Православие это чума россии

Официальный сайт Московского Патриархата


В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующем году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье — француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви 26 .

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам 27 .

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий 28 . Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных 29 .

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  • Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  • Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  • Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  • Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  • На время отменялся колокольный звон 43 .

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

1 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

3 Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

4 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

7 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

9 Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

10 Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

11 Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в допетровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

12 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

13 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

14 Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

15 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

16 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

17 Там же. С. 12-13.

19 Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770-1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

20 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

22 Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770-1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

23 Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

33 Там же. С. 460.

34 Там же. С. 460-461.

35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

37 Там же. С. 534-535.

38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

40 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

42 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

43 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

44 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

45 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

46 Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

47 Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.

В последние недели развернулась широкая и довольно неожиданная дискуссия о том, как избежать или хотя бы минимизировать возможность заражения коронавирусом в православных храмах. Тревога прихожан вполне предсказуемая. Многие интуитивно чувствуют, что ни приходские общины, ни Русская православная церковь в целом не готовы к эпидемии. Что и как следует в Церкви изменить? Оказывается, постепенно формируется довольно широкий спектр возможных ответов

16 марта 2020 11:45

Во-первых, обсуждение проблемы среди мирян и священников выглядит гораздо более содержательным и с богословской, и с практической точки зрения, чем сухое заявление официальных церковных властей, более всего напоминающее бюрократическую отписку.

Пожалуй, это самое интересное в развернувшейся дискуссии. Дело в том, что православное благочестие постепенно превращается в самостоятельную религию. Одно дело Православная церковь — с богословским, историческим, пастырским и церковно-практическим опытом, и совсем другое — простые верующие, которые зажаты в рамках довольно случайного набора мифологем и церковных правил. И правила, и мифологемы представляются им совершенно незыблемыми, почти святыми. Поэтому разговор о каких-либо переменах — даже если есть угроза эпидемии — свидетельствует только об одном: о слабости веры и никак иначе. В православии ничего менять нельзя!

Вторая группа предлагает трезво и реалистично посмотреть на сложившиеся церковные практики. Эпидемия — это не только угроза как таковая, это еще и хороший стимул критически оценить сложившиеся практики в данном случае не с богословской или исторической, а с чисто практической точки зрения: что не соответствует современным представлениям о гигиене? Как лучше всего защитить прихожан от заражения в храмах? Спокойный и трезвый взгляд позволяет увидеть разные возможности для решения возникших проблем.

Есть три области, где нужно проявить особое внимание. Угроза заражения возникает при передаче:

  1. воздушно-капельным путем;
  2. через контакт: рукопожатие и поцелуй;
  3. через причащение одной лжицей здоровых и больных.

Рассмотрим все эти проблемы по порядку.

Больших храмов в России мало, поэтому храм — это чаще всего небольшое, замкнутое и плохо проветриваемое помещение. Находиться рядом с зараженными людьми на протяжении двухчасовой службы — это уже серьезная угроза. Если зараженный человек кашлянул или чихнул, то все стоящие на расстоянии до трех метров получают от него вирус, если не на кожу и слизистую, то на одежду, где вирус сохраняется многие часы, а иногда и дни.

Что можно сделать? Рекомендация Томаса Пуэйо, создавшего математическую модель распространения вируса, простая: храмы должны оставаться открытыми до тех пор, пока они гарантируют расстояние не менее одного метра между молящимися.

Это слабая мера, и в условиях растущей эпидемии власти Италии просто закрыли все храмы, предложив организовать интернет-трансляции и смотреть их прихожанам не выходя из дома. Никаких протестов решение правительства не вызвало. Более того, все церкви Италии отнеслись к этому запрету с пониманием.

Рекомендации: стараться не посещать переполненные храмы, а людям старшего поколения полностью воздержаться на время эпидемии от посещения храмов. Если вы или ваши дети больны, отказаться от посещения храма на время болезни. Это не слабость, а сознательный поступок ради безопасности ваших ближних. Пусть домашняя молитва будет более напряженной в эти дни.

Рукопожатие в храме чаще всего соединяется с целованием, а вот целование как поклонение распространено очень широко: это и целование икон, святых мощей, целование края Чаши после причастия, целование креста после Божественной литургии и просто целование руки священника при благословении.

Целование икон — особый случай. Для кого-то это мистическая практика, от которой он отказываться не готов, но большинство прихожан скажут, что это традиция, которой они следуют, или даже привычка. А вот для большинства захожан это важная часть стандартного (почти магического) ритуала при посещении православного храма. В этом нехитром ритуале максимум три составляющих:

— написать записку (кстати, ручки общие — ими пишут все подряд и вряд ли сотрудники храма догадаются о том, что их стоит хотя бы пару раз в день дезинфицировать);
— купить свечи;
— поцеловать иконы и зажечь перед ними свечи.

Практически никаких ограничений на целование икон до сегодняшнего дня нет, и, более того, эта мера даже не обсуждается.

Более системно и последовательно выглядят правила, которые 6 марта опубликовала Греческая Архиепископия в Америке. Эти правила основаны на инструкциях Центра по контролю заболеваний США. Их стоит привести полностью:

При этом греческая традиция уже давно имеет отличия от русской: не используется общий плат для обязательного вытирания уст после причастия, нет целования края Чаши, но подробнее об этом немного позже.

Лишь один украинский епископ, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан выпустил внятные инструкции, как прихожанам следует изменить свое поведение в церкви:

Но это всего один из нескольких сотен епископов Русской православной церкви. Остальные молчат.

Рекомендации: ничего страшного, если вы временно откажетесь от целования икон, креста, рук священников и друг друга и замените это целование на благоговейный поясной поклон или приклонение головы.

Приближаемся к самому сложному и самому деликатному вопросу — о Причастии. Здесь нужно бы написать отдельную статью, но пока придется ограничиться несколькими краткими тезисами.

В Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. И эта святыня преподается всем православным христианам как залог вечной жизни. В св. Дарах полнота той жизни, к которой мы стремимся, и поэтому в них не может быть ничего ущербного, болезнетворного или смертоносного. Так верует Церковь, и так верует каждый, кто приступает к Чаше. Здесь нет никаких сомнений.

Однако даже Церковь в Византии, отказавшись VII–VIII веке от раздачи причастия в руки верующим (эта практика сохранилась на Западе) и введя лжицу для того, чтобы вкладывать причастие в уста, сформировала и особые правила и для причащения во время эпидемий.

Довольно неожиданное толкование 28-му правилу VI Вселенского Собора дает преподобный Никодим Святогорец 1 , живший во второй половине XVIII века. По всей видимости, он пережил ту эпидемию чумы, которая началась в Османской империи в конце 1760-х годов и в 1771 году пришла в Россию. Никодим пишет очень прогрессивно для своего времени:

Да, сегодня мы знаем, что эта мера никак не могла предотвратить распространение чумы. Ее главные переносчики — блохи, но здесь важно, что Церковь задумывалась о том, как в условиях эпидемии можно менять сложившиеся практики.

Запивки в греческих храмах нет, но в русских храмах за пределами России, где следуют той же практике, используются одноразовые стаканчики. Надо сказать, что и в России встречаются храмы, где они используются, но будьте внимательны: слишком часто они превращаются в многоразовые.

В одном из российских монастырей уже размышляют о том, как дезинфицировать лжицу после каждого причастника, и говорят, что это можно делать или спиртом, намочив им часть плата, или кипятком, если рядом с причащающим священником стоит алтарник и держит термос с крутым кипятком.

Неожиданно, я бы даже сказал, очень радикально высказался уже упоминавшийся митрополит Ионафан:

«Что же касается образа вкушения Тела и Крови Агнца Божия — под видом Хлеба и Вина — и потребления оставшихся Святых Даров духовенством, то всё пока следует оставить согласно обычаю Православной Церкви.

В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чём должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.

То есть иерарх допускает, что причастие может быть без привычной лжицы как таковой.

И уже буквально перед сдачей статьи в редакцию я получил сообщение, что в одном из православных храмов Бельгии начали причащать одноразовыми лжицами.

Еще в нескольких странах власти последовали примеру Италии и на время эпидемии попросили закрыть храмы.

Рекомендации: Эпидемия — это повод усилить молитвы и быть внимательнее к своим ближним. Если есть возможность участвовать в богослужении в том храме, где серьезно отнеслись к эпидемии и предприняли меры безопасности, то уклоняться от посещения храма нет причин. Если же в храме без внимания относятся к проблемам гигиены, то нет ничего страшного в том, что во время эпидемии вы решите не участвовать в литургии. Сегодня в Православной церкви нет правил, регламентирующих частоту/регулярность причащения. Это ваше решение, ваш личный выбор. Никто не заставит вас причаститься и, наоборот, не заставит отказаться от причастия.

О том, что даже в больших храмах еще не осознали всю серьезность ситуации, говорит репортаж о пребывании ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сотни людей стоят в очереди к мощам, но далеко не после каждого волонтер протирает стекло, прикрывающее мощи. Но если рядом с мощами есть хотя бы сотрудник, который должен это делать, то рядом, у Казанской иконы Божией Матери поток прикладывающихся к иконе идет, а стекло киота, по мнению авторов репортажа, никто не протирает. Судя по разговорам, не все православные в Санкт-Петербурге верят, что коронавирус существует.

Далеко не все в Православной церкви единообразно или монолитно. Есть целый спектр практик, и некоторые из них приходы могут свободно менять сами (например, прихожане попросили и священник согласился), некоторые — по согласованию с епископом (это касается прежде всего форм причащения мирян). Ситуация вовсе не безвыходная, если только не замыкаться в круге магических представлений о Православии. Общество изменится после эпидемии коронавируса. Изменится и Церковь, но, скорее всего, эти перемены будут более медленными.

1 Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 тт. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, 2019. — т. 2, с. 240.

Новый вирус захватывает планету

Обвал на фондовых рынках, закрытие границ, свыше ста тысяч заболевших и более трех тысяч умерших – вот он какой новый коронавирус. Случаи заражения зафиксированы в 79 государствах. В Европе коронавирус после Италии начал быстро распространяться по Франции и Германии. Добрался и до России. По состоянию на 6 марта, в нашей стране насчитывается десять заболевших.

Коронавирус — это далеко не первая и, видимо, не последняя зараза, которую Церковь пережила со своим народом.

Чума — начало

Чума в Москве: что произошло в 1654 году

Первые случаи морового поветрия начали фиксироваться в Москве в конце июня 1654 года. Болезнь проявляла себя уже через несколько часов после заражения: сначала болела голова, затем наступал жар – организм быстро слабел. Тело постепенно опухало, кожу покрывали гнойные нарывы и язвы, больной впадал в бред. После нескольких дней мучений, сопровождавшихся надрывным кровохарканьем, приходила смерть.


4 июля патриарх Никон, уже предчувствуя масштаб эпидемии, увез царскую семью в Троице-Сергиеву Лавру, по другим данным в Калязинский монастырь. Царь Алексей Михайлович в это время воевал с Речью Посполитой и осаждал Смоленск.

Это было правильное решение. Еще слишком живо было воспоминание о смутном времени, и что может произойти со страной, если царская династия прекратится. Патриарх спасал народ от ужасов безвластия. Следующим шагом Никона было выставление кордонов вокруг столицы и тотальное выжигание огнем всего, что связано с чумой – целые московские дворы сжигались, если их обитатели умирали от заразы.

Тем временем, зараженные москвичи толпами ринулись в храмы уже не вмещавшие всех, так что и на улицах возле церквей было много страждущих. Столичное духовенство напутствовало умирающих в последний путь Святыми Христовыми Тайнами, исповедовало и утешало обреченных. Священники умирали вместе со своими прихожанами. Только к январю 1655 года эпидемия, собрав страшную жатву в 500 тысяч душ (по разным оценкам от 200 тысяч до 800 тысяч человек), пошла на спад.

Растерзали владыку

Осенью 1770 года чума пробралась в Москву с турецкой войны, вместе с ранеными. Вначале она охватила главный военный госпиталь, где в короткий срок умерли почти все больные. Госпитальное начальство приняло меры, но новым очагом распространения стала суконная фабрика в Замосковоречье, куда доставлялась овчина из тех же мест. Умерших рабочих числом больше ста хозяева фабрики тайком похоронили во дворе. С наступлением весны 1771 года чума охватила первопрестольную.

Из Москвы, бросая её на произвол судьбы, бежали генерал-губернатор П.С. Салтыков, гражданский губернатор И.И. Юшков, обер-полицмейстер Бахметьев.


Прошёл слух, что икона Божьей Матери в храме на Варварке дарует спасение и исцеление. Моля о чуде, толпы народа ринулись прикладываться к иконе. Подозревая о таком пагубном влиянии скопления людей (о природе распространения заразы в ту пору ничего толком ещё не было известно), московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) деятельный ученый и священнослужитель, знавший что такое чума, умевший пользоваться микроскопом, понимал, чем все обернется, и распорядился убрать икону а по Церквям следовать карантину, не проводить богослужений.

Утром 16 сентября 1771 года люди увидели храм закрытым. Это вызвало бунт. Толпа нашла архиепископа в Донском монастыре и зверски забила кольями. Убивали докторов, жгли больницы, грабили и жгли дома богатых людей. 17 сентября движение достигло пика, и комендант Пётр Еропкин стянул под своё начальство немногие войска и открыл огонь по толпе. Было убито больше ста человек.


Екатерина II командировала в Москву для восстановления порядка графа Григория Орлова во главе четырёх полков. Благодаря принятым властям карантинным мерам к зиме эпидемия пошла на спад. Только за два месяца (сентябрь-октябрь 1771 года) от чумы в Москве умерло больше 40 тысяч человек. Несколько тысяч погибло во время бунта и его подавления.

Под селом Ваганьково открыли новое кладбище для погребения умерших от чумы.

Чумные кладбища


Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов, а уже в конце 40-х на его месте возвели элитный жилой квартал.

Семейная история

Это история моего четырежды прадеда иерея Евдокима Никитича Орлова, умершего в 33 года от холеры.

Недалеко от старинного русского города Касимова, на берегу живописного оврага стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Маккавеева (древнее село по имени ветхозаветных семи мучеников Маккавеев, священника Елеазара и матери их Соломонии – один из престолов храма традиционно освящен в их память). Вокруг храма на могилах, уже вросших в землю, лежат большие чугунные плиты, на которых и сейчас можно прочитать, кто здесь похоронен и в каком году. На плите, положенной на могиле иерея Евдокима Орлова, написано, что он родился в 1815 году, принял иерейский сан в 1838-м, а скончался 10 августа (ст.ст.) 1848 года. Ему было всего тридцать три года, и скончался он от холеры. В Маккавееве в том году свирепствовала эпидемия холеры, но отец Евдоким всех болящих и умирающих причащал и соборовал, не опасаясь заболеть сам. Но все-таки и он заболел холерой и скончался. Однако, как говорили люди, помнящие эти события, его смерть была последней в этой страшной эпидемии — на смерти отца Евдокима она прекратилась.

Иерей Евдоким — родной дед священноисповедника Александра Васильевича Орлова, духовника блаженной Матроны Анемнясевской.

Эпидемия как предлог борьбы с Церковью

В 1970 году в Одессе произошла вспышка холеры – одна из самых известных эпидемий в истории СССР. Это часть пандемии, начавшейся в 1961 году и дававшей знать о себе в разных странах мира, прежде всего азиатских. Пик пандемии пришелся как раз на 1970-й. Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен, когда в ряде городов России появилась холера, издал Постановление, согласно которому в храмах запрещалось прикладываться к иконам и принимать Святые Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому.

В юном возрасте мне пришлось быть свидетелем разговоров среди старого духовенства о той эпидемии. Старые священники рассказывали, как причащали народ во время эпидемии, в частности, приходской совет покупал чайные ложки в большом количестве, потом они дезинфицировались спиртом и каждый причастник приобщался отдельной лжицей. Происходило это отнюдь не от неверия, а под давлением и тщательным наблюдением советской власти.

Вместо послесловия


Да, непростое душевное состояние — верить и не ждать чуда, идти на смерть по настойчивому требованию чувства любви к Богу (или чувства долга, кому Господь любви не послал – и такое бывает). Только с таким чувством можно подойти к умирающему от чумы. Иначе можно сильно разочароваться в жизни, и в служении.

Можно ли заразиться от Чаши? Для искренне верующего такой вопрос вообще не стоит. Главное – это любовь к Богу, которая требует приобщаться Тела и Крови Его, а заболеем или нет, нас мало волнует. Я не знаю, я иду и причащаюсь.

Иерей Сергий Михайлович Правдолюбов


Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.

Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.

Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:

Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни. Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: "Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов".

В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:

При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:

"Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась".

И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый "Первым Спасом"), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.

Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – "опиум для народа", церкви – "источники заразы", верующие же в последние дни оскорбительно именуются "иконолизами".


Советская богоборческая пропаганда. Фото: pravoslavie.ru

В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.

Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.


Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В. Полетаев и член Общественной палаты России Б. Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru

Телеканал "Царьград" обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:

"Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса".


С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:

"Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление. Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней".


Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал "Царьграду" очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что "сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее". Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:

"Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление".

В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.


Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru

Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу "Царьград" отметил:

"Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, "ревность не по разуму" (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан".


Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом "Царьграду" рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:

"Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни".

Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции