Я ков влади мирович смушке вич

В 1940 году в Советском Союзе было всего четыре человека, дважды удостоенных звания Героя Советского Союза. Это были участники боев в Испании, Китае, на Халхин-Голе и в советско-финской войне: Сергей Иванович Грицевец (1909–1939) – погиб при исполнении служебных обязанностей; Сергей Прокофьевич Денисов (1909–1971);

Григорий Пантелеймонович Кравченко (1912–1943) – погиб в воздушном бою под Ленинградом; Яков Владимирович Смушкевич (1902–1941) – расстрелян в октябре 1941 года.

Автору этих строк довелось в феврале 1941 года быть на приеме у Я.В. Смушкевича. Впоследствии я прослужил много лет в военно-воздушных силах, встречался с летчиками, которые воевали вместе со Смушкевичем и охотно рассказывали о героических подвигах этого мужественного человека.


Яков Смушкевич c семьей. 1940 год.

В начале Великой Отечественной войны журнал “Люфтваффе”, официальный орган военно-воздушных сил гитлеровской Германии, писал о том, что во время военных действий в Испании (1936—1939 годы) контрразведка третьего рейха потратила много сил и средств на то, чтобы убрать генерала “Дугласа”.

Фюрер авиации Геринг посулил тогда награду в миллион марок летчику, который его собьет. Журнал ликовал по поводу того, что генерал не участвует в нынешней войне – это было равносильно разгрому по меньшей мере пяти вражеских дивизий.

. События в Испании вышли за рамки гражданской войны и превратились в национальную революционную войну не только против испанского, но и мирового фашизма.

Советские волонтеры, их было до 3000 человек, хорошо подготовленных командиров, летчиков, артиллеристов, танкистов, с согласия советского правительства отправились в Испанию. В числе советских добровольцев в качестве советника по авиации был командир 201-й Витебской авиационной бригады, комбриг Яков Владимирович Смушкевич, тот самый генерал Дуглас (это был псевдоним Смушкевича). На аэродроме в городе под Мадридом встретились командующий военно-воздушными силами республики Игнасио Сиснерос с Дугласом.

Сиснерос внимательно оглядывал мужественного человека с шапкой черных волос и веселыми глазами на смуглом лице. Так началась дружба двух смелых и сильных борцов с фашизмом. За три дня советник побывал на всех аэродромах республиканцев, познакомился с личным составом частей. Не прошло и недели, как генерал Дуглас на самолете “Бреге-19” вылетел на первое боевое задание. Самолеты пошли на Мадрид. В разных местах города они увидели клубы дыма – это фашистские “Юнкерсы” бомбили военные объекты. Добраться до таких высот на “Бреге-19” было невозможно. Дуглас покачал крыльями, давая сигнал истребителям “делай, как я” и повел самолет на штурмовку автоколонны. Сам он участвовал в составе групп в нескольких полетах и показывал летчикам, как надо скрытно подходить к цели. Это позволило уничтожить значительное количество вражеских самолетов, боевой техники и живой силы противника.

В конце октября 1936 года на пароходах (в разобранном виде) прибыли советские самолеты: скоростной бомбардировщик “СБ”, легкий бомбардировщик “Р-5”, истребители “И-15” и “И-16”. Советские летчики с первых дней проявили себя героически.

Наступил 1937 год. Указом Президиума Верховного Совета 17 воинам–танкистам и летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Впервые это высокое звание присваивалось за боевые заслуги. В эти дни в Витебске отмечали десятилетие 201-й авиабригады. На торжественном собрании выступил командующий Белорусским военным округом И. П. Уборевич, который рассказал, как командир бригады далеко от родины создал крепко спаянный боевой коллектив и творит там чудеса. “Помните, – спрашивал командующий, – нашего самоучку, бывшего грузчика Якова Смушкевича? Теперь этот скромный Яша вместе со своими боевыми товарищами прославляет на весь мир нашу авиацию”.

Во время полетов Дуглас всегда находился на летном поле, он покидал аэродром только для того, чтобы самому сесть в самолет и лететь на боевое задание. В 1937 году, когда отмечали победу над Гвадалахарой, генерал Лукач (Мате Залка) поднял тост за первого героя Гвадалахары генерала Дугласа. Когда вставали из-за стола Хемингуэй пожал руку Дугласу и тихо сказал Михаилу Кольцову: “Какая сила! Такие, как Дуглас, сражаются за чистое дело”.

В июне 1937 года группа летчиков покидала Испанию, на смену им приходили другие добровольцы. Талант летчика и военачальника Дугласа полностью проявил себя в боях за Испанию. В летной книжке Смушкевича, полученной им в штабе, было записано, что за восемь месяцев комбриг освоил полеты на четырех типах самолетов иностранных марок: “Дракон”, “Потез”, “Дуглас”, “Фиат”. Общий налет его за это время составил 223 часа, из них 115 на истребителях И-15. Он летал больше всех советских летчиков, воевавших в Испании.

21 июня 1937 года Смушкевичу присваиваются звания Героя Советского Союза и комкора, его назначают на должность заместителя начальника военно-воздушных сил СССР.

. Май 1939 года. У наркома обороны Советского Союза собралась группа авиационных командиров, здесь присутствовали участники боев в Испании и Китае. Маршал сообщил, что в Монголии советские наземные войска теснят захватчиков, но в воздухе пока перевес на стороне вражеской авиации. Решено срочно послать на Халхин-Гол наиболее опытных летчиков. В списке желающих отправиться в район Монголии Смушкевича не было: он еще не поправился после тяжелых травм, полученных в авиакатастрофе. Однако по просьбе летчиков нарком разрешил лететь и ему.

Над монгольскими степями одновременно в воздух поднимались по 400 самолетов. Все десять дней, пока шло генеральное сражение на Халхин-Голе, советские летчики выполняли по 8-10 боевых вылетов в день. На каждую сбитую советскую машину приходилось 10 японских.

26 августа Смушкевич продиктовал очередную сводку в Москву: “. Наши героические истребители, не имея никаких потерь, сбили 41 японский истребитель и 7 бомбардировщиков. 81 наших бомбардировщика бомбили скопление вражеских войск. ”

После победы на Халхин-Голе телеграф передал из Москвы, что впервые награждены второй Золотой Звездой Сергей Грицевец и Григорий Кравченко. Яков Смушкевич был удостоен этой высокой награды 15 ноября 1939 года. Через три дня его назначили начальником военно-воздушных сил страны. По возвращении из Халхин-Гола летчиков принимали в Кремле. В разгар приема поднялся один молодой летчик: “Комкор Смушкевич был для нас отцом родным. Предлагаю выпить за нашего авиационного Батю”.

В марте 1940 года, после окончания финской войны, героев снова принимали в Кремле. Когда прием закончился, Смушкевич, опираясь на свой костыль и палку, направился к выходу. Летчики окружили его, подняли на руки и бережно снесли по лестнице к машине.

. 7 июня 1941 года за легендарным летчиком, дважды Героем Советского Союза захлопнулась окованная железом дверь тюремной камеры. А в темную октябрьскую ночь этого же года на обрыве заснеженного волжского оврага 25 человек, в том числе Я.В. Смушкевич и Г.М. Штерн и еще семь евреев, были расстреляны. Все примерно полтора десятка лет спустя реабилитированы.

Советские летчики старшего поколения помнят и любят Якова Михайловича Смушкевича. Они знают, что в каждой воздушной победе, одержанной в годы Великой Отечественной войны, была доля его неутомимого труда, его пытливой мысли и страстного сердца.

В литовском городе Ракишки, на родине Якова Смушкевича, в 1968 году установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза.

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Смушкевич Яков Владимирович - старший военный советник по авиации Испанской республиканской армии, комбриг; командующий авиацией в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, комкор.

Родился 1 (14) апреля 1902 года в местечке Ракишки Новоалександровского уезда Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика). Сын рабочего-портного. Еврей.

Окончил приходскую школу. В 1915 году при приближении германских войск семья эвакуировалась в Вологодскую губернию, где работал подручным пекаря и грузчиком в Вологодском речном порту. В 1917 году состоял в отряде Красной Гвардии в Вологде. В 1918 году вернулся в Литву. Член РКП(б) с 1918 года.

В Красной Армии с декабря 1918 года. Участник Гражданской войны 1918-1920 годов. Был красноармейцем, политбойцом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте. В апреле 1919 года в бою под Барановичами попал в плен к полякам, год находился в Вильнюсской тюрьме и сумел бежать только весной 1920 года. Назначен политруком роты, затем комиссар 144-го стрелкового полка 48-й стрелковой бригады 16-й стрелковой дивизии на Западном фронте.

После Гражданской войны в августе 1921 года уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья, поступил на работу уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии. Отличился при уничтожении крупной банды, главарём которой оказался уездный военный комиссар.

С апреля 1922 года вновь в РККА, находился на политработе в войсках: с апреля 1922 года помощник военкома 144-го (36-го) стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии, с июля 1922 - политрук школы в той же дивизии (Смоленск).

В октябре 1922 года Я. Смушкевич был переведён в авиацию на должность ответственного организатора партработы 9-й авиаэскадрильи в Смоленске, и новая служба полностью захватила его. Он освоил непосредственно в части лётное дело и стал много летать, подавая личный пример подчинённым. С января 1923 года - военком 23-й эскадрильи, с августа 1923 года - политрук 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи (Минск), с февраля 1926 года - военком 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов (Бобруйск), с января 1927 года - командир 43-й эскадрильи, в 1930 году - заместитель начальника политотдела 2-й авиационной бригады (Витебск), с сентября 1930 года - начальник политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск).

В 1931 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, в 1932 году - Качинскую военную школу лётчиков. С мая 1930 - заместитель начальника политотдела 6-й Смоленской авиабригады, с января 1931 года - военком и начальник политотдела 2-й авиабригады имени СНК Белорусской ССР (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригады, с 1936 года - 40-я авиационная бригада), дислоцировавшейся в Витебске. Превратил эту бригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). Комбриг (28.11.1935).

По возвращении из Испании Я.В. Смушкевич в 1937 году окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе и в июне того же года вступил в должность заместителя начальника Управления ВВС РККА. В апреле 1938 года получил тяжелейшие травмы (множественные переломы ног) и ожоги в авиакатастрофе при облёте нового бомбардировщика, несколько месяцев был прикован к постели. Огромным напряжением воли не только встал на ноги, но и вернулся к лётной работе. Но постоянные боли в ноге мучили его все последующие годы. Комкор (20.06.1937, минуя звание комдива).

Когда в мае 1939 года японские милитаристы совершили вооружённое нападение на Монгольскую Народную Республику, Я.В. Смушкевич командовал авиагруппой 1-й армейской группы, действовавшей против японских войск в районе реки Халхин-Гол (приказ об его назначении подписан 29 мая 1939 года). Это были небывалые по масштабам того времени и ожесточенности воздушные сражения, которыми он руководил, блестящие победы над японскими агрессорами. В этот период большое внимание было уделено завоеванию господства в воздухе. Преимущество японских ВВС в майских и июньских боях удалось быстро ликвидировать. Этому способствовали - обновление авиационного парка истребителями И-16 (на 5-и из них впервые было применено ракетное вооружение) и И-153 ("Чайка"), а также пополнение личного состава высококвалифицированными кадрами во главе с комкором Смушкевичем Я.В.

В сентябре 1939 года Я.В. Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в освободительном походе РККА в Западную Украину в сентябре 1939 года как командующий ВВС Украинского фронта. С 19 ноября 1939 года Смушкевич Я.В. - начальник ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА), а через десять дней началась советско-финляндская война. Она вскрыла большие недостатки в организации, техническом оснащении, боевой подготовке армейской авиации. Лично участвовал в боевых действиях. С июня 1939 по декабрь 1940 года был одновременно членом Главного Военного Совета Красной Армии. Командарм 2-го ранга (4.04.1940).

В августе 1940 года его перевели на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1939-1941 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937).

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, 8 июня 1941 года генерал-лейтенант авиации Смушкевич Я.В. был арестован в госпитале, где он находился после операции. Подвергался пыткам, обвинялся в антисоветском военном заговоре.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года был лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград.

Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Кандидат в члены ЦК ВКП(б) с 1939 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937).

Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940). Награждён 2 орденами Ленина (03.01.1937; 21.06.1937), медалью "ХХ лет РККА" (1938), иностранной наградой - орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики (10.08.1939).

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Смушкевич, Яков Смушкевич, Яков Владимирович Смушкевич.

Генерал-лейтенант авиации РККА, участник Гражданских войн в России и Испании и боёв на реке Халхин-Гол, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939).

Биография

Родился 1 (по новому стилю — 14) апреля 1902 года в местечке Ракишки (ныне — город Рокишкис в Литве) в семье еврея-портного. Окончил еврейскую школу-хедер. В Первую мировую войну с приближением к его родным местам германских войск был эвакуирован в Вологду, где трудился помощником пекаря, портовым грузчиком. В 1917 году вступил в Красную Гвардию.

В декабре 1918 года добровольцем поступил в РККА. Служил в 1-м Минском коммунистическом батальоне, который вёл активные боевые действия против польских войск, прошёл путь от красноармейца до комиссара. Весной 1919 года под Барановичами попал в польский плен, содержался в лагере в Вильно. Год спустя бежал из заключения. Возвратившись в РККА, сражался ротным политруком, военкомом 144-го стрелкового полка.

В 1921-1922 годах служил в органах ВЧК в Клинцах, участвовал в ликвидации бандитских формирований. Возвратившись на военную службу, находился на военно-политических должностях в различных авиационных частях Белорусского (Западного) военного округа. В 1931 году окончил КУНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе, в 1932 году — Качинскую ВАШЛ.

Гражданская война в Испании

Являлся автором новейших на тот момент принципов боевого применения авиации. Так, Смушкевич первым применил принцип задействования крупных воздушных сил, наносящих удары по врагу массированными авианалётами. Также, желая сократить время перехвата авиации франкистов и их союзников, он применил новый порядок взлёта истребителей без выруливания на старт.

В июне 1937 года вернулся в СССР. Тогда же по итогам боевой деятельности Смушкевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

В СССР. Бои на Халхин-Голе

В 1937 году окончил КУВНАС, после чего служил заместителем начальника УВВС РККА. Несмотря на высокую должность, лично облетал новейшие модели самолётов. Один из таких полётов едва не закончился гибелью Смушкевича — при испытании нового бомбардировщика произошла катастрофа, лётчик получил сильные травмы, долгое время лечился.

После нападения Японии на Монголию был направлен в район реки Халхин-Гол, где возглавил 1-ю авиагруппу 1-й армейской группы. Внёс значительный вклад в достижение победы над войсками милитаристской Японии и отстаивание независимости монгольского государства. Все поставленные командованием задачи было выполнены максимально эффективно и с минимумом потерь. Советская авиация в боях на Халхин-Голе, изначально уступавшая в мощи японской, сумела переломить ситуацию в свою сторону. Выдающиеся организационные способности Смушкевича, его отличное владение боевой техникой и лётное мастерство отмечали и служившие под его командованием лётчики, и представители других родов войск, и лично командующий 1-й армейской группой Г. К. Жуков. По итогам тех сражений он во второй раз был удостоен высшей степени отличия СССР.

Дальнейшая судьба

По возвращении в СССР стал исполняющим обязанности начальником ВВС КОВО, руководил действиями авиации во время польского похода РККА. В ноябре 1939 года стал начальником всех ВВС РККА. Лично выезжал на театр боевых действий советско-финской войны, которая выявила большие недостатки в армейской авиации в плане технической оснащённости, боевой подготовки, общей организации действий. По завершении боёв, в августе 1940 года, Смушкевич был переведён на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а уже в декабре стал помощником начальника Генштаба по ВВС.

8 июня 1941 года Смушкевич был арестован органами НКВД СССР. Ему было предъявлено обвинение в подготовке военного заговора с целью свергнуть Советскую власть. На допросах подвергался пыткам. Через несколько месяцев, 28 октября 1941 года, во внесудебном порядке, на основании распоряжения Л. П. Берия, вместе с группой военачальников был расстрелян под посёлком Барбыш Куйбышевской области.

Личное дело

Яков Владимирович Смушкевич (1902-1941) родился в местечке Ракишки Ковенской губернии (ныне город Рокишкис, Литовская Республика), в небогатой еврейской семье портного. Некоторое время Яков проучился в хедере - иудейской религиозной школе. Но после начала Первой мировой войны об учебе пришлось забыть.

В начале осени 1915 года при приближении германских войск Смушкевичи вместе с тысячами других беженцев из окрестных городов и местечек двинулись вглубь России. В итоге они обосновались на станции Няндома в Вологодской губернии. Здесь отцу семейства пришлось сменить ножницы и иглу на кнут и вожжи: он стал заниматься извозом. Тринадцатилетний Яков устроился подручным пекаря. Работать приходилось много, но на еду все равно еле хватало. Тогда мальчик отправился в большой город — в Вологду. Там крупный не по летам подросток – в свои четырнадцать он выглядел, как семнадцатилетний - некоторое время работал грузчиком в Вологодском речном порту.

После революции Яков уже в 1917 году стал членом отряда Красной Гвардии в Вологде. А в декабре 1918 года пошел добровольцем в Красную армию. Тогда же вступил в большевистскую партию.

Смушкевич прошел всю Гражданскую войну. Был красноармейцем, политбойцом, а потом и комиссаром 1-го Минского коммунистического батальона на Западном фронте.

После возвращения в ряды Красной Армии Смушкевич сначала был зачислен рядовым бойцом в 144-й стрелковый полк 48-й стрелковой бригады 16-й стрелковой дивизии на Западном фронте. Но уже в июле 1920 года он занимает пост политрука роты и в этом качестве участвует во взятии Сморгонского укрепрайона. В бою за Пултуск комиссар полка получил ранение и Смушкевич заменил его.

После окончания Гражданской войны в августе 1921 года Смушкевич был уволен в долгосрочный отпуск по состоянию здоровья. Работал уездным уполномоченным ЧК города Клинцы Гомельской губернии.

В апреле 1922 Яков Смушкевич вернулся в ряды Красной Армии. Сперва был помощником военкома все того же 144-го стрелкового полка, а с июля 1922 - политруком школы в 4-й стрелковой дивизии (Смоленск). В июне 1922 года под командованием 20-летнего военкома в окрестностях местечка Пуховичи была разгромлена банда знаменитого атамана Березы, долгое время наводившая ужас на население. Главарем банды оказался уездный военрук – именно поэтому бандитам так долго удавалось ускользать от красных частей.

В Пуховичах Яков влюбился в местную красавицу Басю. Несмотря на то, что ее отец Соломон Гольфанд не одобрял встреч дочери с красным комиссаром, молодые люди вскоре поженились.

В октябре 1922 года Смушкевича перевели в авиацию на должность ответственного организатора партработы (оторга) 9-й авиаэскадрильи в Смоленске. Новая служба полностью захватила его, он буквально заболел небом, решив во что бы то ни стало научиться летать.

Участвуя в качестве политрука в агитполетах, Смушкевич внимательно наблюдал за действиями пилотов в воздухе, а на земле расспрашивал механиков и летчиков о премудростях летного дела и устройстве машин. По его просьбе пилоты иногда доверяли ему управление самолетом. А вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет.

Освоив лётное дело непосредственно в части, Смушкевич постоянно совершенствовал мастерство, и довольно скоро летчик-самоучка уже летал не хуже своих подчиненных.

В январе 1923 года он получил пост военкома 23-й эскадрильи, а в августе 1923 года стал политруком 2-го отряда 4-й отдельной авиационной эскадрильи в Минске.

В феврале 1926 года Смушкевича перевели в Бобруйск военкомом 16-го и 23-го отдельных корпусных авиационных отрядов.

Через два года он был назначен комиссаром 43-й авиаэскадрильи 2-й авиабригады, расквартированной в Витебске. В конце 1928 года он одним из первых в авиабригаде совершил вылет на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3.

В сентябре 1930 года Смушкевич стал начальником политотдела 6-й авиационной бригады (Смоленск). В конце того же года он занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке.

В 1931 году был назначен командиром и комиссаром 2-й авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске (с 1933 года - 201-я смешанная авиационная бригада).

В 1932 году Смушкевич прошел ускоренный курс летной подготовки при 1-й военной школе летчиков им. Мясникова в Каче, использовав для этого свой очередной отпуск. Он получил пилотское свидетельство, всего за 39 дней окончив школу, в которой обычно учатся два года.

За короткий срок Смушкевич превратил свою авиабригаду в одно из образцовых соединений Военно-воздушных сил РККА. В августе 1933 года она была признана лучшим соединением ВВС Белорусского военного округа, а ее командир-военком получил Почетную грамоту ЦИК СССР.

В ноябре 1935 года приказом наркома обороны СССР ему было присвоено воинское звание комбриг.

Яков Смушкевич в должности старшего военного советника при командующем республиканских ВВС руководил противовоздушной обороной Мадрида. Сразу после прибытия он организовал штурмовые полёты на малых высотах, упреждающие удары по аэродромам противника, боевое дежурство авиаторов на земле и в воздухе. В первый воздушный бой над Мадридом группу республиканских истребителей Смушкевич повел лично. В этом бою было сбито около десятка самолётов противника.

В конце февраля 1937 года в Испанию прибыли итальянские войска. С одобрения Муссолини была разработана операция по захвату Мадрида Корпусом итальянских добровольческих сил ударом с северо-востока, через городок Гвадалахара. Уже к 8 марта итальянцы прорвали позиции испанской Народной армии, пройдя через три дня с боем 30 километров.

В ходе боев на подступах к Мадриду Смушкевич впервые использовал принцип сосредоточения крупных воздушных сил и массированных налетов, организовав почти непрерывную штурмовую бомбардировку наступающих итальянских соединий.

Генерал Дуглас лично водил республиканские эскадрильи на штурмовку механизированных колонн противника. Чтобы сократить время, необходимое для перехвата фашистских самолетов, он ввел новый порядок взлета истребителей без предварительного выруливания на старт и лично показал, как это нужно делать.

Штурмовые действия авиации сыграли решающую роль в разгроме итальянских войск. Всего в ходе боев на гвадалахарском направлении было уничтожено до десяти тысяч интервентов, около тысячи сдались в плен.

В августе 1937 года был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании.

Весной 1938 года Смушкевич окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, на которые поступил после возвращения из Испании.

«Имя Якова Владимировича Смушкевича тогда было поистине легендарным. Мы, слушатели военно-воздушной академии, многое знали о Смушкевиче, о его беззаветном мужестве, проявленном в боях с врагами, о его таланте авиационного военачальника.

Мечтавший снова вернуться за штурвал самолета, Смушкевич приложил титанические усилия для разработки изувеченных ног. Превозмогая боль, он упражнялся часами. Учился ходить без палки, танцевал, тренировался в кабинах автомобилей, выжимая непослушные педали. Благодаря огромному напряжению воли и постоянным тренировкам Яков не только встал на ноги, но и снова начал летать. Однако сильные боли мучили его все последующие годы.

В 1939 году на XVIII съезде коммунистической партии комкор Смушкевич был избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Уже в ходе первого боя советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. 28 мая японские самолеты неожиданно атаковали два аэродрома, расположенные в глубоком тылу, и в течение примерно десяти минут уничтожили немалую часть стоявших там самолетов.

Лишь одна эскадрилья успела подняться в воздух. В результате первого воздушного боя только двое летчиков вернулись на свою базу, остальные были сбиты. Японцы, не потерявшие в этом бою ни одного самолета, почувствовали себя хозяевами неба.

Для исправления ситуации уже 29 мая в Монголию была направлена группа из 48 летчиков и специалистов во главе с комкором Смушкевичем. В составе группы было 11 Героев Советского Союза – участников боев в Испании и Китае.

Сразу же по прибытии на место начались интенсивные тренировки летного состава местного гарнизона и учебные бои. Психологический эффект от этих занятий был огромен. У никогда до того не воевавших летчиков прошел первый мандраж, они почувствовали себя гораздо увереннее и с каждым днем воевали все лучше. Преимущество японских ВВС удалось быстро ликвидировать.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками комкору Якову Смушкевичу было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В сентябре 1939 года Смушкевич был назначен исполняющим должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа, принимал участие в походе РККА в Западную Украину как командующий ВВС Украинского фронта.

С июня 1939 по декабрь 1940 годов был членом Главного Военного Совета Красной Армии.

19 ноября 1939 года 37-летний комбриг Смушкевич занял пост начальника ВВС РККА (с июля 1940 - начальник Главного управления ВВС РККА). А через десять дней началась советско-финляндская война.

Смушкевича отозвали в Москву. Но на лечение он по-прежнему не находил времени. Поселился в штабе ВВС и продолжал работать лежа.

В апреле 1940 года Смушкевичу было присвоено воинское звание командарма 2-го ранга, а в июне — генерал-лейтенанта авиации.

В августе 1940 года его перевели с поста начальника Главного управления ВВС РККА на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года - помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.

28 октября 1941 года Яков Смушкевич был расстрелян в районе посёлка Барбыш под Куйбышевом (ныне Самара) без суда, на основании предписания наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. На расстрел, как и при аресте, его несли на носилках.


Чем знаменит

Яков Смушкевич – летчик-самоучка, доросший до должности начальника Военно-воздушных сил Красной Армии. Он стал третьим по счету дважды Героем Советского Союза и первым среди евреев, получившим это звание.

Смушкевич сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Он лично сбил несколько самолетов противника, впервые в практике использования боевой авиации применил принцип сосредоточения крупных воздушных сил и ударов по врагу массированными налетами.

В 1938 году Смушкевич одним из первых дал правдивую оценку состояния советской истребительной авиации, заявив, что немецкие истребители Ме-109 во многом превосходят советские истребители И-16 и И-15 бис, хотя в то время в СССР, в том числе и среди военных летчиков, господствовало мнение, что советские самолеты - лучшие в мире.

Утверждение Смушкевича об отставании советских истребителей от немецких, основанное на опыте войны в Испании, сыграло важную роль, заставив советских авиаконструкторов активнее работать над созданием новых боевых самолетов с лучшими тактико-техническими характеристиками.

О чем надо знать

Имя Смушкевича было надолго вычеркнуто из всех справочников и из советской истории.

После распада СССР дочь летчика Роза Яковлевна Смушкевич узнала о скульптурном портрете отца и приехала в Петербург, чтобы его увидеть. Портрет ей очень понравился, и она добилась, чтобы Военно-воздушная Академия им. Ю.Гагарина организовала его перевод в бронзу.

17 августа 2008 года на кладбище Военно-воздушной Академии в подмосковном Монино состоялось торжественное открытие памятника Якову Смушкевичу. Он был установлен рядом с мраморной плитой, которую Роза Смушкевич уже поставила раньше в память о родителях.

Дочь скульптора Разумовского Хариф пишет, что Роза Смушкевич побывала на месте расстрела советских военачальников в поселке Барбыш и приняла участие в траурном митинге, посвященном этому событию.

«После выступления Розы к ней подошёл старичок и сказал прочувствовано: "Я там оказался в этот момент. Ваш отец ничего не почувствовал, когда его расстреляли, он был без сознания, на носилках".

Моя мама, которая мне это рассказала, добавила:

- Небольшое утешение. Хоть не страдал в последний момент.

Яков Смушкевич был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 декабря 1954 года. Звание Героя Советского Союза и награды ему были возвращены указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

Прямая речь

Маршал авиации С.А. Красовский о сражении под Гвадалахарой: «"Генерал Дуглас" - так называли республиканцы Якова Владимировича - пользовался широкой популярностью. В кожаной куртке, широком черном берете, он мало чем отличался от других наших летчиков, но испанцы хорошо знали его. На аэродромах и на улицах Мадрида я не раз слышал, как, завидев Смушкевича, десятки людей приветствовали его возгласами: "Вива! Руса вива!". "Генерала Дугласа" знали как героя Гвадалахары. Именно там, под Гвадалахарой, был разгромлен итальянский экспедиционный корпус, нацеленный на Мадрид.

Весной 1937 г. фронт перед столицей Испании оказался почти оголенным. Разрозненные заслоны республиканских частей, оказавшиеся на пути итальянцев, конечно, не смогли бы оказать серьезного сопротивления. Да враг и не принимал их всерьез, считая, что путь к Мадриду открыт. И вдруг свершилось чудо. Враг побежал под Гвадалахарой!

Случилось это в ненастные дни, когда фашистская авиация сидела на своих аэродромах. К Мадриду двигались плотные колонны войск противника.

Убежденные в том, что республиканские летчики не смогут вылететь, итальянцы продвигались на грузовиках, как на параде, даже не помышляя о рассредоточении. И вот над Французским шоссе появились бомбардировщики, штурмовики, истребители. На врага посыпались бомбы, обрушился ливень пулеметного огня. Создалась пробка из горящих машин. Фашисты оказались в ловушке. А напор с воздуха все возрастал. Одна группа республиканских самолетов сменяла другую. Три дня, не зная передышки, республиканская авиация вместе с танкистами крушила итальянский корпус. Это был какой-то "воздушный конвейер", как рассказывали потом пленные. "Откуда у республиканцев столько авиации?" - не без удивления спрашивали они.

7 фактов о Якове Смушкевиче:


Именной самолет Р-10 Я. В. Смушкевича, Апрель 1938 года.

Материалы о Якове Смушкевиче:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции