Стрептококк и тики у детей

Стрептококковая инфекция, вызванная b -гемолитическими стрептококками группы А, – наиболее распространенная на сегодняшний день бактериальная инфекция, поражающая человеческий организм. Врачи практически всех специальностей имеют дело с этой обширной группой инфекционных болезней. Патогенез данных патологий связан с продукцией токсинов, таких как гемолизин, стрептолизин, стрептокиназы А и В, дезоксирибонуклеаза, гиалуронидаза. Основные нозоформы представлены поверхностными (ангины, фарингит, импетиго, рожа), инвазивными (некротизирующий фасциит, миозит, менингит, эндокардит, пневмония, послеродовой сепсис) и токсин-опосредованными инфекциями (скарлатина, синдром токсического шока) [1]. Со стрептококковой инфекцией связано также возникновение неврологических заболеваний у детей, проявляющихся тиками и обсессивно-компульсивными расстройствами. В частности, могут появляться различные хореиформные гиперкинезы, тики, миоклонии и неврозоподобные навязчивые состояния у детей, ассоциированные с b -гемолитическим стрептококком группы А. Согласно С. Сведо, подобные случаи стали обозначать как синдром PANDAS (Pediatric autoimmune neuropsychiatric disorders associated with streptococcal infections) – детское аутоиммунное нейропсихиатрическое расстройство, ассоциированное со стрептококковой инфекцией [2].

В течение 10 лет синдром PANDAS рассматривали как родственный ревматической лихорадке и особенно хорее, что подтверждалось сопряженностью с инфекцией, вызываемой b -гемолитическим стрептококком группы А, и относительной эффективностью антиревматической терапии. В связи с этими обстоятельствами предлагаемым патогенезом данного заболевания считается аутоиммунная реакция, при которой антитела поражают нервные клетки [3]. В настоящее время данный синдром в МКБ-10 или DSM-IV отсутствует.

Клинико-диагностические характеристики

Клинико-диагностический симптомокомплекс данного состояния сходен с симптоматикой малой хореи – одной из хорошо известных форм острой ревматической лихорадки (ревматизма). Развитие PANDAS типично для детей препубертатного возраста (в отличие от хореи, для которой типичная возрастная группа – 5-8 лет). Болезнь начинается и протекает достаточно остро. При всей вариабельности клинического симптомокомплекса общим как для хореи, так и для PANDAS является наличие обсессивно-компульсивных расстройств. К числу наиболее типичных проявлений PANDAS относятся различные обсессии (навязчивости), по сути – волевые неконтролируемые усилия или действия (компульсии). Подобного рода состояния возникают с определенной периодичностью (средняя продолжительность атаки составляет приблизительно 12-15 недель) и существенно снижают качество жизни больного. Нередко вышеописанная клиническая симптоматика сочетается с такими проявлениями, как двигательная гиперактивность, хореиформные гиперкинезы, импульсивность, рассеянность, эмоциональная лабильность, расстройства внимания, трудности засыпания, синдром Туретта и анорексия, что позволяет расценивать их как коморбидные с синдромом PANDAS процессы [3].

1. Наличие обсессивно-компульсивных нарушений и/или тиков.

2. Начало в детском возрасте. Симптомы проявляются в возрасте от 3 лет и до периода пубертата.

3. Приступообразный курс течения. Тип течения характеризуется внезапным началом или резким усилением симптомов. Часто появление симптомов или их обострение можно связать с определенным днем или неделей. Симптоматика обычно значительно уменьшается, а иногда полностью исчезает между эпизодами обострения.

4. Связь со стрептококковой инфекцией. Обострение должно ассоциироваться со стрептококковой инфекцией, то есть с выявлением стрептококка в глотке и/или повышением титра антител к стрептококку.

5. Связь с неврологическими изменениями. Во время обострения у пациентов отмечаются изменения в неврологическом статусе. Наиболее часто наблюдаются гиперактивность и гиперкинезы (включая хореиформные движения) [4].

Вашему вниманию представляется клинический случай синдрома PANDAS.

Анамнез жизни и заболевания

Пациентка В.Е. обратилась с жалобами на частые чихания, приступообразные, длительностью до 10 часов, длящиеся 2,5 месяца. Девочка чихала только в состоянии бодрствования, на протяжении всего дня. Ночью пароксизмы исчезали.

В семье наследственные, неврологические, психические заболевания отсутствуют.

В конце августа после сильного испуга (на спину бросили кошку) девочка начала икать. Икота длилась весь день, затем исчезла. Через три дня у пациентки появились приступы чихания до 90 в минуту, которые также продолжались один день с последующим исчезновением симптомов. В сентябре 2013 г. девочка перенесла ангину, после которой субфебрильная температура (37,3-37,6 °С) держалась еще 1,5 месяца. Через неделю после выздоровления возникли приступы чихания до 70-90 в минуту, длительность которых составила до 10 часов на протяжении дня. К вечеру обычно чихание усиливалось и исчезало при засыпании.

Результаты обследования

Обследование ребенка началось с продолжительного ЭЭГ-видеомониторинга, результаты которого свидетельствовали о наличии двигательных артефактов в виде моторных тиков (во время чихания наблюдалось тикозное подергивание глаз). Отсутствие иктальных изменений на ЭЭГ во время чихания позволило исключить эпилептическую природу пароксизмов (рис. 1).


При проведении МРТ-исследования было выявлено расщепление прозрачной перегородки (cavum septum pellucidum), что, скорее всего, не имеет отношения к данному состоянию и является вариантом нормы (рис. 2).


Результаты бакпосева из зева высеялись Streptococcus mitis и Staphylococcus epidermidis, показатели которых были в пределах нормы (10*6 КОЕ/мл для обеих культур).

Проведенное биохимическое обследование крови выявило высокую концентрацию антистрептолизина О, при нормальных показателях С-реактивного белка и ревматоидного фактора:

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.


Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов. Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное. Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый. Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции. Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности. В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики. Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе. Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Т ики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики. Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление. Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал. А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей. Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа. Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков. Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку. Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка. Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день. Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть. Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик - это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики - это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных - их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Диагностика тиков у детей

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Лечение нервных тиков в Детской клинике EMC

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует. Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.


Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках Детской клиники ЕМС не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей - БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.


Ложные команды из мозга

Жуткую историю рассказал журнал New Scientist о подростке - Сэмми Малони из штата Мэн , который в 12 лет вдруг начал превращаться в психа. В итоге, стал им. И наверняка остался бы, если бы медики - чисто случайно - не обнаружили причину его недуга. Она шокировала. В душевно больного мальчика превратили бактерии, которыми тот где-то заразился. - Однажды я увидела, как сын ходит по двору с закрытыми глазами, рассказывает мать ребенка. - Я спросила его: "Что ты делаешь?" "Запоминаю" - ответил Сэмми и пошел дальше. По словам матери, странности множились с каждым днем. Мальчик продолжал ходить с закрытыми глазами, начал при этом задерживать дыхание, заходить в дом только через черный ход, просил не открывать окна, не выключать цвет. Носил одежду одного цвета - зеленого. При он сильно похудел и чесался. Медики, к которым обратились встревоженные родители Сэмми Малони, сначала решили, что тот страдает от так называемого обсессивно-компульсивного расстройства - невроза, для которого характерны навязчивые состояния. Далее мальчику был поставлен диагноз "синдром Туретта". Это - генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы, которое сопровождают разнообразные нервные тики. Больной может странно двигаться, дергаться, кашлять и что-то выкрикивать - как правило, непристойные выражения. Со временем Сэмми становилось только хуже, приступы следовали один за другим. Но поскольку он еще и чесался (это характерно для "синдрома Туретта) столь активно, что царапал кожу до крови, у мальчика взяли анализы на инфекцию. И в итоге, обнаружили стрептококк. Лечение антибиотиками избавила Сэмми от всех психических странностей. По мнению Мадлен Каннингем из Университете Оклахомы, бактерии способны проникать в мозг - конкретно в зону, контролирующую моторные реакции - то есть движения человека. Здесь стрептококки провоцируют выброс нейространсмиттера допамина, имитируя тем самым действие естественных сигнальных молекул. По сути бактерии отдают ложные команды. Они-то и вызывают нервный тик, провоцируют эмоциональные всплески, когнитивные расстройства. А бывает, что и внезапную агрессию.

С "тараканами" в голове

То, что неадекватное поведение могут спровоцировать бактерии, обнаружилось совсем недавно. А про паразитов известно уже несколько лет. Конкретно - про токсоплазму. Как выяснилось этими микроорганизмами заражены от 30 до 60 процентов населения планеты. Медики всегда считали токсоплазму безобидной. Пока не появились результаты исследований, проведенных в Англии и Чехии . У паразита интересная жизнь. Он проникает в любое млекопитающее. Но размножается только в кошках, причем половым путем. Откладывает яйца, которые продолжают свое существование в кошачьих экскрементах. Из них токсоплазма переселяется в мышей. Мышей едят кошки, обеспечивая паразитам дальнейшее размножение. От кошек заражаются и люди. Хотя могут получить токсоплазму и от недожаренного мяса свиней, баранов и крупного рогатого скота. Оказавшись в человеческом организме, паразит проникает в кровь. А затем прячется от иммунной системы в мозгу, образуя защитную оболочку. И вроде бы не пакостит. Но.


Токсоплазма заставляет людей любить кошек

- Паразиты взаимодействуют с химическими веществами человеческого мозга, - уверяет один из исследователей Ярослав Флегр. - Иными словами - имеют возможность им управлять.

И отчасти управляют. Конечно, не так, как стрептококки. Но опыты с инфицированными токсоплазмой добровольцами показали: они склонны нарушать установленные правила и совершать безрассудные поступки. Попутно у них была еще и замедленная реакция. По крайней мере для водителей это опасно. Ученые изучили пробы крови 146 человек, повинных в автомобильных авариях. Почти у всех были обнаружены паразиты. На вопрос, зачем токсоплазме менять поведение людей, исследователи ответить не могут. "Эволюционного стимула не видно", - говорят они. Куда понятнее воздействие на мышей. Безрассудные грызуны, которые по велению паразитов перестают бояться даже запаха кошачьей мочи, становятся легкой добычей кошек. Что способствует размножению токсоплазмы. Но вот что удивительно. По данным английского паразитолога Ричарда Холлимана, почти 70 процентов зараженных токсоплазмой либо держат кошек, либо мечтают их завести. Уж не паразиты ли внушили им такую любовь?

НА ЧТО ЕЩЕ СПОСОБНА ЗАРАЗА

За открытие "влияния бактерии Helicobacter pylori на возникновение гастрита и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки" австралийские ученые Барри Маршалл и Робин Уоррен были удостоены аж Нобелевской премии. Настолько оно шокировало научный мир. Оказывается, эти болезни возникают вовсе не от стрессов, как принято было считать. На самом деле их вызывают микроорганизмы. То есть некая зараза. Каких подлостей можно от нее ждать?

Вирусы полнят

- Почти одновременное увеличение числа тучных людей в большинстве стран сложно объяснить лишь неправильным питанием и малоподвижным образом жизни, - говорит доктор Лея УИГХЕМ из университета Висконсина ( США ). - Ожирение распространяется стремительно. Словно эпидемия.

Ученая уверяет, что оно - ожирение - передается от человека к человеку. Чем? Так называемыми аденовирусами - возбудителями банальной простуды. Как было установлено, они заставляют жировые клетки активнее расти и размножаться. Неизвестно, правда, пока, зачем. Известно другое: более 20 процентов американцев хронически заражены аденовирусами. И, как правило, это толстяки.


Ожирение - это инфекция. Однако не всем "больным" она доставляет неудобства

Тики – это внезапно возникающие, непроизвольные, насильственные, стереотипные, повторные, неритмичные, кратковременные движения одной мышцы, группы мышц или частей тела. Тики также могут проявляться в виде звуковых аномалий, выражающихся в виде выкрикиваний звука, слога или слова.

Тики проявляются в детском возрасте, в основном от пяти до десяти лет, чаще встречаются у мальчиков, но и у девочек также бывают (хотя значительно реже). В большинстве случаев они поддаются коррекции и исчезают к пятнадцати годам. Тики не всегда являются полностью непроизвольными и неосознанными, иногда их можно затормозить или ослабить волевым усилием.

Разновидностей тиков очень много – от самых простых до очень сложных. Они могут совсем не беспокоить ребенка, он может даже не замечать своих непроизвольных движений, свободно общаться со сверстниками (это могут быть единичные моргания или другие простые моторные тики). Но также тики могут иметь и ярко выраженную форму – ребенку с такими тиками очень сложно находиться среди людей, и они заметно затрудняют его жизнь. Он не может без помех выразить мысли, совершать какие-то действия.

Лечение тиков – очень непростая задача, в основе решения которой прежде всего лежит правильно выявленная причина. При тиках часто отмечается волнообразность течения заболевания – периоды обострений и ремиссий. В периоды обострений тиков особенно важно наблюдение ребенка неврологом.

В Центре речевой неврологии "ДокторНейро" вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного врача-невролога. По результатам обследования доктор определит причину тиков, в зависимости от этого назначит медикаментозную терапию, а также в случае необходимости примет решение о введении дополнительных (немедикаментозных) методов коррекции и будет контролировать ход лечения.

Задача квалифицированного невролога – соблюсти баланс между тем, насколько тики влияют на качество жизни, и тем побочным вредом, который может нанести терапия. И принять решение в пользу пациента

Кривцова Юлианна Павловна,
Врач-невролог
врач первой категории

Врач-невролог

При тиках обязательно проводится подробное неврологическое обследование, включающее осмотр невролога, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, иногда – МРТ головного мозга. Объем необходимого обследования определяется неврологом. В результате обследования невролог определяет причину заболевания и назначает лечение.

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма проводится с целью проведения дифференциального диагноза с эпилептическими состояниями, а также для оценки уровня биоэлектрической активности головного мозга.

Лабораторное обследование

При подозрении на инфекционную причину возникновения тиков может быть назначен биохимический анализ крови на маркеры воспалений (острофазные белки).

Врач-иммунолог

По этой же причине также может понадобиться консультация иммунолога и дополнительное иммунологическое обследование.

Нейропсихолог

Нейропсихолог проводит оценку состояния высших психических функций ребенка (памяти, мышления, двигательной сферы, восприятия и др.), а также оценку эмоционально-волевой сферы.

В ходе нейропсихологической диагностики у детей, страдающих тиками, чаще всего отмечаются нарушения внимания, зрительного и слухового восприятия, речи, моторики. Например, при исследовании сохранности моторных функций ребенка отмечается недостаточная плавность движений, замедленность движений, нарушение правильной последовательности двигательной программы. Также у таких детей часто отмечаются трудности самоорганизации, импульсивность, трудности программирования, регуляции и контроля собственного поведения.

После установления причины врачом-неврологом назначается необходимая терапия. В некоторых случаях к седативной терапии дополнительно назначается противовоспалительная и иммуномодулирующая терапия (в случае, если причиной тиков является инфекционный возбудитель).

Часто невролог может назначить дополнительные (немедикаментозные) методы лечения: массаж шейно-воротниковой зоны, электросон, остеопатическое лечение.

При необходимости невролог также может назначить курс занятий с детским нейропсихологом и детским психоневрологом, помощь которых особенно эффективна в случае, если тики были спровоцированы стрессовой ситуацией.

Опыт применения методики ТМС нашим Центром имеет достаточное количество примеров лечения тиков с положительным результатом.

Обострение тиков

Как правило, дебют и обострение тиков приходятся на два возрастных периода гормональной перестройки и активного роста детского организма – 6-7 лет (начальная школа) и пубертатный (подростковый) период, который в последние годы имеет тенденции к более раннему проявлению в 10-11 лет.

Обострения тиков часто случаются на фоне перенесенных инфекций, а также стрессов, испуга, психотравмирующей ситуации.

Виды тиков

По характеру клинических проявлений тики разделяют на двигательные (моторные) и звуковые (вокальные).

Наиболее часто встречающиеся моторные тики – это моргания, движения носом, различные гримасы, наклоны головы, наклоны и повороты туловища, подпрыгивания. Вокальные тики проявляются как отдельными звуками (это может быть даже кашель или лай), так и выкрикиванием целых слов.

По степени выраженности тиков выделяют простые тики (единичные), множественные распространенные (когда отмечается несколько видов тиков) и генерализованные (когда представлены и моторные и вокальные тики, вовлекаются практически все группы лицевой и туловищной мускулатуры).

Причины

Причины возникновения тиков могут быть различными. К основным причинам относят:

Наследственная причина – в семье отмечаются тики у родственников, у родителей. Степень выраженности наследственных тиков может быть различной – от единичных морганий до тяжелой формы тиков, проявляющихся множественными двигательными и звуковыми феноменами, вплоть до копролалии (это тяжелая форма тиков называется болезнью Жиля де ля Туретта, по фамилии врача, описавшего это наследственное заболевание).

Причиной тиков может быть стресс, испуг, психотравмирующая ситуация. Как правило, у таких детей отмечается повышенная тревожность, нарушения сна, эмоциональная неустойчивость, расстройства невротического круга.

У детей тики часто возникают после перенесенной инфекции. Часто бывает, что ребенок вроде бы уже выздоровел от простуды, анализы нормализовались, а кашель у него сохраняется. Его долго и безуспешно лечат педиатры, а в конце концов выясняется, что кашель – это вокальный тик. Этот пример, в частности, убедительно демонстрирует необходимость проведения тщательного обследования для постановки правильного диагноза. Двигательные тики также часто являются следствием перенесенной инфекции. Существует отдельная группа тиков, возникших после перенесенной стрептококковой инфекции. Они являются симптомами сложного аутоиммунного синдрома, причиной которого является стрептококк.

В основе механизма развития тиков лежит нарушение обмена определенных веществ (нейромедиаторов), участвующих в передаче нервных импульсов. Поражаются подкорковые образования головного мозга – это тот отдел головного мозга, который в норме контролируется корой. При тиках он начинает функционировать самостоятельно, поэтому и возникают непроизвольные движения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции