Чесотка в ветхом завете

Чесотка "привет из прошлого"


Уже в период средневековья делались предположения о паразитарном происхождении чесотки, однако подтвердить это удалось лишь после изобретения микроскопа. В 1687 году итальянцами – врачом Джованни Козимо Бономо и аптекарем Дьячинто Честони была описана связь между микроскопическим чесоточным клещом и развитием симптомов заболевания в результате заражения ним. Наиболее полное описание клинической картины чесотки и методики ее лечения сделал в 1844 г. немецкий дерматолог Фердинанд Гебра.

Чесотка весьма заразна. В большинстве случаев заражение происходит при непосредственном контакте с больным человеком, контактно-бытовой способ встречается значительно реже.

Отмечено, что передача чесоточного клеща может происходить и при половом контакте, из-за длительного соприкосновения кожных покровов партнеров – для того, чтобы внедриться в кожу здорового человека, этому паразиту требуется всего лишь 15-20 минут.

Во время войн, природных катаклизмов, голода и социальных потрясений, ведущих к ухудшению условий жизни, питания и гигиены населения, а также при большой скученности людей заболеваемость чесоткой резко возрастает. Так, в годы войны от чесотки страдало до 30% населения страны. Также для чесотки характерна сезонность роста заболеваемости (у нас это осень-зима), что связано и с общим снижением иммунитета у людей, и с лучшей выживаемостью чесоточного клеща в прохладных условиях.

Поскольку чесоточный клещ проявляет активность и выходит на поверхность кожи для спаривания в ночное время, в группе риска для заражения чесоткой оказываются учреждения и коллективы, объединенные общими спальнями – интернаты, круглосуточные детсады, детские дома, общежития, казармы, тюрьмы, больницы.

Для внедрения чесоточный клещ выбирает участки тела с наиболее тонкой и нежной кожей. Обычно это межпальцевые промежутки на руках и ногах, внутренняя часть запястья.

Далее область характерных высыпаний охватывает локтевые сгибы и сами локти, подмышечные впадины, зоны под грудью у женщин, пояс с пупком, пах, ягодицы. В запущенных случаях чесоточная сыпь может распространиться на все тело.

Характерным признаком чесотки является появление заметных на коже чесоточных ходов, которые прогрызает клещ, в них же самки клеща откладывают яйца.

Именно они, вкупе с чесоточной сыпью и сильным зудом в области высыпаний, усиливающимся в ночное время, считаются клиническими проявлениями типичной формы чесотки.

Инкубационный период, от момента внедрения клеща в кожу до появления первых признаков заболевания, может длится до двух недель. При диагностике чесотки по первичным признакам дерматологи часто допускают ошибки, путая чесотку с проявлениями аллергии или укусами насекомых. Поэтому наиболее точным методом диагностики чесотки является кожный соскоб (с использованием 40% молочной кислоты) и дальнейшее микроскопическое исследование полученного материала. Существуют и другие лабораторные методы подтверждения чесотки.

Со временем отдельные узелковые высыпания при чесотке сливаются и покрываются корками, происходит вторичное бактериальное инфицирование расчесов.

Раньше для лечения чесотки широко применялась серная мазь. В настоящее время дерматологи чаще используют эмульсию и крем бензилбензоата, однако этот препарат может вызывать чувство довольно сильного жжения при нанесении на кожу. За рубежом принято назначать при чесотке препараты перметрина, эта практика распространяется и у нас. Удобным в использовании и весьма эффективным средством при чесотке является также аэрозоль Спрегаль, однако он достаточно дорог.

Существует и ряд народных способов лечения чесотки, но без консультации с дерматологом их применение крайне не желательно во избежание развития осложнений болезни. Допустимо использование народных средств в комплексе с аптечными препаратами для уменьшения зуда и скорейшего выздоровления, но только по согласованию с лечащим врачом.

Помимо медикаментозной обработки высыпаний, больному необходимо коротко подстричь ногти – под ними могут находиться яйца клещей. Нужно также продезинфицировать всю одежду и постельное белье больного методом

кипячения в течение 10 минут со стиральным порошком или тщательного проглаживания. Если чесотка выявлена у нескольких членов семьи, лечиться им следует одновременно. Прогноз при лечении чесотки благоприятный.

Помимо типичной чесотки, врачи выделяют и другие виды данного заболевания, отличающиеся клиническими признаками. Из них самой опасной считается норвежская чесотка, которая развивается у больных при отсутствии зуда в результате параличей, нарушения чувствительности, сахарного диабета, приема некоторых лекарств и ВИЧ-инфицирования. Данный вид чесотки самый заразный и лечится только в стационаре.

Повторное заражение чесоткой возможно в любое время, иммунитета после перенесенного заболевания не формируется.

Профилактика заражения чесоткой сводится к строгому соблюдению правил личной гигиены.

Написано admin в 31 августа, 2017 . Опубліковано Профілактика захворювань

Чесотка (лат. scabies)- заразное паразитарное заболевание кожи, вызываемое чесоточным клещом.

Первые описания чесотки сделаны более 2500 лет назад. Чесотка описана в Ветхом Завете и в трудах Аристотеля. В средневековых трактатах выдвигались предположения о паразитарной природе чесотки. Достоверные доказательства роли чесоточных клещей в развитии заболевания появляются только после создания оптического микроскопа.
Для заболеваемости чесоткой характерна сезонность. В Украине это осень-зима. Сезонность заболевания объясняется отчасти биологическими особенностями самих клещей, плодовитость которых достигает максимума в сентябре-декабре, а также тем фактом, что прохладные условия способствуют лучшей выживаемости клещей во внешней среде. Кроме того, холод способствует скученности людей и снижению потоотделения (с потом выделяются противомикробные пептиды, к которым отчасти чувствительны и чесоточные клещи).
Чесотка может протекать как эпидемически, так и эндемически. Спорадические вспышки характерны для индустриально развитых стран, где заболевание локализуется в основном в организованных коллективах, объединенных общими спальнями (воинские казармы, интернаты, детские дома, общежития, тюрьмы, лечебные учреждения и т. п.) или в асоциальных слоях общества. Коллективы, члены которых объединяются только в дневное время (группы в детских дошкольных учреждениях, классы в средних и высших учебных заведениях, трудовые коллективы), эпидемиологической опасности, как правило, не представляют.

В мире чесоткой больше болеют дети младшего возраста, что связанно с отсутствием у них иммунитета к возбудителю и с более частыми прямыми контактами с кожей больных. В Украине ситуация несколько иная. Основной риск составляет юношеская возрастная группа, которая, образуя всего десятую часть населения, берет на себя до 25 % всей заболеваемости. Второе место традиционно занимает школьный возраст, третье — дошкольный, четвертое — зрелый.

Чесоточный клещ (Sarcoptes scabiei) – представитель паукообразных. Длина самки чесоточного клеща составляет около 0,5 мм. Живет она около месяца. Самки проделывают ходы под роговым слоем кожи, откладывая там ежедневно по 2–3 яйца, из которых вылупляются личинки. Личинки проходят несколько стадий развития и превращаются во взрослые особи. Все это происходит в коже пациента. Там же они оставляют продукты своей жизнедеятельности. Затем они поднимаются на поверхность кожи и спариваются. Формирование взрослого клеща происходит за 10-14 дней Самцы, оплодотворив самку, вскоре погибают. Оплодотворенная самка внедряется в кожу прежнего или нового хозяина. Покинув хозяина, чесоточный клещ при комнатной температуре способен прожить 2–3 суток. При кипячении или на морозе они гибнут почти сразу.

Чесоточный клещ может жить и размножаться только на коже человека.

Симптомы чесотки обусловлены иммунно-аллергической реакцией организма хозяина на продукты жизнедеятельности клеща, поэтому вся симптоматика развивается только после сенсибилизации больного. Этим объясняется длительный бессимптомный период (до 4 недель), предшествующий появлению первых признаков заболевания при первичном заражении. В случаях же повторного заражения реакция на возбудителя может развиться в течение суток.

Зуд при чесотке обусловлен в основном аллергической реакцией на слюну, яйца и экскременты клещей. Расчесы, вызванные зудом, нередко ведут к присоединению бактериальной флоры (стафилококков и стрептококков) с развитием гнойничков (пиодермии).

Заражение чесоткой почти всегда происходит при продолжительном прямом контакте кожа-кожа. Дети нередко заражаются, когда спят в одной постели с больными родителями. В скученных коллективах реализуются и другие прямые кожные контакты (контактный спорт, возня детей, частые и крепкие рукопожатия и т. п.). Хотя ряд руководств продолжает воспроизводить устаревшие сведения о передаче чесотки через бытовые предметы (предметы обихода, постельные принадлежности и т. п.), специалисты сходятся на мнении, что такой путь заражения крайне маловероятен. Исключением являются случаи норвежской чесотки, когда на теле больного обитает до нескольких миллионов клещей (в типичных случаях это 10-20 клещей).

Следует знать, что клещи, которые вызывают чесотку, у животных (собак, кошек, лошадей и др.) могут также попасть к человеку, но не находят здесь подходящих условий для своего существования и довольно быстро гибнут, вызывая лишь краткосрочный зуд и сыпь, которые без повторного заражения проходят даже без лечения.

Инкубационный период чесотки равен 7-10 дням.

Для чесотки характерны зуд, особенно усиливающийся ночью, парные узелково-пузырьковые высыпания с локализацией в определенных излюбленных местах. Внешне чесоточные ходы представляют собой едва возвышенные над уровнем кожи тонкие, как ниточка, полоски, идущие прямолинейно, или зигзагообразно. Нередко конец хода заканчивается прозрачным пузырьком, сквозь который видно белую точку — тело клеща. Иногда чесоточные ходы обнаружить не удается (чесотка без ходов).

Диагноз чесотки ставится на основании клинических проявлений, эпидемиологических данных, данных лабораторных методов обследования. В каждом случае, когда пациент предъявляет жалобы на кожный зуд, следует в первую очередь исключать чесотку, особенно если зуд возник и у других членов семьи или организованного коллектива.
В связи с тем, что клещей удается обнаружить не всегда, ряд авторов предлагает следующий практический подход для диагностики: диагноз чесотки устанавливается при наличии папуловезикулезной сыпи, пустулезных элементов и кожного зуда (особенно усиливающегося в ночное время), а также при положительном семейном анамнезе.

Объем профилактических мероприятий определяется в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Лица из одного очага лечатся совместно с целью профилактики повторного заражения. Все лица контактировавшие с пораженными проводят однократную профилактическую обработку кожных покровов противоклещевыми препаратами.

После лечения больного рекомендуется обработка всех вещей и белья, с которыми контактировал больной (специальные спреи, стирка в горячей воде). В соответствии с данными по выживаемости чесоточных клещей во внешней среде, а также в связи с крайне низкой вероятностью передачи чесотки через бытовые предметы (непрямой контактный путь передачи), данные рекомендации обсуждаются в каждом конкретном случае. Новейшие руководства не рекомендуют обрабатывать матрасы, мягкую мебель и ковры; постельное и нижнее белье следует простирать в горячей воде, если с момента его использования прошло менее 48 часов.

Вопреки распространенному заблуждению, чесотка не связана с низким уровнем гигиены. Чесоточный клещ не восприимчив к воде или мылу. При ежедневном приеме душа/ванны количество клещей и вероятность заражения не снижаются.

Рекомендуем при первых симптомах обратиться за врачебной помощью, чтобы вовремя получить адекватное лечение.

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от хола быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема "болезнь и исцеление" также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

В седьмой день Бог почил от всех дел Своих (Быт 2:2), но почил здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится И благословил Бог день седьмой, и освятил Его (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле. Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как мир, полнота, но также имеет значение здоровье. В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: в болезни будешь рождать детей (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служить проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: мечь, язва, и голод (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира:

Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь ужасающая и бессмысленная для секулярного мира становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр 21:4).


Несмотря на успехи в диагностике и терапии чесотки, проблема заболеваемости этим дерматозом сохраняет актуальность. Согласно официальным статистическим данным, в России заболеваемость чесоткой в последние годы составляет около 100 случаев на 100000 населения. Однако этот показатель фактически значительно больше, так как не все случаи регистрируются, достаточно высокий процент самолечения заболевания.

Причинами высокого уровня заболеваемости чесоткой в настоящее время являются социальные (бедность, несоблюдение надлежащих мер санитарии и гигиены, ранняя половая жизнь, миграция, рост числа путешествий), медицинские (контагиозность инкубационного периода, атипичная форма чесотки) и главным образом, иммунологические (уменьшение иммунных реакций у людей по отношению к чесоточным клещам (Sarcoptes scabiei hominis).

Чесотка заболевание, вызываемое клещом (Sarcoptes scabiei), способным паразитировать в коже человека. Чесоточный клещ распространен повсеместно, и в мире ежегодно регистрируется не менее 300 млн. больных.

Заражение происходит от больных чесоткой, а также при контакте с одеждой и постельным бельем, на которых находятся клещи.

После оплодотворения самки самец погибает, а самки в коже человека пробуравливают ходы, в которых откладывают до 50 яиц. Развитие клещей от яйца до половозрелых паразитов происходит в течение 4 недель. Взрослые особи живут до 2 месяцев и питаются тканями хозяина, т.е. кожей. При этом поражаются участки нежной кожи. На человеке могут также паразитировать зерновые клещи, а также клещи лошадей, свиней, собак, овец, коз, кошек, птиц. Клещи животных на коже людей длительно не паразитируют.


Клиническая картина

Скрытый период от момента попадания клеща на кожу и до клинических симптомов болезни может быть от 7-10 дней до 4-6 недель. Его продолжительность зависит от массивности первичного заражения.

Ведущим клиническим симптомом чесотки является зуд кожных покровов, особенно по ночам, когда больной согревается. Самка чесоточного клеща проделывает ходы в коже в виде продольных или извилистых серовато-белых линий с двумя черными точками в месте входа и выхода чесоточного клеща. Длина хода 3-10 мм, и поэтому заметно их попарное расположение. На месте входа чесоточного клеща может быть узелок, пузырек или красноватая корочка. При расчесах занесении вторичной инфекции появляются гнойничковые высыпания. Излюбленная локализация поражений кожи при чесотке: живот, боковые поверхности тела, кожа между пальцами рук, боковые поверхности пальцев.

У маленьких детей процесс нередко захватывает ладони, подошвы, волосистую часть головы, лицо и шею, где можно обнаружить чесоточные ходы.

При расчесах ходы вскрываются ногтями и клещи разносятся по всему телу.

Заболевание без лечения может продолжаться в течение нескольких лет. Могут быть и стертые формы болезни, когда слабо выражен зуд и небольшое количество элементов сыпи в нетипичных местах.

Диагностика

Наличие сильного кожного зуда в типичных местах с характерными высыпаниями является основанием для подозрения на чесотку. Окончательный диагноз поставит врач-дерматолог после специального обследования. Это необходимо делать в связи с тем, что под маской чесотки могут протекать и другие кожные заболевания: нейродермит, экзема, почесуха, крапивница, аллергические высыпания, токсикодермия и др.

Профилактика

Необходимо выделять личную и общественную профилактику инвазии. Личная предусматривает соблюдение гигиенических правил при общении с животными и больными людьми, а также соблюдение личной гигиены при посещении общественных мест. Больных изолируют и не допускают в детский коллектив до полного излечения от чесотки. Необходимо осматривать на чесотку и других членов семьи.

Общественная профилактика заключается в своевременном выявлении и эффективном лечении больных, противоэпидемических мероприятиях в банях, общежитиях, детских садах, а также санитарно-просветительная работа. Белье больных нужно кипятить, а одежду и постельные принадлежности обрабатываются в дезинфекционных камерах.

Для оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам с высыпаниями на коже можно обратиться в СПб ГБУЗ КВД №11в отделения по адресам:

Об авторе: Михаил Васильевич Супотницкий - кандидат биологических наук.


Май 2003 года: китайцы празднуют избавление от атипичной пневмонии. Молодая китаянка держит картину 'Мона Лиза в противогазе'. Первые описания SARS можно найти уже в Ветхом Завете.
Фото Reuters

"Читая Ветхий Завет, без преувеличения можно сказать: люди доводят Бога до слез".
Диакон Андрей Кураев

Передавая факты из жизни людей допотопного периода, Библия вместе с тем сообщает нам очень интересную статистику о продолжительности жизни людей в то время. Оказывается Адам жил 930 лет, его сын Сиф - 912 лет, сын Сифа Энос - 905 лет; представители последующих поколений: Каинан (сын Эноса и внук Сифа) - 910 лет, Малелеил (сын Каинана, из потомства Сифова) - 895 лет, Иаред (сын Малелеила и отец Еноха) - 963 года, Мафусал (самый долго проживший из "собственно" людей) - 969 лет, его сын Ламех - 777 лет. Библия упоминает не только потомков Адама и Евы, но и живущих среди них сынов Божьих, людей-гигантов: "Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал" [Быт. 6:1-2].

Однако на межчеловеческие отношения сыны Божьи влияния не имели, и Библия перестала о них упоминать. Вектор же поведения людей в течение этих 2262 "допотопных" лет окончательно поменялся, что не осталось незамеченным их Творцом: "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (средняя продолжительность жизни людей на момент написания этих строк) [Быт. 6:3].

После потопа наступил так называемый период кочевания. Постепенно потомки Ноя заселяли территории к югу от Арарата. Они населили собою западную часть Азии, северо-восточную Африку, продвинулись в верховья Нила, на территории, населенные другими приматами. Голод вынуждал их постоянно скитаться, разводить скот, рацион питания людей резко изменился. Хотя Господь запретил людям контактировать с кровью животных ("все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте" [Быт. 9:3]), но практически в тех условиях это было трудно сделать. Забвение Закона, данного Богом, не прошло бесследно для людей. Были нарушены межвидовые барьеры; отдельные человеческие популяции стали осваиваться паразитами животных, вызывающих медленные инфекции.

Не получилось и улучшить человеческую природу. "Когда начали размножаться обитающие на земле, и умножились сыны и народы и поколения многие, и опять начали предаваться нечестию, более нежели прежние", - с горечью писал пророк Ездра [3 Езд. 3:12]. Колоссальное оскудение того, что сегодня мы называем моралью и нравственностью, превратило потомков Ноя в "сухие дрова" для пожаров необычных для "допотопных" людей эпидемий и пандемий. Уже праведник Ной имел привычку напиваться вина до бесчувствия и валяться голым в шатре.

Дочери Лота (Лот - племянник Авраама, родоначальника еврейского народа) спаивали отца и рожали от него детей. Появилась проституция ("И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое" [Быт. 38:15]). Распространение гомосексуализма приобрело самые невероятные размеры [Быт. 19:4-9].

За этими легендами проглядываются события неявные и не попавшие в "Пятикнижие Моисея". Но попробуем представить и пересказать эпидемическую ситуацию того времени.

Малочисленность людей не давала возможности для вспышек инфекций, возбудители которых имеют короткий инкубационный период. Однако для микроорганизмов, распространяющихся при невысокой плотности населения (возбудители медленных инфекций), существовали весьма благоприятные условия.

В первую очередь это касается возбудителей ретровирусных и прионных болезней. Следы древних инфекционных процессов, в которых участвовали ретровирусы, ретроэлементы и прионы, запечатлены в нашем геноме (только копии различных ретроэлементов составляют, по современным данным, около 15% генома человека).

Видимо, тогда же началось "освоение" новой "экологической ниши" возбудителями других медленных инфекций, вызывающих болезни, обычно принимаемые за соматические: Chlamydia pneumoniae - атеросклероз и такое его осложнение, как инфаркт миокарда; Helicobacter pylori - язвенная болезнь желудка, переходящая в рак (В-клеточная лимфома желудка); вирус Ljungan - инсулинзависимый сахарный диабет; микоплазмы - ревматоидный артрит, бесплодие, болезнь Крона; вирус герпеса 6-го типа - множественный склероз и другие болезни, в их числе злокачественные новообразования.

От более древних приматов к человеку перешли возбудители СПИДа, лейкозов; те, в свою очередь, "потянули" ассоциируемые с ними инфекции.

Библия не фиксирует моров, но продолжительность жизни каждого последующего поколения потомков Ноя убывает. Сам Ной (сын Ламеха), умирая, имел от роду 960 лет; сын Ноя Сим жил 600 лет; его сын Арфаксад - 438 лет; Сал - 433 года; сын Салы и внук Сима Евер жил 464 года; его сын Фалег - 239 лет; Рагов - 239 лет; Шруг - 230 лет; Нахор (дед Авраама) - 148 лет; его сын Фарра - 205 лет, его сын Авраам жил 175 лет; сын Авраама Исаак жил 180 лет; его сын Иаков жил 147 лет; сын Иакова Иосиф - только 110 лет. Сегодня люди и этого возраста - большая редкость. Следовательно, за 2,5 тыс. лет (период кочевания) продолжительность жизни людей сократилась почти в 10 раз, но при этом резко возросла их численность. И только тогда Библия впервые зафиксировала такие явления, как проказа и моровая язва.

Первым распространять инфекционные болезни начал Сатана. История эта относится еще ко времени "до Моисея" или по крайней мере к более раннему, чем распространение Пятикнижия Моисеева.

В земле Уц, в северной части Аравии, жил весьма богатый скотовладелец Иов (евр. "удрученный, гонимый"). Он считался величайшим праведником своего времени. У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана. Господь не поверил навету Сатаны и сказал ему следующее: "Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" [Иов 2:3-6]. На том они и порешили. "И отошел Сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" [Иов 2:7].

Болезнь лишила Иова права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его, Дина (дочь Иакова), презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но эти и другие несчастья не сломили Иова, он не потерял веру в Бога. Сатана же потерпел поражение; Бог исцелил Иова от болезни и обогатил его вдвое против прежнего.

Однако что же понималось под проказой у Иова? Вопрос можно поставить и по-иному. Какое средство использовал Сатана для первого акта биологического террора? Для получения ответа на него мы обратимся к исследованию известного в начале ХХ столетия врача-талмудиста А.Пясецкого (1902). По его данным, в древнееврейском тексте Ветхого Завета болезнь Иова называется "шхин-ро" - "скверное воспаление" и характеризуется следующим симптомами: Иов испытывает сильнейший зуд во всем теле, стреляющие боли в костях, не дающие ему спать по ночам и вынуждающие его метаться в постели, сильные боли в области почек; кроме того, Иов жалуется на желтуху, на сильное исхудание, на биение "жил", на сморщивание и расплывчатость кожи. Даже по этому скромному описанию видно, что не может быть и речи о той болезни, которую мы сегодня называем проказой. Пясецкий тоже затруднился с определением современного ему названия болезни.

Обратимся теперь к описанию болезни, приведенному в третьей книге Моисея ([Лев. 13:1-54]). В древнееврейском тексте книги она обозначается словом "цорраасс" (двукорневое слово, равное "цоро"+"роо", каждое из которых значит "зло", то есть оно выражает собой высшую степень зла, а не название самой болезни). В греческом же тексте, подготовленном во времена Птолемея Филадельфийского, оно переведено как "лепра"; переводчики с греческого на другие языки переводили его словом "проказа".

Симптоматология "цорраасс" вызывала недоумение у врачей, наблюдавших проказу в конце XIX столетия. Однако они сходились в том, что "цорраасс" заразен, передается в четырех поколениях и абсолютно смертелен, если только Господь не пожелает другого.

Первый случай применения Господом этой высшей степени эпидемического зла (и второй акт биотеррора), описанный в Библии, был направлен на Моисея, поначалу не пожелавшего взять на себя бремя освобождения израильского народа из египетского плена. В русском переводе Книги Исхода эти события описываются следующим образом: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" [Исх. 4:6-7]. Но не ко всем израильтянам Господь был столь милостив. Например, от "цорраасс" умер царь Азария (809-758 до Р.Х.; за то, что возгордился и посягал на священство). Он даже был похоронен на отдельном кладбище [2 Пар. 26:19].

Основываясь на исследовании Пясецкого, мы можем утверждать, что "цорраасс" включал в себя следующие симптомы: белую проказу - появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; чесотку, распространяющуюся с необыкновенной быстротой по всему телу; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться; образование чешуек на коже и их обильное шелушение; пятна различного цвета, имеющие тенденцию к углублению в кожу и к распространению по коже; "дикое мясо" - запущенные раны и язвы.

Сопоставляя клиническую картину "шхин-ро" и "цорраасс", нетрудно заметить, что в них речь идет об одной и той же болезни. Описание Иова - это жалобы больного; описание Моисея - это то, что врачи обычно записывают в историю болезни в разделе "объективно". Но удивительно здесь другое - оба описания, рассмотренные вместе, соответствуют терминальной стадии ВИЧ-инфекции.

Однако когда же в Египте появилась такая "проказа"? По Книге Исхода, египетская царевна Термутис (дочь Рамзеса II) собиралась купаться в Ниле, а не только гуляла по берегу [Исх. 2:5]. Предание сообщает, что царевна страдала проказой и хотела избавиться от нее, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к младенцу Моисею оказалось ей достаточно, чтобы исцелиться.

У фараона была и другая дочь - прокаженная, которую, по определению врачей, могла спасти только слюна человекоподобного речного существа. Термутис употребила для сестры слюну Моисея и тем исцелила ее. Этим и объясняется успех Моисея при дворе фараона (см. комментарии Г.Генкеля к переводу книги Иосифа Флавия "Иудейские древности", 1900).

Для нас же важен сам факт того, что еще за 80 лет до Исхода евреев из Египта болезнь, имеющая названия "шхин-ро" и "цорраасс", уже была настолько распространена среди населения страны, что добралась и до дворцов. Это явление во многом предопределило последующие события.

Существует какая-то связь между появлением болезней, называемых собирательно проказой или моровой язвой. Перед чумой Юстиниана (560-588 гг.) более двух столетий в Европе свирепствовала проказа, в ее разгар (520 г.) появилась натуральная оспа, только затем чума подвела под ними свою смертельную черту. Прошло несколько столетий, и события повторились в той же последовательности. Закончились же они "черной смертью" (1346-1351 гг.), убившей в Европе треть населения.

В Египте времен Исхода эпидемическая ситуация удивительно сходна с двумя вышеописанными.

Возможное объяснение состоит в том, что на этих "пандемических полях" существовал еще какой-то другой пандемический игрок (назовем его "фактором Х"). Он не только вызывал к жизни все эти страшные контагиозные болезни, но и делал их в каком-то смысле даже неизбежными, как бывают неизбежными противоположные фазы циклического процесса.

На смену фаз такого пандемического цикла и пришлась деятельность Моисея. Египет, пораженный "цорраасс", накрыло волнами эпидемий и эпизоотий, вызванных возбудителями с коротким инкубационным периодом. Однако Ветхий Завет описывает эти события как биотеррористическую акцию (третью!), осуществленную по сговору между Господом и верхушкой еврейской общины Египта.

Сами теракты носят тотальный характер: заражение рек, уничтожение рыб в реках, распространение жаб, насекомых (мошки, песьи мухи, саранча), эпизоотии среди домашнего скота. И вот любопытное описание планирования и осуществления шестой казни египетской.

"И cказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лицом фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах" [Исх. 9:8-11].

В этом описании не упоминается о болезненных бубонах и о высокой смертности среди заболевших людей, что было бы характерно для эпидемии чумы. Напротив, описанная в Ветхом Завете моровая болезнь ("пореах-аббабюот-шехин") скорее тягостная, чем смертельная, служащая цели наказать египтян, а не истребить их. По мнению многих ученых (Мартин Лютер, В.Губерт, А.Пясецкий и др.), занимавшихся толкованием это места Исхода, речь идет о натуральной оспе. Причем читателя-вирусолога не должно смущать то обстоятельство, что болезнь проявилась и на скоте.

В описаниях крупных оспенных эпидемий вплоть до конца XVIII столетия имеются свидетельства об их параллельности с какими то оспенными процессами среди домашних животных. Это явление осталось неисследованным из-за повсеместного угасания очагов оспенных инфекций, начавшегося в XVIII столетии, - загадочного природного явления, не имевшего отношения к противооспенной вакцинации. Возможно, что появление оспенных инфекций среди скота подсказало наблюдательному Моисею грядущую оспенную эпидемию, и это стало его козырем в борьбе с фараоном. Возможно, что натуральная оспа, начавшись в ограниченном масштабе, была распространена по Египту израильтянами с помощью товаров, как это делалось в XVIII столетии в отношении индейцев. Так как оспа распространяется медленно, то Моисей успел увести свой народ из Египта еще до того, как она начала поражать израильтян.

Моисей увел за собой в пустыню более 600 тыс. человек, из них многие оказались пораженными "цорраасс". Выявлению таких больных посвящена третья его книга. Видимо, "цорраасс" и стал тем "фактором Х", вызвавшим распространение контагиозных и кожных болезней среди египтян и израильтян.

Господь вынужден был воспитывать своего "найденыша" всеми ему доступными средствами и после Исхода. Он насылает "цорраасс" на Мариам, старшую сестру Моисея и Аарона, за ее зависть к жене Моисея - Сепфоре [Втор. 24:7]. Угрозой биотеррора он подавляет бунты во время Исхода [Лев. 26:25; Чис. 14:11], принуждает народ израильский, насквозь пропитанный египетским магизмом и язычеством, к соблюдению обрядовых форм ветхозаветной религии: "Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего" [Втор. 28:58-62]. Наказывает филистимлян (нынешние палестинцы) за похищение Ковчега Иеговы (ящик, в котором хранились скрижали Моисеевы): "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его" [1 Цар. 5:6]. Точно так Господь наказывает простых евреев, жителей Вефсамиса, которые заглянули в этот же Ковчег без разрешения левитов: "И поразил Он жителей за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим" [1 Цар. 6:19]. Наказывает "язвой" царя Давида [2 Цар. 24:15], забывшего уплатить ему налог, положенный при проведении переписи населения (см. [Исх. 30:11-16]).

В издевательской манере припугнул Господь "моровой язвой" и царя Соломона (1020-980 г. до Р.Х.), который подобно другим восточным царькам предавался неуемному сладострастию. Под влиянием иноземных жен-язычниц он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и Астарты [2 Пар. 7:12-14].

Биотеррором выступал Господь против беззаконий, повсеместно творившихся в Иудее накануне ее разгрома Вавилонским царством [Иез. 5:11-13; Иез. 6:11; Иез. 7:15; Иез. 12:15-16; Иез. 14:19-22; Иез. 28:19; Иез. 33:25].

Биотеррор занимает немало места в обличениях иудейского царя-авантюриста Седекии (599-588 г. до Р.Х.), погубившего Иудею из-за своих интриг с фараонами и вавилонянами [Иер. 21:3-9; Иер. 24:10; Иер. 29:17-19; Иер. 34:17; Иер. 38:1-2]. Угрозой моровой язвы Господь выступил против намерения одного из иудейских вельмож, Иоанна, бежать в Египет после убийства израильтянами просвещенного вавилонского наместника Годолии [Иер. 44:13; Иер. 42:17].

Созданный Сатаной в "домоисеево время" "цорраасс", сегодня носит название СПИД. Однако для борьбы с этим абсолютным злом используются меры, подсказанные тем же Сатаной, - "соблюдение прав человека", "невмешательство в личную жизнь", "толерантность", "вакцинация" и т.п. Под эту сурдинку нам вещают еще и о каком-то грозящем биотерроризме в виде пробирок с "веществом Антракт" или "геморройной лихорадкой" (так пишут!). Вот уж действительно, когда Господь хочет наказать человека, он лишает его разума. Сатана же, посмеиваясь, вновь делает вид, что он не существует.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.