Вредные и опасные условия труда при вич

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Внести в статью 22 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи";

2) часть первую изложить в следующей редакции:

"(1) Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.";

3) в абзаце первом части второй слова "Врачи-психиатры, иные специалисты, медицинский и другой персонал учреждений здравоохранения" заменить словами "Медицинские и иные работники".

Внести в статью 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека";

2) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в федеральных бюджетных учреждениях, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.";

3) в абзаце первом пункта 2 слова "Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения" заменить словами "Медицинские и иные работники".

Внести в статью 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи";

2) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.".

Президент Российской Федерации Д. Медведев

какова доплата при работе с ВИЧ инфицированными пациентами в инфекционном отделении психиатрической больницы ?

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, сохранив для них действующие условия оплаты труда.
Надбавки работникам организаций здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются субъектами Российской Федерации применительно к пункту 1 настоящего Постановления самостоятельно за счет средств указанных бюджетов.

Размер надбавки должен быть установлен законодательством субъекта, на территории которого находится медицинская организация.
Приказом Минздравмедпрома РФ N 307, Госкомсанэпиднадзора РФ N 221 от 30.07.1996 "Об утверждении Перечня организаций, предприятий, производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на установление надбавки в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" установлен следующий перечень:

┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Наименование должности │ Характер выполняемой работы │
├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 1. Центры по профилактике и борьбе со СПИДом │
│ │
│Должности медицинского │ Диагностика, лечение и непосред- │
│персонала, руководителей, │ ственное обслуживание больных │
│специалистов, служащих и │ СПИДом и ВИЧ-инфицированных │
│профессий рабочих │ │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 2. Учреждения и специализированные отделения │
│ учреждений здравоохранения, предназначенные для │
│ лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных │
│ │
│Должности медицинского │ Лечение и непосредственное │
│персонала, руководителей, │ обслуживание больных СПИДом │
│специалистов, служащих и │ и ВИЧ-инфицированных │
│профессий рабочих │ │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 3. Учреждения здравоохранения и их структурные │
│ подразделения, за исключением перечисленных │
│ в пунктах 1 и 2 │
│ │
│Должности медицинского │ Непосредственный контакт с │
│персонала, руководителей, │ больными СПИДом и ВИЧ-инфициро- │
│специалистов, служащих и │ ванными при проведении эпидрассле-│
│профессий рабочих │ дований, консультаций, осмотров, │
│ │ оказании медицинской помощи, │
│ │ судебно-медицинской экспертизы │
│ │ и проведения другой работы │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 4. Лаборатории (отделы, отделения, группы) учреждений │
│ здравоохранения, на которые возложено органами │
│ здравоохранения обслуживание населения на │
│ ВИЧ-инфекцию и исследование поступающих крови │
│ и биологических жидкостей от больных СПИДом │
│ и ВИЧ-инфицированных │
│ │
│Должности медицинского │ Проведение всех видов лабораторных│
│персонала, руководителей, │ исследований крови и материалов, │
│специалистов, служащих и │ поступающих от больных СПИДом │
│профессий рабочих │ и ВИЧ-инфицированных │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 5. Научно-исследовательские учреждения и их │
│ структурные подразделения │
│ │
│Должности научного │ Привлечение к работе по выполнению│
│персонала руководителей, │ научной тематики по проблеме СПИДа│
│специалистов, служащих и │ и контактирующие с больными с │
│профессий рабочих │ ВИЧ-инфицированными и потенци- │
│ │ ально зараженным ВИЧ-материалом │
│ │ (в том числе и животными) │
├────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 6. Научно-производственные объединения и предприятия │
│ (производства) и их структурные подразделения по │
│ изготовлению медицинских иммунобиологических │
│ препаратов │
│ │
│Должности руководителей, │ Работающие с вирусом СПИДа │
│специалистов, служащих │ и материалом, инфицированным ВИЧ │
│и профессий рабочих │ │
└────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

В соответствии с Примечанием к данному перечню, в каждом учреждении на основании Перечня должен быть составлен и утвержден по согласованию с выборным профсоюзным органом перечень работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, непосредственное обслуживание или контакт с больными и др.) может устанавливаться надбавка в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем.

Для уточнения размеров надбавки, Вам необходимо обратиться к законодательству субъекта Российской Федерации, в пределах которого находится медицинская организация.

Доплата медицинским работникам
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
- Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
- Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
- Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук - 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации - надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.


Вопрос: По результатам СОУТ врачам стоматологам-терапевтам, врачам стоматологам-ортопедам, медсестре установлен класс вредности 3.2. Полагается дополнительный отпуск и доплата за вредность. Сколько дней дополнительного отпуска положено врачам стоматологам и медсестре — по ТК 7 календарных дней или есть какое-то отраслевое соглашение, котором для данной категории работников установлена большая продолжительность доп. отпуска?

Сообщаю Вам следующее:

Если по результатам СОУТ условия труда отнесены к вредным, то дополнительный отпуск не может быть менее 7 дней. Конкретная продолжительность может быть установлена трудовым или коллективным договором.

Для установления дополнительного отпуска стоматологам отраслевого соглашения нет. Количество дней отпуска регулируется ст.117 ТК РФ.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1.

Вопрос: Какова продолжительность ежегодного отпуска медицинских работников?

Ответ: Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска медицинских работников составляет 28 календарных дней.

Помимо основного отпуска, отдельным категориям медицинских работников предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска:

— медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической или противотуберкулезной помощи, — от 14 до 35 дней в зависимости от должности и выполняемой работы;

— медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — 14 календарных дней;

При этом если медицинскому работнику положен дополнительный отпуск сразу по двум основаниям (например, работник осуществляет диагностику ВИЧ-инфицированных и по результатам СОУТ его условия труда отнесены к вредным), дополнительный отпуск предоставляется только по одному из оснований.

Также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), врачам и среднему медицинскому персоналу выездных медицинских бригад в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, фельдшерам, работающим на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов — 3 дня за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.

Правовое обоснование: Статья 115 ТК РФ устанавливает, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Статья 350 ТК РФ определяет, что отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации. Такая продолжительность установлена:

— Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — от 14 до 35 дней в зависимости от должности и выполняемой работы;

— Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588 врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) — 3 дня за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет;

— Постановлением Совмина РСФСР от 17.01.1991 N 27 врачам и среднему медицинскому персоналу выездных медицинских бригад в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фельдшерам на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов — 3 дня за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.

Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Документ 2.

Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Якушева Татьяна Валерьевна

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции