Загадки о ненецком чуме

Хоть и идёт, следа её не видно.

Летом худеет, зимой жиреет.

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт.

Носит она саблю в шерстяных ножнах.

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется.

Полгода стоит на одной ножке.

На просторах тундры без корня растёт.

Один мужчина уснул на берегу.

Черные мужчины по двое сидят.

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут.

Трое сошлись в одном стойбище.

Бежит, бежит, но не вытечет.

В огне не горит и в воде не тонет.

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут.

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет.

Хоть и идёт, следа её не видно (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт (Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет (Снег).


Вторая порция загадок:

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится.

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится.

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Олень от них убегает, а они не отстают.

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит.

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел.

Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а все охотнику расскажут.

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает.

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает.

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит.

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.(Снег)

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится. (Северное сияние)

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.(Туман)

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.(Летнее солнце)

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.(Оленье стадо)

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит. (Собака)

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…(Огонь очага)

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает. (Заяц)

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.(Гнездо)

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает. (Снег)

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит. (Весна в тундре)

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable

Отражение в фольклоре многовекового опыта народов

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и Ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным. Целым миром. Не меньшим миром неизведанного, миром загадок, тайн, оставался для россиян и наш Таймыр.

Немногочисленные племена коренных народностей: нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы, якуты, энцы и многие другие - кочевали по необъятным просторам Севера: Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к востоку Сибири. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого океа­на, низовья рек Оби, Енисея, Пясино, Хатанги и Лены.

Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и ме­талла создавали народные умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство се­верных народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения к поколе­нию, они несли в себе огромную силу. В них отражалась история наро­да, его идеалы, его стремление к свободной и счастливой жизни.

Северный фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность характерны для народных сказаний, легенд, преданий.

Мы же остановимся только на некоторых жанрах фольклора и проследим, как в них отображены быт, нравы, традиции народов Севе­ра.

Загадки, пожалуй, самый активный жизнеспособный вид устного творчества. Они распространены по всему Таймыру и передаются от по­коления к поколению, являясь отображением среды и природы, в кото­рой с детских лет обитают народы севера. Например, загадки о приро­де -

Летит золотая тарелка (Солнце).

На гладком льду рыбу покрошили (Звезды на небе).

На крыше щербатый ковш лежит, говорят (Месяц).

Если сравнить загадки народов Севера с русскими загадками –

Красная девушка по небу ходит (Солнце).

Поле не мерено. Овцы не считаны. Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

За бабкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

А достать не могут (Месяц).

то можно сделать вывод о том, как родились эти загадки. И русские люди, и долганы, и эвенки, и нганасаны подмечали сходство по фор­ме, по звуку, по действиям каких-то явлений природы и тех предме­тов или животных, которые всегда у них были перед глазами, чаще всего использовались в быту либо жили рядом с ними: тарелки, нож­ницы, ковш, рыба, хлеб, овцы, волки так далее. А загадка о льде у русских почти совпадает с загадкой долган. Сравните:

у долган у русских

В воде не тонет, Ни в огне не горит.

В огне не горит. Ни в воде не тонет.

Многие загадки народов Севера, например, о частях тела, о домашней утвари и посуде, об одежде и украшениях, о пище, о домашних живот­ных и птицах совпадают с русскими загадками такого рода:

Великий зверь бечеву Конь стальной,

от носа имеет. хвост льняной.

Иголка с ниткой) (Игла с ниткой)

Так как долганы все-таки живут на тундровских просторах, они удалены от цивилизации, то техники рядом с ними никогда не было, а "Бураны" и "Вертолеты", как средство передвижения, появились от­носительно недавно, то загадки игла - зверь, то есть то, что ближе было к народам Севера. А в русской загадке прогресс, так сказать, на лицо, "конь стальной" (трактор) - игла.

А вот другие загадки:

Два брата друг друга Маленький, кругленький,
не видят" а до неба докинешь. (Глаза) (Глаз)

Красную лису в красной Всегда во рту,

норе привязали, и она а не проглотишь,
никак убежать не может. (Язык)

А вот следующая загадка, по-видимому, появилась так: люди провели параллель между пальцами с ногтями и льдинами и родилась загадка:

Множество людей на себе льдины несут.

Нам думается, что у народов Севера даже больше родства, едине­ния с природой, чем у русских людей. Наверное, это можно объяснить тем, что прогресс медленнее, чем у русских людей, идет на много­численных просторах, удаленных от крупных городов, где проживают многочисленные народности Севера. Но изменения все равно неизбежно проникают в их быт, и тогда рождаются новые загадки. Например, ког­да фотография прочно вошла в жизнь, появилась следующая загадка:

Хоть с глазами - румянца нет, хоть с лицом - сала нет (Фотокарточка).

Одним из распространенных жанров эвенкийского фоль­ клора являются загадки.

Эвенкийская загадка — это замысловатый вопрос, пере данный в форме метафоры . Загадка имеет древнее происхож дение. Она создавалась на основе накопленного человеком опы та в познании окружающей его природы, в освоении различных трудовых процессов. В загадках отражалась народная мудрость. В них просматривается наблюдательность эвенков, знание повадок животного мира.

Значение загадок велико в жизни эвенков. В древности у всех народов загадки имели большое значение. При помощи загадок люди расширяли познание мира у под растающего поколения. Загадки служили одним из спосо­ бов испытания мудрости.

Еще до недавнего времени у эвенков загадка была связана с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчи­ ну с проверкой его зрелости.

Загадки широко бытовали и в повседневной жизни. Их загадывали обычно вечером, причем мужчины загадывали муж чинам, женщины — женщинам.

По своему содержанию загадки делятся на следующие темы:

1) Человек и человеческое тело.

2) Жилище и предметы домашнего обихода.

3) Орудия труда и промысла.

4) Природа и явления природы.

5) Животный и растительный мир.

6) Современные загадки.

У разных эвенкийских групп имеются разные варианты об одном и том же предмете.

Во второй группе все загадки отражают быт эвенков: чум, остов чума, таган, дверь, седло, нарта, котел, чайник.

Загадки третьей группы отражают орудия труда, промыс­ ла: лук, стрела, ружье, капкан, сеть, невод и т.д.

Загадки последних двух групп касаются природы, окру­ жающего мира, животных, растительности.

1. Люди стоят. Из людей дым идет (Чум)..

2. Четыре уха, два брюха (Подушка).

3. В одном доме нет никого, огонь г o рит (Лампа).

4. Один человек беспрерывно кричит (Колокольчик).

5. Сама железная, а хвост из жилы (Игла).

6. По всей тундре со мною похаживают (Унты).

7. Не живет, но человека сильнее (Ружьё).

9. По реке дерево плывет, на дереве камень (Сети).

10. Один старик под водою ходит, сладких оленей ловит (Сети).

11. Внутри огня человек стоит (Месяц).

12. Всех светлее, всех жарче (Солнце).

13. Какой же олень всех быстрее бегает? (Ветер).

14. На землю упали, исчезли (Дождь).

15. Белое одеяло всю землю покрыло (Снег).

16.Везде обманывает, вечно хвастается (Лисица).

17. Много говорит, а бездомная (Кукушка).

18.Червяк и в воде живет (Рыба).

19.Не человек, а с человеком pa зговаривает (Книга).

20. Не рисуя, человека показывает (Фотоаппарат).

У ненцев - это загадки об окружающем мире, флоре и фауне, о живой и неживой природе, орудиях производства, предметах быта народа.

Предметами первой группы загадок являются небо, све тила . Образы и метафоры народ брал из предметов и явлений, с которыми он соприкасался постоянно в повседневной жизни.

Растительный мир тундры даст сравнительно мало зага док. Объектами загадок являются трава, ягоды, грибы.

Очень много в ненецком фольклоре загадок о животных. Это о лисице, куропатке, песце, белке, зайце и, ко нечно, олене, его рогах, шерсти, уша x , копытах, хвосте, голове, желудке. Ко второй группе загадок относятся загадки о че ловеке : частях его тела, одежде, предметах личного обихода. Чаще всего это малица, бокари, иголка, наперсток, трубка.

К третьей группе относятся загадки о предметах домашнего обихода. Это части чума: шесты, нюки, очаг, перекладины. Метафорические образы для этого обычно берутся из окружающей природы.

Быт и весь уклад жизни ненцев входит в четвёртую группу загадок. Это лук, ружьё, невод, сеть, капкан, топор. К этой же группе относятся и загадки, связанные с o леневод ческим бытом .

Новые предметы , вошедшие недавно в быт народа, отно сятся к пятой группе. Загадки являются одним из древних жан ров устного народного творчества. По своей форме ненецкие загадки различны. Эго, в основном, описание, короткий рассказ.

В основе загадки очень лаконичны (кратки) и состоят из одного-двух слов.

1. Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей (Солнце, луна, звезды).

2. Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет, несколько раз умирает (Луна догоняет солнце).

3. В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов (Месяц, неделя, день).

4. В небо уйти хотел, на землю упал (Дым).

5. Один ещё только встает, а другой уже землю обошел (Огонь, дым).

6. Если в воду пустить, исчезнут (Соль, сахар).

7. Если ноги были бы, если руки были бы, встал бы до неба дошел бы (Дорога).

8. Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит (Морошка).

9. Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (Гриб).

10. У одной тpaвянистой кочки семь отверстий (Голова).

11. Летом меxoвыe , зимой берестяные (Рога оленьи).

12. Двуногий не двигает, четырёхногий двигает (Уши оленей).

13. Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра (Хвост оленя).

14. Никакой богатырь бросить не может (Шерсть оленя).

15. Клубком свернулась (Собака).

16. На конце холма чернеет уголек (Песец).

17. Без ствола растет (Яйцо).

18. Живая — глаза смотрят, умрет — глаза смотрят (Рыба).

19. Сухое oзеpo с травянистыми берегами (Глаза).

20. Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся (Глаза).

21. В безбрежном море дощечка плавает (Язык).

22. Дощечка толкает, косточки разрубают (Язык, зубы).

23. Одна сторона деревянная, другая – живое мясо (Ребёнок в люльке).

24. По одному отверстию войдёт, по трем местам выйдет (Человек в малице).

25. У старухи нос рябой (Наперсток).

26. Еда ее по углам губ сыплется (Пила).

27. Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут (Невод).

У долган, особенно хатангских, примыкающих к Якутии, большой популярностью пользуются так называемые малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, неболь­шие рассказы, содержанием которых являются действительные происшествия (приключения охотников, семейные события, различные поездки). Они обычно долго не живут, но некото­рые из них передавались из поколения в поколение и перерас­тали в предания.

Это в основном касается каких-то поразивших людей со­бытий: деятельности шаманов, эпидемий, болезней.

Как и любой другой северный народ долганы очень на­блюдательны, хорошо знают тундровую растительность, живот­ных, их повадки. В долгую полярную ночь, греясь у очага зим­ними вечерами, часто развлекали детей, загадывая загадки, вспоминая наиболее меткие пословицы и поговорки.

Малые фольклорные жанры служили развлечением не только для де­тей и молодежи, но даже и для людей более старшего поколе­ния.

Часто загадки импровизировались. Наиболее удачные пе­редавались из поколения в поколение.

Все загадки в композиционном плане представляли не­большие законченные литературные произведения, построен­ные на сравнении.

1. Большой дикий в тушке ликовал, говорят (Стелька из травы внутри обуви).

2. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса (Ко­мар).

3. Люди стояли по обеим сторонам озерка, жердями чума перебрасывались (Ресницы при мигании).

4. Много людей, схвативши друг друга за полосы, пляса­ли, стояли (Остов шестового чума).

5. Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят (Зубы).

6. Золотое блюдечко по воде плавает (Солнце).

7. Много людей молчат, стоят (Заезды).

8. По дороге шесть шерсть щенков бегут, говорят (Копылья нарт).

9. Четыре человека имеют одно лицо, говорят (Стол).

10. В лесу шаман камлал, говорят (Гребень).

11. Белый дом с тремя дверями есть, говорят (Штаны).

12. В реке плавает ящик, говорят (Печень налима).

Большинство загадок тесно связаны с оленеводством, бытом:

1. Записывающий не успевает записывать, считающий не успевает считать (Следы оленей).

2. К крепкому дереву иней не пристает (Оленьи рога).

3. Два щенка взапуски бегут, но перегнать друг друга не могут (Полозья саней).

4. Мать, хоркая, осталась, олененок, плача, умчался (Вы­стрел из ружья).

5. Один дикий олень на притоке харкает (Шум от скребка).

6. В лесу шаман закамлал (Кипящий котелок).

1. Прочитай все эти загадки и попробуй определить, к какой группе

2. по содержанию относится та или иная загадка?

3. Какое значение имеет загадка в жизни эвенков?

4. Расскажи об одном из обрядов посвящения юноши в мужчину, когда дня определения зрелости юноши используют загадки.

пт., 12.04.2019

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

Цели: Дать детям представление о том, где и как живут коренные жители тундры. Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Закреплять правильное произношение слов, обогащать словарный запас слов. Знакомство со словами на ненецком языке “мя” (чум), “нюк” (покрытие), “сингокотья” (колокольчик), “Ань-торова” (здравствуйте), “лакомбой” (до свиданья).

Воспитательная: воспитание любви к родному краю, языку, уважения к старшим, бережного отношения к вещам, окружающим человека; уважение к ненецкому народу.

Материал к занятию: макет чума, картины с изображением посуды, хорея. Изделия из оленьего меха, сукна, плетения из бисера, поделки из дерева, разновидности нарт. Ягушка, малица, женская шапка. Детские национальные игрушки (куколки из утиных носиков, деревянные нарты, лодочки). Натуральная детская малица из оленьего меха; оленья шкура. Две корзинки, два колокольчика, куклы в национальной одежде для девочки и мальчика . Запись песни С. Няруя “Оленёнок”.

Театрализованная игра с резиновыми игрушками по сказке “Кукушка и гром“

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.

Задачи: Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями. Продолжить знакомство с ненецким фольклором. Обогатить лексический словарный запас детей. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на севере живём!


Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.

– Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель: – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем в гостях у ненцев. Ребята, а где живут ненцы ?

Дети: – в тундре.

Воспитатель:Как вы думаете, что это?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Правильно, а как по-ненецки чум?

Дети: – “Мя”

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.

Воспитатель: Как вы думаете, почему МЯ с криком одевают? ( тундра- это открытая местность, и когда тундровики покрывают МЯ, советуются (громко разговаривают, почти кричат) с какой стороны лучше натянуть покрытие, как лучше завязать верёвки).

Итак, кто хочет ехать - поднимите правую руку!

Кто готов к поездке - поднимите левую руку!

Кто с нами отправляется уже в путь – встали с приподнятыми руками,

Опустите руки, сели поудобнее на нарты, поехали!

Вот мы и приехали в стойбище, посмотрите вот стоит МЯ

Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: – Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.

Воспитатель: – По-ненецки покрытие “нюк” (дети повторяют). В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между летним и зимним чумом, как вы думаете?

Дети: – У летнего чума покрытие из полога, а у зимнего – из оленьей шкуры.

Воспитатель: – А что служит полом в чуме?

Дети: – Кладут доски и оленьи шкуры. (Дети рассматривают чум внутри.)

Воспитатель: – Чем согревают чум зимой?

Дети: – Железной печкой.

Воспитатель: – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.

Воспитатель: – Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме? Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Ребята, а какая посуда у северных народов?

Дети: – Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева. (Показ иллюстраций с посудой).

Воспитатель: – А почему посуда именно деревянная?

Дети: – ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

Воспитатель: – Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина . Что она делает ребята?

Дети: – Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

Воспитатель: (Дети подходят к столам, на которых находятся экспонаты музея: поделки из дерева, меха, гербарий, иллюстрации, картины и др.)

Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Что она умеет делать?

Дети: – Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера. (Рассмотреть изделие).

Воспитатель: – У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Дети: – Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Воспитатель: – Вот как много дел у мужчины, как вы думаете чем он занимается в свободное время. Что он умеет делать?

Дети: – Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты. (Рассматривают изделия.)

Воспитатель: – Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты?

Дети: – На санки, на русские сани.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию есть разные виды нарт, какие нарты вы видите на иллюстрации?

Дети: – Ездовые, грузовые.

Воспитатель: – Правильно, покажите ездовые нарты.

Воспитатель:– Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно и они не упали, для этого у нарт спинка (показ).

Воспитатель: – А грузовые нарты какие бывают?

Дети: – Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов (показ).

Воспитатель: – Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

-Ребята, отгадайте загадку, с помощью чего управляют оленьими упряжками?

Воспитатель: Загадка: сам длинный, голова деревянная, хвост железный. (Хорей.)

Дети: – Хореем.

Воспитатель: – Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за “деревянная голова”, о которой говорится в загадке и для чего она , вы знаете?

Дети: – На один конец хорея одет круглый деревянный шарик (втулка) для того, чтобы не поранить оленя.

Воспитатель: – А что это за железный хвост?

Дети: железное копьё

– Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете почему зимой в тундре холоднее чем в городе?

Дети: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели, там нет высоких деревьев, или многоэтажных домов которые бы защищали от ветров.

Воспитатель: – И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Послушайте загадку:

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети: – Малица.

Воспитатель: – Кто нам расскажет про малицу?

Дети: – Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель: – А почему мужчины не носят шапку?

Дети: – Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы.

Воспитатель: –На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети: – Кисы.

Воспитатель: – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.

- Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети: – Ягушка (рассматривают ягушку).

Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети: – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Воспитатель: – Расскажите нам о женском головном уборе.

Дети: – Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, или платок.

Воспитатель: – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Дети: – Сумочка.

Воспитатель: – Ой, ребята, кто это там возле чума играет! (рассматриваем кукол девочку и мальчика, одетых в национальные костюмы.)

Воспитатель: – Здравствуйте!

Дети: – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).

Воспитатель: – Давайте знакомиться.

Девочка: – Меня зовут Нарка.

Воспитатель: – Какое интересное имя, у нас таких имён нет. А что оно означает?

Девочка: – С ненецкого означает “большая, старшая”. А это мой брат.

Мальчик: – Меня зовут Нядма, значит – “помощник”.

Воспитатель: – Ребята, когда вы шли мы слышали какой-то звон. Что это было?

Девочка: – Колокольчики. Мама занята по хозяйству в чуме, поэтому мы гуляем одни. Чтобы мы не потерялись, она пришила нам колокольчики. Они звенят, и мама слышит, где мы находимся.

Воспитатель: – А мы не знаем, как называется такой колокольчик по-ненецки.

Дети (куклы ): – Сингокоться. Мы знаем про него песенку, давайте споём. (Поют песню “Сингокоться”.)

Воспитатель: – Наши ребята знают ненецкого композитора. Как его зовут?

Дети: – Семён Няруй.

Девочка и мальчик: – Ой, ребята, мы хотим подарить игрушки которыми мы играем.

Мальчик: – У нас в тундре нет магазинов, поэтому игрушки мы мастерим своими руками, а родители нам помогают. Они намного прочнее и интереснее. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей.

Девочка: – А девочки играют вот такими куколками. Куклы мы делаем из утиных носиков и шьём одежду такую же, какую носим сами.

Воспитатель: – Спасибо, Нарка и Нядма, за подарки. Мы тоже вам сюрприз приготовили. Мы покажем вам сказку, а пока наши артисты готовятся, послушайте песню в исполнении Семёна Няруя. (Дети слушают песню “Оленёнок”.)

Театрализованная игра с резиновыми игрушками по сказке “Кукушка и гром“

По обычаю этих народов мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей, так как в пути могут возникнуть опасности. У каждого члена семьи свои обязанности по дому. например: собирать ягоды — забота детей, любимая ягода ненцев — морошка. Есть у ненцев народная примета: «Если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, — будет много ягод.

Воспитатель берет куклы мамы и девочки в национальной ненецкой одежде и выкладывает к настольной панораме-ширме, для сопровождения диалога:

Воспитатель: – До свидания, ребята, приходите к нам в гости.

Дети тундры: – Лакомбой! (До свиданья по-ненецки.)

Воспитатель:-Вот и подошло к концу наше путешествие, расскажите ребята, что вы узнали нового и интересного, вам понравилось наше путешествие? Наши новые друзья рассказали мне одну очень интересную ненецкую игру , сейчас мы с вами в неё поиграем.

Описание: На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры: передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках.





Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции