Дорожная карта лечения больного вич инфекцией

Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
от 16 февраля 2018 г. N 69/16-о
"О повышении эффективности мероприятий, направленных на профилактику, диагностику, лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C ("дорожная карта"), в 2018 году"

В целях реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 N 2203) и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.04.2017 N 754-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", распоряжения Правительства Нижегородской области от 22.08.2017 N 1378-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Нижегородской области на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" и реализации Государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 N 274, приказываем:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 2203-р

1.1. План мероприятий, направленных на профилактику, диагностику, лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C ("дорожная карта") в 2018 году (приложение 1).

1.2. Форму мониторинга тестирования беременных на ВИЧ-инфекцию (приложение 2).

1.3. Форму "Сведения о госпитализации больного ВИЧ-инфекцией в стационары Нижегородской области" (приложение 3).

2. Главному врачу ГБУЗ НО "Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - ГБУЗ НО "НОЦ СПИД") (С.А. Апоян), организовать:

2.1. Обучение медицинского персонала государственных бюджетных учреждений здравоохранения Нижегородской области правилам и особенностям работы с ВИЧ-инфицированными пациентами, в том числе специалистов первичного медицинского звена, наркологической, акушерско-гинекологической, педиатрической, дерматовенерологической, инфекционной и иных служб.

2.2. Лечение больных ВИЧ-инфекцией в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией (приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.11.2012 N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Стандартом (приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1511н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)", и Клиническими протоколами по диспансерному наблюдению и лечению больных ВИЧ-инфекцией (2017).

2.3. Диспансеризацию больных ВИЧ-инфекцией в соответствии с алгоритмом, утвержденным приказами министерства здравоохранения Нижегородской области от 29.08.2016 N 2463 "Об утверждении алгоритма по организации противоэпидемических, профилактических мероприятий и диспансеризации больных ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях Нижегородской области".

2.4. Анализ исполнения порядка профилактики перинатального инфицирования ВИЧ в медицинских организациях Нижегородской области с предоставлением оперативной информации в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области и министерство здравоохранения Нижегородской области ежеквартально, в срок до 15 числа, следующего за отчетным периодом.

2.5. Представление оперативной информации обо всех случаях перинатального инфицирования ВИЧ в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, Главному внештатному специалисту по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Российской Федерации профессору Е.Е. Воронину ежеквартально, в срок до 15 числа, следующего за отчетным периодом.

2.6. Анализ смертности больных ВИЧ-инфекцией с представлением оперативной информации в министерство здравоохранения Нижегородской области ежеквартально, в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

2.7. Анализ охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения Нижегородской области с представлением оперативной информации в министерство здравоохранения Нижегородской области ежемесячно, в срок до 15 числа, следующего за отчетным.

2.8. Ведение регионального сегмента Федерального регистра больных ВИЧ-инфекцией в соответствии с Правилами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2017 N 426 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом").

3. Главным врачам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Нижегородской области обеспечить:

3.1. Исполнение нормативных документов федерального и регионального уровня, регламентирующих вопросы диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции.

3.2. Не реже 2 раз в год рассмотрение вопросов по организации диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции в структурных подразделениях медицинских организаций на медицинских конференциях и совещаниях.

3.3. Обследование на ВИЧ-инфекцию не менее 22% населения согласно приложения 1 СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", в первую очередь из уязвимых групп населения, и соответствующее кодирование материала для исследования.

3.4. Организацию обследования детей с перинатальным контактом по ВИЧ с целью ранней диагностики ВИЧ-инфекции, детей в возрасте до 10 лет при выявлении ВИЧ-инфекции у матери и детей больных ВИЧ-инфекцией в соответствии с санитарным законодательством.

3.5. Лечение больных хроническими гепатитами B и C в соответствии с реестром больных, нуждающихся в противовирусной терапии.

3.6. Диспансеризацию больных ВИЧ-инфекцией (взрослых и детей).

3.7. Профилактическую работу среди населения в соответствии с п. 9. СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" с уровнем информированности приписного населения в возрасте 18 - 49 лет по вопросам ВИЧ-инфекции не менее 87%.

3.8. Предоставление в ГБУЗ НО "НОЦ СПИД" по электронной почте omonnov@rambler.ru:

3.8.1. Информации по обследованию беременных на ВИЧ-инфекцию, в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с приложением 2.

3.8.2. "Извещение о новорожденном, рожденном ВИЧ-инфицированной матерью", в электронном виде (учетная форма N 309/у) по закрытому каналу связи VipNet, в срок не позднее 3 рабочих дней с даты рождения ребенка.

3.8.3. Сведений о госпитализации больного ВИЧ-инфекцией в стационары Нижегородской области по закрытому каналу связи VipNet, в течение 3 рабочих дней с даты госпитализации в соответствии с приложением 3.

3.8.4. Копии посмертного эпикриза и заключительного патологоанатомического диагноза умерших больных ВИЧ-инфекцией по закрытому каналу связи VipNet, в течение 30 дней после смерти больного.

3.8.5. Информации о количестве распространенных информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, туберкулеза отдельно среди взрослых и детей (до 18 лет) и количестве проведенных профилактических мероприятий (с указанием названия мероприятия, даты его проведения и охват населения в возрасте 18 - 49 лет (в абсолютных числах)) ежемесячно, в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным.

3.9. Организацию лабораторного обследования больных ВИЧ-инфекцией (иммунный статус и вирусная нагрузка) на базе ГБУЗ НО "НОЦ СПИД".

4. Главному врачу ГБУЗ НО "НОЦ СПИД" (С.А. Апоян), главным врачам ГБУЗ НО "Нижегородский областной наркологический диспансер" (В.К. Тарасов) и ГБУЗ НО "Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер" (В.И. Евстафьев) принять дополнительные меры по повышению охвата обследованиями на ВИЧ-инфекцию пациентов, обратившихся в кабинеты и учреждения всех форм собственности, или выявленных активно при подозрении на заболевание и снятии с учета.

5. Главным врачам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Нижегородской области, главному врачу ГБУЗ НО "НОЦ СПИД" (С.А. Апоян), главному врачу ГБУЗ НО "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГБУЗ НО "НОКПТД") (И.Г. Шерстнев) обеспечить проведение мероприятий по химиопрофилактике туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией в соответствии с приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 13.08.2015 N 3497 "Об организации раннего выявления и профилактики туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией в Нижегородской области".

6. Начальнику отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области (Т.А. Боровкова), главному эпидемиологу министерства здравоохранения Нижегородской области (Л.А. Башкатова), главному врачу ГБУЗ НО "НОЦ СПИД" (С.А. Апоян), главному врачу ГБУЗ НО "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (И.Г. Шерстнев), главному внештатному специалисту по управлению сестринской деятельностью министерства здравоохранения Нижегородской области (Л.А. Поклад), главному внештатному специалисту по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Нижегородской области (С.В. Минаева) в течение года организовать обучающие семинары для медицинских работников различных специальностей по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области взять под особый контроль своевременное и полное обследование контингентов, подлежащих тестированию на ВИЧ-инфекцию, в том числе по эпидемиологически значимым кодам (102, 104, 109, 109/1, 113/1), в том числе в учреждениях негосударственной формы собственности.

8. Считать утратившим силу приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и территориального Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 29.06.2017 N 1098/55-о "О повышении эффективности мероприятий, направленных на профилактику, диагностику, лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C в рамках реализации мероприятий Государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и территориального Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области 17.05.2017 N 877/48-о "О мониторинге мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявлению и лечению больных ВИЧ".

9. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Нижегородской области (О.А. Ермилова) и заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (О.Н. Княгина).

В рамках имеющихся полномочий осуществляется контроль за реализацией мероприятий Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (далее - ПНП «Здоровье).

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (ред. от 26.11.2019)

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020)

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ред. от 02.08.2019)

Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (ред. от 30.03.2018)

О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения

О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (ред. от 18.05.2016)

Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (ред. от 09.12.2016)

Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государств.

Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обесп.

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

О подготовке государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ред. от 28.12.2016)

О трансплантации органов и (или) тканей человека (ред. от 23.05.2016)

О донорстве крови и ее компонентов (ред. от 23.05.2016, с изм. от 19.12.2016)

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (ред. от 23.05.

Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях

Об утверждении порядка направления граждан РФ для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здраво.

Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям

Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или.

О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Об усилении контроля за проведением пренатальной диагностики беременным

Об утверждении правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждени.

О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сок.

О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями

О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинс.

О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезо.

О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита ч.

О финансовом обеспечении реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

О мерах о совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения


— Каковы результаты форума и что изменится после него в лечении и профилактике ВИЧ?

— Всероссийский форум для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа мы проводим уже в четвертый раз. И это прекрасная возможность подвести предварительные итоги проделанной работы, обсудить проблемы и найти решения поставленных задач.


На форуме российские специалисты обменялись опытом с иностранными коллегами, обсудили итоги выполнения региональных программ по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, а также — профилактику в группах риска с привлечением некоммерческих организаций.

В рамках форума прошел координационный совет по вопросам ВИЧ/СПИДа, на котором были рассмотрены и доработаны методические рекомендации по профилактике ВИЧ, которые подготовили НКО.

— Как будут использованы рекомендации общественников?

— Возможно, при создании межведомственных региональных программ по профилактике ВИЧ/СПИДа. Также мы пришли к выводу, что стоит дополнительно проанализировать международный опыт по включению в профилактические программы ряд препаратов, которые препятствуют заражению ВИЧ. Ну и решить, возможно ли их использование в России.

— С какой страной можно сравнить Россию по уровню заболеваемости ВИЧ?

— Сравнивать Россию с какой-либо другой страной некорректно. Россия — один из лидеров по охвату населения обследованием на ВИЧ-инфекцию. В 2017 году тест на ВИЧ сдали около 34 млн человек, это 23% населения. Только за десять месяцев нынешнего года тестирование на ВИЧ-инфекцию прошли 30 млн человек. Это один из самых высоких показателей по охвату тестированием на ВИЧ-инфекцию в мире.


Анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ

— Как ведомство отслеживает число больных, живущих с ВИЧ, и сколько людей, по оценкам Минздрава, являются носителями ВИЧ-инфекции, но еще не знают об этом?


— Согласно оценочным данным по распространению ВИЧ-инфекции в России (они подготовлены с использованием международных методик, рекомендованных для объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу), число лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, в 2017 году составило 998 525 человек, из них 81% знает свой ВИЧ-статус.

Еще мы внедрили федеральный регистр ВИЧ-инфицированных. Он позволяет нам формировать объективную картину и понимать, сколько выявлено человек с ВИЧ-инфекцией и сколько находится под диспансерным наблюдением и принимает антиретровирусную терапию (АРВ-терапию).

— Помимо лечения ВИЧ-инфицированных важна и профилактика. Что делает Минздрав, чтобы остановить распространение инфекции?

— Чем выше информированность людей, там быстрее мы избавляемся от стереотипов, а в обществе снижается дискриминация ВИЧ-инфицированных. Для этого уже третий год подряд Минздрав проводит федеральные акции в рамках масштабных коммуникационных кампаний.


У нас большая страна, каждый регион со своей спецификой, основная часть маршрута — это субъекты со сложной эпидемической ситуацией. Несмотря на всю ежедневную работу, остается когорта людей, которая в обычной жизни не мотивирована к прохождению тестирования. А наша задача достучаться до каждого, ведь все должны знать свой ВИЧ-статус, понимать, как защитить себя от вируса и что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным.

— В каких регионах страны наиболее тяжелая и наиболее благополучная ситуация с заболеваемостью ВИЧ?


— Конечно, надо понимать, что распространенность ВИЧ-инфекции на территории страны различна в зависимости от субъекта. Основное бремя ВИЧ-инфекции приходится на 25 регионов России. Это в основном Сибирский, Уральский, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа. Я не буду озвучивать полный список, скажу лишь, что к таким регионам можно отнести Свердловскую, Самарскую, Кемеровскую, Ульяновскую, Иркутскую области.

Что касается регионов России, которые наименее поражены ВИЧ-инфекцией, то среди них можно выделить Архангельскую, Кировскую области, Кабардино-Балкарию, Чечню, Ставропольский край, Республику Саха (Якутию).


Медицинский работник производит экспресс-анализ крови в мобильном пункте

— Какие пути заражения ВИЧ наиболее распространены в России?


— По данным Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, в 2017 году преобладал половой путь передачи инфекции — 53,5%, парентеральным путем заразились 43,6% больных.

— Какая помощь оказывается ВИЧ-инфицированным в России?

— Обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией находятся в зоне особого внимания Минздрава России. Важнейший вклад в противодействие распространению вируса иммунодефицита вносит АРВ-терапия, так как современная эффективная терапия сводит к минимуму риск дальнейшего распространения инфекции.

Кроме того, мы ежегодно расширяем перечень ЖНВЛП, в том числе в части антиретровирусных лекарственных препаратов.


В результате централизации закупок таких препаратов обеспечено снижение средней стоимости лечения одного пациента более чем в два раза. Полученная экономия бюджетных средств позволила увеличить в конце 2017 года охват лечением ВИЧ-инфицированных, состоящих под диспансерным наблюдением, до 50% без привлечения дополнительных средств. Прирост числа пациентов, получающих антиретровирусную терапию, составил 60 тыс. человек. При этом в настоящее время охват терапией составляет 56,5%, а в каждом третьем регионе — уже превысил 60%.

— Появляются новые лекарства против ВИЧ. А меняется ли схема лечения таких пациентов?

— В 2017 году профессиональное сообщество пересмотрело клинические рекомендации по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у взрослых и детей. Они обеспечивают использование самых современных схем терапии, рекомендованных ВОЗ. На основе клинических рекомендаций Минздрав России утвердил семь стандартов оказания медицинской помощи при ВИЧ-инфекции.

Необходимо сказать, что повысилась эффективность лечения больных. Снижение вирусной нагрузки до неопределяемого уровня наблюдалось у 72% получающих АРВ-терапию.


Аптечка анти-ВИЧ в Центре крови Федерального медико-биологического агентства

— Каковы шансы у пациентов с запущенной стадией болезни?

— В сентябре этого года в Национальном медицинском центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава России мы открыли инфекционное отделение для лечения больных ВИЧ-инфекцией. Это отделение спасает жизни пациентам в случаях поздней диагностики и внедряет новые методы лечения. В отделении уже пролечено 200 человек.


— Многие пациенты с ВИЧ умирают от туберкулеза. Как можно решить эту проблему?

— Туберкулез является ведущей причиной смерти лиц, живущих с ВИЧ. Поэтому Минздрав России уделяет особое внимание профилактике туберкулеза среди таких пациентов

Более 90% ВИЧ-инфицированных пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением, ежегодно обследуются на туберкулез. А 92% пациентов с впервые установленным диагнозом ВИЧ проведена химиопрофилактика туберкулеза. Профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза включены и во все новые стандарты оказания медицинской помощи взрослому населению при ВИЧ-инфекции.

— По данным НКО, работающих с группами риска (наркоманы, проститутки и другие), антиретровирусную терапию получают лишь 5% ВИЧ-положительных. Хотя заболеваемость в этих группах в десять раз превышает заболеваемость в общей популяции. Каковы данные по этим группам у Минздрава?

— Повторюсь, по данным статистического наблюдения и федерального регистра, охват антиретровирусной терапией составил 56,5% лиц, живущих с ВИЧ, в число которых входят и представители групп риска.


Мы разделяем озабоченность НКО — действительно, сложно организовать профилактическую работу в уязвимых группах, куда в первую очередь входят потребители инъекционных наркотиков. Но именно НКО являются связующим звеном между системой здравоохранения и этими группами населения. НКО способны выстроить доверительные отношения, уговорить людей пройти тестирование, а в случае подтверждения ВИЧ-инфекции — убедить в необходимости лечения. Мы благодарны тем НКО, которые уже не первый год вносят свой вклад в эту работу.

— Что не позволяет остановить распространение ВИЧ как в мире в целом, так и в России в частности?

— В 2016 году Генеральная Ассамблея ООН приняла политическую декларацию по ВИЧ/СПИДу. В ней поставлена цель — прекратить эпидемию СПИДа к 2030 году. Добиться таких результатов возможно только при последовательной реализации комплекса мероприятий, в том числе при стабильном финансировании.

В России используется комплексный подход к решению проблемы ВИЧ/СПИДа на межведомственной и межсекторальной основе. Ею занимаются 21 федеральный орган исполнительной власти, все 85 субъектов Российской Федерации, социально ориентированные некоммерческие организации, Федерация независимых профсоюзов, Российский союз промышленников и предпринимателей, бизнес-сообщество. На уровне регионов также реализуется межсекторальный подход.


Что касается финансирования, то необходимо отметить, что в России мероприятия по борьбе с ВИЧ-инфекцией осуществляются за счет внутренних ресурсов — средств федерального бюджета и бюджетов субъектов.

— Необходимы ли какие-то изменения в законодательстве для более успешной борьбы с этим заболеванием? Планирует ли Минздрав законодательные инициативы в этой области?

— Мы приняли Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Так вот одним из направлений реализации этой стратегии является совершенствование нормативно-правового регулирования.

Так, актуализированы порядки оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям с ВИЧ-инфекцией, утверждены стандарты оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

В планах — актуализация порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом ВИЧ-инфекцией, который был утвержден приказом Минздрава России еще в 2012 году.


В лаборатории центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями


— Что в ближайшее время планирует сделать Минздрав, чтобы остановить распространение ВИЧ-инфекции?

— В ближайших планах — повышение качества скрининга населения на ВИЧ-инфекцию, дальнейшее повышение доступности антиретровирусной терапии, формирование приверженности к ней и повышение ее эффективности, внедрение программы мониторинга резистентности вируса иммунодефицита человека и многое другое.

Еще раз хочу подчеркнуть: для того чтобы добиться коренного перелома в борьбе с ВИЧ-инфекцией, необходимы, безусловно, новые подходы как на федеральном, так и на региональном уровне, совместная работа правительственных структур, общественных и профессиональных организаций.

Несмотря на всю сложность и социальную обусловленность проблемы ВИЧ-инфекции, в наших силах добиться контроля над ее распространением.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кугач Валентина Васильевна, Петрище Татьяна Леонидовна, Кирилюк Арсений Андреевич

В статье рассмотрена роль международных и национальных инициатив в сдерживании эпидемии ВИЧ / СПИД путем повышения доступности антиретровирусной терапии (АРТ). В общемировом масштабе главная роль принадлежит ООН и ее структурам (ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ), ВОЗ, Глобальному фонду по борьбе со СПИДом , туберкулезом и малярией, Всемирному банку и др. В числе национальных инициатив следует отметить программы Африканского Союза, Президентский чрезвычайный плана США по борьбе со СПИД , Фонд Клинтона, деятельность которых направлена на профилактику и лечение ВИЧ / СПИД , прежде всего, в странах Африканского региона, где проживает наибольшее число ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в мире. Благодаря принимаемым мерам отмечено повышение доступа населения к антиретровирусным лекарственным средствам и сдерживание эпидемии.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кугач Валентина Васильевна, Петрище Татьяна Леонидовна, Кирилюк Арсений Андреевич

INTERNATIONAL AND NATIONAL INITIATIVES OF ENSURING ANTIRETROVIRAL THERAPY AVAILABILITY

The role of international and national initiatives in restraining HIV and AIDS epidemics by increasing availability of antiretroviral therapy (ART) is studied in the article. The chief role globally belongs to UN and its structures (UNAIDS, UNICEF), WHO, The Global Fund to Fight AIDS , Tuberculosis and Malaria, The World Bank and others. Among national initiatives one should mention such as programs of African Union, President's Emergency Plan for AIDS Relief, Clinton foundation, whose activity is aimed at the prevention and treatment of HIV / AIDS , especially in the countries of the African region, where there is the largest in the world number of HIV-infected and AIDS patients. Thanks to the taken measures the increase of the population access to the antiretroviral medicaments and epidemics restraining are registered.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2014 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2014, № 2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ АНТИРЕТРОВИРУСНОЙ ТЕРАПИИ

Кугач В.В., Петрище Т.Л., Кирилюк А.А.

В статье рассмотрена роль международных и национальных инициатив в сдерживании эпидемии ВИЧ/СПИД путем повышения доступности антиретровирусной терапии (АРТ). В общемировом масштабе главная роль принадлежит ООН и ее структурам (ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ), ВОЗ, Глобальному фонду по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Всемирному банку и др. В числе национальных инициатив следует отметить программы Африканского Союза, Президентский чрезвычайный плана США по борьбе со СПИД, Фонд Клинтона, деятельность которых направлена на профилактику и лечение ВИЧ/СПИД, прежде всего, в странах Африканского региона, где проживает наибольшее число ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в мире. Благодаря принимаемым мерам отмечено повышение доступа населения к антиретровирусным лекарственным средствам и сдерживание эпидемии.

Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, антиретровирусная терапия, лекарственные средства, доступность, международное сотрудничество

INTERNATIONAL AND NATIONAL INITIATIVES OF ENSURING ANTIRETROVIRAL

Kuhach V.V., Petrishche T.L., Kirilyuk A.A.

EE "Vitebsk State Medical University", Vitebsk, the Republic of Belarus

The role of international and national initiatives in restraining HIV and AIDS epidemics by increasing availability of antiretroviral therapy (ART) is studied in the article. The chief role globally belongs to UN and its structures (UNAIDS, UNICEF), WHO, The Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria, The World Bank and others. Among national initiatives one should mention such as programs of African Union, President's Emergency Plan for AIDS Relief, Clinton foundation, whose activity is aimed at the prevention and treatment of HIV / AIDS, especially in the countries of the African region, where there is the largest in the world number of HIV-infected and AIDS patients. Thanks to the taken measures the increase of the population access to the antiretroviral medicaments and epidemics restraining are registered.

Keywords: HIV, AIDS, antiretroviral therapy, medicaments, availability, international cooperation Актуальность.

В современных условиях одним из приоритетных принципов международного сотрудничества являются коллективная ответственность и глобальная солидарность в решении актуальных проблем в различных сферах. В области здравоохранения к таким проблемам относится пандемия ВИЧ/СПИД. На 1 января 2013 г. в мире было примерно 35,0 млн. ВИЧ-инфицированных 2. Наибольшее количество людей, живущих с ВИЧ, зарегистрировано в странах Южной Африки -

более 70% (24,7 млн.), затем следуют страны Азии и Океании - 4,8 млн., Западной и Центральной

Европы, Северной Америки - 2,3 млн., Латинской Америки - 1,6 млн., Карибского бассейна -250000; Восточной Европы и Центральной Азии - 250000; страны Среднего Востока и Севера Африки - 230 000 [1, 2]. В Восточной и Южной Азии по состоянию на 2010 г. насчитывалось 3,5 млн. ВИЧ-инфицированных человек, из которых 60% проживало в Индии (2,1 млн. человек) [6, 7]. В Латинской Америке в 2009 г. лидировала по количеству ВИЧ-инфицированных_Бразилия (630000 человек) [8].

Важнейшим фактором сдерживания эпидемии и уменьшения распространенности ВИЧ/СПИД является обеспечение доступа всех нуждающихся к современной антиретровирусной терапии (АРТ) [1]. Для повышения доступности АРТ большое значение имеет снижение ее стоимости. В первое десятилетие эпидемии ВИЧ/СПИД она была чрезвычайно высока. В 1986 г. средние прямые затраты, включая АРТ, на лечение одного пациента со СПИДом в год составляли от 7026$ до 23425$ (в среднем 9024$) [9]. В 2004 г. стоимость курса АРТ в среднем равнялась 160$. В 2013 г. она снизилась до 84$. Стоимость лечения оригинальными ЛС снизилась с 238$ в 2005 г. до 170$ в 2013 г., генерическими ЛС - со 120$ в 2005 г. до 76$ в 2013 г. [10]. Огромную роль в повышении доступности АРТ сыграли международные и национальные организации, деятельность которых прямо или косвенно затрагивает решение проблемы ВИЧ/СПИД [1, 3].

Цель: выявить наиболее значимые и эффективные международные и национальные инициативы, направленные на повышение доступности антиретровирусной терапии.

Материалы и методы: логический анализ литературы и интернет-публикаций.

Результаты. Анализ Интернет-ресурсов показал, что наиболее существенную роль в консолидации усилий для борьбы с ВИЧ/СПИД играет Организация Объединенных Наций (ООН) и ее структуры, прежде всего, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). В 2000 г. было принято восемь Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН. Одной из глобальных целей была определена борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями. ЦРТ предполагали к 2010 г. обеспечить общедоступное лечение ВИЧ/СПИД всем нуждающимся, а к 2015 г. остановить распространение эпидемии [11].

В полном масштабе ЦРТ не были достигнуты, но консолидация усилий мирового сообщества позволила добиться определенных успехов в борьбе с болезнью и сдерживании эпидемии.

ций в страны с низким и средним уровнем дохода; усиление интеграции программ по ВИЧ/СПИД; стимулирование объединения усилий различных секторов и партнёров из государственных структур и гражданского общества в борьбе с эпидемией. ЮНЭЙДС имеет достаточно высокий уровень финансирования своих программ. Это достигается с помощью организаций-соучредителей: Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев; Детский фонд ООН; Всемирная продовольственная программа; Программа развития ООН; Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА); Управление ООН по наркотикам и преступности; Комитет ООН по делам женщин; ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); ВОЗ, Всемирный банк. Благодаря деятельности ЮНЭЙДС в 26 странах в 2013 г. удалось снизить в два раза число новых случаев инфицирования ВИЧ по сравнению с 2001 г. [14].

Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) при поддержке Секретариата ЮНЭЙДС в 2010 г. была создана Глобальная комиссия по ВИЧ и законодательству / Global commission HIV and the law (http://wwwMvlawœmmission.org). Основным направлением деятельности Комиссии является изменение законодательства в разных странах в отношении ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также наиболее уязвимых к этой инфекции социальных групп. Например, законов, предусматривающих уголовное преследование за передачу ВИЧ-инфекции, которые могут мешать людям проходить тестирование на вирус или раскрывать свой позитивный ВИЧ-статус. В поле внимания Глобальной комиссии законы в отношении мужчин, практикующих секс с мужчинами, а также трансгендерных лиц, потребителей инъекционных наркотиков, работников секс-бизнеса, заключенных и мигрантов, которые могут существенно затруднять лечение ВИЧ/СПИД данных категорий людей.

Главным совещательным, директивным и представительным органом ООН является Генеральная Ассамблея ООН. В разные годы Ассамблеей было созвано 28 специальных сессий по вопросам, требовавшим особого внимания мировой общественности, и всего несколько раз заседа-

Значительную финансовую и техническую помощь развивающимся странам оказывает Всемирный Банк / The World Bank (http://www.worldbank.org). Он был создан в 1944 г. Одна из его целей - борьба с нищетой и защита бедных слоев населения от обнищания. В области медицины Всемирный Банк финансирует укрепление национальных систем здравоохранения; деятельность по профилактике и лечению инфекционных и неинфекционных заболеваний; программы, направленные на улучшения здоровья матери и ребенка и др. Всемирный Банк был одним из пионеров финансирования глобальной деятельности в области борьбы с ВИЧ/СПИД. В 1989 г. он выделил на борьбу с заболеванием 4,4 млрд. долл. США. В 2010 г. финансовом году Банк перечислил 327

млн. долл. США на мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИД, профилактике заболевания и паллиативный уход за больными СПИДом [20].

Международным финансовым учреждением является Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией / The Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria (http://www.theglobalfund.org). Он был создан в 2002 г. на основе партнерства с участием правительств, гражданского общества, частного сектора и людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Фонд ежегодно инвестирует приблизительно 4 млн. долл. США на поддержку программ более чем в 140 странах мира [21]. Из грантов Глобального фонда в значительной степени финансируется оказание лекарственной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в Республике Беларусь [22].

Следует также выделить несколько национальных инициатив, которые вносят наиболее существенную роль в сдерживание ВИЧ/СПИД. В первую очередь следует выделить организации, которые работают в Африке, поскольку этот континент имеет наиболее высокие показатели в ми-

ре по распространенности ВИЧ-инфекции и СПИДа, и в то же время - наиболее низкие показатели экономического развития и уровни доходов населения [1, 3, 14].

Первое направление связано с созданием более сбалансированных и устойчивых моделей финансирования. В ряде стран Африки реализуются инновационные меры повышения финансированию противодействия СПИДу, что позволяет снизить зависимость от внешнего финансирования. Например, внедряются законопроекты, которые направлены на получение дополнительных финансовых средств, например, за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь, создания специальных национальных фондов и др. Это позволяет выделить больше средств на лечение ВИЧ/СПИД [1, 3]. В Кении и Зимбабве часть налоговых доходов направляется в Трастовый фонд по СПИДу, в других странах (Бенин, Конго, Мадагаскар, Мали, Маврикий, Нигер, Руанда, Уганда) для усиления финансирования противодействию ВИЧ-инфекции производятся специальные отчисления от использования мобильной связи или покупки авиабилетов. ЮАР более чем на 50% сократила свои расходы на антиретровирусные ЛС. В этой стране с целью повышения конкуренции между поставщиками был реформирован процесс тендерных закупок антиретровирусных ЛС.

Второе направление Дорожной карты связано с расширением доступа к ЛС за счет развития местного фармацевтического производства и гармонизации регуляторных механизмов сильного лидерства, управления и контроля. Важным направлением является обеспечение бесперебойных поставок ЛС в регионы в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности Всемирной торговой организации (ТРИПС) / Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) [3, 14, 15, 26].

В 2004 г. был создан Президентский Чрезвычайный план США по борьбе со СПИД / President's Emergency Plan for AIDS Relief (PEPFAR). Он стал одним из ключевых механизмов для предоставления АРТ значительному числу людей. В 2011 г. более 3,9 миллиона мужчин, женщин

и детей проходили лечение благодаря помощи PEPFAR, преимущественно в странах, которые в наибольшей степени пострадали от ВИЧ/СПИД. Это около половины людей, которые получали лечение по всему миру. С 2004 г. США выделили 45,7 млрд. долларов на реализацию Плана. PEPFAR в сотрудничестве с правительствами более чем 80 стран помог 13 млн. человек получить медицинское обслуживание и поддержку. Прежде всего, это дети и семьи ВИЧ-инфицированных лиц, которые из-за болезни потеряли способность обеспечивать себя и свои семьи. По данным ЮНЭЙДС объем финансирования США международной помощи пострадавшим от ВИЧ/СПИД в 2012 г. составил более 6,6 млрд. долларов (около 48% всей международной помощи по этой болезни) [3, 27].

В 2009 г. в совместном докладе ВОЗ и Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) отмечалось, что уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД в мире с 2001 г. снизился на 17% [12]. При этом число ежегодно выявляемых новых случаев ВИЧ-инфекции с 2001 г. снизилось на 30%, более чем в 20 странах количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди взрослых уменьшилось на 50%, среди детей - на 52%. С 2001 г. по 2009 г. количество смертей, связанных со СПИДом, сократилось на 10%. К 2013 г. этот показатель составил 30% [2-5, 12].

Такие результаты были достигнуты во многом благодаря повышению физической доступности АРТ и значительному снижению стоимости лечения. По оценкам ЮНЭЙДС и ВОЗ, благо-

даря АРТ были спасены около 2,9 миллиона жизней [12]. В 2012 г. в странах мира с низким и средним уровнями доходов АРТ получали 9,7 млн. человек ВОЗ [25]. Благодаря международной помощи 7,5 млн. человек получали АРТ в странах Африканского региона. Число людей в мире, получающих АРТ, благодаря реализации международных и национальных инициатив продолжает расти [1, 3].

9. Фармакоэкономика ВИЧ-инфекции / Под ред. Н.А. Белякова и Н.В. Сизовой. Тематический архив. - СПб: Балтийский медицинский образовательный центр, 2013. - 138 с.

27. Antiretroviral Drug Prices [Electronic resource] - Mode of ac-cess:http://www.avert.org/antiretroviral-drug-prices.htm. - Date of access: 01.10.2014.

The list of references

9. 9. Farmakojekonomika VICh-infekcii / Pod red. N.A. Beljakova i N.V. Sizovoj. Te-mati-cheskij arhiv. - SPb: Baltijskij medicinskij obrazovatel'nyj centr, 2013. - 138 s.

27. Antiretroviral Drug Prices [Electronic resource] - Mode of ac-cess:http://www.avert.org/antiretroviral-drug-prices.htm. - Date of access: 01.10.2014.

Сведения об авторах

Кирилюк Арсений Андреевич - студент 3 курса фармацевтического факультета УО «Витебский

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции