Шкуры оленя для чума


Характер сезонных кочевок северных оленей зависит от численности оленей, режима снежного покрова и состояния пастбищ. Общее направление кочевок, пути, по которым идут олени во время миграции, места переправы через реки отличаются большим постоянством. Дальность миграций северных оленей — от 200 до 750 км. Осенние откочевки начинаются в сентябре и заканчиваются в ноябре

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношения людей с окружающим миром. Чтобы стать кочевником, нужны чрезвычайные обстоятельства. История свидетельствует, что человек — существо, ведущее оседлый образ жизни. Основная причина переселения человека в глубокой древности — истощение ресурсов в прежнем ареале обитания и межплеменные конфликты на этой почве. Так было и так происходит до сих пор. Человек шел и оседал там, где ресурсов (в том числе ресурса безопасности), по его мнению, было достаточно. Один совершенствовал процесс охоты, другой — земледелия, а кто-то продолжал путь в кочевье. Территория охотника больше, чем у земледельца, у кочевника — она без границ.

Северные народы — ненцы, манси, ханты, селькупы, кеты, коми, эвены, чукчи — занялись оленеводством. Однако в этом процессе есть свои тайны. Например, чукчи в свое время научились у эскимосов морской охоте, но те, в свою очередь, не переняли у чукчей искусство оленеводства.

Жизнь северного кочевника требует от каждого упорства и трудолюбия, крепкой воли и сплоченности, взаимопонимания и открытости.

Особое место в жизни любого кочевника, в том числе и северного, занимает жилище. Человек всегда рассматривал дом (пещеру, юрту, чум, избу) не только как жилище, в котором он занимался трудом, поддерживал очаг, ел пищу и растил детей, но и как место восстановления своих духовных сил, место, где мужчина снимал доспехи после битвы с врагом. Женщина же насыщала дом внутренним духовным теплом, притягивающим к себе и создающим покров семейного очага.

В этом им помогали не столько стены, сколько система ценностей, унаследованных поколениями и привносимых в жилище всей семьей, состоящей из близких не только по крови людей, но и по духовному состоянию.

Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, которая хорошо подходит к открытым пространствам тундры: эта форма устойчива при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как снег скатывается легко, не задерживаясь. Любой предмет кочевого быта доведен до совершенства.

В чуме всегда прозрачный воздух, дым от очага висит у самого верха, у дымоходного отверстия. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума и через несколько минут вместе с теплом поднимается вверх. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и, как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху. Летом же ее не могут преодолеть комары и гнус. Роль чума необычайно велика. Поэтому его стилизованное изображение — основной элемент орнамента, который используется для украшения одежды, обуви, сумочек, покрывал на женской оленьей упряжке.

Главный элемент конструкции чума — шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит не одно десятилетие. Шесты заготавливают в зимний период из очищенных стволов деревьев длиной около 5 м (бывают до 7— 8 м). Затем заготовки обрабатывают так, чтобы они утолщались к середине. Каркас чума собирается из 40—50 шестов. От числа шестов и их длины зависят размеры чума. Чем больше шестов, тем вместительнее чум.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (по-ненецки нюки), которые сшиваются из шкур взрослого оленя нитками из сухожилий. Такие нитки очень прочные. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние — покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние — мехом наружу. Покрышки изготавливают из шкур, снятых зимой; для пошива одной используется около 60 шкур. Пошив и выделка шкур входит в обязанности женщин.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины, при этом учитывается близость озера или реки, наличие сухостоя для отопления чума и ягеля для кормления оленей. Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой чума. В день перекочевки обитатели чума встают раньше, чем в обычные дни. Мужчины проверяют исправность упряжи, нарт. Женщины развязывают и снимают покрышки чума. На специально отведенную нарту укладывают доски, печку и женскую обувь. В нарту для перевозки вещей укладывают стол, чайники, котлы, ведра. Постельные принадлежности, одежду, мужскую и детскую обувь укладывают на отдельную нарту. Затем чум разбирают и убирают шесты. Мужчины подготавливают стадо оленей для перекочевки. Разбор чума и перенос его на новое место обязателен во время эпидемий, а также как элемент ритуала при рождении ребенка и в обряде похорон.

Место между приспособлением для подвешивания котла и очагом считается священным местом в чуме. Это пространство не разрешалось переступать женщинам. Это место, где сидит шаман во время шаманского обряда, вокруг шеста обносится его бубен.

В зависимости от назначения, все предметы быта находятся в специально отведенных местах. Место противоположное от входа в чум называется синя. Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага — ту мю. Справа и слева от него располагается постель (ваав), одеяла (тон') и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума.


Белые быки. Летняя окраска меха северных оленей — кофейно-бурая или серо-бурая. Зимняя окраска более изменчива, от довольно темной до белой. Олени Крайнего Севера окрашены наиболее светло, лесные олени — темнее.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев, это может принести зло мужчине и его вещам.

Специфические особенности природной среды обитания, кочевой образ жизни и абсолютная зависимость от сил природы способствовали формированию у коренных жителей тундры экологического календаря. В основу народного календаря природы легли смена времен года, цикличность природных явлений, а также хозяйственных и промысловых занятий.

На протяжении веков из поколения в поколение передавались традиции бережного отношения к окружающему миру. Ненцы никогда не брали от природы больше, чем необходимо для пропитания и проживания.

Традиционный уклад жизни ненцев, которые являются одним из крупнейших арктических этносов, состоит из двух полугодий и шести сезонов. Началом календарного года считается зима.

Жители тундры к этому времени прошли все трудные испытания: время отела, комариную пору, период оводов, брачный сезон оленей. Наступает пора относительного покоя, стабильности.

Январь и февраль в тундре — время самых сильных морозов. Олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты — яра. Глубокие снега, короткие дни, темные ночи, мрак которых разгоняют вспышки северного сияния. Резкие порывы морозного ветра обжигают лицо, прерывают дыхание, слепят глаза, но ненцы выработали надежные способы, которые помогают ориентироваться в снежной пустыне. Они знали о существовании господствующих ветров, замечали, в каком направлении ветер вытягивает снежные заструги, в ту же сторону он кренит и торчащие из-под наста верхушки кустов, ориентирует нарастающие на них сосульки. Поэтому, отправляясь в путь, они замечали угол своего движения относительно застругов. Но если путник попадал в метель, то после нее он не мог разглядеть ни застругов, ни веток. С началом пурги он останавливался, запоминал, по возможности точнее, куда дует ему ветер — в лицо или в спину. Когда пурга стихала, двигался дальше по направлению к ветру так же, как и прежде. Если надо было подсказать путь идущим следом, использовал веточки, которые втыкал в снег и, подражая ветру, наклонял их в сторону своего движения.

У ненцев существует целый ряд примет. Например, если северное сияние раскинулось посреди неба — это к плохой погоде, а если оно на северной стороне — к хорошей. Ухудшение погоды, метель предвещают собаки, валяющиеся в снегу, и олени, сгруппировавшиеся в одном месте. В зимние месяцы оленеводы добывают песцов, зайцев, куропаток, белок.

В марте природа и люди вступают в цикл более активной жизни. В этом месяце олени, утомленные солнцем, бывают вялыми до самого вечера. Эту вялость у них снимают последние мартовские морозы. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны, так они сохраняют тепло, набирают энергию. Оленеводы, заметив среди прирученных оленей подходящего для передового в упряжке, именно в эти дни начинают его тренировать, пока у него молодые рога и малейшее прикосновение к ним вызывает сильную боль. Передовой олень, прирученный в это время, будет надежным в пути, никогда не собьется с дороги.


Традиционным домом для ненцев является чум. Он имеет коническую форму, она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах

В мае начинается отел оленей. Кругом еще снег, дуют сильные ветры со снегопадами, часты морозы. В больших стадах ежесуточно рождается по 20—40 оле-нят. Есть приметы, связанные с весной и рождением оленят. Если первым в стаде родится теленок-важенка, то олени будут здоровыми, будет хороший год, а если бычок — будет много рыбы.

К концу месяца обнажаются бугры, появляются проталины, возникают промоины во льду при впадении рек в озера. Хорошая погода в апреле и мае бывает нечасто. Сильные ветры со снегопадами и морозами наносят огромный урон стаду, принося гибель многим новорожденным телятам. В это время выпас больших стад производится двумя группами: ездовых оленей и важенок. От отела зависит благополучие всего года. Ни одна другая оленеводческая пора не вызывает у пастухов столько переживаний, как отел. По убеждению ненцев, только у хорошего хозяина олени родятся в изобилии и красивыми.

Июнь — месяц гнездования. Для оленеводов он является временем относительного спокойствия. Завершается отел, открываются из-под снега пастбища и еще не докучают комары. Российская приарктическая тундра создает за короткое лето биомассу равную биомассе амазонской сельвы в течение года.

В начале июня телятся последние важенки. Таких оленят ненцы называют авок. Важенки норовят отказаться от этих оленят, поэтому выживших считают даром природы, посланным на счастье и радость. Их выхаживают, ни в чем им не отказывают и ни в коем случае не забивают. Первое время такие оленята проводят в чуме. В этот период кочевники с утра до вечера находятся около распакованных зимних багажных нарт — просушивают и чинят зимние вещи и одежду.

В июле пастухи пристально следят за приметами лета: для оленевода сильный летний ветер, даже с дождем, представляется хорошим, поскольку он избавляет оленей от комаров и зноя. Тихая погода для оленеводов оказывается сущим адом из-за обилия комаров. Оленевод считает хорошей погодой не ту, что приятна ему самому, а ту, что полезна его оленям. Это подтверждение того, что олень — основа экологической среды, в которую пластично интегрируется человек, а не наоборот. Не человек управляет стойбищем, как хочет, а он гармонично соединяется со стадом и живет внутри его.


Каждая перекочевка сопровождается разборкой чума. Постельные принадлежности и одежду укладывают на отдельную нарту

В августе у северных оленей прекращается рост рогов и начинает сдираться бархатистая кожица, покрывающая рога. Олени сами стремятся ускорить чистку рогов от кожицы, для чего трутся рогами о кусты. Первыми начинают чистить рога взрослые самцы, за ними молодые, а затем яловые самки и важенки с телятами.

В сентябре день за днем льют осенние затяжные дожди. Во время кочевки оленеводы стараются расширять пастбища с обильным кормом, оставляют на пути движения огромные участки земли, богатые ягелем, нетронутыми — для других оленей, которые пойдут вслед за ними.

Мужчина оберегает свой тынзян и чувствует, когда его кто-то брал

ЯНАО. Оленеводы предпочитают ездить на снегоходах с GPS-навигатором в руках. Тем не менее они стараются жить своей культурой и традициями.

Олень для оленевода - его жизнь. Это делается понятно, как только приезжаешь в тундру. Чтобы олень жил дольше, современные оленеводы-пастухи используют в качестве транспорта снегоход вместо оленьей упряжки. "Так быстрее, да и зачем оленя мучить", - пояснил один из ямальских оленеводов. Он был одет в традиционную ненецкую одежду, дополненную темными очками.

С самого маленького возраста дети оленеводов осваиваются не только с оленями, но и с самокатом. "Это маленький снегоход, только без мотора", - говорят им мамы.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) проживает более 30 тыс. человек (около 7% от общей численности округа) - представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Это ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. Из них 13 тыс. ведут кочевой образ жизни, то есть живут и работают, грубо говоря, так же, как и 100 лет назад. Им приходится постоянно кочевать: к лету им предстоит преодолеть более 1000км с юга на север, а затем обратно - к зиме. Это связано в первую очередь с тем, что летом на севере более холодный климат и дует ветер, что помогает оленям спасаться от различных кровососущих насекомых. Ненцы преимущественно занимаются оленеводст-вом, ханты - рыбалкой, селькупы - охотой, хотя у каждого есть немного оленей и все ловят рыбу.

Живут оленеводы в чуме (переносной шалаш конусной формы). Зимой для чума выбирается место на снегу, он тщательно утаптывается, затем на него стелют постель: на снег кладут сначала березовую, потом травяную циновку, а сверху оленьи шкуры и подушки. После этого в центр чума устанавливаются печь-буржуйка и его каркас - несколько шестов, связанных между собой. Внутреннюю часть чума зимой покрывают войлоком, внешнюю - оленьими шкурами, сшитыми из оленьих жил (летом преимущественно используется брезент).

В чуме за печкой есть священное место у противоположной от входа стороны. Мужская половина чума находится рядом со священным местом, женская - ближе к выходу. При этом женщина не имеет права переступать между священным местом и печкой.

Одежда оленеводов сшита оленьими жилами из шкур оленя. Мужская верхняя одежда называется малица, когда же становится холодно или необходимо надолго выехать из стойбища, на нее надевается гусь - тоже верхняя одежда, но мехом наружу. В качестве обуви используются кисы и тоборы, которые также надеваются сверху при экстремально низких температурах. Мужчина, одетый в такую одежду, может так же, как и олени, зарываться в снег, чтобы переждать, к примеру, сильную пургу. Жена оленевода - хранительница очага, ее труд очень тяжел (учитывая тундровые условия, в которых ей приходиться работать): за сутки отсутствия мужа она успевает приготовить еду для мужа, детей и собак, заготовить дрова, починить и высушить одежду, постирать, если необходимо.

Главное орудие оленевода - тынзян, основной символ мужественности. Это 20-25-метровый аркан, сплетенный из четырех полос оленьей сыромятной кожи. Он изготавливается специально под руку конкретного мужчины: должен быть такой длины и тяжести, чтобы пастуху было под силу бросить его далеко и точно. В тундре есть специалисты-тынзянщики, у которых можно заказать аркан, но каждый пастух мечтает сам соз-дать для себя тынзян. У хорошего оленевода должно быть три тынзяна: один повседневный, которым могут воспользоваться другие мужчины, один только для себя и любимого сына, и последний - только для себя.

. Женщина не имеет права брать тынзян в руки и даже переступать через него.

На территории ЯНАО выпасается самое крупное в мире стадо домашних северных оленей: свыше 600 тыс. голов (более 40% от общероссийского поголовья). Из них около 400 тыс. оленей находятся в личной собственности оленеводов (в округе более 2,5 тыс. личных хозяйств), остальные - в государственной. У индивидуального оленевода ("частника") поголовье оленей может достигать нескольких тысяч. У него также есть возможность продать излишки своей продукции (мясо, шкуры, панты, рыба) предприятиям, работающим на территории округа или в поселках газовиков. На вырученные деньги оленевод может купить необходимые ему как кочевнику вещи. Это техника (снегоход, запчасти к нему, бензин, сотовый телефон, GPS-навигатор); продукты (хлеб, чай) и различный инвентарь (веревки, брезент) и т.п. Богатые оленеводы могут себе позволить даже купить квартиру в поселке или городе - на старость.

Другой тип нередко уже обрусевших оленеводов работает в государственных оленеводческих бригадах. Живут они при этом также в тундре и ведут традиционный образ жизни. С ними заключают трудовой договор, заводят трудовую книжку, выплачивают зарплату. В бригаде, как правило, шестеро пастухов, включая бригадира: в сумме они обслуживают около 1,3 тыс. голов совхозных оленей. Оленеводов также премируют. "У нас действует принцип: хорошо работаешь - хорошо получаешь, если все плановые показатели выполнены (в частности, по производству мяса, сохранению поголовья). На днях мы выдали пастухам 170 голов живых оленей в качестве премии", - говорит Владимир Курдюмов, главный зоотехник ЗАО "Ныдинское". Выдаются на бригаду и снегоходы "Буран", но, как правило, только тем, кто занял первые места в День оленевода (он ежегодно проходит в начале апреля): победителям в перетягивании палки, национальной борьбе, в тройном прыжке и метании тынзяна на хорей.

Жена оленевода за сутки успевает приготовить еду для мужа, детей и собак, обиходить оленей.

- Ямало-Ненецкий автономный округ находится в северной части Западно-Сибирской равнины. Зима в округе длится около 8 месяцев, а температура опускается до - 56 C.

- 2 тыс. рублей ежемесячной государственной дотации получает каждый представитель КМНС, 8 тыс. рублей - среднемесячная зарплата "наемного" оленевода.

- 750рублей - субсидии, которые получают предприятия на каждую голову оленя.



Как тундровичка стала успешным предпринимателем

Взрослая жизнь Евгении Вануйто начиналась традиционно: после девятого класса девушка уехала в тундру, потом – замужество, ребёнок, кочевая жизнь и чум.

Теперь она – владелица мастерской, в которой работают несколько мастериц. Не так давно открыла пекарню и магазин.

ПРОДУКТ ДЛЯ СЕВЕРА

– Мы занимаемся пошивом нюков – зимних покрытий для чума из шкур оленя. Бывают заказы на суконную одежду. Шьём бурки, малицы, ягушки, конверты для новорождённых, сиденья для саней и детских снегоходов, – перечисляет предпринимательница.

В мастерской выделывают замшу. Женщина показывает образцы: тонкая, белая, как ткань, слегка бархатистая, мягкая оленья кожа. На каждом экземпляре – инициалы мастерицы. Некоторые темнее, они тонированы чаем. При выделке применяются только натуральные средства.

А вот место слегка повреждено, небольшие дырочки кучно расположились. Оленя кусал овод, объясняет Евгения.

– Но нюки – основное. Мы на них живём, – добавляет она.

– Кто ваши заказчики?

Для чума нужно четыре покрытия: два сверху и два внутри. Иногда как внутренние используют старые, с изношенной шерстью наружные. Или шьют специально – такие же по форме и размеру, но со стриженым ворсом.

При хорошем использовании покрышки должно хватить на 15–20 лет. Раньше женщина заготавливала шкуры от оленей, которых сами ели, и качество меха было лучше. А мы используем шкуры животных, которых отправили на забойку, а хороших человек на забойку не пригонит. Поэтому качество шкуры хуже. Но лет на десять точно должно хватить.

Переквалифицироваться из чумработницы в бизнес-леди в одночасье нельзя. И безболезненным такое превращение тоже не назовёшь. Для начала – бросить привычный уклад жизни, уехать от мужа, обосноваться в посёлке…

Центр занятости выделил 88 тысяч и ещё 50 тысяч дал на создание рабочего места. У родителей сколько-то взяла. Подала на грант, выиграла 300 тысяч. Купила промышленные швейные машинки.

В 2012 году в Сюнай-Сале, в двадцати пяти километрах отсюда, сняла квартиру, сделала мастерскую.

– Почему не в Яр-Сале? Там аренда дешевле?

– Не дешевле. Там женщинам работа нужна. И их не надо обучать – они всё с детства умеют. К тому же в райцентре в совхозе уже работала пошивочная мастерская.

Сейчас постоянно трудоустроены в пошивочной четверо, они получают зарплату. Это проверенные мастерицы, они с самого начала со мной. Ещё шестеро работают по договорам, оплата сдельная. И несколько человек шьют по моим заказам у себя в чумах, в тундре. В Белоярске (это Приуральский район) две женщины за лето шесть штук сделали. Все мои работницы взрослые – от тридцати до пятидесяти лет.

– Сколько успеваете сделать за год?

– За 2014-й 98 штук сшили на район. Из них 26 – для Сеяхи. Сейчас мы продаём один нюк в пределах 130 тысяч рублей, цена зависит от доставки – в разные посёлки она разная. Доставляем снегоходами, машинами.

Шкуры закупаем на убойных пунктах. И даже с запасом. В прошлом году был большой заказ. Если бы сырьё с позапрошлого года не осталось – не справились бы.

Иногда тундровики приносят одну-две шкуры, я деньги сразу отдаю. Крутимся как можем.

– Свою продукцию реализуете только в посёлках?

– Не только! Из сукна у меня девочка-инвалид шьёт ягушки, сумочки, плетёт из бисера мелкие изделия, я её трудоустроила через центр занятости. Её работы отдавали в Салехард, в окружной Дом ремёсел, на реализацию.

– Каковы перспективы развития мастерской?

– Пока есть потребность – будем работать. Нет желания закрывать. Будем и развиваться, что-то менять. Открывать филиалы, хоть с перевозками тяжело. И у людей занятость будет – не каждый же может найти себе работу, которую он умеет делать.

НЕМНОГО О ПРОЦЕССЕ

– Хранение шкур требует особых условий?

– Мы это делаем чисто по-ненецки. Всего не попросишь и всего сразу не построишь. И шкурам лучше, если они на нартах: мыши не лазят. И мех хорошо хранится, не испортится. Проветриваем. Годами лежит. А на складе бы – где-то закапало, сверху влажно стало, снизу намокло… Часть запасов хранилась в сараях – и сразу видно: где-то вода попала на шкуру… Традиционный способ лучше. Даже готовые изделия мы закатываем и прячем на нарты. Точнее, не на нарты, а на поддоны на ножках.

– Сколько времени уходит на пошив одного нюка?

– Когда уже набита рука, женщина производит по два нюка в месяц свободно – вместе с выделкой и пошивом. Но мы разделили труд. Одни выделкой занимаются, три, самые шустрые, шьют один нюк. Так быстрее получается.

А раньше, когда опыта не хватало и в старом здании полы были кривые, порой приходилось переделывать работу.

– Какой формы нюки?

– Если нюк пошит неправильно, его нельзя будет надеть на чум, – Евгения рисует схему. – На чум нужно два нюка. Шкуры располагаются хвостом вниз, в три ряда. Если шкуры большие, хватает двух рядов.

Общепринятого стандартного размера нет. Мы установили стандарт для себя: шьём четыре пятьдесят (это высота нюка) на тринадцать метров. По краю нашиваются петли из капроновой ленты. Иногда – традиционно из замши: бывает, что шкура при выделке линяет, и чтобы её не выбрасывать, используем.

– Кто вас учил шить покрышки для чумов?

– Мать учила. Я в посёлке только последние двенадцать лет, а до этого времени кочевала, – вспоминает она. – А в тундре ленивых нет. Девочке исполнилось лет шесть-семь, её начинают учить. Лапу оленью дадут выделать… Помню, в первом классе я выделала четыре лапы, во втором – восемь. Каждый год всё больше и лучше получалось.

Шить нюки целиком не приходилось, только ремонтировали: один год – подол, потом где-то выше кусок поменяли… И летние делала из брезента, из шинельного сукна, и зимние.

– Бывает, что работы нет?

– Первое время было тяжело. А сейчас нет такого, чтобы я без клиентов сидела. Стараемся равномерно распределить заказы во времени. Мы ведь шьём не только на посёлок – на весь Ямальский район. Есть заявки из Надымского района. На всю округу наша мастерская одна, и в Надымском, кажется, никто этим не занимается.

– Вы строгий начальник? Ругаться приходится?

– Без этого никак. Дашь расслабиться – на шею сядут. А ведь если не сделают – у них же денег не будет! Сейчас остались те, кто понимает, что они работают не в государственном учреждении, где сидишь и гарантированно зарплату получаешь. А первое время всякое было.

ПЛЮС ХЛЕБ, ПЛЮС АПЕЛЬСИНЫ

Десять человек в мастерской – это ещё не все рабочие места, которые создала Евгения Вануйто.

– Кроме мастерской, у меня пекарня, с октября администрация посёлка мне её передала. Два пекаря там, и один человек в магазине работает – при пекарне открыла магазин. Люди покупают и хлеб, и продукты.

– Почему решили заниматься пекарней? Нюки – понятно, с детства знакомое. А тут ведь совершенно новая сфера…

– Магазин хотелось открыть давно. Мы живём от заказа к заказу, а мастерицам надо покупать продукты постоянно. Тогда я заключила договор с магазином, мои работники брали там продукты, а я ежемесячно оплачивала их счета. Это невыгодно – одни стараются, а другие работают спустя рукава, но отовариваются на большую сумму, чем сделают. Я просила у администрации здание бывшего госснабовского магазина, и мне предложили пекарню, в которой можно заодно открыть торговую точку.

Раньше пекли только белый хлеб для посёлка. Мы начали делать булочки. Народ их хорошо берёт. Со временем что-то новое запустим. Пекарня в посёлке нужна: когда закрывается навигация, людям никуда не выехать, а хлеб всегда нужен.

ЛИЧНОЕ… И СНОВА О БИЗНЕСЕ

В посёлке Евгения второй раз вышла замуж. Муж – доктор, приехал из Курганской области. Они воспитывают троих детей. Младшей четыре года, средней – двенадцать. Старшая уже студентка тюменского вуза. Мечтает, как из замши, выделанной традиционным ненецким способом, будет шить модную одежду. Не стилизацию, не национальные этнические элементы в современных моделях, а настоящие дизайнерские вещи, актуальные для жителей Большой земли.

Мастерская работает в Сюнай-Сале. А в Яр-Сале на съёмной квартире – офис. Бухгалтерией, кстати, предпринимательница занимается сама – проходила курсы, когда работала в магазине продавцом. Здесь, в офисе, стоят морозильные камеры. В этом году Евгения начала заниматься сбором и продажей дикоросов.

– Собираем морошку, бруснику, чернику – за сезон тонну с лишним, – открывает предпринимательница морозилку и показывает пакеты. Короба полны. – Принимала ягоду у оленеводов, которые остались без оленей. Часть уже купили туристы на ярмарке.

– Как вы почувствовали в себе предпринимательскую жилку?

– Наверное, это было желание жить. Я всегда гордилась отцом, матерью, старшим братом. Отец такой человек, что всем помогал… Не всё гладко идёт. Но у меня столько людей, которые на меня надеются. Как я могу всё бросить? Сейчас-то уже всех знаю. К кому можно обратиться за помощью – всегда обращусь.

– Вы теперь никогда не устроитесь на работу и не будете работать на кого-то?

– Нет. Если вдруг то, чем я занимаюсь, не будет востребовано, найду что-то другое.

Добро пожаловать в Ненецкий автономный округ!


Ненецкий округ

Что посмотреть

Туры

Полезности

Перед поездкой

О центре

Главная / Ненецкий округ / Культура и традиции / Коренные народы

Ненецкий автономный округ исторически является исконной территорией проживания ненцев — коренного малочисленного народа Севера, относящегося к тундровой группе. За долгие тысячелетия ненцы создали яркую и самобытную культуру, максимально приспособленную к суровым природным условиям Арктики.

Само название ненэць — "человек", ненэй ненэцъ — "настоящий человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII века.

У народа есть свой язык — ненецкий — относящийся к уральской языковой семье.


Стойбище (автор фотографии — Матвей Чупров)

Ненцы — исконные оленеводы! Часть оленеводов до сих пор ведут традиционный кочевой образ жизни, перемещаясь со стадами оленей по устоявшимся маршрутам — летом на север, а зимой на юг. Кочевой образ жизни повлиял на формирование многих элементов традиционной культуры — переносное жилище (чум), оленья упряжка и нарты, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, приспособленная к свирепым климатическим условиям. Можно сказать без преувеличения, что олень — основа жизни многих северных народов, в том числе ненцев!


Нарты (автор фотографии — Николас Мингассон)

Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарты — сани, в которые запрягают оленей, изготавливаются из ели или березы. Для ненцев характерна упряжка "веером", т. е. олени располагаются рядом (от 2 до 6–7). Нарты различаются в зависимости от их назначения и бывают легковые или грузовые. Всеми видами нарт ненцы пользуются в течение всего года.


Чум (автор фотографии — Евгений Шаталов)

Традиционное жилище ненцев — чум. Чум состоит из 25–40 (иногда до 50) еловых шестов, которые устанавливаются в форме конуса. Чем больше шестов, тем вместительнее чум и богаче семья. Зимнее покрытие для чума — нюк — шьется из оленьих шкур с подрезанной шерстью, летнее шилось из специально выделанной бересты (снятую бересту варили в течение суток в котлах, после чего складывали в два–три слоя и сшивали в большие полотнища). В настоящее время в качестве летнего покрытия используется брезент.


Внутри чума (автор фотографии — Николас Мингассон)

В центре чума находится очаг. В прошлом роль очага выполнял железный лист, на котором раскладывался костер. Сейчас вместо него используют металлические печи. В верхней части чума остается отверстие для выхода дыма, которое в случае дождя можно закрыть. Пространство справа и слева от очага служит жилой частью чума. По обеим сторонам очага раскладываются широкие доски — пол, за ними расстилаются циновки, сплетенные из болотной травы, хвойных ветвей или ивовых прутьев. Циновки покрываются оленьими шкурами — постелями, причем справа от входа обычно располагаются гости, слева — хозяева. Поселение ненецких оленеводов — стойбище — состоит из нескольких чумов. Для ненцев чум — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир!


Традиционная женская одежда


Традиционная мужская одежда (автор фотографии — Матвей Чупров)

За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза. Одежда ненцев делиться на мужскую и женскую.

Традиционную одежду шьют из оленьих шкур. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды богато украшают меховой аппликацией, плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном и пришитыми рукавицами — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги (пимы) из камуса мехом наружу и чулки (либт) мехом внутрь. Для предохранения от сырости поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясывают ремнем, украшенным медными бляхами. В холодную погоду поверх малицы надевают совик — одежду с капюшоном, по крою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу.

Женская одежда, в отличие от мужской, распашная. Шьется из оленьих шкур, с воротниками из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. Женские головные уборы имеют местные различия. Женская обувь отличается от мужской кроем.


Ненецкий малыш (автор фотографии — Матвей Чупров)

Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шьют одежду наподобие комбинезона.

В качестве летней одежды используют поношенную зимнюю без подклада, а так же суконные паницы (ной паны, нояца), по покрою схожие с зимней одеждой.


Автор фотографии — Николас Мингассон

Помимо оленеводства ненцы занимаются охотой (зимой) и рыболовством (летом). Территория расселения ненцев богата ценными пушными зверьками (песец, лисица, горностай, росомаха), породами рыб (пелядь, нельма, чир). Добывают куропаток и гусей.

Традиционная кухня ненцев представлена разными видами оленины, от вяленой и копченой до таких экзотических блюд, как сырое мясо и кровь оленя, а также речной и морской рыбой в сыром и вареном виде.


Шаман (автор фотографии — Алексей Бажуков)

Мировоззрение ненцев представляет собой сочетание древних анимистических взглядов на природу (трехчленное деление мира, духи природы) с возникшим позднее шаманизмом, когда появилась фигура шамана — посредника между людьми и духами. Шаманами нередко становились по наследству, как правило, по мужской линии. К шаману обращались в случае болезни, "неурожая" песцов в тундре, плохого улова рыбы.

Ненцы поклонялись богам в специальных святилищах. Они создавали идолов из камня или дерева, приносили им жертвы. Священных мест, в которых проводились такие обряды, было много, но центральное ненецкое святилище находилось на острове Вайгач. Сюда приходили на поклонение ненцы даже из самых дальних тундр, в том числе из–за Урала. Менее крупные святилища находились на пути кочевий, ненцы приносили там жертвы два раза в год — перегоняя оленей с летних пастбищ на зимние и обратно.

Ненцы — это люди, которые живут по суровым, но справедливым законам тундры, при этом, сохраняя свою яркую и оригинальную национальную культуру!

Календарь событий

Попав в Ненецкий автономный округ, вы окунетесь в затерянный мир, сохранивший свой уникальный колорит. Самыми привлекательными для туристов местами в НАО являются Тиманский кряж с его минералами и скалами выветривания, остров Вайгач — ненецкое святилище, и удивительной красоты ландшафты со скалистыми обрывами, каменными россыпями, обширными болотами, чистыми озерами и реками, красивейшими водопадами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции