Пневмококк в носу у ребенка комаровский

Менингит, пневмония, сепсис – многие слышали об этих серьезных болезнях. Но далеко не всем известно, что в большинстве случаев их вызывает пневмококковая инфекция. Как же уберечь от нее ребенка?

2 октября 2011 · Текст: Марина Галицкая · Фото: Shutterstock


Пневмококк – очень распространенный микроб, причем в масштабах всей планеты. В развитых странах ему объявили войну более 10 лет назад, и главным оружием стала обязательная вакцинация детей с 2-месячного возраста. В России родители могут защитить от него малыша только по собственной инициативе.

Мишени пневмококка − носоглотка, среднее ухо и легкие. Ежегодно этот микроб уносит жизни 1 млн 600 тысяч человек, из них 800 тысяч – малыши до 2 лет и 200 тысяч – дети от 2 до 5 лет. Инфекция передается воздушно-капельным путем. Главными ее разносчиками являются дети, посещающие ясли, детский сад и начальную школу. Бактерии могут дремать годами и пробудиться неожиданно после легкого переохлаждения или перегрева, стресса, травмы или во время простуды.

Группа риска

Наибольшую угрозу пневмококк представляет для малышей младше 2 лет. Бактерия отличается от своих собратьев особым строением. Она имеет прочную полисахаридную оболочку, справиться с которой могут только иммунные клетки взрослого человека. Поскольку у маленького ребенка защитная система только начинает формироваться, выдержать оборону она не может. Во-вторых, малыши склонны к быстрому течению болезни, и иногда счет идет не на дни, а на часы.

Прививка против пневмококковой инфекции была впервые внедрена в США в 2000 году. Сейчас ее делают детям в 45 странах.

Серьезные последствия

Пневмококк может вызвать разные болезни, самые опасные из них – пневмония, менингит и сепсис. Именно они преследуют малышей младше 2 лет. У детей более старшего возраста по вине этой бактерии чаще всего случаются отиты (воспаление среднего уха) и синуситы (воспаление пазух носа). При этом отиты, вызванные пневмококком, почти всегда рецидивируют и нередко приводят к гнойным воспалениям. Эти процессы могут привести к полной глухоте с последующим замедлением речевого и умственного развития.

Из-за того что пневмококковая инфекция часто наслаивается на простуду, родителям и педиатрам сложно распознать ее на фоне стандартных симптомов: повышенной температуры и насморка. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо сдать специальный анализ, но в нашей стране к этим мерам прибегают только в самых тяжелых случаях.

Еще одна проблема: за последние 10 лет этот микроб выработал высокую устойчивость к антибиотикам. Чтобы подобрать препарат, у врачей порой уходит несколько дней.


Важные ориентиры

Отличить пневмококковую инфекцию от простуды сложно, но возможно по нескольким характерным симптомам. Разберем три самых серьезных случая.

Пневмония, вызванная пневмококком, − самая частая причина смертности среди детей до 5 лет. Другие виды пневмонии тоже малоприятны, но эта наиболее часто присоединяется к гриппу. Как же их различить? При гриппе или простуде, если малышу сбить температуру, он играет, ползает, бегает, ест с аппетитом. При бактериальной инфекции он много лежит, долго спит, становится вялым, отказывается от еды. Налицо и симптомы интоксикации (повышенной концентрации в организме токсинов, которые выделяют микробы): кожа ребенка заметно бледнеет. А вот явным признаком пневмонии становится отдышка, которая появляется почти сразу, максимум на 2-й день.

Если выбирать между прививкой против пневмококковой инфекции и прививкой против гриппа, лучше выбрать первую – тогда грипп пройдет без осложнений. при этом прививку против гриппа детям делают не раньше 6 месяцев, а по всем правилам – после 1–1,5 года. Защитить малыша от пневмококка можно уже с 2 месяцев.

Менингит, воспаление оболочек головного мозга, провоцируют несколько микробов. У малышей до 1−2 лет болезнь чаще всего вызывают пневмококк и гемофильная палочка, у детей постарше – менингококк.

Менингит практически никогда не проходит бесследно, а пневмококковая его разновидность наиболее часто оставляет ребенка инвалидом. Бактерии размножаются в мозговой оболочке, а так как она покрывает весь мозг, очаг поражения может возникнуть в любом месте. Если инфекция дойдет до зрительного нерва, при самом плохом сценарии наступит слепота, если до уха − глухота. Еще одно распространенное последствие − отставание в психомоторном развитии, которое может проявиться спустя несколько лет после болезни. Исследования показали, что дети, перенесшие пневмококковый менингит в раннем возрасте, в школе страдают от неусидчивости, дефицита внимания и отличаются от сверстников низкой успеваемостью.

Тревожные сигналы – нарушения ясности сознания, появление кожной сыпи, резкий, пронзительный и очень раздраженный крик (признак того, что у ребенка сильно болит голова). У младенцев до 6 месяцев температуры может не быть, потому что в этом возрасте терморегуляция происходит иначе, чем у взрослых; у малышей постарше она обычно поднимается до 40 °C.


Сепсис, бактериальное заражение крови, чаще всего вызывают стафилококки и стрептококки, реже – пневмококки, кишечная палочка и другие микробы. Попав в кровь, бактерии поражают все органы и системы, и, если вовремя не остановить процесс, летального исхода не избежать. Однако болезнь эта достаточно редкая, и заражаются ею далеко не все люди. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей организма и иммунной системы. Симптомы сепсиса: резкие скачки температуры, спутанность сознания, выраженная интоксикация организма, бледная кожа землистого (серо-желтого) цвета.

Верное оружие

Перед прививкой необходимо пройти обследование: сдать анализы мочи и крови, показать ребенка педиатру и невропатологу, чтобы не пропустить хронические заболевания, из-за которых вакцинацию придется на время отложить.

Пневмококковая инфекция – группа инфекционных заболеваний человека, вызываемых пневмококком, которые поражают преимущественно детей. Пневмококк может вызывать синуситы, бронхиты, эндокардиты, артриты, сепсис и др. опасные заболевания.
Тяжёлыми формами развития пневмококковой инфекции являются пневмония, менингит и сепсис. Частота развития тяжелых форм высока.
Наиболее часто пневмококковой инфекцией болеют дети от 6 месяцев до 6-ти лет. До 6 месяцев у детей есть антитела к пневмококку, полученные от матери. Особенно тяжело заболевания протекают у маленьких детей, чем младше ребёнок — тем опаснее для него заболевание.
Возбудитель инфекции – пневмококк или Streptococcus pneumoniae. Пневмококки малоустойчивы во внешней среде. Погибают от действия обычных дезинфицирующих средств, при t – 60 гр. погибают в течение 10 минут, но устойчивы к высушиванию. В высушенной мокроте сохраняют жизнеспособность в течение 2-х месяцев.
Источником инфекции являются больные пневмококковой инфекцией и носители пневмококков (носоглоточная слизь, мокрота).
Основной путь заражения – воздушно-капельный. Инфицирование происходит при чихании, кашле, разговоре с источником инфекции (при чихании и кашле – это аэрозольное облако 3 метра в диаметре).
Восприимчивость человека к пневмококковым инфекциям высокая. Возможны семейные вспышки и вспышки в детских коллективах.
Группами риска заражения являются:
- дети с 6 мес. до 2-х лет – это возраст, когда иммунные клетки не способны бороться с возбудителем.
- дети и взрослые с иммунодефицитом (хронические заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, почечная недостаточность, цирроз печени; ВИЧ-инфекция, онкологические болезни, заболевания крови);
- люди в возрасте старше 65 лет и лица с табачной и алкогольной зависимостью.
Входными воротами пневмококковой инфекции являются слизистые оболочки ротоглотки и дыхательных путей. Большое значение в развитии процесса оказывает сопротивляемость организма инфекции.
Неблагоприятные факторы для развития заболевания: переохлаждение, снижение местного иммунитета в результате частых респираторных инфекций, стрессовые ситуации и переутомление, гиповитаминозы.
С момента заражения до развития болезни проходит от 1 до 3-х дней.
Пневмония характеризуется высокой температурой до 38-39°, ознобом, выраженной слабостью, мышечными болями, одышкой, учащенным сердцебиением; появляется влажный кашель со слизисто-гнойной мокротой.
Пневмококковый менингит начинается остро с повышения температуры до 40°, появляется головная боль распирающего характера, у большинства больных присоединяются многократная рвота, повышенная чувствительность ко всем видам раздражителей.
Пневмококковый отит характеризуется температурой, болью в области уха, повышением чувствительности к слуховым раздражителям.
Пневмококковый сепсис проявляется инфекционно-токсическим синдромом (температура, слабость, головные боли), увеличением селезенки, симптомами поражения легких, сердца, кишечника, почек, мозговых оболочек.
После перенесенной пневмококковой инфекции формируется кратковременный иммунитет, который не защищает от повторного заражения другим типом пневмококка.
Все формы заболевания особенно у детей требуют госпитализации, чтобы избежать развития летальных осложнений. Обязательным условием является соблюдение постельного режима на весь период подъёма температуры, а также до ликвидации осложнений.
Профилактика пневмококковой инфекции разделяется на два вида:

  1. Неспецифическая – изоляция больных, поддержание иммунитета, витаминопрофилактика, своевременное лечение ОРЗ, занятия спортом, закаливание.
  2. Специфическая – вакцинация детей раннего возраста.

В 2014г. прививку включили в Российский прививочный календарь.
Вакцины не содержат возбудителей, а содержат очищенные полисахариды наиболее часто встречаемых типов пневмококков, поэтому защищают организм практически от всех заболеваний, которые вызывает эта бактерия.
Кроме того, введение вакцины имеет лечебный эффект в виде санации от пневмококка дыхательных путей и снижения числа носителей пневмококка.
Иммунитет вырабатывается через 10-15 дней после введения вакцины и сохраняется в течение 5 лет.
Вакцинация проводится детям в возрасте от 6 месяцев до 6-ти лет однократно. Ревакцинация проводится через 3 года после вакцинации.
Детям старше 6 лет и взрослым вакцинация показана только тем, кто относится к группе риска по развитию заболевания.
Вакцинация детям проводится бесплатно в детских поликлиниках по месту прикрепления по направлению участкового врача педиатра.
Взрослым вакцинация проводится на платной основе.

Прививки — отработанная десятилетиями система эффективного предупреждения опасных для жизни инфекций. Поскольку обычно вакцинаций требуется несколько и от разных заболеваний, существует календарь прививок, указывающий в каком возрасте и от какой болезни прививаться. Как подготовить малыша к плановой прививке и нужно ли для этого принимать лекарства — читайте в нашем обзоре.

В чем суть календаря прививок?

История прививок начинается в 18 веке, когда английский врач Эдвард Дженнер создал первую вакцину против черной оспы. Сегодня благодаря вакцинации эта болезнь полностью ликвидирована, а образцы вируса остались только в специальных лабораториях.

Опасных инфекций, предупредить которые можно с помощью вакцинации, немало. К тому же одной инъекции вакцины обычно бывает недостаточно: требуется ревакцинация — напоминание иммунитету. Чтобы точно знать, какие вакцины необходимы, составляется национальный календарь прививок, в который входят все необходимые ревакцинации. В каждой стране этот календарь свой, так как он учитывает местные особенности и угрозы, которые медицина данной страны считает существенными.

В России национальный календарь прививок регламентируется приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, с изменениями от 13 апреля 2017 года [2] .

Помимо национального календаря прививок, существуют и региональные календари, в которые включают вакцинации против патологий, высокорисковых для конкретного региона.

Первое и самое главное условие — на момент прививки ребенок должен быть здоров. И это, собственно, единственное правило для подготовки ребенка к вакцинации. Поэтому 2–3 дня перед прививкой и столько же после лучше не контактировать с незнакомыми людьми, не посещать с ребенком торговые центры, кинотеатры, детские праздники.

За несколько дней до плановой вакцинации врач выдает направления на анализы крови и мочи. Непосредственно перед прививкой обязателен осмотр педиатра. Это необходимо, чтобы убедиться в нормальном состоянии ребенка. Но в наших реалиях это означает, что придется провести не один час в тесном коридоре среди толпы незнакомых детей и взрослых, здоровых и не очень.

Конечно, лучше сразу обратиться в частную клинику и не подвергать себя и малыша неоправданному риску. Однако если нет возможности вакцинироваться в коммерческой клинике без очередей и приходится толпиться в коридоре, оптимальный вариант — найти кого-то, кто будет стоять в очереди, пока мама гуляет с малышом во дворе поликлиники. Если и это невозможно, стоит запастись препаратом для промывания носа в соответствии с возрастом, на выходе из поликлиники промыть малышу носик. Это не самая надежная мера, но она позволит механически удалить возможные вирусы, попавшие в носоглотку.

Доктор Комаровский не рекомендует делать прививку, если у ребенка в течение суток до нее не было стула [3] . Поэтому за те же 2–3 дня до планируемой вакцинации в пищу малыша стоит добавить больше овощей и фруктов. Если же ребенок еще находится на грудном вскармливании и у него есть проблемы со стулом, можно дать ему препараты на основе лактулозы — считается, что это эффективное, безопасное и мягкое слабительное для детей любого возраста.

Постарайтесь не кормить ребенка минимум час до и после прививки (если есть возможность потянуть с едой подольше, лучше ей воспользоваться). В следующие после прививки 2–3 дня не вводите в рацион новые блюда.

Давать какие-то лекарства для подготовки к прививке бессмысленно: они не снижают вероятность осложнений.

Если малыш простыл или подхватил какую-то инфекцию, плановую прививку переносят. То же касается и ревакцинаций. Ничего страшного в подобном переносе нет, эффективность прививки не снижается. Главное — как можно быстрее вернуться к обычному графику. Все конкретные вопросы о том, как скоро можно делать прививку после перенесенной болезни, решает педиатр, исходя из особенностей здоровья конкретного малыша.




Вакцинация — возможность снизить риск заболевания, а также степень тяжести болезни.


Коммерческие клиники могут предложить вакцинацию согласно календарю прививок, на выбор предлагаются как отечественные, так и зарубежные вакцины.


Стоимость вакцинации может зависеть от типа вакцины и производителя.


Скидки и сезонные акции помогут сэкономить на медицинских услугах.


Получить услуги вакцинации без очередей и длительного ожидания можно в частных медицинских центрах.


Получить медицинскую помощь можно, вызвав врача на дом.

Пневмококковая инфекция — это актуально всегда и для всех. Это реальный фактор риска, постоянно присутствующий рядом с вами, рядом с вашими детьми.

1. Вакцинация от пневмококковой инфекции. Что должны знать родители?

Вакцинация от пневмококковой инфекции может быть проведена в любом возрасте!

Существуют высокоэффективные современные инактивированные (т. е. не содержащие живых бактерий) вакцины для профилактики пневмококковой инфекции. Препараты легко переносятся и могут вводиться одновременно с другими вакцинами, входящими в календарь прививок.

Пневмококковая инфекция маловероятна в первые 6 месяцев жизни — Природа и современная медицинская наука дают вам время и возможность для того, чтобы надежно защитить собственного ребенка посредством вакцинации.

Конъюгированная пневмококковая вакцина, введенная двукратно (оптимально в 2 и 4,5 месяца), обеспечивает надежную защиту после достижения ребенком 6-месячного возраста.

Для создания стойкого и длительного иммунитета очень важно, чтобы ребенок получил полный курс вакцинации — помимо двукратного введения в первом полугодии жизни необходима еще одна доза вакцины в возрасте 1–2 года (оптимально — в 12–15 месяцев).

2. Пневмококк — что это за микроб и что в нем такого особенного?

Пневмококк (Streptococcus pneumoniae) — широко распространенный микроб, бактерия, способная вызывать самые разнообразные заболевания у людей любого возраста.

Существенная особенность пневмококка — наличие особой защитной капсулы, которая позволяет бактерии активно сопротивляться иммунной системе человека. Бактерии распознаются системой иммунитета, после чего особые клетки — нейтрофилы и макрофаги — поглощают и переваривают непрошеных гостей. Этот процесс называется фагоцитозом. Именно защитная капсула позволяет пневмококку сопротивляться фагоцитозу и длительно сохранять свою активность.

С капсулой связана еще одна важнейшая особенность пневмококка.

3. Как человек встречается с пневмококком и что при этом происходит?

Пневмококки эпизодически присутствуют в верхних дыхательных путях у большинства совершенно здоровых людей. Значит, большинство людей — это здоровые носители пневмококка.

В возрастной группе детей от 6 месяцев до 5 лет количество носителей может превышать 90%! Процент носителей пневмококка среди взрослых колеблется в пределах 10–20%.

В большинстве случаев пневмококки передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем (разговор, кашель, чихание, поцелуи) или при непосредственном контакте с предметами, которые загрязнены слюной, мокротой, выделениями из носа.

Дальнейшая судьба пневмококка, попавшего в дыхательные пути, определяется прежде всего состоянием иммунной системы человека, которое, в свою очередь, зависит от возраста, наличия других острых и хронических заболеваний, факторов окружающей среды (температура и влажность воздуха, интенсивность воздухообмена, присутствие в воздухе пылевых частиц и химических раздражителей и т.п.), применения определенных лекарств и т. д.

В большинстве случаев встреча с пневмококком заканчивается здоровым носительством, которое продолжается несколько месяцев: иммунная система знакомится с пневмококком (именно с этим, конкретным серотипом), обучает защитные клетки фагоцитозу — и носительство прекращается.

Иногда иммунная система оказывается не способной сдержать размножение пневмококка. И тогда возникает пневмококковая инфекция.

4. Пневмококковая инфекция: какой она бывает?

Наиболее частое проявление пневмококковой инфекции — это воспалительные заболевания верхних и нижних дыхательных путей: синуситы, отит, бронхит, пневмония.

Иногда пневмококк проникает в кровеносные и лимфатические сосуды, вследствие чего могут развиться сепсис (заражение крови), менингит, артрит, плеврит, остеомиелит, миокардит — нет такого органа или ткани, где пневмококк не способен при определенных обстоятельствах вызвать гнойный воспалительный процесс.

Очевидно, что проявления пневмококковой инфекции представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни человека. Несмотря на огромные возможности современной медицины, пневмококк ежегодно убивает не менее 1,5 млн человек, а количество случаев заболевания, осложнений, серьезных пожизненных последствий — все это просто не поддается подсчету.

5. Как лечат пневмококковую инфекцию?

Пневмококк — бактерия. Неудивительно, что в основе лечения пневмококковых инфекций лежат антибактериальные средства, прежде всего антибиотики.

Существует множество эффективных, при этом недорогих и нетоксичных препаратов. Но все не так радужно, как может показаться на первый взгляд: во всех странах мира стремительно увеличивается процент пневмококков, устойчивых к определенным группам антибиотиков. Эта проблема (антибиотикорезистентность пневмококка) становится с каждым годом все более и более актуальной, потому что постоянно увеличивается процент больных, которых не удается вылечить быстро и без осложнений, а значит, врачи все чаще и чаще вынуждены использовать дорогие и далеко не безопасные антибиотики резерва.

6. Для кого пневмококк наиболее опасен?

Поскольку каждый человек встречается в течение жизни со множеством различных вариантов пневмококка, мать тоже передает новорожденному ребенку защитные антитела. Неудивительно, что в первые 6 месяцев жизни пневмококковая инфекция — редкость. Но возраст от 6 месяцев до 3 лет — очень, а от 6 до 11 месяцев — критически опасен! В это время высоковероятен не только риск заболевания, но и риск тяжелых, смертельно опасных проявлений пневмококковой инфекции (наиболее актуальны пневмония и менингит).

Еще одна особая группа риска — пожилые люди (старше 65 лет), что обусловлено возрастными особенностями иммунной системы.

Следует также перечислить ряд состояний (факторов, особенностей), обуславливающих повышенную опасность пневмококка вне зависимости от возраста:

  • иммунодефицитные состояния, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания и т. п.;
  • хронические заболевания легких, сердца, печени, почек, диабет, алкоголизм;
  • отсутствие селезенки или болезни, затрагивающие селезенку;
  • наличие кохлеарных имплантатов, заболеваний (устройств, оперативных вмешательств), связанных с циркуляцией ликвора (спинномозговой жидкости);
  • курение (и пассивное в том числе!).

7. Каковы способы профилактики пневмококковой инфекции?

Поскольку передача пневмококка от человека к человеку происходит воздушно-капельным путем, так неудивительно, что все способы профилактики ОРВИ эффективны и в отношении пневмококковой инфекции. Ограничение контактов, соблюдение элементарных гигиенических норм (мытье рук, гигиена полости рта и т. п.), усилия, направленные на поддержание местного иммунитета, — все это очень и очень важно.

Местный иммунитет (защитные свойства слизистых оболочек) — ключевой фактор, определяющий последствия встречи организма с пневмококком. Хотелось бы обратить внимание на три важнейших момента:

Поверхность дыхательных путей и слуховой трубы выстлана т. н. реснитчатым эпителием — особыми клетками, которые имеют тонкие выросты — реснички. Реснички колеблются, освобождая организм от пыли, мокроты, бактерий. Реснитчатый эпителий не может адекватно функционировать при дефиците жидкости в организме, в сухом воздухе, в присутствии пыли и табачного дыма;

Воспалительный процесс в слизистых оболочках дыхательных путей (вследствие ОРВИ или аллергических заболеваний) увеличивает риск пневмококковой инфекции, поэтому неудивительно, что даже легкая респираторная инфекция может привести к тому, что здоровое носительство пневмококка превратится в отит или пневмонию;

В дыхательных путях человека постоянно находится множество самых разнообразных бактерий. Бактерии конкурируют друг с другом. Необоснованное применение антибиотиков может привести к тому, что естественные конкуренты пневмококка погибнут, а сам пневмококк, лишившись соперников, начнет активно размножаться.

Таким образом, основные способы профилактики пневмококковой инфекции — это соблюдение правил личной и общественной гигиены, поддержание местного иммунитета, профилактика и адекватное лечение ОРВИ и аллергических заболеваний, рациональное применение антибиотиков.

При всей очевидности вышеупомянутых способов профилактики, они не в состоянии принципиально изменить ситуацию с заболеваемостью пневмококковой инфекцией. К счастью, имеется еще один способ защиты, на порядок более эффективный, удобный, рациональный.

8. Вакцина, защищающая от пневмококка. Неужели это возможно?

Предположение о том, что можно защититься от пневмококковой инфекции посредством вакцинации, на первый взгляд, выглядит фантастично: более чем 90 вариантов пневмококка, иммунитет типоспецифический, то есть антитела, выработанные организмом в отношении одного типа бактерии, не способны защитить человека от пневмококка другого типа! Получается, что для надежной защиты надо 90 прививок сделать?

К счастью, все не так сложно.

Во-первых, распространение и частота, с которой встречаются (и, соответственно, вызывают болезни) различные серотипы пневмококка, позволяют выделить несколько (1–2 десятка) разновидностей бактерии, на которые приходится подавляющее большинство случаев заболевания и, главное, с которыми чаще всего связаны тяжелые, угрожающие жизни варианты пневмококковой инфекции.

Во-вторых, современные технологии позволяют создать вакцинный препарат, содержащий сразу несколько (все те же 1–2 десятка) антигенов. Введение такого препарата обеспечивает одновременную выработку защитных антител в отношении нескольких серотипов пневмококка.

Да, мы не можем гарантировать 100 %-ную защиту, т. е. защиту от всех 90 серотипов пневмококка, но уменьшить риск заболевания на 70–90 % — это вполне реально!

9. Вакцины для профилактики пневмококковой инфекции: какими они бывают?

Имеется два типа вакцин, предназначенных для профилактики пневмококковой инфекции: полисахаридные и конъюгированные. Оба слова нуждаются в пояснениях.

В полисахаридной вакцине в качестве антигена (ответственного за формирование иммунитета) используется фрагмент капсулы пневмококка, который, собственно, и является полисахаридом.

Незрелость системы иммунитета детей первых двух лет жизни приводит к тому, что они не способны адекватно реагировать на полисахаридные антигены (нет полноценного иммунного ответа). Для решения этой проблемы созданы конъюгированные вакцины, в которых слабоиммуногенный компонент соединен с белком другого микроорганизма, способного провоцировать полноценный иммунный ответ.

Главное, что надо знать: конъюгированные вакцины могут применяться в любом возрасте, а вакцины полисахаридные — только после достижения ребенком 2 лет.

10. Кого следует прививать от пневмококковой инфекции?

Конечно же всех, кто в группах риска! Всех, кого мы упомянули в вопросе № 5!

Это настолько важно, что не лишним будет повторение:

дети в возрасте 6 мес. — 3 года;

пожилые люди (старше 65 лет);

вне зависимости от возраста при наличии следующих состояний (факторов, особенностей):

хронические заболевания легких, сердца, печени, почек, диабет, алкоголизм;

иммунодефицитные состояния, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания и т. п.;

отсутствие селезенки или болезни, затрагивающие селезенку;

наличие кохлеарных имплантатов, заболеваний (устройств, оперативных вмешательств), связанных с циркуляцией ликвора (спинномозговой жидкости);

курение (и пассивное в том числе!).

— Необходима ли вакцинация от пневмококковой инфекции?

— Конечно же необходима, и это не вопрос целесообразности, а вопрос материальных возможностей государства, материальных возможностей конкретной семьи. Если ваше государство включило вакцинацию от пневмококковой инфекции в национальный прививочный календарь — воспользуйтесь этим, защитите своего ребенка!

Часть вторая
Инфекции, микробы, иммунитет

Историю о том, как лиса пыталась залезть к ним в дом, ёжик слышал уже много раз. Папа тогда изловчился, подпрыгнул и пребольно уколол лисий нос, неосмотрительно засунутый в нору. Ёжик гордился папой, но немножко ему завидовал и даже мечтал о том, чтобы лиса появилась еще раз. – Я ей покажу, пусть только сунется, – шептал ёжик и старался лечь поближе к входу, чтобы первым встретить непрошеную гостью.



Преогромное число окружающих нас микроорганизмов люди именуют просто микробами. Для среднего человека, не имеющего к медицине и биологии особого отношения, все микробы вместе – нечто загадочное и, как правило, весьма вредное. Кое-кто знает о том, что микробы бывают полезными. Типичные примеры знаний о полезности микробов ограничиваются информацией о том, что они (микробы) превращают молоко в кефир, что дрожжи – это тоже микробы и что в кишечнике есть какие-то палочки, помогающие переваривать пищу.

Но всем хорошо известен тот факт, что инфекционные болезни вызываются именно микробами. Правда, в одном случае микроб, вызвавший заболевание, легко переходит от человека к человеку, в другом – это происходит редко, в третьем – не происходит почти никогда. Проще говоря, одни инфекционные болезни – заразные, а другие – нет. И медицинские работники почти повсеместно договорились о том, чтобы называть инфекционными болезнями именно болезни заразные.

Примеры? Пожалуйста. Воспаление легких или язва желудка. В 99 % случаев в основе заболевания – особые микроорганизмы. Но поразив одного человека, они становятся индивидуальной проблемой этого конкретного человека, не представляя угрозы окружающим.


Успешное лечение любой инфекционной болезни невозможно без четкой и достоверной информации об особенностях конкретного микроба, вызвавшего именно эту болезнь. Что же надо знать?

1 Источник инфекции. Кто или что? Кого бояться (избегать)? Это может быть (и, кстати, чаще всего бывает) человек, а также кошки, собаки, птицы, насекомые, некачественная пища, нестерильное лекарство и т. д.

3 Восприимчивость к болезни. При контакте с больным ветряной оспой или краснухой заражаются практически все, кто раньше не болел. При дифтерии может заболеть 1 из 10, при скарлатине – 1 из 5, при кори – 2 из 3.

4 Иммунитет. Имеется ли у человека врожденный иммунитет к конкретной болезни. Если заразились – сколько надо времени для выработки иммунитета; если переболели – можно ли заболеть еще раз.

И источник инфекции, и пути передачи, и восприимчивость, и иммунитет, и самое, пожалуй, главное – способы лечения – все это самым тесным образом связано с биологическими особенностями конкретного микроорганизма.

Что же имеется в виду под этими самыми биологическими особенностями?


Наиболее важно – деление микробов на вирусы и бактерии. Этот факт весьма принципиален, и без четкого понимания разницы между вирусами (вирусными инфекциями) и бактериями (бактериальными инфекциями) любые рассуждения, советы, объяснения и рекомендации относительно инфекционных заболеваний просто не имеют никакого смысла.



Увидеть вирус можно только с помощью электронного микроскопа. Подавляющему большинству врачей и сами вирусы, и электронные микроскопы знакомы лишь по фотографиям в умных медицинских книгах. Но болезни, вызываемые вирусами, имеют настолько характерные симптомы, что ни микроскопов, ни фотографий не надо – все и так ясно.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов.

Таким образом, вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а следовательно, не может выполнять свое основное предназначение – отсюда и возникают вполне конкретные симптомы болезни.

Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа – клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита – клетки головного мозга и т. д. В отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Любая клетка организма выполняет целый ряд специфических, только этой клетке присущих функций. После заражения вирусом рано или поздно начинают возникать проблемы. Вирус поразил клетки печени – возникла желтуха и другие признаки печеночной недостаточности. Вирус поразил слизистую оболочку бронхов – появился кашель, в легких – хрипы, учащенное дыхание. Вирус проник в клетки головного мозга – возникли расстройства сознания, судороги, параличи.

Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, совершенно конкретные симптомы, а симптомы, как теперь становится понятно, будут определяться именно неспособностью группы клеток, поврежденных вирусом, выполнять свои функции.

Итак, становится понятным следующее. Вирус гриппа способен размножаться в клетках слизистых оболочек дыхательных путей. И этот вирус ни при каких обстоятельствах не сможет вызвать воспаление печени, или почек, или сердца. Просто потому, что не сможет размножаться в клетках печени, почек, сердца.

Клетки слизистых оболочек дыхательных путей – настоящий лакомый кусочек для множества вирусов.

Вирусы эти могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по строению, степени заразности, тяжести повреждающего воздействия на клетки, устойчивости во внешней среде, способности стимулировать выработку иммунитета и еще по очень большому количеству факторов. Но поскольку все эти вирусы поражают фактически одни и те же клетки, то симптомы болезни будут очень похожи, похожи настолько, что в подавляющем большинстве случаев определить имя вируса просто невозможно. Невозможно без специальных, часто длительных, иногда трудоемких, почти всегда дорогостоящих обследований, проб, анализов.


Именно для таких ситуаций – когда группа вирусов вызывает очень похожие болезни – и существуют специальные медицинские термины, приравненные к диагнозу. И самый типичный такой диагноз – острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ). Диагноз очень удобный, поскольку конкретные действия врачей и родителей зависят не столько от названия конкретного микроба, сколько от того, во-первых, микроб этот – вирус или бактерия, а во-вторых, от того, какие именно клетки данным микробом поражены. Утверждения, что инфекция эта ВИРУСНАЯ да еще и РЕСПИРАТОРНАЯ – совершенно достаточны для выбора правильного и эффективного плана лечения.

Тяжесть вирусной инфекции зависит от множества факторов. Прежде всего, от силы вируса, его способности только повреждать или полностью разрушать конкретную клетку, от количества поврежденных клеток, соответственно – от способности человеческого организма данный вирус нейтрализовать.

И еще один очень важный момент касательно тяжести болезни.

Тяжесть болезни во многом определяется состоянием или, проще говоря, степенью здоровья конкретной клетки.

Клетки слизистой оболочки носа у дочери инженера Марины намного слабее, чем точно такие же клетки у дочери лесника Насти. А клетки слизистой оболочки бронхов у курящего десятиклассника Пети слабее, чем у его некурящего одноклассника Сережи. И существует реальная вероятность того, что ОРВИ у Марины и Пети будет протекать тяжелее, чем у Насти и Сережи.



Бактерии существенно отличаются от вирусов. Во-первых, они значительно крупнее, во-вторых, представляют собой вполне законченный живой организм, который может сам себя обеспечивать и сам себя воспроизводить при наличии соответствующих условий окружающей среды (обнаружение еды, присутствие или отсутствие кислорода, подходящая температура). Попадая в организм человека, некоторые бактерии находят вышеупомянутые условия вполне пригодными для размножения и питания – вот так и возникает определенная болезнь.

До ХХ века борьба врачей с бактериальными инфекциями ничем не отличалась от борьбы с инфекциями вирусными – все усилия сводились к тому, чтобы помочь организму выстоять и справиться с болезнью самостоятельно. К счастью, возможности современной медицины заметно увеличились. Произошло это благодаря созданию нескольких групп лекарственных препаратов, позволяющих убить микроб и не нанести при этом существенного вреда человеку. Про эти лекарства вы, конечно же, слышали – антибиотики (пенициллин, тетрациклин, гентамицин), сульфаниламиды (стрептоцид, бисептол) и кое-что еще.

Мир бактерий удивительно разнообразен, как разнообразно и велико количество вызываемых ими болезней. Бактерии отличаются друг от друга размерами, особенностями строения, размножения и питания, весьма различны условия, при которых они могут нормально существовать. Одни бактерии имеют круглую форму – их называют кокками (стафилококк, пневмококк, стрептококк, менингококк, гонококк), другие – удлиненную, их называют палочками (дизентерийная палочка, коклюшная, кишечная). Бактерии часто имеют не ровную поверхность, а всякие там выросты, жгутики, реснички.

Теперь самое, пожалуй, главное.

Бактерия, какой бы противной и страшной она ни казалась, как правило, не приносит человеческому организму особого вреда.

Но, будучи полноценными живыми существами, бактерии образуют продукты своей жизнедеятельности, которые, в свою очередь, есть не что иное, как самые настоящие яды. Называются эти ядовитые вещества токсинами. Каждой бактерии присущи свои токсины, и именно токсинами, точнее, их специфическим воздействием на организм человека определяются симптомы конкретной болезни.


И количество токсинов, и опасность каждого отдельно взятого токсина у каждой бактерии свои, индивидуальные. В подавляющем большинстве случаев токсины образуются во время гибели бактерии – т. е. находятся они в самой бактериальной клетке и выделяются при ее разрушении. Бактерии в организме человека постоянно разрушаются – во-первых, они и сами по себе живут недолго, во-вторых, на то и иммунитет, чтоб с бактериями бороться, и в-третьих, бактерии разрушаются во время лечения, все теми же антибиотиками, например.

Существует очень небольшое число бактерий, жизнедеятельность которых сопровождается постоянным выделением токсинов – т. е. бактерии способны выделять токсин, но не погибать при этом!

Экзотоксины – самые (!) опасные яды из всех обнаруженных или придуманных к настоящему времени.

Болезни, возбудители которых вырабатывают экзотоксин, называются экзотоксическими. Какие это болезни? Дифтерия, столбняк, ботулизм, газовая гангрена, сибирская язва – все эти названия вы слышали неоднократно, т. е. они (болезни), хоть и экзотоксические, но, к сожалению, не экзотические (вот такой каламбур).

При некоторых инфекциях бактерии способны вырабатывать одновременно и экзо-, и эндотоксины. Тут свои сложности в лечении. Примеры таких болезней – коклюш, холера, некоторые варианты дизентерии. [10]

Опасность экзотоксических инфекций состоит в том, что антибиотики помочь не могут – за то время, что пройдет, пока их назначат (сначала ведь необходимо диагноз поставить), да пока они убьют микроб, может быть уже поздно. Антибиотики свое дело сделали, бактерий нет, но токсины остались. Они-то организм и погубят, если вовремя не ввести лекарство, нейтрализующее токсины (антитоксическую сыворотку).

Именно потому, что при лечении экзотоксических инфекций на антибиотики надежд мало, а с сывороткой не всегда можно успеть, главное – профилактика!

Она не для всех инфекций разработана, но ее (профилактики) принципы вполне понятны: если существует токсин, то необходимо, чтобы в организме человека постоянно (!) циркулировал антитоксин, т. е. противоядие. Именно поэтому детям делают прививки (прежде всего против дифтерии и столбняка) – вводят очень ослабленные токсины, [11] а в результате организм ребенка формирует вполне приличный иммунитет, поскольку вырабатывается антитоксин.



Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это сложное, на первый взгляд, положение прямо-таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать – отличать своих от чужих. А в основе этого анализа – именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает – значит, свой, не совпадает – чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном.

Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает особые клетки – они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать его в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус, и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным (часть уже готовых антител достается ребенку от матери) и, соответственно, приобретенным – т. е. таким, который организм выработал самостоятельно.

Приобретенный иммунитет может быть естественным, т. е. вырабатываться вследствие случайной встречи с определенным микроорганизмом, и искусственным, когда антиген вводится в организм сознательно (делается прививка).

Приобретенный иммунитет может быть длительным, почти пожизненным, а может быть кратковременным. От чего это зависит?

Прежде всего, от способности конкретного вируса к изменчивости. Так, вирус кори стабилен, поэтому заболевание приводит к тому, что формируется пожизненный иммунитет. А вирус гриппа все время меняется – т. е. переболели, выработали антитела, а через год прилетел другой вирус, с уже совершенно другой генетической информацией. И выработанные антитела к новому антигену не подходят. Заболели опять…

Применительно к бактериям иммунитет во многом зависит от количества токсинов у конкретного микроорганизма. Так, у коклюшной или дифтерийной палочек токсинов мало, а опасный – вообще один. Поэтому антитела к токсину, один раз образовавшись, способны длительное время поддерживать защиту организма. А у стафилококка токсинов десятки. И сформировать устойчивый и длительный иммунитет организму многократно сложнее.

И еще очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет – явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела.

Т. е. помимо специфического иммунитета есть еще и иммунитет неспецифический, когда некие вырабатываемые организмом вещества способны воздействовать на самые разнообразные антигены.

Типичный пример: контакт клеток человеческого организма с микробами приводит к тому, что в организме начинает образовываться особый белок – интерферон. Интерферон реагирует на любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), тормозит размножение многих бактерий, т. е. его (интерферона) действие неспецифично.

Система неспецифического иммунитета это не только интерферон, это несколько десятков активных веществ, которые человеческий организм способен вырабатывать. Неспецифический иммунитет представлен еще и специальными клетками – нейтрофилами и фагоцитами. Они обезвреживают, поглощают и переваривают пришельцев (тех же бактерий) в то время, пока специфические антитела нейтрализуют токсины.

Да, системы специфического и неспецифического иммунитета обеспечивают постоянство внутренней среды организма и всех, кто внутрь проникает, по мере сил нейтрализуют-уничтожают.

Но для того чтобы с этими системами столкнуться, микроб должен туда, внутрь, в организм попасть.

А внутрь попасть – совсем не просто. Ибо помимо иммунитета общего, так сказать, внутреннего, есть еще и защита внешняя – местный иммунитет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции