Социальная и правовая защита вич инфицированных

Хроническое заболевание, связанное с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации.

Данное заболевание создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,возникла необходимость защиты прав и законных интересов населения.

В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24 февраля 1995 года, государством гарантируются:

-производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

-доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

-предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам РФ в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

-социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

-обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ВИЧ-инфицированные - граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством РФ.

Права и свободы граждан РФ могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Данный закон запрещает ограничение прав ВИЧ-инфицированных.

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на:

-совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию;

-сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж;

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Статьей 19 закона установлена социальная поддержка ВИЧ-инфицированных – несовершеннолетних.

Так, ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 N 50 утвержден Порядок предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

-обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна

В статье поднимаются вопросы прав человека социально-исключенных групп, в частности ВИЧ-инфицированных . Речь идет об имеющей место дискриминации ВИЧ-инфицированных на законодательном уровне со стороны государства . Отмечается, что государство не различает права ВИЧ-инфицированных в зависимости от причины заражения, что кажется не совсем оправданным с точки зрения социальной справедливости и профилактики здорового образа жизни. На основе анализа действующих нормативных правовых актов делается вывод, что российским законодательством ВИЧ-инфицированным предоставлены и гарантируются определенные права, но ряд норм носят общий, декларативный характер. Заботой государства , по мнению автора, должно стать не только принятие законодательных и административных мер, направленных на предупреждение заражений ВИЧ-инфекцией , но и создание условий для социальной адаптации и защиты от дискриминации лиц, подвергшихся такому заражению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефлова Мария Юрьевна

Social exclusion of HIV-infected in Russia

The article debates some issues of human rights for social excluded groups, such as HIV-infected patients. It reveals the facts of discrimination against HIV-infected persons who are legally deprived by the state . It is noted that the jurisdiction does not take into account the cause and way of being infected and hence cannot differentiate the human rights of HIVinfected persons. Therefore, the juridical and social practice does not correspond to the terms of social justice and support for a healthy lifestyle. The author analyzes the contemporary normative stipulations and legal acts and concludes that the Russian law provides the HIV-positive persons with some social guarantees and some of the human rights , but, in fact, the basic rules remain too formal and declarative enough. The author believes that the state should care not only for the adaptation of legislative and administrative provisions aimed at preventing HIV infection, moreover it is also expected to create the appropriate conditions for social adaptation and protection against discrimination of persons exposed to such contamination.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ ВИЧ-ИНИФИЦИРОВАННЫХ В РОССИИ

Теория социальной эксклюзии выделяет два вектора исключения человека: депривацию1 и дискриминацию2. К социально-исключенным группам принято относить людей, выброшенных из общественного пространства и исключенных из институтов социальной интеграции.

Каждая эпоха имеет свой конструкт, свои модели коммуникации с эксклюзивными или исключенными социальными группами, аутсайдерами. К примеру, в эпоху Средневековья к бедным и больным относились весьма толерантно. Модернизация христианства в XVI-XIX вв., изменение социальнополитической ситуации, повышение уровня жизни, переход к индустриальному обществу, поляризация общества - все это послужило формированию нового восприятия обществом бедности и болезней. Больной человек стал все больше рассматриваться как источник нечистоты, что приводило к отстранению и меньшей толерантности. В постиндустриальном мире значительно усложнились

1 Депривация (англ. deprivation - лишение) - состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами, группами или с интерпализированным набором стандартов. Одним из ее видов является социальная депривация. Она объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. Например, в современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. - М.Е.

структура общества и институциональная система, что спровоцировало и провоцирует более глубокое институциональное исключение ряда групп. Это, в свою очередь, ведет к росту социальных проблем в современном обществе.

В статье речь пойдет о дискриминации ВИЧ-инфицированных на законодательном уровне со стороны государства. Основная проблема существования и реализации прав ВИЧ-инфицированных в нашей стране связана с устоявшимся в российском обществе негативном отношении к данной категории лиц; ВИЧ-инфекция отождествляется с девиантным поведением, секс-работой, наркоманией.

Краткий анализ нормативных правовых актов позволяет проследить, как менялось отношение к проблемам и правам ВИЧ-инфицированных со стороны государства и как формировались различные аспекты государственной политики в области ВИЧ/СПИДа.

1 ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание - ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). -М.Е.

отдавал приоритет интересам общественного здравоохранения и носил ограничительный характер в отношении прав личности.

регулирования борьбы с ВИЧ-инфекцией. Так, законодательно установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных: «ВИЧ-

Однако Основной закон предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [1, ст. 17]. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В сфере предупреждения ВИЧ это проявляется, например, в принудительном лечении ВИЧ-инфицированных, поскольку наличие ВИЧ-инфекции у одного лица ставит под угрозу права и свободы других лиц.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или

1 Гражданин Украины Х., зарегистрированный по месту жительства в г. Одессе, имел заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 г. он заключил брак с гражданкой Российской Федерации. В 2004 г. у них родилась дочь, имеющая российское гражданство. Наличие у него ВИЧ-заболевания послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в России. - М.Е.

статьи на законодательном уровне нарушают не только права ВИЧ-инфицированных, но и членов их семей.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год определяет ее виды, условия оказания, критерии качества и доступности, а также размеры

финансовых затрат. Отметим, что в настоящее время единой модели организации медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в нашей стране не существует, поскольку регионы отличаются по многим параметрам, в том числе по уровню распространенности ВИЧ-инфекции, экономическому состоянию, площади территории. В отношении ВИЧ-инфицированных лиц действуют стандарты оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации1. Они предусматривают виды медицинских услуг (лабораторные исследования, ультразвуковые исследования, приемы врачей-специалистов, назначение медицинских препаратов, оказание психологической помощи и др.), оказываемые ВИЧ-инфицированным лицам в зависимости от длительности срока течения болезни и возрастной категории больного. В целях реализации прав ВИЧ-инфицированных на администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, возложена обязанность создания условий для реализации предусмотренных законодательно прав ВИЧ-инфицированных [4, ст. 16].

Завершая краткий анализ законодательно закрепленных прав ВИЧ-инфицированных, хотелось бы указать на одно важное обстоятельство: в российском законодательстве нормы, посвященные социальной и иной поддержке лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей [4, гл. 4], носят более конкретный характер, чем нормы о защите прав и лечения самих ВИЧ-инфицированных. В частности, законодательно установлено, что медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в

1 См.: Об утверждении стандарта профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (далее - Минздрава РФ) от 30.05.2006 г. № 375; Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ): приказ Минздрава РФ от 09.07.2007 г. № 474; Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (при оказании специализированной помощи): приказ Минздрава РФ от 09.07.2007 г. № 475. - М.Е.

Из этого следует, что само государство устанавливает дополнительные льготы для лиц, работающих с ВИЧ-инфицированными. В случае же, когда человек заражается вирусом иммунодефицита в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь [4, ст. 20], возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством. Гражданин, зараженный в медицинском учреждении, должен сам обращаться с иском в суд и доказывать, что именно действиями медицинских сотрудников вызвано заражение, размер причиненного ему этими действиями убытка. В данной ситуации государство самоустраняется от защиты прав граждан, не лишая их судебной защиты, но этой защитой надо уметь воспользоваться. К сожалению, и страховые организации не спешат на помощь пострадавшим от некачественной медицинской помощи, т.к. данное направление только

развивается в нашей стране, и пока реальной помощи от страховых компаний застрахованные не получают.

Таким образом, государство не различает права ВИЧ-инфицированных в зависимости от причины заражения, что кажется не совсем оправданным с точки зрения социальной справедливости и профилактики здорового образа жизни. Человек, получивший заражение в результате халатности врачей, преступной деятельности других лиц, рожденный от зараженных родителей, не получает никаких преимуществ по сравнению с лицами, заразившимися по собственной неосторожности.

Проведенный анализ нормативной правовой базы, определяющей государственную политику в области ВИЧ/СПИДа, позволяет заключить, что в российском законодательстве ВИЧ-инфицированным предоставлены и

гарантируются определенные права, но ряд норм носят, как показывает правоприменительная практика, общий, декларативный характер. Государство, по мнению автора, должно не только принимать меры законодательного и административного характера, направленные на предупреждение заражений ВИЧ-инфекцией, но и способствовать созданию условий для социальной адаптации и защиты от дискриминации лиц, подвергшихся такому заражению.

3. О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 // Российская газета. 2003. 8 апр.№ 66 (3180).

6. Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. А. Иванов

Исследуется правовое положение ВИЧ-инфицированных граждан в контексте трудовых правоотношений с точки зрения социально значимых заболеваний. Анализируются российские и зарубежные нормативно-правовые акты, международные документы, предусматривающие правовой статус данных лиц в сфере труда. Особое внимание обращается на явление дискриминационного увольнения и действия работодателя в подобных ситуациях.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. А. Иванов

The Legal Status of HI V-Positive Citizens in the Field of Labor through the Prism of Socially Significant Diseases

The legal status of HIV-positive citizens in the context of labor relations in terms of socially significant diseases is examined. Russian and foreign regulations and international documents that provide for the legal status of these persons in the field of labor are analyzed. Special attention is paid to the phenomenon of discriminatory dismissal and the order of the employer’s actions.

УДК 349.2 ББК 67.405.1

A.A. Ivanov, Candidate of' Sciences (Law), senior lecturer of the Labor Law Department, Saratov State Academy of Law

THE LEGAL STATUS OF HIV-POSITIVE CITIZENS IN THE FIELD OF LABOR THROUGH THE PRISM OF SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES

The legal status of HIV-positive citizens in the context of labor relations in terms of socially significant diseases is examined. Russian and foreign regulations and international documents that provide for the legal status of these persons in the field of labor are analyzed. Special attention is paid to the phenomenon of discriminatory dismissal and the order of the employer's actions.

Key words and word-combinations: discriminatory restrictions, foreign experience in regulating the work of HIV-in-fected and AIDS patients.

А.А. Иванов, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии (email: artiom-depeche@yandex.ru)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация. Исследуется правовое положение ВИЧ-инфицированных граждан в контексте трудовых правоотношений с точки зрения социально значимых заболеваний. Анализируются российские и зарубежные нормативно-правовые акты, международные документы, предусматривающие правовой статус данных лиц в сфере труда. Особое внимание обращается на явление дискриминационного увольнения и действия работодателя в подобных ситуациях.

Ключевые слова и словосочетания: дискриминационные ограничения, зарубежный опыт регулирования труда ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единства и полный охват всех видов работ, исключающих труд ВИЧ-инфицированных, в каждой конкретной организации.

Согласно ст. 57 ТК РФ работа, связанная с ограничениями (специальными требованиями), должна соответствовать ТКС и профессиональным стандартам [15]. В федеральном законодательстве и в актах Правительства РФ следовало бы прямо предусмотреть, что наименования работ должностей, имеющие противопоказания по наличию ВИЧ, должны определяться работодателем на основании ТКС и (или) профессиональных стандартов. В этой части также целесообразно принятие централизованного перечня таких работ, должностей, сформированного на основании существующих Квалификационных справочников и профессиональных стандартов.

Постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1990 г. «О мерах по обеспечению социальной защищенности лиц, зараженных вирусом имму-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 14. /

Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I не выделяли отношения, связанные с ВИЧ / СПИД [20]. Статьи 41 и 42 Основ устанавливали дополнительные гарантии для граждан, имеющих социально-значимые заболевания, представляющие опасность для окружающих.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ч. 3 ст. 55 содержит норму о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [21].

По действующим российским и зарубежным правилам работодатель не вправе требовать от работника сведений о наличии или отсутствии заболевания ВИЧ, кроме случаев, когда это является условием приема на работу. В научной литературе при анализе вопросов приема на работу ВИЧ-инфицированных лиц инициируется обязанность граждан, располагающих информацией о наличии у них ВИЧ-инфекции, сообщать работодателю указанные данные о заболевании в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью других работников и лиц, их окружающих. Это, считают авторы идеи, следует отразить в федеральном законе [23]. С таким предложением, полагаем, можно согласиться, поскольку оно направлено на охрану здоровья населения

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5

в целом, а также профилактику распространения ВИЧ-инфекции. При виновном сокрытии такой информации действия работника можно оценивать как злоупотребление правом [24] . ТК РФ не содержат специальных норм, адресованных данной группе работников; его ст. 69 предусмотрено обязательное предварительное медицинское освидетельствование лиц в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Статья 77 предусматривает возможность расторжения трудового договора при отсутствии работы, перевод на которую необходим по состоянию здоровья работника в соответствии с медицинским заключением. В соответствии с медицинским заключением при выявлении противопоказаний, связанных с ВИЧ, работник может быть отстранен или не допущен к работе, обусловленной трудовым договором (ст. 73, 76 ТК РФ).

Аналогично возможен отказ в заключении трудового договора с лицом, которому противопоказаны определенные условия труда по состоянию здоровья или состояние здоровья которого представляет опасность для окружающих при выполнении ими определенных трудовых обязанностей, либо лицом, отказавшимся пройти предварительное обязательное медицинское освидетельствование. Очевидно, что при этом имеется в виду и наличие ВИЧ-инфекции.

В современной российской судебной практике практически нет дел, связанных с обжалованием незаконного увольнения ВИЧ-инфицированных работников. Однако единичные примеры таких увольнений рассмотрены на уровне международного правосудия и права уволенных работников признаны нарушенными [25].

Наряду с федеральными правилами правовое положение ВИЧ-инфицированных граждан в настоящее время определяется и актами субъектов РФ. Однако следуя разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предусмотренному ст. 6 ТК РФ, труд ВИЧ-инфицированных, являющихся, по сути, отдельными категориями работников, не может специально регулироваться актами краев, областей, республик. В региональном законодательстве и распорядительных актах руководителей субъектов РФ, полагаем, излишне дублируются нормы закона 1995 г. № 38-Ф3, а также меры дополнительной социальной защиты и самих заболевших граждан, и членов их семей [26—29].

Заслуживает внимания и Закон Великобритании о дискриминации инва-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 14*9

лидов 1995 г., запрещающий дискриминацию работников или соискателей в связи с инвалидностью во всех областях трудовых отношений; под определение инвалидности подпадает и ВИЧ / СПИД [31]. Однако Закон охватывает СПИД лишь на симптоматической стадии заболевания, то есть инвалидом будет считаться работник, у которого ВИЧ перешел в более тяжелую стадию СПИДа с дальнейшим ухудшением здоровья. Закон обязывает работодателя принимать меры к сохранению трудовых отношений с ВИЧ-инфицированным работником. Для реализации данной обязанности работодатель должен переоборудовать рабочие помещения, внедрять гибкий рабочий график, предоставлять дополнительное время на лечение, освобождать работников от некоторых трудовых обязанностей, переводить на другую должность. Предусмотрена ответственность работодателя за дискриминацию работников даже в тех случаях, когда факт дискриминации произошел без их ведома или одобрения, если только работодатель не предоставит достаточных свидетельств того, что он предпринимал все возможные меры для предотвращения дискриминации.

В Законе США 1990 г. об американцах-инвалидах ВИЧ-инфицированный работник рассматривался как переквалифицированный, то есть способный выполнять свои трудовые обязанности при изменениях функции и условий труда [32]. Имеется и другой пример из практики США: при поступлении на работу у гражданина была выявлена ВИЧ-инфекция, но он был трудоустроен, к тому же работодатель выплачивал ему ежемесячное пособие на соответствующее лечение [33]. Подобные нормы в российском законодательстве отсутствуют.

Сравнение указанных зарубежных правил с нормами российского закона № 38-ФЗ, ограничивающегося общими фразами о запрете отказывать в приеме на работу и увольнять по мотивам наличия ВИЧ, не в пользу последнего. Безусловно, необходимо не просто запретить дискриминационное увольнение, но прежде всего ясно и конкретно определить порядок действий работодателя в отношении работника, заболевшего ВИЧ / СПИД. Эти действия не должны исчерпываться общим правилом о предложении другой работы, но включать меры по профессиональному обучению для выполнения другой работы, пересмотру условий труда, позволяющих сохранить занятость и другие меры, аналогичные правилам стран Запада. Вряд ли стоит соответствующие положения включать в ТК РФ, предлагаемыми гарантиями достаточно дополнить ст. 17 Федерального закона № 38-ФЗ [22].

1. Мороз О. Группа риска. М., 1990.

4. Дзарасов М., Рущанов А., Трифонов Д. Трансатлантические партнеры против СПИДа. М., 2005.

150 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5

6. Луговая Е.А. Современная российская проблематика стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных людей // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2007. № 13. С. 159-163.

7. Явон С.В. ВИЧ-инфицированные: дискриминация и нарушение прав // Социологические исследования. 2016. № 6(386). С. 142-144.

8. Концептуальная основа и основополагающие принципы деятельности: стигма и дискриминация в связи с ВИЧ / СПИДом. Объединенная программа ООН по ВИЧ / СПИДу. Женева, 2002.

10. О дискриминации в области труда и занятий: Конвенция Международной организации труда № 111 (Женева, 25 июня 1958 г.) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 44. Ст. 448.

11. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: постановление Правительства РФ от 1 дек. 2004 г. № 715 // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4916.

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № З23-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

13. Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров: постановление Правительства РФ от 4 сент. 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3624.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ с изм. от 3 авг. 2018 г. № 315-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3.

17. О профилактике заболевания СПИД: Закон СССР от 23 апр. 1990 г. № 1477-1 (утратил силу) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3.

21. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

22. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федер. закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (с изм. от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.

23. Болдырев Р.О., Минкина Н.И. Проблема определения трудоправового статуса ВИЧ-инфицированных лиц // Медицинское право. 2016. № 5. С. 36-39.

24. Офман Е.М., Станскова У.М. Противодействие злоупотреблению правом: зарубежный

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5

опыт и трудовое законодательство Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 57-62.

26. О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Закон Республики Башкортостан от 21 дек. 1998 г. № 209-з (с изм. от 6 дек. 2016 г. № 441-з) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 1999. № 7 (91). Ст. 409.

33. Ломакин А. Злоупотребление правом со стороны работника при увольнении по инициативе работодателя // Трудовое право. 2012. № 11. С. 73-74.

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции