Что такое вич в эндокринологии

Отделение специализируется на лечении пациентов с сахарным диабетом, заболеваниями щитовидной железы, надпочечников, гипофиза, первичного и вторичного гиперпаратиреоза, остеопороза. Госпитализация в отделение осуществляется в экстренном порядке бригадами скорой медицинской помощи и в плановом порядке по направлениям из поликлиник города Москвы. Отделение развернуто на 40 коек, имеются палаты повышенной комфортности на 10 коек.

Отделение участвует в оказании высокотехнологичной медицинской помощи по направлению сахарный диабет, гиперпаратиреоз, гормонально-активные образования надпочечников, диабетическая ретинопатия. На базе отделения базируется Исследовательской Центр ГКБ 52 международных клинических исследований по направлению – эндокринология, возглавляет Центр заведующая отделением – д.м.н., профессор Маркова Т.Н.

Используя преимущества многопрофильного стационара ГКБ №52, пациентам, находящимся на лечении в отделении, возможна верификация таких осложнений сахарного диабета, как диабетическая нефропатия на всех стадиях процесса (от микроальбуминурии до хронической почечной недостаточности), диабетической ретинопатии, диабетической макроангиопатии: ишемической болезни сердца и сердечной недостаточности. Для диагностики заболеваний надпочечников проводится компьютерная томография надпочечников с контрастированием и исследованием полного спектра гормонов надпочечников. С целью верификации заболеваний щитовидной железы проводится ультразвуковые методы исследования, изучение гормонального спектра, включая определение антител к рецепторам ТТГ, тонкоигольная аспирационная биопсия щитовидной железы. При тяжелом тиреотоксикозе применяется плазмаферез. Для диагностики заболеваний гипофиза проводится магнитно-резонансная томография гипофиза с контрастированием и исследованием полного спектра гормонов гипофиза. К работе с пациентами с психологическими проблемами привлекаются медицинские психологи.

В настоящее время в отделении внедрены новые методы лечения и диагностики эндокринных заболеваний, в частности:

Отделение является клинической базой кафедры эндокринологии и диабетологии лечебного факультета МГМСУ им. А.И.Евдокимова, которой заведует профессор Мкртумян А.М. Под его руководством работают: профессор Маркова Т.Н., доцент к.м.н. Подачина С.В., доцент к.м.н. Оранская А.Н., ассистент Шишкова Ю.А.


А.М. Мкртумян является членом правлений и научных комитетов ряда обществ и ассоциаций, в том числе: Российской Ассоциации Эндокринологов (РАЭ), Европейской ассоциации по изучению сахарного диабета (EASD), Американской Диабетической Ассоциации (ADA), Московской ассоциации эндокринологов, Национальной группы по исследованию секреции инсулина, Российской ассоциации по остеопорозу, Научного совета Российской Академии медицинских наук и Министерства социального развития и здравоохранения России по эндокринологии; экспертом Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) Минобрнауки.

Врачи отделения работают в тесном взаимодействии с сотрудниками кафедры эндокринологии и диабетологии, которые оказывают консультативную помощь пациентам отделения, что позволяет поддерживать лечебно-диагностический процесс на высоком профессиональном уровне.

В отделении работает бессменный коллектив медицинских сестер. Все медицинские сестры имеют сертификаты на право профессиональной деятельности, обучены по программе дополнительного профессионального образования (сестринское дело в эндокринологии), имеют высшую и первую квалифицированную категории.


Историческая справка: Эндокринологическое отделение было открыто в 1956 году. Более 20 лет отделение возглавляла врач высшей категории Королева Галина Андреевна, за время руководства которой сформировались материально-техническая база отделения, соответствующая современным стандартам лечения эндокринных заболеваний, и высокопрофессиональный коллектив.

Для записи на плановую госпитализацию пациенту следует обратиться в отделение эндокринологии по телефону 8 (499) 196-17-83. В назначенный день госпитализации следует прибыть в консультативно-диагностическое отделение ГКБ №52 и обратиться в регистратуру.

При обращении в КДО просим иметь при себе:

  • направление на госпитализацию
  • паспорт
  • полис ОМС
  • анализы для плановой госпитализации (ВИЧ, гепатит В и С, сифилис (действительны в течение 3 мес., результаты рентгенографии легких или флюорографии (действителен в течение 6 мес).


Заведующая отделением
Маркова Татьяна Николаевна

Профессор кафедры эндокринологии и диабетологии МГМСУ.
Доктор медицинских наук, врач-эндокринолог высшей квалификационной категории
Обладатель статуса "Московский врач"

  • Зав.отделением
    (499) 196-17-83
  • Ординаторская
    (499) 196-17-83
  • Старшая медсестра, пост
    (499) 194-08-57

Часы посещения пациентов
пн.-пт. 17.00-19.00
выходные и праздничные дни
11.00-13.00 и 17.00-19.00

Беседы родственников с врачами отделения с 15.00 до 17.00

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Садыкова Динара Камильевна

В исследование вошли пациенты с хроническом гепатитом С и ВИЧ-инфекцией , которым была проведена интерферонотерапия . Каждые 2 месяца терапии оценивалась тиреоидная функция. Были получены данные, что на фоне интерферонотерапии частота развития тиреоидной дисфункции выше, чем в среднем в популяции в 11,7 раз. Предложен алгоритм ведения этих пациентов.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Садыкова Динара Камильевна

The tactics of charging a patient in case of interferoninduced thyroiditis of patients with chronic hepatitis C and HIV-infection

The study included patients with chronic hepatitis C and HIV infection who received interferon. Every 2 months of therapy thyroid function was evaluated.. Data were obtained that compared the incidence of thyroid interferon dysfunction is higher than the average population of 11.7 times. An algorithm of management of these patients.

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГЕПАТИТОМ С И ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ У НИХ ИНТЕРФЕРОНИНДУЦИРОВАННОГО ТИРЕОИДИТА

Садыкова Динара Камильевна - e-mail: dinara-sadykova@yandex.ru

В исследование вошли пациенты с хроническом гепатитом С и ВИЧ-инфекцией, которым была проведена интерферонотерапия. Каждые 2 месяца терапии оценивалась тиреоидная функция. Были получены данные, что на фоне интерферонотерапии частота развития тиреоидной дисфункции выше, чем в среднем в популяции в 11,7 раз. Предложен алгоритм ведения этих пациентов.

Ключевые слова: интерферонотерапия, тиреоидная дисфункция, хронический гепатит С, ВИЧ-инфекция.

The study included patients with chronic hepatitis C and HIV infection who received interferon. Every 2 months of therapy thyroid function was evaluated.. Data were obtained that compared the incidence of thyroid interferon dysfunction is higher than the average population of 11.7 times. An algorithm of management of these patients.

Key words: interferon-alpha treatment thyroid dysfunction, chronic hepatitis С, HIV - infection.

Цель исследования: изучить влияние интерферонотерапии при лечении хронического гепатита С на тиреоидную функцию у пациентов с ВИЧ - инфекцией. Определить так-

тику ведения пациентов при возникновении тиреоидной дисфункции и решить вопрос о необходимости отмены интерферонов.

Материалы и методы

Обследован 131 пациент с хроническим гепатитом С и ВИЧ-инфекцией. Критериями исключения явились: проведение ВААРТ, тяжелые оппортунистические инфекции, проводимая раннее интерферонотерапия. В качестве противовирусной терапии пациентам назначались пролонгированные формы интерферонов пегинтерферон альфа-2а (Пегасис) 180 мкг и пегинтерферон альфа-2Ь (Пегинтрон) 1,5 мкг/кг массы 1 раз в неделю совместно с препаратом рибавирин 800-1200 мг по весу, ежедневно, в течение 48 недель.

Основную группу составил 101 пациент, которым проводилась стандартная противовирусная терапия гепатита С с включением интерферонов пролонгированного действия. В группу сравнения вошли 30 пациентов, не получающих интерферо-нотерапию. Пациенты обеих когорт были сопоставимы по полу, возрасту и длительности ХВГС. Средний возраст в основной группе составил 27,14+4,87 лет, а в группе сравнения 25,8+5,16 лет; p=0,08. В основной группе было 59% мужчин и 41% женщин, а во второй группе 60% и 40% соответственно. Длительность заболевания в основной группе составила 4,19+2,5 лет, а в группе сравнения 3,73+1,99; p=0,74.

Пациентам проводилось исследование гормонов щитовидной железы (определение уровня ТТГ, св. Т3, св. Т4, АТ-ТПО) исходно и каждые 2 месяца, а также определение АТ-рец ТТГ при наличии показаний; УЗИ щитовидной железы исходно и по окончании терапии, а также при выявлении тиреоидной дисфункции.

Исследование уровней ТТГ, св. Т3, св. Т4 и АТ-ТПО в сыворотке крови выполнялось методом хемилюминесценции с использованием автоматического анализатора Abbot Architect. Ультразвуковое исследование щитовидной железы проводилось на аппарате Logic 3. Объем рассчитывался по формуле J. Brunn.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica (StatSoft Inc. США, версия 6,0) преимущественно непараметрическими методами: х2 по Пирсону, критерий Манна-Уитни, парный критерий Уилкоксона, для ранговой корреляции использован

критерий Спирмена. Различия между сравниваемыми показателями считались достоверными при значении р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ни в одном случае развития тиреоидной дисфункции интерферонотерапии необходимости в отмене интерферонотерапии не потребовалось.

Частота развития тиреоидной дисфункции под влиянием интерферонотерапии, получаемой по поводу различных заболеваний (вирусные гепатиты В и С, рассеянный склероз, онкология) по данным исследований, проведенных в странах Западной Европы и США, колеблется примерно от 8 до 45%. Среди факторов, повышающих его, упоминаются женский пол, генетическая предрасположенность, вирус гепатита С, состояние иммунной системы. Кроме того, рядом авторов приводятся данные о сохраняющемся риске возникновения тиреоидной дисфункции в течение полугода после завершения интерферонотерапии. Однако, данные по группе пациентов с гепатитом С и ВИЧ-инфекцией практически не встречаются.

В ходе нашего исследования были получены данные, что у пациентов с хроническим гепатитом С и ВИЧ-инфекцией на фоне интерферонотерапии тиреоидная дисфункция развивается в 45,2% случаев. Причем, несколько чаще возникают субклинические отклонения (59%, п=23). Относительный риск возникновения отклонений со стороны щитовидной железы под влиянием интерферонов был в 11,7 раз выше, чем у пациентов с этими же сопутствующими заболеваниями, не получающих данную терапию.

В публикациях, посвященных данной проблеме, упоминается о возможном развитии у пациентов под влиянием интерферонов гипотиреоза, болезни Грейвса, деструктивного тиреоидита.

По нашим данным в основном изменения тиреоидной функции характеризовались первоначальным возникновением фазы гипертиреоза с переходом в фазу эутиреоза и в последующем гипотиреоза без применения тиреостатиков. Причем эти нарушения сочетались с увеличением антител к структурам ЩЖ и изменением ее эхоструктуры. Представленные данные позволяют высказать предположение о развитии интерферониндуцированного тиреоидита и объяснить выявленные изменения развитием деструктивного тиреоидита, а отсутствие какой-либо фазы у пациентов -быстрой динамикой процесса.

1. Пациенты, находящиеся на интерферонотерапии, имеют риск развития тиреоидной дисфункции 11,7 раз выше, чем в среднем в популяции. Всем пациентам, планируемым интер-феронотерапию, показано мониторирование функции щитовидной железы независимо от наличия факторов риска (титра АТ-ТПО, структуры щитовидной железы).

2. Учитывая быструю динамику уровня ТТГ и тиреоидных гормонов при применении интерферона исследование функции щитовидной железы необходимо проводить с частотой 1 раз в два месяца.

3. При появлении изменений со стороны ЩЖ интерферо-нотерапия может быть продолжена.

Э н до кр и н о логи я

4. Гипертиреоз, развившийся на фоне интерферонотера-пии, не нуждается в назначении тиреостатиков.

5. При развитии транзиторного гипотиреоза L-тироксин

применяется в полной заместительной дозе с последующей титрацией вплоть до возможной отмены. 03

1. Melman M.L. Interferon-alpha in the treatment of chronic viral hepatitis. Rev Gastroenterol Mex. 1994. № 59. Р. 46-48.

2.Красавцев Е.Л. и др. Возможные прогностические факторы эффективности интерферонотерапии хронического гепатита С. Рецепт. 2003. Приложение. С. 81-87.

3.Нечаева Л.С., Малов И.В. Противовирусная терапия хронического вирусного гепатит С на современном этапе. Сиб. медицинский журнал. 2005. № 7. Том 56. с. 5-11.

4. Benelhadj S. et al. Incidence of dysthyroidism during interferon therapy in chronic hepatitis. Horm Res. 1997. № 48. Р. 209-214.

5.Kryczka W. et al. Thyroid gland dysfunctions during antiviral therapy of chronic hepatitis C. Med Sci Monit. 2001 . 7 Suppl 1. Р. 221-225.

6. Luis Jesuino de Oliveira Andrade. Thyroid dysfunction in hepatitis C individuals treated with interferon-alpha and ribavirin. / Luis Jesuino de Oliveira Andrade; Ajax

Merces Atta; Argemiro D'Almeida Junior; Raymundo Parana. Braz J Infect Dis. 2008. Vol. 12. № 2.

7. Roti E. et al. Multiple changes in thyroid function in patients with chronic active HCV hepatitis treated with recombinant interferon-alpha. Am J Med. 1996. № 101. Р. 482-487.

8. Shimizu Y. et al. Hepatic injury after interferon-alpha therapy for chronic hepatitis C. Ann Intern Med. 1994. № 121. 723 р.

9. Yoshida H., Shiratori Y., Moriyama M. et al. Interferon therapy reduces the risk for hepatocellular carcinoma: national surveillance program of cirrhotic and noncirrhotic patients with chronic hepatitis С in Japan. IHIT Study Group. Inhibition of Hepatocarcinogenesis by Interferon Therapy. Ann. Intern. Med. 1999 Aug. 3. № 131 (3). Р. 174-181.

10. Fernandez-Soto L. et al. Increased risk of autoimmune thyroid disease in hepatitis C vs hepatitis B before, during, and after discontinuing interferon therapy. Arch Intern Med. 1998. Jul 13. № 158 (13). Р. 1445-1448.

11. Кравченко А.В., Ганкина Н.Ю. Тактика лечения хронического гепатита В у больных ВИЧ-инфекцией. Инфекционные болезни. 2008. № 2. С. 88-96.


Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Поэтому, если у вас нет проблем с циклом, оволосением, бесплодием, пожалуйста, не сдавайте анализы на половые гормоны. Если вы стройны и имеете нормальный уровень глюкозы в крови — не проверяйте инсулин. Не сдавайте ненужные анализы — берегите средства и нервные клетки (свои и эндокринолога).


В большинстве же случаев мы можем помочь себе сами. Во-первых, разберитесь с питанием. Уберите простые углеводы, ограничьте соль, при тревожности — исключите кофе. Налегайте на белок, правильные жиры, питайтесь регулярно.

Во-вторых, измените образ жизни. Здесь возможно многое: уйти из дома в фитнес-центр на йогу, в бассейн, сходить в салон красоты, на шопинг, акупунктуру, массаж, шоколадное обертывание. Главное в этом деле — вы довольны и не вымещаете свой ПМС на муже и детях.

В-третьих, принимайте добавки.


Только не спешите за ним в аптеку, это все-таки не аскорбинка. Для начала попробуйте нормализовать свой собственный мелатонин: ложитесь до 23:00, не светите в глаза гаджетами на ночь, не наедайтесь.

Если все-таки без препарата не обойтись, начинайте с малых доз, постепенно повышая их до индивидуально переносимых. Если вы после приема мелатонина крепко заснули, но проснулись посреди ночи от сердцебиения, тревоги, потливости и не можете уснуть — вы передозировали мелатонин.

Противопоказаниями для приема являются беременность, лактация и аутоиммунные заболевания. Длительный прием мелатонина возможен только под наблюдением врача.


Гораздо важнее не похудеть, а удержать массу тела. Вот здесь кроются основные сложности, потому что диеты в этом деле не помощники. Вам придется изменить свое отношение к еде, постепенно снижая ее калорийность. Есть нужно вдумчиво, медленно, без телевизора и интернета перед глазами.

Как именно питаться? Какой стиль питания выбрать? На самом деле это не столь важно. Давно доказано, что будет работать любая диета, если она создает дефицит калорий. Это закон сохранения энергии, его не обманешь.

Принимать пищу 2 раза в день или 5? По большому счету — без разницы. Кто-то, питаясь 2 раза в день, съедает меньше и не думает постоянно о еде, а дробное питание для него создает картину постоянного жора, кто-то, наоборот, не испытывает насыщения от 2—3-разового питания, и ему комфортнее делать 1–2 небольших перекуса. Найдите то, что подходит именно вам.

Стоит ли соблюдать низкоуглеводную, низкожировую или вегетарианскую диету? Пока достоверно известно, что на здоровье сердечно-сосудистой системы и продолжительность жизни лучше всего влияют средиземноморская и DASH-диеты, а также пескетарианство, допускающее употребление в пищу рыбы и морепродуктов.


  • Клинический анализ крови (с лейкоцитарной формулой и СОЭ).
  • Общий анализ мочи.
  • Биохимический анализ крови.
  • Тест на беременность или β-ХГЧ в крови.
  • ТТГ, свободный Т4.
  • Обследование на инфекции: ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С. Ряд экспертов предлагают исключать еще болезнь Лайма.
  • ЭКГ.
  • Рентгенография легких (или флюорография, низкодозовая КТ — на усмотрение врача).
  • Для женщин рекомендованы также осмотр гинеколога, УЗИ органов малого таза и молочных желез, для мужчин — анализ крови на PSA.


Есть мнение, что молочные продукты, особенно обезжиренные, стимулируют секрецию инсулина или содержат факторы роста, что ведет к усилению действия андрогенов на кожу, усилению продукции кожного сала, то есть к развитию и прогрессированию акне. На данный момент существует несколько исследований, согласно которым сделаны выводы о небольшом усилении выраженности акне на фоне увеличенного употребления молочных продуктов. Но этих данных недостаточно для официальных рекомендаций.

Что нам делать? Мое мнение пока неизменно: нет проблем — употребляем молочные продукты (не обезжиренные), хотим похудеть — употребляем молочные продукты в первой половине дня, желательно с овощами. Замучило акне — исключаем сладкое, газированное, химическое, а если это не работает, то и молочное. И не забудьте посетить гастроэнтеролога, потому что с большой вероятностью виноват кишечник.


  • Добавьте регулярные физические нагрузки. Поверьте, это тот еще наркотик, и эндорфинов выделится не меньше.
  • Сбалансируйте рацион. Возможно, вам не хватает сложных углеводов и белков.
  • Ложитесь спать до 23:00 и вставайте около 7:00. И даже в праздники. Иначе вы получите дисбаланс кортизола, соматотропина, меланина со всеми вытекающими в виде избыточного веса, дневной вялости и так далее.
  • Откажитесь от строгих диет, ведь они прямая дорога к хроническому стрессу и срывам. Если вы до вчерашнего ели по полкило конфет в день, не нужно переходить на одну брокколи — действуйте постепенно.


По оценке специалистов, 75 % населения России испытывает дефицит йода различной степени. Чтобы с ним бороться, было введено обязательное йодирование поваренной соли. Это не ерунда, не маркетинговый ход, а самый простой, дешевый и эффективный способ защитить людей от йододефицита.

Многие считают, что морская соль — лучший источник йода, чем поваренная йодированная. Нет. В морской соли присутствуют лишь остаточные количества йода, в основном в виде йодида, но основная его часть улетучивается при выпаривании. В йодированной соли, напротив, содержится более стабильный йодат калия. Однако и морская соль бывает дополнительно йодированной, смотрите внимательно этикетки.

Ординатура по специальности – 31.08.53 Эндокринология

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

практические занятия

Тема: Современные методы иммуноанализа.

Цели занятия:

  1. Разбор классификации и принципов развития современных методов иммуноанализа.
  2. Изучение основных принципов, стадий, способов учета современных методов иммуноанализа.
  3. Изучение диагностических возможностей современных методов иммуноанализа.
  4. Освоение правил и принципов интерпретации результатов современных методов иммуноанализа.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Классификация современных методов иммуноанализа.

2. Методы иммуноанализа: РА, РП, иммуноэлектрофорез, РПГА, реакция латекс-агглютинации, РИА, РИФ, ИФА, иммунохемилюминесцентный анализ (ИХЛА), иммунный блоттинг, технология Элиспот, иммунохроматография:

1) основные принципы,

2) методики и варианты проведения,

3) диагностические возможности,

4) принципы интерпретации результатов.

Тема: Методы оценки состояния иммунной системы (иммунного статуса). Типы иммунопатологии.

Цели занятия:

  1. Разбор основных принципов и показаний для оценки иммунного статуса.
  2. Изучение правил подготовки пациента и забора материала для оценки иммунного статуса.
  3. Разбор лабораторных тестов I и II уровня для оценки иммунного статуса.
  4. Изучение принципов проведения проточной цитофлуориметрии и её использования в клинической практике.
  5. Разбор основных правил интерпретации результатов исследования иммунного статуса.
  6. Разбор основных типов иммунопатологии.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Иммунный статус: определение понятия, принципы оценки.
  2. Двухуровневый (двухэтапный) принцип лабораторного обследования иммунного статуса. Тесты I и II уровня.
  3. Материал для исследования иммунного статуса. Правила подготовки пациента и забора материала для исследования иммунного статуса.
  4. Проточная цитофлуориметрия: принципы и особенности технологии, основные параметры, области применения в клинической практике.
  5. Принципы и правила интерпретации результатов исследования иммунного статуса.
  6. Классификация типов иммунопатологии: синдром нарушения противоинфекционной защиты, аллергический синдром, аутоиммунный синдром, пролиферативный синдром.

Тема: Иммунодефициты. Классификация. Первичные иммунодефициты: этиопатогенетические и диагностические аспекты.

Цели занятия:

  1. Разбор современной классификации иммунодефицитов.
  2. Разбор классификации первичных иммунодефицитов (ПИД) по механизмам развития.
  3. Изучение основных закономерностей этиологии и патогенеза ПИД.
  4. Изучение основных клинических и лабораторных диагностических критериев ПИД.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Иммунодефициты: определение понятия, современная классификация.
  2. Первичные иммунодефициты (ПИД): определение понятия, классификация по механизмам развития, основные причины и механизмы развития, основные клинические проявления, принципы диагностики и диагностические критерии.

Тема: Вторичные иммунодефициты. ВИЧ-инфекция: этиопатогенетические и диагностические аспекты.

Цели занятия:

  1. Разбор основных причин развития вторичных иммунодефицитов (вторичной иммунной недостаточности, ВИН).
  2. Разбор классификации форм ВИН.
  3. Изучение этиологии и основных механизмов развития СПИД при ВИЧ-инфекции.
  4. Изучение основных клинических и лабораторных диагностических критериев ВИЧ-инфекции и СПИД при ВИЧ-инфекции.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Вторичный иммунодефицит (вторичная иммунная недостаточность, ВИН): определение понятия, классификация форм, основные причины развития, методы диагностики.
  2. ВИЧ-инфекция: строение и свойства ВИЧ; основные этапы патогенеза ВИЧ-инфекции и развития СПИД; основные клинические и лабораторные критерии диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД при ВИЧ-инфекции.

Тема: Гиперчувствительность. Типы. Аллергическая гиперчувствительность: патогенетические и диагностические аспекты.

Цели занятия:

  1. Разбор классификации гиперчувствительности.
  2. Разбор классификации и характеристик основных групп аллергенов.
  3. Изучение механизмов патогенеза разных типов аллергической гиперчувствительности.
  4. Изучение основных методов диагностики разных типов аллергической гиперчувствительности.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Гиперчувствительность: определение понятия, классификация по Gell и Coombs, классификация Европейской Академии аллергии и клинической иммунологии (EAACI), 2001).
  2. Механизмы иммунопатогенеза различных типов аллергической гиперчувствительности.
  3. Аллергены: классификация, основные характеристики.
  4. Атопия: определение понятия, механизмы развития.
  5. Методы диагностики различных типов аллергической гиперчувствительности.

Тема: Аутоиммунные заболевания: этиопатогенетические и диагностические аспекты.

Цели занятия:

  1. Разбор основных механизмов аутотолерантности.
  2. Разбор основных механизмов развития и патогенеза аутоиммунной патологии.
  3. Разбор классификации аутоиммунных заболеваний.
  4. Изучение основных принципов и методов диагностики аутоиммунных заболеваний.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Решение ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Аутотолерантность: определение понятия, основные механизмы.
  2. Аутоиммунные заболевания: определение понятия, классификация, механизмы развития и патогенеза, принципы и методы диагностики.

семинары

Тема: Иммунозависимые и иммуноопосредованные заболевания: этиологические и патогенетические аспекты.

Цели занятия:

  1. Разбор основных причин развития иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.
  2. Изучение основных этапов патогенеза иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Причины развития иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

2. Основные этапы патогенеза иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

Тема: Иммунозависимые и иммуноопосредованные заболевания: диагностические аспекты.

Цели занятия:

Разбор основных диагностических признаков и критериев иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

Учебная карта занятия:

Разбор и изучение материала исходя из целей занятия. Собеседование. Заслушивание и обсуждение докладов (с презентацией) обучающихся.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Основные диагностические признаки иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

2. Критерии постановки диагноза иммунозависимых и иммуноопосредованных заболеваний.

самостоятельная внеаудиторная работа

Тема: Хронический аутоиммунный тиреоидит: этиология, патогенез, диагностика.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Хронический аутоиммунный тиреоидит: код по МКБ-10, определение понятия, классификация.
  2. Хронический аутоиммунный тиреоидит: этиология, патогенез.
  3. Хронический аутоиммунный тиреоидит: основные клинические симптомы.
  4. Хронический аутоиммунный тиреоидит: основные диагностические признаки.

Перечень тематики докладов с презентацией:

  1. Хронический аутоиммунный тиреоидит: этиология, патогенез.
  2. Хронический аутоиммунный тиреоидит: основные диагностические признаки и критерии.

Тема: Диффузный токсический зоб: этиология, патогенез, диагностика.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Диффузный токсический зоб: код по МКБ-10, определение понятия, классификация.
  2. Диффузный токсический зоб: этиология, патогенез.
  3. Диффузный токсический зоб: основные клинические симптомы.
  4. Диффузный токсический зоб: основные диагностические признаки.

Перечень тематики докладов с презентацией:

  1. Диффузный токсический зоб: этиология, патогенез.
  2. Диффузный токсический зоб: основные диагностические признаки и критерии.

Тема: Сахарный диабет первого типа: этиология, патогенез, диагностика.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Сахарный диабет первого типа: код по МКБ-10, определение понятия, классификация.
  2. Сахарный диабет первого типа: этиология, патогенез.
  3. Сахарный диабет первого типа: основные клинические симптомы.
  4. Сахарный диабет первого типа: основные диагностические признаки.

Перечень тематики докладов с презентацией:

  1. Сахарный диабет первого типа: этиология, патогенез. Роль и механизмы аутоиммунного компонента в развитии заболевания.
  2. Сахарный диабет первого типа: основные диагностические признаки и критерии.

Тема: Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): этиология, патогенез, диагностика.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): код по МКБ-10, определение понятия, классификация.
  2. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): этиология, патогенез.
  3. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): основные клинические симптомы.
  4. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): основные диагностические признаки.

Перечень тематики докладов с презентацией:

  1. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): этиология, патогенез. Механизмы аутоиммунного поражения коры надпочечников.
  2. Первичная надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона): основные диагностические признаки и критерии.

Требования к презентации:

  1. Презентация должна быть выполнена в формате PowerPoint, содержать начальный и конечный слайды, объем презентации не менее 10 и не более 20 слайдов;
  2. Структура презентации должна включать титульный лист (ФИО обучающегося, тема доклада), оглавление, основную и резюмирующую части;
  3. Каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
  4. Рекомендуется использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего);
  5. Время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что презентация, включающая 10 – 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

Требования к докладу:

  1. Актуальность и значимость проблемы по теме доклада должна быть сформулирована в начале выступления;
  2. Выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;
  3. Речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
  4. Докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
  5. После выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).

Оцениванию подвергаются все этапы доклада с презентацией:

  1. Собственно презентация, т.е. ее содержание и оформление;
  2. Доклад;
  3. Ответы на вопросы аудитории.

Контрольные задания или иные материалы для оценки результатов освоения дисциплины

Перечень вопросов для зачета

  1. Органы и клетки иммунной системы.
  2. Различия свойств и механизмов врождённого и адаптивного иммунитета.
  3. Врождённый иммунитет: клеточные и гуморальные механизмы.
  4. Фагоцитоз: клетки, стадии, механизмы внутриклеточного киллинга. Лабораторные методы оценки.
  5. Система комплемента: компоненты, пути активации, функции. Лабораторные методы оценки.
  6. Цитокины: классификация, функции. Лабораторные методы определения цитокинов.
  7. Адаптивный иммунитет: клеточные и гуморальные механизмы.
  8. Антитела (иммуноглобулины): классы, строение молекулы, функции. Лабораторные методы оценки.
  9. Т-лимфоциты: субпопуляции, функции. Лабораторные методы исследования Т-лимфоцитов.
  10. В-лимфоциты: субпопуляции, функции. Лабораторные методы исследования В-лимфоцитов.
  11. Варианты адаптивного иммунного ответа (гуморальный, клеточный воспалительный, клеточный цитотоксический): причины и механизмы развития.
  12. Иммунологическая память. Различия первичного и вторичного иммунного ответа. Значение вакцинации.
  13. Современные методы иммуноанализа: классификация, принципы проведения, диагностические возможности.
  14. Иммунный статус: методы оценки, показания к лабораторному исследованию, подготовка пациента, лабораторные тесты. Принципы интерпретации результатов иммунограммы.
  15. Проточная цитофлуориметрия: принцип, диагностические возможности, применение в клинической практике.
  16. Гиперчувствительность. Классификация. Типы аллергической гиперчувствительности: механизмы развития, принципы и методы диагностики.
  17. Аутотолерантность: механизмы формирования. Аутоиммунитет: механизмы развития.
  18. Аутоиммунные заболевания: классификация, закономерности патогенеза, алгоритм диагностики.
  19. Иммунодефициты: классификация, принципы и методы диагностики.
  20. ВИЧ-инфекция: этиология, патогенез, принципы и методы диагностики.

Перечень практических заданий для зачета

  1. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями ПИД.
  2. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с первичным иммунодефицитом из группы ПИД с преимущественным дефектом антителопродукции.
  3. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с первичным иммунодефицитом из группы комбинированных ПИД.
  4. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с первичным иммунодефицитом из группы ПИД с преимущественным дефектом фагоцитов.
  5. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с первичным иммунодефицитом из группы ПИД с хорошо охарактеризованными клиническими признаками.
  6. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими симптомами ВИЧ-инфекции.
  7. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с клиническими проявлениями СПИД.
  8. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями системного аутоиммунного заболевания.
  9. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с аутоиммунным заболеванием из группы системных.
  10. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с аутоиммунным заболеванием из группы органоспецифических.
  11. Составить план лабораторного обследования пациента с клиническими проявлениями аллергического заболевания.
  12. Интерпретировать результат иммунологического обследования пациента с аллергическим заболеванием.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в университете используются положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции