Федерации заболевания вызываемого вирусом иммунодефицита человека вич-инфекции

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года (в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4027; Федерального закона от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 352; Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4172; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986; Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2930; Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 48; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 58; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097) Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084), приобретает массовое распространение во всем мире, (Абзац УТРАТИЛ СИЛУ на основании Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084) вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон. Г Л А В А I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия: ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084); ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции 1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Применение настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; (Абзац УТРАТИЛ СИЛУ на основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477) социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции; бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097). 2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных 1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (наименование в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097). 1-1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 1-1 введен Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 1-2. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований (пункт 1-2 введен Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084). 2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Г Л А В А II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ Статья 7. Медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным. 4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. 7. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным. Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование 1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей (в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4027). 2. Требования к указанному сертификату устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции 1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), указанных в пункте 3 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 58). 3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и








  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Пресс-Центр

Важно

Новости RSS

Видео

Новости Совета

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подготовил экспертное заключение на доработанный проект изменений закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

Документ был направлен в адрес Правительства Российской Федерации, Минздрава России и Министерства юстиции Российской Федерации.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

В сентябре 2018 г. Совет уже давал экспертное заключение на первоначальный вариант Законопроекта, в котором рекомендовал отклонить его как не соответствующий целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, Законопроект не только не был отклонен, но и его новая редакция не претерпела изменений в сторону соблюдения прав некоммерческих организаций и охраны здоровья граждан.

Совет отмечает, что Законопроектом вводятся специальные условия деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО), направленной на профилактику распространения ВИЧ-инфекции и финансируемой из иностранных источников. Предусматривается обязательное согласование программ и мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции с уполномоченным органом исполнительной власти. В случае запрета таких программ и (или) мероприятий некоммерческая организация обязана незамедлительно прекратить их реализацию. Несоблюдение такого запрета влечет ликвидацию НКО.

В проекте Федерального закона не содержатся критерии и основания, согласно которым уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может принять решение о запрете осуществления указанных программ и мероприятий. Отсутствие четких безоценочных критериев и оснований приведет к тому, что НКО не смогут заранее оценить риски запрета осуществления программ и (или) мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции и обоснованно принять решение об использовании средств иностранных источников до момента получения необходимого согласования от уполномоченного органа.

Действительно, НКО в течение десятилетий осуществляют деятельность, направленную на содействие профилактике распространения и лечения ВИЧ-инфекции, в т.ч., при поддержке иностранных и международных организаций. Данная деятельность ранее поддерживалась государственными и муниципальными органами: в частности, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в ежегодно издаваемых постановлениях о мерах по профилактике ВИЧ-инфекции отмечалась необходимость всяческой поддержки НКО, работающих в этой сфере (напр., Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2005 г. № 16, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2012 № 16 и др.).

В пояснительной записке к проекту Федерального закона не указывается, чем именно вызвана необходимость введения санкционирования программ профилактики ВИЧ-инфекции, осуществляемых НКО, а также, имеет ли место нарушение прав граждан или существует угроза их нарушения в результате осуществления подобной деятельности, какие общественные или государственные интересы защищает предлагаемый Законопроект. Подчеркнем, что ст. 14 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство общественных объединений перед законом, ст. 30 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу их деятельности, а ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещает цензуру. Совет полагает, что в случае принятия Законопроекта в представленной редакции существует угроза нарушения указанных конституционных положений.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализируя Законопроект в контексте этого конституционного положения, Совет отмечает, что запрет деятельности НКО здесь связывается исключительно с иностранными источниками финансирования. Те же самые программы и мероприятия, финансируемые из российских источников, не требуют согласования и могут осуществляться свободно. Тем самым, по мнению Совета, нарушается принцип равенства общественных объединений перед законом, а свобода их деятельности ограничивается в целях, выходящих за пределы ст. 55 Конституции Российской Федерации. Де-факто, вводится разрешительный порядок деятельности таких НКО.

Кроме этого, введение дополнительной обязанности для НКО получать согласие на осуществление программ и (или) мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции не может быть принято без процедуры оценки социально-экономических последствий такого регулирования (процедура оценки регулирующего воздействия).

В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 г № 2203-р) (далее – Стратегия) констатируется, что ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита. При этом в Стратегии отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции институтов гражданского общества, в т.ч., социально ориентированных НКО.

Настоящее Экспертное заключение одобрено Советом путем заочного голосования 2 августа 2019 года.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции