Стрептококк явление доминанты открыл

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: "Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!", "Сделайте хоть перерыв для ужина!", "Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы". Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это.

А вот пример более положительный: "Если вы представите себе человека, - рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, - живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы". Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное "что-то". Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время - даже во сне - думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга. Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть. Недаром Бернард Шоу писал: "Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю. " Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой - основа творческого "осенения", "озарения". Отсюда столь популярные в творческой среде истории про "озарения" - ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может - и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ
Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители. Вспомним, как видит Андрей Болконский Наташу Ростову на первом балу в Петербурге: "Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говореным речам, а к ее внутреннему счастью. вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем, - и еще многое, многое сказала эта улыбка".

ВТОРАЯ СТАДИЯ
Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты. ". князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она, подняв голову, разрумянившись и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале". Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла своего адекватного раздражителя.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ
Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "само-подпитываться ими".

Ухтомский А.А. Доминанта, "Наука", М.-Л., 1966 г.

ПРИМЕР
Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: "Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах - моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого "Спасите наши души", воспринимаю как "Спасите мои уши". Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные, и нечего дурака валять. А не нравится - обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет".

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М.: Просвещение, 1988, стр.172.

Принцип доминанты - принцип функционирования организма, и, оказывается, никаких перегородок между инерцией мышления, обыденным и творческим мышлением нет.

"Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский.

Вспомним самооправдание: "Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились. " "А трагизм в том, - продолжает Ухтомский, - что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе. Вот - возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое ради другого".

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты - быть не их жертвой, а командиром. (Вероятно, на подобном механизме осознания подкорковых доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.
(К сожалению, выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский, принадлежащий скорее к школе И.М. Сеченова, чем являвшийся последователем И.П. Павлова, очень мало известен в среде педагогв и психологов).

Творческий поиск - всегда изменение как внешнего мира, так и личности.

Но поиску, как правило, не способствуют старые доминанты, проявляемые как стереотипы мышления и поведения. Можно ли целенаправленно формировать новые? На этот вопрос современная психофизиология точного ответа не дает. Одно несомненно: доминанта не фатальна, прежде чем учить творчеству, необходимо "расчистить место" - как минимум, скорректировать прежние доминанты (полностью их затормозить не удаётся).

Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.

2.1.1. РЕЗКОЕ ОСЛАБЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ В СВЯЗИ С ЕЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ

Наверное, знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода. У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он "преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли того важного периода моей жизни". Таким "громоотводом" стал роман "Страдания юного Вертера". Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюбленности - в романе Вертер кончает жизнь самоубийством.

Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь? (Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело. )

2.1.2. ЗАПРЕТ, ТОРМОЖЕНИЕ "В ЛОБ"

Волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики. Это малоэффективно.

Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", к так называемой "сшибке нервных процессов" и неврозам.

2.1.3. ПЕРЕВЕДЕНИЕ НУЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ В АВТОМАТИЗМ

В нашей лаборатории "Юный изобретатель" есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, "полезный автоматизм", необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.

Например, преподаватель ТРИЗ не позволяет себе использовать в практике обучения чужие примеры, задачи - это вынуждает его непрерывно искать новый материал, развиваться самому.

2.1.4. ТОРМОЖЕНИЕ ПРЕЖНЕЙ ДОМИНАНТЫ НОВОЙ

Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о. красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его.

Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для педагогической практики достаточно знать, что новые доминанты могут от различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического - см. Фиг. 1.

Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков.

Сделаем вывод (он нам пригодится в дальнейшем в главе "Подводка к деятельности"): при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы. А упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо "приоткрыть дверь" в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем: волевые приказы "в лоб", будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо. (Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу под Уфой в 1989 году, психотерапевт "помогал" рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки).

На этом психофизиологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика - непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру "нерв" роли через физическое действие?

ПРИМЕР
Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу. Уговоры, то есть работа на уровне слов, что "должно быть страшно", естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья - это будет лес, - гасит свет и просит актеров не разговаривать. "А Вы, - обращается он к ученице, - добирайтесь до меня "через лес" - я сяду в противоположном углу зала". Актриса пошла, но. медленно, наощупь, как ходят по лесу. Вот здесь должен сидеть учитель. Его нет! Шарит в темноте руками. Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему - как в жизни. Но это мышечное действие помогло ей найти "нерв" сцены - для этого Станиславский. специально покинул свое место.

Зачем преподавателям ТРИЗ нужно знать способы формирования доминант, основы учения К.С. Станиславского? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься собственно творчеством, и ученику, и педагогу необходимо отстроиться, скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления и поведения).

Недаром во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура "посвящения". В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных - система действий с явной опорой на физиологические механизмы. Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью. А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В "Жизненной стратегии творческой личности", разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М. Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, "встреча с Чудом" (см.: Сборник "Как стать еретиком", (Сост. А.Б. Селюцкий), Петрозаводск, Карелия, 1991 г.).

Выше, в связи с вопросом о торможении старой доминанты новой, мы упоминали три уровня деятельности: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ - и не упомянули МЕТОДИЧЕСКИЙ уровень.

Инструментальная, разработанная Методика, будь это таблица умножения или ТРИЗ, - отличное, если так можно выразиться, "антидоминантное средство".

Метод адсорбирует, обобщает опыт многих людей и в меньшей степени, чем другие формы деятельности зависит от индивидуальных особенностей, настроений личности. Методическая процедура может быть реализована, в том числе, в виде компьютерных программ и способна увеличивать вероятность решения некоторых классов задачи среднеодаренным Пользователем.

Более того, биохимик, Нобелевский лауреат Альберт Сент Дьёрди даже высказал гипотезу, что головной мозг человека вообще не орган мышления, а. орган выживания, как клыки или когти. Так это или нет, неизвестно, но несомненно: по мере обучения творчеству нужно все больше и больше времени уделять именно МЕТОДИЧЕСКОМУ уровню деятельности ученика.


Место первой публикации: Журнал ТРИЗ № 2.2. 1991 г., с. 18-23.

Великий физиолог Алексей Ухтомский вошёл в историю психологии как автор учения о доминанте, фундаментальном аспекте поведения человека.

Но оказалась не всё так просто.

Например, если перед малышом громко хлопнуть в ладоши, то он испугается, но если он в данный момент сосёт грудь, то он не испугается, а начнёт сосать активнее.

Явление доминанты есть не только у человека. Оно присутствует у всех животных, имеющих нервную систему.

Почему понимать принцип доминанты важно любому человеку?

Надоедливая песенка

Ты не можешь жить без риска,
кровь взбодрит тебе сосиска.

В простейшем случае доминанта выглядит в виде навязчивого желания повторять какую-нибудь мелодию или рекламный слоган.

Особенно интересный эффект бывает, когда человеку не понравилась какая-то мелодия, но она постоянно играет в его голове. И он не может избавиться от этой мелодии никакими усилиями.

Казалось бы, человек властен над своими мыслями. Отнюдь.

Явление доминанты властвует над человеком. Если брать глубже, то все мысли, желания и чувства человека подчинены доминанте, то есть некоторому устоявшемуся убеждению, через которое он сейчас воспринимает мир.

То есть если вы прямо сейчас расстроены, то всё ваше восприятие мира будет выискивать в окружающей среде подтверждения того, что всё плохо. И наоборот.

Обычный дождь в зависимости от доминанты будет восприниматься совершенно по-разному.

Сравните описание дождя у Осипа Мандельштама:

«Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

Поэты выразили совершенно разные оттенки чувств, которые вызвал у них дождь.

Ваш поток чувствования жизни полностью определяется той доминантой, которая сейчас правит вашей душой.

Если прямо сейчас вами овладели чувства тоски и безысходности, то вряд ли вам понравится весёлая шутка. Вы посчитаете эту шутку глупой и неуместной. Даже невинный комплимент, сделанный вам, вы сочтёте издевательством.

Душа, как расстроенная гитара, при попытке исполнить любую мелодию будет извергать только какофонию звуков.

Не понимая принцип доминанты, люди часто пытаются всячески выражать свои претензии к миру, думая, что какое-либо внешнее событие обрадует их и изменит жизнь к лучшему. Не обрадует и не изменит. Потому что доминанта вывернет любое событие так, чтобы оно подтвердило доминанту.

Психиатр Михаил Буянов привёл следующий пример всевластья доминанты: девушка решила, что у неё что-то не так с формой ушей, и дальше она пишет:

Понимать явление доминанты полезно также при анализе поведения других людей. Ведь они тоже следуют своей доминанте, как трамвай следует по рельсам.

Поэтому когда вас ругают, это совершенно необязательно связано с вами. Может, человек просто выливает на вас избыток своей душевной грязи. А ваша реакция будет определяться вашей доминантой.

Если вы себя ненавидите, то критика подтвердит это. Если же вы себя любите, то чужая грязь к вам не пристанет.

Душевная настройка

Очень понравилась ваша идея с негром.
А можно убрать негра?

Из переписки с заказчиком

Можно ли поменять доминанту?

Ответ на этот вопрос таков: теоретически поменять доминанту можно, но фактически очень трудно.

Трудность заключается в том, что само восприятие проблемы тоже окрашивается доминантой. Например, у человека депрессия, то есть он воспринимает свою жизнь как скопище неразрешимых проблем.

Если он попытается бороться с депрессией, то ему также будет казаться, что депрессия – это тоже неразрешимая проблема. Поэтому он ничего делать и не будет.

То есть ключ к изменению доминанты состоит в том, что вы начинаете сомневаться в своих убеждениях. Постоянно подвергаете их пересмотру. Пытаетесь найти другое, альтернативное восприятие ситуации.

Например, коллега как-то грубо ответил вам. Можно воспринять это как неуважение к вам. Но лучше попробовать перебрать варианты:

  • Возможно, коллега не в духе.
  • Возможно, у него что-то болит.
  • Возможно, он неправильно вас понял.

Когда вы начинаете смотреть на вещи шире, то вам открываются самые разные восприятия ситуации. Здесь и кроется ключ к изменению доминанты: если у вас несколько вариантов восприятия ситуации, то гораздо проще поменять настроение, чем если у вас только одно, причём упёртое мнение.

Кстати, на этом принципе строится весь научный метод. Учёный никогда не полагается на один эксперимент, пусть и самый убедительный. Научное познание – это процесс постоянного выдвижения разных гипотез, пока целый ряд экспериментов не подтвердит одну их них. И только со временем эта гипотеза станет признанной теорией.

Действуйте так же. Не выносите поспешных суждений. Смотрите на вашу жизнь с разных сторон. Ищите разные толкования того, что с вами происходит. Не зацикливайтесь на одном взгляде.

Например, вы считаете, что вы полный лузер и у вас ничего не получается. Точно ничего? Совсем ничего? Даже яичницу приготовить не можете? Если можете, то уже не полный лузер.

Поищите то, что у вас получается. Начните с этого, и уже доминанта лузера над вами властвовать не будет.

Не говорите, что мир катится не туда.
Возможно, это вы сбились с дороги.

  • Как вы и другие люди принимают финансовые решения
  • Какой баланс нарушают бедные люди
  • Первый финансовый закон ваших личных финансов
  • Как ваши убеждения влияют на ваш доход
  • Как грамотно делать деньги
  • Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
  • 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
  • Как эффективно решать денежные проблемы

6. Промежуточный мозг и его значение. Гипоталамус, его роль в регуляции вегетативных ф-ций в организме. Состоит из таламуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Таламус. Зрительные бугры - ворота, через которые должны пройти афферентные сигналы, направляющиеся в кору больших полушарий. В нём осуществляется первоначальный анализ и синтез импульсов. Уч-ют в регуляции мышечного тонуса. Эпиталамус. Здесь находятся обонятельный центр и ЖВС - эпифиз. Гипоталамус. Расположенный под зрительными буграми, сост из большого кол-ва ядер (паравентрикулярное, супраоптическое). Связан со всеми отделами цнс. Подбугорье служит промежуточным звеном между зрительными буграми и корой мозга, с одной стороны, и вегетативной системы - с другой. В нём осуществляется координация деятельности вегетативной нс, согласования ф-ций эндокринных желёз и объединение нейро-гуморальных механизмов. Уч-ет в терморегуляции. В области вентромедиальных ядер расположен центр насыщения. В области боковых ядер - центр голода. Дорсальнолатерально от супраоптического ядра - центр жажды. Расположены нейроны, участвующие в регуляции осмотического Р внутренней ср организма - осморецепторы. В подбугорье сосредоточены центры, участвующие в регуляции различных видов обмена в-в: белкового. Участвует в эмоциональных и поведенческих р-циях, половых рефлексах.

1. Рефлекторные принципы деятельности цнс. Рефлекторная дуга, её основные элементы. Рефлекс - ответная р-ция организма на раздражение, осуществляемая через цнс. Раздражение воспринимается рецепторами, и возникающее возбуждение передаётся по центростремительным нервным волокнам в афферентные нервные центры, отсюда возбуждение передаётся по моторным нейронам, кот проводят возбуждение к рабочим органам. Таким путём по рефлекторной дуге осуществляется ответная р-ция организма на раздражение. Нервный путь по которому проходит возбуждение - рефлекторная дуга, кот имеет обратную связь с цнс, сообщающую о рез-те действия, регулируя силу и частоту раздражения. В зависимости от кол-ва нейронов рефлекторные дуги могут быть простыми и сложными. Простейшая сост из 2 нейронов - афферентный и эффекторный - двухнейронная или моносинаптическая. Если из более: афферентный, один или несколько вставочных, эффекторный - многонейронная или полисинаптическая. Тот участок тела, раздражение которого вызывает определённый рефлекс - рефлексогенная зона.

2. Физиология вегетативной нерв сист. Симпатический и парасимпатический отделы, их структурные и функциональные особенности. Вегетативная нс связана с жизнеспособностью и психологией животного. Связана со спинным мозгом автономно. Делится: симпатическая, парасимпатическая, интеральная. Интеральная - независимая автономная система интромуральных ганглиев с их отростками. Симпатическая сост из нервных центров + ядра нервов. Находится в зоне от шейных до крестцовых позвонков. Имеет двухнейронную структуру. Идут в составе двигательных корешков спинно-мозговых нервов. Основной медиатор - норадреналин. Парасимпатическая - узлы находятся в стволе головного мозга, средние + нижние крестцовые сегменты. Двухнейронная связь. Медиатор - а. х. Работают симпатич и парасимпатич нс всегда во взаимодействии. Для восстановления, отдыха необходимо преобладание парасимпатич нс, а для приспособления изменяющимся условиям нужна симпатич. Включить симпатич можно, а парасимпатич нет.

3. Вегетативный отдел нс. Значение вегетативной нс в деятельности целостного организма. Трофическая функция нс. Вегетативная нс - связана с жизнеспособностью и психологией челов и жив. Под её влиянием находятся процессы пищеварения, кровообращения, выделения, обмена в-в и др процессы. Наряду с центробежными нервами, вызывающими ф-цию того или иного органа, наряду с сосудодвигательными нервами, регулирующими доставку пит в-в, существуют и трофические волокна, которые регулируют процесс питания в тканях, определяя ур-нь утилизации материала каждым органом. Сущ-ет трофическое влияния симпатической нс. Раздражение симпатических нервов приводит к ↑ силы сокращения скелетных мышц, повышению их работоспособности. Симпатич нервы изменяют функциональные св-ва цнс. Имеется адаптационно-трофическое влияние симпатич нс - изменение возбудимость того или иного органа. В основе этого лежит трофическое воздействие. Трофическая ф-ция присуща моторным нервам, чувствительным волокнам. Трофическое влияние свойственно всем видам нервных волокон и нервных образований в организме.

4. Нервные центры и их св-ва. Нервный центр - это совокупность нейронов в цнс, участвующих в регуляции ф-ций организма. Существуют центры дыхания, кровообращения и т. д. Св-ва: Одностороннее проведение возбуждения через нц. В цнс импульсы проходят с афферентного нейрона на эфферентный. Задержка проведения в синапсах и время рефлекса. Замедление проведения возбуждения но нервным центрам - центральная задержка. Она обусловлена более медленным проведением нервных импульсов через синапсы. Время рефлекса зависит от силы раздражителя и от физиологического состояния организма. Иррадиация возбуждения - способность возбуждения широкой волной разливаться по цнс, т. к много коллатералей. Конвергенция - особенность проведения возбуждения по нервным центрам противоположной иррадиации. Циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Нервные импульсы от одного из нейронов, который пришел в возбужденное состояние, передаются к другим нейронам, коллатералям их аксонов, вновь возвращаются на первый нейрон. Инертность - способность длительно сохранять в себе следы возбуждения. Временная и пространственная суммация. Если к одному и тому же синапсу идут быстро следующие один за другим допороговые импульсы, происходит суммирование порций медиатора. Пространственная суммация - если раздражать одно афферентное волокно раздражителем допороговой силы, то ответной реакции не будет, а если раздражать несколько афферентных волокон раздражителем той же силы, то возникает рефлекс. Последействие. Когда мышца возбуждается рефлекторно путем раздражения афферентного нерва, сократительный акт длится еще некоторое время после того, как раздражение нерва прекращено. Трансформация ритма и силы импульсов. Когда раздражают афферентный нерв одиночным импульсом, то мышца сокращается длительно, т. к нц превратил одиночный импульс в целый ряд импульсов. Трансформация силы - слабые импульсы усиливаются, а сильные ослабляются. Облегчение. Если идут 2 потока импульсов, разделенных небольш интервалом времени, то один поток облегчает действие другого. Окклюзия. Обмен в-в в нц. Утомляемость нц. Пластичность нц. Ф-ции нц при изменении условий могут меняться. Доминанта - временное, достаточно стойкое возбуждение центра. Торможение - активный физиологич процесс, обеспечивает ограничения распространения возбужден, блокирует поступающую инф-цию.

5. Современное представление о механизме центрального торможения. Виды торможения в нервных центрах и их хар-ка. Торможение в цнс открыл Сеченов. Торможение - активный физиологич процесс, обеспечивает ограничения распространения возбужден, блокирует поступающую инф-цию, необходима для упорядоченности деятельности организма. Бывает первичное, с помощью спец тормозных нейронов; вторичное - возникает там же, где было возбуждение. Первичное дел на пресинаптическое, постсинаптич. Пресинаптич торможен - невозможность возбуждения медиаторов из пресинаптич мембраны, т. к за несколько секунд на аксоне нервн кл активировался тормозной нейрон, поэтому возникает торможение ПД на утолщении аксона, и это мешает возбуждению всей кл. Постсинаптич торможен - механизм заключается в действии тормозного медиатора на постсинаптич мембрану. Такой медиатор умеет отрывать только узкие каналы на мембране, а значит повышает проницаемость мембраны для К, кот выходит из кл и на поверхности мембраны создаётся гиперполяризация (слишком много +). Этот вид нужен для обеспечения явлений конвергенции и дивергенции. Дивергенция - расширение волновой инф-ции. Конвергенция. Постсинаптич дел на поступательное и возвратное. Поступательное- когда импульс проводится одновременно по 2-м различным нейронам, причём одна инф-ция возбуждающая, другая тормозная. Возвратное - когда коллатераль аксона заканчив на тормозной кл. Вторичное дел на пессимальное, парабиотическое, торможение вслед за возбуждением. Пессимальное - когда лабильность мембраны кл не соответствует кол-ву поступаемых раздражений. Парабиотическое - возникает под действием альтерирующих в-в, снижается лабильность ткани. Торможение вслед за возбуждением - когда на мембране возник гиперполяризация.

1. Пищеварение у домашней птицы. У птиц пищеварительная система приспособлена к приёму и перевариванию корма растит и жив происхождения. Ротовое пищеварение. В рот полости корм не задерживается и быстро проглатывается. Небольшие слюнные железы находятся сбоку в средней и задней частях языка, на дорсальной поверхности основания языка, имеются железы угла рта, передние и задние подчелюстные железы. Слюны выделяется очень мало, но она содержит слизь, кот облегчает проглатывание корма. В слюне содержится птиалин. Пищеварение в полости зоба. Изо рта корм поступает в зоб. Там твёрдые корма увлажняются и размягчаются. Слиз оболочка не содержит желёз, ферменты. В нём происходит переваривание у, б и ж ферментами кормов, а также микрофлоры. Продукты переваривания в зобу не всасываются. Пищеварение в желудке. Желудок состоит из 2 отделов: железистого и мышечного. Из зоба корм поступает в железистый отдел, где выделяется желуд сок, кот содержит НСl и протеолитические ферменты. Секреция сока постоянная. В нём не происходит накапливания и переваривания корма. Постоянно выделяющийся сок стекает в мышечный отдел желудка, где происходит переваривание корма. Мышечный отдел имеет хорошо развитые гладкие мышцы. В нём происходит механическое перетирание корма. Слизистая имеет железы, выделяющие коллоидный секрет. Этот секрет накапливается на поверхности, и превращается в роговую плёнку, кот предохраняет стенку от повреждений твёрдыми предметами. Между отделами желудка находится сфинктер, препятствующий обратному переходу содержимого. В мышечном отделе интенсивно переваривается корм. В нём расщепляются б, у, ж. В этот отдел постоянно забрасывается содержимое 12-пёрстной кишки. Кишечное пищеварение. Содержимое желудка переходит в 12-пёрстную кишку. Там осуществляется основное переваривание б, ж и у. В 12-пёрстную кишку поступает поджелудочный сок щелочной р-ции. Желчи много выделяется, т к большая печень. Выводится 2 путями: через желчный пузырь и непосредственно в кишечник. Железы слиз оболочки кишок вырабатывают сок слабощелочной р-ции. Толстая кишка у птиц короткая, имеет 2 отростка - слепые кишки. В них поступает жидкая часть химуса. Под действием микроорганизмов расщепляются б, ж и у. Из-за антиперистальтического сокращения, содержимое передвигается по кишечнику взад и вперёд и забрасывается в желудок. Толстая кишка заканчивается расширенным отделом - в ней происходит формирование полужидкого кала, выделяющегося вместе с мочой. На поверхности кала образуется белая плёнка из кристаллов мочевины. Процессы всасывания в кишечнике происходят интенсивно из-за множества ворсинок и складок.

2. Методы изучения пищеварения. Павлов - создатель учения о пищеварении. Наиболее совершенным методом считается Павловский метод - классическая фистульная методика, при кот удалось получить чистый секрет, что дало возможность установить основные закономерности в деятельности пищеварительных органов. Павлов при помощи хирургических приёмов на здоровых животных разработал методики выведения протока пищеварительных желёз, получение искусственного отверстия пищевода, кишечника. Павлов этот метод назвал методом хронических опытов. В настоящее время фистульная методика усовершенствована. Для исследования функций слизистой различных отделов используют гистохимическую методику, при помощи кот можно установить наличие определённых ферментов. Для регистрации различных сторон сократительной и электрической активности стенок применяют электрофизиологический, рентгенологический, радиотелеметрический и др методы.

3. Состав желчи. Образование и выделение, её роль в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи. Она вырабатывается в гепатоцитах, идёт по внутрипечёночным, желчным капиллярам и протокам, затем по общему печёночному и пузырному протоку в желчный пузырь. Оттуда или сразу из печени она поступает в 12-пёрстную кишку по желчному протоку, кот открывается рядом с поджелуд протоком. Печень секретирует желчь непрерывно, но выделяется во время пищеварения или постоянно путём сокращения желчного пузыря после приёма корма. Поступление желчи в пузырь или кишку регулируется системой сфинктеров. Различают: печёночную и пузырную желчь. Печёночная - жидкая зелёная, рН

8. Пузырная - густая вязкая темно-коричневого цвета, имеет муцин. Желчь сост из солей желчных к-т (холиевая, дезоксихолиевая), желчных пигментов, жирных к-т, мин солей. Функции желчи:.

1) соли желчных к-т в киш-ке соединяются с жирными к-тами, образуют мицеллы, кот идут в эпителиоциты, всасываются в кровь, в печень и выводятся желчью.

2) ослабляет поверхностное натяжение воды.

3) частично растворяет липиды, ↑ их поверхность для действия липаз.

4) способствует всасыванию жирорастворимых вит.

5) ↑ выделение поджелуд сока.

6) стимулирует перистальтику киш-ка.

7) нейтрализует кислые продукты из желудка.

8) оказывает бактериостатическое действие. Образование желчи.

1) рефлекторным путём - при раздражении рецепторов желудка, кишечника, возбуждением блуждающего и диафрагмального нерва, кот стимулирует гепатоцитов.

2) гуморальное - секретин и желчные к-ты крови стимулируют образование желчи. Выведение желчи.

1) рефлекторное - при раздражении рецепторов ротовой полости, желудка, 12-пёрстной кишки, возбуждение блуждающего нерва, кот сокращает мышцы желчного пузыря. Раздражение симпатического нерва вызывает расслабление пузыря, сокращение сфинктера.

2) гуморальное - стимулирует выведение секретин, гастрин.

4. Полостное и пристеночное пищеварение. Перевариван пит в-в на поверхности слизистой - пристеночное пищеварение. Этому пищеварен способствует структура слизистой. На поверхности имеются ворсинки, а на них щёточная кайма, образованная огромным кол-вом микроворсинок. Между микроворсинками на клеточн мембране имеются ферменты, связанные с мембраной. В рез-те движения органа происходит непрерывное перемешиван химуса и его соприкосновен с щёточной каймой. Пищевые частицы, размеры котор Страницы: 1 2 3 4 5 6

Определения нервной системы: по расположению, местоположению и по содержанию видов нейронов части рефлекторной дуги. Три оболочки спинного мозга, описание его отделов и сегмента. Черепно-мозговые нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.

Механизм действия рефлекса, история его изучения, классификация и разновидности. Структура и назначение вегетативной, метасимпатической, симпатической, парасимпатической нервной системы, механизм управления ими. Деятельность высших вегетативных центров.

Образование условного рефлекса как основной элементарный акт высшей нервной деятельности. Классификация условных рефлексов по частным, общим признакам. Условно-рефлекторная настройка, Условные рефлексы n-го порядка. Специфика образования рефлексов.

Физиология центральной нервной системы. Рефлекс - реакция организма на раздражение рецепторов. Значение рефлексов для организма. Закономерности механизмов осуществления рефлекторной деятельности. Свойства анализаторов, их значение, строение и функции.

Рефлексы. Рефлекс-закономерная целостная стереотипная реакция организма на изменения внешней среды.

Значение высшей нервной деятельности в жизнедеятельности человека. Анатомия, физиология и гигиена высшей нервной деятельности. Безусловные и условные нервные рефлексы. Эмоции, память, сон, прогноз и внушение. Нарушения высшей нервной деятельности.

Общая характеристика нервной системы. Рефлекторная регуляция деятельности органов, систем и организма. Физиологические роли частных образований центральной нервной системы. Деятельность периферического соматического и вегетативного отдела нервной системы.

Освобождение организма от продуктов обмена, которые не могут использоваться организмом. Роль почек в регуляции системного артериального давления, эритропоэза, гемокоагуляции. Механизмы образования мочи и ее выделения, регуляция канальцевой секреции.

Изучение рефлекторной теории и её принципов: материалистического детерминизма, структурности, анализа и синтеза. Характеристика понятия рефлекса, его значения и роли в организме. Рефлекторный принцип построения нервной системы. Принцип обратной связи.

Билет №1 1 Анатомия- наука, изучающая строение организма ., его органов, тканей и клеток. Физиология- наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.

Функции нервной системы в организме человека. Клеточное строение нервной системы. Виды нервных клеток (функциональная классификация). Рефлекторный принцип работы нервной системы. Отделы центральной нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности.

Сущность понятия "рефлекс". Особенности объективного метода условных рефлексов. Филогенетическое изучение условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов российского физиолога Слонима, английского этолога Темброка. Сущность понятия "доминанта".

Основные концепции современной физиологии. Лимфатическая, дыхательная, пищеварительная системы. Обмен веществ и энергии. Физиология выделений и железы внутренней секреции. Строение нервной системы, высшая нервная деятельность. Система кровообращения.

Особенности строения, физиологии и химического состава клетки. Типы и свойства тканей. Характеристика системы органов - частей организма, имеющих только их свойственные форму и строение и выполняющих определенную функцию. Регуляция функций в организме.

Корково-подкорковые отношения в процессах высшей нервной деятельности. Процесс образования условных связей, участие в этом процессе полушарий головного мозга. Психонервное поведение как одна из сложных форм высшей нервной деятельности животных.

Міністерство освіти України ХГПУ ім. Г.С. Сковороди Інститут економіки і права Заочний факультет "правознавство" РЕФЕРАТ Тема: Нервная система

Способность организма отвечать на воздействия факторов окружающей среды. Функции и строение нервной системы. Высшая нервная деятельность. Вегетативная система. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе "организм-среда".

Ткани, их виды и функции. Рефлекторный характер деятельности мышц. Значение, состав и этапы свертывания крови. Механизм дыхательных движений, их нервная и гуморальная регуляция. Отделы головного мозга и их функции. Механизм и условия условного рефлекса.

Вопрос 1. Состав, строение и рост костей. Виды костей. Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит. Кости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции