Нарисовать чум с оленями

Как нарисовать Тундру поэтапно цветными карандашами 4 класс окружающий мир?


Чтобы нарисовать тундру, нам нужно знать, что она из себя представляет: что там растет, какие животные обитают, чем занимаются живущие там люди.

Тундра, проще говоря, это равнина, где почти всегда зима, а лето короткое и холодное, деревьев практические нет, травы, из животных: олени, песцы, рыба, ими и промышляют коренное население.

Проще всего изобразить тундру так:

рисуем равнину, если зимой, то еще проще - белое поле,

затем домик местных жителей - чум или яранга, в виде шатра-треугольника, покрытого шкурами животных,

затем можно нарисовать жителей, ловящих рыбу или же разводящих оленей.


примеры рисунков из сети:



Вы можете нарисовать тундру зимой или весной как показано на первых двух картинках. На первой зимней картинке изображён чум, в котором живут люди и мама с ребёнком, а на заднем плане северный олень. На второй весенней картинке тоже нарисован чум и олени. Нарисовать чум нет ничего проще, а вот северного оленя нарисовать труднее, поэтому ниже вы можете найти мастер-класс как рисовать северного оленя поэтапно. И первым делом, нужно начинать поэтапно рисовать северного оленя с его головы. Сначала рисуется морда, глаза нос, а затем передние рога. Далее нужно нарисовать туловище и ноги и остальные рога.









Нарисовать тундру, если ее никогда не видел, сложно. Нужно посмотреть много репродукций профессиональных художников, пишущих природу серверных широт. Тундра - это равнина на самом Севере нашей страны, за Полярным кругом. Здесь нет деревьев, только маленькие кустики иногда встречаются. Земля покрыта мхом, лишайниками и ягодными кустиками. Весной она покрывается цветами, потом созревают ягоды. Лето очень короткое, а зима длинная и холодная. В тундре живут олени, песцы. Местные жители живут в ярангах, а передвигаются на оленях.



Это рисунки профессионального художника.



Так рисуют дети.

Рисовать оленя детям сложно. Вот самая простая схема:


Если уже есть навыки рисования, то можно опробовать рисовать по этой схеме:



Чтобы нарисовать тундру, нужно вспомнить, что это северный край. Значит, обязательным элементом будет снег. Типичные обитатели этой зоны - это песцы и олени. Также можно изобразить людей с оленями, ведь их разводят как сельскохозяйственных животных.

Еще в этой зоне живут чукчи и эскимосы с их характерными жилищами ярангами, что напоминают треугольник. Если слишком сложно рисовать людей и животных, то просто на заснеженном голубом просторе пару таких домиков нарисует любой ребенок.

Вот несколько примеров, как нарисовать тундру карандашами:


А это подробно и поэтапно как нарисовать оленя. Предлагаю такого милого олененка изобразить. Он пригодится, если по Окружающему миру задали нарисовать тундру с животными:



Для того, чтобы нарисовать тундру сначала необходимо продумать сюжет рисунка.

Одним из животных тундры является олень. Поэтому на рисунке можно нарисовать оленя. Поэтапный рисунок оленя приведён ниже.


Сначала нужно нарисовать оленя. Рисуем овал - тело животного, за ем добавляем ноги, шею и голову. Детализируем рисунок, прорисовываем морду, хвост и рога.

Когда олень будет нарисован, разукрашиваем рисунок цветными карандашами и приступаем и изображению заднего фона рисунка. Рисуем снежные сугробы, можно нарисовать на заднем плане юрту и его жителей.

Пример рисунка тундры приведён ниже в ответе на вопрос.



Конечно многим нам нужно иметь достаточное воображение, чтобы представить тундру, как как немногие там побывали.

И здесь нужно вспомнить, что тундра представляет собой достаточно суровый холодный край, со скудной растительностью, отсутствие лесов.

Из животных там много северных оленей, которые стадами пасутся в тундре добывая свое любимое лакомство- ягель.

Наверно как раз северного оленя и нужно выбрать в качестве основного персонажа, для изображения тундры.


Сначала рисуем северного оленя и для этого на бумаге размещаем два овала, которые послужат основным деталями головы и туловища оленя.

Далее волнистыми линиями рисуем контур туловища, шеи и головы.

После этого нужно пририсовать ноги с копытами и немаловажный и узнаваемый элемент – рога, которые имеют своеобразную форму в виде полумесяца, если смотреть сбоку.

Остается только поправить общий рисунок, сереть лишние линии, дорисовать пейзаж в виде неровной поверхности и скудной редкой растительности и раскрасить рисунок.


Меня зовут Дмитрий Романюк. Я из г. Салехард и хочу представить свою работу, посвящённую традиционному жилищу коренных народов крайнего севера. Ямало – Ненецкий автономный округ - историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

По земле ползет поземка,

А олени бродят в тундре

снежный наст они копытят,

вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

где их теплые постели,

где вскипает чай горячий,

Мы проживаем на Крайнем Севере - в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты . Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Я решил найти ответ на эти вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_romanyuk.docx 777.23 КБ

Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Всероссийский конкурс исследовательских работ

Почему ненцы живут в чумах?

г. Салехард, ЯНАО

Руководитель: Гизатулина Начия Аминовна,

учитель начальных классов

г. Салехард, ЯНАО

г. Обнинск, 2010/2011 учебный год

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Чум – ненецкое жилище
  2. Виды чумов
  3. Конструкция установки чума
  4. Сравнительный анализ
  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение
  1. Словарь
  2. Презентация

Ямало – Ненецкий автономный округ - историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

По земле ползет поземка,

А олени бродят в тундре

снежный наст они копытят,

вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

где их теплые постели,

где вскипает чай горячий,

где, как брата, гостя ждут.

Мы проживаем на Крайнем Севере - в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты. Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Я решил найти ответ на эти вопросы.

Поставил перед собой цель узнать, как живут северные народы и причину, по которой ненцы предпочитают жить в чумах.

Задача моя провести мини – исследование.

Я выдвинул гипотезу, что ненцы живут в чумах и не строят дома потому, что этим они уничтожат природу.

Допустим , что в чуме теплее.

Возможно , что если ненцы построят дом, то его нельзя будет перевезти.

Что, если тогда построить несколько домов в тундре?

Меня заинтересовало, что думают по этому поводу мои одноклассники. Я им задал ребятам следующий вопрос и вот, что получилось.

Проанализировав результаты, я пришёл к выводу, что ответы ребят разнообразные. Мне захотелось подробнее узнать, а затем рассказать о причинах проживания кочевых ненцев в чумах своим сверстникам.

Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коренными жителями, наблюдение, сбора, систематизации и анализа полученных результатов, выводы.

В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.

Чум – ненецкое жилище.

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами. Со временем чум стал сложнее.

Чум, русское название переносного жилища у ненцев. Чум похож на простой шалаш. Он конический формы, круглый или слегка овальный (диаметр по полу от 3-8 м). На ровном месте устанавливается 30-50 жердей. Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста (нижние концы втыкали в землю под углом 45 гр, а верхние связывали гибкой петлей). По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симза) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – нюки. При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние - 5 За 30 – 40 минут чум бывает установлен .

Зимой покрывается сшитыми в полотнища шкурами оленей, летом - вываренной берестой, иногда парусиной или мешковиной. Для зимнего времени ненцы шьют двойные покрышки для чума: мехом внутрь и мехом наружу. Для лета используют одинарные покрышки – только мехом наружу.

В настоящее время для покрытия чума часто используется брезент. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест. Ни один ветер не повалит такой чум! Вход завешивается шкурами, летом – грубой тканью. Снег и дождь скатывается с крутых стенок чума. Поэтому в чуме даже зимой тепло и сухо. В центре чума размещался очаг. Справа и слева от очага расположены спальные места. Слева от входа располагались хозяева, справа – родственники или гости. Над спальными местами вешался полог из ситца, который разделяет чум на разные зоны.

Место, расположенное за очагом, считалось священным. Там помещались изображения семейных духов и ценные предметы семейного обихода. Сейчас там хранят посуду, радиоприемники, книги.

Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают доски. Затем циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают оленьими шкурами и устраивают постель.Так происходит защита от холода спальных мест.

В чуме мудро продумана каждая деталь. Каркас составлен из многих легких шестов, которые можно очень быстро разобрать и собрать. Эти шесты удобно перевозить на нартах (узкие длинные санки с плоским деревянным настилом, которые передвигаются упряжкой северных оленей от 1 до 7 голов), ведь пастухи – оленеводы переезжают за кочующим стадом. Но на одних нартах все не перевезешь, поэтому люди складывают свой разобранный чум и домашние вещи на несколько нарт. В пути они похожи на караван, который называют – аргиш.

Летом чумы ставят на возвышенности, без углубления в земле, а зимой – на укрытых от ветра равнинах, на утрамбованном снегу. У ненцев чум устанавливают только женщины. Но при необходимости мужчины всегда помогают, они поднимают верхние тяжёлые нюки. Сборка и разборка чума занимают около часа, в зависимости от количества участвующих в процессе. Летом всегда много помощников – детей школьного возраста. Дети в стойбище соревнуются, из какого чума первым появится дым очага. В чуме очагом служит костёр, расположенный точно в центре под дымовым отверстием. Благодаря обтекающей форме, его не заносит снегом. Во время сильных буранов вокруг чума образуется глубокий ров, который предохраняет от заносов. Подпоркой служат гружёные нарты, которые специально для этого ставят у чума.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Чумы бывают разные по особенностям конструкции, назначении и временам года.

Зимний чум ставят в укрытых от ветра местах, набогатых ягельниках. Олени не отходят далеко, пасутся около чума.

Летний чум имеет такую же конструкцию, но отличается покрытием. Летом чумы стараются ставить на возвышенности, в продуваемом ветром месте, для спасения от комаров и оводов. Покрытиями летнего чума служат старые, вытершиеся зимние покрытия шкур, располагают их мехом внутрь. Раньше использовали берестяные покрытия. Их приобретали у народа ханты, живущих вблизи лесной зоны. Сейчас используют брезентовые покрытия. Они очень практичны, не пропускают воду, легкие, но зато колышутся от малейшего ветра. На одно покрытие требуется до 30 м брезента. Летом от комаров спасаются пологом сшитым из хлопчатобумажных тканей – ситца, сатина. Им отгораживают на ночь спальные места, привязывая его к шестам чума. Утром его убирают, спасая от искр и дыма, сворачивают в рулон и закрепляют над подушкой.

Отдельный чум – для больного.

Отельный чум – сую,,мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум. Во время стоянки телята должны были окрепнуть. По конструкции и покрытию – это зимний чум.

При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние

Традиционное жилище тундровых ненцев – чум в конце XX в. почти не изменился.

Конструкция (установка) чума.

В зимнее время на место, где намечается середина чума, кладется железный лист для раскладывания костра или установки железной печки. Обычно под лист подкладывают два бревна, размером 1-1,5 м, которые поддерживают его на уровне пола чума, когда снег под листом подтает. Летом на месте костра делается небольшое углубление. Затем по обеим сторонам шеста укладывается по 2-3 доски, служащие в чуме полом. Наличие досок в прошлом служило признаком зажиточности чума. В беднятских чумах нередко досок не было. В след за досками дальше от костра (зимой) кладут циновки, сплетённые с помощью веревок из ивовых или березовых прутьев, на которые после установки чума устраиваются постели. Затем две женщины устанавливают основные шесты чума, скрепленные, как указывались, в верхней части верёвочным кольцом. Ставятся они по обе стороны дощатого настила и циновок, на ровном расстоянии от входа и противоположной стороны чума, определяя диаметр будущего чума (от 5 до8 м). нижние заостренные концы основных шестов слегка вкапываются в землю или снег. Некоторое время эти шесты поддерживают один или два человека – пока поставлены другие шесты не придадут им устойчивого положения. Затем ставят 4 шеста (группа А). Одновременно ставят шесты и с другой стороны ( группа А 1 ). Верхние концы этих шестов просовываются в петлю основной пары. Таким же порядком устанавливаются 8 шестов группы Б и Б 1 .

Затем устанавливается шест, находящийся внутри чума и являющийся составной частью приспособления для подвешивания котла над костром. На уровне примерно 1.5 м укрепляют два горизонтальных шеста, причём задние концы их просовываются в петлю, привязанную к шесту для подвешивания котла, а передние – в петли, привязанные к шестам, образующим вход. Поперёк этих шестов над костром кладётся стержень (обычно железный), который продевается в отверстия, имеющиеся в крюке для подвешивания котла. Таких отверстий в крюке бывает несколько, благодаря чему можно поднимать котёл выше или спускать ниже к огню.

В хозяйстве с большим достатком передние концы прикрепляются не к дверным шестам, а к специально подставленным внутри чума у входа дополнительным шестам.

Когда остов чума поставлен, начинают натягивать нюки. Их привязывают верёвками у основания шестов.

Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

В доме тепло быстро поднимается вверх.

Для чума необходимо 30 – 50 шестов, а его покрытия шкуры оленей. Зимой на покрытие чума требуется от 25 до 60 оленьих шкур. Летом он покрыт брезентом, а раньше берестой. На нюки используются шкуры оленей, забитых на мясо. Верхние нюки служат 20 лет, а нижние 5.

А для постройки однокомнатного дома требуется около 40 брёвен. Если учесть, дерево средней величины за 24 ч выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Если мы срубим 40деревьев, то получим 3 · 40 = 120 чел. в сутки уменьшиться количество кислорода.

Лиственница поглощает свинец в относительно больших количествах. Одно дерево может накопить столько свинца, сколько его содержится в 130 л бензина. Простой расчет показывает, что для нейтрализации вредного действия одного автомобиля необходимо не менее 10 деревьев. Стоит ли срубать деревья? Конечно, нет.

Можно изменить размер чума. Он может быть большой и маленький, высокий и низкий.

Размер дома можно изменить, только можно пристроить

Чтобы построить чум на доставку не требуется затрат.

На строительство дома нужно оплатить доставку строительных материалов и техники.

Не нужно очищать территорию.

При строительстве дома необходимо очищение близ лежащей территории. В условиях севера растительный покров восстановиться не раньше, чем через 100 лет.

Для отопления ненцы используют кустарники, которые заготавливают летом и складывают в скирды.

Надо заготовить дрова и доставить на место нахождения дома в тундре.

Для каслания требуется один чум – взял и перевёз.

Нужно построить несколько домов.

Почему по всему объему чума воздух имеет приблизительно одинаковую температуру?

Решение. Чум имеет форму конуса, поэтому в его нижней части больше пространства и места, чем в верхней части. Нагретый воздух поднимается вверх, давление воздуха вверху возрастает. Этот теплый воздух под давлением вытесняет холодный воздух, находящийся в нижней части чума и температура воздуха становится приблизительно одинаковой.

Вывод: Теплый воздух в чуме дает возможность использовать весь объем чума без страха за здоровье человека

Преимущество чума в сравнении с современным домом в простоте сооружения. Чум обеспечивает жизнедеятельность и тепло в холодное время года.

У ненецкого народа сложились добрые, хорошие традиции по отношению к природе. Общаясь с ней, человек из поколения в поколение стремится не нарушать взаимное доверие. Собирая свои чумовища, каслая по тундре из одного места в другое, люди аккуратно закапывают после себя мусор в землю или сжигают его. Они никогда не сорвут без надобности цветок, не навредят без надобности природе, а во время охоты, рыбалки, сбора ягод возьмут ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить свою семью.

Из-за того, что этим людям, коренным жителям, приходится жить в суровых условиях Севера, человек тундры создал в далёком прошлом чум, удобный для кочевого образа жизни.

- Это совершенное по всем позициям строение. Во-первых, чум быстро устанавливается и перевозится на оленьих упряжках, нартах. Во-вторых, чум легко выдерживает ветры любой силы. Они как бы обтекают его круглую коническую форму. В-третьих, осадки в виде дождя и снега сразу же скатываются с крутых боков жилища. Поэтому покрытия такого жилища (нюки) никогда не промокают, создавая тем самым уют, комфорт и тепло живущей внутри него семьи. Для строительства чума средних размеров используется до 20 оленьих шкур. От 20 до 25 шестов для установки каркаса жилища. Для большого, наиболее просторного чума, используют до 50 оленьих шкур, сшитых в сплошное полотнище. Длина шестов достигает 4-8 метров. Летний чум обычно покрывают брезентом.

Удивительно мудро сконструирован чум. Это самое удобное жилище для проживания в тундре и в настоящее время. Без газа, угля, электричества чум сохраняет жизнь людей. Небольшие затраты энергии на его нагревание при использовании малого количества дров, не нарушат экологию окружающей среды. Это сохранит равновесие сил живой природы.

С первых дней школа показалась Топке не интересной. Топке было грустно.

Учитель спросил его: почему он грустный и все молчит. Топка ответил:

— Плохо мне в этом большом чуме.

— Оленей нет и тайги нет. Как жить?

Целыми часами сидел Топка у окна и безнадежно смотрел вдаль, на север.

Перед глазами проходили картины родных мест. Топке казалось: вот он едет на оленях вслед за отцом. Отец говорит:

— Вот, Топка, помни: с этого поворота реки ходу еще пять дней, а там уже и недалеко до зимних стоянок.

Потом Топке показалось, что он видит старенький чум, у очага сидит мать, поджав под себя ноги, и печет в золе вкусные лепешки.

Но когда Топка научился читать, писать и рисовать, радости его не было конца. Обо всем хотелось знать: откуда взялись звезды на небе? Как солнце сделано? Как научился человек летать по воздуху, плавать по воде и под водой? Откуда берутся реки, моря озера? Хотелось знать все, все.

Каждое новое слово ловил Топка старательно, как хороший охотник дорогую добычу. Каждое слово учителя аккуратно и бережно Топка укладывал в голове, как серебристых белок когда-то клал в свою сумку.

И теперь Топка часто вспоминал родные места. Но перед его глазами были другие картины. Ему хотелось рассказать родным и знакомым все то, что он узнал в школе, а главное — открыть книгу и читать громко-громко, чтобы все слышали.

Три года не мог попасть на родину Топка. Когда приходило время каникул и многие ребята разъезжались, учитель сообщал, что родители Топки уехали далеко и в одно лето до них не доехать. В школе у Топки было много друзей. Топку любили, особенно за то, что он очень хорошо рисовал. Топка быстро мог изобразить все, что видел: дома, лес, горы, людей, животных, птиц.

К 1 мая Топка нарисовал картину, где изобразил родное стойбище: чум, оленей, собак, нарты. Около чума нарисовал отца. Он собирался на охоту, чистил ружье. Всем очень понравилась эта картина. Топку премировали дорогим для него подарком.

Ему дали ящичек, в котором было все для рисования: бумага, краски, кисточки, карандаши, резинка.

Лучшим другом у Топки был Ваня. С ним он учился в одном классе. Они были задушевные товарищи.

Но однажды у них произошел большой спор. Друзья чуть-чуть не поссорились.

А вышло это так.

Готовили они урок: решали задачу. Ваня стал читать:

— Паровоз прошел в час 40 километров.


Топка перебил Ваню и сказал:

— Олень лучше паровоза!

Ваня рассердился и ответил:

— Фью. Олень. Не надо мне его даром. Я буду машинистом. Нажму рычаг и паровоз загудит: — Дуу-дуу-дуу! А машина: шу-шу-шу-шу.

Ваня показал руками, как будут крутиться колеса паровоза.

Топка никогда не давал в обиду оленя. Ему казалось, что без оленя нельзя жить человеку.

Он очень обиделся на Ваню, но спокойно ответил:

— Нет! Олень лучше паровоза. Паровоз идет лишь туда, где рельсы железные есть. На олене куда захочешь, туда и поедешь. Везде ему дорога открыта.

— Паровоз везет сто вагонов! А олень. — резко возразил Ваня и рассмеялся.

— Олень бежит: скок-скок! А паровоз мчится, быстро мчится! Понял? — сказал Ваня с гордостью, и опять громко засмеялся.

Топка молчал. Ему было обидно. Он вспомнил тайгу, дорогих и любимых оленей.

Сколько раз они спасали их бедный чум от несчастья. В страшную бурю, снежные вихри бешено кружились, густая темнота смыкала глаза, мороз сковывал тело. Не было никакой надежды на спасение и люди готовились к смерти. Но олени боролись с бурей, искали путь и, отдавая свои последние силы, привозили людей к жилью.

Есть ли что-нибудь дороже оленя? — подумал Топка и, сверкнув глазами, громко ответил:

— Что нет? — спросил с удивлением Ваня.

— Нет, олень самое дорогое для человека, — ответил Топка.

Спор разгорался, как пламя. Друзья кричали, махали руками и сердились. Каждый хвалил только свое.

Наконец, Топка крикнул:

— Ладно, спросим Петра Ивановича!

Побежали к учителю Петру Ивановичу. Когда им открыли дверь, они в один голос крикнули:

— Петр Иванович, что лучше: паровоз или олень?

Учитель посмотрел на запыхавшихся, с красными лицами спорщиков и спокойно сказал:

— Я на такой вопрос ответить не могу.

Очень удивились ребята.

Ваня шепнул Топке:

— Какой трудный вопрос. Вот это да!

Но Петр Иванович услышал и говорит:

— Нет, вопрос совсем легкий, надо только самим подумать.

Петр Иванович добавил:

— Нужен человеку паровоз?

— Нужен, — сказали ребята.

— Нужен человеку олень?

— Нужен, — ответили ребята.

— Человек не может жить без оленя, — громко сказал Топка.

— Выходит, что и паровоз дорог человеку и олень? — сказал Петр Иванович.

— Да! — радостно ответили ребята.

Петр Иванович добавил:

— Конечно, проще приручить оленя и заставить служить человеку. Труднее заставить чугун и железо лететь быстрее ветра, возить и груз и людей. Но человек и это сделал!

Задумался Топка. Он многое понял, и сердце его сжалось от тоски и обиды. Топке показалось, что перед ним стоит олень и паровоз. Олень опустил низко свою красивую голову, его большие и умные глаза смотрели печально и крупные слезы падали одна за другой.

А рядом гудел паровоз. Стальной великан шел с высоко поднятой головой и его яркие глаза-фонари смело и гордо смотрели в даль.

Олень казался маленьким-маленьким, его чуть видно.

Топке было грустно до слез, но с Ваней они по-прежнему остались лучшими друзьями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции