Маленькие трагедии при во время чумы

Меню статьи:

Болдинский период в жизни русского поэта

Итак, как мы уже говорили, критики и литературоведы считают Болдинскую осень самым плодовитым периодом творчества поэта. 1830 год. Холера, подступившая к порогам Российской империи, совпала со временем подготовки к свадьбе. Пушкин давно намеревался жениться на красавице Наталье Гончаровой. В мае этого года поэт официально объявил о состоявшейся помолвке. Однако день венчания постоянно откладывался. Семья Гончаровых потерпела разорение, поэтому мать невесты переносила свадьбу, не желая выдавать девушку без приданого. Наконец, день свадьбы обозначили, но снова отсрочили – на этот раз из-за смерти дяди Александра Сергеевича и траура по этому поводу. Пушкин выезжает в направлении Болдино… где по дороге поэта и застал карантин по случаю эпидемии холеры.

Пушкин, в вопросе классификации персонажей, пожалуй, выступает консерватором: в трагедии присутствуют лица первого плана и второстепенные фигуры. Среди действующих лиц первого плана – Председатель, которому автор противопоставил личность священника.

Это главный герой трагедии, Председатель. Вальсингам изображенным смелым человеком, который храбро смотрит опасности в лицо. Несмотря на то, что Председатель совсем не относит себя к лирикам, ночью Вальсингам придумывает гимн, посвященный эпидемии чумы:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю…

Вальсингам считает, что смертельная опасность – это повод научиться новому способу получать удовольствие от жизни. Председатель пережил тяжелую потерю: Черная смерть унесла мать героя, а также супругу. Но даже это не поколебало настроя Вальсингама:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог.

Таким образом, Вальсингам воплощает силу духа и настоящую отвагу.

Священник – это образ, который автор противопоставляет отважному Председателю. Святой отец воплощает благочестие и истинную веру, силу веры. Приходя на кладбище, священник старается поддержать людей, которые перенесли ужасную утрату – потеряли в эпидемии близких и любимых, родственников, детей, друзей. Живые люди мечтают встретить мертвых после смерти. Священник считает, что Черная смерть предполагает только один способ противостояния – молитву. Это смирение, когда человек склоняет голову перед смертью, признавая силу Бога. Пир, который устроил Председатель, возмущает священника, ведь это похоже на грех и попирание веры в Господа. В сердцах, святой отец напоминает Вальсингаму об умерших членах его семьи. Боль, которую священник этими словами причинил Председателю, не дает чистой душе святого отца покоя: в результате, герой приносит извинения.

Герои второго плана включают молодого человека, Мэри, а также девушку по имени Луиза.

Юноша, полный жизненных сил и энергии, также нашел место на страницах пушкинской трагедии. Это символ молодости, страсти к жизни, которая плохо сочетается со смертью.

Девушка, которую Пушкин выводит в рядах второстепенных героев, пленяет задумчивостью и меланхолией – спутниками времени упадка. Что такое чума, как не декаданс? Когда-то жизнь Мэри радовала счастьем и весельем, теплом родного дома, но теперь все это превратилось в прошлое, в воспоминания. Девушка предается тоске и ностальгии.

Основной темой пьесы выступает самое древнее и, наверное, вечное чувство – страх смерти. В городе, наполненном смертью, привычный уклад жизни кардинально меняется. Все иллюзорное и лицемерное отступает перед единственным желанием человека – просто выжить. Да и сами люди, перед лицом смерти, словно оголяют свою истинную натуру. Кто-то ищет утешения и спасения в Боге, в религии и вере, смиренно принимая ниспосланную волю Божью, погружаясь в молитву. А другие всеми силами стараются игнорировать это ликование смерти вокруг: эти люди пытаются жить так, словно смерти не существует вовсе. Продолжая пировать, придаваться любовным утехам, просто наслаждаясь жизнью, жители города готовы бросить вызов самой Смерти.

Итак, Пушкин изображает город, который охватила чума. Группа молодых людей решает устроить пир прямо посреди улицы. Юноши и девушки накрывают стол праздничной едой и вином, поют песни и стараются не обращать внимания на зловещие действия чумы.

Первый тост пирующие поднимают за умершего от чумы шута. Но оплакивать мертвеца герои не спешат:

Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив…

С таким весельем и оптимизмом начатое пиршество продолжается пением. Но песня получается совсем невеселая. Молодая девушка поет грустную песню о былых временах и фатальной победе смерти. Должного настроения и прежней беззаботности вернуть молодым людям не удается. Как бы сильно герои не старались отвлечься от трагической реальности, страшная действительность спешит напомнить пирующим о себе. Телега с умершими от чумы людьми проезжает мимо пирующих. И, казалось бы, только минуту назад некоторые гости переполнялись отвагой и силой духа, но, увидев телегу с мертвыми, герои сразу лишаются чувств.

Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то – нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой.


Противостоять самой смерти – задача совсем непростая. Этот противник не обращает внимания ни на твердость духа или мужество, ни на веселость или жизнерадостность, ни на остроумие или образованность, ни на возраст. Собравшиеся на пир люди это чувствуют, но страшатся признаться в этом даже себе.

Некоторые из героев уже успели потерять близких или родных. Боль потери и страх, как перед смертью, так и перед необходимостью жить без близких людей, заставляет героев пушкинского произведения покинуть свои мрачные дома и устроить пир посреди улицы. Кто-то пытается хотя бы на какое-то время отвлечься от смертельной опасности, кто-то хочет забыть о боли утраты, поэтому пир продолжается.

Образ чумы в творчестве Пушкина

Желая развеселиться, пирующие просят Председателя спеть гимн в честь чумы. Этим гимном поэт старается не возвысить или расхвалить смертельные образы Зимы и Чумы, а, скорее наоборот, обращает внимание на возможность человека достойно противостоять им. Стихии слепы и могущественны, однако, человек имеет и способность, и готовность вступить с ними в борьбу на равных и даже одержать победу.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог…

Поэт выражает благодарность убийственной Чуме за то, что смертельная опасность способна заставить человека проявить истинные благородные качества: храбрость, мужество, силу духа и человеческое достоинство. Но смогут ли все герои достойно принять уготованный судьбой жребий?

Дома у нас печальны – юность любит радость…


Пушкина всегда сильно беспокоили пороки общества. В своем творчестве писатель часто старался привлечь внимание современников к проблемам, которые, на первый взгляд, кажутся обычной нормой жизни. Человек не может состоять из одних достоинств, недостатки присущи каждому из рода людского. Но главная задача человека – сделать правильный выбор между добром и злом, между силами, которые в живут в душе. В обычной жизни некоторые люди весьма искусно притворяются благодетельными. Но даже малейшие жизненные неурядицы способны превратить уважаемых членов общества в негодяев и подлецов.


В критической ситуации, когда приходится выбирать между жизнью или смертью, самое важное – до конца оставаться человеком. Сохранить в душе доброту, сострадание, милосердие и человечность могут только самые достойные. Страх способен полностью разрушить все хорошее в человеке. Вопрос выбора постоянно стоит перед каждым из нас. Что предпочесть – скупость или доброту, зависть или благодушие, похоть или скромность, страх или мужество? Это приходиться решать в жизни постоянно. Поставить на первое место не собственное благополучие, а интересы страны, общества или будущих поколений – вот правильный выбор. От этого выбора зависит, какое будущее ждет наших детей. Критические ситуации будут постоянно преследовать человека, так пусть поступки наших предков подскажут правильный выбор.

700 лет назад по Европе прокатилась, подобно лесному пожару, самая страшная эпидемия, унёсшая более 25 миллионов человек. Непонятную болезнь назвали Чёрной смертью или бубонной чумой. Верно ли это?

700 лет назад по Европе прокатилась, подобно лесному пожару, самая страшная эпидемия, унёсшая более 25 миллионов человек. Непонятную болезнь назвали Чёрной смертью или бубонной чумой. Верно ли это?







Владимир ХРИСТОФОРОВ

Войны, глобальный кризис, непрерывные стихийные бедствия, загубленная земная экология, ужасные техногенные катастрофы, неизлечимые болезни – всё это приметы надвигающегося Апокалипсиса? И всё чаще нынешние судорожно-пресыщенные радости определённой части человеческого общества (в России это обожравшиеся бизнесмены) сравнивают с пиром во время чумы.

Другой интереснейший вопрос: что хотел сказать великий русский поэт следующими строками:

Утопим весело умы

И, заварив пиры да балы,

Восславим царствие Чумы.

Не будем заглядывать за пределы нашей эры, там тоже были страшные эпидемии, но неизвестно, была ли это чума, или оспа, или брюшной тиф. Начнём летопись с более поздних зафиксированных времён.

Третья современная пандемия началась в китайской провинции Юньнань в конце XIX века. К 1910 году чума распространилась по всему миру, но в 1920-м пошла на спад благодаря международным соглашениям об уничтожении крыс в портах и корабельных трюмах и обязательной проверке судов. Показательны меры в чумном Лос-Анджелесе. Как в своё время всё население Китая восстало против воробьёв, уничтожителей посевов, так и в Лос-Анджелесе все жители ринулись ловить и сжигать в огне крыс. Их было уничтожено 2 миллиона. А всего в третью эпидемию заболело на земле 26 миллионов человек, из которых 12 погибли.

В Россию чума проникла в 1352 году. Любопытный факт из истории завоеваний Золотой Орды. Хан Джанибек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье. Во время осады Кафы (современная Феодосия) Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. Труп перелетел через стену и разбился вдребезги.

Началась чума. Она попала в Новгород, Псков, Москву, где от неё умер князь Симеон Гордый . А испуганный царь Алексей Михайлович вместе с семейством бежал в Вязьму.

К 1950 году заболеваемость чумой во всём мире стала носить спорадический характер. Возникающие вспышки удавалось подавлять с помощью эпидемиологического надзора, дезинсекции, дератации и антибактериальной терапии. Из городов чума практически исчезла и встречается сейчас в сельских и пригородных районах. Но страх у людей и медиков остался. Доказательством служит паника в связи со вспышкой бубонной и лёгочной чумы в Индии в 1994 году.

Как жаль, что почти невозможно найти описание подвига Поль-Луи Симона. Ночью он пробирался в морг с чумными мертвецами и вырезал эти смердяще-гниющие и кроваво-чёрные бубоны, похожие на студень, потом изучал.

Но с причинами не всё так просто.

Английские эпидемиологи из Ливерпульского университета Сьюзен Скотт и Кристофер Дункан выступают с опровержением выводов Поль-Луи Симона. Чёрная смерть – это не бубонная чума. Кстати, другой французский бактериолог Александр Ерсин в конце XIX века тоже связал Чёрную смерть с крысами и блохами. Но Скотт и Дункан выявили в этой теории пробелы. Карта распространения Чёрной смерти, по их исследованиям, не совпадает с расселением крыс. Она галопировала через Альпы и по Северной Европе при слишком низких для размножения блох температурах. Чёрная смерть проносилась гораздо быстрее, чем могут передвигаться крысы. Далее: переносчиками заразы не могли быть крысы, потому что бактерии чумы убивают их самих. Ко всему, бубонная чума несравненно менее заразна, чем Чёрная смерть, которая, как выяснилось, передаётся не через грызунов, а от человека к человеку. Так что же это было? Во всём виноват, как спорно заключают учёные, белок CCR5.

Скотт и Дункан полагают и пытаются это доказать, что возбудителем Чёрной смерти (не имеющей научного названия) является геморрагический (то есть вызывающий кровотечение) филовирус типа Эболы. И загадочную Чёрную смерть предлагается назвать геморрагической чумой. Окончательную точку может поставить лишь исследование древних ДНК погибших людей.

Учёные спешат со своими исследованиями. Сходство и повторяемость страшных эпидемий в каждые несколько столетий пугают не на шутку. Надо найти этот вирус, пока он вновь не нашёл нас.

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) - один из крупнейших отечественных художников XX века, творчество которого представляет собой большое и яркое явление. Оно очень многогранно. Художник известен как книжный иллюстратор и мастер станковой графики, как монументалист и театральный художник.

Книжные иллюстрации, исполненные в излюбленной автором технике ксилографии или гравюры на дереве, и, в целом, искусство оформления книги являются сердцевиной творчества Фаворского.

Будучи не только художником-практиком, но и художником-мыслителем, теоретиком в области изобразительного искусства, Фаворский развивал гравюру как высокое самостоятельное искусство, обладающее оригинальными приемами пластической выразительности. Что же касается оформления книги, то его он мыслил как единое художественное целое, в котором все, от обложки до самой незначительной детали, включая шрифт, которым набран текст, связано общим авторским замыслом и воплощением. По мнению Фаворского, "книга - это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения, с другой стороны, она и есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру". Это сходство проявляется в том, что "архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени". Так художник и строит свою Книгу как величественное здание.

Поэзия Пушкина всегда была для Фаворского олицетворением России. "Какое счастье, что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщиться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность". Художник обращался к пушкинским образам много раз, заняв в изобразительной "пушкиниане" одно из самых достойных мест. Когда Государственное издательство художественной литературы предложило художнику выбрать литературное произведение, которое он бы хотел иллюстрировать, он назвал "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина.

"Маленькие трагедии", написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдине. Цикл драматургических произведений был задуман Пушкиным после окончания работы над трагедией "Борис Годунов".

Иллюстрации В.А. Фаворского к "Маленьким трагедиям" были впервые показаны на московской выставке в 1960 году, заняв на ней одно из центральных мест. Отдельным изданием они были выпущены "Гослитиздатом" в 1961 году.

По словам Фаворского, ""Маленькие трагедии" - это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок". Страсть - это необузданное желание. В "Пире во время чумы" страсть сочетается со страхом смерти и с высокими чувствами, говорящими о бессмертии: "Бессмертья, может быть, залог".

К "Пиру во время чумы" художник создает разворотную иллюстрацию, единственную в его оформлении всех "Маленьких трагедий". Ее композиция объединяет две развернутые страницы книги. Тем самым, подчеркивается значимость финала всей книги.

Это пир обреченных смерти. Фаворский выбрал момент, когда Вальсингам поет гимн, исполненный упоения борьбы, непреклонного человеческого мужества, бросающего вызов самой смерти:

"Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и видеть мог.
Итак, - хвала тебе, Чума!"

Фигура стоящего Вальсингама и большинство фигур пирующих помещены в левой части разворота. В правой же его части на первом плане изображен край стола с еще четырьмя фигурами. Причем одна из них - стоящий, опираясь на стул, мужчина, обращенный в сторону Вальсингама. Именно этот персонаж зрительно уравнивает две половины разворота. Здесь же, в правой части разворота, дается образ вымершего чумного города с одинокой фигуркой старика-священника, бредущего вдоль домов. Это из его уст прозвучат гневное осуждение и требование прекратить чудовищный пир:

"Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной"

Можно сказать, что две половины единой композиции, продолжая друг друга, в то же время контрастно дополняют одна другую, создавая многогранный образ пушкинской трагедии.

При этом все ее персонажи подчинены единому ритму, совпадающему со звучанием стихов, так что композиция сливается в одно целое, несмотря на ее "разорванность" стыком двух страниц.

Как и в других иллюстрациях к "Маленьким трагедиям", художник добивается психологической выразительности жестов, огромной образной роли бытовых деталей. В целом, художник достигает небывалой убедительности гравюрного изображения, делающей его классическим, неразрывно связанным в нашем восприятии с пушкинскими образами.

Иллюстрации к "Маленьким трагедиям" - последняя ксилографическая серия Фаворского.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) родился в Москве в семье юриста А.Е. Фаворского и художницы О.В. Шервуд. В 1903-1904 посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, занимался в частной студии К. Юона. В 1906-1907 занимался в Мюнхене в частной Художественной школе профессора Ш. Холлоши. В 1907-1912 продолжил образование на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. С 1911 начал участвовать в художественных выставках. Первые опыты в гравюре относятся к 1907-1908. Служил в армии, участник Первой мировой и гражданской войн. В 1921-1929 - профессор графического факультета Московского ВХУТЕМАСа, в 1923-1925 - его ректор. В 1926 - первая персональная выставка в Казани. В 1930-1934 - профессор Полиграфического института в Москве. В 1934-1938 - профессор Московского института изобразительных искусств. В годы Великой Отечественной войны жил с семьей в Самарканде. В 1943-1948 - профессор Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1946 - персональная выставка в Москве. В 1956 присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1959 - звание народного художника РСФСР. В 1962 за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы присуждена Ленинская премия. Тогда же избран действительным членом Академии художеств СССР. В том же году состоялась персональная выставка в Ленинграде в Русском музее, а также во Львове и Лондоне. В 1963 присвоено звание народного художника СССР. В 1964 состоялась персональная выставка в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Кроме гравюры и книжной иллюстрации работал как рисовальщик и акварелист, занимался театральным оформлением, монументально-декоративным искусством (мозаикой и фреской), росписью по фаянсу, скульптурой.

"Пир во время чумы" - пьеса является переводом одной сцены из драматической поэмы Джона Вильсона "Чумной город". Песни Мери и Председателя принадлежат самому Пушкину и ничем не напоминают соответствующих песен Вильсона. Пьеса Вильсона была известна Пушкину в издании 1829 года. В ней описывается лондонская чума 1665 года. Перевод закончен в Болдине 6 ноября 1830 года. Выбор сцены для перевода подсказан тем, что в это время в Росси свирепствовала эпидемия холеры, которую часто называли чумой. Напечатана пьеса в альманахе "Альциона" на 1832 год (вышел в свет около 1 декабря 1831 года).

Болдино. - родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии, которое поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Борис Годунов", "Медный всадник", последние главы романа "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Сказка о мертвой царевне", "Сказка о рыбаке и рыбке" , "Сказка о золотом петушке" и многое другое. Этот удивительный период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая- наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIIIвека. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Форма: пьеса
Оригинальное название: Пир во время чумы
Дата написания: 1830
Первая публикация: 1832
Цикл: Маленькие трагедии, книга №4

Лучшая рецензия на книгу

Идеальное чтение во время самоизоляции. Сейчас, в связи с известными обстоятельствами, востребованными оказались произведения об эпидемиях, от "Декамерона" Боккаччо и "Алой чумы" Джека Лондона до "Вонгозера" Яны Вагнер. Можно собрать целую тематическую эпидемиологическую библиотеку, что, в принципе, реализовано на нашем ресурсе в соответствующих подборках.

И все же, небольшую пьесу-поэму нашего самого главного классика, я бы в данном контексте обозначил как ключевое произведение. В нем сходятся три временных пласта, которые, накладываясь друг на друга, обозначают глобальность и вневременность проблемы, с которой мы сейчас столкнулись.

Три времени, присутствующих в пьесе: прошлое - события происходят в 1666 году в Лондоне; настоящее для автора и прошлое для нас - эпидемия холеры в России в 1830 году, будущее для автора, настоящее для нас - сегодняшняя пандемия коронавируса. Почему я говорю, что в пьесе присутствует наш коронавирус, да потому что мы читаем её сейчас, ведь в каждом произведении присутствует его читатель, потому книги и старятся, что читатели начинают видеть их по иному. Сегодняшнее прочтение "Пира во время чумы" неотделимо от новостных передач и интернет-сайтов с информацией об эпидемии.

Вольный перевод поэмы Джона Вильсона "Чумной город" переносит читателей в Лондон 1666 года, в котором бушевала Великая чума, унесшая жизни более 100 тысяч жителей столицы. Между прочим, всё в этом мире старо, как он сам, знаменитые маски с длинными носами носили только "эпидемиологи" тех времен, а все остальные ходили по улицам, прижимая к носу и рту носовые платочки - своеобразная аналогия сегодняшних санитарных масок. Так же существовал и карантин, он был 40-дневный, семья, в которой обнаруживался чумной больной, запиралась в доме на 40 суток, возле дверей ставился караульный, и никого не волновало, что будут кушать и пить запертые, никакой интернет-доставки не существовало.

Работал над пьесой Александр Сергеевич во время своей знаменитой Болдинской осени 1830 года, которая стала возможной благодаря холерному карантину. Чувствуете, снова - карантин. А чем же занимался Пушкин во время карантина, писал стихи и пьесы, думаете вы? Это да, но это - вторично, первично же то, что Пушкин "сидел дома" - занимался самоизоляцией. Думаю, вы не станете осуждать меня за эту иронию, но вот так получается, что Александр Сергеевич собственным примером провозглашает нам через века - "сидите дома". Как бледно на его фоне выглядят Хабенский и Хаматова с их призывами.

Ну, а сегодняшний день подтверждает правоту Вильсона и Пушкина, когда люди слишком напуганы, когда они устали ждать своей очереди, срывает предохранительный кран и появляется желание бросить вызов болезни и смерти. Чем не пир во время чумы пресловутая распиаренная в новостях вечеринка в Екатеринбурге, или что-то подобное ей. Вот и несколько лондонцев, героев пьесы, не согласны умирать раньше времени, ведь отказ от настоящей жизни во имя выживания, уже есть торжество смерти. Конечно, её можно так перехитрить, хотя и никаких гарантий нет, но ведь можно же жить, жить на полную катушку, пока ты жив! Вот философия Председателя и его соратников.

Примечательно, что два самых мощных отрывка из произведения - песни Мери и Председателя, не являются переводом, а написаны самим Пушкиным. В них-то и заключаются главные идет произведения: песнь Мери - гимн любви, способной одолеть самую смерть, песнь Председателя - гимн в честь чумы, вызов, брошенный судьбе и року. Как завораживающе звучат бессмертные строки:

Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов.

Но этот "гимн чуме" звучит как обещание победы над нею, чума сравнивается с зимой, которая, как бы сурова она не была, сама обречена на смерть. Чувствуется библейский мотив "смертию смерть поправ".

Но, как только повеяло Библией, тут же появляется священник, призывающий прекратить безумный пир, покаяться и принять неизбежное. Но вся суть религии в страхе человека перед смертью, а эти люди, живущие последний, самый яркий день своей жизни, смерти уже не боятся, и слово священника не властно над ними. Но заключительные слова, обращенные священником к Председателю, говорят о том, что и он сам не знает, как быть и как относиться к происходящему:


Идеальное чтение во время самоизоляции. Сейчас, в связи с известными обстоятельствами, востребованными оказались произведения об эпидемиях, от "Декамерона" Боккаччо и "Алой чумы" Джека Лондона до "Вонгозера" Яны Вагнер. Можно собрать целую тематическую эпидемиологическую библиотеку, что, в принципе, реализовано на нашем ресурсе в соответствующих подборках.

И все же, небольшую пьесу-поэму нашего самого главного классика, я бы в данном контексте обозначил как ключевое произведение. В нем сходятся три временных пласта, которые, накладываясь друг на друга, обозначают глобальность и вневременность проблемы, с которой мы сейчас столкнулись.

Три времени, присутствующих в пьесе: прошлое - события происходят в 1666 году в Лондоне; настоящее для автора и прошлое для нас - эпидемия холеры в России в… Развернуть

Разделы: Литература

Цель: на основе анализа текста “Пир во время чумы” помочь ученикам осознать вечные вопросы жизни человека: добра и зла, жизни и смерти, мужества и смирения.

Вступительное слово учителя

Сейчас из пушкинских реминисценций все чаще других мелькает на печатных страницах и в эфире – “пир во время чумы”. Уже одно это побуждает нас обратиться к трагедии “Пир во время чумы”, которая представляет собой перевод 4 сцены 1 акта трагедии английского писателя Вильсона “Чумный город”, 1816 г.

1. Временная ситуация трагедии уникальна. У Пушкина она подсказана жестокими обстоятельствами эпидемии холеры в России. Но какое место чума занимает в нашей жизни, если мы литературную реалию перенесли в жизнь?

(Чума у Пушкина перерастает в символ зла. Зачумленная Россия, по которой разъезжает телега, наполненная телами, напоминает о новых жертвах. Разве 14 декабря 1825 года Россия не оказалась во власти чумы, когда весь цвет поколения был погублен: одни повешены, другие – в рудниках, третьим – заткнули рты. Четвертые оказались ренегатами, и сами теперь были на услужении у Чумы, ища новых жертв. В нашей жизни чума – это отступничество от законов разума, добра и правды.)

2. Почему у Пушкина тема пира не воспринимается как торжество, как высшее напряжение нравственных сил человека, а, наоборот, осознается непосредственной причиной катастрофы в мире людей?

(Как ни страшна ситуация с эпидемией чумы, все же подлинная трагедия связана с миром самого человека, с его поведением. Человек, обреченный на гибель, возомнил себя подлинным героем, потому что преодолел цепкую привязанность к жизни (ведь он вне существующих человеческих законов) и весь ужас смерти. Он не боится и религиозных устрашений, он глух к увещеваниям священника. Герою Пушкина кажется, что он поднялся выше всего, чем люди дорожат, например, памятью об умерших. Оказавшись по ту сторону добра, он совершает духовное отступничество. Священник напоминает Вальсингаму о матери, умершей всего три недели назад, но масштаб отступничества таков, что и память о матери ставится героем ни во что.)

3. В трагедии есть весьма интересный жизненный парадокс: чума так обострила ситуацию, что вырвала человека из привычного существования согласно нормам традиционной морали, с другой стороны, она же открыла возможность вступить в новый мир, мир иных нравственных ценностей. Ведь чуме у Пушкина поется хвала. Почему это происходит в драме Пушкина?

(Автору необходимо обострить конфликт между обстоятельствами жизни и человеком. Обстоятельства должны были подавить рядового человека, живущего по нормам морали своей среды, необыкновенной тайной властью. Священник, олицетворяя собой существующую нравственность, призывает пирующих к смирению, к молитве, чтобы заслужить милость Божию и свидеться в небесах с уже умершими, но председатель пира Вальсингам сочинил гимн, чем бросает вызов судьбе. Освобождение от страха перед неизбежной смертью помогло обрести нравственную свободу. Центральные строфы гимна раскрывают обретенную Вальсингамом новую правду жизни, новое понимание смысла человеческого бытия.

Гимн Вальсингама, исполненный неистовой веры в человека, славит присущую его природе способность и возможность быть сильнее враждебных обстоятельств. Смирившийся человек нравственно гибнет раньше физической смерти. Пир во время чумы превращается в своеобразное пиршество духа, освободившегося от страха смерти человека. Может быть, в гимне звучит выстраданный Пушкиным идеал, который стал определять его жизнь и творчество как поединок с самовластием.)

4. Но ведь Вальсингам, духовный отступник и идеолог кощунственного пира, почему-то воспевает смерть в свете бессмертия (а ведь бессмертие по христианству – это верный гарант праведной жизни)?

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертия, может быть, залог.

(Конечно, он поет не о бессмертии на небесах. Он безбожник, по словам священника. Он осквернил память матери и возлюбленной, участвуя в пире. Председатель и пирующие – это маленький островок жизни, правда, на краю гибели. Не все, что гибелью грозит, заключает в себе бессмертие, а только такая гибель, которая освящена присутствием сильного и чистого духа, – любви и веры. Поэтому не случайно как бы в ответ на гимн Вальсингама священник напоминает о добровольной крестной смерти Спасителя, распятого за нас, смертию смерть поправшего.)

5. Гимн чуме прекрасен как выражение безмерной любви к жизни, такой, что сама смерть не омрачит ее. Но почему пушкинский герой в заключительной авторской ремарке трагедии не принимает участия в пире, а погружен в глубокую задумчивость?

(Вальсингам задумчив, но остается с пирующими, пусть даже на краю гибели. Сила духа, воспетая героем в гимне, действительно способна управлять природными стихиями.

Но Пушкин не был бы гением, если бы не заглянул в нашу реальность:

Я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего.

То, что Вальсингам назвал “сознаньем беззаконья”, это признание-напоминание в падении в такую надзаконную высоту, где во имя жизни дозволено все.

Заключительное слово учителя

Пушкин … “это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Это слово Н.Гоголя о русском человеке оказалось далеко не прорицанием, а воззванием к читателям сохранить свой чистый дух, который воспел в своем творчестве Пушкин.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции