Повесть монах целовал прокаженных чума



Проказа — устаревшее название, сегодня болезнь принято называть лепрой. Одна из самых страшных болезней Средних веков, лепра — это хроническое инфекционное заболевание, которое вызывают бактерии Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis. Проказа поражает кожные покровы и периферическую нервную систему человека. Тело покрывают язвы, а под ними могут развиться инфекции, в результате которых начинается отмирание конечностей.

Лепра также называется ленивой болезнью или медленной смертью. В отличие от чумы или холеры для нее нехарактерно распространение в форме эпидемий или пандемий. Лепра пришла в Европу с Востока вместе с воинами, вернувшимися из Крестовых походов, и с XII по XIV век медленно, но уверенно покорила почти весь Старый Свет.

К каким только ухищрениям ни прибегали средневековые медики для борьбы с лепрой! Больным делали кровопускания, очищали желудок, их опаивали снадобьями с растворенным золотом.

Предлагалось даже соблюдать особую диету из настоя мяса гадюк или регулярно принимать ванны с черепашьей кровью. Но все было впустую.

В итоге неспособность справиться с болезнью привела к настоящей лепрофобии. Прокаженных боялись и ненавидели. Лепра считалась небесной карой за тягчайшие грехи. При первых признаках проказы по человеку служили молебен как по усопшему, выдавали ему специальную одежду, а также колокольчик или трещотку. При их помощи больной был обязан предупреждать здоровых о своем приближении.

Специальные приюты для прокаженных — лепрозории — в Средневековье были особенно популярны. К началу XIII века число лепрозориев на территории Европы приближалось к 20 тыс. Они располагались за чертой города или на далекой окраине, недалеко от монастырей. Чаще всего прокаженные были полностью отрезаны от мира и обречены на медленную смерть в стенах лепрозориев.

Пик заболеваемости лепрой приходится на период с XII по XIV век: тогда очаги инфекции были зафиксированы в большинстве европейских государств.

К началу XIV века уровень смертности от проказы резко снизился. После распространения лепрозориев большинство больных довольно быстро оказывалось там и умирало в заточении, не разнося болезнь по городам.

Предлогом для погромов лепрозориев служили чудовищные байки: мол, прокаженные моют свои язвы в источниках или настаивают на своих язвах молоко, чтобы заразить чумой здоровых людей. Множество прокаженных в Европе было убито погромщиками из-за таких наветов.

Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1873 году в Норвегии врачом Герхардом Хансеном. Именно поэтому ее иногда называют хансенозом, или просто болезнью Хансена. На сегодняшний день лепра не относится к массовым заболеваниям, но, по данным ВОЗ, в мире ею по-прежнему страдает около 11 млн человек. Вылечить ее при ранней диагностике можно, а в запущенной стадии болезнь не будет доставлять средневековых страданий.


Холера — это острая кишечная инфекция, характеризующаяся водянистой диареей, рвотой, драматически быстрой потерей организмом жидкости. Именно обезвоживание является причиной смерти больного.

Холеру вызывает холерный вибрион — особая бактерия вида Vibrio cholerae. Ближайшим родственником холерного вибриона является океаническая бактерия, задача которой — переработка хитина от умершего планктона. В основном эти бактерии живут на мелких ракообразных — копеподах.

Согласно предположению историков и вирусологов, причиной пандемии мог быть называемый год без лета — 1816-й.

Так или нет, но первая вспышка новой холеры происходит в 1817 году, и еще на протяжении 10 лет ее удавалось сдерживать в Азии. Европа впервые столкнулась с холерой в 1829 году, которая тут же прокатилась по всему Северному полушарию от Лондона до Нью-Йорка. Врачи XIX века придерживались в массе своей теории Гиппократа, который утверждал: все, что вытекает из организма, должно вытекать наружу, и сдерживать этот процесс неправильно. Причиной болезни считался дурной воздух, и врачи не только не пытались облегчить состояние заболевших, восполняя баланс жидкости в организме, но, напротив, не давали страдавшим от холеры пить и прописывали рвотные средства, чтобы ускорить излитие жидкости.

Помимо ужаса перед быстрой, мучительной и крайне унизительной смертью распространенным страхом, который внушала холера, был страх оказаться похороненным заживо.

Нередко до предела обезвоженных и скрученных судорогой, но еще живых больных объявляли мертвыми и хоронили, поскольку условия эпидемии требовали проведения похорон в день смерти. В итоге французский врач Рене Теофиль Гиацинт Лаэннек в 1819 году изобрел стетоскоп — прибор, позволяющий расслышать даже слабое биение сердца.

Вторая эпидемия холеры завершилась в 1851 году, но уже в 1852 году началась третья, и далее до конца XIX века волна непрерывных пандемий унесла больше человеческих жизней, чем вспышка любой другой болезни.

В 1892 году выдающийся бактериолог и иммунолог Владимир Хавкин (уроженец Российской империи, который впоследствии перебрался в Швейцарию) изобрел первую вакцину от холеры. Она защищает только тех, кто еще не заразился болезнью.

Самое главное – быстро оказать больному холерой медицинскую помощь. Без нее человек умирает так же быстро, как и в прошлом: за считанные дни.

Вспышки холеры случаются в мире до сих пор. Последним известным случаем стала эпидемия на Гаити в октябре 2010 года. Она унесла жизни 9700 человек и стала настоящей катастрофой для страны.


Вплоть до начала ХХ века, когда Владимир Хавкин изобрел первую эффективную вакцину, чума практически не лечилась. При бубонной форме умирало 95% заболевших, при легочной — практически 100%.

Эпидемии чумы случались неоднократно. Однако с пандемией, то есть с массовым распространением болезни на территории нескольких государств и даже континентов, человечеству пришлось столкнуться трижды.

Первой пандемией стал так называемый юстинианов мор (540‒580-е годы), убивший более 100 млн человек. Этой пандемии предшествовали крайне холодные 536‒538-е годы: тогда температура в Европе упала на пять-семь градусов. Это привело к гибели урожая и голоду. Основной удар чума нанесла по Византии. Хроники сообщают, что на пике эпидемии в Константинополе ежедневно умирало до 5 тыс. человек. Население Парижа и Рима сократилось примерно вдвое.

Не остался в стороне и Аравийский полуостров. Чума способствовала его глубокому экономическому кризису и резкому сокращению численности населения, что привело к стремительному росту популярности молодого ислама.

Как ни парадоксально, чаще прочего заражения чумой происходили среди людей, регулярно посещавших общественные бани. Люди приходили в баню, раздевались, но одежду не стирали, так что блохи свободно гуляли по штанам.

В итоге средневековый европеец к гигиене стал относиться с подозрением, если не со страхом.

В конце XIX века в Центральном и Южном Китае началась третья пандемия чумы. В Азии от болезни особенно тяжело пострадали Гонконг и Бомбей, на всех остальных континентах также наблюдались локальные вспышки болезни. В Индии погибло 6 млн человек.

Чуму вызывают бактерии Yersinia pestis. Они развиваются в кишечнике блох, которые живут на сусликах и других грызунах, главных переносчиках чумы. Сами суслики болеют чумой редко и легко ее переносят за счет естественного иммунитета. Однако контакт человека с сусликом, в особенности употребление грызуна в пищу, может стать для человека фатальным. Перед эпидемией чумы всегда случаются неурожай, падеж скота и голод, который заставляет людей есть грызунов и заражаться. По сей день популяция байбаков, или степных сурков, в Монголии является природным резервуаром чумы.

Впрочем, современная медицина существенно снизила смертность от болезни – до 5-10 % случаев.

Сегодня число заболевших чумой составляет около 2,5 тыс. человек ежегодно, причем без тенденции к снижению. Последняя зарегистрированная вспышка чумы произошла на Мадагаскаре в 2017 году: на острове заболели 2 тыс. человек, 165 из них умерли.


Оспа традиционно характеризовалась высоким уровнем смертности: во время эпидемий умирала 1/6‒1/8 часть всех заболевших, а у детей до трех лет смертность достигала 1/3. Но даже для выживших оспа имела крайне тяжелые последствия: среди осложнений отмечались потеря зрения и бесплодие. Главная примета заболевания — обильные пузырьковые высыпания (так называемые пустулы) на коже и слизистых, после исчезновения которых остаются рубцы.

Страшные эпидемии оспы в Европе послужили причиной широкого распространения пудры, белил и румян: толстый слой косметики, доходивший до 1,5 см, позволял замаскировать оспенные шрамы.

На Востоке начиная с раннего Средневековья для профилактики черной оспы применялась вариоляция — прививка оспенного гноя из созревшей пустулы больного, приводившая к заболеванию оспой в легкой форме. Эта практика была рискованной: из 100 человек двое умирали. Европа узнала об оспопрививании благодаря супруге британского посла в Стамбуле леди Мэри Монтегю, которая таким образом привилась сама и привила своего сына. Оба успешно пережили прививку, и на протяжении всего XVIII века этот способ вакцинации был единственной профилактикой оспы.

Принципиальное (и счастливое) отличие оспы от подавляющего большинства смертельных эпидемий Средневековья в том, что сегодня она считается полностью побежденным вирусом. В 1796 году английский врач Эдвард Дженнер изобрел более безопасный способ вакцинации — путем прививания человеку коровьей оспы. Тотальное прививание населения привело к тому, что к 50-м годам XX века небольшие очаги болезни сохранялись лишь в Африке и Индии, если не считать чудовищной и нелепой вспышки черной оспы в СССР в 1959 году.

Советский художник Алексей Кокорекин (кстати, дважды лауреат Сталинской премии), вернувшийся из Индии, помимо сувениров для жены и любовницы привез с собой черную оспу.

Вручив подарки, Кокорекин почувствовал себя плохо и попал в инфекционное отделение Боткинской больницы, где вскоре скончался. Никто из врачей-инфекционистов не смог распознать черную оспу, которая была ликвидирована в СССР в 1936-м. Лишь благодаря пожилому патологоанатому из Ленинграда болезнь удалось идентифицировать. КГБ отследил контакты Кокорекина, и выяснилось, что и жена, и любовница художника отнесли подаренные художником сувениры в комиссионки. В результате было выявлено 46 заразившихся, трое из которых умерли. Было принято решение об обязательной вакцинации всего населения Москвы.

В 1967 году ВОЗ приняла решение о массовой вакцинации человечества от натуральной оспы. На сегодняшний день вирус, вызывающий эту болезнь, существует только в лабораториях.


Будучи не в силах остановиться и выйти из состояния транса, несчастные ничего не ели, не спали и танцевали до полного изнеможения. Чем дольше длилась пляска, тем суровее были последствия: иногда люди просто лишались чувств и, обессилев, падали на землю, а очнувшись, возвращались к нормальной жизни. Но известны и случаи, когда пляска заканчивалась смертью танцующего от сердечного приступа, обезвоживания, голода или переутомления.

Случаи таких танцев сегодня называют хореоманией, то есть танцевальным безумием. Католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом. В Италии такое явление называли тарантеллой и связывали с укусами пауков.

Один из самых ранних и известных эпизодов хореомании произошел в Эрфурте в 1237 году. Болезнь поразила группу детей, которые, неистово танцуя, проделали путь в 20 км до ближайшего города Арнштадта. Там дети в изнеможении упали и погрузились в сон.

Родители разыскали их и вернули домой, но никто из маленьких танцоров так и не смог окончательно оправиться от пляски. Многие из них умерли, а у выживших до конца жизни сохранились тремор и судороги конечностей. Считается, что эта история трансформировалась в легенду о крысолове из Гамельна (сегодня город называют Хамельн), причем на реальную основу позднее наложился известный фольклорный мотив о дьявольской музыке, противиться которой не могут ни люди, ни животные.

Хореомания свирепствовала в Европе в XIV‒XV веках. Во французском городе Мец был зафиксирован рекордный случай хореомании: по свидетельствам современников, в пляс пустились 11 тыс. человек. Последняя вспышка заболевания случилась в 1518 году в Страсбурге: тогда на улицах города танцевало 400 человек. После этого загадочная хореомания исчезла и до сих пор не возвращалась.

Еще одно объяснение феномену хореомании — коллективная наркотическая интоксикация. По одной из теорий, причиной плясок могла стать спорынья — гриб, паразитирующий в том числе на ржи и пшенице.

Спорынья содержит алкалоиды, вызывающие судороги, длительные спазмы мускулатуры, психические расстройства, а в отдельных случаях и смерть. В состав вырабатываемых спорыньей алкалоидов входит лизергиновая кислота — то самое органическое соединение, из которого швейцарский химик Альберт Хофманн в 1938 году получил психоактивный препарат ЛСД, оказывающий галлюциногенное воздействие на человека.

Именно эти люди, превратившиеся в деревенских проповедников, подобно пресловутому крысолову, увлекли за собой молодежь Франции. Если верить им - в поход на Святую Землю. Меж тем их истинною целью было разрушение королевства и уничтожение папства. В орды одержимых вливались все новые и новые силы земель Франции, Нормандии, Бретани, Пуату. Десять, двадцать, сто тысяч человек - люди все шли и шли к сборным пунктам. К толпам из пастухов присоединялись священники-расстриги, монахи-вероотступники, разбойники, воры, нищие и гулящие девки. Перед этой разгульной и распутной лавиной молодых пастушков несли крест. Сотни тысяч путников в лохмотьях, входя в город, чтобы попросить там милостыню, не задумываясь, пускали его на разграбление. Толпы опустошали Францию в течение целого года, действуя даже с какой-то последовательностью, несмотря на беспорядок, царивший в их рядах, и не щадили ни храмов, ни монастырей.

Едва положили конец неистовству пастухов, как в Пуату, где в то время находился король Филипп V, (сын Филиппа IV, который совместно с лично преданным ему папой Климентом V уничтожил Орден тамплиеров) началось -

Летом 1321 года множество источников, ручьёв, колодцев и водоемов оказались отравленными. Во всяком случае, люди из них боялись пить. Были ли виноваты в заражении вод люди изъеденным болезнью телом, с лицами мертвецов и культяпками вместо рук, помещенные в лепрозории, откуда им разрешалось выходить лишь с трещоткой в руках? Кто приложил тут свою руку, толкнув на бунт этих проклятых богом людей, помимо все тех же недобитых тамплиеров?

Основной версией в начале XIV столетия, которой поверили европейцы, была следующей. В процессе дознания выяснилось, что в распространении болезни участвовали и иудеи, получавшие финансирование от мавританских королей Гранады и Туниса[3], живущих памятью о Реконкисте. Когда христианский мир в результате распространения проказы утратил обороноспособность, сарацины напали бы и захватили его.

достигла своего максимума в Европе примерно через 300 лет после начала Крестовых походов. Эпидемическая ситуация с этой (на сегодня малозаразной) болезнью, стала столь катастрофична, что в целях общественной профилактики церковь устраивала убежища для прокаженных lazaretti - по имени первого госпитального ордена Св. Лазаря, основанного в Палестине в 1098 г. на базе госпиталя для прокаженных, включая бывших тамплиеров[4]. К началу XIV века в Англии было открыто 112 лепрозориев. В это время во Франции, занимавшей тогда территорию, вдвое меньшую, чем сегодня, насчитывалось уже до 2000 лепрозориев.

Проказа внушала ужас современникам, что привело к принятию ряда суровых мер для борьбы с нею. Почти повсеместно в Европе прокаженные лишались гражданских прав и наследства, при этом над ними совершался полный похоронный обряд. В конце процедуры на больного бросали лопатой землю, и с этой минуты он считался уже мертвым. Как перед церковью, так и перед обществом.

В любом случае, этот план тогда явно не прошел – проказа распространялась не так быстро. В отличие от чумы. Попробуем проанализировать исторические свидетельства и документы её распространения.

острая природно-очаговая инфекционная болезнь, характеризуется тяжелейшей интоксикацией, лихорадкой, поражением кожи, лимфатических узлов, легких, способностью принимать септическое течение. Относится к особо опасным инфекциям. Возбудитель - чумная палочка (Yersinia pestis), растет на обычных питательных средах, оптимум роста 28°С. Инкубационный период от нескольких часов, до нескольких дней. Смертность без надлежащего лечения достигает 95-99%.

Исторические свидетельства использования в войнах зараженных трупов животных и людей от Древнего Китая и Средневековой Европы - хунну, монголами, турками – действительно существуют. Во времена борьбы династии Хань с северными племенами, генерал Хуо Квибинг описал подобные случаи, когда трупы умерших забрасывались с помощью катапульт в осажденные города. Вопрос только в том, почему от той же чумы не вымерло само войско Золотой Орды, а Джанибек прожил в добром здравии еще 10 лет, пока не был убит сыном в борьбе за престол?

Показательны и причины, по которым началось военное столкновение у Каффы. «У генуэзцев была иная этика. Они считали, что главное в жизни - выгода, что монголы и тюрки почти не люди, а объект для коммерческих операций. Когда они сильны, их надо использовать, когда ослабли - выкинуть. По сути это была психология зарождавшегося капитализма.

Возвращаясь к времени приближения эпидемии, нужно отметить, что в Европе в то время начались жесткие гонения на ростовщиков. Во Франции в 1306 г. наиболее скаредных иудейских ростовщиков Парижа просто сожгли, конфискуя при этом их имущество по приказу короля Филиппа IV Красивого, попутно пытаясь изгнать евреев из Франции. После этого Филипп принялся и за ростовщиков-тамплиеров.

Поэтому не случайно, что уже в 1348 г. в Европе начались еврейские погромы. Отметим, что подозрения в причастности к эпидемии падали на евреев ещё и потому, что они сами практически не пострадали от эпидемии. А если среди иудеев и были заболевшие, то, во всяком случае, процент их был заметно меньше, чем среди христиан.

Почему болезнь не затрагивала иудеев? Иммунология КРС и чеснока

В иудаизме действительно есть строгий запрет для иудеев не употреблять в пищу крови – в упомянутой выше книге Левит (3:17; 7:26,27, 17:16) и Деяния (15:28, 29), где оговариваются некоторые правила гигиены. При этом заражение возможно при обработке шкур зараженных животных или при употреблении в пищу зараженного мяса – например, мелких грызунов, зайцев и лис, среди домашних животных болеют верблюды. Случаи заражения первичной чумной пневмонией наблюдались и от домашних кошек, погибших от пневмонической формы чумы. Но ничего не известно о заражении человека от коз, овец и коров, в организме которых естественным образом вырабатывается природный антибиотик, уничтожающий микробы чумы, опасной для человека (у КРС свои собственные виды болезни). Кроме того, возбудитель чумы уничтожается даже при небольшой термической обработке: при температуре 55 °C погибает в течение 10—15 мин, а при кипячении — практически немедленно.

Чума: зараза зараз

Считается, что болезнь досталась людям от крыс, а переносили ее блохи, которые в Средневековье водились и у грызунов, и у придворных дам. Сначала развивалась бубонная чума: бактерии по лимфатическим сосудам попадали в ближайший лимфоузел, который воспалялся и разрастался, образуя бубон. Сильнее всего страдали шейные, подмышечные и паховые лимфоузлы. На поздних стадиях чумная палочка попадала в легкие — возникала легочная чума. Размножение в легких позволяло бактериям быстро передаваться между людьми. И наконец, когда палочки добирались до кровеносных сосудов, развивалась септическая чума — самая опасная и чаще всего летальная.


Сейчас все три вида чумы поддаются лечению, но остаются смертельно опасными, поскольку распознаются не сразу, особенно в тех районах, где мало диагностических лабораторий. Заразиться ими можно, например, в некоторых странах Африки. При этом известно несколько сценариев, при которых палочка может попасть в организм человека. Среди них — не только контакт с зараженными грызунами или людьми, но также поедание мяса зараженных верблюдов или общение с кошками, съевшими зараженных грызунов.

Холера: болезнь грязных рук

Болезнь проявляется в виде целого комплекса симптомов: вялость кожи, контактный дерматит, тахикардия, исчезновение голоса, постоянная жажда, слабость в мышцах, озноб, судороги, диарея и одышка. Все это — дело рук не самой бактерии, а ее токсинов, который она вырабатывает, размножаясь на стенках тонкого отдела кишечника. Основной токсин проникает в клетки кишечника и заставляет их секретировать наружу воду и ионы. Второй токсин действует на белки, скрепляющие друг с другом клетки стенки кишечника. Он нарушает прочность их связывания, и стенка начинает буквально протекать: вода устремляется из организма в просвет кишечника, а затем наружу. Опасность заключается в том, что на начальных этапах действия токсина холера неотличима от обычной острой диареи. Без должного лечения наступает тяжелое обезвоживание, и возможен летальный исход.


Лепра: болезнь нечистых

Крымская, финикийская, или скорбная, болезнь, хансениаз, ленивая смерть, недуг Лазаря, хронический гранулематоз — все это лепра, или проказа, с которой человечество борется сотни лет. Сначала болезнь поражает покровы — они отмирают и внутрь попадают возбудители других инфекций, вызывающие уже разрушение мышц, костей и внутренних органов. Проказа убила бесчисленное количество людей, особенно в Европе , позже передав пандемическую эстафету бубонной чуме. В средневековой Европе было более 19 тысяч лепрозориев, куда людей отправляли умирать, устроив им символические похороны. Больной с уродливыми наростами на лице и теле мог выходить за ворота только с колокольчиком, бродя неподалеку от изолятора в надежде на милостыню. Звонок нужен был не только для того, чтобы прохожие успели в ужасе разбежаться: прокаженные зачастую не могли попросить о помощи вслух, а позже недуг лишал их не только голоса, но и ушей, носа и пальцев на руках и ногах.


В 1873 году врач Герхард Хансен открыл возбудителя заболевания — микобактерию Mycobacterium leprae. Этот микроорганизм является облигатным внутриклеточным паразитом, то есть не может вести свободный образ жизни. В связи с этим большая часть его генома неактивна — 40% генов превратились в нерабочие псевдогены. А в 2008 году оказалось, что у него есть близкий родственник — Mycobacterium lepromatosis, который вызывает одну из самых тяжелых форм болезни (диффузная лепроматозная проказа, или лепра святого Лазаря). Разницу между двумя родственниками обнаружить непросто: их геном отличается единичными нуклеотидами. Однако ученые полагают, что разделились эти два вида очень давно — около 10 миллионов лет назад (еще до того, как древние люди перешли к прямохождению). То есть проказа буквально сопровождала человека в течение всей его истории.

По данным ВОЗ, лепра до сих пор не побеждена: это подтверждают и ежегодные случаи заражения, и отдельные очаги в природе — например, группа прокаженных красных белок, обнаруженных в 2016 году в Великобритании. Однако у людей болезнь успешно лечится антибиотиками, так как ленивые бактерии никакого механизма сопротивления к ним не выработали. Сейчас для того, чтобы заразиться, нужно едва ли не целыми днями обнимать прокаженного. Но это не повод терять бдительность: с момента заражения до проявления первых симптомов могут пройти и месяцы, и десятки лет. А выявить лепру на ранней стадии почти невозможно, поскольку слабость и сонливость любой человек скорее спишет на переутомление, чем на грозную болезнь с анамнезом длиной больше семисот лет.

Оспа: побежденная и воскрешенная наукой

Оспа — первая и единственная в истории вирусная болезнь, которую удалось победить с помощью вакцинирования: последний случай заражения произошел в Сомали в 1977 году. Натуральная оспа известна более двух тысяч лет, и за это время болезнь унесла жизни десятков миллионов человек. Известны несколько форм оспы, среди которых самая страшная — черная. Она характеризуется не только вздутиями на коже, но и кровоизлияниями. Гематомы под кожей выглядят черными, отсюда и название разновидности болезни. Такая оспа часто становилась смертельной из-за кровоизлияний во внутренних органах. Она стала причиной нескольких эпидемий: в IV веке вирус нанес удар по Китаю, через два века — по Корее, а еще через два — по Японии. Из Азии вместе с арабами оспа попала в Индию, Персию и Сирию, а к XV веку добралась до Испании, Италии и Франции, и для европейцев настали действительно черные времена.


За три века оспа убила, по разным оценкам, от 400 до 800 тысяч европейцев, две трети американских индейцев и 200 тысяч мексиканских. Жизнь на фоне смерти от неизлечимого и уродующего недуга стала такой привычной, что во Франции, население которой оспа существенно проредила в 1577 и 1586 годах, по шрамам опознавали преступников, а модницы скрывали оспины под плотным слоем белил. Последняя эпидемия оспы нанесла удар по Европе в 1871—1873 годах, несмотря на вакцину, которую Эдвард Дженнер получил еще в 1798 году.

Арина Карельская

Обратимся к исцелению прокаженного — чуду, которое стоит на первом месте в списке совершённых Иисусом исцелений у Матфея (перед исцелением слуги сотника и тещи Петра) и на втором у Марка (после исцеления тещи Петра). У Луки это чудо также упоминается одним из первых (оно помещено после исцеления тещи Петра и чудесного лова рыбы).

У Матфея данный эпизод следует сразу же за Нагорной проповедью, открывая собой целую серию рассказов о чудесах и исцелениях:

У Марка рассказ приводится в значительно более развернутом виде, с бóльшими подробностями:

Версия Луки близка к версии Марка, но различается концовкой. Если у Марка исцеленный нарушает повеление Иисуса никому не рассказывать об исцелении, то у Луки рост известности Иисуса представлен как объективное следствие совершаемых Им чудес: Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился (Лк. 5:12–16).

Сопоставление версий данного рассказа, на наш взгляд, служит одним из аргументов против широко распространенной гипотезы, согласно которой Евангелие от Марка послужило источником для Матфея и Луки, отредактировавших его для лучшего усвоения материала их церковными общинами. В данном случае рассказ Матфея более краток и лаконичен и вряд ли может восприниматься как основанный на рассказе Марка. Если у Матфея прокаженный лишь кланяется Иисусу, то у Марка он умоляет Его и падает перед Ним на колени. Матфей оставляет за кадром эмоциональную составляющую; Марк отмечает, что Иисус умилосердился над прокаженным. После того как проказа сходит с исцеленного, Иисус, согласно Марку, строго смотрит на него и запрещает ему рассказывать о совершившемся чуде. Матфей опускает эту подробность, как и дальнейшее повествование o поступке бывшего прокаженного и его последствиях.

Если рассматривать одну из трех версий рассказа как первоисточник для двух других, то версия Матфея, на наш взгляд, имеет все основания претендовать на эту позицию не только в силу своей краткости, но и по причине упоминания о даре, какой повелел приносить за очищение Моисей в законе. Тема соотношения между учением Иисуса и законом Моисеевым занимает центральное место в Нагорной проповеди (Мф. 5:17–48). История исцеления прокаженного следует у Матфея сразу же за Нагорной проповедью. Именно в этой проповеди и только в ней Иисус говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17). Это изречение не имеет параллелей у других евангелистов. Интерес к теме закона Моисеева у Матфея был гораздо более значительным, чем у Марка и Луки. Вполне вероятно, что он первым зафиксировал слова Иисуса, сказанные исцеленному, а двое других синоптиков заимствовали историю у него, добавив к ней недостающие подробности.

Впрочем, все предположения о возможной литературной зависимости одного евангелиста от другого носят спекулятивный характер. Весьма вероятно, что такой зависимости не было вообще и каждый евангелист опирался на свою версию рассказа, существовавшую в устной традиции. В данном случае речь может идти о двух версиях: одной (более краткой), отраженной у Матфея, и другой (более развернутой), отраженной у Марка и Луки.

Речь идет о позе, в которой оказывается молящийся человек, когда падает на колени и склоняется лицом к земле. Иногда ее называют позой пророка Илии (3 Цар. 18:42), довольно часто ее изображение можно увидеть на иконах. Эта же поза имеется в виду в рассказе об Аврааме, который, увидев трех мужей, побежал им навстречу и поклонился до земли (Быт. 18:2). В древнем мире был распространен обычай падать ниц в знак почтения перед лицами, облеченными властью, вообще перед людьми более высокого ранга, а также в том случае, если человек обращался к кому-либо с очень горячей просьбой. В рассматриваемом эпизоде именно в такой позе оказывается перед Иисусом прокаженный.

Судя по описываемым симптомам, речь идет о комплексе кожных болезней различной тяжести — от атопического дерматита и псориаза до тяжелой формы собственно проказы (лепры). Возбудитель лепры (mycobacterium leprae) был открыт лишь в 1873 году; до того причины болезни оставались неизвестными. На начальных стадиях развития болезни, обычно поражающей человека в молодости, бактерия распространяется по коже, однако при переходе болезни в более тяжелые формы может поражать дыхательные пути, глаза, нервную систему, крайние части конечностей (кисти, стопы). Вследствие проказы лицо человека может измениться до неузнаваемости.

Прокаженными гнушались не только из боязни заразиться. Проказа считалась тяжким наказанием за грехи, воспринималась как проклятье, посланное от Бога. Именно так восприняли болезнь Иова его друзья, которые пришли к нему утешить его. Увидев его изменившимся и побелевшим от проказы, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:12–13). Однако потом они начинают говорить с Иовом и излагают свое представление о Божией справедливости. Оно сводится к тому, что если человека постигли такие несчастья, значит он виновен перед Богом; более того, Бог наказывает человека вдвое меньше, чем он того заслуживает (Иов 11:5–6). Сам Иов не считает себя виновным в грехах, на которые намекают его друзья. Болезнь свою он воспринимает как незаслуженное наказание от Бога, взывая к Нему: Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? (Иов 7:17–19).

Прокаженные в древнем Израиле были изгоями. Они жили небольшими общинами вне городов, им было запрещено приближаться к здоровым людям, от них отказывались родственники, их боялись знакомые и друзья. Болезнь, судя по всему, имела достаточно широкое распространение и в своих тяжелых формах практически не поддавалась лечению.

Своим поведением Иисус ниспровергает устоявшееся со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и он воспринимался как осквернившийся в том случае, если прикоснется к тому, что считается нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Иисус, напротив, настаивал: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк. 7:14). Эти слова, произнесенные в присутствии народа, Он затем разъяснил ученикам:

На первый вопрос мы не можем дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ. Мы не знаем причину, по которой Иисус строго посмотрел на исцеленного. Возможно, Он почувствовал в нем человека, не вполне надежного, не способного исполнить Его повеление. Можно сравнить этот случай с другим, описанным у Иоанна: там Иисус исцеляет расслабленного, пролежавшего у купели тридцать восемь лет; после того как это произошло, Иисус скрывается в толпе. Иудеи начинают возмущаться тем, что Иисус нарушил субботу, и говорят исцеленному, что ему не следовало брать постель, тем самым также нарушая субботний покой. Тот ссылается на повеление Иисуса. Тогда Иисус находит его в храме и говорит: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. А бывший расслабленный идет и докладывает иудеям, что исцеливший его есть Иисус. В результате стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин. 5:1–16).

Несмотря на то что исцеления носили массовый характер, Иисус — по крайней мере, на начальном этапе — не был заинтересован в том, чтобы они предавались широкой огласке. В Евангелиях встречаются неоднократные упоминания о том, как Он запрещал исцеленным рассказывать о произошедшем с ними чуде 6 В этих упоминаниях некоторые ученые видят признаки желания Иисуса скрыть, что Он Мессия. Концепция мессианской тайны (Messiasgeheimnis), получившая широкое распространение в научной литературе, восходит к немецкому исследователю Нового Завета В. Вреде, который (главным образом на основании Евангелия от Марка) утверждал, что Иисус не раскрывал Свое мессианское достоинство вплоть до самого последнего периода Своего служения. См.: Wrede W. The Messianic Secret. P. 24–81. См. также: Theissen G. The Gospels in Context. P. 281– 289. . Тому было, как кажется, две причины. Во-первых, Он не хотел, чтобы развязка Его конфликта с фарисеями наступила раньше времени. На начальном этапе Своего служения Он говорил: Еще не пришел час Мой (Ин. 2:4). Характерно Его высказывание: Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк. 13:32). Он понимал, что Его срок на этой земле отмерен, и хотел успеть сделать и сказать то, ради чего пришел. Во-вторых, чрезмерная популярность, постоянная толпа людей вокруг и быстро растущая слава чудотворца — все это приводило к тому, что Он не мог войти в город, но вынужден был скрываться в местах пустынных (Мк. 1:45). Он не искал славы от людей (Ин. 5:41), избегал ее и не хотел, чтобы распространившаяся о Нем молва препятствовала Его проповеди.

Причина, по которой Иисус тотчас отослал исцеленного, тоже не вполне ясна. Спешность могла быть мотивирована нежеланием, чтобы собралась толпа людей и начались пересуды, подобные тем, которые возникли после того, как Он вернул зрение слепорожденному (Ин. 9:8–34). Дело сделано, проказа сошла с человека, и единственное, что от него требуется теперь, это пойти показаться священникам.

Блаженный Иероним указывает на три причины, по которым Иисус направил прокаженного к священнику:

Во-первых, по смирению — чтобы видели, что Он воздает честь священникам, ибо в законе было повелено, чтобы очистившиеся от проказы приносили дары священникам. Затем — с той целью, чтобы они или уверовали в Спасителя, видя очистившегося прокаженного, или не уверовали. Если бы они уверовали, то спаслись бы, а если бы не уверовали, то были бы безответными. Наконец — чтобы не показаться нарушителем закона, в чем они обвиняли Его весьма часто 7 Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 1, 8 (PL 26, 51). Рус. пер.: Ч. 16. С. 54. .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции