Спид чума 21 века что это такое


Что надо знать о СПИДе

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма. В результате заражения человек становится беззащитным перед микробами и опухолями.

Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение лимфатических узлов. Затем начинаются подъем температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сепсис (заражение крови), злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.

Диагноз СПИДа может установить только врач.

В результате изучения нескольких тысяч больных, зарегистрированных в мире, установлено, что вирус СПИДа передается:

  • при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;
  • в результате использования для инъекций нестерильных шприцев, в основном, наркоманами;
  • путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус. Например, при переливании крови от зараженного человека. С 1987 г. в стране введена система проверки донорской крови, исключающая этот путь передачи;
  • от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.

Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. п. При пользовании общей посудой и другими предметами обихода, санузлом, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовых контактах или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом. При совместном пребывании здоровых детей и детей, больных СПИДом, не было отмечено передачи вируса в школах и дошкольных учреждениях.

Используемые в медицинских учреждениях методы стерилизации шприцев инструментов исключают возможность передачи вируса СПИДа.

При проникновении вируса СПИДа в организм возникает ответная реакция - образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами при исследовании образцов крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился вирусом СПИДа, у части лиц с положительной реакцией в дальнейшем разовьется СПИД. Другие могут оставаться внешне здоровыми, но сохраняют вирус в организме и могут поэтому заразить других людей. По результатам реакции нельзя сказать, кто заболеет, а кто будет только вирусоносителем.

Реакция на СПИД проводится при каждом взятии донорской крови. Донорская кровь, дающая положительную реакцию, уничтожается.

Избегать случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь.

Чем больше вы имеете половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом. Применение презерватива уменьшает риск заражения. Не пользуйтесь случайными шприцами для инъекций. При любых возникших у вас подозрениях обратитесь к врачу. Важно помнить, что от вашего поведения зависит предохранение от СПИДа.

Анализ данных о нескольких тысячах больных, зарегистрированных с 1981 г. в разных странах, показал, что среди больных: 77% - мужчины-гомосексуалисты или мужчины, имевшие половые контакты и с мужчинами, и с женщинами, и лица, ведущие беспорядочную половую жизнь, 15% - наркоманы, применяющие наркотики внутривенно; 1% - лица, получавшие многократные переливания крови; 1% - дети, рожденные от матерей, зараженных СПИДом; 5% - путь заражения не выяснен из-за смерти больного или отказа сообщить необходимую информацию.

Список литературы, которая находится в читальном зале нашей библиотеке:

  • Денисов, Б. СПИД в сегодняшней России/ Б. Денисов// Наука и жизнь. - 2008. - № 12. С. 41-43.
  • Кузина, А. Ан или пропал/ А. Кузина// Пока не поздно. - 2012. - № 31 (1-10 ноября). - С.3. 3. Профилактика распространения СПИДа. Деятельность Российского фонда Глобус (Глобальное объединение усилий против СПИДа)
  • Осинская, Е. СПИД/ Е. Осинская // Пять углов. - 2005. - № 15 (21 апр.). - С. 17.
  • Работа над ошибками // Пять углов. - 2002. - 11 июля. - С. 4.

  • Сапунов, В. Спид - Чума XX века или величайшая мистификация?/ В. Сапунов// Чудеса и приключения. - 2001. - № 6. - С.24-26.
  • СПИД и ВИЧ: одно и тоже?// Мне 15. - 2005. - № 7. С. 26-27.
  • Шитов, А. Борьба со СПИДом/ А.Шитов// Эхо планеты. - 2001. - № 12. - С. 32-34.
  • Яблоков, М. СПИД - это афера?!/ М. Яблоков// Техника молодежи. - 2001. - № 1. - С. 16-17.

Цель занятия: заложить основы формирования индивидуальных навыков безопасного поведения.

Задачи занятия:

  • Сформировать у учащихся систему объективных сведений о ВИЧ/СПИДе;
  • Формировать представление о том, что распространение ВИЧ-инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас;
  • Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, раздаточный материал (памятки, карточки); презентация.

    Приёмы и методы: рассказ, беседа, проигрывание практических ситуаций, мозговой штурм.

    1. Информационный блок.

    ВИЧ/СПИД - глобальная проблема человечества. Несмотря на усилия учёных всего мира, вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остаётся единственным средством сдерживания эпидемии. Информация о путях распространения и способах защиты от ВИЧ-инфекции доступна населению. Тем не менее, эпидемия нарастает. (слайд)

    Синдром - совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния. (слайд)

    Приобретенного - заболевание приобретается в течение жизни. (слайд)

    Иммунного - недостаточная активность иммунной системы, ее расстройство, ослабление, угасание защитных, иммунных сил организма в противостоянии возбудителям болезней. (слайд)

    Дефицита - отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на появление патогенных микроорганизмов.

    История возникновения СПИДа.

    Какова же история возникновение СПИДа? (слайд)

    1959 - Врачи в Заире замораживают образец крови больного непонятной болезнью. Как выясняется позже, он был инфицирован вирусом иммунодефицита человека. В этом же году в английском городе Манчестер умирает от таинственного недуга молодой моряк, часто бывавший в Африке. Образца его крови не осталось, и поэтому точный диагноз был невозможен, но, судя по, истории болезни, он умер от СПИДа. (слайд)

    1976 - В Норвегии от таинственной болезни умирает целая семья: муж-моряк, жена и их9-летняя дочь. Все трое болели с конца 60-х годов. В 1971 году врачи заморозили образцы их крови. Спустя много лет выяснится, что все были заражены ВИЧ. (слайд)

    1981 - появился термин СПИД, когда многое об этой инфекции было еще не известно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания.(слайд)

    1983 - учёные Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание - СПИД. Слово "вирус" латинское.

    1987 - В СССР впервые поставлен диагноз "СПИД". (слайд)

    1997 - Для лечения СПИДа предложен новый класс препаратов - ингибиторы протеазы. Их высокая эффективность позволяет говорить о ВИЧ, как о контролируемой инфекции. (слайд)

    Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц. По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) - рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека. (слайд)

    Объясните, пожалуйста, что такое "ВИЧ-инфекция" и "СПИД"? Это одно и то же или речь идет о разных вещах? (слайд)

    Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. То есть, сама болезнь называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.

    Единственный источник распространения ВИЧ - зараженный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в ткани, как роговица глаза, как известно не имеющая сосудов. В первые недели после проникновения в организм вирус себя никак не проявляет. Он "приспосабливается" к человеку и распространяется по различным органам и тканям. Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно. (слайд)

    Стадии протекания болезни: (слайд)

    Первая стадия - острая инфекция. Она протекает как "гриппоподобное заболевание" (повышение температуры, насморк, кашель, сыпь на коже). Спустя 2-3 нед. Острый период проходит. Следует отметить, что в 60-70 % случаев острое начало может отсутствовать. Человек, не зная о наличии вируса, может заражать других. (слайд)

    Вторая стадия - асимптомная инфекция (АИ). Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Носителей ВИЧ-инфекции можно выявить, только проводя специальные лабораторные исследования. (слайд)

    Третья стадия - персистирующая генерализованная лимфаденопатия (ПГЛ). Возникает через 3-5 лет после второй стадии. На фоне снижения защитных сил организма возникают различные симптомы болезни: увеличение лимфоузлов, головные боли, расстройства кишечника, упадок сил. Лечение дает кратковременное улучшение, человек еще трудоспособен. (слайд)

    Четвертая стадия - пре-СПИД и собственно СПИД. По мере развития инфекционного процесса иммунная система полностью разрушается не только с патогенными, но и с обычными микробами, с детства живущими в легких, кишечнике, на коже. Развиваются поражения слизистых оболочек, лимфоузлов, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы. Больной теряет в весе около 10 %. Смертельный исход неизбежен.

    От момента заражения до смертельного исхода проходит иногда и 10-12 лет, поэтому ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям. (слайд)

    Пути передачи ВИЧ-инфекции

    В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи: (слайд)

    Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов. (слайд)

    Парентеральный путь передачи. Основной фактор передачи - контакт с кровью инфицированного человека. Он может произойти при:

    (слайд) - совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно;

    (слайд) - употреблении наркотика, зараженного вирусом, при изготовлении или фасовке;

    (слайд) - пользовании общими предметами (посудой для приготовления наркотика, шприцем для деления "дозы", фильтрами);

    (слайд) - использовании нестерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга, совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;

    (слайд) - существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

    Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-инфецированной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 50 %.

    Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

    • (слайд) - при дружеских объятиях и поцелуях;
    • (слайд) - через рукопожатия;
    • (слайд) - при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
    • (слайд) - через предметы производственной и домашней обстановки;
    • (слайд) - через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;
    • (слайд) - в общественном транспорте;
    • (слайд) - насекомыми, в том числе и кровососущими;
    • (слайд) - воздушно-капельным путем.

    2. Практический блок.

    1. Ваши вопросы о: (слайд)

    1. Где можно сдать анализ на ВИЧ/СПИД анонимно? Сколько времени делается анализ крови? (слайд)

    Анализ крови можно сдать в любом медицинском учреждении. Он делается в течение 3-4 дней в лаборатории серодиагностики инфекционных заболеваний. (слайд)

    2. Как предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией?

    Вести здоровый образ жизни и пользоваться презервативами.

    3. Какой процент заражений от ВИЧ-инфицированной матери ребенку?

    Риск рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-инфицированной матери составляет примерно 50%.

    4. Есть ли место, где могут собираться ВИЧ-инфицированные и общаться друг с другом?

    В настоящее время делается все возможное для создания таких мест, а пока проводится группы психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и их семей.

    5. Может ли заразиться ребенок при кормлении грудью?

    6. Пути передачи ВИЧ-инфекции?

    - при незащищенных половых контактах;

    - при использовании необеззараженных шприцов, игл;

    - от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время родов, беременности, кормлении грудью.

    7. Что делать при уколе иглой порезе острыми предметами после ВИЧ-инфицированного?

    При уколах: выдавить каплю крови, обработать 3-% раствором перекиси водорода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать руки 30%спиртом или водкой, наложить на рану лейкопластырь и надеть напальчник.

    При порезах: обработать рану 70% спиртом или 5% раствором настойки йода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать их, на рану наложить лейкопластырь и надеть напальчник. Так же сдать кровь на анализ.

    8. Есть ли лекарство от ВИЧ/СПИДа?

    Существующие сегодня антивирусные препараты не излечивают дольного СПИДом, а лишь замедляют развитие болезни, т.к. вирус иммунодефицита склонен к постоянной изменчивости.

    9. Определяется ВИЧ-инфицированный по внешнему виду?

    Определить инфицированный ли человек по внешнему виду практически невозможно.

    10. Сколько живет ВИЧ-инфицированный?

    В период носителя ВИЧ, инфицированный практически здоров, максимальная длительность носительства ВИЧ более 20 лет. О продолжительности жизни следует говорить после появлений новых методов лечения до 10 лет. В настоящее время с появлением новых методов лечения этот срок может быть увеличен. Однако это не относится к лицам, продолжающим прием наркотиков и имеющих другие поведения, ухудшающие здоровье.

    11. Имеет ли смысл кодироваться от наркомании ВИЧ-инфицированному?

    Имеет, дольше проживете.

    12. Что опаснее ВИЧ или венерические заболевания?

    Опаснее ВИЧ, т.к. венерические заболевания лечатся.

    13. Бывают ли ошибочные результаты на ВИЧ-инфекцию?

    Ошибочные результаты бывают в связи с некоторыми заболеваниями иммунной системы, поэтому при одном ИФА+ анализ не считается положительным, а делают повторно.

    14. Чем отличается ВИЧ от СПИДа?

    ВИЧ -вирус иммунодефицита человека. ВИЧ-инфицированный - практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.

    СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека. СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.

    15. Когда впервые был обнаружен СПИД?

    1982 год. Американский центр по контролю заболеваний (СДС) ввели в реестр болезней новое заболевание - синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Ему было дано описание. В США и в Западной Европе за ним началось официальное наблюдение.

    16. Можно ли вылечиться от ВИЧ-инфекции?

    В настоящее время лекарство не найдено. Предложен ряд новых препаратов, но их эффективность еще изучается.

    17. Передается ли ВИЧ-инфекция через укусы животных? (Не передается).

    2. Ролевая игра "ВИЧ - атака".

    Для проведения необходимо, чтобы количество игроков было не меньше 10, а также должны быть подготовлены картинки и карточки по количеству игроков.

    Часть игроков выстраивается в круг, в центре которого стоит доброволец (организм). Вокруг него - солдаты иммунной системы (они не пропускают инфекцию к организму). Оставшиеся берут на себя роли вируса простуды (2чел.) и ВИЧ (2чел.). Игра проходит в две атаки:

    • 1 атака: подходят 2 вируса простуды, но их атака отбита "солдатами" иммунной системы;
    • 2 атака: ВИЧ - у них в руках цветные карточки (рецепторы). ВИЧ вручает каждому "солдату" такую карточку и он становится пораженным ВИЧ.

    Вывод: у организма не остается ни одного защитника и простуда или любая другая инфекция легко проникает в организм.

    3. Игра: "Риск заражения"

    Цель: закрепить знание учащихся о путях передачи ВИЧ-инфекции.

    Место проведения: Школьный класс.

    Необходимые материалы: Два набора карточек

    Ведущий раскладывает на столе или на полу 4 карточки-сектора:

    • "Высокий риск",
    • "Низкий риск",
    • "Нет риска",
    • "Не знаю".

    . Ведущий раздает участникам игры карточки, на которых указаны:

    - типы социального поведения (употребление наркотиков, незащищённые половые контакты, ведение здорового образа жизни).

    - предметы общего пользования (общая посудой, общая одежда, общественный туалет, бритвенные принадлежности, маникюрные принадлежности, медицинские инструменты, инструменты для татуировок и пирсинга).

    - биологические жидкости организма (кровь, слеза, слюна, материнское молоко).

    Участникам игры дается 2-3 минуты подумать, относится ли то, что указано в полученной карточке, к высокому, низкому риску заражения ВИЧ-инфекцией или не относится.

    Предлагаем положить каждому свою карточку, в сектор, который наиболее, по вашему мнению, отражает степень риска инфицирования. В случае если вы не знакомы с каким-либо понятием или не знаете, куда отнести карточку, то положите ее в сектор "Не знаю". Пустая карточка остается у игрока.

    Ведущий рассматривает и поясняет карточки, положенные в каждый из 4 секторов, в такой последовательности:

    • "Не знаю";
    • "Высокий риск";
    • "Низкий риск"
    • "Нет риска".

    Игроку с пустой карточкой предлагается придумать ситуацию, приводящую к высокому или низкому риску либо не представляющую никакого риска заражения ВИЧ-инфекцией. Ситуация не должна дублировать уже рассмотренные.

    4. Предлагаем сочинить стихотворение в форме синквейна.

    В синквейне 5 строк:

    • понятие (одно слово)
    • прилагательные (два слова)
    • глаголы (три слова)
    • предложение (из четырех слов)
    • существительное (одно слово)

    Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение - иметь смысловой характер.

    • 1.СПИД
    • 2. Опасный, смертельный.
    • 3. Калечит, уродует, разрушает.
    • 4. Распространяется из-за невежества.
    • 5. Боль.

    5. Рассмотрим ситуацию отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

    Вот характерный пример отношения к ВИЧ-инфицированной пациентке:

    "В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусов иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки.

    Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время:"

    Есть и другие примеры, которые показывают, что зараженные ВИЧ взрослые люди были вынуждены уволиться с работы, уехать из родного города ввиду враждебного к ним отношения.

    - Почему люди так поступали к ВИЧ-инфицированным?

    - Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?

    ВИЧ-инфицированный человек в повседневной жизни никому не угрожает. С ним можно жить в одной комнате, есть из одной посуды, сидеть за одной партой. Нельзя заразиться при рукопожатии, дружеских объятиях и поцелуях, в транспорте, от укусов насекомых, животных.

    Больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Необходимо усвоить, что это, прежде всего - люди. Как и у всех других, у них есть чувства, потребности, надежды. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.

    Невозможно привыкнуть к тому, что два человека из 1000 носят в своих клетках смерть, что у ВИЧ-инфицированных нет надежды выжить. Что в больнице, в парикмахерской кроме обычного набора услуг тебе могут оказать еще одну "услугу". Мы редко задумываемся над страшными цифрами, ведь того, о чем они говорят, мы не видим и не можем потрогать руками. Зачем обращать внимание на то, что тебя лично не касается? Но, тем не менее, это происходит в нашем селе, в нашей стране, на нашей планете. Болезнь распространяется и в какой-то момент может коснуться лично вас. Вы этого хотите? А может, стоит начать каждому бороться со СПИДом в своей душе, в своем маленьком мире?

    1 декабря - Всемирный день профилактики СПИДа.

    В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить людей на эту проблему.

    1. "Лучшая профилактика СПИДа - это голова на плечах".

    2. "Заражаются по-разному, умирают одинаково".

    3. "Мы - за здоровый образ жизни!".

    4. "Наркотики - белая смерть".

    5. "СПИД - чума нашего века".

    6. "СПИД - болезнь души".

    7. Хочешь достигнуть цели своего стремления - спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. Вильям Шекспир.

    8. СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.

    9. Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит медленно умирать. Демократ.

    10. Здоровье - огромное богатство! Каждый должен хранить и тратить его с умом!

    Сегодня мода на здоровых, добрых и умных, сильных и свободных людей.

    Тип урока- комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

    -осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    -разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

    -формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

    Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

    Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

    Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

    Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

    Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

    влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

    подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

    - установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

    основную биоэкологическую терминологию и символику

    Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

    Форма урока - традиционная

    Технология - проблемного обучения

    Изучение нового материала

    СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека) — заболевание, которое проявляется недостаточностью иммунитета. По определению академика В. П. Тимакова (1973). Данная болезнь вызывается специфическим вирусом, который, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические метки, преимущественно Г-4 лимфоциты, иначе называемые Т-хелперы (помощник). Эти клетки играют важнейшую роль в регулировании активности всех элементов иммун­ной системы человеческого организма. Поражение Т-4 лимфоцитов вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) первоначально вызыва­ет дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит ее из строя, делая человека беззащитным перед различными болезня­ми и злокачественными новообразованиями.

    Чумой XX в. назвали СПИД журналисты. Это первая вирусная инфекция, распространившаяся практически по всему миру. К маю 1988 г. она охватила 136 стран мира на всех континентах. Число больных, по оценкам американских специалистов, уже достигло 250 тыс. человек, а еще 5—10 млн. человек являются носителями вируса иммунодефицита человека. Сейчас, когда о СПИДе и его возбуди­телях известно многое, оказалось, что тысячи случаев болезни и смер­ти, связанные с иммунодефицитом, были и в 70-х годах, т. е. значительно раньше, чем впервые был выделен основной ее возбу­дитель — ВИЧ-1 (1981). В 1985 г. в Западной Африке была выделе­на еще одна разновидность вируса — ВИЧ-2, позже, в Южной Америке, ВИЧ-3. Хотя эти две последние разновидности вируса менее опасны для человека, изучены они еще очень мало.

    —- Первое предположение о природе и происхождении виру­са, вызывающего СПИД, высказал американский ученый Роберт Галло. На основании многолетних исследований он выдвинул ги­потезу о происхождении группы ретро вирусов, к которым отно­сится и ВИЧ. В процессе образования ретро вирусов, считает ученый, формируются комплексы клеточных РНК с обратной -транскриптазой. В результате через какие-то промежуточные формы путем мутации возник вирус, вызывающий СПИД.

    По версии Р. Галло, возбудитель СПИДа мог быть завезен чернокожими иммигрантами из Центральной Африки.


    Другая теория основана на том, что многие исследователи считают маловероятным внезапное образование патогенной фор­мы возбудителя СПИДа, однако допускают ее как последствие

    мутации обезьяньего вируса, принадлежащего к той же группе ретро вирусов, что и вирус, вызывающий СПИД.

    Одной из вероятных причин, вызывающей большое количество мутаций вирусов и ускоренное их видообразование, счита­ют повышенный радиационный фон в некоторых районах Африки, обусловленный залежами урана.

    Высказываются предположения и о связи процессов, при­ведших к возникновению ВИЧ, с резким повышением радиацион­ного фона на Земле в результате испытания ядерного оружия.


    Среди населения США и Канады, а также ряда европейских стран, в которых заболевание СПИДом получило широкое рас­пространение, четко выделяются контингенты населения, где уро­вень заболеваемости особенно высок.

    Первую, наиболее ярко выраженную группу, 72% от общего числа заболевших, составляют гомосексуалисты, заражение ко­торых происходит при половом сношении с носителем вируса, вы­зывающего СПИД.

    Ко второй группе, составляющей 17% заболевших, относятся / наркоманы. У них заражение происходит в результате попадания ВИЧ-инфекции в кровь при использовании нестерилизованных ме­дицинских инструментов, игл и шприцев, которыми ранее пользо­вался человек, уже являющийся носителем вируса СПИД. Естественно, что в случае, если человека можно отнести и к пер­вой, и ко второй группам повышенного риска, возможность забо­левания СПИДом повышается во много раз.

    Третью группу повышенного риска —2,1% составляют люди, которым переливали кровь или изготовленные из нее препараты, зараженные ВИЧ в то время, когда последствия заболевания были неизвестны.

    В настоящее время известны три основных пути передачи ви­руса: Г) половой путь; 2) посредством введения ВИЧ-с кровью или с изготовленными из нее препаратами; инфицированными ВИЧ медицинскими инструментами и предметами личной гигиены (ма­никюрные ножницы, наборы, бритвенные приборы и т. д.); 3) внут­риутробно — от больных матерей плоду.

    Эти пути создают возможность для попадания ВИЧ в кровь, где он находит благоприятную среду для существования.


    Одной из главных опасностей СПИДа, способствующей его рас­пространению, является его большой инкубационный период. Че­ловек, не испытывая жалоб на состояние здоровья и не подозревая, что он является носителем ВИЧ, может стать источником зараже­ния очень многих людей. Инкубационный период для СПИДа, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет от 4 до 15 лет. Однако при непосредственном попадании ВИЧ в кровь инкубационный период может уменьшаться, составляя в некоторых случаях 2—3 месяца. Вот почему многие стра­ны придают большое значение выявлению носителей ВИЧ. С этой Делю в России проводится большая работа по организации кабинетов анонимного обследования, где (без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность, и совершенно бесплатно) с применением современных достижений науки каждый желающий может обследоваться на СПИД.

    Как - же проявляет себя вирус иммунодефицита человека в его организме.

    Самое тяжелое последствие заражения — это синдром приобретенного иммунодефицита, давший название болезни (СПИД). По оценкам специалистов, он возникает примерно у 50% зараженных ВИЧ на протяжении 5—10 лет. В результате человек становится уязвимым для любого вида инфекции, в том числе и грибковой. В конечной стадии заболевания начинают развиваться разнообразные формы инфекционной патологии, злокачественные новообразования и хронические дегенеративные заболевания, ко­торые и обусловливают высокую смертность при СПИДе.

    Второе проявление инфекции — параСПИДа, характеризуется ухудшением самочувствия, постоянным повышением температуры тела, снижением массы тела, увеличением лимфатических узлов, поносами, потливостью.

    При дальнейшем развитии заболевания воз­можен переход параСПИДа в СПИД. Сравнительно недавно было обнаружено и третье действие ВИЧ, вызывающее неврологические, заболевания, поражение центральной нервной системы. Известны синдромы, вызванные действием вируса на нервную систему: энце­фалит, асептический менингит, прогрессирующее слабоумие и др. По последним данным, поражение центральной нервной системы представляет клинические признаки заболевания, обусловленные непосредственно действием ВИЧ, а не возникшими на фоне снижен­ных защитных сил организма инфекциями. Важная особенность СПИДа заключается в том, что слабоумие и другие симптомы по­ражения вирусом нервной системы во многих случаях предшеству­ют возникновению иммунодефицита. Это открытие позволило обеспечить исследование практически всей донорской крови, самих доноров и полностью исключить передачу вируса данным путем. Ведется активная работа по налаживанию производства и изготов­ления шприцов, игл и систем для переливания крови одноразового пользования. Повторное использование одноразовых шприцов и игл категорически не допускается, они подлежат уничтожению или переработке. Приняты меры по организации и контролю за соблюде­нием необходимых режимов стерилизации медицинского инструмен­тария, обеспечивающих гибель вируса.

    Основной мерой предупреждения заражения ВИЧ должно слу­жить негативное отношение к половым извращениям и распущен­ности, случайным половым связям. В качестве меры профилактики, основанной на исключении обмена секретами и экскретами тела, возможно содержащими вирус, при половом сношении следует поль­зоваться физическими контрацептивами — презервативами.

    Пагубные привычки, такие, как гомосексуализм и наркомания, могут стать угрозой не только собственной жизни, но и здоровью и жизни окружающих. Во всех случаях следует руководствоваться ; правилами личной гигиены, не пользоваться чужими зубными щетками, бритвенными приборами, маникюрными наборами, т. е. теми вещами, на которых могут сохраниться элементы крови другого че­ловека, возможно содержащие ВИЧ-инфекцию.

    Учеными установлено, что вирус, вызывающий СПИД, как и другие ретро вирусы, весьма нестоек во внешней среде. Он гибнет при температуре выше 56 °С. Его оболочка содержит жиры, поэто­му он чувствителен к растворителям жиров, таким, как спирты, мыло, детергенты, содержащиеся в моющих средствах. Установле­но, что спирты, мыло и другие средства, растворяющие липиды, убивают вирус менее чем за 10 мин. Поэтому следует подчеркнуть, что вероятность заражения вирусом СПИДа в бытовых условиях, где соблюдаются гигиенические правила, практически невозможна.

    Всемирная организация здравоохранения объявила в 1989 г. 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Помимо плановых мероприятий, связанных с распространением знаний по основам лич­ной и общественной гигиены, гигиены половой жизни, профилактике венерических заболеваний, рекомендуется проведение в этот день и общешкольного мероприятия, посвященного борьбе со СПИДом.

    СПИД является пока неизлечимым заболеванием, и поэто­му профилактической работе, направленной на разъяснение осо­бенностей этого заболевания, должно уделяться большое внимание.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции