времени прошло: 0:00:00
Времени осталось: 1.5:30:00

На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.

Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

2) холоднокровное животное

3) консумент II или III порядка

4) консумент I порядка

5) растительноядное животное

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задания.

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит ржанка, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задания.

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задания.

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема фотосинтеза. Название какого вещества обозначено на схеме вопросительным знаком?

Наталья изучала зависимость роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры. Она помещала по 10 только вылупившихся самцов в пробирки и держала их неделю при определённой температуре. Затем она измеряла длину крыльев у самцов. По результатам эксперимента Наталья построила график (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — средняя длина крыла (в мм)).

Опишите зависимость размера крыльев самцов дрозофилы от температуры в диапазоне 28–31 °С.

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

2) половая система

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Витамин D выполняет важные функции в организме человека: предотвращает заболевания костной системы, регулирует усвоение фосфора и магния в организме, способствует запасанию кальция в костной ткани и зубах, стимулирует минеральный обмен и др. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо примерно 2,5 мг витамина D.

Продукты Содержание

мг / 100 г продукта

Мороженое

сливочное

0,02 Сыр чеддер 1,0
Масло сливочное 1,5 Лосось 12,0
Яйцо куриное

(1 яйцо — 75 г)

2,2 Печень говяжья 1,0
Творог 5%-ной

жирности

1,0 Тунец 6,0

Используя данные таблицы, рассчитайте количество витамина D, которое человек получил во время обеда, если в его рационе было: 140 г говяжей печени, 15 г сливочного масла, 80 г сливочного мороженого. Ответ округлите до десятых.

Как называется недостаток витаминов в организме?

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

4) инфаркт миокарда

заболевание

Приобретённое заболевание

Инфекционное

Неинфекционное

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой короткие ресницы.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите: доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

В браке темноволосых родителей (доминантный признак (А)) родился светловолосый сын. Определите генотипы членов семьи по указанному признаку.

Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Сын

Мать Ивана решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у матери Ивана первая группа крови. Известно, что отец Ивана имеет вторую группу крови.

Какая группа крови может быть у Ивана? Запишите номера групп крови через пробел римскими числами в порядке возрастания.

Мать Ивана решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у матери Ивана первая группа крови. Известно, что отец Ивана имеет вторую группу крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли мать Ивана быть донором крови для него?

Рассмотрите рисунок клетки, какой органоид обозначен буквой А. Как он называется?

Наличие толстой клеточной оболочки, пластид и структуры, обозначенной на рисунке буквой А, — признаки растительной клетки. Данная структура, увеличиваясь в объёме, наряду с растяжением клеточной оболочки способствует росту растительной клетки.

Какие ещё функции выполняет эта структура в растительной клетке?

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Таблица генетического кода (иРНК)

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Лей

Сер

Сер

Тир

Три

У

Г

Ц Лей

Лей

Про

Про

Гис

Глн

Арг

Арг

У

Г

А Иле

Мет

Тре

Тре

Асн

Лиз

Сер

Арг

У

Г

Г Вал

Вал

Ала

Ала

Асп

Глу

Гли

Гли

У

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Таблица генетического кода (иРНК)

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Лей

Сер

Сер

Тир

Три

У

Г

Ц Лей

Лей

Про

Про

Гис

Глн

Арг

Арг

У

Г

А Иле

Мет

Тре

Тре

Асн

Лиз

Сер

Арг

У

Г

Г Вал

Вал

Ала

Ала

Асп

Глу

Гли

Гли

У

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

При расшифровке генома собаки было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля гуанина составляет 30%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте долю нуклеотидов с аденином в этой пробе (в %).

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование видов пустынной лисицы — фенька и северной лисицы, очень различающихся внешне.

Согласно современной эволюционной теории существует два способа видообразования. Данные способы представлены на схеме.

На рисунке изображён мамонт — вымершее животное, обитавшее 0,2–9 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и периоды, в которые обитал данный организм, а также родственные ему виды живущих в настоящее время животных.

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Глистные инвазии Вирусная инфекция Неинфекционное заболевание

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

5) куриная слепота

Инфекционные заболевания Неинфекционные заболевания
бактериологические вирусные

Определите преимущественный способ размножения растений. Запишите номер каждого из растений в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Приобретенные заболевания Наследственные заболевания
инфекционные неинфекционные

Определите преимущественный способ размножения растений. Запишите номер каждого из растений в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Половое размножение Вегетативное размножение
Видоизмененными подземными побегами Стеблевыми черенками

Определите происхождение симптомов и болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

2) куриная слепота

4) сухость кожи, ломкость волос

5) деформация костей нижних конечностей

Половое размножение Вегетативное размножение
Видоизмененными подземными побегами Видоизмененными надземными побегами — усами

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

2) размягчение и ломкость костей

5) куриная слепота

Авитаминоз
A C Д

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Авитаминоз Наследственные заболевания
Витамина А Витамина Д

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

Приобретенные заболевания Наследственные заболевания
инфекционные неинфекционные

Определите особенности кровотечений, приведённых в списке. Запишите номер каждой из особенностей кровотечения в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список особенностей кровотечения человека:

1) ярко алая кровь

2) кровь темно-бордового цвета

3) вытекает свободно, не обильно

4) фонтанирует (пульсирующее кровотечение)

5) кровь сочится, как из губки

Заболевания системы органов
Пищеварительной Сердечно-сосудистой Дыхательной

Определите, какие органы из приведённых в списке, получили свое развитие из каких зародышевых листков. Запишите номер органа в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список органов человека:

4) бедренная кость

5) головной мозг

Кровотечение
Артериальное Венозное Капиллярное

Определите, какие органы из приведённых в списке, получили свое развитие из каких зародышевых листков. Запишите номер органа в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список органов человека:

1) эпителий кишечника

2) эпидермис кожи

Зародышевый листок
эктодерма энтодерма мезодерма

Определите, какие примеры реакций, приведённых в списке, относятся к рефлексам. Запишите номер примера реакции в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

1) отдергивание руки от горячего

2) человек через 20 лет проживания за границей, забыл родной язык

3) выделение слюны на вид любимой пищи

4) выделение желудочного сока в процессе пережевывания пищи

Зародышевый листок
эктодерма энтодерма мезодерма

Определите, какие примеры реакций, приведённых в списке, относятся к рефлексам. Запишите номер примера реакции в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

1) отдергивание ноги от острого

3) постройка гнезда птицей

4) реакция школьника на звонок с урока

5) запасание корма белкой

Рефлекс Торможение
условный безусловный

Определите, какие признаки, приведённые в списке, относятся к каким организмам. Запишите номер признака в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

1) скелет хрящевой

2) размножение на суше

3) имеет плавательный пузырь

4) парные конечности

5) жабры прикрыты жаберными крышками

Рефлекс Инстинкт
условный безусловный

Определите, какие признаки, приведённые в списке, относятся к каким организмам. Запишите номер признака в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

4) у большинства есть крылья

5) орган дыхания жабры

Класс Рыбы Класс Пресмыкающиеся (ящерица)
Костные (сельдь) Хрящевые (китовая акула)
Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

Определите, какие представители, приведённые в списке, относятся к каким классам Членистоногих. Запишите номер представителя в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

4) постельный клоп

5) креветка дальневосточная

Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

Определите формы борьбы за существование, которые вызывают гибель мышевидных грызунов. запишите номер каждой из причин гибели в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список причин гибели мышевидных грызунов:

1) грызуны гибнут от бактерий и вирусов

2) грызуны вытесняют друг друга

3) грызунов поедают совы

4) грызуны гибнут от осенних дождей, чередующихся с похолоданием

5) заливание нор весной снеговой водой

Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды

Определите формы отбора, в результате которого сформировались приведённые в списке организмы. Запишите номер представителя в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

1) немецкая овчарка

2) бактерии устойчивые к антибиотику

3) обыкновенная лисица

Определите формы отбора, в результате которого сформировались приведённые в списке организмы. Запишите номер представителя в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

2) орловский рысак

3) лошадь Пржевальского

5) колорадский жук

Искусственный отбор Естественный отбор
движущий стабилизирующий

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Искусственный отбор Естественный отбор
движущий стабилизирующий