Мари на лавре нтьевна попо вич

Попович Мария Лаврентьевна

Попович Марина Лаврентьевна – выдающаяся лётчица, инженер-полковник ВВС, доктор технических наук, профессор; одна из немногих женщин — лётчиц-испытателей самолётов от сверхзвуковых истребителей до тяжёлых транспортных машин, член Союза журналистов, писатель.

Закончила Новосибирский авиационный техникум, в годы учёбы в техникуме одновременно была курсантом лётного отделения Новосибирского аэроклуба. Закончила Центральную объединённую лётно-техническую школу г. Саранска, Академию гражданской авиации. Позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

Летает с 1948 г.; была инженером-конструктором на заводе (1951 г.); инструктором Центральной лётно-технической школы г. Саранска (1954–1955 гг); с 1958 г. – была лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова; позже уходит служить в Военно-Воздушные Силы. В 1960 г. стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах. С 1964 г. – лётчик-испытатель.

Интересуется уфологией, увлекается горнолыжным спортом, любит поэзию.

Именем Попович названа звезда в созвездии Рака.

Попович, М. Л. Крылья крепнут в полёте. Очерки. Стихи / М. Л. Попович. – М.: Воениздат, 1973. – 133 с. : ил.

Попович, М. Баллада о вечной любви. Мечта : стихи / М. Попович // Советский воин. – 1978. – № 18. – С. 4.

Попович, М. Л. Верные помощники лётчиков : [о книге Г. Губанова Доброе утро люди! – М.: Московский рабочий, 1977. – 192 с.] // Огонёк. – 1978. – № 8. – С. 20.

Попович, М. Л. Автографы в небе : очерки // Кожевников, Т., Попович, М. Песнь высоты / Т. Кожевников, М. Попович. – М., 1980. – С. 80–140.

Кожевникова Т. Б., Попович М. Л. Жизнь – вечный взлёт / Т. Б. Кожевникова, М. Л. Попович. – М.: Воениздат, 1980. – 255 с.

Кожевникова Т. Б., Попович М. Л. Песнь высоты / Т. Б. Кожевникова, М. Л. Попович; предисл. Н. П. Каманина. – М.: ДОСААФ, 1980. – 141 с.: ил.

Попович, М. Хождение за 2 маха : записки лётчика-испытателя / М. Попович. – М., 1981.

Попович, М. Первые полёты : из записок жены космонавта / М. Попович // Москва. – 1982. – № 4. – С. 169–176.

Попович, М. Крылатая Надежда : новелла / М. Попович // Огонёк. – 1986. – № 11. – С. 14–16.

Попович, М. Л. Автограф в небе / М. Л. Попович. – М.: Советская Россия, 1988. – 316 с. : [17] л. ил., портр.

Крылатая душа : слова М. Попович, музыка В. Коренного // Рабочий путь (Смоленск). – 1984. – 16 нояб.

Яковлев, С. Спутница космонавта : о жене П. Поповича М. Л. Попович / С. Яковлев // Рабочий путь (Смоленск). – 1962. – 23 сент.

Барашев, П. Сердце на крыльях : [о лётчике-испытателе майоре М. Л. Попович: очерк] / П. Барашев // Правда. – 1972. – 8 марта.

Герасимов, А. И. Мечте нет предела : [о лётчице М. Л. Попович] / А. И. Герасимов. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1976. – 83 с. : 12 л. ил.

Гончаренко, Г. Призвание : докум. повесть [о М. Л. Попович] / Г. Гончаренко. – М.: Московский рабочий, 1979. – 128 с.

Марина Попович о своей профессии и о себе : беседа корреспондента АПН Вардвана Варжапетяна с лётчиком-испытателем М. Попович // Рабочий путь (Смоленск). – 1984. – 24 июля.

Юревич, М. Автограф знаменитой лётчицы : [о М. Л. Попович] / М. Юревич // Рабочий путь (Смоленск). – 1984. – 22 янв.

Гончаренко, Г. И. Крылья аэроклуба : [документ. повесть о М. Л. Попович] / Г. И. Гончаренко. – М.: Издательство ДОСААФ, 1982. – 144 с. : 8 л. ил.

Самолёты и тарелки : интервью с лётчиком-испытателем Мариной Лаврентьевной Попович // Советский Союз. – 1986. – № 7. – С. 38–39 : фото.

Мистика? Нет, необычная реальность! : [о встречах с НЛО в воздухе – президент Среднеазиатской и Казахстанской коллегии уфологических наук, лётчик-испытатель, инженер-полковник М. Л. Попович] // Техника-молодёжи. – 1991. – № 5. – С. 35–39 : фото.

Что видела Марина Попович? // Гласность. – 1991. – 13–19 июня (№ 24). – С. 7.

Попович Марина Леонидовна : [биографическая справка] // Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье : справочник. – М., 1993. – С. 520–521.

Попович, М. Л. Трепетный зов синевы : [беседа с лётчиком-испытателем М. Л. Попович] / М. Л. Попович; записал Б. Калашников // Смена (Смоленск). – 1993. – № 8. – С. 140–156.

Попович, М. Чудо-мир Марины Попович : [беседа с М. Попович об аномальных явлениях] / М. Попович // Невероятный мир. – 2000. – № 11–12. – С. 15–17.

Беломестнов, О. Легендарная Марина Попович стала Почётным гражданином г. Велижа / О. Беломестнов // Рабочий путь (Смоленск). – 2009. – 29 июля. – С. 1 : фото.

Качулина, Л. Достойна звания : [о Почётном гражданине г. Велижа, лётчике-испытателе М. Л. Попович, Герое Соц. Труда. Биография, награды] / Л. Качулина // Велижская новь (Смоленск). – 2009. – 13 авг. – С. 3 : фото.

Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля 1931, хутор Леоненки Велижского района Западной области — 30 ноября 2017, Краснодар [1] ) — советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР [2] , 102-кратный рекордсмен мира. Полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России [3] .

Биография Править

Марина Лаврентьевна Васильева родилась, по официальным данным [4] , 20 июля 1931 года, с её слов — 12 июля 1937 года [5] , в Велижском районе Западной области (ныне Смоленская область), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой [6] .

Детство Марины прошло в деревне Самусенки [4] . В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина [6] .

Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл.

Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижёром в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства [8] . В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала:

Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось [8] .

В 1947 году для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них — малый рост (1,50 метра).

Летать Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) она некоторое время работала там инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу [12] , а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации [13] .

В 1955 году Марина вышла замуж за будущего лётчика-космонавта СССР Павла Поповича, в браке с которым прожила 30 лет [14] .

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса [12] . В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была [12] .

В 1969 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема диссертации - "Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием" [3] .

В 1979—1984 годах М. Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве [13] . В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру [10] , за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС имени В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова (в том числе по пяти видам самолётов — в качестве ведущего лётчика-испытателя).

Писатель, автор 14 книг [10] . Энтузиаст и исследователь в сфере уфологии [13] .

Последние годы жила с мужем в Мостовском районе Краснодарского края, где супруги в 2013 году купили участок земли и построили дом. Вела активный образ жизни, принимала участие в жизни района. Утром 30 ноября была госпитализирована в межрайонный кардиологический центр Краснодара [16] . Скончалась 30 ноября 2017 года в Краснодаре [17] . Похоронена с воинскими почестями 4 декабря 2017 года на Федеральном военном мемориальном кладбище [18] .

Награды и звания Править

В ряде газетных и интернет-публикаций указано, что Попович имеет звание Героя Социалистического Труда [22] , а сама лётчица появляется на публике и фотографируется для печати с Золотой звездой на груди. На самом деле законными органами власти СССР это звание Попович не присваивалось, а награду с таким названием она получила в 2001 году, к своему 70-летию, из рук Сажи Умалатовой [9] [23] [24] .

Книги Править

М. Л. Попович — член Союза писателей России [13] . Среди изданных ею книг:

Фильмография Править

Память Править

Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака [4] .

Её именем будет названа улица районного центра Мостовского Краснодарского края [26] .


Жизнь без передышки

В последние годы Марина Лаврентьевна большую часть года проводила на Кубани - в поселке Мостовском. Здесь они со вторым мужем Борисом Жихоревым в живописном месте построили дом. Казалось бы, после такой напряженной работы можно и расслабиться. Но не тут-то было.

Героическая женщина оставила небо, налетав почти шесть тысяч часов. Еще будучи летчиком, она начала в перерывах между полетами и тренировками писать книги. А позже это стало ее главным делом.

О легендарном прошлом новой жительницы в крае знали и постоянно приглашали летчицу на лекции и уроки мужества. Она с удовольствием их посещала и отвечала на расспросы любознательных школьников.

Не женское дело



С этой драгоценной рекомендацией в руках и отправилась будущая легенда русской авиации в Саранское авиационное училище. Там уже два месяца шли занятия, но Марина не только догнала всех, но и закончила обучение с красным дипломом. После окончания ее оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя она уже летала в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в парадном расчете. Таким результатом могли похвастать не многие мужчины-летчики, но Марине Лаврентьевне и этого уже было мало.

Борьба за небо

Полет за грань

Мечта о космосе


О том, что не удалось побывать в космосе, Марина Попович почти не жалела. Зато она много летала, чего были лишены многие летчики, ставшие космонавтами. Однако блестящая карьера Марины Лаврентьевны вновь чуть было не прервалась самым неожиданным образом. В 1965 году летчица проводила испытательный полет на разведчике ЯК-25РВ. На высоте в 17 тысяч метров она, почувствовав признаки кислородного голодания, ввела в действие аварийную кислородную систему, убрала газ, выпустила шасси, а потом потеряла сознание. Самолет вошел в крутую спираль, из-за перегрузки стали отрываться части крыла… Неуправляемая машина потеряла тысячи метров высоты. На 8 тысячах Марина Попович пришла в себя, без паники оценила обстановку, вывела машину в горизонтальный полет и приняла решение идти на посадку. Все обошлось благополучно.

Причина отказа кислородной системы была выявлена, и в конструкцию самолета внесли необходимые изменения. За мужество, хладнокровие и умелые действия, проявленные в аварийной ситуации, командование представило полковника Попович Марину Лаврентьевну к званию Героя Советского Союза.


Так летчицу резко разлучили с небом. Два года жила она на земле, старалась заполнить пустоту ежедневными поездками, встречами с разными людьми, лекциями об авиации и космосе, но все это было не то. Небо тянуло к себе со страшной силой. И неизвестно, чем обернулась бы эта тоска по полетам, если бы не звонок от Олега Антонова, генерального конструктора ОКБ. Он пригласил летчицу работать к себе в бюро, и Марина Попович, не раздумывая, сразу же согласилась.

Возвращение в небо было прекрасным. Теперь Марина Лаврентьевна – работник министерства гражданской авиации. Первый испытуемый самолет – АН-24.

Бравый женский экипаж под командованием Марины Попович, невзирая на все трудности, поставил 71 мировой рекорд: по высоте, с грузом и без, по дальности, продолжительности и скороподъемности. Так группа советских летчиц доказала всей планете, что женщины способны на подвиги, которые не под силу большинству мужчин.

Разлученные небом

Несмотря на ореол романтики, жизнь летчика очень тяжела. А жизнь женщины-летчика – еще больше. Постоянно приходится выбирать: работа или личная жизнь, полеты или семья. И только Марине Попович, беззаветно влюбленной в небо, но все-таки земной женщине, удалось совместить эти две противоположные стороны судьбы. Правда, не до конца.


После неба


Летчик-испытатель Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась, по официальным данным, 20 июля 1931 года (по другой версии, 12 июля 1937 года) на хуторе Леоненки Велижского района Западной (ныне – Смоленской) области в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. В семье было пятеро детей.

В 1948 году Марина совершила свой первый полет как курсант аэроклуба на самолете Ут-2.

В 1951 году окончила авиационный техникум в Новосибирске, в 1951 – 1953 годах работала на заводе "Имени Коминтерна" по специальности технолога по сварочному производству.

В 1954 году окончила Саранскую лётно-техническую школу ДОСААФ (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) по специальности "инструктор-лётчик". Некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова.

В 1966 году закончила Высшее авиационное училище гражданской авиации (впоследствии – Ордена Ленина академия гражданской авиации).

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса.

Марина Лаврентьевна участвовала в первом отборе женщин-кандидатов в космонавты. В 1962 году она проходила стационарное медицинское обследование в ЦВНИАГ в составе второй группы из 8 человек, но в отряд взята не была.

В 1963 году была принята в ряды Вооруженных сил в качестве летчика транспортного звена.

В 1964 году стала летчиком-испытателем. Работала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС.

Марина Попович первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в зарубежных СМИ.

Летом 1965 года на самолете "РВ" с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.

20 сентября 1967 года побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете "РВ" по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта "Антей" (АН-22).

В последнем рекордном полете возглавляемый ей экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

Марина Попович — летчик-испытатель 1 класса, обладательница 101 мирового рекорда на различных типах машин. 13 из них зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налёт составляет около 6 тысяч часов на 40 типах и модификациях самолётов.

До 1978 года служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области.

В 1979 —1984 годах Марина Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.

С 1984 года занимала пост президента лётной ассоциации "ВЕРСТО" в Тушино, возглавляла авиакомпанию "Конверс Авиа" при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е.Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.

Активистка КПРФ, участница женского движения "Надежда России".

Марина Попович была проректором Международного института управления по патриотической работе, являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов (с 2007 года), президентом Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова, профессором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

30 ноября 2017 года Марина Лаврентьевна Попович скончалась.

Марина Лаврентьевна Попович — член Союза писателей России, автор и соавтор около 10 книг, в том числе сборника стихов "Жизнь — вечный взлет" (в соавторстве с Т.Кожевниковой), книг "Хождение за два маха", "Сестры Икара", "Старт над облаками", "Автограф в небе", "НЛО над планетой Земля", "Магия неба". Автор киносценариев к двум фильмам: "Букет фиалок" и "Небо со мной".

Марина Попович — Герой Социалистического Труда, награждена орденами Красной Звезды, "Знак Почёта" (1961), Трудового Красного Знамени (1985), "За службу России", "Трудовая доблесть России", "За честь и доблесть", "Крылатый Лев", Петра Великого I степени, "За веру и верность"; золотой медалью Международной авиационной федерации (FAI), медалью "За ратную доблесть", Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, золотой и серебряной медалями имени С.П. Королёва.

На счету Попович — многочисленные награды Казачьих войск, диплом Поля Тиссандье (FAI), диплом имени Ю.А. Гагарина, диплом премии "Российский национальный олимп" о присвоении титула "Национальный герой".

Марина Попович — лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России "Олимпия" в номинации "Женщина-легенда", лауреат Международной премии им. М.В. Ломоносова за научные достижения в области авиации, лауреат премии им. А.В. Суворова за вклад в литературу и культурное наследие.

Попович — действительный член Платоновской Академии наук (Франция), действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной Духовной Академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Первый супруг – лётчик-космонавт Павел Попович, супруг — Борис Александрович Жихорев, две дочери.

-
Марина Лаврентьевна Попович (в девичестве - Васильева) родилась 20 июля 1931 года
в городе Велиж ( по другим данным - на хуторе Леоненки Велижского района Западной
( ныне - Смоленской ) области в семье Коровкина-Васильева Лаврентия Федосовича
и Щербаковой Ксении Логиновны .
Детство Марины прошло в деревне Самусенки Велижского района Смоленской области.
В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей ,
которая трагически погибла, старшей стала Марина .

Как прошедшей вневойсковую подготовку ( окончила военную кафедру - прим. )
при ЦОЛТШ Приказом Главнокомандующего ВВС СССР в ноябре 1954 года
Васильевой Марине Лаврентьевне было присвоено воинское звание
"младший лейтенант запаса" .

По окончании Центральной объединённой лётно-технической школы ДОСААФ она
некоторой время трудилась в этой школе в должности лётчика-инструктора,
а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе
имени В.П. Чкалова.
-


-
В 1955 году Марина Лаврентьевна вышла замуж за военного лётчика-истребителя, будущего дважды Героя Советского Союза и Лётчика-космонавта СССР
Поповича Павла Романовича ( 05.10. 1930 - 30.09. 2009 ) с которым прожила 30 лет .
В этом браке у них родились две дочери: Наталья Павловна ( 1956 года рождения )
и Оксана Павловна ( 1968 года рождения ) .

-
Примечание:
. Обе дочери - выпускницы Московского Государственного института международных отношений и (вместе со второй супругой П.Р. Поповича - Алефтиной Фёдоровной ) являются учредителями руководителями Фонда поддержки авиации и космонавтики, патриотического воспитания и развития спорта имени дважды Героя Советского Союза, Лётчика-космонавта СССР П.Р. Поповича.

-
В 1961 году Марина Лаврентьевна Попович работала техником в 30-м Центральный Научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР ( Московская область, город Щёлково ) , летала в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова.
В качестве лётчика она участвовала в воздушном параде 19 июля 1961 год проходившем
на аэродроме в Тушино, за что была удостоена Государственной награды.

Приказом Главнокомандующего ВВС СССР , в феврале 1962 года младшему лейтенанту запаса Попович Марине Лаврентьевне было присвоено воинское звание
"лейтенант запаса" .

В феврале - марте 1962 года Марина Лаврентьевна Попович принимала участие
в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты и проходила стационарное
медицинское обследование в Центральном Военном Научно-исследовательском
авиационном госпитале в составе второй группы из 8-ми человек.
Однако на комиссию не представлялась и в обследованиях больше
не участвовала.
-


-
М.Л. Попович написала рапорт о призыве её в Вооружённые силы СССР.
Рапорт был принят и с января 1963 года она проходила службу в смешанной
учебно-тренировочной авиационной эскадрилье 839-го Отдельного учебно-
тренировочного авиационного полка Государственного Краснознамённого
Научно-исследовательского института ВВС, в должности лётчика
авиационного звена самолётов Ил-14 и Ан-2.
-


-
Приказом Главнокомандующего ВВС СССР , в апреле 1964 года лейтенанту
Попович Марине Лаврентьевне было присвоено воинское звание
"старший лейтенант" .

В 1965 году М.Л. Попович стала членом КПСС.

Приказом Главнокомандующего ВВС СССР , в феврале 1978 года подполковнику
Попович Марине Лаврентьевне было присвоено воинское звание " полковник " .
-


-
В апреле 1978 года Приказом Министра обороны СССР полковник Попович
Марина Лаврентьевна была уволена из Вооружённых сил СССР
в запас по болезни .

Марина Лаврентьевна Попович являлась членом Международных Общественной Организации - Союза женщин лётных специальностей "Авиатрисса";
членом знаменитого американского Клуба 99, объединяющего лучших
пилотов мира.

С 1979 года М.Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в Опытном Конструкторском бюро под руководством Олега Константиновича Антонова в Киеве.

В 1984 году Марина Лаврентьевна завершила лётную карьеру , за время которой
она налетала 5 600 часов , освоила более 40 типов самолётов и вертолётов
и установила 101 мировой авиационный рекорд.
-


открыть ссылку
-
Позже она занимала пост Президента лётной ассоциации "ВЕРСТО" в Тушино, возглавляла авиакомпанию "Конверс Авиа" при Министерстве авиационной промышленности, работала в Межотраслевого научно-технического центра
венчурных нетрадиционных технологий А.Е. Акимова , занимающемся
изучением "торсионных полей".

М.Л. Попович - Заслуженный мастер спорта СССР ,
член Союза писателей России.
Среди её литературных работ
- книги :
"Прыжок в небо" ;
"Жизнь - вечный взлёт"
( сборник стихов, в соавторстве с Т.Б. Кожевниковой ) ;
"Хождение за два маха" ;
"Сёстры Икара" ;
"Старт над облаками" ;
"Автограф в небе" ;
"Магия неба" ;
"Наедине с небесами"
( в соавторстве со вторым мужем ,
генерал-майором авиации в отставке
Борисом Александровичем Жихоревым) ;
"Я - лётчик. Воспоминания и размышления" ;
-
- киносценарии :
"Небо со мной"
( в соавторстве с Олегом Стукаловым-Погодиным и Тамарой Кожевниковой ;
режиссёр - Валерий Лонской , киностудия "Мосфильм", 1974 год;
в ролях - Игорь Ледогоров , Лариса Лужина , Наталья Бондарчук , Владимир Заманский ,
Зинаида Кириенко и другие ) .
Фильм рассказывает о драматических судьбах лётчиков времён
Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
-
"Букет фиалок"
( в соавторстве с Григорием Рошалем и Тамарой Кожевниковой ;
режиссёры - Вера Строева, Олег Бондарев , киностудия "Мосфильм", 1983 год;
в ролях - Николай Мерзликин , Юрий Соколов , Людмила Ярошенко , Павел Махотин ,
Валерий Фролов и другие ) .
Фильм рассказывает о драматических судьбе лётчика-истребителя времён
Великой Отечественной войны, оставшегося вдовцом с двумя детьми после гибели
жены, недожившего до Победы и женщины-инженера авиационного полка,
взявшей на воспитание детей лётчика.
-
Марина Лаврентьевна известна также как автор ряда докладов по уфологии ,
а так же следующих книг по этой теме :
"НЛО над планетой Земля" ;
"УФО-гласность" ;
"Магия неба" ;
"Система передачи информации" ;
"Письма внеземных цивилизаций"
( последние две книги - в соавторстве с В. Поповой
и Л. Андриановой ) .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1985 года ,
За заслуги перед Отечественной авиацией полковник запаса
Попович Марина Лаврентьевна была награждена орденом
Трудового Красного Знамени ( № 1216956 ) .

Она была также награждена рядом медалей, в том числе:
"За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина" ( 197 0 ) , " За безупречную службу " III степени ( 07.12. 1972 ) ,
" За безупречную службу " II степени, "Двадцать лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов" ( 1965 ) , " 50 лет Вооружённых
сил СССР" ( 1968 ) , " 60 лет Вооружённых сил СССР" ( 1978 ) .

Кроме этого , М.Л. Попович была удостоена Золотой медалью Международной Авиационной федерации ( FAI ) , Дипломом имени Поля Тиссандье Международной Авиационной федерации ( FAI ) , золотой и серебряной медалями имени С.П. Королёва Федерации космонавтики СССР, Дипломом имени Ю.А. Гагарина Федерации
космонавтики СССР, многочисленными наградами Казачьих войск,
другими медалями вышеперечисленных организаций.

Решением Совета депутатов Велижского городского поселения от 24 июня 2009 года
№ 29 Попович Марине Лаврентьевне присвоено звание "Почётный гражданин
города Велижа ( Смоленской области - прим. ) " .

Кроме того, она - Почётный гражданин городов Самарканда ( Узбекистан ) ,
Будёновска ( Ставропольский край ) , Чимишлия ( Молдова ) .



С чего начинался ее путь в авиацию? Какой запомнилась она подругам юности и однокашникам? Почему знаменитая летчица так и не получила звания "Почетный гражданин Мордовии"? Об этом и многом другом "РГ" рассказали ее друзья и коллеги.

Курсант Васильева

Западные журналисты окрестили эту женщину "Мадам МиГ" - по названию ее любимого сверхзвукового самолета. Ее имя присвоено одной из звезд далекой галактики. Марина Попович осталась в истории авиации как единственный на планете летчик-испытатель, установивший 101 мировой рекорд.

Страстная мечта о небе у девочки с хутора Леоненки Смоленской области появилась в годы военного лихолетья: потом она будет часто вспоминать свое страшное детство в оккупации и жгучее желание отомстить врагу. В то время в советских ВВС воевали целые женские эскадрильи и даже авиаполки. Но после Победы девушек перестали брать в летные училища. Чтобы получить разрешение на зачисление в ряды курсантов, Марина добилась приема у самого Ворошилова - "красный маршал" в ту пору был заместителем председателя Совета министров СССР.



- В 1948 году на базе саранского аэроклуба была создана единственная в стране Центральная объединенная летно-техническая школа (ЦОЛТШ) ДОСААФ СССР, где готовили летчиков-инструкторов для всех авиашкол Союза. Летчики называли ее академией, - рассказывает заместитель директора Мемориального музея Валентина Ковшова. - Сначала под классы для курсантов было отдано одно крыло средней школы N17. Там начинала учиться и Марина Попович. Ее однокашники-мужчины вспоминают, что она схватывала все на лету и была бесшабашно смелой. Потом для авиаторов построили новое здание на проезде Жуковского.

Будущая легенда советской авиации снимала комнату в частном домике на Кавказской.

- Дом стоял рядом с кинотеатром "Юность", сейчас его уже снесли, - вспоминает ветеран республиканской журналистики, заслуженный работник культуры России и Мордовии Татьяна Ковалева. - Квартирные хозяева Ильясовы сдавали жилье еще двум девушкам - моим подружкам и однокурсницам по Мордовскому пединституту Людмиле и Раисе. Мы приехали учиться в Саранск из сельских районов в 1955-м. Я остановилась у брата - ему, выпускнику ГИТИСа, дали комнату в гостинице "Центральная". Учебников не хватало, нам с Людой и Раей достался один комплект на троих, поэтому мы часто ходили друг к другу в гости. У них я и познакомилась с Мариной. Для нас она была Маша. Маша Васильева.



К тому времени курсант Васильева успела не только окончить летно-техническую школу, но и выйти замуж за молодого летчика-красавца с Украины Павла Поповича.

- Маша получала письма "от двух Павликов" - брата и мужа, рассказывала, что муж "на реактивных летает", шутила: "В небе черта рядом посади - поцелуешь!", - говорит Ковалева. - Иногда мы спрашивали ее: "Почему к мужу не едешь?". Она в ответ только отмахивалась: "Да ну его, еще забеременею - летать нельзя будет". "Ну и что с того. " Маша от этих слов буквально вскипала: "Эх, да разве вы живете? Вы существуете!". Она была фанатично предана небу. Рассказывают, что во время учебы влепила пощечину одному из руководителей школы - за то, что ей, отличнице, поставил "четверку". Но при этом "синим чулком" ее никто не называл: красивая, задорная, яркая.

Как-то Марина с подругами по летной школе удрала в "самоволку" на концерт. Их наказали - посадили на "губу". А ночью караульного разбудили громкие крики: курсантки отчаянно визжали и барабанили в дверь. Оказалось, что отважных летчиц испугала. мышь. Пришлось отпустить всех досрочно.

Вернуться в небо

- Во время одного из учебных полетов Марины Попович произошла аварийная ситуация. К счастью, завершилось все благополучно. Именно тогда она и решила стать испытателем, - поясняет заместитель председателя Совета ветеранов РМ, полковник авиации в отставке Юрий Калямин. - По окончании учебы Марина как одна из лучших выпускниц осталась преподавать в качестве летчика-инструктора. Она подготовила четыре выпуска курсантов.

Покинуть Саранск молодой летчице пришлось в 1956 году по семейным обстоятельствам - она ждала первенца.



- В первые месяцы беременности Маша продолжала летать. Когда настала пора уезжать, она написала рапорт и дала прочитать нам: "Вы - филологи, проверьте, нет ли ошибок", - вспоминает Татьяна Ковалева. - По-моему, я знаю, почему она назвала свою старшую дочку Наташей. В планшете Маша носила портрет летчицы Натальи Меклин - матери двоих детей, которая продолжала летать. Она была для нее примером.

Некоторое время после отъезда Марины саранские подруги получали письма от нее. Потом девушки сменили адрес, и связь прервалась. Знакомую фамилию они вновь услышали через несколько лет - в 1962-м, после того как СМИ сообщили о первом в мире групповом полете двух кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем.

- Открываю "Известия", а там на фото - Марина с мужем и дочкой Наташей, - продолжает Ковалева. - Я читала, что на приеме в честь космонавтов Хрущев похвалил семью Поповича, отметив, что жена Павла Романовича "в прошлом тоже летчик". Зная Машу, я подумала, что эти слова ей - как нож по сердцу. Она не могла примириться с тем, что авиация для нее осталась в прошлом. Потом я узнала, сколько усилий ей пришлось приложить, чтобы вернуться в небо. А вот мечта о космосе так и осталась мечтой, хотя она тоже проходила отбор в отряд космонавтов - уже будучи мамой.

Вновь встретиться с подругой юности собеседнице довелось в начале 70-х, когда Марина Попович, будучи уже известной на весь мир летчицей-рекордсменкой, приехала в Саранск на встречу выпускников летно-технической школы. Торжество было приурочено к 25-летию учебного заведения.



- Марину сопровождала целая свита, после встречи состоялся банкет в ресторане, - улыбается Татьяна Ковалева. - Кстати, в годы учебы здесь она снимала квартиру еще у одной хозяйки, и та нехорошо с ней обошлась. Представьте: эта женщина тоже пришла на встречу. Она смущалась, краснела - казалось, готова была в ноги бывшей квартирантке броситься. А Марина просто подошла к ней, улыбнулась и обняла. Она умела не зацикливаться на плохом, не копить мелочные обиды. Наверное, благодаря этому ей и удалось прожить столь насыщенную жизнь.

Китель со своего плеча

- Марина Лаврентьевна запомнилась нам искренним, добрым, душевно щедрым человеком, - подтверждает Валентина Ковшова. - Как-то она со своим вторым супругом Борисом Жихоревым пришла в наш музей, и мы стали сетовать на то, что у нас мало экспонатов, связанных с ней: "А ведь вы - наша гордость!". Она повернулась к мужу: "Боря, китель отдам?" - а наутро реликвия уже находилась в музее.

В нулевых Марина Попович была частой гостьей в Саранске. К тому времени от некогда знаменитой летной школы здесь остался только аэроклуб, который влачил жалкое существование.



- Она многое сделала для его возрождения - встречалась с тогдашним главой республики и добилась выделения средств на закупку самолетов. В 2006 году Саранск принимал состязания по парашютному спорту. Открывала их Марина Лаврентьевна, - рассказывает Юрий Калямин. - Мы подавали ходатайство на присвоение ей звания "Почетный гражданин Мордовии". Но она была человеком твердых коммунистических убеждений - впрочем, как и я. Ее муж Борис Жихорев известен еще и оппозиционными стихами. Из-за этих политических тонкостей власти, по-видимому, и отклонили нашу просьбу.

Последние 15 лет бывший летчик-истребитель Юрий Калямин руководит школьным музеем в саранском лицее N31.

В Книге посетителей музея рукой Марины Попович выведены строчки ее стихов:

"Написать бы в небе размашистым почерком,
Каленым пером самолетных ракет:
Примите, друзья, от испытателя
Самый горячий, сердечный привет!"

- Мы часто встречали ее здесь с ребятами. В нашей памяти она еще долго будет оставаться живой, - вздыхает собеседник. - Вообще, конечно, авиация - не женское дело. Но то, что сделала Марина, особенно ее рекорды на "МиГ-21", на "Антее", - дорогого стоит. Это каждый летчик подтвердит. Ведь в небе все по-честному - по блату не полетишь.

Валентина Ковшова, заместитель директора Мемориального музея военного и трудового подвига:

- В годы Великой Отечественной войны десять воспитанников Саранского аэроклуба стали Героями Советского Союза. Иван Кудашкин и Петр Орлов повторили подвиг Гастелло. А Владимир Стрельченко получил Орден Британской империи V степени. В 1941 - 1945 гг. в Саранске обучались летчики морской авиации. А в Рузаевке базировалась школа младших авиаспециалистов (ШМАС). После войны Саранск стал центром подготовки летчиков-инструкторов. Из ЦОЛТШ ДОСААФ вышли Герои Советского Союза Борис Орлов и Владислав Лойчиков. В 1963-м школу перевели в Калугу, а на ее базе был создан Саранский учебно-авиационный центр, который готовил летчиков реактивной авиации. В марте 1992-го центр был расформирован.

Кроме Марины Попович саранскую ЦОЛТШ окончили шестикратная рекордсменка мира по парашютному спорту Галина Мухина, чемпионка СССР по высшему пилотажу Маргарита Кирсанова и Ляля Насуханова - единственная женщина Чечено-Ингушетии, летавшая на "МиГ". Еще одна известная выпускница - уроженка Атяшевского района Мордовии Нина Литюшкина, летчик гражданской авиации, командир воздушного судна. В 2007 году была награждена медалью Нестерова. Она - единственная из мордовских летчиков, получившая эту награду.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции