Чехов тиф краткое содержание


Антон Чехов - Тиф краткое содержание

Тиф - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Антон Павлович Чехов

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих, ехал молодой поручик Климов. Против него сидел пожилой человек с бритой шкиперской физиономией, по всем видимостям, зажиточный чухонец или швед, всю дорогу сосавший трубку и говоривший на одну и ту же тему:

– Га, вы официр! У меня тоже брат официр, но только он морьяк… Он морьяк и служит в Кронштадт. Вы зачем едете в Москву?

– Га! А вы семейный?

– Нет, я живу с теткой и сестрой.

– Мой брат тоже официр, морьяк, но он семейный, имеет жена и три ребенка. Га!

И мысль о чухонцах и греках производила во всем его теле что-то вроде тошноты. Для сравнения хотел он думать о французах и итальянцах, но воспоминание об этих народах вызывало в нем представление почему-то только о шарманщиках, голых женщинах и заграничных олеографиях, которые висят дома у тетки над комодом.

Вообще офицер чувствовал себя ненормальным. Руки и ноги его как-то не укладывались на диване, хотя весь диван был к его услугам, во рту было сухо и липко, в голове стоял тяжелый туман; мысли его, казалось, бродили не только в голове, но и вне черепа, меж диванов и людей, окутанных в ночную мглу. Сквозь головную муть, как сквозь сон, слышал он бормотанье голосов, стук колес, хлопанье дверей. Звонки, свистки кондуктора, беготня публики по платформе слышались чаще, чем обыкновенно. Время летело быстро, незаметно, и потому казалось, что поезд останавливался около станции каждую минуту, и то и дело извне доносились металлические голоса:

В Спирове он вышел на станцию, чтобы выпить воды. Он видел, как за столом сидели люди и спешили есть.

Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке и, улыбаясь, показывала великолепные белые зубы; и улыбка, и зубы, и сама дама произвели на Климова такое же отвратительное впечатление, как окорок и жареные котлеты. Он не мог понять, как это военному в красной фуражке не жутко сидеть возле нее и глядеть на ее здоровое, улыбающееся лицо.

Когда он, выпив воды, вернулся в вагон, чухонец сидел и курил. Его трубка сипела и всхлипывала, как дырявая калоша в сырую погоду.

– Га! – удивился он. – Это какая станция?

– Не знаю, – ответил Климов, ложась и закрывая рот, чтобы не дышать едким табачным дымом.

– А в Твери когда мы будем?

– Не знаю. Извините, я… я не могу отвечать. Я болен, простудился сегодня.

Чухонец постучал трубкой об оконную раму и стал говорить о своем брате-моряке. Климов уж более не слушал его и с тоской вспоминал о своей мягкой, удобной постели, о графине с холодной водой, о сестре Кате, которая так умеет уложить, успокоить, подать воды. Он даже улыбнулся, когда в его воображении мелькнул денщик Павел, снимающий с барина тяжелые, душные сапоги и ставящий на столик воду. Ему казалось, что стоит только лечь в свою постель, выпить воды, и кошмар уступил бы свое место крепкому, здоровому сну.

– Почта готова? – донесся издали глухой голос.

– Готова! – ответил бас почти у самого окна.

Это была уже вторая или третья станция от Спирова.

Время летело быстро, скачками, и казалось, что звонкам, свисткам и остановкам не будет конца. Климов в отчаянии уткнулся лицом в угол дивана, обхватил руками голову и стал опять думать о сестре Кате и денщике Павле, но сестра и денщик смешались с туманными образами, завертелись и исчезли. Его горячее дыхание, отражаясь от спинки дивана, жгло ему лицо, ноги лежали неудобно, в спину дуло от окна, но, как ни мучительно было, ему уж не хотелось переменять свое положение… Тяжелая, кошмарная лень мало-помалу овладела им и сковала его члены.

Когда он решился поднять голову, в вагоне было уже светло. Пассажиры надевали шубы и двигались. Поезд стоял. Артельщики в белых фартуках и с бляхами суетились возле пассажиров и хватали их чемоданы. Климов надел шинель, машинально вслед за другими вышел из вагона, и ему казалось, что идет не он, а вместо него кто-то другой, посторонний, и он чувствовал, что вместе с ним вышли из вагона его жар, жажда и те грозящие образы, которые всю ночь не давали ему спать. Машинально он получил багаж и нанял извозчика. Извозчик запросил с него до Поварской рубль с четвертью, но он не торговался, а беспрекословно, послушно сел в сани. Разницу в числах он еще понимал, но деньги для него уже не имели никакой цены.

Дома Климова встретили тетка и сестра Катя, восемнадцатилетняя девушка. В руках Кати, когда она здоровалась, были тетрадка и карандаш, и он вспомнил, что она готовится к учительскому экзамену. Не отвечая на вопросы и приветствия, а только отдуваясь от жара, он без всякой цели прошелся по всем комнатам и, дойдя до своей кровати, повалился на подушку. Чухонец, красная фуражка, дама с белыми зубами, запах жареного мяса, мигающие пятна заняли его сознание, и уже он не знал, где он, и не слышал встревоженных голосов.

Очнувшись, он увидел себя в своей постели, раздетым, увидел графин с водой и Павла, но от этого ему не было ни прохладнее, ни мягче, ни удобнее. Ноги и руки по-прежнему не укладывались, язык прилипал к небу, и слышалось всхлипыванье чухонской трубки… Возле кровати, толкая своей широкой спиной Павла, суетился плотный чернобородый доктор.

Врачебная деятельность



Рецепт, выписанный А. П. Чеховым Д. Н. Мамину-Сибиряку

Когда в одной семье в деревне Талеж заболели тифом, Антон Павлович не только лечил больных, но и привез для них свои кровати, постельное белье, заботился о питании.



А. П. Чехов среди серпуховских земских деятелей

Антон Павлович взял на себя всю работу по организации врачебного пункта в Мелихове. Вначале он пытался привлечь к этому делу крупных фабрикантов, соседний монастырь Давыдову пустынь, но натолкнулся на полное равнодушие и безразличие. Чехов оборудовал мелиховский врачебный участок главным образом на свои личные средства. Он снимает избу под амбулаторию старается обеспечить пункт необходимым оборудованием добивается разрешения на приглашение фельдшерицы.

Чехов собирается написать для врачей специальную книжку, посвященную борьбе с холерой, помогает разработать проект устава Санитарного совета.



Группа земских врачей. В центре - доктор В. А. Павловская

Холерную эпидемию, так же как и раньше голод 1891 - 1892 гг., Чехов рассматривал как стихийное народное бедствие. Борьбу с холерой и посильную помощь народу он считал своим общественным долгом.



Автограф отчета А. П. Чехова по мелиховскому медецинскому участку

В обзоре Серпуховской земской санитарно-врачебной статистики за 1892 г. в числе лиц, принимавших активное участие в работе земства, названо имя А. П. Чехова.

В этом отчете Антон Павлович не только дал обстоятельный анализ работы мелиховского врачебного пункта, но поставил и ряд общих принципиальных вопросов. Особенно остановился он на санитарном состоянии фабрик, отметил равнодушие и прямое невежество фабрикантов в вопросах санитарного благоустройства фабрик, поставил вопрос о необходимости включения в состав санитарного совета инженеров и техников.

Живя в Мелихове, Чехов непосредственно познакомился и с подмосковными фабриками.

А. П. Чехов по поручению Серпуховского санитарного совета неоднократно бывал в Угрюмове и Крюкове для обследования санитарных условий фабрик. В холерные 1892-1893 гг. эти села входили в мелиховский медицинский участок, и Чехов проводил в них амбулаторный прием больных. Позднее по инициативе В. А. Павловской на фабриках был возобновлен еженедельный прием больных, и Чехов два раза в месяц принимал в селе Угрюмове при фабрике Толоконниковых.

В 1892 г. Чехова избрали членом санитарно-исполнительной комиссии. Он с большой настойчивостью защищал интересы местного населения от капиталистов и промышленников, участвовал в санитарных осмотрах фабрик и школ. Благодаря вмешательству Чехова было отклонено ходатайство одного из промышленников об устройстве кожевенного завода на реке Люторке, водой из которой пользовалось окрестное население.

Тяжелые условия жизни земского врача отмечены Чеховым в его записной книжке:

В своих произведениях писатель также рассказал о подвижнической жизни сельской интеллигенции в дореволюционной России, о темноте русской деревни, о безысходной деревенской нужде, о тупости царских чиновников, о том, в каких трудных условиях - бытовых и моральных - приходилось работать сельским врачам, учителям и учительницам.



Доктор И. Г. Витте

Так же, как и Чехов, Витте был страстный садовод и любовно выращивал в своем садике при земской больнице много редких цветов. Чехов останавливался у Витте, бывая в Серпухове, переписывался с ним, а позднее помогал ему устроиться в Ялте для лечения.

Большим другом А. П. Чехова стал земский санитарный врач П. И. Куркин. Это бьвл подлинный ученый, впоследствии заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук. Он работал в области санитарной статистики и общественной гигиены, написал ряд исследований по этим вопросам, Чехов познакомился с Куркиным в 80-х годах, работая летом в земской Чикинской больнице вблизи Воскресенска. В 1892-1895 гг. П. И. Куркин служил в Серпуховском земстве участковым, а затем санитарным врачом и был секретарем Серпуховского санитарного совета. Особенно сблизила А. П. Чехова и П. И, Куркина работа в земстве. С 1896 г. Куркин руководил санитарно-статистическим отделом Московского губернского земства.



Доктор П. И. Куракин

Типичный представитель лучшей части pyccкой интеллигенции П. И. Куркин, самозабвенно изучавший природные условия Серпуховского уезда и в частности его лесное хозяйство, был внутренне близок Чехову. Сближали их и общие научные интересы в области медицины.

Год: 1892 Жанр: повесть

Повесть Палата №6 была написана Чеховым в 1892 году и по сей день является одной из самых популярных. Автор раскрывает в произведении такие темы как: насилие, лицемерие, халатное отношение врачей и судей к людям. Так же можно заметить философские подтемы, исследование смысла жизни, страдания и бездушность. Чехов мастерски разбавлял сюжет интересными поворотами, мудрыми взглядами на жизнь и самое главное, описание самой палаты No6 было на высшем уровне.

Краткое содержание повести Палата №6

При больнице во флигеле, который уже давно нуждается в ремонте, обитают пять душевнобольных человек. Один из них рыжий, худой мещанин, он почти не принимает участие в беседах и постоянно грустит. Второй - жид Мойсейка, веселый дурачок. Он помешался, когда сгорела его мастерская. Третьим является бывший судебный пристав Иван Громов. Он страдает манией преследования. Четвертый обитатель палаты это толстый мужик, который утратил способность чувствовать и мыслить. Пятый - блондин, сам себе на уме, который когда-то служил на почте.

Доктором в больнице был Андрей Ефимыч Рагин, когда-то он мечтал стать священником. Он имел грубую мужицкую наружность, но при этом обладал мягким характером. Ему не нравилось ужасное состояние, в котором находилась больница, но изменить он ничего не мог, в силу своего безвольного нрава. По началу он с необыкновенным рвением лечил больных. Позже, он пришел к выводу, что в таких условиях больных лечить не имеет смысла и стал реже посещать больницу.

Дома он проводил время за чтением книг и рюмкой водки. К нему приходил почтмейстер Михаил Аверьяныч, он являлся его другом и единственным человеком, с которым доктору было не в тягость общаться.

Как-то доктор зашел палату № 6 и начал общаться с Громовым. Он посчитал его интересным собеседником и стал часто наведываться к нему.

В больнице начали судачить, о слишком частых визитах доктора в палату № 6. Рагина вызвал к себе городской голова. Прибыв на встречу, Рагин понимает, что его пригласили для того, чтобы понять не сошел ли он с ума.Через неделю доктора просят уйти в отставку. Он относится к этому с равнодушием и отправляется с другом в Москву.

По возвращении домой, он узнает, что его место в больнице уже занимает доктор Хоботов. Переехав на новую квартиру, Рагин целыми днями проводит время дома, его навещают Хоботов и почтмейстер, постоянно справляясь о его здоровье. Рагину это надоедает и он гонит их.

Позже доктора хитростью заманивают в больницу и оставляют на лечение во флигеле для душевнобольных. Пытаясь выйти из палаты, он получает удар от сторожа. На следующий день Рагин умирает.

На похороны к нему приходит лишь его друг и бывшая прислуга.

Повесть учить читателей добросовестно и гуманно относиться к людям.

Читать краткое содержание Палата №6 по главам (Чехов)

Первая глава начинается с описания пристройки и палаты No6. В палате этой содержались душевнобольные люди. Зайдя внутрь здания, видно, что вокруг валяются старые вещь, помимо грязи и хлама, тут стоит сильный запах. Среди этого хлама лежит сторож Никита, он старый, с потрепанным лицом и огромными кулаками. Он уверен, что без применения силы не возможно достичь порядка.

Проходя далее можно попасть в комнату с решетками на окнах и кислым запахом, это та самая комната в которой содержали сумасшедших. Их было пятеро, первый-Мойсейка, старик с бородой, он болен уже около 20 лет, его считает безвредным и даже позволяют выходить на улицу и ходить в город просить милостыню. Следующий человек это Иван Громов, на вид ему лет тридцать три, раньше был чиновником, но потом заболел манией преследования. Он любит строить разные гримасы и ходить из одного угла комнаты в другой, при любом шорохе он прислушивается, не за ним ли пришли. Бывает, что он начинает ходить по комнате и толкать речи о самом важном, о подлости, насилие.

Отец Громова был отдан суду за растраты и подлоги. В скором времени он умер и всё нажитое было конфисковано. Это привело к тому, что Иван остался с матерью без средств на жизнь. Чтобы заработать на жизнь Громов дает уроки и отдает деньги матери, пока та не скончалась. Всё это повлияло на жизнь Громова, он был очень умен и начитанный, но это не помогло ему справиться с душевным волнением.

Был в больнице доктор Андрей Ефимыч Рагин,высокий и широкоплечий, со спокойным, покладистым характером. В начале он пытается следить за больницей и приводить её в порядок, но вскоре он опустил руки и даже перестал каждый день ходить на работу. Помощников его был фельдшер Сергей Сергеевич, хоть он и помогал Рагину, но всё же человеком он был не умным. Он выполняет все операции, так как доктор не может смотреть на кровь.

Рагин проводить свой досуг читая книги и рассуждая о человеческом уме и о том, что каждого ждет смерть. Он даже пытается восхищаться достижениями некоторых докторов, но потом понимает, что всё равно болезней меньше не будет и, что он будучи доктором тоже мало кому может помочь.

Вскоре в больницу приходит новый доктор-Хоботов, недалекий по уму и халатный, он восхищался Рагиным и мечтал когда-то попасть на его место.

Андрей Ефимыч стал больше общаться с Мойсейкой, он увидел его с другой стороны и понял, что этот старик довольно умный человек. Доктор все чаще ходил навещать Ивана Дмитрича и однажды Хоботов услышал их разговор. На следующий день подслушивать с ним он позвал еще и фельдшера, оба они решили, что доктор сходит с ума. По городу пошли слухи об адекватности Ефимыча, люди стали странно на него смотреть, доктор же решил подать в отставку, так как все равно он бы не смог ничего доказать людям, которые стоят на своём мнении.

Почтмейстер предлагает Рагину съездить отдохнуть и отвлечься, но поездка не доставила никакого удовольствия доктору. Приехав обратно доктор поселился в маленьком квартире, к нему в гости часто приходили почтмейстер и Хоботов, но эта компания не радовала Ефимыча и однажды он был вынужден их выгнать.

Хоботов решил заточить Рагина в Палате №6, он привел его туда обманом и оставил. Совсем скоро скончался доктор от апоплексического удара. К нему на похороны пришло лишь несколько человек.

Палата номер шесть (10 класс)

Читать краткое содержание Палата номер 6. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений


О своей жизни Чехов писал скупо, без охоты и достаточно официально. "У меня болезнь: автобиографофобия, - "признавался" он в 1899 году. - Читать про себя какие-либо подробности, а тем паче писать для печати – для меня это истинное мучение". Но множество записных книжек писателя, его писем, воспоминаний о нем современников и фотографий - материал более чем достаточный, чтобы открыть для себя Чехова. Это помогут сделать сто фактов о жизни писателя, которые РИА Новости будет ежедневно, начиная 29 января, публиковать в рамках проекта "Чехов 2010".

Со своей болезнью Чехов жил долгие годы, казалось, что она то отпускала его, то, наоборот, подступала все ближе.

Многие современники Чехова в своих воспоминаниях не раз подтвердят одну и ту же мысль: Антон Павлович никогда не говорил о своей болезни и не жаловался на здоровье, даже в самые тяжелые моменты делая вид, что все в порядке, и боясь расстраивать близких и друзей.

"Он даже и вида не подавал, что ему плохо. Боялся нас смутить. Я сам однажды видел мокроту, окрашенную кровью. Когда я спросил у него, что с ним, то он смутился, испугался своей оплошности, быстро смыл мокроту и сказал: Это так, пустяки. Не надо говорить Маше и матери", - вспоминал брат Чехова Михаил Павлович об эпизоде, случившемся за несколько лет до смерти Чехова.

А вот что писал Чехов Суворину: "Я на днях едва не упал, и мне минуту казалось, что я умираю. Быстро иду к террасе, на которой сидят гости, стараюсь улыбаться, не подать вида, что жизнь моя обрывается… Как-то неловко падать и умирать при чужих".

А Левитан писал в письме Илье Репину так: "Сердце разрывается смотреть на Чехова - хворает тяжко, видно по всему - чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит".

Находясь в Баденвейлере, Чехов писал маме и сестре: "Здоровье мое поправляется, входит в меня пудами, а не золотниками", "Здоровье с каждым днем все лучше и лучше". Меж тем силы оставляли его с каждым днем.

В статье, напечатанной в немецкой газете после смерти Чехова, его лечащий доктор Эрик Шверер писал: "Он переносил свою тяжелую болезнь, как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. И все успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив".

"Было поистине изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов! ", - позже скажет о нем Бунин.

Факт № 99. Антона Павловича Чехова похоронили кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца

Это ударило меня как обухом по голове. Хотелось заплакать. Вся поездка, вся эта прекрасная с парохода Ялта, эти горы и море сразу же померкли в моих глазах и потеряли цену.

Хоронить Чехова было решено в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправился из Германии в Москву. Было решено, что тело прибудет через Вержболово (прим. ред. – сейчас Вирбалис, город в Литве) в Петербург, а оттуда в Москву.

Брат писателя Михаил вспоминал о самих похоронах так: «Мы приехали в Москву к самым похоронам. Нас встретил на вокзале в Москве В. С. Миролюбов и повез в карете к университету, так как тело уже прибыло из Петербурга и его несли с Николаевского вокзала в Новодевичий монастырь. Если бы наш поезд опоздал, то мы так бы и не попали на похороны. Несметные толпы народа сопровождали гроб, причем на тех улицах, по которым его несли, было прекращено движение трамваев и экипажей, и вливавшиеся в них другие улицы и переулки были перетянуты канатами. Нам удалось присоединиться к процессии только по пути, да и то с трудом, так как в нас не хотели признавать родственников покойного и не пропускали к телу. Московская молодежь, взявшись за руки, охраняла кортеж от многих тысяч сопровождавших, желавших поближе протиснуться к гробу.

Так мы дошли до самого монастыря под охраной молодежи, которая заботливо оберегала нас от толпы. Когда же процессия стала входить в узкие монастырские ворота, началась такая давка, что я пришел в настоящий ужас. Каждому поскорее хотелось пробраться внутрь, и получился такой затор, что если бы не та же распорядительная молодежь, то дело не обошлось бы без катастрофы. Еле пронесли сквозь ворота гроб, еле вдавились в них мы с депутатами и близкими к покойному людьми, а народ все напирал и напирал. Слышались возгласы и стоны. Наконец ввалилась на кладбище вся толпа - и стали трещать кресты, валиться памятники, рушиться решетки и затаптываться цветы.

Факт № 98. Горький был возмущен тем, как хоронили Чехова

Чехов умер в Германии, а хоронили его в России. Транспортировка тела на столь большие расстояния требовала определенных условий. С этим связана чуть ли не скандальная история о том, как тело великого русского писателя было доставлено в Москву в вагоне, на котором красовалась надпись "Для перевозки свежих устриц".

Горький в письме к Е.П. Пешковой возмущался: "Этот чудный человек, этот прекрасный художник, всю свою жизнь боровшийся с пошлостью, всюду находя ее, всюду освещая ее гнилые пятна мягким, укоризненным светом, подобным свету луны, Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне "для перевозки свежих устриц" и похоронен рядом с могилой вдовы казака Ольги Кукареткиной. Это - мелочи, дружище, да, но когда я вспоминаю вагон и Кукареткину - у меня сжимается сердце, и я готов выть, реветь, драться от негодования, от злобы. Ему - все равно, хоть в корзине для грязного белья вези его тело, но нам, русскому обществу, я не могу простить вагон "для устриц". В этом вагоне - именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного".

Факт № 97. Чехов умер в ночь на 2 июля 1904 года на руках жены

Факт № 96. Чехов с женой мечтали о ребенке, но их мечтам не было суждено сбыться

Чехов с женой мечтали о ребенке, но их мечтам не было суждено сбыться.

2 ноября 1901 года Чехов писал Ольге Леонардовне: "А что ты здорова и весела, дуся моя, я очень рад, на душе моей легче. И мне ужасно теперь хочется, чтобы у тебя родился маленький полунемец, который бы развлекал тебя, наполнял твою жизнь. Надо бы, дусик мой!"

Из Ялты 28 февраля 1902 года Ольга Леонардовна уезжала в Петербург на гастроли Художественного театра, уезжала в положении, но не знала об этом. Много работала и не берегла себя. И вот 30 марта пришла беда. Вызвали врачей, а вечером ее увезли в клинику, где срочно сделали операцию.

Когда уже послали за врачами, ". я, - писала Ольга Леонардовна Чехову, - начала. догадываться, что это было, и обливалась горючими слезами - так мне жаль было неудавшегося Памфила". Несколько позже с горькой иронией сообщала Чехову: "Не могу удержаться, чтобы не написать остроту Москвина по поводу случившегося: "Осрамилась наша первая актриса, - от какого человека - и не удержала. "

Факт № 95. Чехов всегда умел сказать "хорошую нелепость"

У Чехова была природная склонность к острословию, он любил и умел создавать фразы, западающие в память. Многие из них вошли в наш язык настолько прочно, что уже воспринимаются как "народная мудрость".

"Краткость - сестра таланта" или знаменитое "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" еще хранят печать автора. А вот о том, что фраза "Этого не может быть, потому что не может быть никогда" - из первого чеховского рассказа "Письмо к ученому соседу", уже мало кто знает.

Бунин как-то заметил, что даже если бы Чехов не написал ничего, кроме "Скоропостижной конской смерти" или "Романа с контрабасом", то и тогда было бы ясно, что в русской литературе мелькнул яркий и сильный ум. "Сказать хорошую нелепость дано лишь умным людям", - считал Бунин.

Перечислить все чеховские фразы, вызывающие улыбку, невозможно, вот лишь некоторые из них:

"Тираны и деспоты вы, мужчины, но как вы хитры и прекрасны!"

"Незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью - попробовал бы, да страшно: а вдруг там яд?"

"Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству".

"Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк".

"О, женщины, женщины, - сказал Шекспир, и для меня теперь понятно состояние его души".

"Я твой законнорожденный муж".

"Грудь матери - это буфет для ребенка".

Последняя, как ни странно, имеет мало отношения к юмору и выписана из рассказа "Убийство" (1895), может быть, самого страшного из произведений зрелой поры.

Иногда забавные фразы возникали у него случайно, и даже сам Чехов не сразу замечал их "соль".

Писатель Леонтьев-Щеглов, друг Антона Павловича, вспоминал такой случай: ". мы разговорились о "Степи". Именно почему-то вспомнилась в самом начале (где говорится о смерти бабушки) фраза, на которой я запнулся, читая впервые рассказ: "Она была жива, пока не умерла. " Что-то в этом роде.

- Быть не может! - воскликнул Чехов и сейчас же достал с полки книгу и нашел место: "До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики". - Чехов рассмеялся. - Действительно, как это я так не доглядел. А впрочем, нынешняя публика не такие еще фрукты кушает. Нехай!" Эта фраза так и осталась в рассказе.

Факт № 92. Литературная известность пришла к Чехову после издания сборника "Пестрые рассказы"

Чехов переиздает "Пестрые рассказы" в 1891 году, при этом он проводит более строгий отбор: 35 рассказов, вошедших в первое издание, уже не удовлетворяют его, и он исключает их из сборника, а отобранные произведения подвергаются новой редактуре.

Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор. Елена Андреевна, его жена, 27-ми лет. Соня, его дочь от первого брака. Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора. Войницкий Иван Петрович, ее сын. Астров Михаил Львович, врач. Телегин Илья Ильич, обедневший помещик. Мария, старая няня.

Астров и Марина вспоминают прежние годы, Астров жалуется, что его "затягивает жизнь", повседневные заботы и обилие работы. Он замечает, что чувства его совсем притупились, любит он одну старую няню. Астров ужасается тому, что он столько работает без надежды на благодарность, без перспективы отдыха, а стало быть без всякого смысла. Марина сетует на то, что после приезда в дом профессора Серебрякова и его молодой жены все в доме пошло наперекосяк: привычный распорядок дня нарушен, потому что Серебряков спит до полудня, зато потом ночью будит прислугу и требует кормить его. Войницкий развивает эту тему. Он и Соня много лет работали в имении, выжимали из хозяйства максимум, отказывали себе в мелочах, чтобы больше денег направить профессору. Они верили, что он гениален, что он великий человек, а теперь Войницкий понимает, что Серебряков ничтожество. "Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно известно, а для глупых неинтересно, значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии! Он вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен, значит, двадцать пять лет он занимал чужое место". Войницкий считает, что Елена должна изменить старому мужу, которого терпеть не может (по мнению Войницкого). Входят Елена, Соня, Мария Васильевна. Астров интересуется у Елены, можно ли видеть профессора, который посылал за ним по поводу своей болезни. Елена отвечает, что накануне муж хандрил, а сегодня уже чувствует себя хорошо, так что, видимо, и принимать Астрова, проехавшего ради пего тридцать верст, он не станет. Мария Васильевна погружена в изучение каких-то брошюр, которые ей "присылают". Она боготворит своего бывшего зятя, всех призывает "слушаться Александра". Войницкий постоянно вслух сокрушается о своей не сложившейся жизни, несбывшихся мечтах, несостоявшемся предназначении, но не уточняет, в чем это предназначение состоит. Астров любит лес, в свободное время сажает деревья, разрабатывает карту района, на которой отмечает состояние лесов уезда на протяжении последних пятидесяти лет. Он ратует за сохранение лесов, за использование других способов отопления помещений (не дровами, а торфом), надеется, что вскоре люди поймут, что нельзя истреблять природу благодаря таким, как он сам. Об этом Астров рассказывает Елене. Та мало что понимает, считает, что молодому доктору не пристало иметь такие странные увлечения. Напротив, Сопя, тайно влюбленная в Астрова, с воодушевлением относится ко всем начинаниям доктора. После ухода Астрова и Сони, которая отправляется его провожать, Войницкий пытается объясниться в любви Елене, ругает Серебрякова. Елену это утомляет.

Ночь. Серебряков плохо себя чувствует, капризничает, не даёт спать Елене и Соне, которые по очереди дежурят возле него. Серебряков попрекает Елену ее заботой, брюзжит, надоедает ей обещаниями вскоре умереть, требует еще большего внимания: "Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему кабинету, к аудитории, к почтенным товарищам и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры. Я хочу жить, я люблю успех, известность, шум, а тут как в ссылке". Марина приходит сменить Елену и Соню. Войницкий улучает минуту, чтобы оказаться наедине с Еленой и вновь принимается говорить о своих чувствах. Елена жалуется: "Неблагополучно в этом доме. Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мной вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать. " Елене Войницкий противен, она уходит, а он принимается сокрушаться, почему не женился на ней сам, а предпочел носиться с Себряковым, как с писаной торбой, и забывать себя ради его науки. Вошедший Астров замечает, что Елена и впрямь роскошная женщина. Он пьян; он сознается, что только в пьяном виде он по-настоящему чувствует себя человеком делает сложнейшие операции, рисует планы будущего, верит, что приносит человечеству пользу. Соня умоляет Астрова больше не пить. Астров говорит, что в доме Серебряковых можно задохнуться настолько воздух там пропитан взаимной ненавистью и праздностью. Даже для Елены Астров не находит оправданий: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас всех своею красотой и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. А праздная жизнь не может быть чистою". Соня говорит Астрову один комплимент за другим, намекает на свое чувство к нему. Астров как бы не понимает, о чем речь. Между прочим, он замечает, что Еленой он мог бы увлечься, потому что она очень красива. Соня знает, что, хотя у нее много других достоинств (доброта, великодушие), она не может завоевать любовь Астрова, потому что внешне непривлекательна. Елена предлагает Соне помириться, уверяет, что вышла за Серебрякова по любви, но не рассчитала свои силы и очень устала от капризов и брюзжания вечно недовольного старика. Он даже не разрешает ей играть па фортепиано под предлогом своего плохого самочувствия, невзирая на то, что Елена закончила консерваторию и музыка ее профессия. Соня просит Елену побеседовать с Астровым и узнать, может ли она, Соня, рассчитывать на взаимность. Елена и без беседы знает ответ, но соглашается выполнить просьбу падчерицы. Елена приглашает Астрова в комнату, просит показать ей карты, составленные им, мало что понимает из страстного монолога доктора, ратующего за разумное и бережное отношение к природе, бранящего людей за то, что они не умеют распорядиться достижениями прогресса. "Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов легли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары. Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне. Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего". Елена неумело переводит разговор на Соню и, убедившись в том, что Астров не питает к той никаких чувств, просит его перестать без необходимости бывать в доме. Астров же называет Елену "милой хищницей", решает, что разговор затеян для того, чтобы подразнить его. Он понимает, что начал чересчур часто бывать у Серебряковых из-за Елены. Несмотря на клятвы Елены в том, что у нее и в мыслях не было ничего подобного, Астров назначает ей свидание и целует. В это время входит Войницкий. Астров исчезает, а Елена объявляет, что уезжает из имения прочь и требует, чтобы Войницкий уговорил Серебрякова согласиться на немедленный отъезд. Профессор собирает всех в одной комнате и объявляет, что намерен продать имение, потому что жить в деревне он не может, а средств на жизнь в городе ему не хватает. Серебряков просит совета домашних, ссылаясь на свою непрактичность. Он предлагает купить небольшую дачу в Финляндии, а деньги от продажи имения поместить в процентные бумаги. Войницкий выходит из себя. Он интересуется, куда деваться ему вместе со старой матерью и Соней; припоминает Серебрякову, сколько он работал на него без прибавки жалованья, не смея потратить лишнюю копейку на себя. Наконец, Войницкий говорит, что на самом деле имение принадлежит Соне, которой оно досталось по завещанию матери, а стало быть именно Соня и должна решить, как поступить с имением. Мария Васильевна требует, чтобы Войницкий не противоречил Серебрякову, который, конечно же, лучше всех знает, как поступить. Но Войницкий не унимается: в свое время он отказался от своей части наследства в пользу сестры, первой жены Серебрякова, сам титаническими усилиями вывел имение из долгов, наладил хозяйство. Он заявляет, что Серебряков ноль в науке, что он погубил жизнь Войницкого, из которого "мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский". Все уговаривают Войницкого не ссориться с профессором. Войницкий кидается в соседнюю комнату, хватает пистолет. Соня на коленях умоляет отца помириться с Войницким, потому что практически все из сказанного "дядей Ваней" правда. Серебряков идет к Войницкому, тот дважды стреляет в него, но промахивается. Елене дурно, он умоляет увезти ее немедленно из дома.

Серебряков с Еленой собираются уезжать в Харьков. Войницкий удивлен тому, что он пытался убить человека, а сто не отдают под суд; из этого он делает заключение, что он сумасшедший. Ему стыдно. Астров утешает его: "Во всем уезде было только два порядочных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, п мы стали такими же пошляками, как все". Астров требует, чтобы Войницкий вернул ему морфий, который тот потихоньку взял из походной аптечки. Елена приходит проститься с Астровым, отправляет Войницкого мириться с Серебряковым. Астров замечает, что приезд профессорской четы перевернул весь уклад жизни его обитателей, "все. должны были побросать свои дела и все лето заниматься только подагрой вашего мужа и вами. куда бы ни ступили вы и ваш муж, повсюду вы вносите разрушение". На прощание они обнимаются. Входят помирившиеся Войницкий, Соня, Серебряков. Они сошлись на том, что все будет по-старому: Соня и Войницкий будут работать не покладая рук, отсылать все деньги Серебрякову, а тот, как и прежде, будет проживать в городе тысячи. Серебряковы уезжают. Марина рада: в доме опять установится привычный распорядок. Астров прощается: он тоже долго не приедет в этот дом. Соня и Войницкий садятся переписывать счета. Соня уверяет Войницкого, что надо терпеливо сносить все посланные на их долю испытания, покорно умереть и только после смерти у них начнется светлая и радостная жизнь, только после смерти они смогут отдохнуть.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции