Тренинги по вич равный равному

В английском языке слово “peer” означает “сверстник”, “равный”, принадлежащий к той же социальной группе, особенно в том, что касается возраста, уровня или статуса. Слово “education” переводится как “образование”, “развитие”, “обучение” или “убеждение”, а также как “просвещенность”, достигнутая в результате образования (Merriam Webster’s Dictionary, 1985). В процессе практического использования термин “равный – равному” “оброс” различными дефинициями и интерпретациями касательно того, кто такой “сверстник”, и что именно в данном случае означает “просвещение” (например, пропаганда, наставление, обсуждение, способствующее пониманию, ролевые игры (драматические постановки), поучение, распределение материалов, направление к специалисту, поддержка и т.д. – Шумейкер и др., 1998 г.; Флэнаган и др., 1996 г.).

Реализация метода “равный – равному”, как правило, предполагает влияние членов определенной группы на других членов той же группы с целью добиться изменения поведения последних. На индивидуальном уровне использование этого метода рассчитано на то, чтобы попытаться изменить

знания, установки, убеждения или поведение того или иного человека. Однако реализация метода “равный – равному” может также способствовать изменениям на уровне группы или сообщества, корректируя нормы и стимулируя коллективные действия, которые, в свою очередь, ведут к изменению соответствующих программ и политики.

Равный (Peer) – человек, принадлежащий той же социальной группе, что и целевая аудитория, на которую направлено обучение. Объединение в социальную группу происходит на основе определенных признаков: возраст, пол, род деятельности, социально-экономическое положение, статус здоровья, сексуальная ориентация, образ жизни и т.д. При этом в группу могут объединяться люди, имеющие только один общий признак или несколько.

Методологические принципы работы: непрерывность, адресность, своевременность, доступность, последовательность. Их соблюдение определяет результативность или безрезультативность программы.

Информирование "равный-равному" - это процесс, направленный, в первую очередь, на передачу информации, повышение осведомленности целевой группы по какому-либо вопросу,основанный на принципе "равный-равному". В меньшей степени информирование направлено на формирование мотивации и навыков,на изменение установок и ценностей.

Консультирование "равный-равному" - это процесс, задачами которого, являются предоставление целевой аудитории адекватной информации по тому, или иному вопросу повышение их самооценки, оказание психосоциальной поддержки и направление их к специалистам.

Краткосрочные семинары с использованием интерактивных методов (от нескольких часов до нескольких дней)

Тренинги (от трех дней и более);

Неформальные беседы (один на один);

Предоставление клиенту полной информации по его проблеме.

Создание у клиента мотивации для решения и ликвидации существующей проблемы.

Развитие поведенческих навыков направленных на коррекцию и реабилитацию клиента.

Перенаправление личности к другим ресурсам самореализации.

"Равный - равному" о пользе здорового образа жизни.

Состояние здоровья украинской молодежи давно вызывает обеспокоенность у специалистов. По некоторым данным, до 90% молодых людей имеют те или иные отклонения в здоровье, из них 20% страдают сразу несколькими заболеваниями. Во многом такая ситуация объясняется быстрым распространением среди молодежи вредных привычек - табак, алкоголь, наркотики стали "модой". Программа "Равный - равному" является оптимальной для пропаганды здорового образа жизни среди молодежи. По мнению психологов, для молодых людей мнение сверстника зачастую важнее мнения старших (чем и объясняется, например, быстрое распространение вредных привычек). Однако организовывать такой диалог должны специально подготовленные педагоги-тренеры, которых в целом по Украине будет действовать около полутора тысяч.

Просвещение методом “равный – равному” используется во многих сферах общественногоздравоохранения, включая обучение навыкам рационального питания, планирование семьи,применение лекарственных препаратов и профилактику насилия.

Просвещение методом “равный – равному” основано на теории поведения, утверждающей,что люди изменяются не потому, что им становятся доступны научные данные или свидетельства,но в результате субъективных суждений близких им и пользующихся их доверием людей равногосоциального или группового статуса, изменивших свое поведение и служащих убедительным примером правильности такого решения.

Конечной целью тренинг-курса является подготовка подростков-инструкторов для распространения достоверной информации в среде несовершеннолетних. Включение подростков в просветительскую работу за методом "равный - равному" способствует формированию у них чувства ответственности за свое здоровье и поведение, которое влияет на него (срабатывает принцип " уча - учусь"). В контексте здорового образа жизни ответственное поведение можно охарактеризовать как поведение, в процессе которого личность осознает свои поступки в соответствии с логикой событий, предусматривает их последствия для собственного здоровья и здоровья окружающих, принимает ответственные решения для предотвращения негативных результатов относительно себя и других.

Просветительская работа с целью формирования здорового образа жизни не является работой моментального действия. Для того, чтобы сформировать ответственное, безопасное поведение у подростков, нужен планомерный, ежедневный, кропотливый труд разных специалистов и, бесспорно, самих подростков.

Наведенные данные говорят про то, что сегодня очень остро стоит вопрос разработки и внедрение конкретных действий экономического, правового, просветительского и воспитательного характера, направленных на улучшение состояния здоровья подростков и молодежи. Одним из эффективных путей разрешения этого задания является создание условий для формирования здорового способа жизни у подростков через восприятие ими идеала и норм здоровой жизни, осознания ценностей здоровья, понимания важности здорового образа жизни и формирования индивидуального поведения каждого на этих принципах, что предотвращает курение, употребление наркотиков, риск заражения ВИЧ-инфекцией или венерическими заболеваниями.

Культивирование здорового образа жизни - многогранный процесс, который требует общих усилий как можно большего количества людей, разных специалистов, организаций, и прежде всего, - самой молодежи.

Формы и методы, которые используются в просветительском тренинге, основываются на активности каждого участника образовательного процесса, желании самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, а также на сосуществовании разных точек зрения и свободном их обсуждении.

Одни методы применяются для передачи знаний, другие - для измерения уровня знаний участников или когда ставим цель - выйти за рамки традиционных схем мышления, также другие - для формирования умений, отработки навыков.

В зависимости от того, на кого направлена профилактическая работа, то есть, кто является объектом ее влияния, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - комплекс социальных, просветительских и медико-психологических мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни и предупреждение возможных негативных действий относительно своего организма (предупреждение употребления наркотических веществ и опасного полового поведения).

Существуют разнообразные подходы к организации первичной профилактической работы с подростками. Обычно называют семь основных подходов (на практике используются разные их сочетания): предоставление информации, эмоциональная учеба, апелляция к ценностям и знаниям, воспитанию противодействия, предоставления альтернативы, влияние социальной среды и одногодков, укрепления здоровья. На современном этапе развития профилактической работы одним из самых перспективных есть подход уменьшения факторов риска и усиления факторов защиты. Этот подход в литературе имеет еще название "модель факторов риска и защиты".

В основе этой модели лежит процесс определения показателей (факторов), которые влияют на здоровье человека и выбор им образа жизни, и работа с этими определенными для определенной территории на определенное время факторами.

Учеба является ведущим звеном просветительской деятельности. Сущность такой учебы в том, чтобы полученные знания стали реально действующими мотивами поведения. Сначала необходимо предоставить подростку достоверную информацию, а в дальнейшем создавать условия перехода этой информации в личный опыт, формировать навыки принятия решений. Процесс обучения подростка уметь принять оптимальное решение состоит из нескольких стадий: 1) всесторонний анализ рискованной ситуации (факторов риска); 2) всестороннее рассмотрение возможных альтернатив поведения; 3) обдумывание варианта окончательного решения; 4) ударение на твердости в осуществлении принятого решения, невзирая на негативные мысли или давление окружения.

На этих концептуальных принципах построен тренинг-курс образования "равный - равному". Реализация тренинг-курса проводится в нетрадиционной форме (просветительский тренинг) и создает условия для самостоятельной деятельности подростков и приобретения ими знаний, построения логических выводов. Обучение в рамках просветительского тренинга дает участникам возможность учиться обмениваться информацией и выражать собственное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы; развивает личные и социальные навыки, формирует установки здорового образа жизни.

Специфические черты тренинга:

соблюдение определенных принципов групповой работы;

наличие более-менее постоянной группы (преимущественно от 15 до 20 лиц);

определена пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, где участники большую часть времени сидят в кругу);

использование активных и интерактивных методов работы;

объективация субъективных чувств, эмоций, мыслей, знаний участников группы относительно событий, которые происходят в группе ,

Тренинги бывают разных видов: коммуникативные, личностного роста, социально-педагогические, социально-просветительские и т.д.
Результатом тренинга должна стать выработка в участниках нижеприведенных навыков:

2. Навыков принятия решений.

3. Навыков изменения стратегии поведения (гибко реагировать в любой ситуации, приспосабливаться к окружению, реализовывать свои планы и достигать цели).

Совместная деятельность педагога и слушателей в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Важным компонентом активных методов обучения является создание комфортных условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным. Занятия проходят в игровой форме, в непринужденной обстановке, в режиме отдыха и развлечений

Кроме того, интерактивное обучение основано на использовании личного опыта учащихся и их друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

Интерактивные методики способствуют интенсификации процесса обучения. Они позволяют сделать знания более доступными, анализировать учебную информацию, творчески подходить к усвоению научного материала.

Традиционный урок направлен на предоставление новой информации, как правило, в виде лекции. Методы обучения, которые используются в профилактической работе по ВИЧ/СПИДу, отличаются от стандартного обучения. В ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. А что касается проблемы ВИЧ/СПИД, учащиеся учатся принимать ответственность за решения относительно своего здоровья и здоровья окружающих, а также у них сформировываются навыки безопасного поведения. Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку.

Чтобы эффективно применять интерактивные методы в профилактике ВИЧ/СПИД, педагогу необходимо тщательно планировать свою работу, выбирать методы, адекватные возрасту учащихся и их опыту работы в интерактивном режиме, давать задание для предварительной подготовки, учитывать темп работы и способности каждого учащегося, использовать на одном задании максимум два интерактивных метода.

Интерактивные методы работы, рекомендуемые для обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД, основанного на привитии жизненных навыков:

 Работа в группах

 Анализ историй и ситуаций

1. Выбор молодых людей для работы в качестве мультипликаторов-ведущих. Как правило, такой выбор осуществляет куратор волонтеров или педагог, который отвечает за профилактическую работу в учреждении образования. При выборе волонтеров очень важным является принцип добровольности.

2. Подготовка мультипликаторов-ведущих на специальном семинаре. Существуют специальные программы обучения.

3. Практическая работа мультипликаторов-ведущих в группах своих сверстников с обязательным сопровождением волонтеров со стороны куратора или педагога.

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка ВИЧ.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Южно-Сахалинска



Таушева Светлана Михайловна,

отряда по ЗОЖ МБОУ СОШ № 5

Цель: Мотивировать учащихся на обсуждение ВИЧ/СПИДа.

Целевая группа: 10-11 классы

Оптимальное число участников: 15-18 человек

Длительность мероприятия: 1-1,5ч.

Место и условия проведения мероприятия: учебная аудитория

Методы и технологии проведения мероприятия: игра, мозговой штурм

Два листа ватмана;

Карточки с описанием ситуаций, связанные с заражением ВИЧ;

Стаканчики с водой каждому участнику, крахмал и йод

Предварительная работа: Подготовить волонтёров для проведения тренинга.

Выяснить первоначальный уровень информированности уч-ся о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики;

Научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.

В результате проведённого тренинга учащиеся будут знать:

способы передачи и выявления ВИЧ - инфекции;

историю эпидемии ВИЧ / СПИДа

пренебрежение правилами безопасного поведения, употребления алкоголя и наркотиков является рискованным поведением в отношении ВИЧ – инфекции

степень личной ответственности за рискованное поведение;

Учащиеся будут уметь:

распознавать пути заражения ВИЧ – инфекцией;

распознавать опасное и рискованное поведение;

- ввести в тему занятия;

- выяснить степень информированности участников по данной проблеме

Все участники выстраиваются в линию, не касаясь друг друга, и закрывают глаза.

Волонтёр формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперёд, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остаётся на месте.

Волонтёр: Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперёд, если не согласны – один шаг назад, если не знаете ответа – оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу.

Правильный ответ (для волонтёра)

ВИЧ и СПИД – это одно и тоже.

ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой с ВИЧ инфицированным.

По внешнему виду человека возможно определить, если у него ВИЧ.

Употребление инъекционных наркотиков – один из основных путей заражения ВИЧ.

ВИЧ передаётся через кровососущих насекомых.

ВИЧ не поддаётся полному излечению.

Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет наличие вируса в его организме.

Волонтёр: Теперь можно открыть глаза.

Если бы учащиеся точно знали информацию, которая содержится в утверждениях, они остались бы стоящими в прямой линии. Но, как правило, открыв глаза, ребята видят, что все оказались в разных местах.

Анализ игры (волонтёр): Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. Кто ошибся и в каких вопросах – всё это вы поймёте сами после проведения ряда занятий по данной проблеме. С темой ВИЧ/СПИД связано много мифов. На занятии мы постараемся узнать достоверную информацию об этой проблеме. Давайте разберёмся, что это за опасность – ВИЧ и СПИД.

Волонтёр: Как вы считаете, ВИЧ и СПИД-это одно и то же?

Упражнение «Разница между ВИЧ и СПИДом. (5 мин)

Задача: объяснить подросткам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры.

Волонтёр спрашивает участников группы, считают ли они, что ВИЧ и СПИД – одно и тоже.

Волонтёр просит учащихся расшифровать аббревиатуры по памяти, а затем даёт правильный ответ, показывая плакат с расшифровкой.

Дальше нужно объяснить:


Схема на доске или плакат

(Вирус Иммунодефицита Человека)

Вирус, который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий

(Синдром Приобретённого Иммунитета)

Состояние, когда иммунная система слишком ослаблена и не может сопротивляться различным болезням.

Волонтёр: Как вы думаете, ребята, когда впервые появился ВИЧ?

Задача: помочь участникам группы в выработке личного отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа.

На ватмане рисуется шкала времени.

На шкале проставляются даты на 5-6 лет назад.

Волонтёр: Перед вами лист ватмана, на котором нарисована шкала времени. Желающие подходят к ватману и отмечают маркером год когда, по их мнению, появился ВИЧ.

Каждый участник отмечает на шкале дату, когда он впервые услышал о проблеме ВИЧ/СПИДа. Метки подписываются именами участников.

Мнения у всех ребят разные.

Затем волонтёр строит вторую шкалу. Она начинается 1978-м годом и заканчивается сегодняшним днём. На эту шкалу волонтёр наносит основные события в развитии эпидемии (даётся хронология ВИЧ/СПИДа)

1978 г . – первый случай выявления странного заболевания, которое впоследствии получит название СПИД.

1982-1983 гг. – выявление вируса, вызывающего иммунодефицит человека (ВИЧ).

1985 г. – регистрация первого случая заражения ВИЧ в России.

1990-е годы – большое количество смертей от СПИДа известных во всём мире людей – популярных актёров, певцов и т.п.

1995 г. – появление закона о ВИЧ в России, начало деятельности многих общественных организаций и т.д.

В заключении волонтёр сравнивает две шкалы и вместе с ребятами пытается понять, что заставило каждого из учеников заострить внимание на проблеме ВИЧ/СПИДа; как обстоятельства, при которых сам учащийся узнал о проблеме, связаны с историей эпидемии.

- дать группе понять, как быстро распространяется ВИЧ – инфекция;

- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

- стаканчики с водой по количеству участников группы;

С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

Группа не знает, в каком стаканчике крахмал, а волонтёр вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

Волонтёр раздаёт всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

Волонтёр предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки.

Волонтёр : На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов – тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно больше шансов в игре)

Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

Через три минуты тусовка заканчивается. ( Можно включить дискотечную музыку и по её окончанию завершить вечеринку).

После того как группа села, волонтёр говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

Волонтёр спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет ка важно знать, заражен ты или нет.

Для тех, кто подошёл со своим стаканчиком, волонтёр проводит тест – капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

Группа сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – почти во всех.

Анализ задания: (волонтёр)

Что каждый мог сделать, чтобы этого не случилось?

Какие у вас сейчас эмоции?

Что необычного было в этом задании, а что показалось узнаваемым?

Волонтёр: Это было непростое задание. Мы увидели то, что происходит в нашем обществе. Вы видели, как просто ВИЧ – инфекция может попасть к нам и как беззащитны, мы оказались перед ней. Но так ли это на самом деле? Ходить или не ходить на такие вечеринки – это ваш выбор. Важно ваше поведение. Ведь опасность чаще всего подстерегает там, где нам хорошо и где мы теряем контроль над собой.

Волонтёр: Несмотря на то, что ВИЧ распространяется достаточно быстро, мы можем защитить себя, зная пути, которыми вирус передаётся. ВИЧ живёт только в биологических жидкостях человеческого организма.

Задача: помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

Проводится блиц-опрос – группе предлагается перечислить все возможные жидкости человеческого организма (не только те, в которых может присутствовать ВИЧ).

После того как все жидкости перечислены и записаны на доске или ватмане, волонтёр задаёт вопрос.

Волонтёр : В каких из них, по вашему мнению, может содержаться ВИЧ?

Сначала отмечаются жидкости, которые называют ребята, затем – другим цветом – жидкости в которых ВИЧ на самом деле присутствует в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека. Это: кровь, сперма, грудное молоко, вагинальный секрет.

Волонтёр : Слюна, пот и моча не содержат того количества вируса, которое может привести к заражению. ВИЧ не может проникнуть через неповреждённую кожу или передаваться воздушно-капельным путём, в отличие от простуды или гриппа.

Волонтёр рассказывает об основных путях передачи ВИЧ-инфекции через отмеченные жидкости - через инъекционные наркотики, сексуальные контакты, от ВИЧ-инфицированной матери-ребёнку.

Примечание. Обычно участники забывают назвать среди жидкостей вагинальный секрет, и тогда волонтёру нужно добавить его к списку, объяснив, что это такое.

Волонтёр: Мы определили основные пути передачи ВИЧ. Не менее важно уметь правильно оценивать ситуации, опасные заражением ВИЧ. Если мы оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.

Задача: рассказать группе о существующих степенях риска и о том, в каких ситуациях риск может быть высоким, а в каких – низким.


– Сообщества ЛУН плохо организованы во многих странах и не могут правильно выбрать представителей. В некоторых странах процедуры выборов в СКК не прозрачны или вообще отсутствуют. Сообщества с трудом могут идентифицировать общие приоритеты, обсуждать комментарии, вносить предложения и участвовать в принятии других решений, потому что для этого нет механизмов, или нет общего информационного пространства. Представители сообщества в СКК чувствуют себя одинокими и ответственными.

– Представители сообществ и их альтернативные члены сообщили, что они не получают всю необходимую информацию для значимого участия в деятельности СКК. Иногда они не знают, что встречи будут происходить, не имеют доступа к соответствующим документам, имеют очень ограниченное время для представления комментариев или предложений к документам.
– В большинстве стран представителям сообщества не хватает навыков и знаний для обеспечения значимого участия в деятельности СКК, так как приходится работать со сложными бюджетами и с другими документами. Не редки случаи, когда важные документы представлены только на английском языке, или, например, в Молдове все соответствующие документы на румынском языке, но не все активисты знают этот язык. А другие члены СКК, обладающие достаточным уровнем знаний и навыков не оказывают техническую помощь ЛУН.

– Практически все активисты сообщают, что основные методы их влияния – это неофициальные контакты с заинтересованными сторонами, двуязычные переговоры с руководителями стран и общественные действия – от круглых столов и пресс-конференций до уличных демонстраций.

– При формировании/выборах в большинство СКК соблюдается гендерный баланс, поскольку он не является приоритетом на страновом уровне, а также потому, что на местном уровне нет четких гендерных приоритетов.


– Нет никакого интереса к развитию сообщества в странах, так как на страновом уровне нет оснований полагать, что развитие сообщества необходимо не только для вовлечения ЛУН в процесс принятия решений СКК, но мнение их важно в ответе на эпидемию. Все представители сообщества очень обеспокоены тем, что тогда Глобальный фонд покинет их страны, правительства не только не будут финансировать развитие сообществ, но и не будут учитывать их мнения о качестве услуг, получаемых ЛУН.

– Во многих странах доступ к услугам для ЛУН сильно затруднен из-за юридических барьеров, основой которых является криминализация употребления наркотиков. Все это приводит к выводу о необходимости изменений законодательств и наркополитик стран для обеспечения лучшего доступа. Именно поэтому вовлечение сообщества ЛУН в работу СКК становится политической проблемой. Люди, употребляющие наркотики нуждаются в защите и дополнительной технической поддержке, чтобы добиваться соблюдения прав в своих странах.

Низкая активность ЛУН в стремлении участвовать в выборах в СКК и работать в комитетах обусловлена следующими причинами:

  • Отсутствие прозрачности в деятельности СКК, приводит к недопониманию функций СКК представителями сообщества.
  • В регионе ВЕЦА сообщество ЛУН не осведомлено о том, что происходит в СКК, и они не связывают деятельность в СКК с доступностью и качеством услуг. Люди не считают что их участие в работе СКК сможет оказать влияние и изменить ситуацию.
  • Недавно в Глобальном фонде появилось много новых механизмов и смелых моделей, которые предоставляют дополнительные возможности для получения средств организациями сообществ и гражданского общества, но представители сообществ не знают об этом. Иногда документы, в которых описаны эти механизмы и модели слишком усложняются, не переводятся на понятные для сообщества языки, и по этой причине обсуждаются представителями сообщества.
  • Сообщества ЛУН в регионе ВЕЦА больше похожи на инициативные группы – только в нескольких странах мы можем найти хорошо развитые организации с четкими структурами, процедурами принятия решений, пространством для обмена информацией и т. д. Это приводит к тому, что страновое сообщество не может делегировать в СКК своих представителей, и представители в этих странах чаще работают как индивидуумы, а не как представители, имея слабую связь с остальным сообществом.
  • Представители сообществ в СКК не обладают достаточными знаниями и навыками для работы с обсуждаемыми в СКК документами – им требуется техническая поддержка, чтобы их приоритеты отражались в предложениях.
    В большинстве стран Восточной Европы и Центральной Азии ЛУН по-прежнему подвергаются стигматизации, и использование наркотиков криминализируется, поэтому представители сообщества должны обладать навыками информационно-пропагандистской деятельности, чтобы отстаивать свои приоритеты в предложениях по грантам, что также доступно далеко не всем.
  • В некоторых странах проведение выборов в СКК не прозрачно, не понятно для сообщества, а иных они и вовсе отсутствуют или существуют условия, что членами СКК могут быть только юридические лица.

Учитывая все эти вопросы, цели обучения и программа тренинга полностью соответствовали потребностям сообщества ЛУН в странах ВЕЦА. Участники тренинга узнали, об основных целях новой стратегии Глобального Фонда, которые основаны на правах человека, вовлеченности сообществ и гражданского общества.


Благодаря полученной информации участники тренинга теперь знают о возможности влияния на процесс принятия решений, путем увеличения активности участия в выборах в СКК, ведения переговоров с портфолио-менеджерами, проведения пресс-конференций, круглых столов и прочих мероприятий, с участием лиц, принимающих решения, чиновников и прочих важных персон. Также, у участников появилось понимание о важности взаимодействия с членами СКК. Они поняли, что могут представлять им разработанные предложения по сдерживанию эпидемии в стране среди своего сообщества.

Участники тренинга подробнее узнали о целях Глобального Фонда, принципах работы и его уникальной модели, которая обеспечила успех. Узнали, что главные принципы Глобального фонда – это партнерство (важно взаимодействие правительств, гражданского общества, сообществ ОЗГН, технических партнеров, частного сектора и других), страновое владение (то есть заявки разрабатывают страны), финансирование, основанные на результатах и прозрачность. Также важно было понять, что в структуру Глобального фонда включены Страновой координационный комитет (СКК), Основной реципиент (ОР), Правление, Секретариат, Офис Генерального инспектора, Группа технической оценки, Местный агент Фонда, который является посредником фонда.

Обсуждая право на получение финансирования со стороны Глобального фонда участники тренинга узнали, что оно обусловлено уровнем дохода страны и бременем болезней. В некоторых случаях страна может иметь право на получение финансирования для поддержки программ только по одному заболеванию, например, программ по борьбе против ВИЧ-инфекции, но не программ по борьбе с туберкулезом или малярией.

Каждой стране выделяется финансирование для поддержки программ по соответствующим заболеваниям. Ресурсы выделяются на трехлетний период. Страны имеют возможность перераспределять финансирование между компонентами утвержденных Программ, при обосновании необходимости этого и по заболеваниям либо, как это часто бывает, использовать часть выделенных ресурсов для укрепления систем здравоохранения.

Участники тренинга узнали о том, что важную роль в Правлении ГФ играют Делегации сообществ и том, что каждый может стать членом этих делегаций. Полезной была и информация о механизме рассмотрения заявок, о том, что включение ЛУН в структуру СКК является основным условия формирования комитета, о принципах его работы. Теперь наши ЛУНатики знают о работе офиса Генерального инспектора, о механизме направления обращений и о том, по каким нарушениям можно к нему обращаться. Интересно было узнать, что в состав правления Глобального фонда входят представители государств-доноров и государств-получателей помощи, негосударственные организации, организации частного сектора (включая частный бизнес и фонды) и представители пострадавших сообществ.

Переходный период может возникнуть и раньше, чем страна будет готова включить услуги для ключевых групп в государственные программы. В данном случае он подразумевает переход от целевого финансирования после того, как страна становится неподходящей для финансирования Глобальным фондом в связи с изменением уровня дохода. Но и в этом случае будет определена устойчивость страновых Программ противодействия эпидемиям для поддержки и расширения охвата услугами на должном уровне в соответствии с индексом эпидемии и Глобальный Фонд будет проводить оценку готовности страны к переходу на национальное финансирование.


Основными принципами Глобального Фонда в переходе на национальное финансирование является дифференциация, выравнивание, предсказуемость, гибкость.

Участники тренинга с нетерпением будут ждать перевод руководства IDUIT и тренинга по применению этого пособия. Предполагается, что трехдневный тренинг будет состоять из пяти модулей, два с половиной дня будет посвящено работе с сообществами, а полдня с полицией и НКО.

Впервые, многие участники тренинга услышали о возможностях усиления систем сообществ – что является наиважнейшим компонентом новой стратегии Глобального Фонда, благодаря которому большее внимание уделяется развитию общинных групп и организаций. О том, каким образом у сообщества появляется возможность влияния на национальные программы и что сообществу для этого необходимо:


1. Благоприятная среда и адвокация, в том числе вовлечение сообщества и лоббирование изменений политической, правовой среды и системы управления, а также социальных факторов, влияющих на здоровье;
2. Сети сообществ, связи, партнерство и координация усилий – факторы, повышающие эффективность деятельности, услуг и адвокации; способствующие эффективному использованию ресурсов и достижению максимального результата, а также установлению организованных рабочих отношений;
3. Ресурсы и развитие потенциала, в том числе человеческие ресурсы с необходимыми личными, техническими и организационными возможностями, финансовые(в том числе оперативные и основные средств) и материальные ресурсы (инфраструктура, информация и основные товары, в том числе медицинские и другие товары и технологии);
4. Действия сообщества и оказание услуг – доступ к услугам для всех, кто в них нуждается, – с учетом результатов оценки ресурсов и потребностей, проведенной сообществом;
5. Укрепление организации и развитие руководящих кадров – включая управление, подотчетность и руководство организациями и системами сообщества;
6. Контроль, оценка и планирование, в том числе системы контроля и оценки, оценка ситуации, сбор доказательств и научные исследования, обучение, планирование и управление знаниями.

Как отметили участники, тренинг был организован профессионально и имел достаточную информационную насыщенность.

В рамках программы, были использованы мультимедийные презентации, методы работы в группах, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры. После каждой презентации участники тренинга работали в группах, что позволяло закреплять полученные знания, а каждый день начинался с анализа предыдущего. По окончании тренинга участники получили сертификаты и подарочные usb-флешки на которых были сохранены все представленные презентации и другие материалы.

Обратная связь осуществлялась не только посредством утреннего анализа, но и путем анкетирования. Участники отметили, что материал очень полезен, и применим в практической деятельности, программа составлена логично, предложенный материал был интересен, понятен и доступен, разработан с учетом потребностей ЛУН.

Высокий уровень организации не вызвал и замечаний по подготовке и проведению тренинга нет. Технических затруднений не возникало.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции