Как нарисовать чум для хантов

Презентация предназначена для урока искусство в 5 классе по теме: "Чум, жилище народов ханты".

Скачать:

Вложение Размер
traditsionnoe_letnee_zhilishche_hantov._chum.rar 2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху тонкими корнями. Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием , а после этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Сборка чума
Макет

-по содержанию: знать о традиционном жилище
хантов
;
-по способу работы:
освоить приемы работы над макетом.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности.
Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.
Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Сборка чума
Размеры чума в диаметре от 3 до 5 метров. Устанавливает чум всегда женщина. На то чтобы собрать и разобрать чум уходит от 3 до 5 часов.
Стойбище

поселение
хантов
и манси состоящее из нескольких чумов
Закончи фразу

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"

Переносное жилище
хантов
и манси в виде конуса.
Последовательность изготовления чума
1
. Обводим шаблон чума (развёртка конуса)
2.
Аккуратно вырезаем чум соблюдая
технику безопасности при работе ножницами
:

Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, внимательным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
3
.
Украшаем развёртку чума орнаментом народов ханты и манси
4.Склеиваем развёртку чума
В чуме

Слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других работ в берестяных коробках или меховых сумках.
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами.

Физкультминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин.

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

Цель работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты.

В презентации рассказывается об использовании бисера в традиционном декоративно- прикладном искусстве народов ханты- в украшении одежды, пре.

Данная презентация ярко и красочно рассказывает о жизни и быте народов ханты.

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников.


ханты и манси - жители Севера.

Познакомить детей с народностями ханты и манси. Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, чум,нарты, земляной дом, поселение,унты, чувал, амбарчик, береста).

Материал и оборудование.

Географическая карта России. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек,коренного населения,макет чума,предметы хантыйского быта, берестяные изделия, национальная одежда хантов и манси. Проектор и ноутбук.

Ход занятия.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)

А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть,как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией).Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство,рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах).Оленеводством они почти не занимаются,используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума).Что это (Чум.)Кто живет в таком доме (ханты и манси).Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать,перевезти в другое место, а потом установить).Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку - тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, - внутренний и внешний.В центр выходит ребенок и читает стихотворение :

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

(Дети ищут свою пару).

(все дети кружатся).

Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)

А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).


Коренные народы Севера в современном мире

В конце 19 века У.Т. Сирелиус описал около 30 типов жилых построек хантов и
манси. А ведь нужны
еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для
приготовления пищи, для животных. Их можно насчитать более 20 разновидностей. С
добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков,
домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда,
многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее
разнообразие их удивительно.



Заслоны
как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два
дерева, отстоя­щие друг от друга на несколько шагов (или вбить в зем­лю два
стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо
шесты, а поверх на­стелить ветки, берестяное полотнище или траву. Если остановка
длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми
сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы
тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.
Следующий шаг к усовершенствованию — установка заслонов вплотную друг к другу и
вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине,
но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на
лучших промысловых угодьях строят более прочным — из бревен и досок, чтобы он
служил несколько лет.



Более
капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или
выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы
таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты — еще эпохи неолита
(4—5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые
сходились вверху, обра­зуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея
разрабатывалась и усовершенствовалась во многих на­правлениях. Количество
столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на
невы­сокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными
или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были
разли­чия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков
получался тот или иной тип жилища.

Идея такой
землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее
строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, бо­лее дальние —
эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке — нивхи и даже индейцы
Северо-Западной Америки.

На первоначальных этапах своей истории ханты, как и
многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки
с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища —
дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по
мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты
рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами. Собственно
технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы.

Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты
заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум —
переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен
ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи,
и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа,
выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и
бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.
В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и
брезентом.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали
полки и подстав­ки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился
на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раз­дельно.



Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары — дощатые или бревенчатые,
навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.
Строились также укрытия для собак, сараи с ды­мокурами для оленей, загоны для
лошадей, стайки и хлева. Для привязы­вания лошадей или оленей устанавливали
столбы, во время жертвоприно­шений к ним привязывали жертвенных животных.

Там сегодня набирает обороты этнический туризм - это когда можно приехать в стойбище к северянам, поселиться прямо в чуме, есть на обед строганину или дичь, кататься на оленях, участвовать в древних обрядах, выведывать потомственные секреты исцеления - словом, узнавать жизнь аборигенов Крайнего Севера изнутри. Ханты, манси, лесные ненцы, населяющие Югру, - народы во многом уникальные. Значительная часть из них до сих пор живет вдали от цивилизации и информационных технологий. Тем и привлекают.



Стоит национальная экзотика недешево. В одном из агентств Ханты-Мансийска мне рассчитали индивидуальный тур на неделю с перелетом из Москвы, трансфером до стойбища оленеводов, проживанием в чуме при системе "все включено" - 95 тысяч рублей.

При этом девушка-агент с ходу предупредила:

- Будьте осторожны: сейчас вблизи стойбища могут гулять медведи, в тайге много комаров и мошки.

Предложили жить в стойбище Карамкинское. Чтобы добраться до него из Москвы, 3,5 часа лету до Нижневартовска или Ханты-Мансийска, а уже потом несколько часов на машине, зимой - на оленях, до самого таежного стойбища на реке Аган , там туриста и ждет специально арендованный чум.

Сегодня в Югре занимаются организацией этнических туров уже 17 национальных общин коренных народов - ханты, манси, лесных ненцев. Это почти каждая пятая община. Исключительный приоритет для такого рода предпринимательства именно у коренных народов. Это чтобы ни у кого не возникало желания спекулировать на национальных традициях, говорят в правительстве Югры.

В стойбище Карамкинском уже несколько лет, как принимает туристов Любовь Казанжи, манси по национальности. Помогает ей вся ее семья: сын, невестка, внуки. Сумели поставить дело на широкую ногу. Как признается Любовь Казанжи, в год в ее стойбище бывает по 500-700 туристов. Больше всего, конечно, тех, кто приезжает в регион с деловыми целями, например, в нефтяные компании, на различные мероприятия.



- Иностранцев полно, - признается хозяйка стойбища,- из США, Европы, Китая. Однажды приехала группа 46 человек, сразу из двенадцати стран. Всему удивлялись - и тому, что в наших реках огромных ценных рыбин запросто можно поймать - муксуна, осетра, стерлядь, и тому, что строганина, оказывается, такая вкусная. Ну и, конечно, на оленях с удовольствием катались. Китайцы почему-то особенно были рады.

- Важно, чтобы этнотуры не превратились в шоу, как, например, в некоторых странах Африки, - говорит президент некоммерческой организации "Спасение Югры" Людмила Алферова, - важно максимально уважительное отношение к культуре и быту коренных народов, важна мудрая популяризация национальной культуры. Именно поэтому в Югре привлекают развивать этнический бизнес ханты, манси, лесных ненцев - аборигенных народов.

Сутки пребывания в чуме или национальном домике, покрытом мхом, с питанием и познавательной программой обходятся от 1,5 до 3,5 тысячи рублей в разных этностойбищах. В общей сложности, почти в два раза дороже, чем тур в Европу, но любители экзотики считают, что это того стоит.

Любовь Казанжи не скрывает, что иногда зарабатывает за один день по 300 тысяч рублей. И с удовольствием сообщает, что сама, наработавшись за год, вот-вот поедет отдыхать в Турцию.

Не у всех, правда, бизнес настолько успешен. Хант Клим Кантеров, владелец этностойбища "Хантыйский дворик" Сургутского района, отмечает, что если бы попутно не занимался оленеводством, рыбалкой и охотой, то вряд ли протянул на одних туристах. Но говорит, что его эта деятельность все равно увлекает.



Туристам же подавай экзотику - местные легенды, таинственные обряды, отвары и снадобья шаманов. Но манси и ханты все-таки стараются держать самые сакральные обряды подальше от глаз туристов. Вряд ли кто-то из коренных возьмется, например, организовать встречу с шаманом. Все-таки это свято для них. Если, конечно, шаман не "бутафорский". В остальном местные народы невероятно открыты, гостеприимны и радушны. Приготовят для вас любое национальное блюдо - например, позы - большие пельмени на пару из оленины, с кусочком льда "для свежести" или кусочком жира "для сытости". Могут подать к позам кровяной хлеб или хлеб с икрой.

Из обрядов самый распространенный и самый, как говорят местные, действенный - обкуривание: избавление от злой энергии дымом. Туристы активно участвуют в Вороньем дне, Медвежьем празднике и Дне трясогузки - национальных праздниках.

А где в чуме можно помыться, первым делом спрашивают Любовь Казанжи туристы, явно намекая на почерпнутые в Интернете сведения о том, что народы Крайнего Севера никогда не моются.

- Все это стереотипы, - смеется хозяйка стойбища. - Я и сама читала, что, мол, намажутся рыбьим жиром и не моются всю зиму. Да, при минус 50 - это проблема, конечно. Но на самом деле, сколько себя помню, всегда находили способ. В специальном домике или чуме топили снег, мылись. А сегодня есть бани. И у нас в стойбище в том числе. Ну если кто-то из туристов пожелает не мыться, всегда пожалуйста, - добродушно заключила Любовь Казанжи.

Численность коренных малых народов Севера в ХМАО - Югре, по данным переписи 2010 года, составляет 31 560 человек. Из них 19 060 - ханты, 11 000 - манси, и 1500 - лесные ненцы.


Содержание

Сургут – мой любимый город. Каждый город имеет свою историю. Как и любому человеку, мне интересно узнать свои родные края, обычаи, традиции тех, кто жил здесь и продолжает жить.

Большую помощь в этом, мне, оказывает моя бабушка.Мы с ней часто посещаем музеи, выставки, фестивали,посвящённые коренным угорским народам, а также изготавливаем национальные куклы.

Этот год юбилейный для Ханты-Мансийского автономного округа, которому 10 декабря 2015 исполнится 85 лет.

В связи с этим, мне захотелось выполнить этот проект. Изучать быт и традиции коренных народов Севера – увлекательное занятие. Ведь у тех, кто не помнит прошлого, нет настоящего и не будет будущего.

Привлечь внимание к быту и культуре народов ханты и манси.

1. Изучить жизненный уклад, обрядовые праздники народов Севера.

2. Подготовить выставку кукол.

3. Изготовить макет стойбища.

4. Изучить роль кукол в жизни хантов и манси и изготовить одну из национальных кукол: клюквинку.

5. Разработать тест для определения уровня знаний о родном крае.

В ходе работы над проектом использовала методы:

• Сбор информации в словарях, энциклопедии.



Бескрайние таежные просторы Западной Сибири издавна населяют два родственных народа – ханты и манси.

Я узнала, что прежде ханты назывались остяками, а манси – вогулами и округ назывался Остяко-Вогульский.

Он был образован 10 декабря 1930 года.

Жизненный уклад коренных народов Севера

Каковы были первые жители этих мест?

Какова была их культура?

Как складывался быт?

На эти вопросы я попыталась найти ответы. Жизнь хантов тесно связана с природой, окружающей их. Среди леса и болот, при суровом климате они сохранили своеобразный уклад жизни. С давних времен их поселения – стойбища располагались на очень удобных в промысловых отношениях местах. Поблизости тайга, угодья для охоты, рядом речка и озера для рыболовства.

Что я знаю о жилище хантов? Следует предполагать, что в таком жилище, как чум, ханты жили редко. Они раньше всегда вели оседлый образ жизни, больших оленьих стад не держали и поэтому переезжать с места на место в поисках новых пастбищ для оленей не было необходимости.

Строили деревянные постройки, полуземляные жилища без потолков и перегородок, сверху была треугольная крыша. Войдя внутрь жилища справа или слева располагалась печь – чувал, занимающая весь угол, но делающая свет, тепло и возможность готовить пищу. Вдоль всей передней стены в два метра шириной тянутся дощатые нары, служащие кроватью, застеленные камышовыми циновками, да оленьими шкурами. Пол земляной, устлан сухой травой. Убранство и обстановка хантыйского жилища, на первый взгляд, неказистая, простая, но каждый вещи отведено свое место.

Конечно, сейчас все изменилось. Чувал – заменила железная печь, мебель представлена низким столом и скамейками, а посуда как изготавливалась из дерева, бересты, глины, корня кедра – легкая и не требующая больших затрат осталась востребованная и по сей день. Полы деревянные, появились небольшие окошки и потолки, но есть одно правило- окна в сторону реки не делают и никогда не ложатся спать головой к реке.


Вблизи жилища располагается лабаз – это амбар на высоких деревянных ножках, к которому подставляют деревянную лестницу, он хорошо проветривается, поэтому одежда и продукты хранятся длительное время. Под лабазом хранят нарты, ловушки для ловли рыб, обласа, весла, лыжи и другое от дождя. А также неподалеку стоит под навесом глиняная печь для выпекания хлеба.


В настоящее время ханты ведут полукочевой образ жизни и, как правило, живут в чумах. Стойбище располагается вдоль берега реки.

Большое и очень важное значение в жизни хантов отводилось оленеводству. Олени – это незаменимый транспорт, это шкура и мех для одежды и обуви, это вкусная и высококалорийная пища.



Мужские и женские работы по дому

В хантыйской семье наблюдаются разграничения мужских и женских работ по дому. Мужчина является главнейшим добытчиком, поэтому его основным и главнейшим занятием является охотничий и рыболовный промысел.

Рыба по-прежнему является главным продуктом питания в течение всего года: вареная, жареная, соленая, копченая, вяленая. Рыбу ханты готовят впрок. Ханты – умелые рыболовы, у них существует много способов и приёмов ловли рыбы. Летом ханты передвигаются по реке на обласах, лодках.

В реках и озерах обитают более 10 ценных пород рыб: щука, окунь, налим, стерлядь, муксун, нельма, карась, язь, чебак, сорога, мохтиг, гальян. Изобилие дикоросов: клюква, брусника, рябина, черемуха, морошка, голубика, черника, шиповник, черная и красная смородина. И самый важнейший ресурс Сибирской тайги – кедровый орех, от его урожая зависит жизнь многих лесных зверей и птиц.

Наш край – богатейший регион нашей необъятной страны. В кедровых, еловых и смешанных лесах обитают животные и птицы, такие как: лось, медведь, рыжая лиса, чернобурая лиса, песец, заяц, волк, белка, соболь, ондатра и другие виды, а также: тетерев, белая куропатка, дикая утка , лебедь и другие.

Охота – тяжелый таежный труд, охотой они кормились, она их одевала и обувала.

Меха ценных зверьков шли в обмен на всевозможную домашнюю хозяйственную утварь.

Для добычи зверей и птиц требовались хорошие знания о географических особенностях местности.

Зимой ханты передвигаются с помощью оленьих и собачьих упряжек. Незаменима в охоте знаменитая сибирская лайка. Для передвижения на охоте зимой ханты готовят специальные лыжи – подволоки. Это широкие лыжи, оклеенные снизу шкурами с ног оленя или лося.

Мужчина готовит охотничьи снаряжения, рыболовные снасти, ловушки, нарты, лыжи, обласа – лодки долбленки, изготовленные из целого ствола дерева, весла, ножи с ножнами. Изготовление деревянной посуды было мужским занятием.

Женщина в хантыйском доме – хранительница очага. Все в доме держится на женщине. Ловкие руки хантыйской женщины знают секреты древнего ремесла. Обработка шкур, изготовление одежды и обуви требуют от женщины много сил, умения, мастерства и вкуса.

Хантыйская женщина никогда не бывает без работы, руки ее всегда заняты. Она хорошая рукодельница. Это и заготовка дров, воды, материала для изготовления берестяной посуды. Летом женщина заготавливает глину для печей, траву для стелек в обувь.



Как красочно выглядят ханты в своих ярких национальных одеждах. Выделяются на фоне белого снега и зимнего леса их яркие наряды: красивые халаты, украшенные мехом и бисером, цветные яркие платки с кистями, унты, кисы.

С давних времен народы ханты для пошива одежды и обуви использовали только природные материалы: шкуры диких и домашних животных, птиц, рыб и растений.

Ханты – подлинные хозяева своей земли, прокладывают охотничьи тропы, рыбаки – устанавливают сети, удачные ловушки.

Не должен потеряться малый народ в большом потоке людском.

Они здесь начинали и им продолжать.

Обрядовые праздники ханты и манси

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат её детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома, в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвящённые главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Слёт рыболовов и охотников

Кроме этого, каждый год, весной, во всех национальных поселениях устраивают слёт рыболовов и охотников. Самый крупный проводится в поселке Русскинские.

Национальные куклы угорского народа

Через куклу из поколение в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.

Куклы северных ханты.

Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла из целого ряда цветных полос.У кукол ханты нет лица (глаз, рта, носа). Считалось, что кукла с лицом может навредить ребёнку, потому что она имеет душу.


Куклы народов манси.

Кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани.


По традиции у куклы нет рук и ног. Кукол берегли, никому не дарили.

Тест о родном крае

Изучив литературу по данной теме, я разработала Тест о родном крае, который можно использовать на уроках окружающего мира.

Макет стойбища

Изготовление макета стойбища.







Делаем куклу "Клюквинку"

-лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;

-лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.;

-лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.;

-нить коричневого цвета;


На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета.Переворачивают и в центр укладывают комочек ваты.


Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом.


Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком.






При изготовлении куклы, я обратила внимание на критерии, которые должны соответствовать национальным традициям.

1. Размер куклы не больше ладони.

2. Соответствие цвета в одежде.

3. Платье куклы с украшениями.

4. Кукла должна быть недорогой.

5. Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.

6. Приёмы работы должны быть доступными для нас.

7. Кукла выполняется только ручными швами.

8. Кукла должна получиться красивой и оригинальной

Я считаю, моя цель достигнута. Мне удалось привлечь внимание к быту и культуре коренных народов севера. Таким образом,чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём.

Исходя, из вышесказанного, мне также захотелось поучаствовать в жизни города, округа и выполнить совместно со своей бабушкой декоративно – прикладную работу, которая будет подарком к 50 – летнему юбилею присвоения статуса городу Сургуту, которая отмечается 12 июня. Надеюсь, мои работы будут представлены на выставках, посвящённых юбилейным датам.

Познание своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

И не важно, какой национальности человек, проживающий на Югорской земле. Он должен чтить, помнить, сохранять и приумножать Югорское наследие.

Наш долг – беречь родную природу и сохранять традиции коренных народов!

1.Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. - Томск, 1973.

2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. - Томск, 1978.

3. Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. - М., 1990.

4. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком 1715 г. - Новосибирск, 1941.

5. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. - Томск 2001.

6.Народы России: энциклопедия Гл. ред. В.А.Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

7.Древний город на Оби: история сургута, Научно-художественное издание, под ред. В.И.Бугрова, Издательство: "Тезис", г.Екатеринбург, 1994г.

8.Сургут на рубеже веков: Фотоальбом/Г.Н.Корченкин, В.С.Матвеев, А.Л.Семёнов и др.-Сургут: ЗАО "Диорит",2000.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции