Как поставить ненецкий чум


Материал содержит сведения об устройстве и особенностях ненецкого переносного жилища.Может быть использован на уроках географии, этнографии, краеведения

Скачать:

Вложение Размер
chum_rabota.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

XVI городская Олимпиада по краеведению

Традиционное жилище ненцев - чум

Зенченко Елена Сергеевна,

Устройство чума и его значение . ………………………………. 4 стр.

б) Внутреннее устройство чума у ненцев…………………………………6 стр.

г) Правила жизни в чуме и вокруг чума………………………………….8 стр.

д) Установка и разборка чума…………………………………………….9 стр.

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум. Чум был характерен также для Саянских предков самоедов. Он сохранился и сейчас в Южной Сибири в районах расселения оленеводческих групп тувинцев и тофаларов. Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.

Ими написано достаточное количество научных статей и монографий. Однако – вопросы традиционного жилища северных народов, требуют дальнейшего, углублённого изучения.

Объектом для исследования выбрано традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.

Рассмотреть изменения ненецкого чума в настоящее время.

  1. Изучение научно-популярной литературы по данной проблеме.
  2. Описание чума ненцев.

Если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.

Устройство чума и его значение

К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

Величина чума с давних времен зависела от богатства семьи. Остроконечный чум считался чумом бедняков. Обычно чум служил жилищем отдельной семьи. Кроме отца, матери и детей в чуме могли жить и другие сородичи.

Сегодня, когда Ямало-Ненецкий автономный округ достиг высокого уровня цивилизации и многие представители коренных народов живут в благоустроенных квартирах, отношение к чуму изменилось. Его символическое значение во многом утрачено. Теперь его считают обычным, но в то же время очень удобным жильем в тундре и тайге. Но и по сей день к чуму и правилам жизни в нем принято относиться с почтением и соблюдать с древности сложившиеся обычаи.

В двадцатом веке изобрели новое жилище из легкого металла дюралюминия. Оно было легким, сборным и переносилось на вертолетах, но оказалось неудобным и вредным для тайги и тундры.

Из чего делают чум?

Чум сооружают из жердей. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Изготавливаются они из стволов ели длиной около 5 м (бывают до 7-8 м). Все шесты в нижней части заостряются.

От числа шестов зависят размеры чума – чем больше шестов, тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы. Переход с зимних нюков на летние происходил в июне. Летом можно использовать старые вытертые нюки или брезент. В старину летом чум покрывали берестяными покрытиями. Приготовить берестяное летнее покрытие для чума не проще, чем зимнее, меховое. Для этого нужно бересту заготовить: очистить, не раз варить в котле с рыбьим отваром и прополоскать в реке, чтобы береста стала мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом подобрать куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.

Диаметр чума достигает 5-8 метров, он может вместить до двадцати человек. На крутых стенках чума снег не задерживается, не страшны ему ветры, метели и морозы. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановками. Причём делают это женщины. Они, как правило, являются и собственниками чумов, получая их в приданое от своих родителей.

Внутреннее устройство чума у ненцев

За симзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.

Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол.

Посередине, между си и нё, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой.

Летом спальное место отгораживается пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём же его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют под подушками. Рядом с родителями лежат маленькие дети. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, ещё дальше – старики и другие члены семьи или гости. В чуме бывает дымно, летом дым помогает бороться с комарами. Дым скапливается наверху, заставляя обитателей лежать на полу.

Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – пелей.

Вместе со своими владельцами чум часто перемещается с места на место. Поэтому в нем нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели там есть только ларь и маленький столик - толь, то, что легко перевозить.

Из другой обстановки в чуме используют меховые мешки, сумки и подушки. Их стараются украсить ремешками, цветными тесемками, медными бляхами. Используют ещё женские сумочки. Их делают из меха и тоже украшают. К сумочке крепятся мешочек для ниток, игольник и футлярчик для наперстка.

Сегодня есть передвижные электростанции. А раньше для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром или оленьим жиром, в который погружался фитиль. Позднее появились керосиновые лампы. У входа чум находится колотушка для стряхивания снега с обуви и подола верхней одежды.

Если в чуме есть маленькие дети, то обязательно есть и люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкурки оленя, песца и собаки. Ребёнок прикреплялся в люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используют и сегодня. Люлька, как и любой другой предмет в чуме, красиво оформлялся и воспринимался как произведение искусства.

Правила жизни в чуме и вокруг чума

В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство нё – прихожая чума – находится под её покровительством. Мужчина или же мальчик не должен прикасаться к посуде. По мифам ненцев от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду (совик) и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Гостей – мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей – женщин, наоборот, размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

Пространство вокруг чума тоже строго распределено. Сегодня народы Ямала ездят и на нартах, и на снегоходах, и на машинах. Раньше, когда основным транспортом были нарты, перед входом в чум обычно находились женские нарты. За священным шестом чума – симзы снаружи ненцы ставили священные нарты – хэхэ’ хан. Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой. Это делалось для того, чтобы нюки, уложенные в определённом порядке, не разворачивало и не срывало ветром. Зимние вещи оставляли на грузовых нартах прямо в тундре. При ловле оленей из таких нарт образовывали загон.

Установка и разборка чума

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.

По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю.

Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.

Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.

Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.

Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.

Во время проведения ежегодного праздника коренных народов Севера я сосчитала количество шестов в чуме, их сорок штук, длина - пять метров. Диаметр нашего чума составляет шесть метров. В летнее время чум покрывается нюками, сшитыми из брезента. Для того, чтобы в чуме было тепло зимой, чум покрывается зимними нюками, сшитыми из оленьих шкур. Летом мы с мамой занимаемся ремонтом этих нюков. В это лето мы заменили полностью подол одного из нюков. В следующее лето планируем заменить верхнюю часть.

До недавнего времени жилище наше освещалось керосиновой лампой, в настоящее время для освещения используем генератор. В чуме горят четыре электрические лампочки, также мы можем смотреть видео- и DVD- фильмы, а раньше этого не было, в вечернее или в дождливое время люди в чуме могли рассказывать своим детям сказки, загадывать загадки, если приезжал гость, то пели эпические песни - ярабц или же сюдбабц. Сейчас можно слушать музыку, разговаривать по сотовому телефону с сёстрами и братом, которые находятся других городах и посёлках.

Для отопления чума используется печка-буржуйка, в последнее время печки стали делать из более толстой стали, так как в них тепло держится дольше. Моя мама рассказывала, что раньше зимой и летом в чуме разжигали костер прямо на земле или на снегу, при этом было очень дымно, а для освещения использовали сальник, от которого было много копоти.

Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство.

Каждый человек должен интересоваться духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором народа, на территории которого живет, историей своего края, этнографией. Необходимость сохранения природы - также святая обязанность каждого жителя ЯНАО.

Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом и этнографией ненцев.

  1. Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Культура народов Ямала. – Тюмень, 2002
  2. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. – С-Пб, 2003
  3. Хомич Л.В. Ненцы. - С-Пб: Русский двор, 1995


У коренных народов Ямала раньше не было летоисчисления как такового. Люди не знали свой возраст, а жизнь строили согласно смене времён года, так как зависели от суровых климатических условий Крайнего Севера.

У ненцев, например, праздника Новый год в привычном понимании не существовало. Год делился на два временных периода – зимний и летний. Поэтому аборигены праздновали начало каждого сезона. Приход зимнего нового года был ознаменован замерзанием воды и гоном оленей, а летнего – таянием снегов и отёлом важенок.

Новый год, который отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января, представители КМНС начали праздновать только после прихода советской власти. Правда, отношение к нашим традиционным новогодним героям Деду Морозу и Снегурочке у ямальских аборигенов было неоднозначное. Некоторые представители старшего поколения считали их злыми духами, так как, согласно ненецкой мифологии, они относятся к потустороннему миру. В представлении ненцев идолы, куклы, мифические персонажи имеют душу, к ним относятся с уважением и опаской, общаться с ними никому, кроме шаманов, не позволено. Но молодое поколение в это уже не верит. В округе даже придумали своего, ямальского Деда Мороза. Ямал Ири носит одежду коренных народов, живёт в волшебном чуме, путешествует на оленьей упряжке, дарит детям подарки. А кроме чудесного посоха, у него есть бубен, отгоняющий злых духов.

Сегодняшние ненцы не похожи на своих суровых предков. Они обзавелись современными гаджетами, электрогенераторами, спутниковыми тарелками. Передвигаются по тундре на снегоходах, пользуются рацией и мобильной связью. Однако, несмотря на научно-технический прогресс, кочевая жизнь имеет свою специфику. И здесь опыт предков – в помощь. А что касается праздников – мы поинтересовались, как встречают Новый год люди, живущие на стыке двух культур.

Оседлые представители КМНС в городах и посёлках отмечают праздник так же, как и остальные россияне, – с ёлкой, оливье и подарками. А кочевники.

Елена Тайбери уже больше 20 лет каслает в Приуральской тундре. У них с мужем частное оленеводческое хозяйство – сто с лишним голов в стаде. С ней мы и побеседовали на новогоднюю тему.

– Сначала я жила в посёлке, – рассказывает Елена Павловна, – пять моих дочерей никогда не кочевали. А я сменила дом на чум, после того как вышла во второй раз замуж. Мой муж – потомственный оленевод. Вот уже много лет веду жизнь настоящей ненецкой жены-тундровички. И нисколько об этом не жалею. Наша общая дочь со своей семьёй тоже каслает с нами. Новый год мы очень любим и отмечаем. Это повод собраться всем родственникам вместе. Гости приезжают на снегоходах. Стол накрываем обильный, продукты заранее закупаем в посёлке или городе.

На вопрос про оливье Елена Павловна заулыбалась:

– Ну, конечно же, я готовлю оливье. Салаты, шампанское, фрукты, сладости – всё есть на столе. Но главное блюдо – это жаркое из оленины. Обязательно в меню строганина из мяса и рыбы, малосол. Также делаю очень вкусный салат из оленьих языков и домашнюю оленью колбасу. Чтобы разместить все угощения, сдвигаем два небольших самодельных столика на низких ножках и накрываем их клеёнкой.

– Она ещё котлеты жарит и ватрушки печёт, – добавляет дочь нашей героини Виктория, многодетная мама из Салехарда, – причём всё готовит на железной печке, которая топится дровами. От этого и вкус у еды особенный.

У Елены Павловны восемь внуков, которые очень любят бывать у бабушки на новогодних праздниках: играть в снежки возле чума, кататься на оленях или снегоходе. Ну и, само собой, подарки получать. Приятно о­буть новенькие тёплые бурки, сшитые заботливыми бабушкиными руками.

В чуме есть электрический генератор, к которому подключаются, чтобы посмотреть телевизор. 31 декабря, собравшись за столом, тундровики слушают обращение президента, поднимают бокалы с шампанским под бой курантов и смотрят новогоднюю программу.

– Раньше ёлку наряжали около чума, – продолжает Елена Тайбери, – её даже рубить не надо было, если рядом лес. И электрические гирлянды вешали, подключали их к генератору и создавали себе праздничное настроение. Сейчас ради внуков ставим ёлочку в чуме, ещё и мишурой всё внутри украшаем.

Обычаи предков в семье Елены Павловны тоже не забывают. Накануне праздника забивают оленя – не только ради мяса. Смысл жизни оленя – давать жизнь людям, считают кочевники. По традиции пробуют сырую оленину и пьют свежую кровь, которая является природным источником железа и, по мнению нашей героини, смывает всё плохое от старого года.

Духовная культура современных ненцев – это смешение язычества, анимизма и христианства. Елена Павловна крещёная. В чуме есть специально отгороженное сакральное место, где хозяева могут помолиться своим богам.

– У меня там стоят православные иконы, перед которыми зажигаю свечи, когда хочу обратиться к христианскому богу. Но свои традиции мы тоже соблюдаем, – объясняет тундровичка. – Духи предков, духи природы – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому обязательно готовим новогоднее угощение и для них – это обычно мясо убитого оленя и чашечка свежей крови, можем ещё какой-нибудь гостинец положить. Нужно обязательно задобрить духов, чтобы новый год был удачным, чтобы увеличивалось стадо и благосостояние семьи. А главное – чтобы все родные и близкие были здоровы и могли собираться за большим столом в нашем гостеприимном чуме.

Вот несколько ненецких названий блюд, которые традиционно бывают на новогоднем столе Елены Тайбери:

ты ӈамса – оленина

ӈодяня япсвы нянь – ватрушка

сэрсавэй халя – малосол

ханюй халя – строганина

ханюй муд – замороженная печень

Однако долгих новогодних каникул у кочевников не предвидится. Представители коренных народов живут по календарю природы и не привыкли долго отдыхать. Нужно следить за стадом, топить печку и поддерживать тепло в чуме, иначе просто замёрзнешь. Заготовить дрова, чтобы всегда были в запасе. Для этого отправляются в ближайший лес и рубят сушняк. Работы по хозяйству тоже хватает: натаскать снега, приготовить еду, навести порядок в чуме.

– После новогодней ночи 1 января у нас продолжаются трудовые будни, – говорит Елена Тайбери, – в тундре не расслабишься. Но я не жалуюсь – так жили наши предки, и мы так живём.

СРОКИ И СТОИМОСТЬ:


Даты путешествия:
- с 1 по 6 марта 2020 года
- с 18 по 23 апреля 2020 года

Продолжительность: 6 дней / 5 ночей

Количество участников: 4 – 10

Стоимость на человека:
- 88 900 рублей при 10 участниках, или
- 94 900 рублей при 8 участниках, или
- 105 900 рублей при 4 участниках.

Всё включено, кроме перелета, визы России и мед. страховки.
Ориентировочная стоимость перелёта Москва – Салехард – Москва: 13000 – 24000 руб.

Доплата за одноместное размещение: 5000 рублей. Одноместное размещение не предоставляется в чуме.

ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР НА ЯМАЛ

День 1й. 1 марта (18 апреля) 2020. Прибытие в стойбище ненецких оленеводов

В 08.00 встреча в аэропорту г. Салехард. Выезд в стойбище оленеводов Ямальской тундры, район станции Паюта, озера Ландикъято и реки Ензор Яха, полуостровов Ямал (снегоболотоход ТрЭкол/снегоходы, время в пути около 7-9 часов, зависит от состояния дорожного покрытия и от метеоусловий). В зависимости от погодных условий и состояния дорог может быть применен альтернативный маршрут в стойбище оленеводов в Панаевской тундре, на правом берегу реки Обь.
Обед (ланч-бокс) по пути. Вечернее прибытие в стойбище, знакомство с семьей. Ужин (в т.ч. национальная кухня) и ночь в чуме.

Питание включено: обед, ужин
Проживание: чум (традиционное жилище ненцев)


День 2й. 2 марта (19 апреля) 2020. Подлёдная рыбалка

После завтрака организация подледной рыбалки с выездом на водоем. Установка либо проверка сетей для ловли рыбы. Любую возможность порадовать семью свежей рыбкой оленевод непременно использует, он ведь уже знает наперед, в какой реке или озерце водится живое серебро родной земли. Как только новое стойбище встало неподалеку от такого места – готовь сети и жди улов. Но не так все просто на деле, проруби-ка лед в метр толщиной, да не один раз, чтобы сеть поставить, да, придется потрудиться ради вкусной строганины.
Если в стойбище есть удочка, можно попробовать рыбалку на удочку.
Заготовка дров, колка льда и другие повседневные дела жителей стойбища.
Обед, ужин (в т.ч. национальная кухня), ночь в чуме.

Опционально (за отдельную плату), по согласованию с оленеводами, возможно организовать вечер, посвященный традициям и обычаям коренного населения.

Питание включено: завтрак, обед, ужин
Проживание: чум (традиционное жилище ненцев)

День 3й. 3 марта (20 апреля) 2020. Выезд в оленье стадо. Опционально – каслание по тундре

После завтрака выезд в основное стадо на снегоходах или оленьей упряжке. Постепенное погружение в мир ненецкого оленевода, то есть, в мир его оленей. Здесь вся жизнь человека подчинена ритму оленьей жизни. Каждый день, невзирая на погоду, происходит отлов ездовых оленей. Для этого устраивается загон (кораль) из нарт; его делают утром, с приходом стада. Вместо будильника — щелканье оленьих копыт. Нарты стоят полукругом и соединены между собой веревкой. Сначала ездовые олени входят в этот кораль, потом их ловят и ведут запрягать. Мужчины выходят из кораля, наступая на веревку, а женщины должны пропускать веревку над головой.
Участие в ловле оленей, метание тынзяна (лассо), катание на упряжке, кормление оленей хлебом. Фотосъемка. Обед, ужин (в т.ч. национальная кухня), ночь в чуме.

Опционально (за отдельную плату) – каслание по тундре (переход всего стойбища на новое место). Все чумы разбираются и вместе со всем скарбом грузятся в нарты. Ненцы собирают всё стадо, запрягают ездовых оленей в нарты и совершают переход на новое место, удаленное от прежнего на несколько десятков километров. На новом месте оленеводы устанавливают чумы и обустраивают быт. Каслание по тундре является неотъемлемой частью жизни этого кочевого народа, совершающего за год переход на несколько сотен километров на север и обратно на юг. Сбор и переход во время каслания осуществляются в течение всего дня. Возможность фотографировать весь процесс.

Питание включено: завтрак, обед, ужин
Проживание: чум (традиционное жилище ненцев)

День 4й. 4 марта (21 апреля) 2020. Участие в жизни ненцев

После завтрака знакомство с бытом и укладом жизни современной чум-хозяйки на Ямале. На долю женщин приходится не менее важная забота — изготовление дома для всей семьи. Изготовить дом — значит, выделать, обработать, прокоптить оленьи шкуры, из которых шьют затем нюки, покрытие для чума. Одеть и обуть с головы до ног всю семью — это тоже женская забота. От того, насколько теплой и удобной будет малица для мужчин и ягушка — для женщин, многое зависит: ведь с 40-градусным морозом в тундре шутить нельзя.
Мастер-классы по выделке шкур, плетение из бисера, изготовлению специальных натуральных нитей из жил оленя, пошив и примерка национальной одежды, фотосъемка.
Вечером разговоры у печи о культуре и религии.
Обед, ужин (в т.ч. национальная кухня), ночь в чуме.

Опционально (за отдельную плату) – ритуальный забой оленя (мясо можно забрать с собой) или традиционная охота на зайца/куропатку.

Питание включено: завтрак, обед, ужин
Проживание: чум (традиционное жилище ненцев)

День 5й. 5 марта (22 апреля) 2020. Участие в жизни ненцев и переезд в Салехард

После завтрака мастер-классы по изготовлению шестов для чума (выбор подходящего дерева, заготовка стволов, подготовка и выделка), ремонт грузовых нарт или метание тынзяна на хорей.
В 10 утра выезд в г. Салехард (снегоболотоход ТрЭкол, время в пути 7-9 часов, зависит от состояния дорожного покрытия и от метеоусловий). Перекус по пути.
Прибытие в г. Салехард. Размещение в отеле Параллель или аналогичном.
Ужин в ресторане Охота (традиционная кухня Русского Севера). Ночь в отеле.

Питание включено: завтрак, обед, ужин
Проживание: отель Параллель или аналогичный

День 6й. 6 марта (23 апреля) 2020. Возвращение домой

Завтрак в отеле.
Трансфер из отеля в аэропорт г. Салехард (микроавтобус).

Питание включено: завтрак

Проживание: нет

* Порядок активностей в дни 1 – 5 может меняться в зависимости от погодных условий либо по усмотрению хозяев чума


Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.


Ненцы - представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.


При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.


За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это - исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.


Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство


Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции