Классный час для 5 класса профилактика вич инфекции


Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.


Цель классного часа: познакомить учащихся с первичным понятиями о СПИДе, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Привлечь внимание учащихся к проблеме СПИДа. Формировать у них отношение к здоровому образу жизни.

Скачать:

Вложение Размер
kl._chas_v_5_klasse_o_bede_po_imeni_spid.zip 481.3 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

авторских разработок внеклассных мероприятий

по профилактике ВИЧ/СПИДа

Классный час для 5 класса на тему

Дудка Ольга Алексндровна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 класса

Пахаревской ош 1-3 ступеней

Джанкойский район — 2014 год

Тема. О беде по имени СПИД.

Цель: познакомить учащихся с первичным понятиями о СПИДе, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Привлечь внимание учащихся к проблеме СПИДа. Формировать у них отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация, иллюстрации по теме классного часа,

Форма: классный час

Ход классного часа.

Вступление. Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора для вас неизвестна.

- Сегодня мы, жители планеты Земля, единой семьей живем в 21 веке.

- Каким оно будет третье тысячелетие?

Это волнует все человечество. Оно уже созрело до понимания того, что даже малые добрые перемены немыслимы без участия каждого из нас.

Здоровье на свете превыше всего,

Богатства земли не заменят его!

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его береги, как сердце, как глаз!

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.

Стук в дверь. Входят дети.

Дети: А можно ли нам поприсутствовать на вашем мероприятии?

- Мы буквы. Вместе мы составляем какое-то слово. Но у нас ничего не получается. Помогите нам его составить.

- Давайте посмотрим, что же означает каждая буква в этом слове.

Далее идет расшифровка слова СПИД.

С – синдром (признаки болезней);

П – приобретенного (СПИД – болезнь не наследственная, она передаётся от больного человека здоровому);

И – иммуно- (связанный с иммунной системой человека);

Д – дефицита (недостаточность защитных сил организма).

СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. СПИД вызывается вирусом. Вирус – очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД.

Вирус передается от человека к человеку через кровь, потому этой болезнью чаще всего болею взрослые. СПИД – это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток и микстур для лечения, поэтому чтобы не заразиться, надо следить за своим здоровьем и заниматься профилактикой. Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заражения. Надо соблюдать личную гигиену: чистить зубы собственной щеткой, ни с кем не обмениваться. Гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть загрязнены кровью, в которой находиться вирус.

Если вы видите, что у вашего друга течет кровь, то сразу же позовите на помощь взрослых. Ребенок не может заразиться, находясь рядом с другом, больным СПИДом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, тетрадки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить в одном транспорте. Не надо бояться детей, которые заболели СПИДом.

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всем мире проводиться много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему. А теперь давайте посмотрим презентацию. (Просмотр презентации).

Учитель: Для дальнейшей нашей работы я предлагаю распределиться на группы. Названия групп написаны на карточках разного цвета. Каждый из вас вытягивает карточку соответствующего цвета. В каждой группе будет работать гость, который будет помогать детям обобщать вопросы.

Дети вытягивают карточки . А теперь займите места по своим группам..

Учитель раздаёт первый вопрос всем группам.

- Слово гостю. (Медсестра школы). СПИД на сегодня – смертельное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает прежде всего иммунно-защитную систему организма и вызывает постепенную гибель защитных клеток, что делает организм беззащитным перед болезнями. При ослаблении иммунной системы человек становится уязвимым для различных болезней, особенно инфекционных (туберкулез, пневмония). Источником инфекций является человек – носитель ВИЧ или больной СПИДом. В больших количествах ВИЧ содержится в крови, в грудном молоке.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. На сегодня еще не разработана вакцина и нет лекарств, полностью излечивающихся от этого заболевания. Данному вирусу подтвержден только человек, животные – вне опасности.

- Что это за вирус – ВИЧ?

Этот вирус был открыт учеными Парижа и Америки. Распространялся особенно быстро в центральной Африке. Уже было сказано, что ВИЧ может размножаться только внутри клеток зараженного человека. Он навсегда остается в клетках зараженного человека. ВИЧ заражает, разрушает и уничтожает белые клетки крови, находящиеся в организме. ВИЧ также может поражать другие клетки мозга, кишечника. Вирус может существовать вне организма в течение короткого времени. Он очень чувствителен к теплу и умирает при температуре 56 градусов Цельсия.

- Всем участникам команды большое спасибо за работу.

Учитель: А теперь давайте представим, что вас молодых людей совершенно не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Все вы думаете – СПИД - это где-то там, далеко, нас эта проблема не коснется. Эта игра поможет нам реально познакомиться с факторами стремительного распространения ВИЧ – инфекции, если о ней не задумываться.

Учитель объясняет условия игры.

- Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.

- Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.

3 и 4 КРУГ ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ.

ИТОГ. – За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.

- Как СПИД передается, а как не передается?

- Слово гостю. (Медсестра школы) Человек может заразиться ВИЧ от инфицированного или больного СПИДом. Заражение происходит, когда вирус проникает в кровь другого человека.

Заразиться можно разными путями:

- путём нанесения татуировки;

- при переливании зараженной крови;

- при использовании зараженными иглами и шприцами, при введении наркотиков;

- новорожденный от зараженной матери.

ВИЧ не передается при повседневном общении. Нельзя зарзится через дверные ручки, рукопожатие, туалет, баню, бассейн, общую посуду, еду, укусы комаров и других насекомых. Не передается он через поцелуй и объятия. Неопасными являются пот, моча, кал, слезы, слюна, выделение из носа. ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться по воздуху, как вирусы простуды и гриппа. ВИЧ не может быть причиной для разъединения людей.

Основной путь передачи инфекции среди детей и подростков – инъекционное употребление наркотиков. Как говорят, где наркомания, там и СПИД.

Наркоманы заражаются при наборе шприцом наркотика из одной емкости, куда может попасть частичка зараженной крови, или в процессе приготовления наркотика.

Чтобы уберечься от заражения ВИЧ, нужно вести себя так, чтобы стало невозможным попадание в кровь каких-либо объектов, содержащих вирусы. Следует категорически отказаться от наркотиков, соблюдать индивидуальные меры защиты. Будьте внимательными! Научитесь противостоять СПИДу безопасным поведением!

  • Поцелуй в щеку,
  • Инъекция в лечебном учреждении,
  • Переливание крови
  • Уход за больным СПИДом
  • Нанесение татуировки
  • При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью
  • При использовании чужих средств гигиены
  • При пользовании общественным туалетом
  • При укусе клопа
  • При объятии

- Слово гостю (Медсестра школы). Единственный способ обнаружить СПИД - сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД - центре, а так же в поликлиниках можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.

Подготовленные заранее дети читают стихотворения.

Нависла над землёй угроза

У всей планеты новая беда.

Ведь СПИД родился на земле –

Болезнь, пришедшая извне.

И тот, кто ею заболел,

Наверно, Богу надоел,

Иль грешником большим он был

И чертика в себя вселил.

Пройдут года, а может, и века,

Пока уйдет с планеты навсегда,

И. может, людям повезет, И СПИД пораньше уползет.

Каждый в ответе за жизнь на планете

Правители, старцы, наивные дети…

Свои у нас цели, и вкусы , и взгляды

На слезы и радость, на смерть и награды.

Но все же есть качество, в чем мы едины,

В оценке которого нет середины.

Все в качестве этом равны меж собою,

Поэтому, может не ценим порою

То, что дала нам с рождением мать,

Что жизнью зовем и должны сохранять –

Учитель. Здоровье самый бесценный дар, который дан природой только раз! Здоровый образ жизни – путь к счастью, благополучию и процветанию!

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайся не ленится

Каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И конечно, закаляйтесь-

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите.

По возможности всегда

На прогулку в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!.

Чтоб здоровье сохранить,

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить!

Учитель. Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем участникам нашего классного часа мы хотим вручить такие же ленточки. В память умерших от СПИДа мы зажжём свечу и почтим минутой молчания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Разработка содержит позновательный материал о Всемирном дне Борьбы со спидом.

Классный час "О беде по имени СПИД".

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс.

Задачи:

  • познакомить учащихся с проблемами СПИДа за рубежом и в нашей стране;
  • дать наиболее полное представление об иммунной системе человека;
  • дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • познакомить с профилактикой этого заболевания.

Оборудование: карта-таблица иммунной системы; таблица проникновения ВИЧ в организм человека; плакаты о профилактике СПИДа; брошюры.

Подготовка мероприятия: заранее (за месяц) раздать учащимся вопросы и попросить их ответить письменно.

Ход мероприятия

Учитель: В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение - Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью - санитарное просвещение и информирование населения.

Учитель зачитывает вопрос и просит ребят на него ответить, используя свои записи. Если есть необходимость, то учитель дополняет их ответы.

Вопросы (с предполагаемыми ответами).

1. Что такое СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.

Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.

Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.

2. Является ли СПИД заразным заболеванием?

СПИД является заразным заболеванием. СПИД – последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции. Вирус, попадая в другой организм, заражает его.

3. Кто такие вирусы?

Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние.

Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне.

Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики.

4. Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку? Как происходит его размножение (репликация)?

Все вирусы имеют два “лица”, т. е. существуют в двух формах. В форме покоящейся, или внеклеточной, - это вирионы – частицы, в состав которых обязательно входят нуклеиновая кислота (1 или 2 нити ДНК или РНК) и защищающая её белковая оболочка. Так устроены только простые вирусы.

У сложных вирусов вирион помимо этого минимального набора может содержать другие белки.

ВИЧ относится к группе ретровирусов. В состав этого вируса входят две нити РНК и фермент ревертаза, способный осуществлять обратную транскрипцию, т. е. передачу генетической информации от РНК к ДНК. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Инфекция начинается на клеточном уровне, когда вирус поражает Т-лимфоциты

Вся информация об устройстве вириона записана в нуклеиновой кислоте. ДНК может быть линейной или кольцевой. РНК чаще всего линейная, зато у некоторых вирусов она лежит в частице не одной длинной молекулой, а в виде набора кусочков – фрагментов. Каждый кусочек несёт свою часть генетической программы вируса. Количество наследственной информации у разных видов вирусов сильно отличается: от 3 генов до 200.

Проникновению вируса в цитоплазму клетки предшествует связывание его с особым белком – рецептором, находящимся на поверхности клетки. Специальный белок вируса “узнает” соответствующий рецептор на поверхности клетки. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки. У вирусов бактерий путь проникновения в клетку другой. Бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК.

Стадии репликации вирусов.

  1. Адсорбция – процесс прикрепления вируса к поверхности клетки.
  2. Инъекция – проникновение внутрь вируса.
  3. Репликация – за счет нуклеотидов, содержащихся в клетке.
  4. Синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов) – происходит на рибосомах клетки.
  5. Сборка вирусных частиц – осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных нуклеиновых кислот и вирусных белков.
  6. Выход вирусных частиц из пораженной клетки. У бактерий часто сопровождается лизисом (разрушением) клетки, у эукариот происходит путем выпячивания оболочки клетки и “выталкивание” вирусных частиц в окружающую среду. Новые частицы вируса, очутившись в окружающей среде, заражают новые клетки, и цикл развития вируса повторяется снова.

5. Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?

ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – это вирус, который передаётся от человека к человеку определёнными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

ВИЧ – инфекция – это заболевание, возникающее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД – это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита. Это последняя (терминальная) стадия ВИЧ – инфекции.

6. Как передаётся ВИЧ – инфекция?

Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека только :

1. При незащищённом половом контакте с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.

2. При попадании крови ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом в организм здорового человека.

3. От ВИЧ-инфицированной или больной СПИДом матери – ребёнку. Это может произойти во время беременности, родов и кормления материнским молоком.

4. ВИЧ распространяется при половых контактах (как гомо-, так и гетеросексуальных).

5. При переливании донорской крови.

6. При использовании плохо простерилизованных медицинских инструментов.

Считается, что через воздух, воду, пищу, укусы насекомых ВИЧ не передается.

7. Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа?

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является поздней стадией ВИЧ-инфекции (вируса иммунодефицита человека). Через несколько недель после заражения ВИЧ иногда повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы, появляются красные пятна на коже. Но такие признаки бывают не всегда, а если появляются, то быстро исчезают. Через несколько месяцев или лет снижается иммунитет. ВИЧ поражает главные клетки иммунной системы — лимфоциты. В результате СПИД проявляется в виде опухолей, либо инфекций. Через 3-10 лет после заражения человек может умереть.

8. Может ли единичный контакт привести к заражению?

Да, может. Если это будет половой контакт без презерватива или, это будет инъекция нестерильным шприцом, т. е. шприцом, которым пользовался ВИЧ – инфицированный или больной СПИДом.

9. Какие группы населения наиболее подвержены риску заражения?

Наиболее подвержены риску заражения: наркоманы и люди, которые ведут беспорядочную половую жизнь, т. е. часто меняющие половых партнеров с незащищенным сексом.

10. Через какое время человек может определить, инфицирован он или нет?

У каждого человека проявление болезни может происходить по разному: от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем – через 3 месяца).

11. Что такое тест на ВИЧ?

Поставить диагноз ВИЧ-инфекции может только врач на основании клинических данных и положительного лабораторного исследования крови на вирус иммунодефицита.

Уже через 5 дней после заражения в крови появляются специфические антитела против вируса ВИЧ, которые можно обнаружить. Эта реакция проявляется наиболее ярко между второй и седьмой неделями.

Человек сдает кровь из вены, её отвозят на станцию переливания крови (там есть лаборатория СПИДа). Сам тест очень сложный, но длится всего несколько минут. Тестом определяется в крови человека наличие специфических белков (антител) на присутствие в организме вируса СПИДа. Результат теста может быть положительным (если такие антитела присутствуют) или отрицательным (если таких антител нет). Положительный результат теста свидетельствует о том, что человек болен.

12. Что такое период “окна”?

Период “окна” (инкубационный период) – время от момента заражения до появления первых симптомов заболевания или до появления лабораторных признаков заболевания (защитных белков в крови). Длится этот период от 2-3 недель до 6-12 месяцев (в среднем 3 месяца).

13. Можно ли по внешнему виду определить, заражен человек ВИЧ или нет?

Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем человек почувствует какие-либо симптомы заболевания. В течение этого периода человек может выглядеть и чувствовать себя абсолютно здоровым, но при этом может передать этот вирус другим.

- можно получить ВИЧ, даже не подозревая этого;

- можно передать ВИЧ другим, не зная об этом.

14. Каковы клинические проявления СПИДа?

Инфицирование ВИЧ ещё не означает заболевание СПИДом. У большинства зараженных людей в течение 3-5 лет, а у многих даже до 12 лет протекает стадия бессимптомного вирусоносительства, во время которой носитель опасен, т. к. может заразить других.

У многих зараженных развивается “симптомокомплекс, родственный СПИДу” (ARC - AIDS - related comlpex), который проявляется увеличением лимфоузлов, поносом, лихорадкой, ночным потом, стоматитом, целым рядом инфекций (грибки, герпес). Чем дальше длится этот симптомокомплекс, тем больше риск развития активной формы СПИДа.

Проявления СПИДа разнообразны: поражение центральной нервной системы (вплоть до хронического менингита и слабоумия), а также лейкозы и образование опухолей.

15. Всегда ли у ВИЧ-инфицированного развивается СПИД?

Однозначно, всегда. Если человек инфицирован, это ещё не значит, что у него сразу разовьётся СПИД, но разовьётся обязательно. Вирус может находиться в организме до 10 лет и более, он постепенно разрушает иммунную систему, и, в конце концов, она становится такой слабой, что у человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем.

16. Следует ли опасаться общения в быту с людьми, заражёнными СПИДом?

Опасаться общения с людьми , больными СПИДом, не стоит.

- ВИЧ-инфекция не передаётся в быту.

- Невозможно заразиться, пользуясь с ВИЧ – инфицированными общей посудой, туалетом, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь.

17. Почему ВИЧ может жить только в организме человека?

ВИЧ может жить только в организме человека, так как вирус способен взаимодействовать только с клетками человека, в которых присутствуют специфические белки, не свойственные для животных.

18. Можно ли предупредить заражение ВИЧ при половом контакте?

Предупредить заражение ВИЧ при половом контакте можно если:

У Вас будет постоянный половой партнёр;

Вы будете пользоваться презервативом (презерватив обязательно должен покупаться в аптеках и стоить он должен не менее 10 рублей за штуку, а не за пачку).

19. Почему возникают случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных?

Случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных возникают из-за того, что большинство людей испытывают просто “животный” страх перед этим заболеванием и из-за незнания истинных путей передачи и профилактики ВИЧ-инфекции.

20. В каком году был обнаружен вирус СПИДа?

Эпидемия ВИЧ впервые возникла в начале 70-х гг. XX в. , а вирус был обнаружен в 1985 г. (по другим источникам в1983 году). К 2005 г. в мире умерло от СПИДа около 20 млн человек, а заражены ВИЧ около 40 млн жителей планеты.

21. В какой стране это произошло?

СПИД впервые был обнаружен в США в 1981 году. В 1981 г. среди группы жителей Сан-Франциско (США) были обнаружены люди, больные странными и редкими формами воспаления лёгких и различных опухолей. Заболевание заканчивалось смертью. Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита).

Как только клиническая картина нового заболевания была описана в медицинской литературе, стали приходить сообщения о больных в других странах.

Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус

иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году.

Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2).

22. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В.

Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).

Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен.

В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

23. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

24. Какова эпидемиологическая ситуация с ВИЧ-инфекцией в Кемеровской области, г. Анжеро-Судженске?

Кемеровская область относится к регионам с высоким уровнем пораженности ВИЧ – от 151 до 300 ВИЧ-инфицированных на 100 тыс. жителей. Всего на территории нашей области зарегистрировано 8646 случаев ВИЧ – инфекции.

На 1 декабря в г. Анжеро-Судженске зарегистрировано 120 человек: 66 мужчин, 50 женщин, 1 подросток, 3 ребенка (в возрасте от 2,5 до 62 лет). За 11 месяцев 2007 года зарегистрировано вновь выявленных ВИЧ-инфицированных 20 человек (в возрасте от 1,5 лет до 36):

8 мужчин, 8 женщин, 1 подросток (17 лет) – половым путём), 3 ребёнка – младшему 1,5 года (2 ребёнка заразились от мам). За текущий год соотношение мужчин и женщин составляет 1: 1. 100% женщин находится в детородном возрасте.

25. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы Администрацией г. Анжеро-Судженска для профилактики распространения ВИЧ-инфекции в городе?

Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое подставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

Используемая литература и другие источники.

1. Билич Г. , Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и его здоровье. Москва: ВЕЧЕ, 1997.

2. Богданова Т. Л. , Солодова Е. А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

3. Информационный бюллетень городской поликлиники № 5. Врач-эпидемиолог Консультативно-диагностического кабинета Никулина Людмила Карловна, 2006.

4. Фадеева Г. А. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Федорова М. З. , Кучменко В. С. , Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2004.

6. Энциклопедия для детей. т. 2. Биология. – 5-ое изд. ,перер. и доп. / Глав. редактор М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2001.

7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (компьютерный вариант), 2007.

8. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М. : Издательство “Первое сентября”, 2001.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции