Михаи л васи льевич голубо вич


Советский актер Михаил Голубович вошел в наше детство комиссаром Полевым из фильма Н. Калинина "Кортик" (1973 год). Как завороженная, смотрела я на доброго, сильного человека в фуражке с красной звездочкой. Хотелось перенестись в героические двадцатые, чтобы рядом с ним сражаться за Советскую власть. Кто бы мог тогда подумать, что наша встреча с Михаилом Голубовичем действительно произойдет во время гражданской войны. Но совсем другой - в Донбассе.

СУДЬБА СВEЛА нас в Ставрополе, где в начале марта проходил IX Международный славянский форум искусств "Золотой витязь". Перед жителями края выступали известные деятели культуры из России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Сербии. Художественный руководитель Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович был единственным, кто представлял на этом форуме Украину. Ту, живую, не пораженную нацизмом Украину, которая сегодня поддерживает истекающий кровью Донбасс.

Это невероятно, но Михаил Васильевич оказался моим земляком. Он появился на свет 21 ноября 1942 года в селе Гришковка под Золотоношей тогдашней Полтавской (ныне Черкасской) области во время гитлеровской оккупации. В ту осень мой двоюродный дед Яков в мешке из-под муки вывез из Золотоноши еврейского малыша Оську, спасая его от расстрела.

- Наша хата стояла на берегу реки Золотоношка, на месте бывшей пристани. Я - одиннадцатый ребенок в семье. Отец, Василий Харитонович, был на фронте связистом. Зимой 1943 года, выходя из окружения, он забежал на минутку домой, а сосед-полицай выдал его немцам. Отца они не успели задержать, но на маминых глазах бросили в полынью двух моих братиков. Меня, грудного, спасла пятилетняя сестра Катруся: спрятала в лежанке, в баке, где оставалось немного теплой воды. Поэтому я не заплакал.

Голос у Михаила Васильевича глубокий, как летний вечер на Украине. Он рассказывает о своем детстве, и я вижу далекое лето 1947 года. После победы над Японией возвращаются домой советские воины. Пятилетний Мишка, поправляя сползающую пилотку, стоит у железнодорожной насыпи и жестами просит у них закурить. Выглядит это комично, но солдаты почему-то плачут. Они бросают ему куски синего искрящегося сахара, галеты, консервы. И даже не подозревают, что спустя годы этот сельский мальчонка увековечит их на киноэкране: то в образе разведчика Васи Головина (фильм режиссера Ю. Ляшенко "Мерседес" уходит от погони"), то в роли старшего сержанта Федора Карпенко ("Дума о Ковпаке" Т. Левчука).

Советские воины-победители возвращаются домой. И все они похожи на Мишкиных старших братьев. Вот если бы и братья ехали в этих вагонах, а потом взяли да и спрыгнули к нему, Мишке! Все шестеро. Пусть без сахара, только бы спрыгнули. Но победные поезда мчатся мимо малыша в пилотке, не останавливаясь.

- Шестеро моих братьев погибли во время Великой Отечественной войны, - не пряча слез, говорит Михаил Васильевич. - Коля, Володя, Манило, Петя, Федя, Алеша. В детстве я подолгу рассматривал их на снимках: красивые, статные, а форма какая! Вот и пошел в школьную самодеятельность ради этой военной формы. Где же еще ее можно было надеть?

Участие в школьной самодеятельности, серьезное занятие спортом (Мишка избрал для себя самбо) заронили мечту стать актером.

- Киевский театральный институт я штурмовал несколько раз. После каждой неудачной попытки возвращался домой и работал на металлургическом заводе. Кем только не был: вагранщиком, шихтовщиком, помощником заливщика, даже молотобойцем. Потом уже стыдно стало возвращаться - поехал в Одессу и поступил на филфак. Но, проучившись полгода, бросил. А на следующий год стал студентом Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. На радостях дал домой телеграмму: "Буду артистом!" Приехал - и сразу к деду, Харитону Степановичу, который жил отдельно от нас. Стучусь к нему, он спрашивает: "Кто там?" "Я!" - отвечаю звенящим от счастья голосом. "А, это ты, Миша. - разочарованно тянет дед. - Думал, кто-то стоящий пришел, а оно - артист. "

ТEАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Михаил Голубович окончил в 1967 году. Eго первая роль в кино - старшина в новелле "Мотря" киноальманаха Г. Габая "Начало неведомого века" - стала единственной комедийной.

- У Габая меня увидел режиссер Николай Мащенко и пригласил в свой фильм "Комиссары". Параллельно я снимался в роли советского героя французского Сопротивления Василия Порика в картине Ю. Лысенко "Узники Бомона". Затем была "Красная метель" в "Молдова-фильме" режиссера В. Паскару - о событиях 1917 года в Бессарабии, где я сыграл главного положительного героя Козму Калмацуя. Роль Артема в фильме Н. Мащенко "Как закалялась сталь", детская приключенческая лента "Кортик", в которой я снимался вместе с Леонидом Кмитом - Петькой из знаменитого "Чапаева" братьев Васильевых. Был Иваном Хмелем в "Юркиных рассветах" Н. Ильинского, добром фильме о жизни сельской молодежи 1970-х. Да много чего было. Я ведь снялся почти в сотне фильмов.

- Михаил Васильевич, ваш типаж в кино - положительный герой: комиссар, советский командарм, партизан. В то же время вы очень убедительно сыграли черносотенца, полицая, верховода УПА. В чем секрет?

- Гениальнее Станиславского на этот вопрос никто не ответил: "Я в предлагаемых обстоятельствах". Просто ставил себя на место того или иного персонажа, учитывая исторические реалии. Иначе говоря, все пропускал через себя. Помню съемки картины А. Салтыкова "И был вечер, и было утро" на "Мосфильме" в 1970 году. Я играл там главную роль, матроса Годуна. И когда в меня стреляли, настолько реально это почувствовал, что под левой лопаткой возникла дикая боль.

- Как вы попали в Луганск?

- В 1967 году меня пригласил работать в тогдашний Ворошиловградский областной драматический театр его руководитель народный артист УССР Петр Исидорович Ветров. Проезжая город металлургов Коммунарск, я увидел разноцветный дым, которого у нас на Черкасщине никогда не было, и ужаснулся: "Куда же меня занесло?" Прибыл в Ворошиловград, а театр гастролирует по области. Догнав своих коллег на "кукурузнике", начал с ними работать. Театр тогда состоял из двух трупп: русской и украинской. Двадцать лет спустя я стал его художественным руководителем. В 1990 году украинская труппа превратилась в Луганский областной украинский музыкально-драматический театр, получивший отдельное помещение на улице Оборонной, которым я нынче руковожу.

- Слышала, что у вас работает талантливая молодежь. Как вы ее готовите?

- В 1996 году мне поступило неожиданное предложение возглавить управление культуры и искусств Луганской области. Вначале отказался, но услышал: "Eсли вам все равно, что будет у нас с культурой, уходите!" И я остался почти на 10 лет: именно столько проработал во главе управления. За это время мы объединили наши училища - культпросветное, художественное и музыкальное имени Прокофьева в Северодонецке - в колледж. Я набрал в нем первый актерский курс и почти всех выпускников взял к себе в театр. В 2002 году нам удалось добиться открытия Луганской государственной академии культуры и искусств.

- В ленте О. Коберидзе "Ждите связного", снятой в 1979 году на Киевской киностудии им. А. Довженко, вы создали образ иуды-полицая Дмитра. Комиссара партизанского отряда Беляева сыграл тогда Владимир Талашко. Но слово "роль" означает не только художественный образ, создаваемый актером, это еще и форма поведения человека в какой-либо ситуации. В 2014 году, когда на Украине произошел нацистский переворот, Талашко снялся в рекламной роли советского ветерана, благословляющего внука в так называемой АТО расстреливать Донбасс. Вы же по-прежнему остались работать в Луганске - под обстрелами "воинов" АТО. Для человека из украинской творческой среды подобный шаг - большая редкость.

- Национализм - это не мое. Я не могу принять данную идеологию. Не могу! Вот и все. Никогда не брошу родной Луганск, моих студентов, которые иногда играют без хлеба, воды и тепла. С 2014 года название "Театр на Оборонной" имеет для нас особый смысл. Театр-то наш был создан 15 августа 1941 года и сразу же поехал на фронт! В 2017-м мы поставили рок-оперу "Распятая юность", посвященную 75-летию подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия", с которой стали лауреатами XV Международного театрального форума "Золотой витязь".

- Михаил Васильевич, вы удивительно похожи на украинского писателя Григора Тютюнника. Не только внешне, внутренне, но и жизненными обстоятельствами. Он тоже родился на Полтавщине, потом жил на Луганщине, много о ней писал.

- Так мы же дружили с Григором! Он частенько приходил в наше студенческое общежитие. Шебутной был хлопец, но настолько честный, искренний.

- И очень талантливый! Как и его старший брат Григорий Тютюнник, автор лучшего романа о коллективизации на Украине "Вир" ("Водоворот"). Как актер и режиссер Леонид Быков. Все они трепетно любили Украину, но были напрочь лишены национализма! Это помогло им создать пронзительно чистые и нужные людям произведения. Даже маленькая националистическая червоточинка способна разрастись и поглотить самый большой талант. В истории Украины подобных примеров не счесть. А тот же Григор Тютюнник боролся не с мифическим "ворогом нации", а с конкретным украинским обывателем и наивысшей мудростью считал доброту.

- Совершенно с ним согласен! Помню, как в детстве наша бабушка Соня посадит, бывало, нас с Катей себе на колени и щипнет легонько. "Что, - спрашивает, - больно?" Вот так же и каждому человеку больно. Eсли научитесь понимать людей через эту боль, то и люди вас всегда понимать будут.

- Сестру давно видели?

- Давно. Я же на Украину не въездной, поскольку занесен на известный сайт "Миротворец" с формулировкой: "Сепаратист, пособник террористов". Черкасские СМИ пишут: "Уроженец казацкой Золотоноши Голубович верно служит самопровозглашенной ЛНР!" Да, у меня действительно казацкие корни: имею выписку из реестровой книги, в которой значится атаман 10-го Золотоношского полка казачьего Онисько Голубович. И в фильмах я играл казаков, даже Тараса Бульбу на острове Хортица в ландшафтном спектакле Eвгения Головатюка. Но разве я должен из-за этого предавать Луганск, где творчески состоялся и прожил более полувека?!

- Одна из черкасских газет поместила снимок вашего киногероя Васи Головина в немецкой форме и подписала: "Михаил Голубович уже в молодости сыграл гитлеровца".

Тот, кто это сделал, никогда не видел фильм "Мерседес" уходит от погони", где переодетые в немцев советские разведчики орудуют во вражеском тылу. Жители нынешней Украины отлучены от искусства кино. Местные киностудии разгромлены и разграблены, советские киноленты запрещены. А из невежества как раз и произрастает эта дикость - национализм.

- Но на Украине и в творческой среде есть люди, понимающие правду о происходящем. Один мой коллега, известный актер, узнав, что я остался в Луганске, позвонил и сказал: "Пышаюся (то есть горжусь) тобою!" Поэтому я верю: здравый смысл на Украине все-таки победит.

В СТАВРОПОЛЬ, на IX Международный славянский форум искусств "Золотой витязь", луганские артисты привезли лирическую концертную программу. Михаил Васильевич с отеческой любовью следил за их выступлением из зрительного зала. А я смотрела на него и думала: этот человек вошел в историю не только самобытным артистом, но и истинным гражданином, не допустившим, чтобы его родную Украину считали нацистским государством. В фильме "Обыкновенный фашизм" Михаил Ромм утверждал: "Но были и другие немцы". И на экране появлялись одухотворенные лица немецких антифашистов. "Но есть и другие украинцы!" - заявляет миру народный артист УССР и ЛНР Михаил Васильевич Голубович, не бросивший Луганск, которому сегодня, как говорила его бабушка Соня, "больно".

Юноши в костюмах советских летчиков и девушки в ситцевых платьях, танцуя, запускали в зрительный зал бумажные самолетики. Один спланировал возле меня, и я взяла его себе на память. Он сделан из программки Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, написанной на украинском языке.

Голубович Михаил Васильевич


Биография

Голубович Михаил Васильевич родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша. Его большая семья, а был он одиннадцатым ребенком в семье, жила издавна на Черкасщине. Трагический след оставила в семье война, на которой погибли братья и сестра Михаила. Видимо поэтому, тема войны станет потом одной из главных в его творчестве. С детства Михаил участвовал в самодеятельности, занимался спортом. Первую роль сыграл на школьной сцене в спектакле по роману А. Гончара "Знаменосцы". После окончания школы, был рабочим - работал слесарем-монтажником.

В 1967 году окончил Киевский институт театрального искусства имени. Карпенко-Карого (курс. Харченко). С того же времени работает в Луганском музыкально-драматическом театре.

Навсегда душой и сердцем прикипел к Луганской земле. Здесь встретил свою любовь, здесь родились его сыновья.

С 1987 года возглавлял украинскую труппу, реорганизованную в 1990 году в Украинский музыкально-драматический театр. Сыграл роли в 150 спектаклях.

Творческий путь мастера отметился созданием ярких сценических образов, с присущей для актера масштабностью мышления, с глубоким психологическим проникновением в тайны человеческой души. Это - Спартак, Пархоменко, Диоген, Платон, Антоний, Варавва.

В кино Михаил Голубович работает с 70-х годов, когда в украинской кинематограф пришло новое поколение режиссеров, актеров, операторов. Он привлек к себе сразу же. Его яркая внешность, внутренняя глубина и сила характера были созданы для воспроизведения на экране сильного человека. Поэтому эта тема становится ведущей в его творчестве.

В течение всего времени вниманием кинематографа Михаил Голубович не обойден. Он снялся более чем в 70 фильмах. В 70-80-е годы был одним из самых востребованных актеров украинского кино, снимался на разных киностудиях - в Москве, Ленинграде, Свердловске, Минске, Киеве и на киностудиях Европы.

Но, как говорит сам актер: "Главное не число, а работа с мастерами кино на различных студиях. Это и школа, и институт, и академия живительный кислород творчества и небывалый стимул".

Одна из причин популярности Михаила Голубович - весьма представительная внешность. На съемках фильмов, в частности актерского дара, ему пригодились и его спортивные качества: он мастер спорта по самбо, альпинист, хорошо плавает, ездит верхом, мастерски владеет саблей и всегда работает без каскадеров. Как писали кинокритики: "Высокого роста, крепкого телосложения, с суровыми чертами лица, актер очень хорошо вписывался в психологические драмы из народной жизни, и в исторические и приключенческие ленты".

Фильмы с его участием - "Комиссары", "Был вечер, и было утро", "Дума о ковпаке", "Берег" по роману Бондарева, "Бирюк", трехсерийный "Кортик", "Как закалялась сталь", "Юрку рассветы" пользуются и сейчас любовью зрителей.

С 1996 года Михаил Васильевич Голубович, начальник управления культуры и искусств облгосадминистрации. Он отдает этому делу много энергии, помогает выжить в нелегких экономических условиях отечественной культуры, которую очень ценит и любит.

Михаил Васильевич много сделал и делает для развития культуры области. То что Украинский музыкально-драматический театр в честь своего 60-летия Указом Президента получил звание Академического - значительная заслуга Голубович.

Михаил Голубович яркий и на сцене, и на экране, и в жизни. Умеет создать атмосферу искреннего общения. Все кто общается с Михаилом Васильевичем знают, что это - преданная своей профессии, сильная, смелая, надежный человек.

Голубович Михаил Васильевич принадлежит к тем личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в "Золотую книгу Украины 2000".

Народный артист Украины с 1977 года.

Библиография

  • Луганщина в лицах II . - Михаил Голубович. Кондратий Булавин . Диск №2. - Луганск:РТС, [2011]. - 1 электрон. опт. диск (DVD)
  • Народный артист Михаил Голубович в роли Тараса Бульбы. 2007: [Изобразительный материал] - Луганск : Максим, 2008. - С. 77.
  • Народные артисты Украины О. Сумская и М. Голубович в телевизионном фильме "Роксолана" : [Изобразительный материал] // Луганщина в лицах и событиях. - Луганск : Шико, Виртуальная реальность, 2008. - 351.
  • Берег наш Луганский [Текст] . - Киев, 1998 . - 256 с.
  • Кошелева Л. Ю. Михаил Голубович [Текст] / Л. Ю. Кошелева. - Минводы : Кавказская здравница, 1987 . - 31 с.

  • Скоркин К. Наш Бульба [Текст] / К. Скоркин // РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИЖИЦА . - 2009 . - 20-26 апреля (№ 15). - С. 1, 6.
  • Велимчаниця А. Херсон театральный [Текст] / А. Велимчаниця // КИНО-ТЕАТР . - 2009 . - № 4. - С. 10-14.
  • Слезки, А. Есть еще порох в пороховницах! [Текст] / А. Слезко // УКРАИНСКИЙ ТЕАТР . - 2009 . - № 2/4. - С. 36-37.
  • Доленко В. Михаил Голубович: "Люди устали от бездуховности. " [Текст] / В. Доленко // КИНО-ТЕАТР . - 2010.- № 2. - С. 6-7.
  • Михаил Голубович [Текст] // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА . - 2010 . - 25-31 окт. - С. 6.
  • Пронина Т. Михаил Голубович: "Я горжусь, что работаю здесь" [Текст] / Т. Пронина // ЭКСПРЕСС-НОВОСТИ.- 2010 . - 25-31 окт. - С. 2.
  • Шматченко, Ю. Луганский рыцарь Дикого Поля [Текст] / Ю. Шматченко // ГОЛОС ДОНБАССА . - 2010 . - 29 ноя.-5 дек.- С. 15.
  • Машковская Л. Михаил Голубович: нельзя касаться святого [Текст] / Л. Машковская // УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА . - 2008 . - № 1. - С. 28-29.
  • Спектор В. Михаил Голубович: "И Гоголь был бы удивлен" [Текст] / В. Спектор // НАШЕ ЗАВТРА . - 2008 . - № 4.- С. 6.
  • Среди почетных - достойные люди [Текст] // ВЕСТИ РЕГИОНА . - 2008 . - 4 июня (№ 23). - С. 1.
  • Михаил Голубович стал почетным гражданином [Текст] // ЭКСПРЕСС-НОВОСТИ . - 2008 . - 22-28 сент. - С. 1.
  • Машковская Л. Две дороги - две судьбы [Текст] / Л. Машковская // ЭКСПРЕСС-КЛУБ . - 2008 . - 24-30 ноя. - С. 37.
  • Дорофеева А. А. "Главная роль - человеком быть": штрихи к портрету Михаила Голубовича [Текст]/ А. А. Дорофеева // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА . - 2008 . - 24-30 ноя. - С. 7.
  • Хроника культурной жизни Украины [Текст] // ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ . - 2008 . - № 10. - С.1.
  • Михаил Голубович стал почетным гражданином // Экспресс-клуб. - 2008. - 24 сент. - № 39. - С. 1, фот
  • Ромашко В. Актерская судьба [Текст] / В. Ромашко // Уездный город. - 2007 . - 30 июл.-5 авг. - № 10 . - С. 1, 2.
  • Маврина А. Казак луганский Михаил Голубович [Текст] / А. Маврина // Экспресс-клуб. - 2006 . - № 43 . - С. 5.
  • Алябьева Л. Голубович носит "оселедець" [Текст] / Л. Алябьева // Городской курьер . - 2006 . - № 42 . - С. 4.
  • Голубович М. Когда компас - предмет ненужный [Текст] / М. Голубович // XXI ВЕК . - 2005 . - 13 июл. - С. 8.
  • Кобельнюк А. . И вечное открытие себя [Текст] / А. Кобельнюк//РАКУРС-плюс . - 2005 . - 6 авг. - С. 1, 6.
  • Киртока В. Народный артист Украины Михаил Голубович. [Текст] / В. Киртока // Факты и комментарии. - 2005 . - 29 сент. -С. 14.
  • Сын щедрой земли [Текст] // Известия Луганщины. - 2004 . - 26 Жовт. - С.4.



Глава администрации Луганска Манолис Пилавов своим распоряжением присвоил художественному руководителю Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, народному артисту Украины и Луганской Народной Республики Михаилу Голубовичу звание Почетный гражданин города Луганска.

Соответствующее распоряжение Пилавов озвучил со сцены городского ДК имени Ленина во время торжественного мероприятия, посвященного 221-й годовщине со дня основания Луганска.

В зале присутствовали Почетные граждане Луганска, труженики всех профессий, которые ежедневно работают на благо города, ветераны Великой Отечественной войны и труда.

"Распоряжением главы администрации Луганска от 5 сентября 2016 года №483 о присвоении почетного звания "Почетный гражданин города Луганска", почетное звание присвоено Михаилу Голубовичу, народному артисту Украины и Луганской Народной Республики, художественному руководителю Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной", - говорится в распоряжении главы администрации Луганска.

Соответствующее удостоверение и регалии Голубовичу вручили мэр столицы Республики и заместитель руководителя администрации главы ЛНР Олег Черноусов.

Также почетными грамотами и знаками отличия городской администрации награждены жители Луганска, добившиеся высоких результатов в различных сферах жизнедеятельности города.

"Уважаемые земляки, дорогие луганчане, гости нашего города! Мы из года в год писали летопись истории нашего города своими подвигами, прославляющими наш любимый город. И сегодня луганчане остаются такими же преданными и любящими свой город. Своим трудом они сегодня отстаивают город, учат наших детей, возрождают все то разрушенное, которому, к большому сожалению, мы в 2014 году были свидетелями" - отметил Пилавов.

"За последнее время - два прошедших года после 2014 года - мы по-другому смотрим друг на друга, мы по-другому оцениваем поступки близких и друзей. И не спроста говорят о том, что сегодня мы поделили жизнь на "до" и "после". Сегодня наш луганчанин по-другому смотрит на наши улицы, на те розы, которые цветут в нашем городе. Они сегодня с радостью смотрят на те огни восстановленного цирка, который приносит радость нашим горожанам, и многое-многое другое, которое сегодня, к сожалению, нельзя забыть. Я сам такой и не хочу, чтобы люди забывали события 2014 года", - подчеркнул глава столичной администрации.

"Сегодня праздник, сегодня городу исполнился 221 год. Да, говорят - "не такая большая история". Но посмотрите, сколько достойных людей вышли из нашего города, сколько людей прославляли и прославляют его", - акцентировал Пилавов.

"Я благодарен всем, сидящим в этом зале, всем горожанам, за то, что они так самоотверженно трудятся и поддерживают наш город, чтобы он стал краше и уютней для всех нас. Я сегодня говорю, что я горжусь, что я луганчанин, потому что вместе с вами мы отстояли те тяжелые времена и сегодня настроены на то, чтобы восстановить и развивать наш город, чтобы наши дети жили в достойном государстве", - добавил он.

От имени главы Республики и его администрации собравшихся поприветствовал и Черноусов.

"Примите самые теплые поздравления с нашим общим праздником - днем рождения любимого города. 221 год назад началась история Луганска, города с выдающейся судьбой. И, несмотря на то, что это достаточно молодой возраст, Луганск испытал за все это время лихие испытания в виде войн и революций, испытал разрушения и блокады. И на нашу с вами долю выпали нелегкие испытания и агрессия", - сказал он.

" Наш город постепенно выходит на довоенный уровень. Благодаря совместным усилиям. мы каждый день решаем очень важные задачи. Совместными усилиями проводится созидательная работа по восстановлению инфраструктуры города. Благодаря жителям Луганска, мы, используя свое богатое историческое наследие, делаем все для того, чтобы наш город был красивым, доброжелательным и процветающим. Желаю вам мира, добра и благополучия", - пожелал заместитель руководителя администрации главы ЛНР.

"Я очень люблю людей, живущих в моем Луганске, людей трудолюбивых, простых, открытых. Луганск жил, живет и будет жить!", - сказал в ответном слове Голубович.

Михаил Васильевич Голубович родился 21 ноября 1943 года в Черкасской области. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1967 года служит в Луганском академическом украинском музыкальном драматическом театре. За свою карьеру сыграл более 75 ролей в кино, став актером и режиссером с мировым именем. В 1977 году получил звание народный артист Украинской ССР.

Глава ЛНР Игорь Плотницкий в декабре 2015 года своим указом присвоил Голубовичу почетное звание "Народный артист Луганской Народной Республики". Также Плотницкий наградил Голубовича медалью "За заслуги" первой степени.

Напомним, что звание "Почетный гражданин Луганска" присуждается за активное участие в общественно-политической жизни города Луганска. Начиная с 1965 года, этого звания были удостоены 90 человек. На присвоение почетного звания в нынешнем году в администрацию Луганска было подано пять кандидатур.



— Михаил Васильевич, судя по воспоминаниям очевидцев, выйдя на свободу, Параджанов еще долго не мог прийти в себя. Он избегал общения с людьми, с которыми был дружен до ареста. Не позвонил даже 85-летней Лиле Брик, которая больше всех сделала для его освобождения. Почему Сергей Иосифович отбил телеграмму именно вам?

Из тюремных писем Параджанова:

— Вы знали, что в Стрижавке, где Сергей Иосифович находился до этого, он даже пытался покончить жизнь самоубийством?

— Нет. Но я понимал, что ему требуется срочная помощь. О том, чтобы встретиться с ним официально, нечего было и думать — Параджанов тогда бы лишился права на свидание с сыном Суреном. Поэтому пришлось искать обходные пути. Это было не так просто, потому что режиссер находился под неусыпным контролем КГБ.

— Ну да, это же была особая колония. До Параджанова там, как известно, сидел диссидент Владимир Буковский.

— Если честно, я не вникал тогда в эти дела, занимался только творчеством. Но как можно было спокойно сниматься, репетировать в театре, зная, что страдает такой человек?

Помочь мне согласился фронтовик Аркадий Львович Класс. Помните в учебниках истории фотографию пленного Паулюса? Красноармеец, который фельдмаршала конвоирует, — это и есть Класс. Человек необыкновенной судьбы, он был невероятно отзывчивым и душевным. Тогда ветеранам выдавали продуктовые наборы, но он не мог их есть один. Получив, скажем, пять кило дефицитной гречки, тут же раздавал все знакомым, друзьям — по килограмму-полтора, чтоб никого не обделить.

— Представляю, как Параджанов обрадовался, увидев вас.

Из тюремных писем Параджанова:

— Похоже, Сергей Иосифович уже не надеялся дожить до освобождения. Он даже отправил матери из зоны прядь своих волос и попросил, если не вернется, похоронить там, где лежат родные. Ну что вы в такой ситуации могли сделать?



Телеграмма, которую отправил Параджанов, выйдя из тюрьмы перед Новым, 1978-м годом.

Из тюремных писем Параджанова:

— Помните свою последнюю встречу с Сергеем Иосифовичем?

— Вам повезло с подарком. Лилии Брик он на 8 Марта прислал из зоны букет из колючей проволоки и собственных носков, а племяннику привез после отсидки спичечный коробок, полный вшей, чтобы тот лучше прочувствовал тюремную атмосферу.

— Это как раз известно. В том году Лилия Брик поехала в Париж на открытие выставки Маяковского. Там встретилась с французским поэтом Луи Арагоном, женатым на ее сестре Эльзе Триоле и входившим в руководство Компартии Франции. Она уговорила влиятельного зятя приехать в Москву и попросить Брежнева об освобождении режиссера. Арагон встретился с генсеком на балете в Большом театре. Правда, Леонид Ильич не понял, о ком идет речь, но команду дал.

— Я не исключаю, что все просто совпало. Теперь можно рассказывать что угодно. Вот говорят, когда Сережу перед освобождением спросили, куда билет брать, он попросил в Иран — причем в один конец. Может, еще одна красивая легенда из тех, что окружали его всю жизнь. Мы далеко не все в этой истории знаем, а я могу рассказать только то, чему сам свидетель.



Даже в самые тяжелые для себя времена Сергей Параджанов оставался внутренне свободным человеком

— В 70-х-80-х годах вы были одним из самых востребованных киноактеров, именно в 1977 году получили звание народного артиста Украины. Понимали, что рискуете своей карьерой, связавшись с опальным Параджановым?

Из тюремных писем Параджанова:

— Вы встречались с Параджановым уже на свободе?


1969 Начало неведомого века
1969 Комиссары
1970 Узники Бомона
1970 И был вечер, и было утро.
1971 Красная метель
1972 Пропавшая грамота
1972 Последний гайдук
1973 Свадьба (СССР, Югославия)
1973 Кортик
1973 Как закалялась сталь
1973-1976 Дума о Ковпаке
1974 Юркины рассветы
1974 Хождение по мукам
1974 Гуси-лебеди летят
1975 На край света.
1975 Мустанг-иноходец
1976 Театр неизвестного актера
1976 Всего одна ночь
1977 Враги
1977 Бирюк
1978 Путь к Софии (СССР, Болгария)
1978 Море
1978 Молодость - киноальманах выпуск 1-й
1979 Поезд чрезвычайного назначения
1979 Ждите связного
1979 Гонка с преследованием
1980 Мужество
1980 "Мерседес" уходит от погони
1981 Родник
1981 Ночь коротка
1981 Колесо истории
1981 Долгий путь в лабиринте
1981 Высокий перевал
1982 Преодоление
1983 Легенда о княгине Ольге
1983 Берег (СССР, ФРГ)
1984 Тихие воды глубоки
1985 П о зову сердца
1985 На крутизне
1985 Легенда о бессмертии
1985 Диктатура - фильм-спектакль
1986 Обида
1986 Мама, родная, любимая.
1986 Где-то гремит война
1987 Соломенные колокола
1987 Прощай, шпана замоскворецкая.
1987 Пока есть время
1987 Акселератка
1988 Штормовое предупреждение
1988 Дубровский
1989 Наваждение
1990 Под северным сиянием (СССР, Япония)
1990 Буйная
1991 Казаки идут
1992 Луна-парк (Россия, Франция)
1992 Ехать - значит ехать. (Украина)
1992 Вишнёвые ночи (Украина)
1992, 2006 Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия)
1993 Заложники страха (Украина)
1993 Дети чугунных богов
1994 Дорога на Сечь (Украина)
1995 Остров любви (Украина)
2001 Молитва о гетмане Мазепе (Украина)
2003 Роксолана 3. Владычица империи (Украина)
2009 Дума о Тарасе Бульбе (Украина)
2009 День побеждённых (Украина)
2011 Огни притона
2011 Люблю и точка (Украина)
2015 Последний янычар (Россия, Украина)

ГОЛУБОВИЧ
Михаил Васильевич

Родился 21.11.1943, Золотоноша, Черкасская обл.

Михаил Голубович родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области. В детские годы Михаил активно занимался спортом, со временем став мастером спорта по самбо. А ещё он принимал участие в самодеятельности, что и подтолкнуло его после окончания школы связать свою дальнейшую жизнь с актёрской профессией. Однако поступить театральный институт оказалось непросто. Несколько раз его постигали неудачи, но юноша не терял надежды. Работая на металлургическом заводе (молотобойцем, вагранщиком, помощником заливщика), он верил, что удача ему улыбнётся, и, в конце концов, поступил в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого.

В 1967 году Михаил Голубович окончил институт и получил направление в Ворошиловград (ныне – Луганск) в местный музыкально-драматический театр, куда получил назначение по окончании Киевского института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Его сцене он остался верен на всю жизнь, а с 1987 года стал его художественным руководителем.

С 2000 года Михаил Голубович занимается преподавательской деятельностью - ведёт актёрский курс в Луганском институте культуры и искусств.

За годы работы в Ворошиловграде-Луганске Михаил Голубович завоевал любовь и уважение жителей, став настоящей легендой города.

Кино советского периода

В 1995 году Михаил Васильевич Голубович возглавил управление культуры Луганской облгосадминистрации и проработал в этой должности до 2005 года. В 2002 - 2006 годах являлся депутатом Луганского областного Совета. 31 октября 2010 года был избран депутатом Луганского областного Совета по списку Партии регионов. Кроме того Михаил Васильевич возглавлял областную организацию Республиканской партии Украины.

Кино 90-х и нового века

Государственный переворот на Украине, и последующая за ним гражданская война, раскололи общество. Коснулось это и артистов. Некоторые из актёров Луганского музыкально-драматического театра предпочли выехать с территории образовавшейся Луганской Народной Республики, однако большая часть труппы осталась. Остался и Михаил Голубович. Друзья из Москвы предлагали ему перебраться в российскую столицу, подальше от боевых действий, но Михаил Васильевич заявил, что не может оставить город, ставший ему родным, и коллектив театра.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции