Кроссворд по теме газовая гангрена

Анаэробная инфекция — болезнь, вызываемая облигатными анаэробными бактериями в условиях, благоприятствующих жизнедеятельности этих мик­робов. Анаэробы могут поражать любые органы и ткани. Облигатные анаэробы разделяются на две группы: 1) бактерии, образующие споры (клостридии) и 2) неспорообразующие или так называемые неклостридиальные анаэробы. Первые вызывают клостридиозы, вторые — гнойно-воспалитель­ные заболевания различной локализации. Представители обеих групп бактерий относятся к условно-патогенным микробам.

Газовая гангрена — раневая инфекция, вызываемая бактериями рода Clostridium, характеризуется бы­стро наступающим некро­зом преимущественно мышечной ткани, тяжелой интоксикацией и отсутствием выраженных воспа­лительных явлений.

Таксономия. Возбудители — несколько видов рода Clostridium, отдел Firmicutes. Основными представителями являются C.perfringens, C.novii, C.ramosum, C.septicum и др. Первое место по частоте встречаемости и тяжести вызываемого заболевания занимает C.perfringens.

Морфологические и культуральные свойства. Палочковидные, грамположительные бактерии, образующие споры. В пораженных тка­нях клостридии газовой гангрены формируют капсулы, облада­ющие антифагоцитарной активностью, при попадании в окру­жающую среду образуют споры.

Биохимические свойства. Обладают вы­сокой ферментативной активностью, расщепляют углеводы с образованием кислоты и газа; проявляют гистолитическую ак­тивность.

Антигенные свойства и токсинообразование. Каждый вид клостридии разделяется на серовары, продуциру­ющие экзотоксины и различающиеся по антигенным свойствам. Например, токсин С. perfringens подразделяется на 6 сероваров: А, В, С, D, Е и F. Из них патогенными для человека являются А и F, остальные патогенны для животных. С. novii по анти­генным свойствам токсина разделяются на серовары А, В, С и D. Некоторые токсины обладают свойствами ферментов.

Факторы патогенности: Клостридии газовой гангрены образуют экзотоксин — а-токсин, являющийся лецитиназой, а также гемолизины, коллагеназу, гиалуронидазу и ДНКазу. Экзотоксины специфичны для каждого вида клостридий.

Резистентность. Чувствительны к кислороду, солнечному свету, высокой температуре, дезинфектантам. Возбудители газовой гангрены, являясь нормальными обита­телями кишечника животных и человека, с фекалиями попа­дают в почву, где споры длительное время сохраняются. В не­которых почвах клостридии могут размножаться.

Эпидемиология. При тяжелых травмах и несвоевременной хирургичес­кой обработке ран. В эпидемиологии газовой гангрены большое значение имеет загрязнение ран почвой.

Патогенез. Возникновению газовой гангрены способствует ряд условий: попадание микробов в рану (заболевание обычно вызывается ассоциацией нескольких видов анаэробов и реже одним из них), наличие некротических тканей, снижение резистентности. В некротических тканях анаэробы часто находят условия гипоксии, благоприятные для их размно­жения. Образуемые ими токсины и ферменты приводят к по­вреждению здоровых тканей и тяжелой общей интоксикации организма; а-токсин, лецитиназа, расщепляет лецитин — важ­ный компонент клеточных мембран. Выделяемые гиалуронидаза и коллагеназа увеличивают проницаемость тканей, а также способствуют распространению микроба в окружающей ткани.

Клиника. Инкубационный период короткий — 1—3 дня. Отеки, газо­образованием в ране, выраженной интоксикацией организма. Течение болезни усугубляют сопутствующие бактерии.

Иммунитет. Перенесенная инфекция не оставляет имму­нитета. Ведущая роль в защите от токсина принадлежит анти­токсинам.

Лечение. Хирургическое: удаляют некротические ткани. Вводят антитоксические сыворотки, применяют антибиотики и гипербарическую оксигенацию.

Антитоксические сыворотки - в жидком и сухом виде после очистки методом ферментативного гидролиза анатоксических сывороток, полученных при иммунизации лошадей анатоксинами. Применяют для экстренной профилактики и специфич. терапии.

Профилактика. Хирур­гическая обработка ран, соблюдение асептики и антисептики при операциях. Для специфической активной иммунизации применяют анатоксин в составе секстанатоксина , создающий приобретенный, искусственный, активный, антитоксический иммунитет.

1 АНАЭРОБНАЯ КЛОСТРИДИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ (ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА). Д.Е. Кузьмичев, И.М. Вильцев, А.Ю. Раннев, Т.Г. Кузьмичева г. Мегион Проблема инфекционных заболеваний и осложнений одинаково сложна как в клинической практике, так и в плане судебно-медицинской экспертизы. Анаэробная клостридиальная инфекция процесс, имеющий своеобразное течение, для которого характерно отсутствие воспалительной реакции и прогрессирующее нарастание отека, газообразования, омертвления тканей, тяжелое состояние организма в результате отравления токсинами микрофлоры и продуктами распада тканей. Данная патология, главным образом, как осложнение ран, в северных территориях нашего региона встречается крайне редко. В мае 2012 года мужчина 70 лет стал участником дорожно-транспортного происшествия, при переходе автодороги на него был совершен наезд грузовым автомобилем. Спустя 15 минут был доставлен бригадой скорой помощи в приемный покой городской больницы с иммобилизацией левого бедра шиной Крамера и жгутом на верхней трети левого бедра, с асептической повязкой раны левого бедра. Общее состояние пациента тяжелое. Кожные покровы бледные. АД 80/60 мм рт.ст. Пульс 125 в минуту, нитевидный, слабого наполнения и напряжения. Локально: обширная рвано-скальпированная рана левого бедра по окружности и длине от уровня паховой складки до передней поверхности коленного сустава и подколенной ямки. Рана с признаками загрязнения инородными телами, кровотечения из раны нет. Полное отслоение кожи, подкожной клетчатки от подлежащих тканей по всей окружности и длине бедра. На внутренней поверхности левого бедра прослеживается бедренная артерия, без признаков повреждения, пульса- 289

3 заболевание сахарный диабет. Решено выполнить ампутацию левого бедра на уровне верхней трети (третий день госпитализации). В дальнейшем состояние пациента крайне тяжелое, обусловлено эндотоксикозом, полиорганной недостаточностью (церебральная, сердечно-сосудистая, дыхательная, печено-почечная), сахарным диабетом. Уровень сознания кома 3-4. Фотореакция, роговичные рефлексы отсутствуют. Тотальная миоплегия. Атония. Арефлексия. Лихорадка до 40. Склеры отечные, иктеричные. Кожный покров бледно-желтушно-серого цвета. Отечность кистей, одутловатость лица. Из трахеи санируется слизисто-гнойная мокрота. Гемодинамика нестабильная, несмотря на поддержку дофамином и адреналином в возрастающих дозировках. Тоны сердца аритмичные, приглушены. Единичные и групповые экстрасистолы. Анурия. В анализах лейкоцитоз, гипопротеинемия, гиперазотемия, цитолиз, гипербилирубинемия, тромбоцитопения. Состояние пациента продолжало ухудшаться. После пяти дней пребывания в больнице констатирована смерть. За время пребывания в больнице больному перелито: свежезамороженной плазмы 3430 мл, эритромассы 2490 мл, проводилась противошоковая и эмпирическая антибактериальная терапия. О проведении каких-либо профилактических мероприятий, направленных на борьбу со столбняком и другими инфекциями, в истории болезни данных нет. Данные судебно-медицинского исследования трупа. По переднему краю культи имеется поперечно ориентированная прямолинейная рана, ушитая 16-ю узловыми швами; от внутреннего ее конца, от верхнего края кверху отходит прямолинейная рана, ушитая 5-ю узловыми швами. Между швами имеется выпячивание мягких тканей бедра темно-красно-коричневого цвета. Кожные покровы в области передней поверхности культи бедра слева выражено красно-серого цвета с участками отслоения надкожицы, с образованием пузырей, заполненных бледно-красной однородной мутноватой жидкостью. Мягкие ткани культи бедра 291

4 тусклые, частично пропитаны темно-красной кровью, мышцы легко расслаиваются, дряблые. Исследованы крупные артерии и вены культи левого бедра. Концы пересеченных бедренной артерии и левой ветви ушиты, в просвете их у концов имеются темно-красные плотные свертки крови. На внутренней оболочке бедренной артерии единичные надрывы, ориентированные поперечно, глубиной менее 0,1см, с несколько кровоподтечными краями. Дополнительно, по ходатайству судебно-медицинского эксперта, из патологоанатомического отделения на исследование представлена левая нижняя конечность, ампутированная на уровне верхней трети бедра (исследовалась на пятые сутки после ампутации). Кожные покровы на внутренней, передней и наружной поверхностях бедра, коленной области и наружной поверхности голени с участком темно-красно-коричневого цвета, с гладкой влажной поверхностью и нечеткими границами. На передней поверхности бедра двулучевая рана, один из которых проходит по внутренней поверхности бедра и коленного сустава до задней его поверхности, длиной 32 см; другой луч проходит по передней поверхности бедра на коленный сустав и передненаружную поверхность верхней трети голени, длиной 30 см, ушитые узловыми швами. Кожные покровы голени и стопы с множественными участками отслоения надкожицы, образованием пузырей, заполненных мутной красноватой жидкостью. Разрезаны швы ран левой нижней конечности, при этом кожа и подкожно-жировая клетчатка самостоятельно отслоились от подлежащих мягких тканей. Подкожно-жировая клетчатка левой нижней конечности несколько пропитана темной кровью. Мягкие ткани бедра и голени несколько уплотнены, отечные, тускловатые. Исследованы крупные артерии и вены левой нижней конечности. На внутренней оболочке подколенной артерии имеются единичные надрывы, ориентированные поперечно, глубиной менее 0,1см, с несколько кровоподтечными краями. 292

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  • реферативные сообщения по темам:

  • составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

Методист ГОУ СПО МК №4

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание реферативных сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Цель создания методической разработки

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

Контроль эффективности обучения (с эталонами ответов и критериями оценок)

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

4. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. реферативные сообщения по темам:

  1. составить кроссворд по теме.

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

18. Для профилактики гипокалиемии при длительном лечении сердечной недостаточности фуросемидом применяют:
19. Этиологический сосудистый фактор развития понрп
21. Метод рефлексотерапевтического воздействия пальцами на биологически активные точки
22. Процесс ороговения эпителия шейки матки
23. О тяжелом течении Рожистого воспаления говорит проявление .
24. Вложения денежных средств по инициативе кредитной организации или по инициативе клиента

Готовый кроссворд по медицине - на тему "История медицины"

Онлайн-кроссворд "Медицина"

Онлайн-кроссворд "Медицина" - это прекрасный способ проверить знания ребенка в медицинской сфере. Кроссворд предназначен для детей от 4-5 лет и старше. Вопросы в кроссворде составлены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно его решить, без помощи родителей. Но если, конечно, какое-то слово вызывает у него затруднения, то заботливая мама или папа должны не просто подсказать, а объяснить ребенку вопрос, намекнуть на правильный ответ. Но ни в коем случае не нужно прямо говорить ответ. Пусть ребенок хорошенько подумает, порассуждает, задаст вам наводящие вопросы.

Нажимайте на число в кроссворде и вписывайте ответ в появившееся поле над кроссвордом и нажмите кнопку "Ответ". После заполнения кроссворда нажмите кнопку "Проверить". Чтобы не впечатывать слова на клавиатуре компьютера, можете воспользоваться виртуальной клавиатурой (с помощью нажатия мышкой на буквы) над кроссвордом. Список всех вопросов сразу вы найдете под кроссвордом.

Ваша задача - набрать 100%

1. Когда гарячий лоб - значит, поднялась. 2. В этом здании рождаются все дети 4. Что ставят на спинку детям во время болезни? 5. Врач, который проверяет и лечит зрение 6. Жидкость для лечения кашля у детей 9. Врач, который лечит зубы 10. Маленькое круглое лекарство, которое запивают водой 13. Если не мыть руки с мылом, появляются . 15. Средство, которым мажут ранки у детей 17. Магазин с лекарствами 19. Воздушный медицинский материал 21. Из этой ягоды делают лечебный чай от простуды 23. Комната в больнице 24. Заболевание ушей 25. Его прикладывают на больное место
1. Им меряют температуру
3. Врач, который лечит уши, горло и нос
4. Что накладывает врач при переломе?
6. Что остается на теле после удара или ушиба?
7. Здание, в котором лежат все больные
8. Когда течет из носа
11. Материал, которым перевязывают раны
12. Что врач делает шприцом?
14. Врач, который лечит животных
16. Как называется болезнь, когда болит горло?
18. Коробочка, в которой лежат лекарства
19. Кто принимает больных в больнице?
20. Жидкость для носа
22. Что появляется на теле, если ошпариться кипятком?

Готовый кроссворд по информатике - на тему "Компьютерная медицина"

20. Осмотр внутренних органов путём ввода приборов с осветительной системой
21. Наука,изучающая жизнедеятельность организма
22. Аппарат, позволяющий получить послойное изображение внутренней структуры органов

Онлайн-кроссворд на тему "Медицина" для детей от 6 лет

Онлайн-кроссворд на тему "Медицина" (для детей от 6 лет и старше) включает в себя двадцать девять вопросов, разгадать которые будет не так уж и просто, но если внимательно ознакомиться с кроссвордом, вы поймете, что Бибуша собрал здесь все, с чем хоть раз, но сталкивался каждый ребенок. А если даже и не сталкивался, то просто обязан знать все эти вещи в указанном им возрасте.

Если с первого раза вам не удалось ответить на все вопросы кроссворда, либо достичь высшей отметки 100%, ни в коем случае не отчаивайтесь! Радуйтесь тому, что у вас появилась хорошая возможность получить новые знания, к тому же, кроссворд на тему "Медицина" вы можете разгадать повторно, уже владея полной информацией.

Наш Лисёнок отлично знает, какую пользу приносит детям решение кроссвордов, поэтому на нашем портале вы будете находить все новые и новые кроссворды на различные темы, так что, внимательно следите за обновлениями!

Распространение микроорганизмов в природе

Микроорганизмы широко распространены в окружающей среде — воздухе, воде, почве. Они принимают участие во многих важных процессах, происходящих в биосфере: круговорот веществ, в том числе усвоение азота из воздуха, процесс утилизации органических отходов жизнедеятельности всех макроорганизмов (растений, животных, людей) и др.

Состав микрофлоры воздуха разнообразен и значительно изменяется в зависимости от условий. Микроорганизмы в воздухе могут находиться только временно, так как в нем отсутствует необходимая питательная среда. Загрязнение воздуха микробами происходит из почвы, от животных, людей и растений. В воздухе могут находиться споры бактерий, грибов, дрожжи, различные микрококки и др. Воздух верхних слоев атмосферы, а также горный и морской воздух содержит очень мало микроорганизмов. В населенных местах их значительно больше, особенно в летнее время.

Количество микроорганизмов в жилых помещениях зависит от их санитарно-гигиенического состояния, воздух считается чистым при содержании в 1 м 3 не более 1500 бактерий и 16 стрептококков. Наиболее загрязняется воздух в помещениях при скоплении людей и плохой работе вентиляции.

Воздух может служить фактором передачи респираторных вирусных заболеваний (ОРВИ), гриппа, туберкулеза, дифтерии, стафилококковой инфекции и др. Патогенные микроорганизмы выделяются больными людьми или бактерионосителями при кашле, чихании и т. п.

В воздухе цехов предприятий питания патогенные микроорганизмы должны отсутствовать, общее количество микробов в 1 м 3 не должно превышать 100-500 бактерий. Микробная обсемененность воздуха значительно снижается при хорошей работе вентиляции, наличии бактерицидных фильтров для подаваемого воздуха, регулярной влажной уборке помещений. В холодных и кондитерских цехах рекомендуется использование бактерицидных ламп.

В воде количество микроорганизмов значительно выше, чем в воздухе, так как многие из них способны жить и развиваться в воде. В 1 мл (см 3 ) воды поверхностных источников может находиться до миллиона микробов. В артезианской воде микробов очень мало.

Поверхностные воды рек, озер, водохранилищ загрязняются сточными водами населенных пунктов, промышленных предприятий и животноводческих ферм. Микробное загрязнение воды возрастает также после обильных дождей и весеннего половодья. Проточные водоемы (реки, каналы) обладают способностью к самоочищению, количество микробов ниже места загрязнения реки может существенно не изменяться, а через некоторое время чистота воды в реке восстанавливается.

Вода служит фактором передачи кишечных инфекций (дизентерии, холеры, брюшного тифа и др.), возбудители которых попадают в нее со сточными водами. Многие патогенные микроорганизмы (холерный вибрион, возбудитель туберкулеза и др.) могут сохраняться в воде до нескольких месяцев.

На предприятиях питания должна использоваться вода только питьевого качества, прошедшая очистку и обезвреживание.

Почва — естественная среда микроорганизмов, принимающих участие в круговороте веществ в природе. Микробы из почвы попадают в воздух и воду.

В 1 г почвы находится несколько миллиардов самых разнообразных микроорганизмов: гнилостные аэробные и анаэробные бактерии, азотфиксирующие, нитрофицирующие и другие бактерии, актиномицеты, грибы, простейшие. Особенно длительно в почве находятся споры бактерий и грибов. Наибольшее количество микробов содержится на глубине 5-10 см. Почвенные микроорганизмы осуществляют процесс минерализации органических отходов с образованием гумуса, обеспечивающего плодородие почвы.

Болезнетворные микроорганизмы попадают в почву с выделениями больных людей и животных, с отбросами, с трупами крыс и других животных. Возбудители кишечных инфекций могут находиться в почве от нескольких дней до месяца, иногда дольше. Споры сибирской язвы, ботулизма, столбняка и газовой гангрены могут сохраняться в почве десятки лет. Загрязнение продуктов болезнетворными микробами из почвы представляет большую опасность заболевания людей.

Руки человека наиболее подвержены загрязнению микробами. Загрязнение происходит при контакте с почвой, растениями, животными, предметами, продуктами питания или другими людьми. На руках кроме широко распространенных сапрофитных бактерий обнаруживаются возбудители самых разных болезней человека — дизентерийная и туберкулезная палочки, сальмонеллы, патогенные стафилококки и стрептококки, протей и др.

Патогенные (болезнетворные) микроорганизмы вызывают различные инфекционные заболевания людей и животных. Инфекционные заболевания человека возникают в результате внедрения в организм и размножения в нем патогенных микроорганизмов. Инфекции заразны, т. е. передаются от больного к здоровому человеку при контакте, через воздух, посуду, пишу или насекомых-переносчиков. В зависимости от механизма передачи различают воздушно-капельные, кровяные, кишечные и кож- но-венерические инфекции. Кишечные инфекции передаются с водой, пищей или грязными руками.

Источником инфекции могут быть больные люди или бактерионосители — практически здоровые люди, в организме которых находятся болезнетворные микроорганизмы. Бактерионосительство формируется после перенесенного заболевания в результате самолечения или других причин.

Некоторые инфекционные заболевания могут передаваться человеку от больных животных и продуктов животноводства. Такие инфекции называются зоонозами. Они, как правило, не распространяются далее от человека к человеку.

Условно патогенные микроорганизмы вызывают пищевые отравления, а не инфекции, так как для возникновения заболевания требуется предварительное значительное накопление в пище живых микробов и выделенных ими токсинов.

С целью профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений необходимо тщательно мыть руки перед приготовлением пищи, перед едой, после посещения туалета или работы с деньгами. Обнаружение кишечной палочки на руках работника пищевого производства указывает на несоблюдение им правил личной гигиены.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции