Организации лечения вич инфицированных

На территориях субъектов РФ функционируют Центры по профилактике и борьбе со СПИДом (далее — Центры), которые имеют свои структурные подразделения в муниципальных образованиях. Возглавляет Центр главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем соответствующего органа управления здравоохранением.

Основными задачами Центра служат:
• разработка и реализация комплекса мер по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа;
• осуществление клинико-лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции, оппортунистических инфекций, вирусных парентеральных гепатитов;
• оказание медицинской, социально-психологической и юридической помоши ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;

• разработка территориальных целевых программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом;
• проведение совместно с Центрами гигиены и эпидемиологии мониторинга ВИЧ-инфекции и СПИДа;
• организационно-методическое руководство деятельностью учреждений общелечебной сети по вопросам профилактики и своевременной диагностики ВИЧ-инфекции;
• организация пропаганды мер профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди населения.

Центр имеет следующие основные структурные подразделения: организационно-методический, эпидемиологический отделы, отделение профилактики, клинический отдел (диспансерное отделение и стационар, который в ряде случаев организуется на базе инфекционной больницы), лабораторно-диагностическое отделение, отдел медико-социальной и правовой помощи, административно-хозяйственная часть и др.

К основным статистическим показателям, по которым анализируется медицинская деятельность Центров, а также эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции, относятся:
• показатель контингента больных ВИЧ;
• показатель первичной заболеваемости ВИЧ;
• показатель удельного веса лиц, обследованных на ВИЧ;
• показатель полноты охвата диспансеризацией ВИЧ-инфицированных;
• показатель распределения ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения.

Показатель контингента больных ВИЧ характеризует распространенность заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека. За последние 10 лет этот показатель в Российской Федерации увеличился практически в 50 раз и составил в 2008 г. 212,2 на 100 тыс. населения. С учетом сравнительно невысокой смертности среди ВИЧ-инфицированных этот показатель в дальнейшем будет расти.

Показатель первичной заболеваемости ВИЧ характеризует эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространенностью ВИЧ, и составил в 2008 г. 31,0 на 100 тыс. населения.

Показатель удельного веса лиц, обследованных на ВИЧ, характеризует полноту обследования населения из групп риска (беременных, потребителей инъекционных наркотиков, работников коммерческого секса и др.). Рекомендуемое значение этого показателя — 100%.

Показатель полноты охвата диспансеризацией ВИЧ-инфицированных характеризует уровень организации динамического наблюдения за ВИЧ-инфицированными и степень доверия между пациентом и врачом. В 2008 г, в Российской Федерации доля ВИЧ-инфицированных, находящихся под диспансерным наблюдением, составила 78,5%.

Показатель распределения ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения характеризует качество эпидемиологического расследования случаев заражения ВИЧ и рассчитывается, как доля лиц с определенным путем заражения ВИЧ-инфекцией в общем числе ВИЧ-инфицированных. Распределение ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения представлено на рис. 14.10.

Основными путями заражения ВИЧ-инфекцией служат внутривенное введение наркотиков (63,9%) и половые контакты (34,4%). Доминирующий путь передачи ВИЧ-инфекции для женщин является половой, для мужчин — парентеральный при внутривенном введении наркотиков. Настораживает тот факт, что в 1,1% случаев путь заражения не установлен.

В рамках этих программ планируются продолжение строительства и реконструкции в субъектах РФ специализированных учреждений по профилактике ВИЧ-инфекции и лечению больных СПИДом, оснащение их современным медицинским оборудованием, подготовка квалифицированных кадров. Приоритетным направлением является проведение фундаментальных научных исследований по проблеме ВИЧ-инфекции, в частности разработка и клинические испытания диагностических и лекарственных препаратов с учетом молекулярных особенностей циркулирующих штаммов ВИЧ, совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого ВИЧ.

Важнейшей задачей остаются изучение особенностей клинического течения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, разработка клинико-лабораторных критериев прогрессировать ВИЧ-инфекции и эффективности терапии, разработка комплекса мер по снижению риска передачи ВИЧ-инфекции при использовании донорской крови и ее препаратов. Для обеспечения эффективного управления службой профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом необходимо создание в странах-членах ВОЗ единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ-инфекции.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муханова Е.Д.

В данной статье анализируется основные законодательные акты, связанные с медицинской помощью и лечением граждан, больных ВИЧ-инфекцией , а также их основные права по получению медицинских услуг.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муханова Е.Д.

MEDICAL CARE AND TREATMENT OF HIV-INFECTED CITIZENS IN RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the main legislative acts related to medical care and treatment of citizens with HIV infection , as well as their basic rights to receive medical services.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ЛЕЧЕНИЕ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Д. Муханова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. В данной статье анализируется основные законодательные акты, связанные с медицинской помощью и лечением граждан, больных ВИЧ-инфекцией, а также их основные права по получению медицинских услуг.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, вирус иммунодефицита, медицинское освидетельствование, профилактика

MEDICAL CARE AND TREATMENT OF HIV-INFECTED CITIZENS IN RUSSIAN FEDERATION

E.D. Mukhanova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhny

Abstract. This article analyzes the main legislative acts related to medical care and treatment of citizens with HIV infection, as well as their basic rights to receive medical services.

Keywords: HIV infection, immunodeficiency virus, medical examination, prevention

Вирус иммунодефицита человека является одним из наиболее опасных и распространенных заболеваний на планет. ВИЧ-инфекций поражается наиболее трудоспособная и экономически активная прослойка

населения в возрасте 18-30 лет. Проблема ВИЧ-инфекции является многогранной, помимо медицинских аспектов эта проблема имеет и социально-экономическое отражение, затрачиваются огромные средства на профилактику ВИЧ-инфекции, а также на лечение и реабилитацию больных.

Нередко можно наблюдать случаи, когда люди с ВИЧ -положительным статусом сталкиваются с проблемами функционирования в обществе. По большей степени это связано с низкой культурой населения в вопросах о путях передачи ВИЧ-инфекции. Люди с положительным ВИЧ-статусом могут столкнуться с отказом при приеме на работу, образовательные учреждения зачастую отказывают родителям, которые имеют данное заболевание или их дети больны ВИЧ-инфекцией.

Помимо дискриминации в сфере труда и образования, имеет место быть дискриминация и в медицинской сфере, с которой нередко сталкиваются люди с положительным ВИЧ-статусом. Несмотря на то, что существуют законодательные акты, призванные защитить права пациентов, некоторые статьи из этих законодательных актов не соблюдаются медицинскими работниками. Например, часто встречается проблема соблюдения конфиденциальности в отношении заболевания пациента, некоторые медицинские работники предают огласке информацию о заболевании пациента его родственникам или внешним организациям, что является нарушением и влечет за собой ответственность перед законом (исключение имеет, если пациент несовершеннолетий или недееспособный). Также существует и другая проблема, когда медицинские работники ограничивают доступ к получению медицинских услуг пациентов с ВИЧ - положительным статусом или же предоставляют медицинские услуги на низком уровне по сравнению с другими пациентами, имеющими другие заболевания.

Существует мнение, что чаще всего возрастание ВИЧ-инфекции среди населения связано с низкой половой культурой граждан, считается, что подобным заболеванием могут заразиться люди, которые ведут непристойный, развращенный и недостойный стиль жизни, подобная стигма перекладывается и на самих пациентов, имеющий диагноз ВИЧ-инфекции, что является барьером к получению медицинской помощи и лечения, ведет к их изоляции, а также подталкивает их к действию или же

бездействию, которое может навредить не только им, но и окружающим.

В связи с тем, что данное заболевание имеет широкомасштабные социально-экономические последствия, определилась необходимость создания правового регулирования со стороны государства.

В ст.4 п.1 настоящего закона прописываются гарантии государства, связанные с защитой прав больных ВИЧ-инфекцией граждан [2]:

• Регулярное информирование граждан о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

• Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

• Производство лекарственных препаратов для медицинского применения и профилактики заболевания;

• Доступность выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного

• Бесплатное предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам;

• Развитие научных исследований по вопросам ВИЧ-инфекции;

• Оказание социально-бытовой помощи гражданам, больных ВИЧ-инфекцией;

• Развитие международного сотрудничества и обмен информацией, которые связанные с вопросом о ВИЧ-заболевании;

• Предоставление бесплатных лекарственных средств для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских учреждениях.

В главе II данного законодательства статьи посвящены медицинской помощи ВИЧ-инфицированным (ст.7-ст.16). В ст. 7 определены основные положения медицинского освидетельствования:

-выдача официального документа о наличии ВИЧ-инфекции осуществляется государственным или муниципальным медицинским учреждением (п.2);

-медицинское освидетельствование происходит добровольно (за исключением случаев, предусмотренных ст.9)(п.3);

-медицинское освидетельствование несовершеннолетних, а также недееспособных, проводится с согласия родителей или законных представителей (п.5);

-в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения освидетельствование граждан Российской Федерации проводится на бесплатной основе (п.7).

Согласно ст. 8 освидетельствование граждан проходит на добровольной основе, при наличии информированного согласия на медицинское вмешательство, также освидетельствование может проходить анонимно, при желании гражданина.

2) работники отдельных профессий (который утверждается Правительством Российской Федерации);

3) лица, находящиеся в местах лишения свободы.

Граждане, проходившие освидетельствование на наличие (отсутствие) ВИЧ-инфекции, имеют право на повторное освидетельствование в том же учреждении, что в первый раз проходили освидетельствование или в ином другом (государственной или муниципальной системы здравоохранении) по своему желанию. (ст.12)

В случае выявления ВИЧ-инфекции у пациента, о своем диагнозе он

уведомляется медицинским работником учреждения, который проводил освидетельствование, получает информацию о мерах предосторожности, чтобы не допустить распространение ВИЧ-инфекции, а также уведомляется об уголовной ответственности за заражение другого лица (ст.13. п.1).

Не стоит обходить вниманием и международные законодательные акты, например, Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), где в ст. 25 п.1 говорится о том, что каждый человек имеет право на такой уровень жизни, который включает и медицинский уход в том числе, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. [4]

Проблема ВИЧ-инфекции очевидна, данное социально значимое заболевание влияет не только на здоровье отдельно взятого человека в нашем государстве, но и на все общество в целом. С целью сокращения и предотвращения заболеваемости ВИЧ-инфекцией, государством

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что затронутая проблема ВИЧ-инфекции является широкомасштабной и опасной, эта проблема затрагивает многих граждан нашей страны. Проблема касается не только высокого роста заболеваемости среди населения, но и касается вопроса дискриминации и стигматизации, связанные с данным заболеванием. Людям с подобным заболеванием в нашем обществе приходится непросто, особенно остро проблема связана с предоставлением медицинских услуг. Поскольку масштаб проблемы является запредельной, определилась необходимость создания законодательства, которое не только бы определяло порядок предоставления и лечения ВИЧ-инфицированных граждан, но и в котором бы прописывались основные права и социальная обеспеченность подобной категории населения. В данной статье было проанализировано основное законодательство, связанное с медицинской помощью и лечением ВИЧ-инфицированных граждан в нашем государстве, а также проблема стигматизации и дискриминации при предоставлении услуг медицинской помощи и лечения, стоит отметить, что люди, имеющий диагноз вирус иммунодефицита человека обладают теми же правами на оказание медицинской помощи, что и обычные люди. Многие законодательные акты указывают на то, что права таких граждан не могут ущемляться и нарушение прав ВИЧ - инфицированных граждан преследуется по закону. Однако проблема дискриминации по предоставлению медицинских услуг ВИЧ-инфицированным гражданам в нашем обществе всё ещё существует, поэтому, на наш взгляд, стоит предпринять следующие меры по снижению проблемы:

Просвещение общественности в вопросах заболеваемости и путей передачи ВИЧ-инфекции;

1. Привлекать общественность, общественные организации, добровольцев и активистов, которые занимаются вопросом защиты медицинских прав ВИЧ-инфицированных пациентов;

2. Уголовное наказание врачей/ руководителей учреждений, которые нарушили права ВИЧ-инфицированного пациента по предоставлению медицинских услуг;

3. Мониторинг нарушений прав пациента в медицинских учреждениях и привлечение их к ответственности на законодательном уровне;

4. Создание и осуществление программ, которые призваны предупредить возникновение дискриминации среди ВИЧ-инфицированных;

5. Разработать специальные законы и создать политику, которые связаны с защитой прав от дискриминации ВИЧ-инфицированных пациентов, которые призваны предупредить не возникновение подобного неравенства;

6. Повышение информированности, среди людей, живущих с ВИЧ-инфекцией об их правах по получению медицинских услуг;

7. Вовлечение ВИЧ-положительных граждан в программы по профилактике и реабилитации;

8. Создание групп самопомощи, где могли бы объединиться ВИЧ-инфицированные граждане, которые столкнулись с нарушением своих прав при предоставлении медицинских услуг, таким образом они могли бы добиться изменение законодательства в отношении их проблемы и привлечь общественность к их проблеме;

9. Агитация ВИЧ-инфицированных граждан защищать свои права в суде, и в случае положительного исхода, судебный прецедент должен получить огласку.

Дискриминация происходит также вследствие бездействия, когда не соблюдаются законы и норма права, призванные защитить права людей, которые живут с ВИЧ-инфекцией. Хочется верить, что со временем распространение ВИЧ-инфекции пойдет на спад, чему может поспособствовать грамотное законодательство, связанное с профилактикой и ответственностью за умышленное распространение ВИЧ-инфекции, также немало важным является проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях среди школьников и студенчества, в различных общественных заведениях, где присутствует молодежь

наиболее подверженная заражению данной инфекцией, а также проведение социальной работы с населением, входящим в группу риска. Несмотря на достаточно грамотное построение законодательства, связанное с предоставлением медицинской помочи и лечения, а также оказанием социальной поддержки людям с таким диагнозом, на наш взгляд, стоит данное законодательство расширить и добавить дополнительные меры поддержки, ужесточить ответственность за дискриминацию людей с ВИЧ-инфекцией, в медицинской сфере в том числе.

4. Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

4. Vseobshhuju deklaraciju prav cheloveka (prinjata General'noj Assambleej OON 10.12.1948).

Сведения об авторе

Елена Дмитриевна Муханова, студентка 3 курса факультета социальных наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Для реализации национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции должно быть обеспечено тесное взаимодействие медицинских учреждений в субъектах Федерации. В публикации изложены современные подходы к организации работы на базе органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также их взаимодействия с другими ведомствами по программам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний.

В каждом субъекте РФ рекомендуется создание Комиссии по вопросам ВИЧ-инфекции (далее — Комиссия). В состав Комиссии целесообразно включать ведущих медицинских специалистов субъекта по отдельным направлениям (инфекционные болезни, фтизиатрия, дерматовенерология, педиатрия, акушерство и гинекология, наркология и др.), представителей территориальных управлений Роспотребнадзора и Росздравнадзора. Руководство Комиссией целесообразно возлагать на одного из заместителей руководителя органа управления здравоохранением субъекта РФ. Для постоянной работы Комиссии между ее заседаниями необходимо создание секретариата, работающего на постоянной основе, в составе не менее 3 человек. Возглавить секретариат может главный врач территориального центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, а членами секретариата могут быть сотрудники организационно-методического отдела указанного центра. Также целесообразно предусматривать финансовое обеспечение деятельности секретариата Комиссии в рамках бюджета территориальной программы по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией. На заседаниях Комиссии, помимо медицинских специалистов, рекомендуется приглашать представителей территориальных органов ФСИН России, ФСКН России, медико-санитарных частей МВД России, ГУВД, УВД, органа управления образованием субъекта РФ, службы социальной помощи, средств массовой информации, а также представителей территориального совета профсоюзов и негосударственных организаций, осуществляющих помощь лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

Широкое распространение ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, начиная с 1998 г . было обусловлено проникновением вируса в среду потребителей инъекционных наркотиков (в 70-80% случаев заражение ВИЧ происходит при внутривенном введении психоактивных веществ). Злоупотребление психоактивными веществами наносит огромный вред здоровью человека и представляет собой серьезную проблему современного здравоохранения. В некоторых регионах, в том числе в странах бывшего СССР, употребление инъекционных наркотиков — основная движущая сила эпидемии ВИЧ-инфекции. Потребители инъекционных наркотиков подвергаются риску заражения различными инфекциями, передаваемыми с кровью, включая ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты В и С. У 80-100% инфицированных ВИЧ в крови обнаруживают антитела к вирусу гепатита С, при этом в 75-95% случаев методом ПЦР выявляют РНК HCV, что свидетельствует об активной репликации вируса.

По данным многочисленных зарубежных исследований, хронический вирусный гепатит С у больных ВИЧ-инфекцией протекает агрессивно, значительно быстрее (по сравнению с лицами, страдающими только гепатитом С) формируется цирроз печени, развивается гепатоцеллюлярная карцинома.

Профилактическая работа, включающая просветительские мероприятия и программы снижения вреда, позволяет сдерживать распространение этих заболеваний среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). Однако во многих регионах результаты профилактики сводит на нет отсутствие помощи ВИЧ-инфицированным. Особенно это касается антиретровирусной терапии.

После начала широкого применения высокоактивной антиретровирусной терапии в странах Западной Европы и Северной Америки существенно уменьшилось число летальных исходов, обусловленных вторичными заболеваниями (цитомегаловирусная инфекция, пневмоцистная пневмония, атипичный микобактериоз и др.). В то же время у больных ВИЧ-инфекцией значительно возросла летальность, обусловленная хроническими вирусными заболеваниями печени (с 10% до 30-50%), которая прочно занимает первое место среди причин летальных исходов, не связанных с вторичными заболеваниями.

Среди инфекционных заболеваний, передаваемых половым путем, у больных ВИЧ-инфекцией при развитии иммунодефицита особое значение приобретает сифилис, поскольку его течение может быть стремительным с ускоренной сменой периодов и быстрым поражением центральной нервной системы вплоть до паренхиматозных форм уже в первый год заболевания. В связи с этим несомненную актуальность имеют профилактические мероприятия по предупреждению сифилиса и других ИППП, которые складываются из общественной и личной профилактики.

В настоящее время далеко не во всех субъектах РФ существует стройная система оказания медицинской помощи ЛЖВС, особенно больным, относящимся к наиболее уязвимым группам населения (ПИН, больные туберкулезом, лица, оказывающие платные сексуальные услуги, БОМЖ).

Организация медицинской помощи наиболее уязвимым группам людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, позволит оказать этим лицам полноценную медицинскую помощь, обеспечить ее преемственность и своевременно начать антиретровирусную терапию. Кроме того, это позволяет проводить полноценную работу по профилактике ВИЧ-инфекции и обеспечению своевременной медицинской помощью большему числу больных ВИЧ-инфекцией.

Пациенты, страдающие ВИЧ-инфекцией, могут получать медицинскую помощь в любом лечебно-профилактическом учреждении территории в зависимости от профиля заболевания. В случае возникновения острой хирургической, акушерско-гинекологической и другой неотложной патологии медицинская помощь ВИЧ-инфицированному пациенту может быть оказана в ближайшем медицинском учреждении в соответствии с профилем заболевания.

Абсолютное большинство больных инфекцией ВИЧ обращаются за медицинской помощью в территориальный центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а также в медицинские организации противотуберкулезного, наркологического, акушерско-гинекологического, дерматовенерологического профиля ЛПУ.

Для осуществления взаимодействия между медицинскими организациями субъекта РФ по оказанию медицинской помощи ЛЖВС в каждом субъекте Российской Федерации рекомендуется создание Комиссии по вопросам ВИЧ-инфекции (далее — Комиссия).

Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Как сказано выше, в состав Комиссии целесообразно включать ведущих медицинских специалистов субъекта в области ВИЧ-инфекции: руководителя территориального центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями (заместитель Председателя Комиссии), заместителя руководителя территориального управления Роспотребнадзора (заместитель Председателя Комиссии), представителя территориального органа управления Росздравнадзора, заместителя главного врача инфекционной больницы, специалистов профильных медицинских организаций по оказанию помощи больным инфекцией ВИЧ (фтизиатра, нарколога, дерматовенеролога, акушера-гинеколога, педиатра, специалиста службы переливания крови), представителей медицинских служб ФСИН, медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД, представителя ФСКН России. Ответственные специалисты назначаются руководителями территориальных служб и, как правило, являются заместителями главных врачей по медицинской части профильных медицинских организаций. Руководство Комиссии целесообразно возлагать на руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

К работе Комиссии, помимо медицинских специалистов, рекомендуется привлекать представителей управления образования, службы социальной помощи, средств массовой информации, а также представителей территориального совета профсоюзов и негосударственных организаций, осуществляющих помощь ЛЖВС.

Заседания Комиссии целесообразно проводить не реже 1 раза в квартал. На заседаниях Комиссии, помимо рассмотрения оперативных вопросов, целесообразно прорабатывать вопросы:

— подготовки нормативных правовых актов и методических документов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, по оказанию медицинской помощи больным инфекцией ВИЧ;

— организации профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний в субъекте Российской Федерации, в конкретных медицинских организациях, а также при переливании крови и других формах донорства;

— обеспечения больных ВИЧ-инфекцией необходимыми антиретровирусными препаратами и лекарственными средствами для лечения и профилактики вторичных и сопутствующих заболеваний;

— взаимодействия с негосударственными организациями, осуществляющими помощь пациентам с инфекцией ВИЧ;

— распространения на территории субъекта Российской Федерации знаний и наиболее эффективных технологий по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа.

Для осуществления преемственности в оказании медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией необходимо создание компьютерной базы пациентов, обращающихся за помощью в медицинские организации. В каждой профильной организации — противотуберкулезной, дерматовенерологической, наркологической и др. — необходимо создание собственной компьютерной базы пациентов.

Для наиболее полного учета пациентов с ВИЧ-инфекцией не реже 1 раза в квартал необходимо осуществлять сверку компьютерных баз медицинских организаций. Ответственным за проведение сверки компьютерных баз целесообразно назначить заведующего эпидемиологическим отделом центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Пациентам, обратившимся за медицинской помощью в медицинские организации акушерско-гинекологического, дерматовенерологического, противотуберкулезного и наркологического профиля, необходимо проводить до- и послетестовое консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции при обследовании на антитела к ВИЧ. При направлении пациента на тестирование необходимо получить информированное согласие данного лица на проведение теста на антитела к ВИЧ.

При получении положительного результата тестирования в медицинской организации заполняется форма экстренного извещения об инфекционном заболевании, а пациент направляется в территориальный центр профилактики и борьбы со СПИДом для проведения обследования и установления диагноза и стадии ВИЧ-инфекции. При проведении консультирования необходимо соблюдать конфиденциальность информации, полученной от обратившегося лица, а также о результатах тестирования.

Пациенты с инфекцией ВИЧ, находящиеся на лечении в противотуберкулезных диспансерах и являющиеся активными выделителями микобактерий туберкулеза, в центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями не направляются. Для консультирования, а также установления диагноза, стадии ВИЧ-инфекции и решения вопроса о назначении ВААРТ к такому пациенту врач центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями выезжает в ту медицинскую организацию, в которой пациент находится на лечении.

Пациентов с инфекцией ВИЧ, находящихся на лечении в наркологическом стационаре или в реабилитационном центре, осматривает врач-инфекционист центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями, назначает обследование и решает (совместно с профильными специалистами — врачом психиатром-наркологом, врачом-психотерапевтом) вопрос о назначении ВААРТ.

Пациентам необходимо предоставить информацию о важности своевременного прохождения обследования в территориальном центре профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями для определения стадии ВИЧ-инфекции, прогноза течения заболевания и решения вопроса о целесообразности назначения антиретровирусных препаратов. Для осуществления консультативной работы целесообразно закрепить врачей-инфекционистов территориального центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями за медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией.

Организация диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией и взаимодействие медицинских организаций может иметь особенности в зависимости от количества жителей, числа ЛЖВС и размеров территории субъекта Российской Федерации.

В крупных городах, где имеется большое количество больных ВИЧ-инфекцией, целесообразно организовать специализированные палаты или отделения для больных ВИЧ-инфекцией в составе противотуберкулезного и наркологического диспансеров, выделить один из родильных домов (или отделение в составе родильного дома) для оказания родовспоможения беременным женщинам с инфекцией ВИЧ. Во время беременности инфицированные ВИЧ женщины, как правило, наблюдаются в женской консультации по месту жительства, при обязательной консультации специалистов центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Учитывая существенное увеличение в ближайшем будущем числа больных инфекцией ВИЧ, которым потребуется стационарная помощь в связи с развитием тяжелых вторичных заболеваний (помимо туберкулеза), целесообразно создание в субъекте Российской Федерации специализированного стационарного отделения для больных ВИЧ-инфекцией.

В небольших городах и сельских районах целесообразно определить ответственного врача по вопросам ВИЧ-инфекции.

Медицинскую помощь пациенты могут получать в медицинских организациях по месту регистрации, исходя из профиля заболевания. Родовспоможение также рекомендуется осуществлять по месту регистрации.

Ответственный врач должен осуществлять консультативную и лечебную помощь больным ВИЧ-инфекцией на данной территории. Для проведения углубленного обследования и лечения тяжелых вторичных заболеваний рекомендуется отработать механизм госпитализации больных ВИЧ-инфекцией в стационар территориального центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

Для оценки прогноза течения ВИЧ-инфекции, решения вопроса о начале антиретровирусной терапии, своевременной профилактики и лечения вторичных заболеваний рекомендуется организовать обследование пациентов на количество CD4 + лимфоцитов, уровень РНК ВИЧ и маркеры вторичных заболеваний. Большинству больных ВИЧ-инфекцией эти исследования будут могут проводиться в лабораториях территориального центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями.

При наличии компактного проживания значительного количества ЛЖВС в других населенных пунктах, отдаленных от территориального центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями, целесообразно создание в указанных населенных пунктах соответствующей лаборатории (при филиалах центров профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями). При невозможности создания таких филиалов рекомендуется отработать механизм доставки в территориальный центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями биологического материала от пациентов, проживающих в сельских районах.

1. Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия по программам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, сопутствующих заболеваний (туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем, гепатиты, наркомании) (утв. Минздравсоцразвития РФ 20.04.2007 N 3212-РХ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции