Пять остяков в одном чуме живут

Россия, ЯНАО, Надымский район, пос. Кутопьюган
МОУСОШИ п.Кутопьюгана
Учитель начальных классов
Максимова Любовь Степановна

Загадка

Отгадка

На конце холма чернеет уголёк

На место укочевавших другие прикочуют

Летом – меховые, зимой – берестяные

Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись.

Старик в шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра.

Долго сидит у проруби, инеем покрылся

Обгорелые пни без числа.

Кусок рога мамонта среди мяса жиреет.

Двуногий не двигает, четвероногий двигает.

Одна сторона - поднючье, другая сторона - нюк.

Зимой и летом - как ягель.

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Никакой богатырь бросить не может

На перешейке тонкого мыса оставлен красивый воз.

Ходит, а следов не видно.

Живой - глаза смотрят, умрёт- глаза смотрят.

Крылья есть - не летаю, ноги есть – не хожу, в небо не смотрю, звёзд не считаю, от людей убегаю.

Когда спит, когда не спит, когда умрёт- всегда глаза открыты.

Летом - серая, зимой - белая.

В густом лесу два уголька носит.

И в воде плавает, и по земле ползает.

Сам белый, а кончик носа и кончик хвоста - чёрный.

У порога чума доброе существо рычит.

Одни посидели, другие на их место сели.

Среди плывунов стройное деревце стоит.

Великан полгода спит.

Девушка на тоненьких ножках ведёрко несёт.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?

Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит.

Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова,
Потому, что по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить. На кого?

Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё

Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит.

У кого зимой и летом нос всегда холодный?

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает.

Когда на лыжах я в тайгу иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу со мною мчатся рядом,
Когда врага почует вдруг, рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг, глазами улыбается.
Другу верному верна. Угадай-ка: кто она?

В реке живёт, в лесу живёт.
С круч катается, в речке купается.
Рыбу ловит, лису остановит.
Таёжная красавица мехом своим славится.

Что это такое? Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит?

В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит.

Муравейник с муравьями

Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Загадка

Отгадка

Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь - тут же растают.

Десять чёрных бусинок на одной веточке висят.

Сквозь землю пролез, русскую шапку надел.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит.

Луч света сквозь стену проходит.

Весной зелёными рождаются, а осенью желтеют, краснеют и на землю осыпаются.

ЧЕЛОВЕК

(ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЧАСТИ ТЕЛА, ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО ОБИХОДА)

Загадка

Отгадка

Пять остяков в одном чуме живут.

Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет.

У старухи нос курносый, у старика - широкий.

Женские и мужские кисы

У старика нос плоский, у старухи нос острый.

Узоры на мужских и женских пимах

Сухое озеро с травянистыми берегами.

Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся.

Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту.

Речку тальником перегородил.

Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся.

Косточки – рубите, досочка – вытаскивай.

У меховой кочки семь дырок.

В безбрежном море дощечка плавает.

В круглом чуме без костей извилинами свернут.

На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты.

Косточки, рубите, жирок, дальше толкай!

Между двумя один бескостный смят.

Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы.

Десять братьев - один корень.

Пять братьев одному кланяются.

На концах пяти мысов опрокинуты костяные чашки.

Четыре брата - старшему кланяются. Как вместе сойдутся – любое дело сделают.

То один другого опередит, то второй его опередит, друг друга догнать не могут.

Одна сторона деревянная, другая сторона - живое мясо.

Ребенок в люльке

По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет.

Человек в малице

Утром сосчитает, вечером сосчитает.

Застёжки у паницы (ягушки)

Один мужчина бежит, бежит и в тупик попадает.

Живое мясо в зубах держит.

Без дна, без крышки, бочка мясом наполнена.

Невидимо придёт, невидимо уйдёт.

Незаметно придёт – любого украдёт.

Один мужичок тащит двух лебедей.

Деревяшка таскает, косточка мелет, хрусткое подтаскивает.

Ложка, зубы, язык

Из норки лисичка выползает.

Когда пришла, когда ушла - её не видно, её не слышно.

Голова деревянная, в голове две дырки.

Быстрее всех летит, быстрее всех делает.

Тридцать мужиков рубят, один встречает.

Муж и жена тянутся друг к другу, но между ними лежит валежник – бревно.

Между двумя домами чашку с углями таскают.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Загадка

Отгадка

Олень от них убегает - а они не отстают.

Два воробья друг друга подгоняют.

Когда пришла, когда ушла- не видно и следа.

Едущего никто не заметит.

По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может.

Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут.

Ладони раскрывает, гребешок бросает.

Один мужчина свои следы собирает.

Где опускаются два крыла, там водовороты кружатся.

Сам маленький, а всё стойбище перевозит.

Костылёк в упряжке

Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут!

Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.

Три рода в одном стойбище находятся.

Копьё, хорей, костяной наконечник

На склоне холма один мужчина свесил ноги.(Скобочка для вожжа на седелке первого оленя)
***Червяк с костяной головой.

Одна заводь глубокая, другая заводь мелкая.

Пролёт у нарты и сидение

Две собаки в небо лают.

По склону холма аргиш извивается.

Вожжа, которой направляют оленей

У деревянной постромки хвост вытянулся.

На конце тонкого мыса домик стоит.

Одна сотня мужчин вверх тянет, другая сотня мужчин вниз тянет.

Поплавки и грузила

Через дырявое железо выросла берёза.

Под снегом ворует.

Решетчатый дом в воде сидит. Рыба в дом войдёт, а из дома не выйдет.

Сеть для рыбной ловли - морда

ЖИЛИЩЕ ИПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА

Загадка

Отгадка

В чум входящего бьёт, на улицу уходящего бьёт.

Две старухи друг друга за волосы держат.

Два первые шеста чума

Чёрные тучи, белые тучи вплавь уходят.

Когда ставят чум, поднимают нюки и поднючья

Китовые рёбра блестят тёплым блеском.

В горячем море, в туманном просторе богатыри в шлемах остроконечных скачут… Что это значит?

Стоит толстяк: живот деревянный, пояс железный, а в животе - солёная рыба.

Два медвежонка через озеро друг на друга поглядывают.

Голова костяная, хвост железный.

В железном домике голый остяк пляшет.

Палочка может крутиться, у палочки семь дырок.

Перекладина для крюков, на которые подвешиваются котлы

Остяцкая лыжница узкая.

Перекладина для крюков, на которые подвешиваются котлы

Хорошего коня на длинной верёвке обучают.

Мастер из дома выходит, поколет, порежет, снова заходит, лишь там покой находит.

Один - ещё только есть начинает, а другой - уже в макодан выскочил, вслед за ветром улетел.

Огонь и дым очага

Маленькая лошадушка тащит воз сена.

Четыре девушки одним платком покрыты.

Ног нет, рук нет, а в рубашке.

Сам голый, а одежда за пазухой.

Еда её по углам губ сыплется.

Где он пройдёт, там дорога светлей становится.

По острию ножа птичка прыгает

Одноногий мужичок туда войдёт

Железный кукушонок упал на спину.

Один мужчина в деревянном домике после работы отдыхает

Нож в деревянном чехле

Один мужчина охотится внизу, другой – наверху.

Грузила и поплавки

У старухи нос рябой.

След от саней товарища ровняет.

От ходьбы между двумя чумами нога оленя высохла.

Точило или брусок

С его железных саней только слюни брызжут.

Где сидел, там черно

Следы семи оленей.

Отверстия в крюке для котла

Назад - вперёд только копыта поблескивают.

Вокруг озера идут двое, а сойтись не могут.

Где он стоял, то место почернело.

Место старого чума

Два друга сто друзей держат.

Шесты - основа чума

Два воробушка вечером к небу стремятся.

Волшебник на железе посредине чума сидит – и угостить может, и укусить может

Старика волшебника одевают и раздевают.

Внизу молния сверкает, вверху люди шумят.

Кипящий котёл под костром

В веточках прячется, в огне рождается, а в небе исчезает.

В лесу молится, дома на боку лежит.

Злые языки я вылечиваю.

Стоят ровными рядами рёбра кита, освобождённые от мяса.


Скачать:

Вложение Размер
progr._vnekl.docx 96.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Пандо Татьяна Константиновна,

педагог дополнительного образования,

Название учреждения: 629730 ЯНАО

г. Надым, ул. Зверева, 42 а

тел/факс 8(3499) 52-43-78

Пусть молодые расслышат

Речь поколений и далей.

Помнят пусть или запишут

Строки любви и печали.

Из старинного сказания.

Проблемы сохранения и дальнейшего развития этнокультурного воспитания подрастающего поколения детей в Ямало-Ненецком автономном округе являются крайне актуальным и важным.

В современных условиях образования внешкольная работа, проводимая с учащимися в дополнительном образовании детей, имеет большое значение, поскольку предоставляет большие возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, позволяет приобщить воспитанников школ Крайнего Севера к обычаям и традициям коренных народов Севера.

Для всех малочисленных народов Крайнего Севера, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, особенно острой стала проблема сохранения родных языков, так как большинство ненцев либо слабо владеют, или совсем не владеют родным языком.

Во многих семьях коренной национальности (ненцы), живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют, но редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.

Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, отражает многовековой социально-исторический опыт народа. Тематика большинства загадок, пословиц, поговорок и примет связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром Ямала.

Изучение родного (ненецкого) фольклора способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстанавливает культурные традиции, формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получить знания о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.

Знание истории родного края, национальной культуры народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее родного Ямала.

Реализацию данной программы рекомендую проводить на осенних каникулах, так как погодные условия в данный период позволяют разнообразить формы работы с учащимися. Считаю, что полученная в начале учебного года детьми дополнительная информация на внеклассных мероприятиях будет способствовать наилучшему восприятию учебного материала на родном языке (ненецком) в течение учебного года.

Новизна разработанной программы заключается в том, что все мероприятия проходят на родном языке (ненецком) и большинство из них проводится вне стен образовательного учреждения, что позволяет ребятам приблизиться к естественным условиям жизни своих предков, их быту и традициям (Центр национальных культур, Этнографический музей-чум под открытым небом, Дом природы).

Цель программы – сохранение и развитие традиционной ненецкой культуры, через устное народное творчество.

- расширять знания детей об устном народном творчестве ненецкого народа;

- развивать умения и навыки владения родным языком (ненецким), обогащать

словарный запас учащихся;

-прививать интерес учащихся к народно-бытовой речи, культуре и истории

- развивать восприятие, понимание родной речи;

-формировать общее представление о народных говорах, об особенностях

произношения поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;

- воспитывать чувства любви к родному краю, к своему народу, прививать

чувства национальной гордости;

- создать условия для развития познавательного интереса и творческих

- создать условия приближенные к повседневным естественным условиям

жизнедеятельности, быту, коренных жителей;

- установить взаимодействие с культурными центрами города: Центр

национальных культур, Этнографический музей Дом природы, библиотека;

- привлечь к реализации программы педагогов и специалистов: преподавателя музыки, сотрудника музея, библиотекаря.

- расширится круг знаний детей об устном народном творчестве ненецкого

- активизируется познавательный интерес детей к народно-бытовой речи;

-сформируются умения и навыки владения родным языком (ненецким);

- обогатится словарный запас учащихся;

- возникнет заинтересованность детей к историко-культурному наследию

- сформируется общее представление о народных говорах, об особенностях

произношения поговорок, пословиц, примет, крылатых выражений у ненцев;

- созданы условия для развития познавательного интереса и творческих

- активное взаимодействие с социальными партнерами;

- установлен контакт с национальными культурными центрами города.

Формы организации деятельности детей

- встреча с интересными людьми;

- вечер народной песни;

- выставка экспозиции книг;

- турнир знатоков родного языка (ненецкого);

- коллективные и индивидуальные творческие работы на родном языке: запись

фольклорных произведений, оформление книжки – малышки, выступление

Методы, используемые при реализации программы

- народные словесные методы: разъяснение, совет, одобрение, просьба, обсуждение, закрепление;

- словесный метод: рассказ, беседа, объяснение, сообщение, инструктаж, метод

- методы стимулирования поведения: похвала, поощрение;

- методы организации деятельности: упражнение, показ, подражание.

Условия реализация программы

1.Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой внеклассных мероприятий:

- наглядные пособия: пословицы, поговорки, крылатые выражения, приметы,

высказывания на родном языке (ненецком);

- выставочный комплекс – книги на родном языке (ненецком);

- наличие сценарных разработок.

2.Создание атмосферы, комфорта и доброжелательности.

3. Материально – техническое обеспечение:

- музыкальный ряд: подбором мелодий, песен на родном языке (ненецком).

4. Национальные костюмы.

5. Наличие помещения для организации и проведения внеклассных

Календарно-тематический план реализации программы

Цель: Способствовать формированию любви к родному краю.

Задачи: 1. Формирование у воспитанников навыков общения.

2. Развитие познавательных интересов.

3. Расширение представлений о полуострове Ямал.

Целевая аудитория: 4класс

Музыкальное сопровождение песня в исполнении Игоря Корнилова “Северный край”.

Воспитатель: Ребята, вы, конечно, любите путешествовать и сегодня мы отправимся с вами в необычайно интересное путешествие в заснеженный край, на просторы Ямала, на берега самой большой реки Западной Сибири – Обь. Все что вам встретится на пути, вы должны хорошо запомнить, чтобы, вернувшись из нашего путешествия вы смогли нарисовать нашу красавицу – реку заснеженном крае, о просторах Ямала

В переводе с ненецкого языка на русский слово “Ямал” означает “край земли”. В старину называли эти места “краем крещеного света”. Ямал – заповедный уголок земли – является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры.

10 декабря мы день рождения образования Ямало-Ненецкого автономного округа. За 75 лет наш округ прошёл огромный путь промышленного гражданского строительства. Быстрыми темпами идёт развитие индустриального строительства, растут города и посёлки, идёт прокладка магистральных газопроводов, железных и автомобильных дорог, развивается ямальская авиация.

На Ямале живёт полмиллиона людей, для которых округ стал родным домом на многие годы.

Есть на карте место
Он мне очень дорог.
Там метут метели
И лежат снега.
В тундре есть морошка
И растёт брусника.
Это мой Ямал!

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в одну очень интересную викторину, совершим путешествие со мной по моим родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и загадки ненецкого народа.

Из зала выходят желающие поиграть
Конкурс – разминка.

Воспитатель: Я называю вопросы и команды по очереди дают ответы.

1.Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)

2.Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)

3.Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4.Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5.Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Юрий Васильевич Неёлов)

6.Что изображено на гербе нашего округа?

7.Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8.Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)

9.Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище? (чум.)

10.При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)

11.При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)

16. Что едят олени? (ягель, мох)

1. Тема Загадки (Слайд)

1.Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)
2.Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет. (Меховые чулки)
3.У старухи нос курносый, у старика - широкий. (Женские и мужские кисы)
4.У старика нос плоский, у старухи нос острый. (Узоры на мужских и женских пимах)
5.Сухое озеро с травянистыми берегами. (Глаз)
6.Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (Глаза)
7.Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту. (Глаза и нос)
8.Речку тальником перегородил. (Ресницы)
9.Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся. (Нос, глаза)
10.меховой кочки семь дырок. (Голова)
11.В безбрежном море дощечка плавает. (Язык)
12.В круглом чуме без костей извилинами свернут. (Мозг)
13.На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты. (Уши)
14.Косточки, рубите, жирок, дальше толкай! (Рот, зубы, язык)
15.Между двумя один бескостный смят. (Стелька пимов)
15Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало)
16.Пять братьев одному кланяются. (Пальцы рук)

2. Тема Я всё тебе расскажу (Слайд)

Вопрос: Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?

Ответы детей (День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни)

Чтец 1: Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Родившие мальчика – продолжателя рода и будущего хозяина – обязаны забить молодого олененка и выставить на стол все, что есть в чуме вкусного. У новорожденной – девочки таких привилегий нет, празднование проходит символически, без излишеств.

3. Тема Жилище (Слайд)

Вопрос: Расскажите о жилище ненцев . Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?

Ответы детей: (Летний чум покрывают брезентом а зимний сшит из оленей шкуры)

Чтец 2: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Старину летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты

Физминутка: ( Мешок с подарками) Каждый из участников выбирает из мешка предмет и называет его

4. Тема Наша одежда (Слайд)

Вопрос: Расскажи о женской, мужской и женской ненецкой одежде.

Ответы детей: (Женская одежда ягушка, мужская малица)

Чтец 2: Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, они удерживают шапку на голове при порывах ветра. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.

5. Тема Средство передвижение (Слайд)

Вопрос : Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?

Ответы детей: (Нарта - хан)

Чтец 2 : Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем грузовые, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

6. Тема Я играю (Слайд игры)

Вопрос: Какие ненецкие игры вы знаете?

Ответы детей: (Нгын, вывко, нухукова”)

Воспитатель: Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические игры воспитывают детей быть мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребёнка ко взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, является неотъемлемой частью духовной культуры. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радости.

Итоги викторины: Награждение победителей.

Список используемой литературы:

Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.

Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.

Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35

пн., 15.01.2018

Кугаевская Ирина Федоровна,

г. Салехард, ЯНАО

Представьте себе, что Ямал есть огромный чум под куполом звёздного неба и северного сияния. В этом чуме живут люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы и приезжие геологи. В этом чуме водятся: олени, рыба, ягода морошка, строятся дороги и города… Но, если мы все живём в одном чуме то понятно, что в этом чуме надо ежедневно наводить порядок, следить за чистотой.

Ю. Афанасьев, писатель.

Программные задачи:

Цель: продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны; формировать у детей осознанное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания о жизни коренного населения; растительном и животном мире Ямала; формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе; формировать у детей элементы экологической культуры.

Развивающие: развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира (родного края); развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, воображение.

Воспитательные: формировать навыки работы в команде; воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть и воспринимать красоту и многообразие природы Ямала.

Ход викторины:

В качестве табло можно использовать интерактивную доску; магнитную доску и крупные цветные магниты; большие пирамидки (в разобранном виде; за каждый правильный ответ на пирамидку одевается колечко (побеждает та команда, на пирамидке которой будет больше колец).

Ведущий объявляет название команд. Объясняет правила викторины: задания будут предлагаться по очереди каждой команде. В случае, если одна из команд не дает правильного ответа, то на вопрос предлагается ответить другой команде. Если команда отвечает правильно, получает очко за правильный ответ. За выкрики очко команде не присуждается, право хода передается другой команде.

Ведущий.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Будем думать, отвечать,

В игры разные играть.

Речь поведем о природе Ямала

И знаете вы о ней точно не мало.

Итак - на старт! Итак – вперед!

Нас впереди разминка ждёт!

Дальше детям обеих команд предлагаются вопросы для разминки. Ответы в разминке не оцениваются. Отвечают дети из обеих команд.

Вопросы для разминки:

- назовите столицу Ямала (Салехард);

- как называется ближайший к Салехарду город? (Лабытнанги);

- назовите известные вам улицы Салехарда (улицы - Чкалова, Республики, Губкина, Подшибякина, Мира, Ямальская и другие);

- назовите города Ямала? (Надым, Новый Уренгой, Губкинсий, Тарко – Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко);

- назовите реки Ямала (Надым, Обь, Пур, Таз – большие реки; малые реки – Собь, Полуй, Юрибей, Сыня, Щучья, Толька, Гыда, Ныда);

- назовите птиц Ямала (воробей, ворона, гусь – гуменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие).

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Вот и первое задание:

Задание 1. Продолжи пословицу о природе:

Каждой команде (по очереди) предлагается продолжить пословицу (например, по три пословицы).

- дерево живет корнями, а человек друзьями;

- мороз не велик, а стоять не велит;

- береги нос в большой мороз;

- что летом родится – зимой пригодится;

- много снега – много хлеба;

- при солнышке тепло, при матери тепло.

Если команды закончили все предложенные пословицы, они получают по два очка. Если одна из команд или обе команды не закончили пословицу, дается одно очко.

Задание 2.

- назовите ягоду, которая не растет на Ямале (примерный ответ детей: клубника).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных (белый медведь, морж, олень, овцебык, обезьяна)

- назовите животного, которое не обитает на территории Ямала (примерный ответ детей: обезьяна).

За правильный ответ команда получает очко.

- назовите ядовитый гриб (примерный ответ детей: бледная поганка).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением растений (береза, ель, сосна, рябина, пальма)

- назовите дерево, не растущее на территории Ямала (примерный ответ детей: пальма).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 3.

Ведущий.

Не зря эта книга красного цвета,

В опасности, значит, наша планета.

Помни об этом, маленький друг –

Надо беречь все живое вокруг!

На интерактивную доску выводится слайд с изображением Красной книги Ямала.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Разминка (проводится для обеих команд, одновременно)

Ведущий.

Пора отдохнуть нам, размяться пора.

Выходим на круг, в хоровод, детвора!

А теперь, друзья, внимание,

На каждое слово будет задание:

(Дети выполняют движения согласно заданным словам: лиса – бегут по кругу друг за другом; медведь – ходьба вразвалочку; зайчата – прыжки на двух ногах с продвижением вперед; сова – бег по кругу, размахивая руками, словно, крыльями).

Задание 4.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 5. Задание для капитанов команд.

От каждой команды приглашается по игроку, которые по команде подбирают хвосты к животным (заяц, лиса, белка, волк). Игроки выполняют задание, стоя спиной друг к другу.

Игрок, который быстрее справится с заданием, получает два очка для своей команды. Другая команда получает одно очко.

Задание 7. На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных, занесенных (белый медведь, морж, рысь) и незанесенных в Красную книгу Ямала. Командам предлагается назвать животных, не занесенных в Красную книгу Ямала (заяц, белка, лось, лиса, лемминги, волки). Команды называют животных по очереди.

Загадаю вам, друзья, несколько загадок я.

Ямальские загадки! – жду от вас отгадки!

Команды по очереди отгадывают загадки:

- великан полгода спит (медведь);

- их не сосчитать (звёзды);

- в своем железном домике голый остяк пляшет (огонь);

- пять остяков в одном чуме живут (рукавица);

- на место укочевавших другие прикочуют (рога);

- голова - костяная, хвост – железный (нож);

- лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);

- по речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может (лодка);

- цветная занавеска ночное небо скрывает, а в тундре от нее светлее становится (полярное сияние);

- с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит (весна);

- на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце);

- она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра).

Ведущий. Молодцы!

На интерактивную доску выводится слайд с изображением птиц, обитающих на Ямале (воробей, лебедь, сова, филин, сорока, ворона, гусь, утка, журавль, чайки и другие).

Ведущий. У лесных ненцев есть традиционный весенний праздник. В честь какой птицы отмечается этот праздник? Очко зарабатывает та команда, которая быстрее даст ответ (примерный ответ детей: в честь вороны).

Ведущий.

Вы – большие молодцы!

О природе знаете не мало.

Будем вместе охранять, беречь

Хрупкую природу нашего Ямала.

Литература:

- сайт Губкинской Централизованной Библиотечной Системы (gcbs.ru);

- Кугаевская И. Ф. Авторские разработки: разминка; стихотворные тексты для ведущего.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004663

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции