Определите формы отбора, в результате которого сформировались приведённые в списке организмы. Запишите номер представителя в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Искусственный отбор | Естественный отбор |
движущий | стабилизирующий |
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Выбранный для просмотра документ ВПР-биология 11 кл., для учителя.docx
Вариант 1 (с ответами для учителя)
Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
![]()
1) подцарство Одноклеточные
3) отряд Перепончатокрылые
4) отряд Чешуекрылые
5) класс Насекомые
6) над царство Эукариоты
Запишите номера выбранных таксонов.
356 (цифры могут быть приведены в любом порядке)
Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
![]()
1. Запишите соответствующую последовательность цифр
2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
Ответ на первый вопрос — 123
Ответ на второй вопрос — Выступающие части тела, в данном случае — уши, уменьшаются с целью сокращения теплоотдачи и предотвращения потери тепла.
1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: яблоневая моль, ястреб, почвенный червь, яблоня, синица.
![]()
3.1. Яблоня, яблоневая моль, синица, ястреб, почвенный червь
Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображенных организмов?
![]()
ИЛИ наследственная изменчивость,
ИЛИ мутационная изменчивость
Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря.
Высота над уровнем моря
Количество эритроцитов, 1 мм 3
Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.
прямая пропорциональная зависимость (чем выше над уровнем моря, тем больше эритроцитов в крови)
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Наука, изучающая данный уровень
1) молекулярная биология
5) взаимодействие клеток между собой
Витамин D обладает способностью регулировать фосфорно-кальциевый обмен, а также обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонкой кишке, реабсорбцию фосфора в почечных канальцах и транспорт кальция из крови в костную ткань. Суточная потребность в данном витамине составляет 9-10 мкг.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте, сколько грамм омлета из 2 яиц и 200 г молока содержат в себе суточную норму данного витамина.
Источники витамина D
2. К какому заболеванию может привести нехватка витамина D?
На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
1) бронзовая болезнь
2) базедова болезнь
3) нарушение белкового обмена
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
3) базедова болезнь
В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.
![]()
Используя предложенную схему, определите:
1) признак доминантный или рецессивный
2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой
10.1. доминантный признак
10.2. Не сцеплен с Х-хромосомой
мать — Аа, отец — аа, ребёнок — Аа
Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась 11(A), а у матери — 1(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
![]()
1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с IV(AB) группой крови?
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери.
Правила переливания крови:
![]()
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Ответ на первый вопрос — да
Ответ на второй вопрос — нет
Ответ на третий вопрос — При одновременном нахождении в кровяном русле матери агглютинина а и антигена А происходит склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери.
При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что в пробе доля адениловых нуклеотидов составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с гуанином.
![]()
1. Как называется органоид эукариотической клетки, изображенный на рисунке?
2. Нарушение какого процесса произойдет в клетке в случае повреждений данных органоидов?
Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты фенилаланин (Фен) объясните следующее свойство генетического кода: код избыточен.
Таблица генетического кода (иРНК)
![]()
1) Избыточность — это свойство генетического кода, когда одной аминокислоте соответствует несколько нуклеотидов, или от 1 до 6 нуклеотидов.
2) Аминокислота Фен кодируется несколькими триплетами: УУУ, УУЦ.
На рисунке представлены зародыши различных классов позвоночных животных.
![]()
1) Какой метод изучения эволюции отражает приведенный рисунок?
2) Какой закон был сформулирован при изучении строения эмбрионов разных классов позвоночных животных?
Ответ на первый вопрос — эмбриологический
Ответ на второй вопрос — закон зародышевого сходства
Выбранный для просмотра документ впр биология 11 кл.-учащимся.docx
Вариант 1 (для учащихся без ответов)
Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
![]()
1) подцарство Одноклеточные
3) отряд Перепончатокрылые
4) отряд Чешуекрылые
5) класс Насекомые
6) над царство Эукариоты
Запишите номера выбранных таксонов.
Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трех близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.
![]()
1. Запишите соответствующую последовательность цифр
2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов: яблоневая моль, ястреб, почвенный червь, яблоня, синица.
![]()
Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображенных организмов?
![]()
Изучите показатели таблицы, которые отражают количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты над уровнем моря.
Высота над уровнем моря
Количество эритроцитов, 1 мм 3
Определите, какая существует зависимость между высотой над уровнем моря и количеством эритроцитов в крови человека.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Наука, изучающая данный уровень
1) молекулярная биология
5) взаимодействие клеток между собой
Витамин D обладает способностью регулировать фосфорно-кальциевый обмен, а также обеспечивает всасывание кальция и фосфора в тонкой кишке, реабсорбцию фосфора в почечных канальцах и транспорт кальция из крови в костную ткань. Суточная потребность в данном витамине составляет 9-10 мкг.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте, сколько грамм омлета из 2 яиц и 200 г молока содержат в себе суточную норму данного витамина.
Источники витамина D
2. К какому заболеванию может привести нехватка витамина D?
На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
1) бронзовая болезнь
2) базедова болезнь
3) нарушение белкового обмена
Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
3) базедова болезнь
В генетике человека используется генеалогический метод, основанный на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. При составлении родословной используют специальные символы. Изучите фрагмент родословного древа семьи, у некоторых членов которой проявляется признак, выделенный на рисунке черным цветом.
![]()
Используя предложенную схему, определите:
1) признак доминантный или рецессивный
2) признак сцеплен или не сцеплен с Х-хромосомой
Был сделан анализ крови ребенка и его матери. У ребенка она оказалась 11(A), а у матери — 1(0). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.
![]()
1. Может ли отцом ребенка быть мужчина с IV(AB) группой крови?
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребенок быть донором крови для своей матери.
Правила переливания крови:
![]()
Антиген — любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела — белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что в пробе доля адениловых нуклеотидов составляет 15%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с гуанином.
![]()
1. Как называется органоид эукариотической клетки, изображенный на рисунке?
2. Нарушение какого процесса произойдет в клетке в случае повреждений данных органоидов?
Генетический код — свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты фенилаланин (Фен) объясните следующее свойство генетического кода: код избыточен.
Таблица генетического кода (иРНК)
![]()
На рисунке представлены зародыши различных классов позвоночных животных.
![]()
1) Какой метод изучения эволюции отражает приведенный рисунок?
2) Какой закон был сформулирован при изучении строения эмбрионов разных классов позвоночных животных?
Читайте также:
Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.
Copyright © Иммунитет и инфекции