Вич что такое искусство

Итоговый отчет 2006-2007

I. Цели проекта

мобилизация творческих профессионалов для борьбы с распространением ВИЧ;

расширение культурного инструментария профилактики ВИЧ;

воспитание ответственного отношения молодежи к вопросам ВИЧ;

поддержка людей, живущих с ВИЧ.

II. Партнеры проекта

Проект проводился Институтом культурной политики в сотрудничестве со следующими организациями:

организации, профессионально занимающиеся вопросами ВИЧ

Российское медиа-партнерство в борьбе с ВИЧ/СПИДом

Сеть по ВИЧ/СПИДу, Республика Молдова

Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Красноярск

Институт толерантности, Москва

Свободный театр, Беларусь

Британская высшая Школа дизайна, Москва

Московская финансово-юридическая академия (МФЮА) / Кафедра рекламы и журналистики

Фонд Михаила Прохорова, Норильск

III. Деятельность по проекту

Создание концепции, дизайна и программного обеспечения сайта заняло три месяца – с мая по июль 2006 года. В начале июля сайт был запущен в тестовом режиме, и с 1 августа 2006 года его русская и английская версии функционируют в полном объеме.

Здесь размещены материалы, собранные и разработанные в ходе реализации проекта, а также теоретическая и практическая информация о профилактике ВИЧ средствами искусства. Специальный раздел сайта посвящен материалам из библиотеки ЮНЕСКО по ВИЧ и СПИД.

Благодаря эффективной рекламе сайта через партнерскую сеть проекта к настоящему времени сайт посетили 4257 человек (по информации на 11 марта 2007 года). Статистика запросов, по которым интернет-пользователи пришли на сайт через поисковые системы, показывает, что достаточно большое число посетителей искали общие сведения о ВИЧ и СПИД. Интересно, что те, кто интересовался художественной составляющей проекта, в основном искали информацию о творческих профессионалах, принимающих участие в его реализации.

В дальнейшем сайт может развиваться как ресурсный центр, где будут представлены: библиотека по вопросам ВИЧ и СПИД; информационный календарь культурных событий, посвященных вопросам ВИЧ и СПИД; коллекция визуальных материалов и примеров успешных кампаний по профилактике ВИЧ средствами культуры.

Конкурс проводился Институтом культурной политики совместно с Британской высшей Школой дизайна.

По результатам заседания жюри в мае 2006 года были составлены и утверждены Положение о конкурсе и пресс-релиз, которые были распространено через партнерскую сеть проекта и опубликованы на нескольких специализированных сайтах в России и за рубежом. Также подробная информация о конкурсе была разослана целевым организациям в кластерных странах.

Изначально в Положении о конкурсе было объявлено, что в конкурсе могут принимать участие только граждане стран, входящих в кластер Бюро ЮНЕСКО в Москве (Азербайджан, Армения, Беларусь, Республика Молдова и Российская Федерация). Однако вследствие того, что конкурс вызвал значительный интерес у молодых дизайнеров других стран, жюри приняло решение внести коррективы в Положение о конкурсе и пригласить к участию в конкурсе молодых дизайнеров вне зависимости от их гражданства.

За три месяца в адрес Организаторов поступило более ста заявок на участие в конкурсе от молодых дизайнеров из Беларуси, Бразилии, Венгрии, Ирана, Китая, Мексики, Турции, Сербии и Российской Федерации. Сто работ было отобрано к участию в первом туре конкурса.

20 ноября 2006 года после нескольких заседаний жюри и экспертных дискуссий был объявлен список финалистов и победителей конкурса:

Победитель конкурса:



Михаил Струков (Солнечногорск). Обычные люди

Финалисты:








Ласло Антал (Сербия). СПИД: Нет причин скрываться

Три других выставки плакатов, подготовленные в сотрудничестве с 30 волонтерами из двух московских вузов и запланированные на сентябрь – ноябрь 2006 года, были отменены, поскольку ко времени их проведения из-за разногласий между членами жюри не были определены победители конкурса. Выставки должны были сопровождаться серией мероприятий, направленных на повышение информированности молодежи в вопросах ВИЧ и СПИД.

В феврале 2007 года плакаты–победители были напечатаны тиражом 500 экземпляров каждый (формат А3, полноцветная печать). В настоящее время плакаты распространяются через партнерскую сеть проекта.

Победители конкурса были награждены дипломами ЮНЕСКО.

Выводы

Принимая во внимание крайне сжатые сроки, в которые проводился конкурс, а также тот факт, что он проходил впервые, можно считать конкурс успешным, так как была достигнута основная цель проекта – привлечение профессионального внимания молодых дизайнеров к вопросам ВИЧ и СПИД – свидетельством чего является достаточно большой интерес, проявленный к проекту творческими профессионалами как в российских регионах, так и за рубежом.

К сожалению, несмотря на неоднократные рассылки пресс-релиза и условий конкурса по профильным образовательным учреждениям и информационным агентствам Азербайджана, Армении, Беларуси и Республики Молдова (стран кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве), очень небольшое число дизайнеров из этих стран выразили желание принять участие в проекте. Во многом это, вероятно, объясняется невысоким уровнем распространения интернета в данных странах (сжатые сроки проведения конкурса не позволяли соискателям связываться с организаторами и посылать работы по почте). Также необходимо признать, что определенную роль в данном случае мог сыграть тот факт, что дизайнеры этих стран не были готовы конкурировать с заведомо более сильными коллегами из России, тем более, что конкурс проводился в Москве. Таким образом, представляется целесообразным проводить в будущем подобные конкурсы отдельно в каждой из этих стран.

Одна из основных трудностей, с которой столкнулись Организаторы при проведении конкурса, заключалась в том, что входившие в состав жюри дизайнеры и представители организаций, профессионально занимающихся вопросами ВИЧ и СПИД, не смогли выработать общих критериев для оценки присланных работ. Так, в большинстве случаев, успешные с художественной точки зрения работы не получили одобрения со стороны профессионалов в области профилактики ВИЧ, и, напротив, абсолютно корректные по содержанию плакаты не удовлетворяли высоким художественным требованиям дизайнеров. Тем не менее, 5 работ-победителей полностью отвечают критериям всех членов жюри и, безусловно, послужат ориентиром для участников будущих конкурсов по данной тематике, как в России, так и за рубежом.

В заключение необходимо отметить, что организаторы получили значительное число писем от НКО и из мест лишения свободы с поддержкой объявления специальной номинации для заключенных, и можно с большой долей уверенности утверждать, что при проведении будущих конкурсов подобная номинация окажется очень успешной.

К сожалению, в ноябре 2006 года Бюро ЮНЕСКО в Москве отказалось поддерживать театральную часть проекта, поэтому все дальнейшие мероприятия, касающиеся спектакля, проводились без упоминания ЮНЕСКО.

Акция, начавшаяся показом роликов, любезно предоставленных ЮНЭЙДС, состояла из следующих компонентов:

4.2. Презентация результатов студенческого социологического опроса по вопросам ВИЧ и СПИД

Опрос был организован и проведен студентками МУМ Софьей Мальцевой и Софьей Соловьевой. Они составили список вопросов, который затем был скорректирован и дополнен с помощью экспертов ЮНЭЙДС. Данные вопросы были заданы 160 студентам МУМ. Во время студенческой акции результаты опроса были прокомментированы экспертом ЮНЭЙДС Еленой Тамазовой.

Опрос был проведен по инициативе студенческого оргкомитета за несколько дней до мероприятия. Это позволило подготовить аудиторию к обсуждению непростых вопросов, которым была посвящена акция, а также дало возможность самим волонтерам более подробно ознакомиться с проблематикой ВИЧ и СПИД. Опрос продемонстрировал слабую информированность студентов МУМ в вопросах ВИЧ и СПИД, а также низкий уровень толерантности к людям, живущим с ВИЧ.

На акции присутствовали несколько участников конкурса, а также финалист Александр Ларцев, чья работа была представлена на выставке. Благодаря этому, во время акции возникла оживленная дискуссия о художественных достоинствах и информационном наполнении выставленных плакатов с участием автора работы, вышедшей в финал конкурса, членов жюри и студентов, присутствовавших на мероприятии.

4.4. Мастер-класс по освещению вопросов ВИЧ и СПИД в плакате

В первой части мастер-класса Елена Тамазова показала и прокомментировала презентацию, в которую вошли плакаты, использованные в кампаниях по профилактике ВИЧ в разных странах мира, а также некоторые из поданных на конкурс работ.

В задачи презентации входило: (1) объяснить молодым творческим профессионалам, что художник, обращающийся к столь сложной тематике, должен уделять особое внимание точности и достоверности сообщаемой информации; (2) сообщить аудитории мастер-класса базовую информацию о ВИЧ и СПИД.

Во второй части мастер-класса состоялась лекция об отражении темы ВИЧ и СПИД в плакате. Известный российский дизайнер и преподаватель Британской высшей Школы дизайна Владимир Добровинский представил свою подборку плакатов, посвященных ВИЧ и СПИД, и прокомментировал их достоинства и недостатки с точки зрения профессионала, занимающегося социальной рекламой.

Эксперты не были единодушны в своем подходе к отображению темы ВИЧ и СПИД в плакате, что позволило провести мастер-класс в интерактивном формате при активном участии аудитории.

В конце акции состоялась общая дискуссия по вопросам ВИЧ и СПИД, после чего был показан документальный фильм, предоставленный ЮНЭЙДС.

Выводы

Студенческая акция стала одним из самых успешных событий проекта, в первую очередь, благодаря активному и искреннему участию волонтеров, которые внимательно знакомились с новой и сложной тематикой и ответственно выполняли все просьбы и задания организаторов проекта.

Главным результатом проекта можно считать то, что в результате подготовки акции была найдена удачная форма косвенного представления информации о профилактике ВИЧ через обсуждение художественных произведений, посвященных данной тематике.

6. Дискуссии в Норильске

Во время поездки в Норильск творческая группа документального спектакля приняла участие в нескольких дискуссиях, посвященных вопросам ВИЧ и СПИД.

6.1. Круглый стол по вопросам профилактики ВИЧ в Норильске

Кит Харинг

Он сбежал из маленького консервативного пенсильванского городка в Нью-Йорк. Дружил с Энди Уорхолом, Жаном-Мишелем Баскией и Мадонной. На его первую крупную выставку в Нью-Йорке пришли иконы поп-арта Рой Лихтенштейн и Роберт Раушенберг. Он расписывал рекламные панели в метро, Берлинскую стену и стену храма Сан-Антонио в Пизе. Его работы хранятся в MoMA и Whitney и продаются на аукционах за миллионы долларов.

Яркая и успешная жизнь Кита Харинга оборвалась в 1990 году. Ему был 31 год. Он умер из-за осложнений на фоне СПИДа.

В это время Кит Харинг рисовал своих человечков — чтобы сделать человечными настоящих людей. И чтобы научить их безопасному сексу.


Кит Харинг рисует в подземке. Нью-Йорк, 1983 год.

Придумайте собственный язык

Харинг рассказывал об эпидемии СПИДа, апартеиде в Южной Африке и экологических проблемах, критиковал капитализм и общество потребления — и делал это простым, доступным даже школьнику языком. Его работы напоминают то мультфильмы, то наивные детские рисунки, то наскальную живопись. Они отлично ложатся на футболки и протестные транспаранты — но их простота обманчива.

Отец Харинга был инженером и ради развлечения рисовал комиксы. Уже в детстве Кит вслед за ним начал придумывать и отрисовывать истории. А подростком, экспериментируя с психоделиками, стал рисовать абстрактные изображения: маленькие фигурки сплетались друг с другом, одна переходила в другую, и это продолжалось как будто бесконечно.

В Школе визуальных искусств на Манхэттене он увлекся семиотикой — наукой о знаках и знаковых системах. Харинг хотел, чтобы его рисунки так же эффективно влияли на зрителя, как и реклама.

Художник стал экспериментировать с изображениями: собирать из них словарь и играть со значениями. Так появились его особая письменность, напоминающая языки древних египтян и ацтеков. Из пиктограмм — фигурок людей и собак, летающих тарелок, сердец, энергетических линий — он складывал повествование о современных катастрофах, раздирающих мир на части.

Говорите с людьми, не с арт-институциями

С 1984 года Харинг не рисовал в метро: его рисунки вырезали и продавали. Тогда художник открыл Pop Shop — магазин, где каждый мог найти что-то по карману: значки за пару долларов, плакаты против апартеида и футболки, пропагандирующие безопасный секс.

Харинга тут же обвинили в страшном для художника преступлении: он занялся бизнесом. Но критики ошибались. Магазин появился, чтобы каждый, у кого нет лишних тысяч долларов, мог унести домой частичку его искусства. И обычным людям это понравилось.

Будьте откровенными

Харинг рисовал члены, презервативы и мастурбирующего Микки-Мауса — и это на фоне тотальной сексуальной безграмотности и воинствующего невежества.

Роберт Мэпплторп

В 70-е Мэпплторп снимает, делает выставки одну за другой. К 80-м он уже знаменит. В 1978 году Мэпплторп выпустил книгу X Portfolio, все фотографии в которой были в БДСМ-стиле. Но в 1980-х из-за страха перед вирусом иммунодефицита большинство S&M клубов закрывается, от СПИДа умирает любовник и покровитель Мэпплторпа Сэм Вагстафф, а художник все реже устраивает выставки. Он сам живет с ВИЧ, ждет смерти и нанимает присматривать за собой двух медсестер, платя им по 1000 долларов за двадцатичетырехчасовую смену.

Превратите свою смерть в высказывание

Он знал свой диагноз с 1986 года. В то время, до появления эффективной антиретровирусной терапии, болезнь означала смерть. Роберт Мэпплторп рассказал о своем положительном ВИЧ-статусе СМИ, чтобы стимулировать дискуссию о проблеме. Цены на его работы сразу взлетели. В 1988 он создал Фонд Мэпплторпа для поддержки искусства и финансирования исследований ВИЧ/СПИДа. Диагноз его невероятно злил, и он не хотел рефлексировать на эту тему, поэтому не делал никаких громких художественных жестов про ВИЧ. Кроме последнего автопортрета.

За год до смерти, в 1988, он сделал иной снимок. Автопортрет уже угасающего, больного человека — Мэпплторп принял себя таким и был готов показать другим эту часть себя. Он не сексуален, просто седой величественный человек в черной водолазке. О болезни напоминает трость с набалдашником-черепом. Фокусировка на трости: на нее сразу падает взгляд. Белое пятно лица рифмуется с черепом: вот что осталось от романтичного красавца.

Трость была не для антуража, Мэпплторп и правда с ней ходил. В 1988 году Музей Уитни открыл большую ретроспективу его работ. Он прибыл на открытие в инвалидном кресле с тростью в руке. Всего за несколько дней до этого его выписали из больницы. Роберт Мэпплторп умер 9 марта 1989 года. Он превратил умирание в искусство.

Даниэль Гольдштейн

Напоминайте живым о мертвых

Первой любовью Гольдштейна был Стив Ричардс, ученый-иммунолог. В начале 80-х, когда началась эпидемия, они жили вместе в Сан-Франциско. Анализы на ВИЧ еще не были распространены, но Ричардс отнес на работу их образцы крови и вернулся с новостью: они оба ВИЧ-положительные. Гольдштейн понял, что все задумки могут так и остаться в его голове, бросил карьеру печатника по дереву и начал путь скульптора.

Ричардс тоже не сдался. В Африке тестировали экспериментальный препарат против ВИЧ, и он решил попасть в исследование. В нем участвовали 80 человек, в том числе и Ричардс с Гольдштейном. Зимой 1986 года Ричардс умер, как и все остальные участники. Гольдштейн бросил пить препарат из-за ужасных побочек и выжил, причем жив до сих пор.

Скоро Гольдштейну семьдесят. В недавно созданном видеоблоге он рассказывает, как работает над кинетическими скульптурами с оптической иллюзией для выставочных залов Палаццо Бембо в Венеции и воссоздает их в VR. На этот раз его работа не остросоциальная.

Феликс Гонзалес-Торрес

Он родился на Кубе, жил и изучал дизайн интерьера в Пуэрто-Рико, а в 1979 году перебрался в Нью-Йорк. Гонзалес-Торрес — фанат критической теории, которая в постструктуралистском и постколониальном ключе переосмысливает устройство общества и культуры. Магистр изящных искусств, преподаватель Нью-Йоркского университета, он был одним из самых умных художников 1980-х — 1990-х. И при этом ужасно сентиментальным: любил блошиные рынки и покупал игрушки с огромными глазами — чтобы вылечиться от бессонницы, но не помогло. Гей, квир-активист, концептуалист, он делал лаконичным и эффектным каждое художественное высказывание: о политике, о любви, о смерти.

Гонзалес-Торрес умер в 1996 году из-за осложнений на фоне СПИДа. В 2007 году он посмертно представил США на Венецианской биеннале.

Превратите слабость в суперсилу

Он наставлял студентов: превратите то, что вас ограничивает, в свою сильную сторону. Сам художник начинал в крошечной квартире и был крайне беден, все работы хранил под кроватью. Он научился обходиться малым, брал повседневные материалы: бумагу, конфеты, печенье, гирлянды, бусы, — и превращал их в арт-объекты.

Художник превратил горе в источник вдохновения. С 1989 года он делал скульптуры из стопок бумаги: иногда чистых, иногда с напечатанным текстом или фотографиями. Каждый зритель мог взять по листку — так работа исчезала.

Барбара Кемижиса

Жизнь угандийки Барбары Кемижисы с детства была адом. С 6 до 11 лет ее сексуально использовали собственные дяди, она стала употреблять алкоголь и заниматься сексом с несколькими партнерами. Забеременев, она узнала, что у нее ВИЧ. Чтобы получить антиретровирусную терапию и не инфицировать ребенка, девушка убежала из дома и жила на улицах Кампалы, столицы Уганды. Она зарабатывала секс-работой и часто оказывалась без лекарства: денег не хватало даже на еду. Сейчас ей тридцать три. Она замужем за ВИЧ-отрицательным мужчиной, растит двоих детей и создает артефакты на стыке активизма и искусства.

Используйте упаковку

Хотя в Уганде с ВИЧ живет более 3 % населения (1,4 миллиона человек), ВИЧ-положительные люди здесь испытывают постоянную дискриминацию, подвергаются насилию и осуждению. Угандийцы скрывают статус, принимают лекарства в тайне и тайно же выбрасывают упаковку. Кемижиса делает иначе: собирает пустые упаковки от препаратов и создает из них арт-объекты. Таблетки тоже идут в дело: в видео Би-би-си художница сидит в короне, оклеенной разноцветными капсулами. Материала достаточно, дочь Кемижисы тоже ВИЧ-положительная: девочка родилась здоровой, но инфицировалась из-за грудного кормления, когда у матери не было денег на детскую смесь.


Барбара Кемиджиса собирает упаковки от антиретровирусной терапии, чтобы дать им вторую жизнь. Артефакты, которые она делает из банок, могут быть не только полезны в быту, но и становится арт-объектами.

Ее работы напоминают, насколько важно принимать терапию. Цель художницы — преодолеть стигму, которой окружены ВИЧ-положительные в стране. Для этого она основала проект Pill Power Uganda. Участники проекта учат тех, кто живет с ВИЧ, превращать пустые банки из-под таблеток в полезные предметы. Так участники привыкают к тому, что принимать АРВТ не стыдно, и заодно немного зарабатывают.

Другая важная цель Кемижисы — защита окружающей среды: упаковки препаратов бросают в выгребные ямы, сжигают или хоронят в садах. А вторичное использование уменьшает ущерб окружающей среде: Pill Power Unit забирают из центров СПИД использованные упаковки, и они превращаются в корзины, мусорные баки, абажуры, колокольчики и детские игрушки.

Фрэнк Мур

Художником был Фрэнк Мур. Именно он придумал красную ленту — мировой символ борьбы со СПИДом. Художник, активист, до самой смерти в 2002 году он был одним из лидеров организации Visual AIDS и рисовал сюрреалистичные полотна, на которых природа встречалась с фармакологией.

Сочетайте несочетаемое

Фрэнк Мур родился на Манхэттене, но в детстве каждое лето проводил на ферме, где коллекционировал бабочек, мотыльков, орхидеи и ракушки. Любовь к природе осталась с ним навсегда: ни учеба в Йеле и парижском Международном центре искусств, ни профессиональный успех не повлияли на нее. В 1985 году мечта художника сбылась: они вместе с партнером купили загородный дом недалеко от Нью-Йорка. Мур превратил сарай в мастерскую и привел в подарок сад: хотел жить и работать за городом.

Джессика Уитбред

Голос Джессики Уитбред — один из самых громких среди ВИЧ-позитивных женщин. Она основала первое Международное отделение молодых женщин, подростков и девочек, живущих с ВИЧ, стала самой молодой женщиной-председателем Международного сообщества женщин с ВИЧ и сделала больше двух десятков выставок в США, Канаде и Австралии. Как художница она работает на почве, подготовленной другими, поэтому может позволить себе быть прямолинейной и эпатирующей.

Провоцируйте обывателей


Проект No Pants No Problem, 2004 год.

Проекты Уитбред всегда где-то между художественной и социальной практикой. Вечеринки без штанов No Pants No Problem — практическое воплощение размышления на тему гендерно-маркированной одежды и восприятия наготы. Love Positive Women — международные мероприятия, где мужчины приглашают ВИЧ-положительных женщин на свидания, дарят им открытки и заботятся о них. Чаепития Tea Time объединили женщин с ВИЧ в Канаде: каждая участница написала письмо с историей о себе. Получилась серия книг с фотографиями и рассказами о жизни с ВИЧ.



Ученым удалось удалить ВИЧ-инфекцию из ДНК мышей. С помощью долгосрочной лекарственной терапии и инструмента для редактирования генома исследователи смогли избавить клетки от вируса.

Как сообщает Университет Темпл из штата Пенсильвания в США, вирусологам из Медицинской школы Каца и Медицинского центра университета Небраски удалось успешно удалить ДНК ВИЧ-инфекции из генома зараженных мышей. Исследование проводилось на гуманизированных грызунах - специально выведенные животные способны производить Т-лимфоциты человека, восприимчивые к ВИЧ. Побороть инфекцию ученым удалось с помощью антиретровирусной терапии (АРТ) длительного действия и технологии для редактирования генома CRISPR-Cas9.



Ранее ученым уже удалось устранить геном ВИЧ из культивируемых клеток человека - для этого использовалась технология CRISPR-Cas9. Исследование показало, что такая система позволяет вырезать большие фрагменты вирусного ДНК из инфицированных клеток. Новая технология объединена с антиретровирусной терапией длительного действия - LASER ART. Это новый, модифицированный препарат, который приостанавливает репликацию ВИЧ на длительный период. Лекарство "упаковывают" в нанокристалы, которые доставляю его в ткани со "спящим" вирусом. Оказавшийся в нужном месте препарат остается там на несколько недель, медленно высвобождая активное вещество, подавляющее активность ВИЧ.

- Мы хотели посмотреть, сможет ли LASER ART подавлять репликацию ВИЧ достаточно долго для того, чтобы CRISPR-Cas9 полностью избавил клетки от вирусной ДНК, - рассказал один из создателей CRISPR-Cas9 доктор Камель Халили.

В ходе эксперимента к гуманизированным мышам, зараженным ВИЧ, применяли препарат LASER ART, после чего вводили им CRISPR-Cas9. Как только технология удаляла вирусную ДНК из генома животных, подопытных обследовали. В результате полная элиминация вируса была обнаружена у трети мышей, инфицированных ВИЧ. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что после лечения ВИЧ не обнаруживается ни в крови, ни в лимфоидной ткани, ни в костном мозге и головном мозге.



В течение года исследователи планируют испытать новую технологию борьбы ВИЧ на приматах и, если это будет возможно, на людях. Пока результаты исследований являются предварительными - ученым до сих пор не удалось понять, почему некоторым зараженным мышам не удалось избавиться от вируса.

На данный момент лечение ВИЧ-инфекции основано на применении антиретровирусных препаратов. Они не избавляют от вируса полностью, но не дают ему распространяться в организме. АРТ требует постоянного применения на протяжении всей жизни зараженного пациента. В случае приостановки терапии ВИЧ возобновляет репликацию, что впоследствии приводит к конечной стадии развития вируса - СПИДу. АРТ значительно снизила смертность от ВИЧ, однако побороть распространение вируса до конца пока не удалось.

На данный момент существует лишь два человека, полностью излечившихся от ВИЧ. Это так называемые "берлинский пациент" Тимоти Браун, избавившийся от вируса в 2008 году в ходе лечения рака крови, и "лондонский пациент", имя которого пока не сообщается - о нем миру стало известно в марте 2019 года. Оба ВИЧ-инфицированных перенесли трансплантацию костного мозга, после чего медики обнаружили у них отсутствие инфицированных клеток.

Ежегодно 1 декабря во всем мире отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом (синдромом приобретенного иммунного дефицита). Эту памятную дату установила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1988 году, вскоре после того, как французские вирусологи Люк Монтанье и Франсуа Барре-Синусси открыли и описали вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), а группа американского инфекциониста Роберта Галло обнаружила связь ВИЧ со СПИДом.

По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИД (ЮНЭЙДС), в 2018 году в мире насчитывалось почти 38 млн больных, а за все время инфекцию диагностировали у 78 млн человек (35 млн умерли из-за заболеваний, связанных со СПИДом). Несмотря на просветительскую работу профильных организаций, национальных министерств здравоохранения, негосударственных фондов, активистов и журналистов, остаются люди, которые очень мало знают о путях передачи вируса и способах защиты.

Миф №1. СПИД и ВИЧ — синонимы

ВИЧ вызывает СПИД, но это не одно и то же. Вирус иммунодефицита человека — инфекция, которой можно заразиться. А синдром приобретенного иммунодефицита — клиническое проявление этой инфекции на самых поздних стадиях.

Можно быть носителем ВИЧ, но не болеть СПИДом. Вылечить ВИЧ-инфекцию практически невозможно, но если на раннем этапе начать принимать антиретровирусные препараты, то можно прожить нормальную, полноценную жизнь.

Миф №2. ВИЧ можно заразиться через посуду или объятия

Эта инфекция не передается воздушно-капельным путем. При обычных повседневных контактах, объятиях и рукопожатиях заразиться тоже нельзя. Кожа человека является естественным барьером для вируса, который на воздухе делается неактивным за считаные часы. Поэтому болезнь не передается через посуду, постельное белье и полотенца.

Заразиться можно только через некоторые жидкости организма (кровь, вагинальные и ректальные выделения, сперму и молоко матери). Самыми распространенными путями являются незащищенный секс и использование одного шприца с инфицированным больным.

Миф №3. ВИЧ передается при поцелуях, с потом или слезами

Вирус может присутствовать в этих биологических жидкостях, однако количество его слишком мало, поэтому риск инфицирования практически равен нулю. Например, чтобы заразиться через слюну, ее нужно не менее трех литров, и даже мелкие язвочки и ранки во рту вряд ли станут воротами для проникновения инфекции. Если говорить о поте, для заражения нужна целая ванна жидкости, а слез — целый бассейн.

Миф №4. Комары переносят ВИЧ

На самом деле заразиться от укуса комара, который до этого укусил больного, невозможно. Во-первых, человеческий вирус не живет в организме насекомого, а во-вторых, комар впрыскивает в место укуса не кровь, а антикоагулянт — специальное вещество, замедляющее свертываемость крови.

Миф №5. У больной женщины не может родиться здоровый ребенок

Если не принимать никаких мер, риск передачи ВИЧ от матери ребенку колеблется в пределах 15-45%. Но если мать и ребенок принимают противовирусные препараты, передачу можно практически полностью предотвратить. Также детям обычно противопоказано грудное вскармливание, поскольку они могут заразиться через грудное молоко.

Миф №6. СПИД — болезнь наркозависимых и гомосексуалов

Далеко не все ВИЧ-инфицированные — наркозависимые, хотя их доля велика, и геи. Согласно статистике ВОЗ, в Европе 56% новых случаев заражения приходится на гетеросексуальные контакты (в России — чуть менее 50%). Употребление инъекционных наркотиков стало причиной только в 30% случаев, половые контакты между мужчинами — 14% случаев (в России — 1,5%).

Миф №7. Презерватив не защищает от ВИЧ

Презерватив считается наиболее эффективным средством защиты от нежелательной беременности и многих болезней, передающихся половым путем. При правильном и постоянном использовании риски забеременеть или заразиться минимальны.

Миф №8. Анализы на ВИЧ показывают неправильный результат

Современные методы диагностики достаточно точные, но изредка тесты действительно показывают ложноположительный результат. Согласно рекомендациям ВОЗ, при низкой (менее 5% в популяции, как в России) распространенности ВИЧ диагноз следует ставить после трех последовательных положительных тестов.

Миф №9. В России нет ВИЧ

По данным Минздрава, по итогам 2018 года в России было зарегистрировано 896 тыс. человек с подтвержденной ВИЧ-инфекцией. В 2018 году охват населения тестированием на выявление заболевания увеличился до 25,8% (около 38 млн человек), что в почти 1,5 раза больше, чем десять лет назад. За десять месяцев 2019 года более 33 млн человек прошли тест на ВИЧ.

По данным Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) и ВОЗ, Россия является лидером по распространению ВИЧ в Европе. В нашей стране в 2017 году выявляли 71,1 нового случая ВИЧ на 100 тыс. человек, на Украине — 37 случаев, а в Белоруссии — 26,1. В РФ за год зафиксировано 104 тыс. новых диагнозов, а в целом в Европе — 160 тыс.

Миф №10. ВИЧ — это смертный приговор

Лекарства от ВИЧ нет. Известны всего два-три случая, когда у пациентов, одновременно инфицированных вирусом и больных лейкемией, удалось достичь "стойкой ремиссии" благодаря пересадке костного мозга с особой мутацией, которая мешает вирусным частицам проникнуть в новые клетки крови.

Тем не менее ВИЧ можно контролировать и предотвращать передачу с помощью лекарств, что позволяет больным годами жить обычной жизнью. Если лечение подобрано вовремя и правильно, ожидаемая продолжительность жизни с ВИЧ такая же, как у здоровых. Но, конечно, инфицированным необходимо тщательнее следить за здоровьем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции