Как депортировать вич инфицированного

Минздрав попросят отменить запрет на въезд и пребывание в России мигрантов с ВИЧ


  • В 2017 году на ВИЧ было протестировано около 2,5 миллионов иностранных граждан, находящихся на территории России. Чуть более чем 700 человек оказались с ВИЧ-положительным статусом (примерно 100/100 тыс. чел).

    Согласно данным Роспотребнадзора, с 2007 года в результате обследования более 19 миллионов иностранных трудовых граждан ВИЧ был обнаружен у 21 тысячи из них.

    Раньше таким людям почти сразу же показывали на дверь: они подлежали выдворению из страны. Около года назад произошло смягчение запрета: появилась надежда остаться у тех, чьи близкие родственники являются гражданами России. Сегодня подобные решения по большей части принимаются в судебном порядке, однако позитивных исходов и случаев воссоединения семей все больше.

    Претендовать на значимую помощь мигрантам с ВИЧ в России не приходится: они сталкиваются с целой серией запретов, притеснений и проблем. В первую очередь — медицинских. От банальной невозможности обратиться к стоматологу, которому стоит сообщать о своем статусе, до отсутствия доступа к лечебной терапии.

    «Эта законодательная норма о нежелательном пребывании иностранцев с ВИЧ на территории России ломает судьбы людям, — говорит Даниил Кашницкий, младший научный сотрудник ВШЭ, занимающийся исследованиями в сфере здоровья мигрантов, и один из организаторов встречи. — Человек приезжает сюда, узнает о том, что у него ВИЧ, и, вместо того чтобы нормально лечиться или рассмотреть доступные опции, какие есть, он понимает, что он либо должен срочно менять все свои жизненные планы и уезжать домой, либо оставаться в России на нелегальном положении.

    И это очень драматично, потому что ты становишься, по сути, нелегалом, недокументированным мигрантом, и уже в каждом официальном чиновнике ты начинаешь видеть потенциальную угрозу, что тебя сдадут в миграционную службу.

    Но у приехавших активистов и врачей из других стран (большинство из них — страны постсоветского пространства) стигм и дискриминаций внутри страны не меньше, чем в России. А вот помощи иногда — больше. Цель их встречи — трансграничный диалог, попытка объяснить правительству и Минздраву России, что помощь мигрантам — это не туристическая услуга.

    «У нас раньше ВИЧ-инфицированные родители не могли объявить в школе о своем статусе, так как родители других детей тут же были против, чтобы их ребенок учился в одном классе с их ребенком (хотя зачастую их ребенок был абсолютно здоров).

    Раньше ВИЧ-инфицированный человек, который даже не раскрывал свой статус сам, но о нем становилось известно от сторонних людей, не мог устроиться на работу.

    Сейчас ситуация немного улучшилась.

    В Молдове очень долгое время проекты по снижению вреда от ВИЧ финансировались из Глобального фонда. В настоящее время Глобальный фонд сокращает свое финансирование с целью, чтобы государство выделяло бы собственные средства. И государство постепенно перенимает на себя эти обязательства финансирования: с прошлого года часть проектов финансируется именно государством: оно предоставляет также бесплатную антиретровирусную терапию и психосоциальную помощь.

    Мигранты из Молдовы в России с ВИЧ-положительным статусом также сталкиваются в первую очередь со стигмой и дискриминацией: они боятся, во-первых, говорить и обращаться за медицинскими услугами. Во-вторых, они боятся депортации.

    Я 20 лет работаю в сфере профилактики ВИЧ-инфекции [c 2011 года — в России], в том числе я работала в этой сфере и в Киргизии с 99-го года. И, когда я начинала работать на юге Киргизии, у нас в области состояло на учете 9 человек. На сегодняшний день там порядка 6 тысяч. Тогда не было, конечно, такого уровня выявляемости: тестировали меньше, выявляли, соответственно, меньше.

    Но, к сожалению, уровень стигмы и дискриминации все еще крайне высок. ВИЧ-положительная женщина не может выйти замуж.

    Были случаи, когда происходило внутрибольничное заражение, в том числе и женщин, — так от них отказывались мужья, их выгоняли из семьи.

    Была очень громкая история в 2006 или 2007 году, когда произошло внутрибольничное массовое заражение детей в двух районах Киргизии [в 2007 году около 40 детей были заражены ВИЧ в детских больницах городов Ош и Ноокат на юге Киргизии — прим.]. — Сегодня в стране порядка 600 детей, которые были заражены ВИЧ в больницах. Большая часть детей, к сожалению, умерла, опять же по причине стигмы: родители, боясь огласки, даже не ставили детей на учет. Несмотря на то что это была не их вина.

    Среди прочих были такие семьи, где женщин бросили мужья, несмотря на то что женщина ВИЧ-отрицательна, а ребенок заразился.

    К сожалению, считается, что ВИЧ-инфекция — это удел самых неблагополучных, скажем так, людей, поэтому многие и боятся себя ассоциировать с данной группой, чтобы избежать лишних проблем.

    В Киргизии сейчас очень много некоммерческих организаций оказывают помощь и поддержку людям, живущим с ВИЧ. Есть свои ассоциации по всей стране для таких людей. Лечение ВИЧ-положительные пациенты получают за счет средств не государства, а Глобального фонда. Но государство оказывает всяческую поддержку.

    Мои соотечественники, приезжающие сюда, да еще и с ВИЧ-положительным статусом, не могут иметь здесь доступ к какому-либо медицинскому обслуживанию. Естественно, они не хотят возвращаться на родину, так как есть ребята, у которых существует реальная угроза для жизни. В первую очередь это такие группы мужчин, которые практикуют секс с мужчинами. Поэтому они приезжают сюда [в Россию] за спасением, но и здесь не могут получить легальный статус и находятся буквально между небом и землей.

    Наша организация в основном работает с группой МSM (Man-sex-man), и у этих людей двойная дискриминация: они и геи, и ВИЧ-положительные люди. В самих медучреждениях по профилактике ВИЧ и СПИД нет дискриминации со стороны врачей, поскольку мы уже много лет работаем в этой теме, и с врачами в том числе. Основная дискриминация, конечно, на домашнем и общественном уровне.

    Дома не знают, что такое ВИЧ или СПИД. Родители не знают, окружение не знает. Или они знают, что это очень плохая болезнь, стыдная, потому что она передается половым путем.

    Люди в основном скрывают свой ВИЧ-статус, очень редко кто его раскрывает, поскольку очень боятся увольнений с работы.

    В Азербайджане бесплатная антиретровирусная терапия, страна на 100 процентов закупает сама лекарства, без помощи международных организаций. Если у тебя ВИЧ-положительный статус, то ты без проблем ходишь и получаешь терапию. Есть и стоматологический кабинет специальный для ВИЧ-инфицированных людей.

    Самая главная проблема для мигрантов из Азербайджана в России — это получение антиретровирусной терапии. Человек, если не знает, что он ВИЧ-инфицированный, то его либо депортируют, либо он вынужден вернуться сам в Азербайджан. Если люди знают о своем ВИЧ-статусе, то они обычно берут лекарства на полгода в наших СПИД-центрах (идут на уступки), приезжают в Россию, но через полгода они снова вынуждены возвращаться.

    Азербайджанское правительство бесплатно дает всем лечение. Даже ВИЧ-инфицированным мигрантам в своей стране. Не имеет значения твое гражданство или легальность пребывания.

    13 лет назад я вышла замуж. Муж был гражданином России, я была гражданкой Армении. Мы переехали жить в Россию. Я подала документы на вид на жительство. Он учился, у нас были громадные планы… И тогда я была на третьем месяце беременности.

    И одновременно в поликлинике и в анализе при подаче на вид на жительство у меня выявили ВИЧ-инфекцию. Тогда я не понимала, что это такое. Потом мне сказали, что обязаны дать мне профилактику. Меня не депортировали, просто сказали, что мне лучше переехать обратно в свою страну.

    Мы переехали обратно в Армению.

    У мужа также обнаружился ВИЧ. Ему пришлось переехать в Россию и получать терапию здесь. Потом вернулся обратно. В Армении лекарства тогда мигрантам не давали. Сейчас уже неважно, из какой ты страны. Всем дают.

    В Армении мы живем с закрытым статусом. У нас двое детей. Они ходят в школу, садик. Открыть свой статус — означает подвергнуть дискриминации и детей.

    В организации, где я работаю, знают про мой статус и относятся нормально. Но были случаи, когда на работе у людей узнавали про их статус и просили уходить по своему желанию, хотя законодательно нет никаких запретов на занимаемые должности.

    В России страшно то, что тебя могут депортировать. Мигранты предпочитают не рассказывать про свой статус.

    Основная проблема в Беларуси, да и в России тоже, пожалуй: у них предоставление медицинской помощи при ВИЧ основывается на двусторонних соглашениях между Беларусью и той страной, откуда приехал человек. И никто эти соглашения (из врачей, по крайней мере) не знает. То есть это очень запутанная система — каждый раз порядок будет меняться: для кого-то это может быть полностью бесплатная помощь, например для граждан России. А для граждан Украины, Туркменистана порядок будет уже совершенно другой и будет варьироваться в зависимости от содержания этих двухсторонних договоров. Существует очень большая неразбериха: кто может эту помощь получать и на каких основаниях.

    В основном вся медицинская помощь для мигрантов осуществляется на платной основе, а у самих людей нет средств, для того чтобы эту помощь оплачивать.

    Кое-что в Беларуси делается, наверное, больше, чем в России: у них есть программы государственной помощи вынужденным переселенцам из Украины. За государственный счет большая часть медицинских услуг предоставляется.

    Серьезной проблемой является то, что многие здоровые люди не считают ВИЧ какой-то проблемой. Они считают, что эта проблема их не касается, они неуязвимы и заразиться не могут, поэтому нечего предпринимать тут какие-то предохранительные меры.

    МОСКВА, 13 февраля. /ТАСС/. Эксперты, работающие с мигрантами и ВИЧ-инфицированными гражданами, поддерживают предложение попечительского совета при правительстве РФ пересмотреть правила въезда и выезда из РФ иностранных граждан, инфицированных ВИЧ, в частности, отменить норму о депортации таких иностранцев.

    Ранее вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец по итогам заседания попечительского совета, посвященного вопросам реализации государственной стратегии по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в РФ, поручила Минздраву России совместно с МВД России и Роспотребнадзором с учетом предложений членов совета "проработать вопрос о целесообразности пересмотра условий въезда, выезда и проживания иностранных граждан, инфицированных ВИЧ, а также об организации оказания им медицинской помощи на территории РФ". Документ с соответствующим поручением имеется в распоряжении ТАСС. Ведомства должны доложить о результатах в попечительский совет до 15 мая 2017 года.

    Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил ТАСС, что ограничения на въезд в Россию вполне можно снять для социально адаптированных иностранцев - носителей ВИЧ, приезжающих в Россию работать. Он считает, что лечить таких иностранцев можно за счет бюджета РФ.

    Депортировать за ВИЧ

    Член попечительского совета Петр Родионов считает, что особое внимание следует уделить норме о депортации иностранных граждан с ВИЧ, которая действует в России с 1995 года. По его словам, эта практика не является эффективной. "Многие мигранты, зная о своем ВИЧ- положительном статусе, но опасаясь депортации, тщательно скрывают диагноз, покупая поддельные медицинские справки или уходя в нелегальное пространство и надолго пропадая из поля зрения контрольных органов", - сказал Родионов.

    С его мнением согласилась и директор НКО "Новый век", работающей с мигрантами, Лилия Таишева. Она сообщила ТАСС, что даже после депортации многие из ВИЧ-положительных мигрантов находят способ вернуться в Россию, в том числе, меняют фамилию и документы.

    "Принятие исключительно ограничительных мер приводит к тому, что мигранты с подозрением на ВИЧ или уже установленным диагнозом выпадают из поля зрения медицинских и миграционных служб, скрываясь и уходя в нелегальное пространство из-за боязни депортации. Также мигранты с ВИЧ, знающие свой диагноз, для оформления патента для работы в России пользуются услугами посредников, покупая медицинские справки", - сказала Таишева.

    Запреты усугубляют эпидемию

    По словам директора регионального благотворительного общественного фонда борьбы со СПИДом "ШАГИ" Игоря Пчелина, запрет на пребывание иностранных граждан, имеющих ВИЧ- инфекцию, на территории России не только не способствует сдерживанию распространения ВИЧ-инфекции среди мигрантов, но и усугубляет эпидемию.

    "По законодательству РФ, оказывать медицинские услуги лицам с ВИЧ-инфекцией могут только государственные учреждения. Но доступ в эти государственные учреждения для иностранных граждан закрыт в связи с угрозой депортации из страны. Поэтому иностранные граждане с ВИЧ-инфекцией вынуждены скрываться, часто занимаются самолечением, попадают в стационары и реанимации в крайне тяжелом и запущенном состоянии в связи с ВИЧ. Кроме того, неправильное самолечение приводит к возникновению резистентных штаммов ВИЧ, что, в свою очередь, вносит негативный вклад в эпидемию ВИЧ-инфекции в России, а также увеличивает бюджетное бремя", - сказал Пчелин.

    Эксперты уверены, что в борьбе с распространением ВИЧ- инфекции среди иностранных граждан гораздо важнее обеспечить им доступ к медицинской помощи.

    "Вопрос финансирования, а, следовательно. и доступности помощи, безусловно, станет одним из ключевых, поэтому крайне важно проработать все возможные варианты: это могут быть не только личные средства пациента, но, например, и средства, выделяемые в рамках межгосударственных соглашений, или средства системы добровольного медицинского страхования", - сказал Родионов.

    Как показали обсуждения, в России есть понимание, что норму о депортации нужно отменить. Однако российскую сторону беспокоит финансовая сторона вопроса: необходимость оплаты лечения не только своих граждан, но и мигрантов.

    Мигранты, которые получают патенты для трудовой деятельности в России – граждане Узбекистана, Таджикистана и Молдовы, – должны сдавать тесты на ВИЧ. Если тест положительный, им отказывают в патенте и, согласно закону, должны депортировать. Но поскольку денег на это нет, их вносят в базу тех, кому запрещен въезд на территорию России. Это загоняет мигрантов в тень и вынуждает оставаться в России на годы – нелегально и без доступа к лечению. Таким образом, норма о депортации не только дискриминирует, но еще и вредит с эпидемиологической и экономической точки зрения.

    В 2016 году по требованию Конституционного суда запрет на пребывание на территории России был снят для мигрантов, имеющих в России семью. Потом запрет был снят для граждан Украины, в отношении всех остальных иностранных граждан эта норма продолжает действовать.

    Несмотря на актуальность, о проблеме распространения и лечения ВИЧ среди мигрантов говорят не так часто. В этом году широкое обсуждение этой темы прошло в рамках VI Международной Конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии, которая проходила в Москве 18–20 апреля. На мероприятии присутствовали эксперты не только из России, но и из Таджикистана и Узбекистана, которые выразили готовность поддерживать своих соотечественников. Главный вопрос – отмена нормы о депортации, а дальше можно наладить возмещение средств, потраченных на лечение мигрантов, или создать межгосударственный фонд по обеспечению людей в миграции антиретровирусной терапией (АРТ).

    Насколько распространен ВИЧ среди мигрантов из Киргизии и как они решают проблему лечения – вопрос открытый, таких данных нет: поскольку Кыргызстан входит в ЕАЭС, приезжающие оттуда граждане не обязаны сдавать тест на ВИЧ.

    Не только в Россию люди приезжают с ВИЧ, они отсюда его увозят. По данным UNAIDS 2016 года, более 50% женщин из Центральной Азии с положительным ВИЧ-статусом имели мужей, которые побывали в миграции в России, — сообщила Член управления комитета Евразийской сети здоровых ключевых групп Елена Романяк.

    Более детальную статистику предоставила старший научный сотрудник Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Ладная.

    По ее данным, в 2017 году на ВИЧ протестировали 2,5 миллиона человек. На конец 2017 года среди граждан стран ближнего зарубежья было выявлено 32.885 случаев ВИЧ. Однако, как объяснила Наталья Ладная, это лишь верхушка айсберга.

    В 2014–2015 годы выявлялось по 4000–4500 новых случаев ВИЧ-инфекции среди иностранных граждан, преимущественно Украины, которые массово ехали в Россию. Сейчас выявляется порядка 3500 случаев в год. Но мигрантов с ВИЧ больше, потому что часть из них сдает анализы анонимно, а часть избегает тестирования, зная, что они инфицированы, — сообщила Наталья Ладная.

    Эксперт отметила, что необходимость тестирования мигрантов на ВИЧ приводит к тому, что на территории России выявлена почти половина всех случаев ВИЧ от числа зарегистрированных в стране исхода. Например, на конец 2016 года в Армении было выявлено 2500 случаев, из них в 1100 случаях первый анализ делался на территории России.

    В Армении, в медицинских картах я лично видела, что первый анализ на ВИЧ был сделан в России. Похожая ситуация и в других странах: 25% ВИЧ-инфицированных из Узбекистана и 27% из Таджикистана впервые тестировались в России, — привела данные Наталья Ладная.

    Затрагивая тему депортации, она отметила, что в 2011–2017 годах медицинское освидетельствование прошли 17 миллионов иностранных граждан, решение о нежелательности пребывания было принято в отношении 17.500, из них из-за ВИЧ – 6.500.

    По тестированию можно понять, что не все из инфицированных заразились в России, кто-то привез вирус с собой, сообщила эксперт.

    Одни мигранты хорошо социализированы и общаются с россиянами, и они как раз могут заразиться ВИЧ от россиян. Другие общаются только со своими, и они могут получить от своих граждан, внутри диаспоры. Еще один вариант заражения – через контакты с секс-работницами, этот способ довольно часто встречается среди мигрантов из Центральной Азии, — рассказала Ладная.

    Эксперт сообщила и о хорошей новости: Росподребнадзор разработал Положение об отмене решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина.

    Я не раз поднимала в правительстве и в Госдуме вопрос об ограничении передвижения ВИЧ-инфицированных лиц, но меня всегда спрашивают, потребует ли этого финансирования. Да, если мы отменим норму, то должны будем сделать и следующий шаг – оказывать мигрантам медицинскую помощь. Антиретровирусная терапия в России дороже, чем в странах Центральной Азии, поэтому нам придется тратить больше денег. И эффективным методом оказания помощи станут межгосударственные соглашения, — сказала Наталья Ладная.


    Привезли препараты из Узбекистана

    Спланировать подобное межгосударственное сотрудничество можно, уверен Даниил Кашницкий:

    – Делегации и Узбекистана и Таджикистана уже выразили готовность создать совместный фонд по обмену препаратами или наладить возмещение средств за препараты, которые Россия потратит на лечение мигрантов. Важно, чтобы больные получали терапию. Однако важно отметить, что такая модель сможет заработать, только если норма о депортации будет отменена.

    – Препараты мы отпускаем на месяц, но если человек выезжает в другую страну, то можем дать их на три месяца, а также письмо для страны, куда он едет, что человек нуждается в препаратах. Когда наш специалист куда-то выезжает, то берет с собой препараты для больных, чтобы им не пришлось тратить деньги на перелет на родину и обратно, — отметил Атабеков.

    Атабеков также рассказал о ситуации с ВИЧ среди трудовых мигрантов в его стране. В 2017 году на ВИЧ было обследовано 399.950 трудовых мигрантов, из которых в 588 случаях был выявлен ВИЧ – это одна восьмая всех инфицированных граждан Узбекистана.

    – В миграции люди долгое время находятся вне семьи и традиционного уклада, ослабляется социальный контроль – и увеличивается число сексуальных контактов, возрастает риск инфицирования, – пояснил Атабеков.

    74% инфицированных – мужчины, 26% – женщины. Возраст больных – 29–59 лет. 40% инфицированных – строители, 27.9% – разнорабочие, 6.2% – рабочие, официанты, сторожа, повара, продавцы. Причем 71% зараженных – люди женатые или замужние. 33% имели непостоянных половых партнеров, 28% – постоянных.

    – Число выявляемых больных медленно, но растет. При этом показатель информированности населения о ВИЧ составляет 84%, но мы в этом сомневаемся, раз такие показатели заражения существуют, — отметил глава СПИД-центра. – В стране работает программа по тестированию мигрантов на ВИЧ, однако только тех, кто более полугода проработал за пределами Узбекистана. Так как для снижения заражения необходимо повышение уровня осведомленности мигрантов, президент поручил подготовить план мероприятий по охвату тестированием и по работе с населением и мигрантами. Самое главное, чтобы мигранты могли проходить тестирование вне медицинских учреждений, поэтому мы будем готовить спецмашины для консультирования и тестирования в пунктах пересечения границ, местах гуляний и спортивных соревнований, а также выезжать в отдаленные районы. Также при реализации авиа- и железнодорожных билетов начнем выдавать листовки с информацией о ВИЧ.

    Нурмат Атабеков уверен, что поскольку трудовые мигранты – уязвимый контингент, необходимо узаконить их обязательное тестирование на ВИЧ:

    Раньше это считалось ущемлением прав человека, а теперь, учитывая, что тестирование приветствуется, мы только выиграем от введения этой нормы, — уверен эксперт.

    Статистика по Таджикистану

    Среди новых случаев инфицирования ВИЧ в Таджикистане увеличилась доля тех, кто был в миграции: с 7,7% в 2012 году до 14,9% в 2016. Основной путь передачи – половой. Среди мигрантов с ВИЧ-положительным статусом 87% мужчин и 13% женщин. Это связано с тем, что в основном трудовые мигранты из Таджикистана – мужчины, — пояснила Кадырова.

    Более 80% мигрантов имели в странах приема сексуальные контакты, в том числе коммерческие. Презервативы использовали лишь 50% мужчин и 25% женщин. Так как много людей, приезжая в миграцию, находятся в браке — это предопределяет дальнейшее распространение ВИЧ: в семью и на родину.


    Лечение на родине

    Пока официальные власти стран исхода мигрантов думают над тем, как убрать норму о депортации, помочь мигрантам с ВИЧ могут организации гражданского общества или диаспоры, уверен Даниил Кашницкий. Однако тут возникает другая проблема – сообщества мигрантов не сфокусированы на проблеме профилактики ВИЧ.

    На днях я был на конференции в Узбекистане, где меня заверили, что они готовы помогать своим гражданам в миграции — переправлять им терапию, только была бы снята норма о депортации. Аналогичное понимание есть и у таджикской стороны. Но пока этот вопрос не решен на межгосударственном уровне, помогать соотечественникам могут лишь СПИД-сервисные НПО и диаспоральные организации, и то эта помощь больше касается информирования и перенаправления.

    Эксперт уверен, что мигрантам не надо бояться сдавать тест на ВИЧ, однако делать это лучше не во время подачи документов на патент, а анонимно. Если мигрант узнает, что он заражен, он сможет вернуться на родину, встать на учет в местный СПИД-центр, получить лечение (а такие страны, как Таджикистан и Узбекистан, выдают препараты сразу на три месяца). Таким образом, информация о ВИЧ-положительном статусе иностранца не попадет в базу данных российской миграционной службы.

    Недавно я проводил занятие по ВИЧ/СПИДу на тренинге Международной организации по миграции для таджикистанских диаспоральных организаций в России, – рассказывает Кашницкий. – В начале у участников было много мифов о ВИЧ, теперь же они готовы участвовать в распространении информации о ВИЧ и в работе по перенаправлению мигрантов, которым нужна помощь в связи с ВИЧ. Именно диаспоральные организации могут эффективно объяснить мигранту, который в России узнал, что он ВИЧ-положителен, что это не приговор, это лечится и что, если он решит вернуться на родину, то может конфиденциально встать на учет в СПИД-центр и получать лечение бесплатно.

    При этом эксперты признают, что часто ВИЧ-положительные мигранты выбирают любую страну, но только не свою, потому что менталитет и стереотипы в странах Центральной Азии сильнее понимания, что ВИЧ не опасен для общества, если соблюдать правила проживания. Кроме того, мигранты с ВИЧ боятся осуждения и порицания, поэтому с ними так сложно работать. По этой причине со стороны НКО также с должен быть организован грамотный прием мигрантов, с которыми должны работать только квалифицированные специалисты.

    – Голоса мигрантов не слышны, потому что есть стигма, – говорит Даниил Кашницкий. – Отмену нормы о депортации могут обсуждать еще год-два, и никто не выйдет на пикеты в поддержку мигрантов из-за стереотипов, поэтому должно действовать гражданское общество. На Facebook мы начали создавать базу данных трансграничных НПО, помогающим людям с ВИЧ-положительным статусом как в России, так и в странах центральноазиатского региона. Независимо от прогресса с отменой нормы о депортации и успеха по обеспечению мигрантам лечения, мы планируем создать платформу для обмена информацией и эффективного перенаправления мигрантов, которым нужна помощь, между организациями гражданского общества в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

    Как показали обсуждения, в России есть понимание, что норму о депортации нужно отменить. Однако российскую сторону беспокоит финансовая сторона вопроса: необходимость оплаты лечения не только своих граждан, но и мигрантов. Убедить Россию в том, что страны региона готовы оплачивать лечение своих граждан, теперь должны правительства Узбекистана и Таджикистана.

    Пока же помочь мигрантам могут только НКО и диаспоральные организации. И мигранты не должны бояться просить этой помощи.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года (В редакции федеральных законов от 12.08.96 г. N 112-ФЗ; от 09.01.97 г. N 8-ФЗ; от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон. Г Л А В А I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия: ВИЧ-инфекция - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции 1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Применение настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы. Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции ; обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (Абзац дополнен - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных 1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 1-1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (Пункт дополнен - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Г Л А В А II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ Статья 7. Медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. 3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным. 4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. 6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. 7. В учреждениях государственной и системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в пункте пятом статьи 7, - по просьбе или с согласия его законного представителя. 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным. Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование 1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. 4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет. 5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей . (В редакции Федерального закона от 12.08.96 г. N 112-ФЗ) 2. Требования к указанному сертификату устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции 1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования. Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования 1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в пункте первом настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц. 3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Статья 16. Обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Г Л А В А III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних 1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на: совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию; (Абзац третий утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного - несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж; (Абзац пятый утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки , установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Г Л А В А IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ РИСКУ ЗАРАЖЕНИЯ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 21. (Утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 22. Гарантии в области труда 1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий и установление размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат: обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Г Л А В А V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 23. Государственный контроль Государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, направленной на реализацию мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Статья 25. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 1995 года. Статья 26. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 30 марта 1995 года N 38-ФЗ

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции