Обеспечение больных вич лекарственными препаратами

Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко — о маркировке лекарств, усилении контроля над их продажей и закупке ЖНВЛП для людей с ВИЧ

В этом году на фармацевтическом рынке произошло сразу несколько изменений. Теперь закупку антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных пациентов осуществляют не регионы, а Минздрав. Кроме этого, стартовал пилотный проект по маркировке упаковок лекарственных средств, а Росздравнадзор получит возможность проводить внезапные проверки и контрольные закупки в аптеках.

— Как вы оцениваете обеспеченность граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами?

— В целом ситуацию можно охарактеризовать как стабильную. Для этого много сделано правительством и Минздравом. Доля рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, остается на уровне прошлого года (0,01%).

По данным, полученным от органов управлений здравоохранения всех субъектов РФ, сегодня более 3,8 млн россиян имеют право на льготное лекарственное обеспечение.

В подавляющем большинстве случаев выявляемые проблемы с лекарственным обеспечением носят организационный характер. Наиболее часто отмечаются недостатки в логистике, управлении потоками лекарственных препаратов в субъектах РФ и в работе региональных информационных систем. А также недостаточный контроль за управлением товарными запасами в регионах и низкая доступность лекарственного обеспечения для жителей удаленных районов. В отдельных случаях это приводит к тому, что пациенты не получают своевременную лекарственную помощь.

Для контроля за ситуацией у Росздравнадзора есть несколько ресурсов. Во-первых, мы проводим ежемесячный мониторинг цен и ассортимента жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для амбулаторного лечения. То есть препаратов, которые продаются в аптеках. Во-вторых, каждый производитель и импортер-поставщик уведомляет нас об объемах произведенных и ввезенных на территорию РФ лекарств. В-третьих, анализируем обращения граждан и проводим плановые и внеплановые проверки.

— А много приходит жалоб?

— Обращения граждан поступают регулярно. Например, по поводу лекарственного обеспечения пациентов с ВИЧ-инфекцией в I квартале этого года мы получили 150 обращений, по каждому из которых принято решение. Мы провели оценку запасов лекарственных препаратов в медицинских учреждениях и выявили несколько напряженных точек в ряде регионов. Министерство здравоохранения оперативно решило проблему.

Кроме того, с 2017 года Минздрав внедрил более эффективный механизм централизованных закупок антиретровирусных препаратов (АРВП) для лечения пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Уже состоялись конкурсные процедуры. Государственными контрактами предусмотрены сроки поставок АРВП в объеме 40–60% до 1 мая, а к концу мая все регионы должны получить необходимые лекарства.

— Насколько эффективна такая практика?

— Первые результаты показали, что решение Минздрава консолидировать закупки было правильным. Сейчас завершено размещение заказа на около 80% объема годовой потребности лекарственных препаратов для лечения ВИЧ, и если в прошлом году на это ушло 20 млрд рублей, то в этом — 17 млрд рублей. Например, по информации Минздрава, удалось добиться снижения цены Лопинавир+Ритонавир с 61 до 38 рублей за таблетку.

— Сэкономленные средства пойдут на дополнительные закупки лекарств для ВИЧ-инфицированных людей?

— В апреле 2017 года Минздрав утвердил правила ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лиц, больных туберкулезом. Это позволит персонифицировать потребность в конкретных препаратах каждого пациента в любом регионе страны. На основании этих данных будут приниматься решения.

— Цены на ЖНВЛП за прошлый год выросли на 1,4%, это даже ниже, чем уровень инфляции. Не приведет ли это к тому, что копеечные препараты исчезнут с рынка, потому что производить их уже невыгодно?

— Наш мониторинг показал, что в прошлом году значительного дефицита препаратов не было. Весь спектр препаратов в рамках международных непатентованных наименований (МНН) присутствовал.

Стоит отметить, что производитель имеет право провести индексацию цены конкретного торгового наименования в рамках установленных процедур.

— В 2016 году Росздравнадзор уделил особое внимание контролю за продажей рецептурных препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Почему вы сделали акцент именно на таких лекарствах?

— Их применение без контроля медицинских сотрудников может угрожать здоровью и даже жизни. Были случаи поступления женщин в больницы с тяжелыми кровотечениями. Однако для некоторых аптечных работников главное — прибыль, поэтому они продают такие лекарства без рецепта врача. Мы прервали несколько цепочек таких продаж в 2016 году и в 2017 продолжим эту работу. Тем более что у нас появится возможность поймать продавцов за руку благодаря изменению законодательства. За нарушение установленного порядка реализации рецептурных препаратов грозит административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности.

— Можно об этом подробнее?

В настоящее время проект закона уже проходит процедуру согласования. В случае его принятия сотрудники Росздравнадзора смогут проводить контрольные закупки внезапно и под видом покупателя приобретать рецептурные лекарства. Это будет новая форма контроля.

— В марте стартовал пилотный проект по маркировке лекарств. Что собой представляет маркировка?

— Это двухмерных код — квадрат с нанесенными пикселями. Сейчас Федеральная налоговая служба, которая совместно с нами реализует этот проект, разрабатывает программный продукт. Но уже шесть компаний-добровольцев установили необходимое оборудование. В рамках пилотного проекта в этом году будет промаркировано порядка 10% лекарственных средств в стоимостном выражении.

На начальном этапе эксперимент проводится в девяти регионах. После доработки программного обеспечения и расширения технических возможностей система будет поэтапно распространена на все субъекты Российской Федерации.

С 1 января 2019 года маркировка будет обязательной для всех. И если учесть, что на российском фармацевтическом рынке в год реализуется порядка 6,5 млрд упаковок, то перед нами стоит непростая задача.

— Возможно, с помощью маркировки будет проще контролировать безрецептурную торговлю?

— Несомненно. Каждая упаковка будет иметь свой номер в созданной базе данных. И ее продажа будет проходить не просто в аптеке, но и через онлайн-кассу. При отпуске лекарства информация будет поступать в Росздравнадзор и в ФНС. Поэтому система маркировки позволит не только контролировать движение препаратов от производителя до потребителя, проводить профилактику правонарушений в целях защиты пациентов от недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных препаратов, но и защитит от нарушений при отпуске лекарства.

— Наверняка устанавливать оборудование для маркировки производители будут за свой счет. Не отразится ли это на цене лекарств?

— Все расходы будут произведены за счет производителей, стоимость затрат для которых на упаковку лекарственных средств не превысит 50 копеек в период на 1,5 года. Необходимо напомнить, что стоимость препаратов из списка ЖНВЛП фиксирована государством и не изменится.

Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Р.А.ХАЛЬФИН
6 августа 2007 г. N 5959-РХ

УЧЕТ, ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ
БОЛЬНЫХ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУ "Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора" (Нарсия Р.С.).

В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" от 30.03.1995 N 38-ФЗ (изменен от 22.08.2004) предусматривается:

Порядок обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях больных ВИЧ-инфекцией и лиц, имевших эпидемически значимый контакт с больным ВИЧ-инфекцией или содержащим ВИЧ материалом

Настоящим устанавливается порядок обеспечения больных ВИЧ-инфекцией и лиц, имевших эпидемически значимый контакт с больным ВИЧ-инфекцией, или содержащим ВИЧ материалом, бесплатными медикаментами для лечения в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях.

К лицам, больным ВИЧ-инфекцией и имевшим эпидемически значимый контакт с больным ВИЧ-инфекцией или содержащим ВИЧ материалом (далее - указанные категории лиц), подлежащим лечению и получающим антиретровирусные препараты относятся:

Больные ВИЧ-инфекцией взрослые и дети, нуждающиеся в лечении ВИЧ-инфекции и ее осложнений;

Больные ВИЧ-инфекцией беременные.

Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей и нуждающиеся в профилактическом лечении ВИЧ-инфекции. Обеспечению подлежат также лица, нуждающиеся в проведении профилактического лечения антиретровирусными препаратами в случаях возникновения риска заражения ВИЧ-инфекцией при исполнении ими служебных обязанностей.

Лечение лиц, не нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном медицинском наблюдении, в условиях стационара проводится в амбулаторных условиях. Указанная категория лиц, с момента установления диагноза ВИЧ-инфекции и обнаружения у них показаний к медикаментозной терапии ВИЧ-инфекции, в течение всего периода диспансерного наблюдения обеспечиваются бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях и условиях стационара, согласно назначению врача или клинико-экспертной комиссии с соответствующей записью в медицинской документации (амбулаторная карта и история болезни больного).

Указанной категории предлагается постановка на диспансерный учет для наблюдения, обследования и лечения в специализированных медицинских учреждениях, согласно принятой в настоящее время практике работы Центров СПИД. Данные пациенты обеспечиваются назначенными медицинскими работниками лечебно-оздоровительными мероприятиями и обследованием, необходимыми для оценки соматического статуса в динамике, эффективности и безопасности проводимого лечения. Организация бесплатного обеспечения медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях и стационара возложена на руководителя учреждения, медицинского подразделения, в ведении которого находится сформированное для этого структурное подразделение, и орган исполнительной власти, в ведении которого находится данное учреждение. Лечение пациентов в амбулаторных условиях осуществляется на основании утвержденных стандартов оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, в пределах перечня лекарственных препаратов, отпускаемых пациентам бесплатно. Выдача лекарственных препаратов осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении Центра или уполномоченной аптеке.

Антиретровирусные препараты для лечения больных в условиях стационара должны отпускаться непосредственно в отделениях лечебных учреждений. Учет, хранение, назначение и использование этих лекарственных препаратов осуществляется на основании утвержденных нормативных документов.

Перед назначением антиретровирусной терапии пациент подписывает форму информированного согласия на получение антиретровирусной терапии и получает информационный листок, в котором указываются:

- реквизиты медицинского учреждения

- схема и особенности приема назначенных препаратов

- описываются их возможные побочные эффекты

- действия пациента в случае их возникновения

- указывается фамилия, имя, отчество и телефон врача, с которым пациент может проконсультироваться в случае возникновения осложнений.

Учет движения лекарственных средств

В соответствии с законом Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", нормативными актами и методическими указаниями Минфина России, Минздрава России, в целях упорядочения учета движения лекарственных средств предложены основные положения по учету товарно-материальных ценностей в натуральных измерениях и в денежном выражении по внутриведомственным формам первичных учетных документов.

- Учет движения лекарственных средств, в соответствии с действующими приказами и инструкциями.

- Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты:

- дату составления документа,

- наименование должностей лиц, ответственных,

- личные подписи указанных лиц.

При поступлении лекарственных препаратов в Центры СПИД или уполномоченное лечебно-профилактическое учреждение лицо, ответственное за его учет, хранение, выдачу его пациентам, ставит каждый лекарственный препарат на предметно-количественный учет в специальном журнале учета на основании приходного документа (счет-фактуры). Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен подписью руководителя и печатью лечебного учреждения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785, а не от 05.12.2005 N 757.

Предметно-количественный учет перечисленных лекарственных средств отражается в "Книге учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету" в соответствии Приказа Минздрава здравоохранения и социального развития РФ N 757 от 05.12.2005 "О порядке отпуска лекарственных средств".

В журнале выдачи противоретровирусных препаратов при их получении пациентом производится запись с указанием:

- даты выдачи препаратов пациенту

- фамилии, имени, отчества пациента

- наименования выданных препаратов

- количества выданных препаратов, фамилии и инициалов медицинского работника, выдавшего препараты

- подпись медицинского работника, выдавшего медикаменты

Книга заводится на год. На первой странице указываются лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету. Для каждой лекарственной формы, дозировки, фасовки лекарственного препарата отводится отдельный лист (разворот). Указываются единицы учета для каждого препарата. Исправления зачеркиваются и заверяются подписью материально-ответственного лица. Поступление отражается по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход записывается дневными итогами.

Хранение лекарственных препаратов

Приспособленные для хранения лекарственных средств помещения должны иметь заключение государственного и муниципального учреждения, уполномоченного Министерством здравоохранения и социального развития РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, о соответствии объекта или помещения лицензионным требованиям и условиям.

- Закрывающийся на ключ шкаф, обеспечивающий сохранность лекарственных препаратов, с возможностью использовать охранную сигнализацию

- Соответствующий температурный режим

- Журнал контроля температуры

- Наличие холодильной и морозильной камеры (при необходимости)

- Другое оборудование в соответствии со специфическими требованиями

- Ежедневный контроль условий хранения лекарственного препарата

- Проведение мониторинга температуры

- Контроль достаточного количества лекарственного препарата

- Контроль сроков годности лекарственного препарата

- Возвращенный пациентами лекарственный препарат должен непременно храниться отдельно от неиспользованного препарата.

Выдача лекарственных средств пациентам осуществляется центрами СПИД, ЛПУ или аптечными учреждениями на основании рецептов врачей в соответствии Приказа N 757 от 05.12.2005.

Использование лекарственных препаратов

Перед выдачей лекарственных препаратов пациенту:

- Необходимо удостовериться в точности маркировки препарата (данные на этикетке препарата должны совпадать с данными сопроводительных документов)

- Необходимо еще раз проверить срок годности препарата

- Проверить целостность упаковки

- Согласовать с пациентом: план лечения, вопросы тактики лечения, его последовательности

- Объяснить пациенту особенности приема лекарственных препаратов: часы приема, кратность приема, связь с приемом пищи (с учетом режима работы пациента)

- Провести подробную беседу с пациентом, акцентируя внимание на развитии нежелательных явлений

- Указать особенности хранения лекарственных препаратов в домашних условиях

- Предложить использование вспомогательных приспособлений (таймеры, таблетницы).

При выдаче антиретровирусных препаратов необходимо проводить:

- мониторирование лекарств, в первые недели приема (для повышения приверженности);

- выдачу памяток пациентам (контактная информация, информация о лекарственных препаратах, режим приема, даты плановых визитов).

При последующих визитах пациента:

- провести анализ остатков лекарственных препаратов (повышение приверженности).

Список использованных документов

- Закон Российской Федерации "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" от 30.03.1995 N 38-ФЗ (изменен от 22.08.2004);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785, а не от 05.12.2005 N 757.

- "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ, Приказ МЗСР РФ "О порядке отпуска лекарственных средств" N 757 от 05.12.2005;

- Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах;

- Постановление Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 577 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";

- Приказ МЗ РФ 23.08.1999, N 328 (в ред. Приказов Минздрава РФ от 09.01.2001 N 3, от 16.05.2003 N 206, от 19.12.2003 N 608);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации РФ от 22.11.2004 N 257, от 16.03.2005 N 216, от 29.04.2005 N 313;

- "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)";

- Методические рекомендации "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" (Утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 марта 2005);

- Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 5658-ВС "Об организации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности";

- Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения". ОСТ 91500.05.0007-2003 (утвержден Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (в ред. от 29.08.2004);

- Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (утверждена Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377).


Дата публикации: 12.05.2017 2017-05-12

Статья просмотрена: 338 раз

Статья посвящена вопросу лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных в условиях эпидемии ВИЧ на территории Российской Федерации. Проблема значимая, так как эпидемия приобретает неконтролируемое состояние, а вопрос лекарственного обеспечения пациентов рассмотрен не полностью и имеется широкий спектр проблем.

Ключевые слова: ВИЧ, инфекция, лекарственное обеспечение, оборот лекарств

The article is devoted to the issue of drug provision for HIV-infected people in the context of the HIV epidemic on the territory of the Russian Federation. The problem is significant, as the epidemic acquires an uncontrolled state, and the issue of drug support for patients is not fully considered and there is a wide range of problems.

Key words: HIV, infection, drug supply, drug turnover

За последний год прирост заболевших ВИЧ в России — более одиннадцати процентов от общего числа живущих с ВИЧ. По быстроте распространения заболевания в 2015 году Россия обгоняет такие африканские страны, как Зимбабве, Мозамбик, Танзания, Кения, Уганда, при этом в каждой из них почти вдвое больше больных, чем в нашей стране (1,4–1,5 млн человек) [1].

Основную причину продолжающегося ухудшения ситуации в России эксперты ЮНЭЙДС видят в том, что наша страна потеряла международную поддержку программ против ВИЧ и не смогла заместить ее адекватной профилактикой за счет бюджета [2].

В 2004–2013 годах крупнейшим донором профилактики ВИЧ-инфекции в регионе являлся Глобальный фонд, но в результате классификации России Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода международная поддержка прекратилась, а государственное финансирование не смогло обеспечить необходимыми препаратами больных. Сейчас в России действует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 689н, в соответствии с которым лекарства назначают только в случае критического снижения иммунитета ВИЧ-инфицированного [3]. Это не соответствует рекомендации ВОЗ, заключающейся в том, чтобы лечить всех больных сразу после выявления вируса. Отсутствие возможности обеспечения терапией всех ВИЧ-инфицированных (или хотя бы подавляющей их части) только способствует распространению данной патологии [4].

− увеличить количество кабинетов добровольного обследования и консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции на федеральном и региональном уровне.

− организовать отечественные производства и проведение клинических испытаний перспективных средств лечения ВИЧ-инфекции [6].

Пункт 3 Правил указывает, что осуществление обеспечения пациентов бесплатными медикаментами возможно с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции. Выдача бесплатных медикаментов осуществляется в структурном подразделении федерального специализированного медицинского учреждения. С учетом абзаца 5 пункта 12 Приказа Минздрава № 689н, в соответствии с которым антивирусную терапию назначают на основании решения врачебной комиссии Центра СПИД, можно сделать вывод, что такая практика противоречит рекомендациям ВОЗ по обеспечению антивирусной терапией всех пациентов, так как в данном случае широкий круг лиц остается без терапии.

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что вопросы лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных имеют достаточную правовую наполненность. Сложившаяся процедура назначения не соответствует современным реалиям и международной практике, когда после постановки диагноза сразу же назначают препараты, что, в первую очередь, продлевает жизнь пациента, а также снижает риск инфицирования для окружающих [9].

При лекарственном обеспечении больных всегда возникают вопросы, связанные с поставкой лекарственных препаратов, так как от этого зависят жизни пациентов. Поэтому необходимо рассмотреть порядок осуществления закупки препаратов для ВИЧ-инфицированных.

Процедура закупки лекарственных препаратов осуществляется следующим образом: на первом этапе Федеральное медико-биологическое агентство, Роспотребнадзор, ФСИН и федеральные государственные учреждения, оказывающие медицинскую помощь формируют заявку утвержденной формы не позднее 1 февраля на антивирусные препараты и препараты диагностики и отправляют её в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Данная процедура закупки имеет длительный характер (около трех месяцев) и возникает вопрос в распоряжение лекарственных препаратов, который, зачастую, ограничивает лечебные учреждение в осуществлении своих функций.

Исходя из порядка осуществления закупки и последующей передачи препаратов можно выделить ряд проблем.

Во-первых, конечный объем утверждает Минздрав, что влечет нехватку препаратов на местах, так как средств недостаточно для закупки препаратов для всех больных. Как итог: поступательная деградация и распространение ВИЧ.

Во-вторых, месячный промежуток после поставки, когда организация хранит препараты, но не может им распоряжаться. Такая практика негативна, так как зачастую возникают ситуации, когда препараты нужны и они есть, а использовать их нельзя.

Для решения сложившейся ситуации необходимо:

  1. Создать отдельный федеральный фонд в размере 15 миллиардов (на такую сумму необходимо закупать препараты для диагностики и лечения ВИЧ для предотвращения эскалации эпидемии в Российской Федерации);
  2. Изменить порядок закупки препаратов для лечения ВИЧ: осуществлять основную закупку раз в год и проводить дополнительную закупку каждый квартал с учетом новых выявленных больных для обеспечения их лекарственными препаратами;
  3. Изменить порядок распоряжения лекарственными препаратами таким образом, чтобы при отгрузке лекарственных препаратов учреждения-получатели могли бы ими распоряжаться сразу, а не через месяц. Для этого необходимо дополнить Постановление Правительства РФ № 1438 соответствующими положениями, а ответственность (в случае несоответствия препаратов или их недостаточности) возложить на должностных лиц учреждений-получателей.

Правительство Ленинградской области
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 декабря 2005 года N 285

Об организации обеспечения лекарственными
препаратами больных с ВИЧ-инфекцией

В соответствии с протоколом селекторного совещания Федеральной службы Роспотребнадзора от 02.12.2005 и в целях улучшения лекарственного обеспечения пациентов с ВИЧ-инфекцией

1. Правила обеспечения бесплатными лекарственными препаратами для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в Ленинградской области (приложение 1).

2. Отчетную форму об отпуске лекарственных препаратов пациентам с ВИЧ-инфекцией (приложение 2).

Приказываю:

1. Начальнику департамента по организации медицинской и лекарственной помощи населению Бурмистрову Г.В. довести до сведения главных специалистов комитета по здравоохранению и главных врачей ЦРБ муниципальных образований Правила обеспечения бесплатными лекарственными препаратами пациентов с ВИЧ-инфекцией (приложение 1).

Срок - до 27.12.2005.

2. Руководителю "Центра СПИД" Васильевой Т.В.:

2.1. Обеспечить организационно-методическое руководство за своевременностью и правильностью назначения антиретровирусной терапии (АРВТ).

Срок - постоянно.

2.2. Организовать сбор и анализ информации (отчетных форм) о больных, получающих АРВТ (приложение N 2).

Срок - ежемесячно.

3. Главным врачам ЦРБ муниципальных образований (МО):

3.1. Создать реестр пациентов с ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в назначении АРВТ.

Срок - январь 2006 года.

3.2. Назначить лиц, ответственных за получение, учет, хранение и отпуск лекарственных препаратов для АРВТ больным ВИЧ/СПИД в МО.

Срок - до 01.01.2006.

3.2. Обеспечить контроль за своевременностью предоставления ЛПУ информации о пациентах с ВИЧ-инфекцией и отчетов об отпуске лекарственных препаратов для АРВТ. (Предоставлять к 5 числу следующего за отчетным месяца в "Центр СПИД".)

Срок - постоянно.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета по здравоохранению Фомина М.М.

Приложение 1 к приказу. Правила обеспечения бесплатными лекарственными препаратами для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в Ленинградской области

УТВЕРЖДАЮ
председатель комитета по здравоохранению
Ленинградской области
А.Я.Гриненко
26 декабря 2005 года

1. Обеспечению лекарственными препаратами подлежат нуждающиеся в лечении взрослые и дети, все ВИЧ-позитивные беременные и дети, родившиеся от них, а также лица, нуждающиеся в проведении профилактического лечения антиретровирусными препаратами (АРВТ) в случаях возникновения риска заражения ВИЧ, при исполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Обеспечение пациентов лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с назначением врача-специалиста "Центра СПИД" и ответственного врача ЦРБ муниципального образования (МО) на основании заключения врачебной комиссии "Центра СПИД" с момента установления диагноза и при наличии показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.

3. При обращении пациента за медицинской помощью на него заполняется карта контрольного диспансерного наблюдения.

3*. Лечение пациентов в амбулаторных условиях осуществляется на основании стандартов оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, утвержденных приказом МЗиСЗ РФ N 77 от 13.08.2004, в пределах перечня лекарственных средств, отпускаемых пациентам бесплатно.
_________________
* Здесь и далее нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

4. Определение номенклатуры и количества лекарственных средств, необходимых для бесплатного обеспечения пациентов, осуществляется на основании заявки, представляемой в установленном порядке в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5. Централизованная поставка лекарственных препаратов для АРВТ осуществляется через аптеку Ленинградского областного государственного предприятия "Ленфарм", из которого по заявке (установленной формы), производится отпуск препаратов в "Центр СПИД" и ЦРБ МО.

6. Все бесплатные лекарственные препараты для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в Ленинградской области подлежат постановке на учет в бухгалтерии ЛПУ на основании приходного документа (счета-фактуры).

7. При отпуске пациентам лекарственных препаратов в отчетной документации, утвержденной настоящим приказом (приложение 2), производится предметно-количественный учет назначенных препаратов. Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен подписью руководителя и печатью ЛПУ.

6. Выдача лекарственных препаратов осуществляется в предназначенном для этого структурном подразделении "Центра СПИД" или уполномоченным врачом-инфекционистом ЦРБ муниципального образования.

8. Выдача лекарственных препаратов удостоверяется подписями медицинского работника, выдавшего медикаменты, и пациента, получившего их.

9. Ответственность за обеспечение пациентов лекарственными препаратами для лечения и химиопрофилактики ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях возлагается на главного специалиста по ВИЧ-инфекции Ленинградской области и комитет по здравоохранению.

Приложение 2 к приказу. Отчетная форма об отпуске лекарственных препаратов пациентам с ВИЧ-инфекцией для АРВТ

Приложение 2
к приказу
комитета по здравоохранению
Ленинградской области
от 26.12.2005 N 285

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции