Санитарно защитная зона при сибирской язве

Скотомогильники — организованные места захоронения трупов животных. Территория сооружения должна быть ограждена и обозначена соответствующими знаками. Вокруг скотомогильника должна быть организована санитарно-защитная зона, которая не позволяет инфекциям и токсичным продуктам гниения попадать в места забора воды и жилища людей.

Вам нужен проект санитарно-защитной зоны скотомогильника? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Вокруг каких скотомогильников организуется СЗЗ

В прошлом скотомогильники как правило создавались для изоляции зараженного скота и птицы в период эпидемий. Захоронение осуществлялось в общей яме и закрывалось сверху слоем почвы.

Особенно много скотомогильников возникло из-за сибирской язвы — опасного и заразного заболевания, которое становится причиной смерти миллиона животных в год во всем мире. Их территория исключается из сельхозугодий на неопределенное время. Эксперты считают, что возбудитель Сибирской язвы способен сохранять активность до 1300 лет при благоприятных для него условиях.

В настоящее время существуют постоянно действующие скотомогильники, в которых организована термическая обработка и дезинфекция. Места захоронения на таких объектах надежно защищены от контакта с грунтовыми водами и окружающей средой. Это снижает опасность для экологии, уменьшает угрозу для здоровья человека и животных. Тем не менее, такие сооружения остаются опасными объектами, и тоже окружены санитарной зоной, свободной от жилья, сельхоздеятельности и присутствия людей.

Какой ширины должна быть СЗЗ скотомогильников по СанПиН

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники относятся к самым опасным классам — I и II. Различие в опасности захоронений животных состоит в наличии или отсутствии биологических камер.

  • Захоронения в яме, укрытой только слоем грунта, относится к первому, наивысшему классу опасности. К этой категории относятся все сооружения, которые создавались стихийно или в экстренном порядке для устранения последствий вспышек болезней животных. Для этого класса опасности нормативные документы устанавливают СЗЗ шириной не менее 1 километра.
  • Организованное, возможно постоянно действующее, место захоронения с биокамерами. В таких сооружениях материал перед утилизацией дезинфицируется химическим или термическим способом. А само место захоронения надежно защищено от контакта с окружающей средой. В этом случае СанПиН предписывает создание защитной зоны не менее 500 метров.

Если владелец скотомогильника хочет сократить санитарно

защитную зону, он должен принять меры для перевода сооружения из первого класса опасности во второй. Если сооружение более не используется по назначению: снижение его класса опасности возможно только после проведения натурных измерений, взятия проб аккредитованной лабораторией.

Когда требуется установить СЗЗ для скотомогильника

Проект по установлению защитной зоны требуется в двух случаях:

  • При организации нового или обнаружении старого, не обозначенного надлежащим образом, захоронения трупов животных. В экстренных случаях можно руководствоваться максимальным нормативом 1 км.
  • При уменьшении класса опасности сооружения. Когда владелец захоронения выполняет требования по созданию биокамер для дезинфекции останков животных, он может претендовать на сокращение санитарно-защитной зоны вокруг скотомогильника.

Уменьшение зоны запрета на использование земель вокруг мест захоронения скота и птицы позволяет вернуть их в оборот сельскохозяйственных предприятий, жилищного строительства.

Как проектируется СЗЗ вокруг скотомогильника

С учетом максимального класса опасности, нормативы приписывают следующую последовательность действий:

  • Проведение инвентаризации и классификации опасного объекта, установление нормативной ширины СЗЗ вокруг него, создание проекта.
  • Полученные выводы подтверждаются экспертной оценкой ФБУЗ,
  • Параллельно делается выезд на объект, чтобы на его территории определить поворотные точки границы СЗЗ. По итогу она вносится в ЕГРН. Эту работу выполняет кадастровый инженер.
  • Документы по сооружению и заключение ФБУЗ передается на утверждение главного санитарного врача Роспотребнадзора. Только после этого выдаётся заключение об установке величины защитной зоны.

Проект санитарно-защитной зоны скотомогильника можно заказать в компании ЭкоПромЦентр. Для этого из любой точки России нужно позвонить по телефону +7 (812) 425-61-45.

М-757/2017 М-757/2017 от 9 августа 2017 г. по делу № 2-862/2017

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,

при секретаре Латыповой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

09 августа 2017 года

У С Т А Н О В И Л:

Определением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчика – Комитет по управлению муниципальным имуществом , в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Комитет по управлению государственным имуществом .

В судебном заседании представитель истца - помощник Новокузнецкого природоохранного прокурора Белецкая О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснила, что, не смотря на то, что определением суда законно и обоснованно в качестве соответчика привлечен к участию в деле Комитет по управлению муниципальным имуществом , надлежащим ответчиком по делу является администрация . Стооронами не оспаривается, что указанный в заявлении сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории Прокопьевского городского округа, в муниципальную собственность включен ошибочно, администрацией принимаются меры об его исключении, так как в соответствии с действующим законодательством скотомогильники являются собственностью . Полномочия по организации проведения мероприятий, направленных на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников возложены на органы местного самоуправления. Скотомогильник в соответствии с СанПиНом, санитарно-защитной зоной и санитарной классификацией является объектом негативного воздействия и относится к 1 классу опасности. Положениями указанного СанПиНа предусмотрено, что разработка проекта для объектов первого класса опасности является обязательной. Проведенной проверкой установлено, что размер санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Прокопьевского городского округа, не установлен. Также в ходе проверки установлено, что в 1000 м зоне расположены жилые дома, что создает реальную опасность для населения, поэтому просит обязать администрацию установить размер санитарно-защитной зоны данного скотомогильника, предложенный 2-х летний срок считают достаточным для исполнения решения суда.

Представитель ответчика КУМИ Упадышева А.А., действующая на основании доверенности, поддержала позицию администрации , просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по в и - Щеглова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица - Комитет по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителей сторон, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса > Статья 45. Участие в деле прокурора' target='_blank'>45 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 скотомогильники с захоронением в ямах являются объектами I класса опасности, размер санитарно-защитной зоны составляет 1 000 м.

Необходимость установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенных захоронений предусматривается Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469.

В соответствии с указанными правилами, под скотомогильниками понимается места, отведенные для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются, в том числе трупы животных и птиц. Скотомогильники должны иметь одну или несколько биотермических ям. Содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п. 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; до скотопрогонов и пастбищ - 200 м; до автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

Пунктом 6.10 указанных правил предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Возбудитель сибирской язвы - бацилла антрацис (Bacillus anthracis), представляет собой крупную спорообразующую грамположительную палочку, размером 5—10 х 1—1,5 мкм. Сибиреязвенная бактерия вне организма, при доступе кислорода образует споры, вследствие чего обладает большой устойчивостью к высокой температуре, высушиванию и дезинфицирующим веществам. Заражение может наступать через инфицированную почву, в которой споры сибиреязвенного возбудителя сохраняются в течение многих лет.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, на территории Прокопьевского городского округа в районе Ясной Поляны по расположено сибиреязвенное захоронение (скотомогильник).

На указанный скотомогильник заведена ветеринарно-санитарная карточка, в которой отражено ветеринарно-санитарное, техническое состояние и результаты обследования. Согласно санитарной карточке № на скотомогильник (биотермическую яму), расположенный в черте , в районе Ясной Поляны по : площадь скотомогильника составляет 1800 кв.м.; первое захоронение биологических отходов было произведено в 1947 году; животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в 1947, 1948, 1949, 1955, 1963 годах (л.д. 24).

Таким образом, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что сибиреязвенное захоронение, расположенное на территории Прокопьевского городского округа, относится к объекту 1-2 класса опасности, при этом санитарно-защитная зона данного сибиреязвенного скотомогильника, не установлена.

Под обустройством сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в настоящем Законе понимается комплекс мероприятий по текущему содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту мест сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами; 2) принятие мер по содержанию и эксплуатации объектов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами; 3) консервация сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям). Под консервацией сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в настоящем Законе понимается комплекс мероприятий по оканавливанию траншеей и бетонированию мест сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами; 4) оформление технических планов и (или) кадастровых паспортов объектов.

Согласно ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

На основании ч. 1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ и законодательством .

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что сибиреязвенное захоронение, расположенное на территории Прокопьевского городского округа относится к объекту 1-2 класса опасности, для которых разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной и полномочиями по его разработке наделен орган местного самоуправления, в данном случае – администрация .

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком не нашли своего подтверждения, так как земельный участок под скотомогильником является государственным имуществом , ответственность за надлежащее содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников в соответствии с , имеющем первостепенное значение по отношению к издаваемым администрацией распоряжениям, должны нести органы местного самоуправления, т.е. в рассматриваемом случае именно администрация .

Кроме того, как следует из Правил предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) по организации проведения мероприятий, направленных на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям), администрации предусмотрено выделение субвенций на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям), а также на разработку проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям).

При таких обстоятельствах нарушение требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства при размещении, содержании и обустройстве сибиреязвенного захоронения на территории Прокопьевского городского округа ведет к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц, так как указанный скотомогильник относится к 1-2 классу опасности и в этом случае разработка проекта санитарно-защитных зон сибиреязвенного скотомогильника является обязательной. Невыполнение требований действующего законодательства в указанной области угрожает возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера, негативным воздействием на окружающую природную среду, возникновением опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пребывающих на территории, жителей и иных лиц, оказавшихся на территории Прокопьевского городского округа, круг которых не определен, где расположен указанный сибиреязвенный скотомогильник.

В соответствии со ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 16. Решение суда > Статья 206. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия' target='_blank'>206 ГПК РФ суд считает разумным установить администрации срок для исполнения указанных выше обязанностей – до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из требования разумности исполнения обязательства.

Установить срок для исполнения администрацией решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В иске к Комитету по управлению муниципальным имуществом отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Ю.В. Мокин

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) Ю.В. Мокин

Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда

На первый взгляд может показаться: где мы и где скотомогильники? - Где, где- везде. Так, один из пользователей автомобильного навигатора версии 2011 г. жаловался на интернет-форуме, что карта местности сильно засорена ненужными, с его точки зрения, объектами — скотомогильниками, и на приведенном скрине (правда, достаточно крупного масштаба, ориентировочно в пределах одного муниципального района) их было более десяти.

На территории Московской области в настоящее время в 35 муниципальных районах имеется 275
стационарно-неблагополучных пунктов по сибирской язве, в том числе в 13 районах располагаются 127 скотомогильников, из которых 42 — сибиреязвенных.

Споры сибирской язвы относятся к категории бактериологического оружия массового поражения. Зараженная спорами почва может оставаться источником инфекции многие годы, десятилетия, а по
мнению некоторых специалистов — столетия (см. Врезку 2). Известен случай, когда человек заразился сибирской язвой, побывав на захоронении, где трупы скотины были погребены более 80 лет назад.

К сожалению, в общедоступных источниках нет полных данных по расположению сибиреязвенных
и других скотомогильников, а также перечня стационарных неблагополучных по сибирской язве пунктов. Для того чтобы получить эти сведения необходимо приложить усилия.

В целом, планируя приобретение земельного участка, на наш взгляд, надо ответить на несколько
вопросов.

1. Имеется ли вблизи или в черте (да, такое тоже встречается) рассматриваемого населенного пункта
(места) сибиреязвенный или иной скотомогильник?

2. Что страшнее: чиновники или споры сибирской язвы? В том смысле,что опаснее: установленные задним числом СЗЗ в отношении скотомогильников существующего поселения и соответственно
- запрет на строительство в данной зоне или вероятность заболевания сибирской язвой?

3. Относится ли рассматриваемое место к стационарным неблагополучным пунктам (см. Врезку 3)
в отношении сибирской язвы?

4. Есть ли в опасной близости от участка признаки неучтенного захоронения животных?

Врезка 2. Биологическая справка.
Возбудитель сибирской язвы - Bac.anthracis, аэроб, существует в двух основных формах - бациллярной и споровой. Источник возбудителя инфекции - больное животное. Выделения заболевших животных содержат бациллы, которые на воздухе превращаются в споры. Инфицированные сибиреязвенными
спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции. Основной путь заражения животных - через корма и воду,
а также через укусы насекомых и дыхательные пути. Споры возбудителя сибирской язвы чрезвычайно устойчивы — не погибают в разлагающемся трупном материале, годами сохраняются в воде, десятилетиями — в почве. Сухой жар при температуре 120-140°С убивает их через 2-4 часа, автоклавирование при 120 °С — через 5-10 минут, кипячение — через 15-30 минут. По устойчивости к
химическим дезинфицирующим средствам споры возбудителя сибирской язвы относятся к особо устойчивым. Заражение человека происходит при уходе за больными животными, в процессе их убоя, снятия шкур, разделки туш, кулинарной обработки мяса, уборки и уничтожения трупов, при хранении, транспортировке, первичной переработке и реализации инфицированного животного сырья, а также при контакте с зараженной почвой. Болезнь у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сибиреязвенным сепсисом; вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной форме.
Сибирская язва не передается при помощи живых бацилл — только спорами. Это значит, что живое больное существо безопасно для человека, равно как и больной человек не заразен.

Врезка 3. Специальные термины
Эпизоотический очаг - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех границах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и другие).
Эпидемический очаг - территория, на которой зарегистрирован случай (случаи) заболевания людей.
Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которого обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его
возникновения.
Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.
Угрожаемой территорией считаются животноводческие хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей сибирской язвой. Границы угрожаемой территории определяют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом эпизоотической ситуации,
почвенно-географических, природно-климатических условий и хозяйственно-экономических
связей хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий.

Скотомогильник — страшное слово, и не менее страшное место. И если просто слышали или знают о его существовании достаточно много людей, то побывать там случается вообще единицам. Его посещение связано с далеко не приятными обстоятельствами и вызвано необходимостью. Прилегающая к этому участку территория выполняет функции санитарно-защитной зоны.

Что такое скотомогильник?

Уже из названия понятно, что это место захоронения. Именно на этой территории утилизируются мертвые животные, птицы и прочий биологический мусор. К нему относятся:

  • рыбные, мясные продукты из магазинов, у которых истек срок реализации или они не соответствуют санитарным нормам;
  • трупы животных, павших от болезней;
  • внутренности, извлекающиеся при разделке тушей.

Всю бывшую живность или ее фрагменты необходимо правильно утилизировать. Обычно для этого используют сжигание, как самый надежный метод. Если биологические отходы просто закапывать в землю, то не избежать загрязнения прилегающих территорий, в том числе и грунтовых вод. Также возможно заражение смертельными болезнями животных и даже человека. Наиболее распространенные заболевания, влекущие за собой массовый падеж скота — чума и сибирская язва.

Регламент установления санитарно-защитной зоны

Общее понятие санитарно-защитной зоны — это земельное пространство вокруг определенного объекта с особым порядком использования. Она выполняет функцию защитного препятствия, которое обеспечивает штатный режим эксплуатации и при этом безопасность населения. Санитарная зона нацелена на снижение отрицательного влияния на здоровье людей и окружающую среду.

Постройка и расположение мест массовых захоронений биологического мусора регулируется Ветеринарно-санитарными правилами их сбора, уничтожения и утилизации № 13-7-2/469 от 04.12.1995г. Правила установки санитарно-защитной зоны общие для всех объектов, сооружений и предприятий, выявляющих такую необходимость. Они регламентируются:

Включение в действие

Для того чтобы узаконить расположение санитарно-защитной зоны по периметру скотомогильника, необходимо направить обращение в Роспотребнадзор, причем в федеральное управление. Территориальные органы в этом вопросе некомпетентны. Для регистрации заявки нужны такие документы:

  • заявление о присвоении территории статуса СЗЗ, заполненное согласно утвержденной форме;
  • проект местности предполагаемой санитарно-защитной зоны с указанием границ и размеров скотомогильника и прилегающих к нему земельных наделов;
  • экспертная оценка проекта.

Специально созданная комиссия изучает документацию, и в течение 15 календарных дней принимает решение разрешить либо отказать в установке СЗЗ. При положительном исходе заявителю выдается документ, с указанием объекта, вокруг которого размещается зона, ее пределы и четкие предписания по использованию граничащих территорий.

Санитарно-защитная зона считается действующей только после внесения всех данных о ней в ЕГРН. Для этого Роспотребнадзор в срок до 5 дней отправляет копию своего решения в федеральную службу Росреестра.

К сожалению, часто бывает, что расположение СЗЗ по каким-либо причинам не учтено в градостроительных документах. Отсутствие четких правил внесения изменений функциональной направленности территорий создают массу проблем. Застройщики разрабатывают проекты на возведение социально значимых объектов, не подозревая об ограниченных возможностях данных земельных площадей.

Параметры санитарно-защитной зоны

Размеры территории СЗЗ напрямую зависят от классификации скотомогильника. Она устанавливается исходя из способа захоронения отходов. Если утилизация производится:

  • непосредственно в яме – это І класс опасности, устанавливается санитарно-защитная зона 1000 м;
  • в биологических боксах – ІІ класс опасности, достаточно СЗЗ в 500 м.

Казалось бы, все ясно и понятно, но огромный участок санитарной зоны рядом со скотомогильником манит к себе застройщиков. Чтобы добиться разрешения на освоение земли, принадлежащей к СЗЗ, можно попробовать эту зону уменьшить. Есть два способа это сделать:

  1. Предоставить результаты развернутых исследований воды, почвы и воздуха, которые проводились ежедневно в течение 50 дней и не превысили критичных показателей ПДУ и ПДК. Все замеры необходимо проводить на действующей границе и на предполагаемой перенесенной территории.
  2. Привести неоспоримые доказательства, что санитарно-гигиенические лимиты не нарушены, а все показатели не выходят за пределы нормы. При этом, для очистных работ можно использовать современные инновационные технологии.

Запреты и разрешения

Вблизи скотомогильника, а точнее в его санитарно-защитной зоне категорически запрещено размещение:

  • жилых построек;
  • спортивных сооружений;
  • детских площадок;
  • зон отдыха.

Также недопустим выпас скота, сенокос, перемещение грунта или захороненных останков за границы зоны.

В то же время разрешается строительство таких объектов, как:

  • электроподстанции, ЛЭП;
  • автозаправки, СТО, гаражи;
  • газо- и нефтепроводы;
  • научно-исследовательские лаборатории.

За отсутствие или несоответствие нормам санитарной-защитной зоны вокруг скотомогильника угрожает административное наказание. Однако нравственная ответственность за экологию окружающей среды, население, животный и растительный мир намного сильнее. Нужно быть к этому готовым.

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд в составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к , третьи лица: Управление ветеринарии , Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, об организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения на территории ,

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к об организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения на территории . В обоснование заявленных требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере утилизации биологических отходов на территории выявлено сибиреязвенное захоронение – скотомогильник, расположенный на окраине сельского поселения , имеющий следующие адресные ориентиры: 400 м на восток от пересечения и .

Обязанность по надлежащему содержанию, устройству, санитарному состоянию и оборудованию сибиреязвенного захоронения, скотомогильника (биотермической ямы) возложена на собственника - руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, пунктом 6.10. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Ветеринарно-санитарные правила).

Ввиду отсутствия собственника неисполнения обязанности по надлежащему содержанию, указанное сибиреязвенное захоронение не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил и требованиям Санитарно-эпидемиологическим правил СП 3.1.7.2629-10. Пунктом 7.4 СП 3.1.7.2629-10 установлено, что вокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ.

Согласно подразделу 7.1.12. ПиН № 2.2.1/2.1.1200-03 скотомогильники с захоронением в ямах относятся к сооружениям I класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 1000 метров. В соответствии с п. 3.1. СанПиН № 2.2.1/2.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуата­ции отдельного промышленного объекта и производства. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с п. п. 1.2., 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Сибиреязвенное захоронение расположено на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, балансодержатель не определен. Изложенное подтверждается актом № ветеринарного санитарного обследования сибиреязвенного захоронения от ДД.ММ.ГГГГ В нарушение требований пункта 5.6. Ветеринарно-санитарных правил территория захоронения не огорожена по периметру, не выдержана санитарно-защитная зона, доступ людей и животных не ограничен, а также информацией главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 02.1-06.5/2957.

В соответствии с ответом Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций ) от ДД.ММ.ГГГГ № в информационной базе земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о земельном участке, имеющем ориентиры: , Крымское сельское поселение, 400 м на восток от пересечения и .

Кроме того, по сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (ТУ Росимущества в ) не располагает информацией об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке в сельского поселения , 400 м. на восток от пересечения и ., что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ № 08-977/04.

Сведения об отсутствии собственников и несоответствии ветеринарно-санитарным правилам захоронения в рамках контрольно-надзорных мероприятий учитываются управлением ветеринарии и управлением . При этом на орган в сфере государственного ветеринарного надзора области возложена обязанность по контролю за санитарным состоянием скотомогильников, а на орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с п. 7.2 СП 3.1.7.2629-10, - учет стационарно-неблагополучных по сибирской язве пунктов и организация контроля за проведением работ по ограждению и содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенных захоронений.

Ненадлежащее состояние такого объекта создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, поскольку может повлечь распространение эпидемий и эпизоотий, так как к биологическим отходам, захороненным в скотомогильнике, относятся трупы животных, зараженные сибирской язвой – заболевания, опасного для человека. Споровая форма возбудителя сибирской язвы устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течении нескольких десятилетий.

Действующим законодательством не предусмотрено в качестве вопроса местного значения, самостоятельно решаемого населением и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также не предусматривается обязанности органов местного самоуправления по содержанию сибиреязвенных захоронений.

Согласно п. 2 ст. 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Кроме этого, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и безопасного ветеринарно-санитарного состояния сибиреязвенных скотомогильников, в соответствии с п. 9 Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ расширенного заседания Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органам исполнительной власти и заинтересованным ведомствам предложено обеспечить учет всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, определение хозяйственной принад­лежности (балансодержателя) этих объектов.

Ненадлежащее состояние указанного объекта создает угрозу распро­странения эпидемии и эпизоотий, так как к биологическим отходам, разме­щенным в сибиреязвенном захоронении, относятся и пандемичные трупы жи­вотных. Несоответствие требованиям ветеринарного, санитарного законода­тельства и законодательства в области охраны окружающей среды создает уг­розу здоровью населения и окружающей среде, поскольку могут привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильника, что в свою оче­редь повлечет инфицирование внешней среды. Несоблюдение требований законодательства обеспечи­вающего охрану здоровья населения и окружающей среды, влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, га­рантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также охраняе­мых законом интересов общества и государства.

На основании изложенного, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и предоста­вить на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по проект санитарно-защитной зоны сибиреязвенного захоронения с учетом особенностей местности, расположенного на окраине сельского поселения , 400 м на вос­ток от пересечения и ул. 18-я линия; обязать не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее сани­тарное состояние объект сибиреязвенного захоронения расположенного на окраине сельского поселения , 400 м на восток от пересечения и ул. 18-я линия, посредством уста­новки ограждения, исключающего доступ людей и животных.

В судебное заседание явился представитель истца, предъявивший удостоверение № ФИО3, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица - Управление ветеринарии , Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по в судебное заседание своих представителей не направили. О дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебное заседание явился главный государственный ветеринарный инспектор – главный ведущий врач ФИО5, пояснивший, что по своим должностным обязанностям он два раза в год должен проводить обследование таких объектов на соответствие их требованиям санитарного законодательства. На данном объекте не имеется ограждений, исключающих свободный доступ людей, животных, объект не оконавлен, табличек по периметру не имеется, сведениями об обеззараживании данного объекта не располагает, санитарно-защитная зона не установлена. В 1988 г., когда этот объект был оборудован, действовали ветеринарно-санитарные правила утилизации бытовых отходов 1955 г., в соответствии с которыми размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых зданий составлял 500 метров. Согласно законодательству перемещать тушку животного нельзя, поэтому на том же месте и сжигали. Однако это могло случиться и на подворье. Такие случаи санитарными правилами не прописаны. В данном случае имеется необходимость в контроле. Вокруг скотомогильника есть территория, которая сохранена.

Выслушав явившихся лиц, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере утилизации биоло­гических отходов на территории выявлено сибиреязвенное захоронение – скотомогильник, расположенный на окраине сельского поселения , имеющий следующие адресные ориентиры: 400 м на восток от пересечения и .

Согласно ветеринарно-санитарной карточке № скотомогильник образован в результате захоронения трупа животного, павшего от сибирской язвы ДД.ММ.ГГГГ, представляет собой бетонный саркофаг с отметкой даты захоронения, площадью 20 кв.м. Состояние сибиреязвенного захоронения не соответствует требованиям законодательства.

Обязанность по надлежащему содержанию, устройству, санитарному состоянию и оборудованию сибиреязвенного захоронения, скотомогильника (биотермической ямы) возложена на собственника - руководителей организа­ций, в ведении которых находятся эти объекты, пунктом 6.10. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ № 13-7-2/469.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

осуществляет иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, установленные федеральными законами, Уставом Ростов­ской области, областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конститу­ции Российской Федерации.

Судом установлено, что вышеуказанное сибиреязвенное захоронение расположено на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, балансодержатель не определен, что подтверждается актом № ветеринарного санитарного обследования сибиреязвенного захоронения от ДД.ММ.ГГГГ г.

В нарушение требований пункта 5.6. Ветеринарно-санитарных правил, территория захоронения не огорожена по периметру, не выдержана санитарно-защитная зона, доступ людей и животных не ограничен, а также информацией главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 02.1-06.5/2957.

В соответствии с ответом Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций ) от ДД.ММ.ГГГГ № в ин­формационной базе земельных участков, зарегистрированных в государствен­ную собственность , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутст­вуют сведения о земельном участке, имеющем ориентиры: , Крымское сельское поселение, 400 м на восток от пересечения и .

По сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в (ТУ Росимущества в ) не располагает информацией об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке в сельского поселения , 400 м. на восток от пересечения и ., что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ № 08-977/04.

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, условленными установленным законодательством Российской Федерации ограничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В связи с чем, органы государственной власти субъекта РФ не вправе распоряжаться, а равно расходовать денежные средства областного бюджета для содержания имущества, которое не является собственностью субъекта Российской Федерации, в противном случае это может привести к нарушению положений ст. 26.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ и нецелевому использованию средств областного бюджета .

Исходя из представленных материалов, судом установлено, что спорный объект сибиреязвеннного захоронения (скотомогильник), расположенный по адресу: , с/с Крымский, 400 м на восток от пересечения и ул. 18-я линия, является бесхозяйным.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем, содержание сибиреязвенных скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией данных объектов, а также финансирование указанных мероприятий не может быть возложено на Правительство Российской Федерации, которое не является собственником спорного скотомогильника.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом суду не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных им исковых требований, в связи с чем, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

В удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к об организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения на территории отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции