Работа с родителями по вич инфекции
Что такое ВИЧ-инфекция и СПИД
СПИД — это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом: Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
- Синдром — это ряд признаков и симптомов, отличающих отдельные заболевания и состояния.
- Приобретенный — т.е. не врожденный, а полученный в течение жизни (хотя, можно сказать, что в некоторых случаях иммунодефицит может быть врожденным — в случае передачи ВИЧ-инфекции от ВИЧ-положительной матери ее ребенку во время беременности или родов).
- Иммуно-, иммунный — относящийся к иммунной системе человека, той, которая обеспечивает нашу защиту от различных болезнетворных бактерий и вирусов.
Дефицит — недостаток чего-либо.
К развитию СПИДа приводит заражение человека ВИЧ-инфекцией.
ВИЧ — Вирус Иммунодефицита Человека (мельчайший микроорганизм, вызывающий у человека иммунодефицит).
Иммунодефицит — состояние организма, когда защитная (иммунная) система разрушена настолько, что не в состоянии бороться с любыми, даже самыми безобидными заболеваниями.
ВИЧ , как и другие вирусы, очень мал — слишком мал, чтобы его можно было разглядеть в обычный микроскоп.
Как и другие вирусы, ВИЧ может размножаться только внутри клеток хозяина — инфицированного человека. ВИЧ способен жить вне организма в течение довольно короткого периода времени, продолжительность которого зависит от таких факторов, как температура и наличие жидкости в среде, окружающей вирус. Вирус чувствителен к нагреванию и погибает при 56 градусах по Цельсию.
Что нужно знать родителям о ВИЧ-инфекции и СПИДе
ВИЧ-инфекция - это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию - СПИД.
ВИЧ передается от ВИЧ -инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты.
- Вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;
- Любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами - увеличивают риск заражения;
- Правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах - единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения;
- Контрацептивные средства ни в коем случае не защищают ни от заболеваний, передающихся половым путем, ни от СПИДа.
ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.
Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ; при этом иногда достаточно однократного введения. При внутривенном введении наркотиков можно заразиться на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой.
- Вирус может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.
ВИЧ не передается: через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д.
ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!
Как говорить с детьми о ВИЧ-инфекции и СПИДе
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, что рассказать Вашему ребенку и как лучше это сделать.
Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения должны быть простыми и доступными. Желание детей - уверенность в безопасности вашей и своей. А задача родителей сделать эту безопасность реальной. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе - все это процесс формирования полезных привычек.
Консультация для родителей воспитанников детского сада
ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека. ВИЧ ослабляет иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций. ВИЧ поражает определенные клетки иммунной системы – лимфоциты CD4. По снижению количества CD4 клеток судят о стадии заболевания. Людей, живущих с ВИЧ, также называют ВИЧ-инфицированными, или ВИЧ-положительными.
Как передается ВИЧ?
Инфицирование может произойти, если достаточное количество вируса проникло в кровь. ВИЧ обнаруживается во всех жидкостях организма, однако в количестве, достаточном для заражения,его содержат только:
Слюна, пот и моча не содержат того количества вируса, которое необходимо для инфицирования. ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться по воздуху, как вирусы ОРВИ и гриппа.
Существуют разные пути передачи ВИЧ-инфекции:
— совместное или повторное использование нестерильных игл или шприцев, а также другого инъекционного оборудования
— незащищенный (без презерватива) проникающий сексуальный контакт
— при переливании крови и ее компонентов, если они не прошли проверку на наличие ВИЧ или антител к ВИЧ
— использование нестерильного оборудования для татуировок или пирсинга
— использование чужих бритвенных принадлежностей или зубных щеток, на которых есть видимые остатки крови
— от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью
ВИЧ не передается при:
— рукопожатиях, объятиях и поцелуях
— кашле и чихании
— пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами или постельным бельем
— посещении туалета и душевых
— коллективных занятиях спортом
— укусах насекомых и животных
Как предотвратить заражение СПИДом?
— не использовать наркотики, избегать инъекционного введения наркотиков
— использовать презервативы при сексуальных контактах
— не использовать нестерильные иглы, шприцы, другое нестерильное инъекционное оборудование или оборудование для татуировок и пирсинга
— использовать презервативы при сексуальных контактах
— использовать латексные перчатки при контакте с чужой кровью или материалом со следами крови
— пользоваться только своими предметами личной гигиены
— использовать медицинские и бытовые методы профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку (противовирусные препараты во время беременности и родов, отказ от грудного вскармливания)
Как можно обнаружить ВИЧ?
Единственный способ узнать, инфицирован ли человек ВИЧ – это сдать анализ крови из вены. Маркерами ВИЧ/СПИДа являются:
Пока нет возможности полностью излечиться от ВИЧ/СПИДа, но уже существуют специальные препараты, которые снижают как активность вируса, так и вред, который он наносит иммунной системе. Данные лекарственные средства препятствуют развитию и переходу ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа. В результате жизнь человека продлевается на долгие годы. Лечение дорогостоящее, стоимость лечения одного больного в России составляет свыше 200 тысяч рублей в год.
Также существуют эффективные лекарственные препараты, с помощью которых можно предотвратить или вылечить большую часть оппортунистических заболеваний.
Наличие ВИЧ-инфекции – это не смертный приговор. Качество и продолжительность жизни во многом зависят от самого человека, у которого обнаружена ВИЧ-инфекция. ВИЧ-инфекция протекает у всех по-разному – это зависит от индивидуальных особенностей организма и, в значительной мере, от образа жизни, вредных привычек человека, от соответствующего медицинского лечения.
Консультация для родителей: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (консультация для родителей) Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут.
Памятка для родителей воспитанников младшей группы детского сада Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада: 1. Старайтесь уделить значительное количество времени подготовке.
Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников УОР №1 Методическая разработка Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников- спортсменов УОР№1. Актуальность Согласно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_vich-_infektsii_i_spide.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИЧ-инфекция - это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию - СПИД.
Единственным источником заражения является инфицированный вирусом иммунодефицита человек на всех стадиях заболевания. Вирусы иммунодефицита животных не опасны для человека и заболевания не вызывают.
Опасность заключается в том, что ВИЧ-инфицированный длительное время чувствует себя здоровым. У него на протяжении нескольких лет нет каких-либо проявлений болезни. Человек ведет обычный для себя образ жизни. Ничем не отличается от окружающих и, обычно, даже не знает, что уже является носителем ВИЧ, и при определенных обстоятельствах может заражать окружающих.
ВИЧ-инфекция - инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Заболевание протекает с поражением жизненно важных клеток защитной (иммунной) системы организма, в следствие чего у заболевшего развиваются различные воспалительные процессы, злокачественные опухоли, приводящие инфицированного ВИЧ к летальному исходу.
От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям.
ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. К категории ВИЧ-инфицированных относятся как лица без каких-либо проявлений болезни (носители ВИЧ-инфекции), так и больные СПИД.
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека) - последняя (терминальная) стадия развития ВИЧ-инфекции.
Существует 3 пути передачи:
- половой;
- парентеральный (при попадании вируса в кровь);
- вертикальный (от матери ребенку).
У ВИЧ-инфицированных вирус содержится во всех биологических жидкостях организма. Но наибольшая концентрация его в крови, сперме мужчин, вагинальном секрете женщин, грудном молоке. В остальных средах организма (слюна, слезы, пот, моча и др.) содержание его незначительно и в плане передачи ВИЧ-инфекции опасности не представляет.
Как ВИЧ не передается.
В результате многолетних наблюдений за множественными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что ВИЧ не передается:
- при дружеских объятиях и поцелуях;
- через рукопожатие;
- при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями; через предметы производственной и домашней обстановки;
- через сантехоборудование, при пользовании бассейном, душем;
- в общественном транспорте;
- насекомыми, в том числе кровососущими;
- воздушно-капельным путем.
Таким образом, абсолютно безопасно общаться с ВИЧ-инфицированными в учебном заведении или на работе, питаться в одной столовой, жить в одной комнате в общежитии, пользоваться письменными принадлежностями.
Медицинские меры профилактики ВИЧ-инфекции:
- тестирование (лабораторное исследование) донорской крови;
- предупреждение передачи вируса иммунодефицита через медицинские манипуляции;
- профилактика внутриутробного заражения детей.
Личные меры профилактики:
- исключение беспорядочных половых связей, употребления и введения наркотиков; исключение нанесения татуировок, использования общих бритвенных,
- маникюрных и других предметов личной гигиены;
- использование средств индивидуальной защиты.
"ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ".
Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Говорить на подобную тему с ребенком нелегко, и многие родители сомневаются, можно ли в принципе обсуждать такие вопросы с детьми, как и когда это лучше делать. Для того чтобы правильно ответить на возникающие вопросы ребенка, Вам нужно будет знать некоторые термины и понятия.
ВИЧ-инфекция - это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию - СПИД.
ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты.Вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами - увеличивают риск заражения. Правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах - единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения. Контрацептивные средства ни в коем случае не защищают ни от заболеваний, передающихся половым путем, ни от СПИДа.
ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.
Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ; при этом иногда достаточно однократного введения. При внутривенном введении наркотиков можно заразиться на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой.
Вирус может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.
ВИЧ не передается: через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д.
ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!
КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, что рассказать Вашему ребенку и как лучше это сделать.
Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины.Объяснения должны быть простыми и доступными. Желание детей - уверенность в безопасности вашей и своей. А задача родителей сделать эту безопасность реальной. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе - все это процесс формирования полезных привычек.
Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста:
Вопрос: "А правда, что если я буду плохо себе вести, то заболею СПИДом?"
Ответ: "Нет, если дети плохо себя ведут, они не болеют СПИДом. Но мы с папой будем очень расстроены, что у нас такой непослушный ребенок".
Вопрос: "А я могу заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?"
Ответ: "Нет, от прививки заразится ВИЧ нельзя. Врач каждому делает прививку одноразовым шприцем, который после обеззараживают и выбрасывают".
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ:
1.Не избегайте сложных вопросов! Нужно помнить, что ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, читает журналы, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.
2.Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слышать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность, которой нет ни у учителей, ни у воспитателей. Они могут стать первыми, кто заговорит с ребенком о данной проблеме, и когда он вырастет, никто не сможет ввести его в заблуждение неправильной информацией или отсутствием тех ценностей, которые Вы хотите ему привить.
3.Начинайте разговор сами! Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о СПИДе самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам прекрасные поводы. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять.
4.Не стесняйтесь разговоров о сексе! Если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.
5.Необходима правдивая информация! Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснить, во что Вы верите, и что Вы считаете правильным.
6.Дети не слышат тех, кто их не слушает! Ваш ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, ребенок начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для Вас, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.
7.Дети заслуживают честности! Ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были честными. Мы можем обсуждать или не обсуждать с ребенком детали определенных ситуаций, но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях. Вам может очень не понравиться то, каким образом дети восполнят свои знания.
8.Терпение и труд, и еще раз терпение! Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.
9.Повторенье - мать ученья! Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо подождать какое-то время, а затем спросить ребенка, помнит ли он ваш разговор. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.
10.Учитывайте возраст ребенка! Дайте ребенку информацию точную и подходящую для его возраста.
11.Научите ребенка уважать себя! Чем лучше ребенок относится к самому себе, тем меньше вероятность рискованного поведения!
12.Безопасность ребенка - прежде всего! Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких "групп риска" и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка.
Влияние ВИЧ-инфекции на семью, школу и сообщество
Функции и проблемы семьи
Семья несет огромный экономический, социальный и культурный потенциал. Без участия семьи невозможно полноценно решить такие задачи как обучение и воспитание. Формирование ребенка как личности начинается в семье, опыт взаимодействия с другими людьми, система нравственных норм и ценностей закладываются во внутренний мир ребенка и отрабатываются в семье.
В семье ребенок получает первые уроки любви к близким, и этот навык будет перенесен на избранного спутника жизни и собственных детей.
Семья во все времена оказывала наиболее сильное воздействие на поведение и обеспечивала такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются.
Воспитательная функция семьи в настоящее время находится в глубоком кризисе. Приспособление семьи к новым социально-экономическим условиям (ухудшение материальной базы, утрата веры в будущее) приводит к серьезным изменениям, отрицательно влияет на ее отношения к образованию и воспитанию детей. Наблюдается резкое снижение интереса детей и подростков к культурным ценностям, к чтению, музыке. Вызывает тревогу и состояние здоровья подрастающего поколения.
Дети и ВИЧ-инфекция
Эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает распространяться по всему миру и затрагивает всех людей - независимо от возраста социального положения, профессии. Однако все более уязвимыми оказываются дети, женщины и девочки. В 2007 г. по оценкам ЮНЭЙДС, впервые заразились ВИЧ 420 000 детей и 330 000 детей до 15 лет умерли от синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД).
Потеря одного или обоих родителей по причине СПИДа затрагивает все аспекты жизни ребенка: экономическое, социальное и эмоциональное благополучие, физическую безопасность, психическое развитие и здоровье в целом.
Дети, оставшиеся без родителей в силу своей незащищенности, могут стать объектом насилия, жестокого обращения, эксплуатации, предубеждений и дискриминации, которые, зачастую, еще больше изолируют их от общества и сверстников. Иногда на детей возлагается роль сиделки при больных СПИДом родителях или родственниках.
Ребенок вынужден искать работу для того, чтобы поддержать семью, где имеются живущие с ВИЧ-инфекцией. Самым трагичным является то, что некоторые семьи отказываются от своих детей, которые живут с ВИЧ. Страдания от болезни, чувство изоляции очень часто приводит детей к депрессии и другим поведенческим проблемам.
Нередко подвергается ущемлению право детей на образование, поскольку они вынуждены бросить школу и принять на себя роль взрослых, обеспечивая заботу и существование семье. Иногда они бросают школу из-за стигматизации, которой они подвергаются либо их принуждают это сделать окружающие. Эти дети, утратившие права на образование, отдых, игры и оказавшиеся в результате ВИЧ-инфекции в уязвимом положении, лишаются детства.
Влияние ВИЧ-инфекции на семью
ВИЧ и СПИД вторглись во все сферы жизни общества. Распространение ВИЧ-инфекции является еще одним вызовом успешного функционирования семьи. Члены семьи, имеющие ВИЧ-инфицированного, в большинстве случаев испытывают финансовые трудности. К тому же они нуждаются в психологической и социальной поддержке. Клеймо СПИДа настолько сильно, что даже после смерти больных СПИДом родные продолжают осуждать их и отказываться от них.
Последствия, вызванные ВИЧ и СПИДом , могут создать финансовый кризис и эмоциональный стресс в пострадавших семьях, а значит и в общем среди населения.
В преодолении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, важную роль играет семья. Семья может действовать как система солидарностей, и, в случае возникновения каких-либо проблем, в том числе со здоровьем членов семьи, сможет обеспечить поддержку, сопереживание и сочувствие.
Некоторые общие навыки комуникации с детьми
Что следует сделать, чтобы уберечь ребенка от поведенческих проблем? Просто любить его и правильно воспитывать. Единственно, нужно чуть по-новому взглянуть на обыденные ситуации жизни.
Это необходимо сделать, имея ввиду постоянную угрозу, исходящую от рискованного проведения в адрес любого ребенка.
• Разговаривать с ребенком. У каждого человека есть потребность говорить с окружающими, слушать их. Это необходимо и детям. Если нет общения, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У ваших детей остается только возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них.
• Выслушивать. Ребенку это необходимо. Способность слушать - ключ к нормальному общению. Важно понять чувства, взгляды ребенка без споров и конфликтов.
• Рассказать о себе. Не бойтесь говорить о своем детстве, об ошибках, которые совершили сами. Поделитесь своими неудачами, проблемами. Ребенок увидит в вас не только родителя, но и друга. Разделенная беда это, как говорят, полбеды.
• Поставь себя на его место. Пусть ребенок почувствует, что вы его понимаете.
• Быть рядом. Важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам всегда открыта.
• Быть твердым и последовательным. Это ваши правила в семье.
• Стараться все делать вместе.
• Дружить с друзьями своих детей.
• Помнить, что каждый ребенок особенный.
• Показывать пример. Очень трудное правило. То, что именно Вы употребляете алкоголь и табак - пример для вашего ребенка.
Вопросы зависимости от психоактивных веществ
Вхождение в зависимость от курения, алкоголя, наркотиков всего полгода, так считают специалисты. Будучи родителями, вы можете сделать очень много. В этой ситуации Вы самый незаменимый специалист. Кроме факторов риска,существуют факторы защиты. Ребенок, находящийся в зоне защиты, лучше защищен от проблем, связанных с ранней наркотизацией.
Что это за факторы:
• Крепкая связь с родителями.
• Интерес к учебе, хобби, духовный рост.
• Уважение к общественным нормам, законам, ценностям, авторитетам.
Из названных факторов, главным является первый. Ведь совершенствуя контакты и связь в семье, добиваясь их соответствия к уровню развития ребенка и вашему уровню, вы осуществляете важную деятельность, направленную на защиту ребенка.
Часто родители очень мало знают о своих подросших детях. Об интересах, увлечениях, досуге, друзьях. И не потому, что не спрашивают. Спрашивают, довольно часто, только ответы получают маловразумительные и не пытаются установить более тесные и доверительные отношения с детьми.
Ответив на следующие вопросы, Вы получите приблизительные ответы на вопрос, какому риску подвержен ваш ребенок:
• Ваш ребенок неохотно с Вами разговаривает, избегает контактов, замыкается?
• У Вашего ребенка постоянные неудачи в школе?
• Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение к будущему, жизни, обучению, профессии?
• В раннем возрасте Вашего ребенка не принимали ровесники?
• Часто ли Ваш ребенок вел себя агрессивно в раннем детстве?
• Находится ли ваш брак в состоянии затяжного и серьезного конфликта: ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении вопросов; существуют ли конфликты между другими взрослыми, воспитывающими вашего ребенка?
• Даете ли вы полную свободу в поведении по отношению к алкоголю и наркотикам?
• Есть ли в семье родственники, зависимые от наркотиков и алкоголя?
• Пьет ли кто-нибудь в семье?
• Друзья вашего ребенка: курят, выпивают, употребляют наркотики?
• Ваш ребенок испытывает чувство одиночества?
• Был ли у Вашего ребенка ранний контакт с алкоголем, курением, наркотиками?
Советы всем родителям:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи для человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Совместные усилия внесут существенный вклад в установление контакта с детьми, формирование безопасного поведения и, в конечном итоге, эффективной коммуникации с детьми, профилактике ВИЧ-инфекции и ее социальных последствий.
Влияние ВИЧ-инфекции на школу
ВИЧ и СПИД оказывает свое негативное влияние на школу и на систему образования в целом. Это отрицательно сказывается не только на спросе населения на образовательные услуги, но и на предложении образовательных услуг и их качестве.
Из-за необоснованного страха перед инфекцией сотрудники школ или родители здоровых детей могут препятствовать посещению школы детьми, живущими с ВИЧ. Дети, пострадавшие от ВИЧ, часто оставляют школу. В условиях эпидемии, как и другое население, учителя тоже подвержены риску инфицирования, болезни, смерти как ее следствию.
Уязвимость детей и молодежи в Кыргызстане по отношению к распространению ВИЧ-инфекции обусловлена следующими факторами:
• Ограниченными возможностями контроля над собственным поведением, обусловленными как личностными, так и социальными причинами;
• Ограниченным доступом к средствам индивидуальной профилактики как следствие существующих в обществе предубеждений морального характера;
• Недостаточной экономической и социальной защищенностью, в том числе ограниченным доступом к адекватному дерматовенерологическому и наркологическому медицинскому сервису;
• Ограниченным доступом к адекватной информации, касающейся сексуального здоровья и последствий употребления психоактивных веществ, обусловленным сохраняющимися в обществе табу на свободное обсуждение тем, связанных с сексом и наркотиками и ограниченным количеством информационных материалов, содержащих нужные сведения в приемлемой для молодых людей форме;
• Недостаточной правовой защищенностью. Руководители образовательных организаций, учителя должны уметь чутко реагировать на такие ситуации, уметь их распознавать и сделать все, чтобы помочь детям и учителям справиться с ними.
• Организовать эффективное профилактическое образование по ВИЧ и СПИДу в школе для учащихся, учителей и родителей.
• Обеспечить обстановку безопасности в школе, классе, свободную от насилия, оскорблений и издевательств. Вести работу по преодолению стигмы и дискриминации, подавая личный пример.Участвовать в национальных и местных инициативах по профилактике ВИЧ-инфекции и смежным проблемам.
• Способствовать выполнению политики по ВИЧ и СПИДУ в школе.
• Организовывать подготовку учителей к профилактической работе с учащимися и родителями.
• Использовать разные методы и формы работы по профилактическому образованию.
Взаимодействие - это сложный процесс, который предполагает совместную деятельность образовательных организаций и семьи. Оно отличается общей целью, четким распределением ролей. Поэтому, для повышения эффективности профилактических программ, образовательные организации должны сотрудничать как равноправные партнеры с родителями.
Общие рекомендации руководителям образовательных организаций по работе с родителями:
1. Организовывать и приглашать родителей на семинары, где они могут получить необходимые сведения о болезнях и выработать навыки, которые помогли бы им в дальнейших обсуждениях данной проблемы с детьми.
2. Проводить занятия, помогающие родителям сосредоточиться на оказании помощи своим детям в формировании навыков принятия решений и воспитании у них чувства собственного достоинства.
5. Информировать родителей об имеющихся местных возможностях, которые помогли бы им в воспитательной работе с детьми.
6. В каждой школе имеются родители с медицинским образованием, следует привлекать к проведению профилактических мероприятий по ВИЧ-инфекции среди учащихся, учителей и родителей.
7. Практиковать предоставление информации при помощи брошюр или пособий, информационных писем или информации о конкретных событиях, которые должны конкурировать с информацией, которая поступает через СМИ. Эти послания должны отражать достоверные сведения, излагать
их просто и интересно для родителей разного уровня грамотности и социального положения.
8. Для построения значимого сотрудничества с родителями предусмотреть новые формы работы с родителями, а не рассчитывать только на традиционный вид контакта - родительское собрание, которое отражает только кратковременную форму взаимодействия с родителями.
Примерная тематика семинаров для родителей:
1. Общие сведения о ВИЧ-инфекции (2 часа).
2. Проблемы, связанные со здоровьем детей (2 часа).
3. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения (2 часа).
4. Как повысить самоуважение ребенка (2 часа).
5. Семейные традиции и жизненные ценности (2 часа).
6. Что могут сделать родители для предотвращения употребления табака, алкоголя и наркотиков (2 часа).
7. Почему важна семейная политика относительно употребления алкоголя и других наркотиков (2 часа).
8. Семья и школа в предотвращении ВИЧ-инфекции. (2 часа).
Для устойчивого развития любого общества необходимо обеспечить безопасную окружающую среду, в которой дети могут полноценно развиваться и иметь высокий уровень здоровья, определяя в перспективе интеллектуальный, трудовой и репродуктивный потенциал страны и в целом ее будущее.
Башмакова Л.Н., Баталгазиева К.Н., Горкина В.А., Балтиева В.Г.
Читайте также: