Лабораторная диагностика столбняка и специфическая профилактика

Столбняк (tetanus - оцепенение, судороги) - острое инфекционное заболевание с поражением двигательных нейронов ЦИС и развитием тонических и клонических судорог поперечно-полосатых мышц.

Характеристика возбудителя. Возбудитель столбняка Clostridium tetani относится к отделу Fermicutes, сем. Васillaсеае.

Морфология: длинные тонкие палочки, перитрихи, образуют терминально расположенную спору, что придает возбудителю вид барабанной палочки.

Тинкториальные свойства: грам”+”.

Культуральные свойства: строгий анаэроб. Хорошо растет на простых питательных средах. На плотных средах образует прозрачные или сероватые колонии. На кровяном агаре колонии окружены зоной гемолиза.

Биохимические свойства: обладает слабыми протеолитическими и сахаролитическими свойствами.

Антигенная структура: имеет групповой О-антиген и специфический Н-антиген. По Н-антигену различают 10 сероваров. Они продуцируют однородный экзотоксин.

Факторы патогенности: образует сильный экзотоксин, состоящий из 2-х компонентов: тетаноспазмина — поражает клетки нервной системы и тетаногемолизина - вызывает разрушение эритроцитов. К столбнячному токсину чувствительны человек, морские свинки, кролики и др.

Резистентность: столбнячная палочка устойчива к дез. растворам, споры погибают при температуре 100°С через 30 - 50 мин. вегетативные формы - при температуре 60-70°С через 30 мин. Экзотоксин разрушается также при температуре 65°С и под действием ферментов кишечника.

С. t. является нормальным обитателем кишечника человека и животных, он попадает в почву, где в виде спор может сохраняться десятки лет.

Заболевание связано с травматизмом. Заражение происходит при проникновении возбудителя через поврежденную кожу, слизистые оболочки при ранениях, ожогах, обморожениях, через операционные раны, через пупочную рану, у рожениц - через слизистую матrи. Больной столбняком не заразен для окружающих. Столбняк распространен повсеместно, вызывая спорадическую заболеваемость с высокой летальностью.

Патогенез и клиника.

Входные ворота: поврежденная кожа и слизистые оболочки (даже незначительные повреждения - уколы острыми предметами, занозы). Главный патогенетический фактор - столбнячный экзотоксин. Попав в рану, споры в анаэробных условиях прорастают в вегетативные клетки, которые начинают выделять экзотоксин. Он продвигается по двигательным волокнам периферических нервов, а также через кровь и достигает центральной нервной системы. Поражает нервные окончания синапсов, в результате чего нарушается проведение импульсов по нервным волокнам. При столбняке поражаются практически все системы организма.

Инкубационный период: от 6 до 14 дней. У больных наблюдается спазм мимических (сардоническая улыбка) и жевательных мышц, затруднено глотание, зубы сжаты, невозможно разжать, напряжены мышцы затылка, спины, тело принимает дугообразное состояние (опистотонус), т.е. у человека наблюдается картина нисходящего столбняка. Смерть наступает от удушья и паралича сердца. Заболевание протекает при повышенной температуре и ясном сознании.

Иммунитет после заболевания не вырабатывается. У новорожденных - непродолжительный пассивный иммунитет (антитела - от матери).

Лабораторная диагностика. Проводится лишь для подтверждения клинического диагноза. Исследуемый материал: материал из раны, воспалительных очагов, а также кровь, об- рынки одежды, инородные тела, перевязочный материал.

1) бактериологический метод - материал сеют в среду Китта - Тароцци, через 4-6 суток исследуют надосадочную жидкость: а) микроскопически обнаруживают возбудителя (окраска по Граму и по Ожешко); б) ставят биопробу на белых мышах для обнаружения экзотоксина.

2) серологический метод - обнаружение столбнячного токсина при помощи реакции вейтрализации с противостолбнячной сывороткой на белых мышах;

3) биологический метод - белым мышам вводят фильтрат исследуемого материала, если есть экзотоксин - у животных через 2 -3 дня развивается восходящий столбняк: вначале паралич мышц хвоста и задних конечностей, затем - туловища, шеи и головы; животные погибают в характерной позе - поджав передние и вытянув задние ноги.

ЛечениеСвоевременное введение противостолбнячной антитоксической сыворотки и иммуноглобулина человека.

Специфическая профилактика: делают плановые прививки в возрасте 5-б месяцев до 1-7 лет и военнослужащим. Для этого причиняют адсорбированный столбнячный анатоксин. Он входит в состав ассоциированных вакцин: АКДС, АДС и Таbte. Экстренную профилактику проводят в случае травм, ожогов, обморожений, укусов животных, внебольничных абортах. В случае экcтренной профилактики кроме анатоксина используют человеческий иммуноглобулин или противостолбнячную гетерогенную сыворотку.

Неспецифическая (общая) профилактика: хирургическая обработка ран.

Столбняк — тяжелая раневая инфекция, вызываемая Clostridium tetani, характеризуется по­ражением нервной системы, приступами тоничес­ких и клонических судорог.

Таксономия. С. tetani относится к отделу Firmicutes, роду Clostridium.

Морфологические свойства. Возбудитель - подвиж­ная (перитрих) грамположительная палочка, об­разует споры, чаще круглые, реже овальные, споры располо­жены терминально. В культуре старше 24 ч бактерии становятся грамотрицательными. Капсул не образуют.

Культуральные свойства. Облигатный анаэроб. На жидких питательных средах бактерии растут придонно, продуцируя сильный экзотоксин. На плотных питательных средах образуют прозрачные или слегка сероватые колонии с шероховатой поверхностью. Не расщепляют углеводов, обладают слабым протеолитическим действием.

Антигенная структура и токсинообразование. По жгутиковому Н-антигену делится на 10 сероваров; О-антиген является общим для всех представителей вида. Воз­будитель продуцирует два патогенных растворимых антигена — тетанолизин и тетаноспазмин, составляющих две фракции стол­бнячного экзотоксина.

Факторы патогенности. Основным фактором патогенности является экзотоксин. Тетанолизин и тетаноспазмин оказы­вают соответственно гемолитическое (вызывает лизис эритроци­тов) и спастическое (вызывает непроизвольное сокращение мышц) действие.

Резистентность. Являясь нормальным обитателем кишечника живот­ных, человека, клостридии попадают в окружающую среду, в почву с фекалиями, ще в виде спор могут сохраняться годами. Споры столбняч­ной палочки отличаются термоустойчивостью: при кипячении погибают лишь через 50—60 мин..

Патогенез. Главным патогенетическим фактором является столбнячный токсин. Палочки столбняка остаются в раневой ткани, т.е. на месте внедрения, и не распространяются по организму. От места размножения возбудителя токсин распро­страняется по кровеносным и лимфатическим сосудам, по не­рвным стволам, достигает спинного и продолговатого мозга и поражает нервные окончания синапсов, секретирующих меди­аторы (ацетилхолин), в результате чего нарушается про­ведение импульсов по нервным волокнам.

Клиника. Инкубационный период составляет в среднем 6— 14 дней. У больных наблюдаются спазм жевательных мышц, затрудненное глотание, напряжение мышц затылка, спины (ту­ловище принимает дугообразное положение — опистотонус), груди и живота. Характерны постоянные мышечные боли, по­вышенная чувствительность к различным раздражителям, час­тые генерализованные судороги. Болезнь протекает при повы­шенной температуре тела и ясном сознании.

Иммунитет. После перенесенной болезни иммунитет не вы­рабатывается. От матери, вакцинированной против столбняка, новорожденным передается непродолжительный пассивный ан­титоксический иммунитет.

Микробиологическая диагностика. Для бактериологического исследования берут материал из раны и очагов воспаления, а также кровь. В культурах выявляют стол­бнячный токсин, проводя опыт на мышах, у которых разви­вается характерная клиническая картина. Обнаружение столбняч­ного токсина при наличии грамположительных палочек с круг­лыми терминальными спорами позволяет сделать заключение, что в исследуемом материале присутствует С. tetani.

Лечение. Адсорбированный столбнячный анатоксин. Получен путем обезвреживания формалином столбнячного токсина с последую­щей его очисткой, концентрацией и адсорбцией на гидрате оксида алюминия. Входит в состав ассоциированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины и других препаратов. Приме­няется для активной иммунизации против столбняка.

Противостолбнячная сыворотка. Получена из крови лоша­дей, гинериммунизированных столбнячным анатоксином. Применяется для профилактики и лечения столбняка..

Иммуноглобулин человеческий противостолбнячный. Полу­чен из гамма-глобулиновой фракции крови людей-доноров, ревакцинированных очищенным столбнячным анатоксином. Применяется для пассивной экстренной профилактики столбняка в сочетании со столбнячным анатоксином при повреждениях кожных покровов, а также для лечения начав­шегося заболевания.

Профилактика: При обширных травмах необходимо об­ратиться к врачу. Проводится хирургическая обработка раны. На­дежным способом защиты от столбняка является специфическая профилактика, которая состоит в проведении плановой и эк­стренной иммунизации. Экстренная пассивная иммунизация осуществляется у привитых детей и взрослых в случаях травм, ожогов и обморожений путем введения 0,5 мл сорбированного столбняч­ного анатоксина; непривитым вводят 1 мл столбнячного анаток­сина и человеческий иммуноглобулин. Для создания искусственного активного иммунитета применяют адсорбированный столбнячный анатоксин в составе вакцин АКДС и АДС или секстанатоксина. Вакцинацию начинают с 3—5-месячного возраста и затем пе­риодически проводят ревакцинации.

Исследование на присутствие возбудителя столбняка - С. tetani проводят в следующих случаях:

- для подтверждения клинического диагноза столбняка у больного или умершего;

- для проверки на стерильность перевязочного, шовного материала, изделий медицинского назначения, применяемых для парентерального введения;

- для оценки состояния окружающей среды и эпидзначимых объектов (почва, пыль, воздух в операционных и перевязочных и др.).

Так как клиническая картина столбняка бывает весьма характерна, лабораторная диагностика может служить для подтверждения диагноза чаще всего ретроспективно, поскольку манифестная клиника обычно свидетельствует о далеко зашедшем процессе.

Серологические исследования материала от больных столбняком не имеют диагностического значения.

При типичной клинической картине лабораторная диагностика может не требоваться. Необходимость в ней возникает при спорных и неясных случаях, и когда требуется подтверждение диагноза после операций, абортов, родов на дому без медицинской помощи.

Возбудителем столбняка является Clostridium tetani, прямая палочка длиной 2,4 - 5,0 мкм, диаметром 0,5 - 1,1 мкм, иногда образующая длинные нити. Большинство штаммов подвижны. Споры круглые, располагаются терминально, придавая возбудителю вид булавки или барабанной палочки. Грамположительна, но в старых культурах становится грамотрицательной. Капсулы не образует. Оптимальная температура для роста 37 °С (диапазон роста 14 - 45 °С). На среде Китта-Тароцци рост медленный, с равномерным помутнением и редким газообразованием (с сахоролитическими свойствами не обладает, лишь редкие штаммы ферментируют глюкозу). Культура издает своеобразный неприятный запах выгребной ямы. На кровяном агаре колонии размером 4 - 6 мм, круглые, плоские с неровными краями, полупрозрачные, серые, нередко в виде переплетающихся нитей напоминающих паучков; вокруг колоний - зона гемолиза. В столбике агара колонии в виде комочков ваты. С. tetani обладает слабыми протеолитическими свойствами, медленно гидролизуют желатин, молоко свертывают к 4 - 7 дню в виде мелких хлопьев, затем наступает его пептонизация; не образует индола, восстанавливает нитраты в нитриты.

Главным фактором патогенности С. tetani определяющим патогенез и клинику столбняка, является вырабатываемый им сильнейший экзотоксин. Экзотоксин состоит из двух фракций тетраноспазмина (нейротоксина) и тетополизина (разрушает эритроциты).

Резистентность. Вегетативные формы С. tetani не отличаются особой устойчивостью. При кипячении они разрушаются в течение 5 мин. Напротив, споры С. tetani обладают исключительно высокой резистентностью к различным физическим и химическим воздействиям. Для их разрушения требуется кипячение в течение 1 - 3 часов; автоклавирование при 120 °С они переносят до 40 мин. Споры нечувствительны к низким температурам, к рассеянному солнечному свету. Они практически нечувствительны к химиотерапевтическим препаратам. В высушенном состоянии споры сохраняют жизнеспособность несколько десятков лет, в почве сохраняются длительное время, а при благоприятных условиях могут в ней прорастать и размножаться. Поэтому почва, особенно загрязненная испражнениями животных и человека, является неиссякаемым резервуаром С. tetani и постоянным потенциальным источником заражения людей и животных столбняком.

Возбудитель столбняка распространен повсеместно в почве и других объектах внешней среды, поэтому проблема столбняка имеет глобальное значение. Больной столбняком человек неконтагиозен - передачи возбудителя столбняка от больного не происходит. Основным путем заражения является проникновение возбудителя через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки. Местом входных ворот служат различные раны: огнестрельные, колотые, резаные, занозы, потертости, ожоги, обморожения, травмированные родовые пути (послеродовый или послеабортный столбняк), операционные раны при инфицировании их руками, инструментами или перевязочным материалом. Иногда травмы настолько ничтожные, что входные ворота остаются необнаруженными (криптогенный столбняк). Особенно серьезную глобальную проблему представляет столбняк новорожденных (tetanus neonatorum). Он связан с тем, что в целом ряде развивающихся стран при обработке пуповины применяют такие традиционные методы (при родах на дому), как использование золы, земли, глины, навоза, помета птиц, порошков, приготовленных из различных растительных продуктов и других субстратов, которые часто содержат споры С. tetani. Попадая через пупочный канатик, они и служат причиной столбняка новорожденных. Летальность при этой форме столбняка составляет в среднем 85 % и достигает максимальных значений на 6 - 8 день жизни больного ребенка. По оценке ВОЗ, в 80-х годах XX в. ежегодно в развивающихся странах от столбняка новорожденных умерло более 1 млн. детей, а общее число случаев столбняка в них составляло более 2,5 млн.

4.1. Материал для исследования

Соответственно данным о патогенезе столбнячной инфекции, возбудителя можно обнаружить на месте проникновения в организм. Исследованию подвергают ткани вокруг предполагаемых входных ворот, а также гнойной, перевязочный материал (тампоны), лоскуты одежды, попавшие в рану, и пр. При столбняке у женщин после родов или аборта исследуют выделения из матки, у новорожденных берут выделения из пупка. Гной при большом его количестве (5 - 7 мл.) транспортируют непосредственно в шприце или помещают в стерильную пробирку. Для взятия материала из глубины раны используют стерильные ватные тампоны. Материал для исследования стерильного перевязочного материала и почвы берут как обычно.

При сборе материала от трупа рекомендуется, кроме сказанного, обратить внимание на старые рубцы и воспалительные очаги, а также взять кровь (5 мл) и кусочки печени и селезенки (по 20 г).

4.2. Подготовка проб к исследованию

Микробиологическая диагностика включает в себя следующие 3 этапа:

1) бактериоскопия исходного материала;

2) посев для выделения возбудителя и его идентификации;

3) обнаружение столбнячного токсина.

На первом этапе исследования производят микроскопию нативного материала. Приготовить из растертого материала, а также из гноя и отделяемого ран мазки и окрасить их по Граму. Наличие типичных бацилл с терминальной спорой (барабанные палочки), окрашивающихся по Граму положительно, заставляет настойчиво искать подтверждение бактериологическим методом. Изучение мазка позволяет также ориентироваться в наличии и составе сопутствующей флоры.

Целью второго этапа бактериологического исследования является выделение возбудителя. Для этого собранный для исследования материал, кроме жидкого, переводят в жидкую фазу путем растирания его физиологическим раствором в стерильной фарфоровой ступке. Посев производят в регенерированную среду Китта-Тароцци - в двойное количество пробирок и один ряд пробирок прогревают при 80 °С 20 минут. Эта процедура позволяет избавиться от находящихся в пробе вегетативных форм бактерий и существенно упрощает выделение спорообразующих анаэробов. Исследование гретого и негретого материала в дальнейшем ведут параллельно.

Посевы культивируют при 37 °С. Через 2, 4, 6 и 10 дней приготовляют мазок и микроскопируют после окраски по Граму. Наличие типичных микробов позволяет произвести высев на кровяной агар в чашках (инкубирование в условиях анаэростата) или в высокий столбик агара в пробирках, где наблюдают появление типичных колоний.

На поверхности кровяного агара клостридии столбняка растут в виде нежных прозрачных колоний, похожих на капельки росы, которые быстро распространяются и образуют нежную сетчатую пленку, покрывающую всю чашку и плохо видимую невооруженным глазом. Полезно воспользоваться нейтрализацией гемолизина при помощи антитоксической сыворотки. С этой целью перед посевом половину поверхности агара в чашке смачивают сывороткой, дают подсохнуть и производят посев на всей чашке. Сравнение роста на обеих половинах позволяет обнаружить специфическое угнетение гемолиза на той части чашки, где был нанесен антитоксин (Антитоксическая сыворотка не должна содержать консерванта, который может задержать рост клостридий столбняка).

В пробирки с высоким столбиком агара бульонную культуру высевают из пробирки, которая была предварительно прогрета, чтобы избежать загрязнения аэробами. Для посева агар растапливают и охлаждают до 45 °С. Чтобы получить рост отдельных колоний, посев производят запаянной пастеровской пипеткой, которую смачивают в посевной жидкости, а затем последовательно переносят в 2 - 3 пробирки расплавленного агара, после чего быстро опускают последние в холодную воду, чтобы задержать распространение подвижных клостридий. Через 1 - 2 дня пребывания засеянных пробирок в термостате палочка столбняка вырастает в виде плотных чечевицеобразных колоний или в виде колоний пушинок.

Решающим признаком для диагностики столбняка является обнаружение токсина. Для выявления токсического действия культуры или первичного материала ставят биологический опыт-реакцию нейтрализации на белых мышах. Исходный материал, полученный от больного или трупа, после растирания и посева оставляют в ступке на 1 час для экстрагирования токсина. Экстракт или культуру на жидкой среде фильтруют через ватно-марлевый фильтр. Часть приготовленного фильтрата смешивают с антитоксической сывороткой таким образом, чтобы на каждый мл экстракта приходилось 0,5 мл антитоксической сыворотки, разведенной до содержания 400 АЕ в 1 мл. Двум мышам внутримышечно в бедро задней лапки вводят по 0,5 или по 1 мл фильтрата, а двум - 0,75 или 1,5 мл смеси фильтрата с антитоксином.

Симптомы столбняка развиваются у животных на 2 - 3 сутки в мышцах той стороны, на которой введен токсин (ригидность хвоста, взъерошивание шерсти). Затем быстро наступает паралич, сначала конечностей, а вслед за ними остальных мышц тела. Гибель животного наступает при общем параличе мышц. Мыши погибают в характерной позе, вытянув задние лапки (поза тюленя). У животных, получивших смесь фильтрата с антитоксином, заболевание не наступает. Зараженных животных наблюдают 4 - 5 дней, инкубационный период равен 2 - 4 дням.

Таким образом, наиболее простым и эффективным методом лабораторной диагностики столбняка является биологическая проба на белых мышах.

Перечень нормативно-методической документации:

Темы практических занятий

Темы практических занятий для: Лечебное дело, семестр 05 Иммунология

Леч.(10) семестр 05 Иммунология

1. Лч семестр 05 Микробиология, вирусология

2. ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрав России

3. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

4. К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н

5. практических занятий по микробиологии и вирусологии

6. для студентов 3 курса лечебного факультета

7. осенний семестр 2014 - 2015 учебный год)

9. ТЕМА. Риккетсии. Rickettsia. Классификация риккетсиозов. Rickettsia prowazekii (возбудитель сыпного тифа). Лабораторный диагноз сыпного тифа. Профилактика сыпного тифа. R.sibirica. Coxiella bumetti. Общая характеристика и методы культивирования риккетсий. Лабораторный диагноз риккетсиозов

10. Практическая работа

11. Изучение мазков риккетсии Провачека, окрашенных фуксином с подогреванием (зарисовать)

12. Изучение лабораторной диагностика сыпного тифа и других риккетсиозов (составить схему методов диагностики и зарисовать)

13. Изучение серологического метода диагностики риккетсиозов (составить схему и записать в тетрадь)

14. Изучение бактериологического метода выделения Coxiella burnetti (нарисовать схему диагностики)

15. Изучение серологических методов диагностики Ку-лихорадки (записать в тетрадь, оформить протокол)

16. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения риккетсиозов (записать в тетрадь)

18. ТЕМА. Клостридии. Clostridium. Clostridium perfringens. Морфология, культуральные и биологические свойства возбудителей анаэробной раневой инфекции. Лабораторный диагноз анаэробной раневой газовой инфекции (газовой гангрены). Специфическая терапия и профилактика анаэробной газовой инфекции. Cl.botulinum. Морфология, культуральные и биологические свойства возбудителя ботулизма. Лабораторный диагноз ботулизма. Специфическая профилактика ботулизма. Cl.tetani. Морфология, культуральные и биологические свойства возбудителя столбняка. Лабораторный диагноз столбняка. Специфическая профилактика и терапия столбняка

19. Практическая работа

20. Clostridium perfringens

21. Изучение мазка из чистой культуры Cl.perfringens, окрашенного по Граму (зарисовать)

22. Изучение колонии клостридий в глубине агара в пастеровских пипетках (зарисовать)

23. Изучение среды Китта-Тароцци (зарисовать, указать ингредиенты)

24. Изучение анаэростата

25. Изучение микробиологического диагноза анаэробной раневой инфекции по схеме (записать в тетрадь)

26. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения анаэробной газовой инфекции (записать в тетрадь)

28. Изучение мазка из чистой культуры Cl.tetani, окрашенного по Граму (зарисовать)

29. Изучение лабораторного диагноза столбняка по таблице (зарисовать)

30. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения столбняка (записать в тетрадь)

32. Изучение мазка из чистой культуры Cl.botulinum, окрашенного по Граму (зарисовать)

33. Изучение лабораторного диагноза ботулизма по таблице (зарисовать)

34. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения ботулизма (записать в тетрадь)

36. Тема. Кишечная палочка. E.coli. Общая характеристика семейства кишечных бактерий. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства кишечной палочки. Лабораторный диагноз эшерихиоза. Дисбиоз

37. Практическая работа

38. Изучение мазков из чистой культуры кишечной палочки, окрашенных по Граму (зарисовать)

39. Изучение роста кишечной палочки на среде Эндо (зарисовать).

40. Изучение биохимических изменений на пестром ряду (таблица) с посевом кишечной палочки (записать в тетрадь табл.)

41. Знакомство со схемой лабораторного диагноза эшерихиоза по схеме (зарисовать табл.)

42. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения острых кишечных инфекций и дисбиоза (записать в тетрадь)

44. Тема. Шигеллы. Shigella. Морфология, биология, культуральные, ферментативные и антигенные свойства шигелл. Бактериологический диаг-ноз дизентерии

45. Практическая работа

46. Изучение мазков из чистой культуры шигелл, окрашенных по Граму (зарисовать)

47. Изучение роста дизентерийных и кишечных палочек на среде Плоскирева (зарисовать)

48. Изучение пестрых рядов с посевом шигелл по таблице (записать в тетрадь табл.)

49. Изучение роста различных микроорганизмов и дизентерийных бактерий на среде Олькеницкого (зарисовать рост шигелл на среде)

50. Изучение схемы патогенеза дизентерии (установить связи на схеме, оформить протокол):

51. Изучение реакции непрямой гемагглютинации (записать схему постановки в тетрадь)

52. Оценить результаты РНГА в диагностике хронической дизентерии по таблице

53. Изучениеэтапов бактериологического метода диагностики дизентерии по схеме (записать в тетрадь)

54. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения дизентерии (записать в тетрадь)

56. Тема. Сальмонеллы. Salmonella typhi, S.paratyphi A и S. schottmulleri. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства сальмонеллы брюшного тифа, сальмонеллы паратифа А и сальмонеллы паратифа В. Патогенез брюшного тифа и паратифов. Метод гемокультуры. Серологический диагноз брюшного тифа - реакция Видаля. Выделение культуры возбудителя из испражнений, мочи, дуоденального содержимого. Специфическая профилактика брюшного тифа и паратифов

57. Практическая работа

58. Изучение мазков из чистых культур сальмонелл, окрашенных по Граму (зарисовать)

59. Изучение роста тифозных и паратифозных бактерий на среде Эндо (зарисовать)

60. Изучение ферментативных свойств на пестром ряду с посевом тифозных и паратифозных бактерий по таблице (записать в тетрадь табл.6)

61. Изучение посева по методу Клодницкого (зарисовать)

62. Изучение реакции непрямой Ви-гемагглютинации по схеме (записать в тетрадь табл.7)

63. Изучение посевов испражнений больного брюшным тифом на средах Эндо и Мюллера (зарисовать)

64. а) на среде Эндо

65. б) посев на среду Мюллера (в пробирке)

66. Изучение этапов ранней диагностики брюшного тифа (метод гемокультуры) (оформить в тетради протокол)

67. Изучение реакции Видаля (по выполненной работе оформить в тетради протокол)

68. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения брюшного тифа (записать в тетрадь)

70. Тема. Сальмонеллы - возбудители острых гастроэнтеритов. Роль сальмонелл в возникновении внутрибольничных инфекций. Бактериологический диагноз острых гастроэнтеритов сальмонеллезной этиологии

71. Практическая работа

72. Изучение колоний сальмонелл и других коли-формных бактерий на хромогенном Рамбах-агаре (зарисовать)

73. Изучение колоний сальмонелл на высокоселективном XLT4-агаре (зарисовать)

74. Изучение схемы патогенеза сальмонеллеза (установить связи в схеме , оформить протокол)

75. Изучение бактериологической диагностики сальмонеллеза по схеме (записать в тетрадь)

76. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения сальмонеллеза (записать в тетрадь)

78. Тема. Стафилококки. Staphylococcus. Морфология, биология, культуральные свойства. Современная классификация. Лабораторный диагноз стафилококковых инфекций. Специфическая профилактика и терапия стафилококковых инфекций

79. Практическая работа

80. Изучение мазков из чистой культуры стафилококка, окрашенных по Граму (зарисовать)

81. Изучение мазков из гноя, окрашенных по Граму (зарисовать)

82. Изучение характера роста стафилококков на кровяном агаре (зарисовать)

83. Изучение характера роста стафилококков на желточно-солевом агаре (ЖСА) (зарисовать)

84. Изучение характера роста стафилококков на молочно-солевом агаре (зарисовать)

85. Изучение лабораторной диагностики стафилококковых инфекций по схеме (зарисовать)

86. Оценить результаты бактериологического исследования на резидентное носительство стафилококков у обследуемых по таблице (оформить протокол, сделать заключение)

87. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения стафилококковых инфекций (записать в тетрадь)

89. ТЕМА. Стрептококки. Streptococcus. Streptococcus pyogenes. Морфология, биология, культуральные свойства, современная классификация. Стрептококковые инфекции. Роль стрептококков в этиологии скарлатины и ревматизма. Лабораторный диагноз стрептококковых инфекций. Str.pneumoniae. Морфология, биология, культуральные свойства. Роль пневмококков в патологии. Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых пневмококками.

90. Практическая работа

91. Изучение мазка из чистой культуры стрептококка, окрашенного по Граму (зарисовать)

92. Изучение мазка из гноя, окрашенного по Граму (зарисовать)

93. Изучение характера роста стрептококков на кровяном агаре (зарисовать):

94. Изучение лабораторной диагностики стрептококковых инфекций по схеме (зарисовать)

96. Изучение мазка из чистой культуры Str.pneumoniae, окрашенного по Граму (зарисовать)

97. Изучение мазка из мокроты больного пневмонией, окрашенного по Граму (зарисовать)

98. Изучение мазок-отпечаток из органов мыши, зараженной мокротой (зарисовать)

99. Изучение роста пневмококка на кровяном агаре (зарисовать)

100. Изучение тестов, дифференцирующих пневмококки от других видов по схеме (записать в тетрадь)

101. Изучение схемы лабораторного диагноза пневмококковых инфекций по таблице (зарисовать)

102. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения пневмококковых инфекций (записать в тетрадь)

104. ТЕМА. Нейссерии. Neisseria meningitidis. Возбудитель менингококковой инфекции морфология, культуральные и антигенные свойства. Формы менингококковой инфекции. Лабораторная диагностика менингококковых инфекций. Специфическая профилактика. Neisseria gonorrhoeae. Возбудитель гонореи и бленнореи. Морфология, культуральные свойства, биология гонококков. Лабораторная диагностика гонореи

105. Практическая работа

106. Neisseria meningitidis

107. Изучение мазков из чистой культуры менингококка, окрашенных по Граму (зарисовать)

108. Изучение мазков из спинномозговой жидкости больного менингококковымменингитом, окрашенных по Граму (зарисовать)

109. Изучение колоний менингококка на сывороточном агаре (зарисовать)

110. Изучение пестрого ряда с посевом менингококка по схеме (записать в тетрадь табл)

111. Изучение схемы патогенеза менингококковой инфекции (установить связи, оформить протокол)

112. Изучение схемы лабораторного диагноза менингококковой инфекции по таблице (зарисовать схему)

113. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения менингококковой инфекции (записать в тетрадь)

114. Neisseria gonorrhoeae

115. Изучение мазков из уретрального отделяемого больного гонореей (зарисовать)

116. Мазок из уретрального отделяемого, окрашенный по методу Грама.

117. Мазок, окрашенный 1% водным раствором метиленового синего.

118. Изучение пестрого ряда с посевом гонококка по схеме (записать в тетрадь табл.)

119. Изучение схемы микробиологической диагностики гонококковой инфекции по таблице (зарисовать)

120. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения гонококковой инфекции (записать в тетрадь).

122. ТЕМА. Коринебактерии. Corynebacterium diphtheriae. Возбудитель дифтерии. Морфология, культуральные свойства, биология. Эпидемиология дифтерии. Лабораторный диагноз. Специфическая профилактика и терапия дифтерии. Bordetella pertussis.Bordetella parapertussis. Морфология, культуральные свойства, биология. Роль в патологии человека. Лабораторный диагноз коклюша и паракоклюша. Специфическая профилактика

123. Практическая работа

124. C. diphtheriae

125. Изучение мазов из чистой культуры C. diphtheriae (зарисовать)

126. В мазке из чистой культуры, окрашенном щелочной метиленовой.

127. В мазке из чистой культуры, окрашенном по Грамму.

128. В мазке из чистой культуры, окрашенном по Нейссеру

129. Изучение роста дифтерийных палочек на свернутой сыворотке (зарисовать)

130. Изучение роста C. diphtheriae на кровяно-теллуритовом агаре (зарисовать)

131. Изучение посевов на пестром ряду коринебактерий по таблице (записать в тетрадь табл.)

132. Изучение реакции иммунодиффузии для определения токсигенности дифтерийной культуры (зарисовать)

133. Изучение лабораторного диагноза дифтерии по схеме (зарисовать)

134. Изучение содержания антител к антитоксину в сыворотке крови (заполнить таблицу 19, дать интерпретацию уровня антител, оформить протокол)

135. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения дифтерии (записать в тетрадь схему 4)

136. Bordetella pertussis

137. Изучение мазка из чистой культуры B.pertussis, окрашенного по Граму (зарисовать)

138. Изучение лабораторного диагноза коклюша и паракоклюша по схеме (зарисовать в тетрадь)

139. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения коклюша (записать в тетрадь)

141. ТЕМА. Микобактерии. Mycobacterium tuberculosis. Морфология, биология, культуральные свойства. Бактериологический диагноз туберкулеза. Специфическая профилактика туберкулеза. Туберкулез как социально-гигиеническая проблема. Mycobacterium leprae. Морфология, биология, культуральные свойства. Лабораторная диагностика лепры

142. Практическая работа

143. Изучение мазков из мокроты больного туберкулезом (зарисовать)

144. Изучение роста микобактерии на среде Левенштейна-Йенсена (зарисовать)

145. Изучение бактериологической диагностики туберкулеза по схеме (записать схему диагностики в тетрадь)

146. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения туберкулеза (записать в тетрадь)

147. Mycobacterium leprae

148. Изучение мазка больного лепрой, окрашенного по Цилю-Нильсену (зарисовать)

149. Изучение схемы диагностики лепры (зарисовать)

151. ТЕМА: Трепонемы. Treponema pallidum. Возбудитель сифилиса. Морфология, биологические свойства. Лабораторный диагноз сифилиса. Боррелии. Borrelia recurrentis. Возбудитель эпидемического возвратного тифа. Биологические свойства. Боррелии - возбудители эндемического возвратного тифа. Лабораторный диагноз эпидемического и эндемического возвратного тифа. Лептоспиры. Leptospira. Возбудители лептоспироза. Общая характеристика, биологические свойства. Серовары лептоспир. Патогенность для человека и животных. Патогенез лептоспирозов. Иммунитет. Микробиологический диагноз лептоспирозов. Специфическая профилактика

152. Практическая работа

153. Treponema pallidum

154. Изучение бледной трепонемы в мазке из отделяемого твердого шанкра, окрашенного по Романовскому-Гимзе (зарисовать Treponema pallidum

155. Знакомство со схемой лабораторного диагноза сифилиса по таблице (записать в тетрадь)

156. Оценить диагностическую значимость ИФА-диагностики сифилиса по таблице (записать в тетрадь, оформить протокол)

157. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения сифилиса (записать в тетрадь)

159. Лептоспиры в темном поле

160. Знакомство со схемой лабораторного диагноза лептоспирозов по таблице (зарисовать)

161. Оценить диагностическую значимость серологического метода в диагностике лептоспироза по таблице (сделать заключение, оформить протокол)

162. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения лептоспироза (записать в тетрадь)

164. Изучение Borrelia в мазке из крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе (зарисовать)

165. Знакомство с лабораторной диагностикой эпидемического возвратного тифа (составить схему, записать в тетрадь)

166. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения боррелиоза (записать в тетрадь)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции