У больного с подозрением на дифтерию были взяты мазки


Ситуационные задачи предназначены для самостоятельного изучения студентами медицинского колледжа тем:"Частная бактериология", "Частная вирусология"

Скачать:

Вложение Размер
situats_mikra.docx 23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Основы микробиологии и иммунологии.

У пациента, 55 лет, с термическим ожогом 2-3 степени, с поражением 25% площади тела, на 7 сутки, несмотря на интенсивную терапию, на фоне гранулирующей ткани усилилось количество гнойного отделяемого, имеющего зеленый цвет. В раневом отделяемом при микроскопии обнаружены грамотрицательные палочки, короткие, подвижные.

1.Назовите возможные пути заражения данной инфекцией.

2.Назовите основной метод лабораторной диагностики данной инфекции, опишите его.

3.Вырабатывает данный микроорганизм в процессе своей жизнедеятельности пигменты?

4.Какие факторы патогенности характеризуют данный микроорганизм? Какого типа токсин вырабатывает возбудитель, каков молекулярный механизм его действия?

5.Установите таксономическое положение возбудителя.

6.Какие сведения должен получить врач о возбудителе для назначения антибиотикотерапии?

26 лет мужчина с проникающим ранением в брюшную полость был доставлен в больницу. Во время операции обнаружено повреждение толстого кишечника. Было произведено ушивание раны. На 7 сутки резко повысилась температура до 40°С, и появились симптомы выраженной интоксикации. При микроскопии окрашенного по Граму содержимого абсцесса были обнаружены грамотрицательные полиморфные неспорообразующие палочки. В результате бактериоскопического исследования и клинической картины был поставлен предварительный диагноз: послеоперационный абсцесс бактероидной этиологии.

1.Какой материал надо взять, чтобы выделить чистую культуру микроорганизма? Как проводят забор и транспорт исследуемого материала?

2.Какие методы лабораторной диагностики необходимо использовать?

3.Перечислите факторы патогенности данного микроорганизма. Какова роль каждого из них в патогенезе данного заболевания?

4.Назовите источники и факторы, предрасполагающие к развитию подобной инфекции.

5.Этот возбудитель часто вызывает инфекционный процесс в ассоциации с какими микроорганизмами, почему?

6.Какие сведения о возбудителе помогут врачу-хирургу назначить рациональную антибиотикотерапию?

В городскую инфекционную больницу поступила больная К., 34 лет, с жалобами на частый стул, тенезмы, боли в животе, рвоту, температуру 37.5° С. На основании клиническою обследования был поставлен диагноз: дизентерия. Врач отправил материал от больной в бактериологическую лабораторию. Однако при исследовании материала шигеллы не были обнаружены.

1.Как нужно правильно взять материал на исследование и его транспортировать?

2.Чем можно объяснить отсутствие шигелл в исследуемом материале?

3.Перечислите методы диагностики дизентерии, укажите основной метод.

4.Сколько раз нужно провести исследование для подтверждения отрицательного результата, и каким образом?

5 Перечислите методы диагностики дизентерии и укажите основной метод.

6.Определите таксономическое положение возбудителей (сем., род, виды).

7.Перечислите факторы патогенности шигелл.

8.Объясните патогенез дизентерии.

9.Какие сведения о возбудителе необходимо знать врачу для проведения лечения заболевания?

1.Какие микроорганизмы могут быть причиной этого заболевания (указать семейства, роды)?

2.Какой материал надо направить в бактериологическую лабораторию на исследование, и с какой целью?

3. Выберите метод лабораторной диагностики и составьте схему исследования.

4.Объясните патогенез пищевой токсикоинфекции, вызванной сальмонеллами, роль энтеротоксина в патогенезе.

5.Как могло произойти инфицирование рабочих?

6.Возможно ли установить источник инфекции и как?

7.При отрицательном ответе из лаборатории, какие другие методы исследования можно применить?

В инфекционное отделение поступило несколько школьников, учащихся одного класса. У всех при поступлении состояние тяжелое, выраженный менингиальный синдром, температура 40° С. Врач заподозрил вспышку эпидемического менингита. Необходимо лабораторное подтверждение клинического диагноза.

1.Назовите возбудителя эпидемического менингита, укажите его таксономическое положение.

2.Объясните роль факторов патогенности менингококков в патогенезе заболевания.

3. Какой материал необходимо взять для исследования?

4. Выберете метод лабораторной диагностики. Укажите цель исследования.

5. Возможно ли применение методов экспресс-диагностики?

6. Какой метод экспресс-диагностики Вы выберете?

7. С учетом каких данных о возбудителе врач будет определять тактику лечения больного?

8.Охарактеризуйте биопрепарат для специфической профилактики менингококковой инфекции.

Будучи в командировке, больной А. имел случайное половое сношение с женщиной, после чего появились гнойные выделения из уретры, рези во время мочеиспускания.

1. Какое заболевание заподозрил врач у больного?

2. Какие микроорганизмы, кроме гонококка, могли быть причиной возникновения заболевания?

3.Какой исследуемый материал нужно направить в бактериологическую лабораторию, и с какой целью?

4.Какое исследование надо провести в первую очередь?

5.Приготовьте препарат из материала больного, окрасьте, проведите микроскопию. Что характерно для возбудителя гонореи в этом мазке-препарате?

6. Укажите таксонимическое положение гонококка и перечислите его патогенные свойства.

7. Установите источник и пути передач заболевания.

8. Какие препараты можно назначить больному с лечебной целью?

У больного С., возвратившегося из районов, эндемичных по чуме, внезапно началась лихорадка с ознобом, сопровождающаяся головной и мышечной болью и шатающейся походкой. В подмышечной области и в области шеи обнаружены бубоны, спаянные друг с другом и с окружающей подкожной клетчаткой, плотные, болезненные. Кожа над бубонами сглажена, синюшна. Диагноз: бубонная чума? Врач направил материал от больного на исследование.

1.Какой материал и с какой целью был направлен в лабораторию?

2.Какие методы лабораторной диагностики целесообразно провести?

3.Составьте схему выбранного метода диагностики.

4.Возможно ли применение методов экспресс-диагностики, и каких?

5.Опишите таксономическое положение возбудителя чумы и перечислите его факторы патогенности.

6.Объясните патогенез чумы. Какие клинические формы чумы Вы можете назвать?

7.К какой группе инфекций относится чума, на основании каких признаков?

8.Каким препаратом проводят специфическую профилактику чумы?

Ветфельдшер животноводческой фермы болен около месяца. Жалобы на боли в суставах, лихорадку, потливость. Врач заподозрил бруцеллез. В поселке, где живет больной и где находится районная больница, нет лаборатории для диагностики особо опасных инфекций.

1.Какой материал, и с какой целью нужно взять у больного при отсутствии лаборатории для особо опасных инфекций?

2.Какой метод лабораторной диагностики здесь уместен?

3 Возможно ли применение ускоренных методов диагностики?

4.К какой группе инфекций Вы отнесете данное заболевание и почему?

5.Укажите таксономическое положение возбудителей, опишите его биологические свойства.

6.Опишите патогенез бруцеллеза.

7.Укажите биопрепарат, применяемый для специфической профилактики бруцеллеза.

Среди отдыхающих турбазы, расположенной на берегу водохранилища, есть случаи заболевания, сопровождающиеся резким повышением температуры, желтухой, увеличением лимфоузлов. Водохранилище заполняется водой из небольших речек, на берегах которых находятся животноводческие фермы, неблагополучные по заболеванию лептоспирозом.

1.Укажите таксономическое положение возбудителя и его биологические свойства.

2.Объясните патогенез лептоспироза.

3.Какие методы лабораторной диагностики можно применить в разные сроки заболевания?

4.Назовите природные источники и пути передачи инспекции.

5.Охарактеризуйте препараты, применяемые для специфической профилактики и лечения данного заболевания.

Больной с хронической пневмонией длительно лечился антибиотиками широкого спектра действия. На слизистой оболочке ротовой полости появились участки белого налета.

1.Какова возможная причина возникновения данного заболевания?

2.Какой материал необходимо взять для направления в бактериологическую лабораторию, и с какой целью?

3.Какие микробиологические методы исследования Вы проведете?

4.Приготовьте нативный препарат и опишите микроскопическую картину.

5.К какой группе микроорганизмов относится возбудитель появившегося осложнения заболевания?

Больной госпитализирован с диагнозом дизентерия.

1). Какой метод дезинфекции будет применен, что подлежит дезинфекции в квартире больного после его госпитализации. Какие вещества и в какой концентрации будут использованы?

2). Какой метод микробиологической диагностики должен быть использован при дизентерии?

В мазке из фекалий больного обнаружены грамотрицательные изогнутые палочки.

1). Как можно проверить подвижность этих бактерий?

2). На какие питательные среды следует сделать посев этого материала и как провести идентификацию возбудителя?

В лабораторию поступил материал из зева больного с подозрением на дифтерию.

1). Какие методы окраски следует использовать для обнаружения возбудителя болезни?

2). Каковы морфологические особенности возбудителя дифтерии?

В бактериологическую лабораторию с подозрением на коклюш доставлена слизь из зева от больного ребенка в возрасте 1 года.

1). Как правильно сделать забор материала и на какие питательные среды посеять?

2).Какой метод серологической диагностики можно дополнительно применить?

Из крови больного в лаборатории выделена культура стафилококка.

1).Как определить ее вирулентность, в каких единицах она может быть измерена?

2).Какие тесты следует использовать для определения ферментов и токсигенности культуры?

В вирусологической лаборатории от больного гриппом на курином эмбрионе получен вирус, дающий реакцию гемагглютинации.

1).На основании какой серологической реакции можно провести идентификацию вируса гриппа?

В СПИД – центр поступил больной с подозрением на ВИЧ – инфекцию.

1).Как можно провести вирусологическую лабораторную диагностику?

2).Какая часть иммунной системы особенно страдает при этом заболевании?

В лабораторию поступили для исследования 2 пробы крови от больного с подозрением на грипп. Одна кровь взята на 7 день болезни, вторая – на 17 день. 1).Какие серологические реакции можно поставить для диагностики заболевания и почему берутся парные пробы крови?

В вирусологическую лабораторию поступил смыв из носоглотки больного (3 день болезни) с подозрением на респираторную вирусную инфекцию.

1).Как можно обнаружить наличие вируса?

2).Какие биологические объекты возможно применить для накопления вируса и как следует провести выявление (индикацию) вирусов?

Человек с рваными ранами в области руки и головы, укушенный собакой, поступил в больницу.

1).Какие меры, кроме оперативного вмешательства, следует принять для предупреждения бешенства?

2).Кто впервые получил и применил вакцину против бешенства?

Беременная женщина перенесла краснуху на третьем месяце беременности.

1).Каким вирусологическим методом можно подтвердить диагноз заболевания? 2).Какие осложнения могут возникнуть у плода в результате перенесенной краснухи? Что такое эмбрио и фетопатии?

В офтальмологическое отделение поступил больной ребенок с симптомами тяжелого кератоконъюктивита. В анамнезе: ребенок посещает группу детского сада, где зарегистрирована вспышка ОРВИ.
1) Какой материал необходимо направить в вирусологическую лабораторию?
2) Как провести вирусологическое исследование и идентификацию вируса?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку.

Занятие1Микробиологическая лаборатория, её устройство.Морфология микроорганизмов --------------------------------------------------------3 - 8Занятие2Экология микроорганизмов -------------------.

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам третьего поколения. Используется для обучения студентов на ФО и МСО.

Данный паспорт фонда оценочных средств (составлен согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения) окажет существенную помощь в подготовке, организации, проведении теоретических и п.

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

Приводится небольшой раздел, содержащий ситуационные задачи. с ответами по частной бактериологии.

1. Вирус иммунодефицита человека, имея на своей поверхности антигены gp 41 i gp 120, взаимодействует с клетками-мишенями организма. Выберите среди перечисленных антигены лимфоцитов человека, с которыми комплементарно связывается gp 120 вируса.

2. У больного с клиническими признаками иммунодефицита проведено иммунологическое исследование. Выявлено значительное снижение количества клеток, которые образуют розетки с эритроцитами барана. Какой вывод следует сделать на основании данных анализа?

A. Снижение уровня В-лимфоцитов

B. Снижение уровня Т-лимфоцитов

C. Снижение уровня натуральных киллеров (NK-клетки)

D. Снижение уровня системы комплемента

E. Недостаток клеток эффекторов гуморального иммунитета

3.При исследовании сыворотки крови у пациента с признаками иммунодефицита выявлены антитела к белкам gP 120 и

gP41. Какую инфекцию у больного подтверждает этот результат?

A. НВV - инфекция

B. НLTV-1- инфекция

C. TORCH- инфекция

4. Пациент госпитализирован с предварительным диагнозом “гепатит В”. Для диагностики заболевания проведена серологическая реакция, которая базируется на взаимодействии антигена с антителом, химически связанным с пероксидазой или щелочной фосфатазой. Как называется использованная серологическая реакция?

A. Реакция связывания комплемента

B. Радиоиммунологический метод

C. Реакция иммунофлюоресценции

D. Иммуноферментный анализ

E. Реакция иммобилизации

5. С целью диагностики ВИЧ-инфекции исследуют сыворотку крови для выявления специфических антител методом твердофазного иммуноферментного анализа. Какие энзиммеченные антитела при этом используют?

A. Против белка gp 41

B. Против антигенов ВИЧ.

C. Против белка gp120.

D. Против белка gp 17.

E. . Против иммуноглобулинов человека.

Заведующий кафедрой микробиологии,

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ №3 (ВИРУСОЛОГИЯ)

1. Определение вируса. Ультраструктура вириона, типы симметрии капсида.

2. Вирус бешенства (классификация, биологические свойства, эпидемиология, лабораторная диагностика, лечение, профилактика).

3.Задачи:

6. Для диагностики генерализованной герпетической инфекции исследована сыворотка крови с целью выделения специфических антител определённого класса. Антитела какого класса свидетельствуют об острой стадии вирусной инфекции?

7. В инфекционную больницу поступил пациент с клиническими признаками энцефалита. В анамнезе - укус клеща. В реакции торможения гемагглютинации выявлены антитела против возбудителя клещевого энцефалита в разведении 1 : 20, что не является диагностическим титром. Укажите последующие действия врача после получения указанного результата:

A. Повторить исследование сыворотки через 10 дней

B. Исследовать эту же сыворотку повторно.

C. Использовать более чувствительную реакцию.

D. Повторить исследование с другим диагностикумом.

E. Отклонить диагноз клещевого энцефалита.

8. В сыворотке крови при постановке иммуноферментной реакции был определён HBs-антиген. При каком заболевании встречается данный антиген?

A. Вирусный гепатит A

B. Вирусный гепатит B

9. При проведении иммуноблот-теста в сыворотке крови был найден белок gp120. При каком заболевании он встречается?

B. Вирусный гепатит В

10. Для серологической диагностики полиомиелита исследуют парные сыворотки больного. Что следует использовать как антиген в реакции нейтрализации цитопатогенного действия?

A. Антигены из капсидных белков вируса.

B. Комплементсвязывающие антигены вируса.

C. Антигены, инактивированные формалином.

E. Живые вирусы трёх типов.

Заведующий кафедрой микробиологии,

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ №3 (ВИРУСОЛОГИЯ)

1. Репродукция вирусов. Стадии взаимодействия вирусов с клеткой.

2. Вирус гриппа (классификация, биологические свойства, изменчивость, эпидемиология, лабораторная диагностика, лечение, профилактика).

Некоторые считают дифтерию проблемой из прошлого, болезнью-рудиментом, с которой повсеместно удалось успешно справиться. Но расслабляться еще рано. До сих пор регистрируются случаи этого заболевания, среди детей и взрослых циркулируют бактерии дифтерии. Поэтому о том, когда и какие анализы нужно сдавать на дифтерию, должен знать каждый.

Характеристика заболевания и особенности диагностики дифтерии

Дифтерия — это инфекционная болезнь, которой можно заразиться только от человека. Однако опасным может быть не только заболевший, но и носитель токсигенного (то есть производящего токсины) штамма. Такое носительство протекает без каких-либо признаков, и его можно обнаружить только с помощью лабораторного обследования.

Бактерии дифтерии — бациллы Леффлера — могут передаваться по воздуху с мельчайшими частичками влаги или пыли. Также бактерии могут передаваться при контакте с зараженными предметами обихода и изредка через зараженную еду.

При контакте с заболевшим или с носителем токсичного штамма вероятность заболеть примерно 15–20% [1] . Первые симптомы появляются через 2–10 дней. Повышается температура до 38–39°С, появляется боль в горле, становится сложно глотать. Признаки дифтерии сходны с ангиной, но при этом возникают и специфические симптомы.

Главная отличительная особенность — это тип поражения миндалин. На них образуется налет в виде плотных пленок. Свежие пленки снимаются достаточно легко, но они быстро утолщаются и становятся плотными. Если такую пленку с силой снять с миндалины, то под ней чаще всего образуется кровоточащая эрозия.

Такая типичная клиническая картина с высокой температурой, выраженной интоксикацией, ознобами, головной болью и бледностью кожи развивается у непривитых и имеющих слабый противодифтерийный иммунитет людей. При более высоком уровне иммунитета вместо пленок может образовываться рыхлый налет, а само заболевание протекает менее остро. Поэтому атипичные формы дифтерии легко можно спутать с обычной ангиной [2] .

Однако дифтерия страшна не только сама по себе, но и своими осложнениями.

Среди них выделяют:

  • инфекционно-токсический шок;
  • миокардит — поражение сердечной мышцы;
  • полинейропатию — поражение периферических нервов;
  • нефрозы — дистрофические процессы в почках;
  • ДВС-синдром — нарушение свертываемости крови;
  • круп — осложненное стенозом гортани воспаление дыхательных путей [3] .

Еще в середине XX века дифтерия была распространенной проблемой, вызывавшей осложнения, связанные с риском для жизни, у каждого пятого взрослого пациента и у каждого десятого заболевшего ребенка [4] .

В 1955 году в СССР было официально зарегистрировано около 321 000 случаев дифтерии [5] . В 2015 году, 60 лет спустя, на всей территории России было зарегистрировано только 2 заболевших [6] . То есть заболеваемость снизилась практически в 160 000 раз.

Так как в России регистрируются только единичные случаи дифтерии, далеко не все молодые врачи за свою практику сталкивались с этим заболеванием. Тем более что она может протекать в стертой или бессимптомной форме, маскируясь под ангину и менее опасные заболевания. Поэтому своевременная лабораторная диагностика играет значительную роль в выявлении этого заболевания.

Кроме обследования пациентов с подозрением на дифтерию проводится регулярный серомониторинг — определение уровня иммунитета среди группы населения. Например, среди детей 3–4 лет, 16–17 лет и взрослых. Это помогает оценить коллективный иммунитет, вероятность возникновения вспышек и распространения заболевания [7] .

Для диагностики дифтерии используются несколько методов — бактериологический, серологический и ПЦР-анализ, а также клинический анализ крови.

Основным методом, который позволяет установить диагноз, является микробиологическая диагностика дифтерии. Ее проводят при ангине с характерным выпотом на миндалинах, при подозрении на инфекционный мононуклеоз, паратонзиллярный абсцесс или ларинготрахеит. Это позволяет на самом раннем этапе исключить дифтерию.

С профилактической целью бактериологическое исследование проводят для поступающих на лечение или на работу в психоневрологические стационары, противотуберкулезные учреждения, дома ребенка. Такое обследование проводится, чтобы предотвратить вспышки инфекции в закрытом учреждении [9] .

Для проведения бактериологического исследования с пораженной поверхности забирают мазок и помещают его в транспортную питательную среду. Примерно через 5–7 дней из лаборатории приходит ответ, есть ли в биоматериале рост дифтерийной палочки и обнаружены ли у нее токсигенные свойства. В норме роста быть не должно. Если в результатах исследования указан нетоксигенный штамм, это тоже в большинстве случаев не страшно. Достаточно провести профилактику по назначенной врачом схеме. А вот если выявлен токсигенный штамм, придется пройти полный курс лечения и обследовать всех контактировавших с пациентом лиц.

Как дополнение к бактериологическому методу могут использовать ПЦР-диагностику . Показания к ее проведению те же, что и для бактериологического метода. Но для установления диагноза она уже не является обязательной. Материал для ПЦР-исследования забирают из очага поражения и помещают в специальную среду. В лаборатории выделяют гены дифтерийной бактерии, в том числе отвечающие за ее токсичность. Интерпретируют результат так же, как и при бактериологическом методе: в лучшем случае следы присутствия бактерии не должны обнаружить. Если же выявлен токсигенный штамм, придется срочно проходить лечение.

Еще один вспомогательный метод — клинический анализ крови. С его помощью нельзя отличить, например, дифтерию от ангины, но можно сказать, что воспаление вызвано бактериальной инфекцией. Для проведения этого анализа также берут кровь из вены. Этот анализ занимает всего 1–2 рабочих дня. При бактериальной инфекции повышается уровень СОЭ, количество лейкоцитов и нейтрофилов.

Анализы на дифтерию можно сдать как в государственных клиниках, так и в частных лабораториях. Анализ крови можно сдать в любой лаборатории и, чаще всего, для этого даже не нужно будет направление врача. А вот специфические анализы на дифтерию проводят уже не все, поэтому лучше заранее уточнить этот момент.

Забор материала лучше сдавать в клинике с собственной лабораторией, особенно это касается бактериологического и ПЦР-исследования. Результаты этих анализов во многом зависят от того, насколько точно соблюдали правила забора мазков, хранения и транспортировки материала. При нарушении на любом из этих этапов можно получить ложный отрицательный результат.

В государственном учреждении по направлению все эти исследования можно пройти бесплатно. В частной лаборатории придется заплатить как за само исследование, так и за взятие биоматериала. Но и уровень сервиса при этом обычно выше. Например, некоторые лаборатории высылают результаты исследований на электронный адрес или публикуют их в личном электронном кабинете пациента, так что возвращаться за бланками уже не нужно. Их можно распечатать самостоятельно в любой момент.


Больной обратился к врачу с жалобами на лихорадку, головные и мышеч­ные боли. Из анамнеза выяснилось, что он работал на животноводче
­ской ферме и употреблял в пищу некипячёное молоко, брынзу, творог и дру­гие молочные продукты.

1. Какие бактерии могли явиться возбудителями данного заболевания?

2. Какие микробиологические исследования должны быть проведены для диагностики?

3. Какие препараты следует назначить для лечения и для специфической профилактики этого заболевания?

К врачу обратился больной, по специальности скорняк, с жалобами на лихорадку и общее недомогание. При осмотре на коже в области запястья обнаружен карбункул.

1. Какие микроорганизмы могут вызвать подобное заболевание?

2. Какие микробиологические исследования должны быть прове­дены для постановки окончательного диагноза и выяснения источника ин­фекции?

3. Какие антибиотики или иммунологические препараты необхо­димо назначить для лечения?

Врачу поручено организовать вакцинацию против туберкулёза.

1. Какие препараты он должен использовать для специфической про­филактики туберкулёза?

2. Как проводится иммунизация, и какие контингенты лиц подлежат вакцинации и ревакцинации?

3. Какие тесты используют для оценки эффективности вакцинации и отбора лиц, подлежащих ревакцинации?

При профилактическом обследовании у нескольких подростков обнаружены слабоположительные аллергические реакции на туберкулин.

1. Каков механизм кожноаллергических туберкулиновых реакций?

2. В каких случаях могут быть положительные туберкулиновые реакции и как правильно оценить полученные результаты?

При обследовании больного с вяло текущим воспалительным процессом в лёгких было высказано предположение о туберкулёзе.

1. Какие микробиологические исследования необходимо провести в этом случае?

2. Исключает ли отрицательный результат микробиологического исследова­ния туберкулёзный характер поражения?

3. Какое дополнительное исследование необходимо для того, чтобы назна­чить эффективную химиотерапию и в какие сроки оно может быть вы­полнено?

При серологическом исследовании сыворотки крови больного ребёнка с кашлем и насморком, были обнаружены антитела к бактериям коклюша.

2. Какие необходимо провести дополнительные исследования для подтвер­ждения или отклонения этого диагноза?

3. Какие препараты следует назначить для лечения коклюша?

В одном из классов средней школы зарегистрированы заболевания дифте­рией.

1. Как проверить наличие иммунитета к дифтерии у контактных школьни­ков?

2. Как установить источник инфекции?

3. Какие препараты применяют для лечения и специфической профилак­тики дифтерии?

У больного ребёнка в мазке из зева были обнаружены бактерии, напоминаю­щие дифтерийные палочки.

2. Какие необходимо провести дополнительные исследования для про­верки диагноза?

3. Какие препараты следует назначить для лечения больного и санации бактерионосителей?

Пищевое отравление у группы рабочих было связано с употреблением в пищу булочек с кремом, купленных в буфете предприятия.

1. Какие материалы подлежат микробиологическому исследованию?

2. Каков ход данного исследования?

3. Что дадут лечащему врачу и врачу здравпункта предприятия получен­ные данные?

У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столовой, появились признаки острого пищевого отравления.

1. Какими исследованиями можно выяснить источник и характер инфек­ции?

2. Как они проводятся?

3. Следует ли использовать антибиотики для лечения больных?

После употребления в пищу грибов домашнего консервирования в семье от­мечено два случая острого отравления с неврологическими симптомами.

1. С помощью какого лабораторного исследования может быть выяснена этиология данного заболевания?

2. Какой препарат необходимо экстренно назначить больным?

При посеве на среду испражнений больного ребёнка с подозрением на коли­энтерит выросли колонии красного цвета, характерные для кишечной па­лочки.

1. Какова этиология данного заболевания?

2. Какие дополнительные микробиологические исследования должны быть проведены

для подтверждения диагноза?

3. Что дадут полученные результаты лечащему врачу?

1. Чем это можно объяснить?

2. Какие бактерии могли вызвать подобное заболевание?

При исследовании на бактерионосительство людей, перенесших брюшной тиф, возбудитель в фекалиях не был обнаружен.

1. Можно ли утверждать, что обследуемые не являются бактерионосителями?

2. Какой материал необходимо дополнительно исследовать для окончатель­ного заключения?

В детском коллективе наблюдается вспышка острых кишечных заболеваний, соответствующих по клинической картине дизентерии. Заболевания связаны по времени с поступлением на работу новой няни.

1. Как установить источник инфекции?

2. Какие микробиологические исследования нужно провести с этой целью?

Человек, переболевший брюшным тифом, был выписан из инфекционного отделения больницы после троекратного отрицательного ответа при бакте­риологическом исследовании фекалий. Через месяц в его семье зарегистри­ровано то же заболевание.

1. Мог ли переболевший явиться источником инфекции?

2. Какое следует провести исследование для проверки данного предположе­ния?

Пострадавшему с раной, загрязнённой почвой, необходимо срочно ввести противо­столбнячную антитоксическую сыворотку.

1. Какова должна быть тактика врача при следующих условиях:

а) предварительная проба с лошадиной сывороткой дала отрицательные ре­зультаты?

б) предварительная проба с лошадиной сывороткой дала положительные ре­зуль­таты?

в) при введении сыворотки начинаются проявления анафилактического шока?

2. Какой препарат, кроме противостолбнячной сыворотки, следует ввести больному?

При поступлении в хирургическое отделение новой партии кетгута образцы его были направлены для исследования в бактериологическую лабораторию.

1. С какой целью был направлен кетгут в лабораторию?

2. Какие исследования нужно провести, чтобы оценить пригодность кетгута к употреблению?

Рабочий во время земляных работ получил травму с повреждением наруж­ных покровов. Через 3 дня, во время перевязки у него появились симптомы подозрительные на газовую гангрену.

1. Каким экспресс методом можно проверить предварительный диагноз?

2. Какие препараты следует назначить для лечения?

Пострадавший в транспортной катастрофе был доставлен в стационар с об­ширными ранами, загрязненными почвой.

1. Какие бактерии могли быть занесены в рану с почвой?

2. Следует ли материал направить на бактериологическое исследование?

3. Какие меры специфической профилактики следует провести в этом слу­чае?

У раненого с симптомами газовой гангрены взят на анализ материал из ране­вого отделяемого. На основании микроскопического исследования дан пред­варительный положительный ответ.

1. Какие морфологические формы бактерий были обнаружены при данном исследовании?

2. Какими методами следует продолжить исследование?

3. Какие препараты должен назначить врач для лечения?

У больного спустя 2-3 дня после аппендэктомии появились гнойные выделе­ния в области шва, из которых была выделена культура бактерий.

1. Какие бактерии могли вызвать это осложнение?

2. На основании каких признаков их можно идентифицировать?

3. Какие препараты надо назначить для лечения?

В микробиологическую лабораторию направлен гной зеленоватого цвета. При бактериоскопическом исследовании в нём обнаружены небольшие Гр (-) палочки.

1. Какие это могут быть бактерии?

2. Какое исследование необходимо провести для идентификации обнаружен­ных бактерий?

3. Какие препараты следует назначить для лечения?

У больного после операции на органах брюшной полости появились сим­птомы разлитого перитонита.

1. Какие бактерии могли вызвать данное заболевание?

2. Какие исследования нужно провести для их выделения и идентификации?

3. Какие химиотерапевтические препараты следует использовать для лечения больного?

У повторнобеременной женщины первый ребёнок трёх лет заболел красну­хой.

1. В чём состоит опасность данной ситуации?

2. Какие профилактические мероприятия следует предпринять?

Из отделяемого трофической язвы нижней конечности больного выделены при бактериологическом исследовании культуры стафилококка, стрепто­кокка и палочки сине-зеленого гноя.

1. Как установить роль каждого из перечисленных микроорганизмов в этио­логии данного заболевания?

2. На основании каких данных можно назначить рациональную химиотера­пию?

У больного с жалобами на головную боль, общую слабость, повышенную температура, из крови выделена Гр (-) палочка.

2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для идентифи­кации возбудителя и постановки окончательного диагноза?

3. Какие препараты следует назначить для лечения?

В мазке, приготовленном из осадка мочи больного циститом, обнаружена Гр (-) палочка средней величины.

1. Какие микроорганизмы чаще всего можно выделить в этом случае?

2. На основании каких признаков их можно идентифицировать?

3. Как проверить эндогенный или экзогенный характер инфекции?

1. какие микроорганизмы могли вызвать данное заболевание?

2. На основании каких признаков их можно идентифицировать?

3. Какие химиотерапевтические препараты следует назначить для лечения больного?

У больного с подозрением на гонорею был приготовлен и окрашен мазок из уретрального гноя. При бактериоскопическом исследовании гонококков не было обнаружено.

1. Может ли врач на основании этих данных отвергнуть диагноз гонореи?

2. Какие следует провести дополнительные исследования?

3. К каким антибиотикам чувствительны гонококки?

Больной обратился к врачу с симптомами острого гнойного уретрита, поя­вившегося через 3 дня после полового сношения.

1. Какие микроорганизмы могли вызвать это заболевание?

2. Какие исследования следует провести для установления этиологии заболе­вания?

3. Какие препараты необходимо назначить для лечения данного заболевания?

Из носоглотки здорового человека выделена культура бактерий, подозри­тельная на ме­нингококк.

1. С какими другими микроорганизмами их необходимо дифференцировать?

2. Какое можно сделать заключение, если выделенная культура будет иден­тифициро­вана как менингококк?

3. В каких случаях и с какой целью проводят подобного рода исследования?

У больного ребёнка с клиническими симптомами менингита, в мазке из зева были обнаружены Гр (-) диплококки.

1. Можно ли на основании этих данных утверждать, что возбудителем забо­левания является менингококк?

2. Какие другие микроорганизмы могли вызвать менингит?

3. Какие нужно провести дополнительные исследования, чтобы точно уста­новить воз­будителя болезни?

1. Надо ли провести дополнительные микробиологические исследования для уточнения этиологии заболевания?

2. Каким методом можно надёжнее выделить чистую культуру возбудителя при подозрении на пневмококковую этиологию заболевания?

3. Какие антибиотики следует назначить для лечения, в том случае если воз­будителем данного заболевания окажется пневмококк?

Больного с подозрением на заболевание пневмонией доставили в больницу.

1. Какие микроорганизмы могут вызвать пневмонию?

2. В каких случаях, и с какой целью проводят микробиологическое исследо­вание при по­дозрении на пневмонию?

3. Какой материал направляют на исследование и каковы правила взятия этого материала?

Больного с первичной атакой ревматизма госпитализировали для обследова­ния с целью выявления первичного очага стрептококковой инфекции в орга­низме.

1. Какие бактериологические исследования должны быть проведены в лабо­ратории?

2. Какими методами можно оценить степень специфической противострепто­кокковой сенсибилизации и аутосенсибилизации?

Вследствие небольшой травмы (ссадины) на ноге у больного возникло рожи­стое воспа­ление. Из анамнеза выяснилось, что он страдает хроническим тон­зиллитом.

1. На основании, каких микробиологических данных можно установить связь между рожистым воспалением и носительством стрептококка в зеве?

2. Какие исследования должны быть проведены для решения этого вопроса?

3. Какие химиотерапевтические препараты применяют для лечения данного заболевания?

У школьника с воспалительными явлениями в области зева и высокой темпе­ратурой взят материал со слизистой. При бактериоскопическом исследовании обнаружены Гр (+) палочки, Гр (+) кокки, расположенные небольшими груп­пами и цепочками, Гр (-) диплококки.

1. Следует ли в этом случае провести дополнительные исследования, и с ка­кой целью?

2. Какие назначения сможет сделать лечащий врач на основании результатов проведённых исследований?

В одной из групп детского сада зарегистрирована вспышка скарлатины.

1. Как проверить наличие иммунитета к скарлатине у контактных детей?

2. Как установить источник инфекции?

3. Какие препараты следует назначить для лечения и профилактики скарла­тины?

Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые беспокоят его периодически на протяжении нескольких последних лет. Врач обнаружил в зеве больного признаки хронического воспалительного процесса.

1. Какие бактерии могли вызвать такой процесс?

2. Как их можно выделить и идентифицировать?

3. Какие химиотерапевтические препараты следует назначить больному?

У больного, ослабленного ранее перенесённым заболеванием, возникла вяло текущая форма фурункулёза.

1. Какова возможная причина этого заболевания?

2. Как установить его этиологию?

3. Какие препараты следует использовать для лечения?

В детском отделении родильного дома выявлены случаи гнойничковых по­ражений кожи у новорожденных.

1. Какие микробиологические исследования необходимо провести для выяс­нения причины этих поражений и установления источника инфекции?

2. Как установить идентичность культур стафилококков, выделенных из раз­ных источников?

Больной с хронической стафилококковой инфекцией, которая осложнилась стафилококковым сепсисом, долго и безуспешно лечился различными анти­биотиками и сульфаниламидами.

1. Почему данное лечение оказалось неэффективным?

2. Какими исследованиями можно проверить причину неэффективности ле­чения?

3. Какие препараты можно рекомендовать для лечения больного в подобной ситуации?

У больного после чистой плановой операции из отделяемого послеопераци­онной раны выделена культура стафилококка.

1. Можно ли считать данного микроба возбудителем нагноения, осложнив­шего заживление раны?

2. Как это проверить?

3. Какие препараты следует выбрать для лечения

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции