Хозяйка чума у ненцев

Ксения Явтысая встречает нас у чумов Центра арктического туризма на седьмом километре Лая-Вожской дороги. Внутри национального жилища ненцев уже горит огонь. Летом обогревать чум не нужно, но над очагом висит чайник, а главное — вблизи пламени нет комаров, которые особенно активны в тундре в середине лета. Поэтому огонь здесь нужен всегда.

Артистка, санитарка, бухгалтер.

"Родилась я в 1947 году, в Малоземельской тундре, где испокон веку жили мои предки. Родители у меня были, естественно, оленеводы, — рассказывает Ксения Филипповна. — Жила я в чуме с рождения, потом нас переселили в поселок Нельмин-Нос. Первое время домов не было, тоже жили в чуме, а потом стали строить жилье. Но было так: стоит дом, а рядом чум. Ведь мы, особенно родители наши, привыкли в нем жить, не умели жить в доме. Потом нам дали всем команду: "Хорош, надо учиться жить культурно", — и сказали сносить чумы".


В 1953 году Ксения Филипповна пошла в школу-интернат, отучилась 11 лет. Затем работала — там, где была нужна: специалистом в Доме культуры, санитаркой в медпункте, кассиром в сельсовете, бухгалтером в колхозе. Потом вместе с мужем уехала в Нарьян-Мар, вышла на пенсию.

"Мы с мужем ходили в театральную группу при этнокультурном центре — у нас был национальный театр. И муж как-то говорит: давай поставим свой чум. Мы тогда жили в Нарьян-Маре. Поставили чум на озере, километров десять от города", — вспоминает она.

Сначала семейный чум был вроде дачи. Но потом там стали появляться гости.


"Люди, проезжая, стали интересоваться: ведь обычно оленеводы на лето уходят к морю и здесь, в лесотундре, их не бывает. А тут чум стоит, люди видят, подходят. Мы зазываем, варим бульончик, ставим чайничек, усаживаем их за стол и начинаем рассказывать про ненцев, про их традиции, обычаи, как они живут", — говорит Явтысая.

В это же время свои чумы поставили еще несколько энтузиастов, интересующихся традиционной ненецкой культурой. Как вспоминает Ксения Филипповна, тогда никакой конкуренции между владельцами гостевых чумов не было, даже когда в гости все чаще стали заглядывать туристы и командировочные и их прием стал приносить небольшой доход. В какой-то момент у Явтысая было пять чумов, но потом один пришлось отдать родственникам-оленеводам, затем скончался супруг Ксении Филипповны, и ее наладившееся было дело постепенно заглохло.

Центр арктического туризма

Когда недалеко от столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мара был построен Центр арктического туризма, Ксения Филипповна решила вернуться к полюбившемуся ремеслу — знакомить гостей тундры с обычаями ее коренных жителей. Так она стала культурологом-аниматором: водит туристов, рассказывает, как устроен чум, чем отличаются мужские нарты от женских, как ненцы принимают гостей.


"Чум начинается с выбора места: оно должно быть ровное, там кладут латы, то есть доски, важно, чтобы они не "ходили", не "плясали", — раскрывает часть секретов Явтысая. — Дальше выбирается место для очага. Раньше очаг был открытый, просто огонь. После этого ставят три шеста, причем нужно, чтобы они были абсолютно одинаковой длины, потому что если один будет хоть немного короче, в сильный ветер чум будет качаться и может даже упасть. Дальше укладывают остальные шесты, поднимают поднючье (материал из оленьей шкуры, на который кладется нюк — покрытие чума — прим. ТАСС)".

Вообще чум на удивление более вместителен и просторен, чем может показаться снаружи. Внутри хватает места для двух столов, стульев, очага, нескольких спальных мест.

За год ненцы собирают и разбирают свои жилища десятки раз, кочуя с места на место. Для них в отличие от крестьян-земледельцев домом является не участок, а вся тундра. Именно поэтому сам чум должен быстро собираться и разбираться.

"Зимой установка чума занимает около часа — хочется в тепло, холод подгоняет. Летом — еще меньше, потому, что, когда кочуют к морю, берут минимум вещей, да еще и комары… Чум разбирается и укладывается на сани, у чума может быть пять-шесть саней с одной стороны и столько же с другой. Все, что есть в чуме, складывается в эти сани, у каждых саней есть свое предназначение", — поясняет Явтысая.


Даже места для сна в чуме строго распределены — у входа спят самые старшие, а дети дальше от входа. В качестве простыней используют оленьи шкуры. Те, что с более коротким мехом, кладут днем, их легче чистить, а теплые шкуры с длинным мехом играют роль ночных простыней.

Ненецкое гостеприимство

Рассказы о жизни ненцев Ксении Филипповне нигде искать не надо: она хорошо помнит собственное детство.

Но привлекает она гостей не только этим: Явтысая организует поездки туристов непосредственно в тундру, к настоящим оленеводам. Хотя сначала сами ненцы в тундре с сомнением отнеслись к этой идее.

"Потому что им казалось, что туристы их будут отрывать от дел. Мне говорили: надо рассказывать о ненцах приезжим, ну так и рассказывайте сами. Потом отношение стало меняться: меня спрашивают, а почему не едут туристы, где же туристы. Это говорит о том, что есть интерес, что они поняли, где выгода", — рассказывает Явтысая.


Весь мир — в тундру

Сегодня в тундре бывают туристы не только из России, но и из Норвегии, Германии, Швеции, США, Мексики, Чехии — и это далеко не полный перечень. Так же широк и список профессий: Ксении Филипповне приходилось быть проводником в тундре для орнитологов и этнографов, журналистов и простых отдыхающих.

"Ненцы — народ гостеприимный. У чума стенки тонкие, все слышно. И если хозяйка слышит, что кто-то приехал, даже если она только убрала стол, она сразу накрывает его снова. Угощают обычно супом, дают жаркое, рыбу отварную. Летом добавляются ягоды. А вот грибы ненцы не очень любят, потому что это деликатес, в поисках которого разбредаются олени. Оленеводу надо собирать стадо обратно, поэтому мы грибы не очень любим", — рассказывает Явтысая.

У центра имеется три оленя, так что у гостей есть возможность прокатиться на оленьей упряжке и понять, что для ненца олень — не только еда, транспорт, жилище, но еще и друг. Ксения Филипповна говорит, что сможет узнать этих троих даже в большом стаде. Это же сможет и каждый оленевод. А олени знают путь к дому.


"Двоюродный брат моего мужа как-то попал в переплет — метель, пурга, ничего не видно. Говорит, что собирался в кропачьем чуме спать. Это когда зарываешься в снег, упряжка с тобой рядом, сани боком ставятся, тебя заносит снегом. Потом почувствовал, что олени-то идут и идут, и положился на них, вожжу ослабил, и они вывели к чуму", — вспоминает она.

Сегодня Ксения Филипповна работает над новыми проектами — разрабатывает с коллегами новые программы для праздников.

"Солнце нового года — 7 января. С каждым годом это мероприятие получает интерес, к нам стали приезжать, в журнале отзывов есть надпись на английском языке. В январе после полярной ночи в пасмурный день мы разводим большой костер, встаем вокруг него, и этот круг олицетворяет солнце. А по кругу передаем маленький огонек — свечу. Это символизирует, что мы все должны жить в дружбе и согласии", — говорит она.

Константин Крылов


Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.


Ненцы - представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.


При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.


За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это - исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.


Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство


Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

По статистике в ЯНАО проживает порядка 42 тысяч представителей коренных народов. Это 8% от всего населения автономного округа. Наиболее многочисленная народность ненцы – почти 30 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч и селькупы – около 2 тысяч человек. Порядка 40% представителей коренных народов Ямала ведут традиционный кочевой образ жизни, это 16,5 тысяч человек.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. Ненецкая культура сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на краю земли, а именно так переводится слово "Ямал" с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.


Чум - жилище оленеводов-кочевников Фото: Алексей КОСЕНЧУК

1. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.


Ямальские угощения: оленина, морошка, строганина, ряпушка Фото: Алексей КОСЕНЧУК

4. Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

5. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу – ближе к свежему воздуху, подальше от копоти.

6. По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

9. Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.


Чум-работницы работают едва ли не больше мужчин Фото: Алексей КОСЕНЧУК

12. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир. Когда чум разбирали и поднимали очажный лист, то на этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о том, что здесь стоял чум. Второй раз на это же пятно класть очажный лист не разрешается, считается, что это поранит землю.

13.Территорию после себя кочевники обязательно очищают, а мусор сжигают. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. Под ним, как считалось, злой дух может погубить человека.

14. Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.


кукла нухуко Фото: МВК

15. Только хозяйка может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.


17. Ненцы едят рога. Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи.

18. Ненцы не едят грибы, потому что они считаются едой оленя.

19. Во время каслания перерыв для утоления жажды и питания оленей делается в среднем через 25 км, летом, через каждые 5 км.

20. В тундре хозяева стараются не отпускать гостя без подарка. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам - чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку, кусочек бобрового меха. Детям - игрушки или вещи ровесника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Олени, кот на привязи и тёплый чум: как на Ямале живут оленеводы-кочевники? (подробнее)


Солнце поднимается всё выше, весна постепенно приходит и на суровый Ямал. Оленеводы со стадами уходят с зимних пастбищ и начинают движение на летние ягельники.

Оленеводство на Ямале – ведущая отрасль традиционного хозяйствования. За многие века это жизненно необходимое занятие определило существование северных кочевников, их ежедневный уклад. Оленями занимается мужчина, чем обеспечивает жизнь семьи и рода: перегоняет своих кормильцев с одних пастбищ на другие, охотится и рыбачит. А женщина – хозяйка чума – ведёт домашнее хозяйство. Для непосвящённого её работа представляется простой, даже примитивной. Однако вести хозяйство чума – дело многотрудное, к тому же связанное с сакральными взглядами коренного населения на окружающий мир, на то, как следует жить.

Основное жилище кочевников в тундре – ненецкий конусообразный чум, он на Севере универсален: его используют с несущественными изменениями ханты, коми, селькупы. Установка чума это исключительно женское занятие. Естественно, мужчины помогают поднимать тяжёлые нюки или устанавливать шесты при сильном ветре, но главная здесь женщина, ей предстоит тут хозяйничать до следующего кочевья.

Место для чума выбирают в зависимости от сезона: летом на возвышенностях, чтобы продувало от комаров и оводов, и вблизи реки или озера. Зимой в низинах – для защиты от ветров и буранов. На выбранном месте женщина вначале устанавливает два основных 5 – 7-метровых шеста с заострёнными с одной стороны концами, чтобы легче входили в почву или снег. На них она накладывает остальные шесты, число которых может доходить до 50 – 70, чем больше шестов, тем просторнее и богаче чум. У противоположной входу стенки в центре чума устанавливает священный шест – симзы, он связан с названием места за очагом и священной частью чума. Там же на священной части чума находятся все сакральные предметы, имеющие различное ритуальное наполнение, доступ к ним женщин или ограничен, или запрещён. Женщинам нельзя переступать пространство между очагом и симзы, тем более за самим симзы. Хозяйка, нарушившая правило, должна тут же пройти обряд очищения дымом очага, который выполняет другая женщина. В целом же женщинам, за исключением маленьких ещё девочек, рекомендуется правилами и традициями находиться между входом и очагом, и слегка по краям, приготовить постели, помочь детям и старикам, не заходя на священную часть.

На двух поперечных шестах, укреплённых на вертикальных и на шесте симзы, примерно на высоте полутора метров, кладут в привязанные к шестам петли прочный стержень, его также продевают в отверстие крюка – для подвешивания котла. Установив шесты и оборудовав место очага, женщины заносят внутрь весь домашний скарб: печку-буржуйку, скамеечки и прочее. По краям внутренней зоны чума слева и справа настилают ветки, сухой мох и траву, здесь у стенок затем уложат постели, а слева и справа от печки кладут половые доски. Снаружи чум женщины обкладывают ветками тальника, зимой снегом, чтобы не поддувало.

Слева от входа спят хозяева – родители с маленькими детьми и старший сын с женой, здесь же находится и почётное гостевое место. Справа от входа спят бабушка, дедушка и средние дети. У ненцев существует многожёнство – тема эта отдельная, но отметим, что некоторые оленеводы берут себе вторую жену по традиции, если первая жена бесплодна или рожает только девочек. Второй брак не регистрируют официально, вторых жён записывают сестрой или тётушкой в книгах похозяйственного учёта. В целом брачно-сексуальные отношения в тундре относят преимущественно к табуированным темам.

В тундре, как и везде в людском сообществе, существует любовь мужчины и женщины, необходимая составляющая для продолжения рода. В тундре нет сексуальных утех в европейском понимании смысла слова: не располагают природа и погода, и само бытование жизни в чуме.

В тайге и тундре сохраняется брачный выкуп невесты, он, как и в прежние времена, строго оговорён числом оленей. Практикуется обменный брак, когда братья из разных родов обмениваются сестрами, существуют и другие особенности брачных отношений. Они накладывают свои особенности на поведение хозяйки чума. В чуме фактически всё на виду, нет для женщин и мужчин, других членов семьи отдельных комнат, где можно уединиться, вся жизнь проходит в чуме и в тундре. И хозяйка чума, связанная многими ограничениями, тем не менее, от рождения владеет великим даром устроения жизни на очень невеликом пространстве своего жилища.

В наше время ряд функций чума изменился или утратил своё значение, практически исчез родильный чум, рожают в больнице, нюки из шкур всё чаще заменяют сукном, брезентом, дернитом. Молодые оленеводы, вызывая неодобрение старших, нередко увеличивают внутреннее пространство чума удалением священного шеста симзы. Сегодня в чуме часто встречаются ковры, мелкая мебель, телевизоры, компьютеры, газовые плиты, спутниковые телефоны, переносные дизель-генераторы, которые дают электроэнергию. Только быт остаётся тем же – нет в тундровых стойбищах системы отопления, мощных электроплит, стиральных или посудомоечных машин. Всё решают очаг и его хранительница.

После установки чума женщины разводят огонь – костерок или буржуйку – и готовят пищу, скоро придут усталые от тяжёлой работы мужчины – оленеводы и рыбаки. Для очага женщины собирают топливо, и если в зоне тайги с ним просто, то в арктической тундре – наоборот. Здесь хозяйки собирают зимой и летом сырой мелкий кустарник, тальник, карликовую берёзку, большим спросом пользуется плавник, его собирают на берегах рек и Обской губы. В ход идут и брошенные строителями буровых брёвна, ящики. Во второй половине прошлого века дрова завозили в тундру, и оставляли по маршрутам кочевий, это была реальная помощь женщинам. Очаг – буржуйка или костерок должны гореть почти круглосуточно, для дневного чая, для угощения гостей, для ужина, для тепла.

У женщины в тундре и на стойбище много дел. Она не только ставит чум и готовит пищу, носит дрова и воду из речек и озёр на руках, рожает детей, на короткий срок прерывая домашние дела, затем снова берётся за них, шьёт одежду. А если семья большая, то одежды зимней и летней надо много.

Это одна из важных женских забот – сшить одежду из шкур забитого оленя. Шкуру вначале несколько дней коптят на костре в отдельном маленьком чуме. Затем хозяйка смазывает её для размягчения содержимым оленьего желудка или рыбьим жиром и даёт пару дней вылежаться, после чего натягивает шкуру на доску и выскребает её специальным скребком до получения мягкой замшевой поверхности. Затем идёт кройка, подбор цветовых соотношений меха, выбор орнаментов и тому подобное. Процесс этот занимает много времени, но от остальных дел женщину в чуме никто не освобождает. Ей надо вести хозяйство чума, поддерживать огонь в очаге. И делать всё это так, чтобы никому не помешать в малом пространстве чума. При этом необходимо соблюдать все традиционные правила и обычаи, где много запретов и ограничений, касающихся поведения женщины в чуме и вне его, – этому мать учит дочерей с детства.

В городах и посёлках жизнь женщины существенно отличается от традиционной, в тундре. И хотя современная цивилизация вносит много нового в труд женщины в тайге и тундре, но изменить его полностью вряд ли возможно: быт и бытие хозяйки чума связаны с традиционным укладом, соблюдение которого необходимо, чтобы выживать семьям оленеводов, рыбаков в сложных арктических условиях.

Разделы: Экология

Цели урока: Обобщить, закрепить и расширить знания о быте коренных жителей тундры, формировать у обучающихся любви к природе Ямала, воспитывать чувство уважения к жизни, к традициям и обычаям других народов.

Оборудование: Карта ЯНАО, иллюстрации тундры, макет оленя, нарты, одежда ненцев, куклы, сундук.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Скажите, любите ли вы путешествовать? (Ответы детей)

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправляемся в путешествие, а какое вы сейчас поймете из стихотворения.

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.

На этом занятии мы побываем в гостях у Северных народов-ненцев, посмотрим, где и как живут, чем занимаются, как одеваются.

Ребята, какие коренные жители Севера вы знаете?

Педагог: а что означает слово “ненец” в переводе на русский язык?

Дети: “ненец” в переводе означает – человек.

Ребята, а где живут ненцы?

Педагог: ( Показ иллюстрацию тундры) Правильно, они живут в тундре, в царстве вечной мерзлоты. Ребята, мы с вами живем в своих домах, а что служит им домом?

Педагог: правильно, ребята, как вы думаете, почему они живут в чумах, а не в домах?

Дети: они часто переезжают с места на место, чум удобнее, легко разбирается и собирается.

Педагог: я сейчас предлагаю вам такую игру. Игра называется “Собери чум”. На столе лежат предметы, среди них есть те предметы, которые необходимы для строения чума.

Вы сейчас все вместе подойдете к столу, ваша задача: собрать чум и рассказать из чего он состоит, что мы использовали для сбора чума.

Педагог: что сначала вы поставите?

Чем покроете чум?

Как называется это покрытие?

Что является полом чума?

Что еще бывает в чуме?

Ребята, какое стихотворение мы про чум знаем, кто нам расскажет?

Связали шест, с другим шестом,
Потом еще с одним шестом
Покрыв оленьей шкуркой,
И вот готов ненецкий дом
Мы домом этот дом зовем
Он дарит нам своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Наш чум готов, а теперь ребята, давайте представим, что в чуме живут современные ненцы, что бы вы поставили в чум для современного человека?

Вот ребята мы с вами создали проект нового чума. Это наша творческая коллективная работа. Теперь человек, живущий в тундре, может знать, что происходит в стране, поддерживать отношение с друзьями, и даже спать в мягкой кровати.

Молодцы, ребята вы справились с этой работой, присаживайтесь на свои места. Мы теперь с вами знаем, в каких домах живут ненцы, что у них в чуме есть, а вы знаете, как они одеваются, в чем же интересно они ходят на улицу? Ребята, чтобы вспомнить, как одеваются ненцы, мы с вами оденем ненецкую девочку – Хомани, и мальчика-Хомаку. А кто хочет их одеть?

Одежда ненцев хранится в сундучке. (По одному выходят и одевают)

Ребята, посмотрите, что одела Влада Хомани?

А как называется женская шуба?

Педагог: ребята, расскажите, что вы знаете о женском головном уборе?

Дети: женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки, монеты, это для того чтобы шапку не сносило.

Педагог: Ребята, есть еще одна деталь в женской одежде – это ложные косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты, они очень тяжелые, такие косы нужны, чтобы спина не горбилась. Вот мы и одели Хомани, давайте теперь оденем Хомаку. Кто хочет?

Пока Влад одевает Хомаку, послушайте загадку и отгадайте ”В одну дырку влезешь, а из трех вылезаешь” Что это?

Педагог: а кто хочет нам рассказать про малицу?

Дети: малица – сплошная мужская шубка из оленьего меха с капюшоном.

Педагог: а почему мужчины не носят шапки?

Дети: Они много времени находится на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они надевают капюшон от малицы.

Педагог: а как называется у них обувь?

Педагог: правильно, а что обозначает полоски украшающие обувь?

Дети: нельзя воровать, нельзя обижать слабых, нельзя убивать.

Педагог: А что сверху малицы надевают мужчины?

Педагог: правильно, ребята пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не снимает и не бросает.

Посмотрите на Хомани она хорошая, добрая, девочка, любит маме помогать, а Хомаку сильный, трудолюбивый мальчик. Вот мы с вами одели ненецких ребят и вспомнили ненецкую национальную одежду. Все эти вещи шьет хозяйка чума – женщина-мастерица.

Ребята, а как олени помогают человеку на Севере?

Дети: Олени для Северных народов – это и транспорт и одежда и жилье. (Показ макет оленя и ставится рядом с чумом)

Педагог: А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.

(Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы)

Ребята, а как вы думаете, чем же занимается хозяин чума?

Дети: он пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Педагог: правильно, ребята, он – оленевод, охотник и рыбак, а в свободное время он так же любит мастерить. Что же он умеет делать?

Дети: мастерит посуду, игрушки детям и делает нарты.

Педагог: правильно, ребята, посмотрите, на что похожи нарты?

Педагог: правильно, а какие нарты бывают?

Дети: грузовые, ездовые.

Педагог: правильно, ездовые или легкие бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Женщины всегда возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка. А для чего предназначены грузовые нарты?

Дети: для перевозки грузов.

Педагог: да, грузовые предназначены для перевозки грузов (для шестов, одежды, продукты) Между санками и нартами есть большое различие, на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить и зимой и летом.

Ребята, в холодные зимние дни дети ненцев всегда собираются в чуме и любят загадывать загадки. Я тоже хочу вам загадать загадки.

Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен (Чум)

Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь….(Олень)

В тундре голой и холодной, он стадо оленей пасет, зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет (Оленевод)

Педагог: Ребята, а какие традиционные праздники есть у ненцев?

Дети: День оленевода, вороний праздник, день рыбака.

Педагог: во время этих праздников, какие игры и соревнования проводятся?

Дети: оленьи гонки, прыжки через нарты, бросание аркана, перетягивание палки.

Педагог: а дети ненцев в какие игры играют?

Дети: “Солнце”, “Доброе утро охотник!”, “Олень и медведи” и др.

Педагог: Ребята, а как же ненцы относятся к природе?

Педагог: правильно, ненцы очень бережно относятся к природе, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому мы, никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом, или же собирающего ягоды.

И мы с вами должны любить и охранять природу. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом.

Обобщение: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в тундру, побыли в гостях у ненцев, повторяли, закрепили и расширили свои знания о коренных жителях – ненцах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции