Ресторан три чума в салехарде

Из протокола №15 заседания исполкома Салехардского городского Совета депутатов трудящихся Ямало-Ненецкого округа Тюменской области г. Салехард 9 августа 1968 год Председательствующий горисполкомом тов.Чапаев Н..


Как всё начиналось…

Много времени прошло с той поры, как крайний север Западной Сибири присоединился к русскому государству. Именно Обдорск был самым северным и самым восточным форпостом русской колонизации полярно-тундровых территорий Заполярья с конца XVI века после похода Ермака, когда появилась возможность присоединить богатую Сибирь к Российскому государству. Выгодное географическое расположение и уникальные природные богатства сделали Обдорск центром зауральской торгово-промысловой территории между Европой и Азией, Русью и Сибирью по берегам Ледовитого и Тихого океанов, что и поспособствовало в 1595 году основанию первого поселения, когда на правом берегу реки Полуй сибирские казаки заложили Обдорский острог. В 30-е годы 18 столетия для защиты от самоедов, ожесточенных распространением христианства в крае, в Обдорске были построены острожные укрепления, и он получил статус крепости.

В 1807 году крепостные укрепления были снесены, Обдорская застава стала мирным селом. К 1897 году в Обдорске было 150 торговых лавок, 30 домов, с постоянной численностью населения в 500 жителей. Здесь в разные годы базировались и зимовали многочисленные экспедиции, изучавшие полярные моря, острова, тундру. Местные жители занимались в основном охотой, рыболовным делом и торговлей. Каждый год, зимой, проводилась Обдорская ярмарка. На нее съезжались тысячи продавцов и покупателей с разных стран. Купцы везли хлеб и муку, различные изделия из металлов, украшения, ткани, табак, вино, а увозили меха, птичье перо, моржовые клыки, рыбу.

Советская власть в Обдорске была провозглашена в 1918 году, а полностью установлена в 1920 году. Численность населения составляла около 1 тыс. человек. (ГА ЯНАО. Ф.1. О.1. Д.2. Л.27.)

Обдорск как и Тобольский Север в целом продолжал использоваться как ссылка для раскулаченных крестьян, которые составляли большинство репрессированных, историков, писателей, работников искусств. За счет ссыльных численность Обдорска увеличилась до 3260 жителей. (ГА ЯНАО. Ф.38. О.1. Д.93. Л.7-10.)

Шло время…

По мере становления, важнейшим моментом становилась задача социально-культурного развития – повышение общеобразовательного уровня людей. В 1921 году открываются две школы русская и зырянская, а уже в 1925 году эти две школы объединились. На 10 педагогов насчитывалось 192 ученика, всего 9 отделений (8 основных и одно для переростков). (ГА ЯНАО. Ф.2. О.1. Д.25. Л.3.)


В докладной в административную комиссию Верховного Совета РСФСР от поселкового совета Ямальского (Ненецкого) округа Омской области содержатся данные о том, что численность населения Салехарда на 1 января 1938 г. составляла уже 10570 человек. (ГА ЯНАО. Ф.3. О.1. Д.17а. Л.16.)

В декабре 1939г. были проведены выборы в городской Совет депутатов трудящихся в соответствии с Конституцией 1936 года.

На организационной сессии горсовета избран исполнительный комитет, созданы его отделы финансовый, горкомхоз, горжилуправление, общий. При горсовете образованы комиссии: бюджетная, торговая, местной промышленности, школьная, сельско-хозяйственная, коммунально-жилищная, социально-культурная, здравоохранения.

Принципиальные изменения в Салехарде начались в девяностых годах, под занавес двадцатого века. Однажды рожденный он начал стремительно менять образ и облик. С получением окружного статуса субъекта Федерации изменилась роль и место Салехарда в структуре России. В середине девяностых принят Устав города Салехарда, следом разработана и принята Программа его ускоренного развития.

Салехард стал олицетворяющим символом нашей северной земли, преемственности прошлого, настоящего и будущего. Это город с глубокими историческими корнями, центр развития традиционных культур и промыслов коренных народов Севера. Нам есть, что показать жителям других городов и регионов, нам есть, чем гордиться!



Хочешь отдохнуть на краю земли? Забудь о цивилизации

С каждым годом на планете остаётся всё меньше мест, где человек и природа живут в симбиозе, стараясь не нарушать границы друг друга. Ямалу удаётся сохранять равноправие, во многом благодаря коренным жителям. Хозяева тундры ханты и ненцы и сегодня, в век всестороннего прогресса, ведут традиционный жизненный уклад, лишь немного черпая из котла цивилизации. Возможность заглянуть в прошлое привлекает туристов со всего мира. За последние пять лет поток туристов на Ямал вырос в … раз.

Одно из самых известных в округе туристических стойбищ находится в трёх километрах от Салехарда. Его основали Наталья и Герман Сандрины девять лет назад. Зимой и летом хозяйка чума принимает гостей. О постоянном потоке говорить не приходится. Наталья о своём бизнесе говорит: то пусто, то густо. Густо бывает по праздникам и ближе к весне. Местные компании отмечают в чуме корпоративы, с приходом весны подтягиваются туристы. Уже и солнце светит ярче и дольше, и морозы не так страшат. На стойбище принимают и иностранные делегации.

На Ямале активно развивать этнотуризм начали в 2007 году. Тогда Наталья, работавшая уборщицей в одном из учреждений Салехарда, решила кардинальным образом изменить жизнь.

– Я родом из Ханты-Мансийского автономного округа. До семи лет кочевала вместе с родителями, – рассказывает Наталья. – Как вести хозяйство в чуме немного помнила. Ещё на стадии планирования поняла, что для меня этнотуризм интересен.

Первый чум Сандрины поставили совместно с Людмилой и Геннадием Тайшиными. Супруги вышли на пенсию, обосновались в Горнокнязевске, а чум сложили во дворе. Что добру пропадать, решили в нём принимать гостей.

Для стойбища выбрали ровную, отсыпанную после строительства дороги площадку вблизи Салехарда. Рядом – красивое озеро. Через год при поддержке государства поставили и собственный чум. За помощью обратились к родственникам. Сестра и тётя помогли сшить покрытие для чума.

– Прямо во дворе, мы тогда жили на Артеева, расстелили брезент. Все соседи удивлялись, – смеётся Наталья. – По хантыйскому обычаю по покрытию нельзя ходить ногами. И я, сшивая, вместе с бабушками ползала на коленях.

Всё делали на совесть. Мебель до сих пор служит в хозяйстве.

Чум поставили рядом с Тайшиными. Позднее на стойбище появился ещё один чум – Анастасии Ругиной.

Однажды осенью, гуляя по лесу, Наталья забрела в лесок и поняла, это и есть идеальное место для их стойбища. Город близко, ещё ближе речка. Самое главное – лес. Зимой деревья спасают от ветра и метели.

Первыми в лес перекочевали Сандрины, позже переехали Тайшины и Ругина. Теперь здесь ставят чумы и другие ханты и ненцы, но это для себя, не с туристической целью.

Сейчас у Натальи два чума. Большой она в шутку называет банкетным залом. В нём нет традиционных зон, зато есть большая печь, готовая согреть в любой мороз, столы и лавки. Здесь любят отдыхать большие компании. Чаще гости приезжают из близлежащего Салехарда. За восемь лет работы появились и постоянные клиенты. Обычно компанейские посиделки проходят с самодельными угощениями и не требуют хозяйского вмешательства. Но Наталья всегда рядом – в соседнем чуме. Гости могу попросить у неё соль, шампура или сухие дрова.

– Однажды принимали большую компанию. Захотелось им попробовать наших традиционных блюд. Как откажешь? Сварила уху, мясо, поставили строганину, морошку, клюкву, морс. Девушка одна долго удивлялась, что бруснику можно есть просто присыпав сахаром, – говорит Наталья.

В гостях бывают и семьи с детьми, туристы-одиночки, мечтающие насладиться тишиной. Для них – чум поменьше. Здесь всё по-домашнему. Можно остаться на ночлег, не боясь замёрзнуть. Зачастую эти гости любят пообщаться с хозяевами, послушать их рассказы под треск поленьев в печи. Наталья не против, с удовольствием делится воспоминаниями из кочевого детства.

– Помню, как мама с вечера готовилась разжигать печь. Сосновые поленья строгала ножом на кудрявые стружки. Утром они моментально загорались в печи, вслед за ними огонь поглощал и сырые поленья. Становилось тепло. и мы, малыши просыпались от запаха свежезаваренного чая.

В своем чуме Наталья чаще использует для розжига бересту, а для туристов у нее всегда припасены просмаленные дрова, чтобы быстро оживить потухшую печь, если гости заговорятся.

КУРОПАТКА ДЛЯ АМЕРИКИ

Иностранцы в чуме не редкость. Гостили, итальянцы, американцы, китайцы, японцы, испанцы. Последние оставались с ночёвкой. Многие любят говорить о политике, но эту тему хозяева не поддерживают. Отдыхать нужно без камня за пазухой.

Туристы из заграницы более требовательны к развлечениям. Как только хозяева не изощряются, чтобы отдых запомнился гостям надолго.

– Зимой недалеко от чума мы ставим петли на куропаток, – вспоминает Наталья. – Приехал к нам турист из Америки. Решили ему показать тихую охоту. Муж утром проверил петли – пустые. Тогда достали из своих запасов замороженную куропатку и положили её в ловушку. Через час гость вернулся из леса довольный, метров за сто размахивал трофеем над головой. Из добычи получился отличный суп, а хвостик засушили – на память об отдыхе на Ямале.

Недавно Наталья занялась изготовлением сувениров. Спрос будет, уверена хозяйка чума. Уже готовы первые обереги детского сна – символ глухаря, расшитый бисером. Кропотливая работа, над одним Наталья трудится два дня. Всё приходит с опытом, научилась же чум ставить за два часа, научится и быстро шить.

ДОРОГА ПОЗОВЁТ ТУРИСТА

Наталья рада, что нашла в жизни любимое занятие. Бизнесом она свою работу не называет.

– Бизнес в моём понимании – то, что приносит доход. А я о деньгах не думаю, просто занимаюсь любимым делом. У меня душа лежит к этой работе.

И пусть жизнь в чуме заставляет спину болеть.

– Всё делаешь в полусогнутом положении: моешь посуду, убираешь, застилаешь спальное место. Мышцы после такой зарядки долго отзываются ноющей болью, – говорит хозяйка. – После трёх дней работы кожа на руках превращается в наждачную бумагу. Вернувшись в городскую квартиру два, три дня руки кремом мажешь, отходишь.

На стойбище вместе с Сандриными работает старший брат Натальи Андрей. Он бывает здесь каждый день, протапливает печи, следит за порядком. Наёмных работников не держат, справляются своими силами.

Конечно, Сандрины не одни развивают на Ямале этнобизнес. Даже вблизи Салехарда разбиты несколько стойбищ. Наталья считает, что гостей будет в разы больше, как только Салехард свяжут с Большой землёй автомобильные дороги. Пока же не каждому под силу в физическом и финансовом плане добраться на край земли. Но, уверена чумовладелица, появятся и новые заботы. За своим имуществом нужно будет тщательнее приглядывать. Например, туристы из Воркуты жаловались, что на родине подобное стойбище не организовать – его вмиг растащат. У Сандриных, к счастью, за все годы работы не было ни одного факта воровства.

– Для туристов стойбище – это огромные возможности этнокультурного образования, возможность познакомиться с уникальной и завораживающей культурой нашей тундры, а для местных окунуться в родной уют, – считает Сандра.

СВАДЬБА НА СТОЙБИЩЕ

Минлей – это самая главная мифологическая птица ненцев, которая рассказывает истории. Помимо этого, Минлей отвечает за сплетение человеческих судеб и культур, именно это чумовладелеца считает миссией своего бизнеса.

– Туристам предлагаем различные услуги – от чаепития и экскурсий до торжественной регистрации брака и выезда в тундру. Можем устроить банкет, детский день рождения, провести мероприятие, арендовать одежду, – с энтузиазмом рассказывает о любимом занятии Сандра. – Показываем и рассказываем о постепенно восстанавливающемся нартопарке, об устройстве чумов, о женском и мужском быте, о традициях каслания – в общем, о жизни в тундре.

Этнопарк уже полюбили местные жители. Большая часть посетителей – школьники. Для них экскурсии проводят бесплатно. Заграничных гостей пока мало.

– Мы планируем для интуристов интересные предложения и думаем над тем, как дать им знать о себе, – анонсирует чумовладелеца.

ТРИ ЧУМА НЕ ВЫЖИЛИ

Этнопарк с чумами – это особенное предприятие. Если в здании гостиницы или кафе можно провести ремонт раз в год, а при аккуратном эксплуатировании и в пять лет, то здесь ремонт необходим постоянно.

– К счастью, мы взяли на работу бывших тундровиков, которые по различным причинам не могут больше жить в тундре, поэтому ремонт для нас не проблема, – считает хозяйка.

Сложностей, как в любом бизнесе, много. Например, подобрать правильный инвентарь, который в условиях оседлости будет хорошо выглядеть или создать органичный интерьер, который будет и домашним, и музейным.

Недавно Сандре исполнилось 24 года. Она коренная северянка. Параллельно с бизнесом и общественной работой воспитывает двоих детей, собирает домашнюю библиотеку и любительски рисует.

– Возможно это прозвучит слишком патетично, но я очень люблю Ямал, сам полуостров, тундру, людей. У нас гораздо больше возможностей, чем где бы то ни было. Однажды я чуть не переехала из-за отношений в Москву, но, к счастью, все обошлось, – смеётся Сандра. – Я считаю, что мы делаем правильное дело. Это не столько ради денег, сколько ради самой идеи. Конечно, попахивает коммунизмом, но на одной денежной выгоде далеко не уедешь. Я рада, что имею возможность показывать людям уникальную культуру своего народа. Это желание разделяют и мои работники.

– Сегодня у нас один полностью укомплектованный чум, с тремя первоначальными пришлось расстаться во время летней борьбы с сибирской язвой в Ямальском районе.

Наталья Цыбулькина, фото: Андрей Ткачёв

Каждый год, когда на землю приходит месяц молчаливого снега и солнце начинает свой путь в верхний мир, сыны человеческие, потомки славных Северных людей, собираются на зов Предков чтобы вспомнить славные дела пращуров и состязаться между собой в силе и ловкости.

Праздник этот уходит корнями в седую древность. У одних северных народов он назывался Днем Солнца, у других – Днем Оленя и чаще всего приходился на время весеннего равноденствия, когда заканчивается долгая полярная ночь.

В основу праздника положены элементы традиционной праздничной обрядовой культуры народов Севера. Органичное слияние традиционных и новых элементов праздника делает его самобытным и привлекательным для жителей и гостей города Салехарда.

Традиционно программа праздника включает в себя концертную программу, конкурс национальной одежды, соревнования по национальным видам спорта, катание на оленьих упряжках, экскурсии в чум - традиционное жилище народов Севера. В течении всего дня работает торговая ярмарка, где все желающие смогут приобрести сувениры и продукцию традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера.

08.10 Встреча в аэропорту (микроавтобус).

08.30-09.00 Пересечение стелы "66 параллель" с участием приглашенного гостя и вручением именных сертификатов о пересечении.

09.00-09.30 Трансфер в гостиницу. Размещение в номерах.

10.00 –Трансфер и посещение Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского.

Самый главный музей Ямала, где хранится уникальный хорошо сохранившийся в вечной мерзлоте экспонат мамонтёнок Люба, которая активно путешествует по странам и собирает многотысячные очереди в ведущих музеях Лондона, Сиднея, Гонконга и других городов мира. В этнографическом зале представлена культура и быт коренных народов Севера, а в зале археологических находок вы сможете познакомиться с историей знаменитого первого русского заполярного города - Мангазеи.

12.30 – Обед в ресторане города (не входит в стоимость).

14.00-16.00 Экскурсионная программа: обзорная экскурсия по городу:

• Парк Победы – масштабный культурно-исторический комплекс, где представлена военная техника разных эпох.

• Обдорский острог. Обдорск (прежнее название города) – один из старейших городов Сибири. Архитектурный комплекс под открытым небом выполнен с соблюдением всех правил зодчества в Российской империи 16 века и без единого гвоздя. Возведённая на берегу реки деревянная крепость рассказывает историю освоения Русского севера и развития города.

• Храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла был построен по проекту немецкого архитектора Готлиба Цинке. Это единственное сохранившееся культовое здание XIX века в городе и округе, отражающее историю распространения христианства в Сибири. Является памятником архитектуры регионального значения.

16.00 – Посещение Усадьбы куца Терентьева.

18.00 – Трансфер в гостиницу. Свободное время.

19.00 Ужин в кафе/ресторане города за свой счёт.

День оленевода в Салехарде.

08.00-09.00 Завтрак в гостинице.

09.00-09.30 Трансфер к месту проведения традиционного праздника – Дня Оленевода.

Примерная программа праздника прошлых лет:

10.00-10.30 - Торжественное открытие праздника "День Оленевода".

10:00 - 17:00 - Концертная программа.

10:00 - 17:00 - Конкурсная программа: на лучшую нарту, национальную одежду, на лучшую детскую люльку, на лучшую кочевую семью.

10:00 - 17:00 - Работа детских площадок.

10:00-17:00 - Эстафетно-игровые конкурсы, национальные игры.

11:00-16:00 - Работа детских чумов.

11:00-14:00 - Мастер-класс "Помощница оленевода - оленегонная лайка Налту".

14:00-16:00 - Мастер-класс "Игры в чуме. Делаем сами традиционную игрушку".

11:00-13:00 - Мастер-класс "Изготовление чехлов для телефонов с национальными узорами".

13:00-16:00 - "Изготовление Веппской куклы".

10:30-16:30 - Спортивные состязания.

14:00 - Гонки на оленьих упряжках.

17:00-18:00 - Церемония награждения.

18.00 – Трансфер в гостиницу.

19.00 – Ужин в кафе/ресторане города за свой счёт.

День в стойбище оленеводов.

08.00-09.00 Завтрак в гостинице

09.30 Встреча с гидом. Инструктаж по технике безопасности.

10.00-11.00 Выезд в стойбище оленеводов на Трэколе .

• Посещение традиционного чума близ Салехарда, знакомство с бытом коренных малочисленных народов Севера, катание на снегоходах, фотографирование, традиционный обед, приготовленный хозяевами чума.

• Знакомство с бытом и укладом жизни современной чум-работницы на Ямале. На долю женщин приходится не менее важная забота — изготовление дома для всей семьи. Изготовить дом — значит, выделать, обработать, прокоптить оленьи шкуры, из которых шьют затем нюки, покрытие для чума. Одеть и обуть с головы до ног всю семью — это тоже женская забота. От того, насколько теплой и удобной будет малица для мужчин и ягушка — для женщин, многое зависит: ведь с 40-градусным морозом в тундре шутить нельзя…

Туристам предоставлена возможность принять активное участие в повседневной жизни оленеводов, заготовить дрова для печи, проверить нарты, наколоть и принести лед, из которого потом получится отличный чай.

12.30 Обед в чуме

• Выезд в стадо на снегоходах с прицепными санями или на ТРЭКОЛе в зависимости от того, где будет пастись стадо. Целое море северных оленей встречает гостей щелканьем копыт. Одни относятся к неожиданным визитерам к недоверием и осторожностью, в то время как авки – олени, которые были выращены в чуме, бегут к людям в надежде на любимое угощение – кусочек хлеба! Все олени разные, у каждого свое имя и назначение в стаде, вот этот – отличный ездовой бык с быстрыми ногами, а вот та важенка часто приносит белых телят. Здесь вся жизнь человека подчинена ритму оленьей жизни…

Продолжительность: 1 день

Даты заездов: любые по предварительной заявке

Места: Приуральский район

Стоимость: от 2262 руб.

Цена действительна при группе из 3 человек 2262 рублей/чел
Группа 6786 рублей
В стоимость входит 1. Транспортное обслуживание
2.Экскурсионное обслуживание
3.Входной билет
4.Обряд окуривания

Комплекс состоит из нескольких чумов – зимних, из оленьих шкур, и летних – брезентовых и даже берестяных. Здесь же стоят традиционные хантыйские лабазы со всем необходимым снаряжением для охоты, рыбалки. Гости охотно примеряют традиционную одежду коренных северян, повязывают ленточки на священные деревья. Но мало побывать в музее под открытым небом. Обязательно пройдите по улице крошечного рыбацкого посёлка, спуститесь к реке. Там стоят изба и лабаз князя Тайшина. Утверждают, что строениям больше ста лет. Вросшие в землю, с низкими притолоками, они хранят память об исконных хозяевах этих мест. Время которое вам потребуется на эту экскурсию вместе с дорогой примерно 1 час.45 минут.

ТУР В РАЗРАБОТКЕ

Говорят, там, где заканчиваются дороги, начинается самое интересное. Это определенно про Ямал.

Продолжительность: 5 дней / 3 чел.

Даты заездов: любые по предварительной заявке

Места: Приуральский район-тундра

Стоимость: от 0 руб.

Ямал – край земли, где почти нет дорог, зато есть огромное разнообразие способов перемещения. По Ямалу путешествуют на вездеходе и трэколе, на снегоходе и оленьей упряжке, на вертолете, на моторной лодке или небольшом самолете. А еще есть вахтовки, квадроциклы, катамараны.
Суровую землю вы увидите через иллюминаторы, крошечные запотевшие стекла вездеходов, толстые запыленные окна экологического транспорта. Через слегка приоткрытые ресницы, н о никогда – в панорамное стекло автобуса.
Зато все эти виды транспорта завезут вас в такие места, которые вы представляете с трудом. В чум к кочевникам, сохранившим древний уклад жизни. За валун Полярного Урала, где растет редкая орхидея, бьет родник или голос срывается в пропасть. В национальный поселок, в котором люди носят одежду предков, едят сырое мясо и смотрят на Мир через спутниковую антенну. В столицу российского газа, окруженную природными факелами. В небо, полыхающее зеленым огнем.

На базу отдыха, что находится в Приуральском районе Ямала. Где вас будет ждать, уютный домик для долгосрочного проживания, баня, необходимое снаряжение для рыбалки и просто великолепные просторы!
Каблуки, зонтики и шорты тут не пригодятся. Зато хороший фотоаппарат, любопытство и пара крепких словечек будут очень уместны. Ямал – для сильных людей. Ждем вас!

Не просто окунуться – упасть с головой в жизнь северян, на несколько дней почувствовать себя ямальцем! Это возможно, если пожить в семье аборигенов.

Хозяева не только познакомят вас с бытом своего народа. Они расскажут о традициях, которыми богаты предки, что это такое – пасти стадо, ставить чум, готовить обед на печке-буржуйке, спать под пологом. Вы проведете не забываемое время, получите массу впечатлений от общений с хозяевами чума, а заодно и попробуете это все на себе.

Продолжительность: 5 дней

Даты заездов: по предварительной заявке

Места: Приуральский район-тундра

Стоимость: от 43114 руб.

Несмотря на то, что многие выходцы из тундры ведут оседлый образ жизни, они по прежнему ставят чум рядом с городом, где с удовольствием принимают гостей. Там они едят сырое мясо, готовят традиционные блюда, одевают детей в национальную одежду – теплее и комфортнее цивилизация ничего не придумала.

Тундровики, живущие в городе, становятся проводниками от одной культуры к другой. Им хорошо знакома и наша, городская, где сервировка с салфетками и скатертями, и другая – сон на шкурах и дымокур в чуме. Общение с хозяевами станет первым знакомством с традиционным укладом жизни, после которого вы можете быть уверены: прикосновение к настоящему Ямалу состоялось.

Цена на группу из 3 человек
Цена действительна при группе из 3 человек 43114 рублей/чел
Группа 129343 рублей
В стоимость входит 1. Транспортное обслуживание по всему маршруту от города до чума и обратно
2. Обзорная экскурсия по Салехарду
3. Проживание в чуме
4. Трехразовое питание в чуме
5. Проживание в гостинице г.Салехард (2 суток)
6. Ужин в Салехарде 1 раз
7. Предоставление спальных мешков
8. Трансфер аэропорт-гостиница-аэропорт
×

Северное сияние. В гости к детям Солнца

Поздним зимним вечером, когда на ясное небо высыпают звёзды и воздух становится холодным, выходят погулять дети Солнца. Так называют северное сияние некоторые народы Арктики.

Продолжительность: от 1 дня

Сезон: осень, зима

Даты заездов: по запросу

Стоимость: от 2000 руб.

Разные объяснения находили номады природному явлению Приполярья. Одни считали, что небесное свечение – это зов предков. По их наблюдениям, некоторые соплеменники, увидев в небе перекатывающиеся всполохи, начинают разговаривать с несуществующими людьми или даже уходят в тундру, не помня себя.

Другие полагали, что боги засвечивают фонари, разыскивая сгинувших охотников.

Третьи тоже утверждали, что это существа высшие, но за иным занятием – якобы они играют в игру, похожую на наш футбол, но вместо мяча гоняют по небу череп моржа.

Некоторые думали, что блуждающее зеленоватое свечение – к беде. Бытовало и противоположное мнение: увидеть детей Солнца за игрой – к большой удаче.

Современные люди знают о происхождении этого удивительного природного явления. Всего лишь солнечный ветер, гуляющий по верхней части атмосферы… Но от понимания явление не перестало быть менее поэтичным, завораживающим. и абсолютно непредсказуемым.

Однако на Ямале есть места, где с высокой степенью вероятности можно созерцать игру детей Солнца. С конца августа, когда ночи становятся тёмными, и до конца апреля, когда сильнее, когда слабее, полыхает ночное небо над Полярным Уралом, над тундрой, над Обью.

Имея профессиональную технику, его можно сфотографировать. Умелые видеооператоры ухитряются снять на видео ночное небо Приполярья. Но ни один снимок не передаёт восторга, который охватывает при молчаливом перекатывании зеленоватых сполохов по небу. Каждый, кому удаётся наблюдать величественное природное представление, уносит с собой убеждение: увидеть северное сияние – однозначно к счастью!

Обширная экскурсия по самым красивым и значимым местам Салехарда и его окрестностям, поможет лучше узнать о истории, традициях и культуре Ямала.

Тур - подразумевает ночлег в чуме. Приготовьтесь к незабываемым ощущениям!

Продолжительность: 2 дня

Даты заездов: любые по предварительной заявке

Места: город Салехард

Стоимость: от 12584 руб.

Обдорский острог. Небольшая крепостница, обнесенная частоколом, стоит в историческом центре города. Это новодел, построенный по старинным технологиям. С помощью топора и без гвоздей сооружены сторожевые башни, бытовые строения, храм, смотровые площадки, ориентированные в две стороны, красивая лестница, спускающаяся к реке.

.

Дом Терентьевых. Традиционная купеческая усадьба конца девятнадцатого века с придомовой территорией и амбарами. Атмосферное, очень уютное местечко, где расскажут и покажут, как жили обдорские купцы. Экскурсия длится около часа, а потом, если есть время, оставайтесь попить чаю с сушками около настоящей русской печи.

Музейно-выставочный комплекс имени Шемановского. Все самые знаменитые палеонтологические и археологические сенсации: мамонтенок Люба, скелет монгоченского мамонта, мумия с Зеленого Яра, находки Усть-Полуйского городища. Учреждение по праву носит звание титульного окружного музея. Бродить по экспозициям можно час-два.

Стела "Полярный круг". Знак, символизирующий уникальное географическое положение столицы Ямала. Лицо и гордость города. Стела расположена на объездной дороге, до нее ехать минут десять, еще столько же займет фотографирование. Чуть дальше стоит еще один памятник, которому стоит уделить внимание, - паровоз времен 501-й стройки. Он установлен в память о жертвах политических репрессий.

Природно-этнографический комплекс в Горнокнязевске. В получасе езды от города стоит маленький рыбацкий поселок. Именно там развернули стойбище из нескольких чумов, где охотно принимают гостей. Все, что вы хотели знать о быте кочевников, расскажут сотрудники комплекса. Можно сфотографироваться в национальной одежде. На пребывание здесь стоит положить часа два - вместе с дорогой.

Только на Ямале сохранились традиции в том виде, в каком они существовали столетия назад. И чтобы увидеть древний образ жизни, не придётся ехать далеко. Кочующие оленеводы иногда ставят свои чумы близко от города. Погостить у ненецкой семьи, поесть сырого мяса, отведать рыбы, а потом провести не забываемую ночь на теплых, оленьих шкурах под северным небом.








Минувший праздник Святой Пасхи прошел под знаменем своеобразного раскола. Суть его заключалась в том, что священство, прежде всего высшее, по-разному отнеслось к вопросу о закрытии/открытии православных храмов в условиях “разгула коронавирусной инфекции”. РПЦ, как известно, это военизированная организация, которая не только построена по типу “военных округов” (митрополий), но и отличается строгой дисциплиной, которая базируется на принципах единоначалия. Однако в данном случае категорического решения о всеобщем закрытии храмов 19 апреля из уст патриарха так и не прозвучало. После двух проповедей в Храме Христа Спасителя и проезда по МКАДу с иконой патриарх Кирилл исчез из общественного пространства и, по всей вероятности, ушел в самоизоляцию. А вскоре глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ и член рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси Владимир Легойда сообщил о том, что РПЦ призывает верующих в ближайшие недели, а также на Пасху (19 апреля) молиться дома и воздержаться от посещения храмов.

Патриарх Кирилл с иконой объезжает Москву

Глава РПЦ взял пример с Президента РФ, неформально возложив полномочия решать закрывать или не закрывать храмы на своих “губернаторов” – высших церковных иерархов, служащих в “военных округах”. Зато светские власти в большинстве регионов однозначно запретили посещение храмов мирянами, позволив нести в них службу только священникам.

Не получив однозначного указания со стороны патриарха (ведь РПЦ обратилась только к верующим, а не к священству), церковные иерархи на местах поступили сообразно собственному представлению о служению Богу. Были среди них те, кто подчинился требованию светских властей, но было немало и тех, кто не стал закрывать храмы и тем более не стал препятствовать приходу в них всех желающих мирян.

В этой связи самым ярким оказалось заявление митрополита Саратовского и Вольского Лонгина , которое мгновенно вышло в топ федеральных новостей.

Митрополит Лонгин: “Я не имею права никого призывать к гражданскому неповиновению, но повторюсь, что храмы мы закрывать не будем”

«Дорогие братья и сестры! – обратился Лонгин к пастве. – Несмотря на все попытки договориться с властью о приемлемом формате посещения верующими храмов на Пасху, в Саратовской области этого сделать не удалось. В своем обращении к Вам я обещал, что мы никого из храмов не выгоним. К сожалению, власти настроены никого в них не пропускать. Будут выставлены кордоны милиции.

В области уже есть примеры жесткого давления на тех, кто приходит в храмы, хорошо памятные старшему поколению христиан, пережившему советские гонения. Каждый такой пример по моему благословению будет фиксироваться для того, чтобы исполнителей этих безумных приказов можно было впоследствии привлечь к ответственности.

Некоторое время спустя на епископа был составлен донос, автор которого просил “разобраться с Лонгином” и, если что, наказать его в соответствии с суровыми российскими законами, которые жестоко карают за разного рода призывы и разжигание. Но мы сейчас не о философии доносительства в России, а о том глубоком символизме, который явно просматривается и в расколе церкви по вопросу о закрытии/открытии храмов в день Пасхи, и в позиции некоторых церковных иерархов, и о том, с чем же мы столкнулись в условиях небывалого ранее вирусобесия.

Разграбление и разорение храмов при большевиках

Рассуждая с точки зрения тысячелетней христианской традиции – закрытие храмов явление немыслимое. Оно имело место быть разве что в период языческих гонений, но тогда и храмов как таковых не было, первые христиане собирались в пещерах и катакомбах, в подвалах и погребах. Пытались запретить богослужение и посещение храмов и большевики. Хотя им удалось здесь “достичь некоторых успехов”, но прямого запрета на посещение храмов не было. Даже во времена войн, чумы, голода, стихийных бедствий – церкви не закрывались.

То, что происходит сегодня, когда места богослужения закрываются не только в России, но и по всему миру – не имеет прецедента. Что же стало тому причиной? Страшное “моровое поветрие” – таинственный коронавирус, который проник повсюду и грозит погубить бедное человечество. Для того, чтобы ему противостоять светские власти выработали особую тактику действий.

В первую очередь – это изоляция людей друг от друга. В идеале это, конечно, самоизоляция, когда каждый должен оказаться в одиночестве. Сколько продлится это одиночество – никто толком не знает, но судя по замыслу тех, кто начал “большую игру с вирусом”, оно должно продолжаться как можно дольше.

Ой! А вы не знали, что вирус придет? Какие вы все глупые!

Далее, это закрытие любых общественных мест , начиная от парков и скверов, не говоря уже о театрах, кинотеатрах, ресторанах и кафе. В тех местах, которые еще разрешено посещать – необходимо держать дистанцию – не менее 1,5 метра!

Всем велено носить маски, перчатки, обрабатывать поверхности, а тем, кто сие нарушит – грозит штраф, самым же рьяным – застенок.

Поскольку опыта поведения во время такой вирусной пандемии у человечества почти нет, удивляет продуманность профилактических мер, словно кто-то расписал их заранее, что лишний раз говорит нам о рукотворном происхождении пандемии.

Как это не печально, но разгул пандемии совпал с целым рядом религиозных праздников, который отмечают все крупнейшие конфессии. У иудеев это Песах, у мусульман – Рамадан, у христиан – Пасха. Мы думаем, что запуск вируса в канун важнейший праздников – явление далеко не случайное, просто потому, что логическим продолжением этой “сатанинской игры” стало закрытие храмов.

Закрылась и мечеть в Саратове…

С точки зрения наблюдателя это явление – нельзя расценивать иначе, как покушение на религию с последующей дискредитацией веры. Если зреть еще глубже, то это величайший акт восстания против Бога. В новом мире, в который мы вступим, пройдя не через испытания, а через искушение вирусом , Бога быть не должно.

Если вы думаете, что закрытие православных храмов произошло только на Пасху, то вы, вероятней всего, ошибаетесь. Прецедент создан. Отныне вирусная угроза будет перманентной. Эпидемии будут то затихать, то разгораться с новой силой. А это значит, что храмы можно будет закрывать надолго, вероятно, до тех пор, пока их не закроют навсегда. Ведь рядовому мирянину достаточно один раз объяснить, что посещение храма – представляет для него смертельную угрозу заражения и возможной гибели, чтобы он в дальнейшем опасался в них ходить. Несколько таких “тренировок” и храмы окончательно опустеют. В лучшем случае в них будут петь свои псалмы отдельные священнослужители. Так что, господа, если вы подумали, что инцидент с храмами на Пасху – это просто совпадение, то и здесь вы ошибаетесь.

Во времена смутные и страшные нас стараются убедить в том, что беду лучше встречать в самоизоляции

Вот почему заявление Лонгина не следует рассматривать, как частный случай, направленный на защиту свободы вероисповедания и права на посещение храмов во время больших религиозных праздников. Тем более, не как конфликт со светской властью, которая сама не ведает, что творит.

Слова иерарха следует толковать, как защиту религии как таковой, как отстаивания веры, как таковой, как защиту права людей на Бога. Речь-то идет не о частном случае, а о тенденции.

С религиозно-философской точки зрения этот запрет есть ярчайшая демонстрация “отмены Бога”.

Так уж повелось, что в православных храмах довольно часто можно увидеть иконы с перечислением Семи Смертных грехов, но редко встречается храм, в котором были бы представлены и перечислены Семь даров Святого Духа. К ним же относятся: Премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Общинность – фундамент веры

А теперь внимание! Посмотрите, как коронабесие тотально и последовательно дискредитирует эти Семь даров Святого Духа! Оно просто отменяет их! Не премудрость, а глупость, не разум, а безумие, не совесть, а бесстыдство, не крепость, а слабость и страх, не ведение, а неведение, не благочестие, а разнузданность и произвол, наконец не страх Божий, а пренебрежение.

Страх Божий – это не то о чем вы могли подумать. Это не страх перед изображением седобородого дедушки, который восседает на облаке. Под страхом следует понимать безграничность воли Божьей.

Чтобы этот яснее понять, стоит кратко остановится на глубинной сути запрета посещения храмов. Поверьте, ее не понимают власти светские, они действуют по указанию тех, кто знает суть сценария.

Так вот, если следовать канонам, то все в мире – есть творение Божье. В том числе, как это вам уже не покажется парадоксальным, и проклятый коронавирус. Нам предлагают не трепетать перед страхом Божьим, а бояться до смерти его творения . Представьте себе, что в нынешнем иезуитском сценарии вирус стал сильнее Бога! Это значит, что появилась сила, которая отрицает силу Бога. Мы понимаем весь символизм нашего сравнения, но, опять-таки, если следовать формальной логике, то происходит подмена. А для того, чтобы она как следует закрепилась в сознании тех, у кого отбирают Дары Святого Духа, им нужно запретить посещать храмы под страхом… смерти. Круг замкнулся. Умному, пожалуй, достаточно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции