Цитаты про чуму в средневековье

Альбер Камю

ISBN: 978-5-17-103587-7
Год издания: 2017
Издательство: АСТ
Серия: Эксклюзивная классика (лучшее)
Язык: Русский

"Чума" Альбера Камю — это роман-притча. В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики "прочитывают" в романе события во Франции в период фашистской оккупации.

Лучшая рецензия на книгу

Чума никогда не меняется.

…И, увы, не заканчивается. Она может спрятаться, уйти в глубину, может притвориться чем-то безобидным, ласковым – а потом наброситься, внезапно и страшно, не оставляя шанса своей жертве.

Камю не ошибался, сравнивая любое зло с болезнью. Как и болезнь, зло подчиняется иным законам, оно в большинстве своем иррационально, и бывает так, что человек сам не понимает, как становится разносчиком. Можно заставить его отступить (при некоторых условиях), но оно постоянно и неизменно должно оттенять лучшие человеческие чувства.


Несмотря на признание сего факта, Камю оптимистичен. Во-первых, он, конечно, жалостлив – а таких писателей мало, обычно-то они не жалеют своих персонажей. Во-вторых, Камю искренне верит, что любовь все перенесет, и, несмотря на мое несогласие с этим доводом, спорить с ним совершенно не хочется. Так же Камю верит в безграничное мужество Сопротивления, в благоразумие и самоотречение. Читая его, заряжаешься этим духом и хочешь тоже совершить какой-нибудь подвиг, пусть даже он никому не принесет пользы.

Камю оставляет свое сочувствие для тех, кто участвует в борьбе, рискуя своей жизнью. Им же он дает осознать смерть как что-то страшное в своей обязательности.

Оттого показателен еле намеченный спор между материалистом Риэ и священником Панлю. Риэ, опытный врач, признается, что не понимает смысла своей борьбы. Вытащив человека из лап чумы, он вынужденно бросает его в руки иной смерти, иногда даже более мучительной. От инфаркта или рака – но человек умрет, тем самым делая все усилия Риэ, в его смутном сопротивлении, бессмысленными. Зачем спасать? И зачем спасаться самому? Умрет человек часом раньше или часом позже – так ли важно это, если смотреть на это отстраненно? Но, несмотря на невозможность избежать этого, живой организм сопротивляется смерти, до последнего мгновения надеется на спасение – и Риэ, как врач, не может отказать больному в его надежде прожить еще хоть несколько дней.


Оппонент Риэ, отец Панлю, говорит в ответ, что как раз спасаться от чумы и смерти нельзя. Нет, бросаться им навстречу – глупость еще большая, но прятаться, искать убежище от чумы. Пока Риэ жалуется на невозможность понять разумность смерти, Панлю призывает к примирению. И это – не примирение со злом, как можно было бы вообразить, а смирение с собственной смертностью. Давать надежду близким – хорошо, а вот самому думать о спасении – глупо. Спасать от смерти близких – благо; спасаться самому от нее – несчастье.

Риэ поступает правильно, помогая в самый сложный час, но не имеет права рассчитывать на снисхождение, он-то должен встретить смерть без сожаления. То же самое требуется от его товарищей, от его коллег. Они добровольно выбирают жребий тех, кто соглашается умереть в любой момент, кто хочет отказаться от своей жизни с пользой для других. Зачем? Так они устроены – иного ответа быть может.

Только избавившись от страха за свою жизнь, можно стать антифашистом, участником Сопротивления, победителем в борьбе за чужие судьбы. Нет зла, которое было бы сильнее смерти. И Камю, сам антифашист, это понимал.

Прочитано в рамках KillWish, 5 тур.

Чума никогда не меняется.

…И, увы, не заканчивается. Она может спрятаться, уйти в глубину, может притвориться чем-то безобидным, ласковым – а потом наброситься, внезапно и страшно, не оставляя шанса своей жертве.

Камю не ошибался, сравнивая любое зло с болезнью. Как и болезнь, зло подчиняется иным законам, оно в большинстве своем иррационально, и бывает так, что человек сам не понимает, как становится разносчиком. Можно заставить его отступить (при некоторых условиях), но оно постоянно и неизменно должно оттенять лучшие… Развернуть

Как проходили пандемии чумы и как они повлияли на средневековую Европу


В начале XIV века население Европы насчитывало от 70 до 100 миллионов человек. Во время пандемии 1346-1353 годов, по разным оценкам, умерли от 25 до 34 миллионов человек, от трети до половины населения Европы.

После окончания пандемии чума не ушла. Вспышки болезни разной силы повторялись по всей Европе каждые 10-15 лет, вплоть до конца XVIII века.



Если болезнь не удавалось вылечить, оставалось молиться, чтобы Божий гнев смягчился и эпидемия отступила. Во время эпидемий особенно популярными заступниками от чумы были Дева Мария, святые Себастьян и Христофор. Святого Себастьяна считали заступником, видимо, потому, что он пережил посланную стрелами смерть. Считалось, что только при заступничестве святого Себастьяна врач может успешно лечить чуму. Святой Христофор считался заступником потому, что он посвятил свою жизнь служению Христу и был одним из немногих, кто взаимодействовал с Иисусом: он перенес маленького Христа через реку.

Кроме уже существовавших святых, чума создала своего собственного, святого Роха. Это был реальный человек, французский дворянин из Монпелье, который ухаживал за больными чумой, а когда заразился сам, ушел в лес умирать. Как ни странно, он выздоровел и вернулся в родной город, где его приняли за шпиона и бросили в тюрьму. После нескольких лет в заключении Рох умер. Поклонение святому началось сразу после его смерти.


Закончились вспышки чумы в Европе в разное время, где-то в XVII веке, где-то — в XVIII веке. И хотя сначала способы борьбы с болезнью выглядели, на взгляд современного человека, смешно, за триста лет жители Европы выработали ряд эффективных мер по борьбе с чумой. Например, в Англии во время эпидемии 1665 года городские власти приняли систему мер против распространения заразы.

Умерших надлежало хоронить ночью, чтобы избежать скопления народа; родственникам и друзьям присутствовать на поминальной службе и при погребении не разрешалось. Мебель и вещи из зараженных домов продавать запрещалось. Для устранения заразы вещи и постель чумного больного должны быть проветрены и прокурены ароматическими веществами.

Кроме того, были сделаны распоряжения о поддержании в порядке общественных мест. Мусор с улиц должен вывозиться мусорщиками ежедневно, помойки и резервуары с нечистотами должны находиться как можно дальше от города. Крестьянам из окрестных деревень, приезжающим торговать на рынке, было предписано продавать все товары за пределами города. На рынках продукты регулярно осматривались, испорченные к продаже не допускались. Деньги на рынке не передавались из рук в руки, а опускались в предназначенную для этого миску с уксусом.

Было запрещено пускать в город бродячих нищих и попрошаек. Увеселения, приводящие к скоплению народа и публичные празднества тоже во время эпидемии отменялись 4 .

Возможно, по причине эффективности принятых мер во время эпидемии погибло 75 тысяч человек, 15 процентов из 460 тысяч жителей города, а не треть или половина населения.

Так чума закончилась в Англии. В Европе было еще несколько сильных вспышек, но и они закончились в конце XVIII века.


Следующая пандемия чумы началась в Китае в 1855 году, но, по счастью, до Европы она не дошла. К этому моменту уже существовала современная наука и люди понимали настоящую причину заболевания. Появление антибиотиков позволило эффективно лечить чуму за 10 — 14 дней.

Историк Ольга Тогоева рассказывает о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века, которые нужно соблюдать, чтобы не заразиться чумой




1. Если достойные доверия и уважения люди сообщили вам, что на местность, где вы проживаете, надвигается чума, что во многих сопредельных областях уже умерли многие люди, следует принять меры, дабы обеспечить собственную безопасность и безопасность ваших близких.

2. Самое лучшее и надежное средство уберечься от чумы — это оставить городской дом и, забрав семейство, бежать как можно дальше: в загородное поместье, в другой город, где, возможно, проживают ваши родственники, или просто в деревню, где нет большого скопления людей и, таким образом, существует вероятность уберечься от заражения. Если позволяют средства, купите дом, стоящий на отшибе, либо снимите комнату в местной таверне или у зажиточного крестьянина. Чем меньше вы будете контактировать с окружающими, тем лучше.

3. Если судьба распорядилась иначе и покинуть родной город не удалось, помните: люди — ваши главные враги! Чума коварна, она развивается стремительно и проявляется по-разному. Вы можете не заметить чумные бубоны Бубоны — опухоли, появляющиеся, как правило, в паху или подмышками. и потому даже не догадываться о том, что человек, с которым вы разговариваете, уже болен и через несколько дней умрет. Избегайте любых внешних контактов, закройте двери своего дома для соседей, друзей, знакомых и даже родственников — и сами не навещайте их. Тем более не пускайте в свой дом незнакомых людей, особенно если они прибыли издалека, из стран Ближнего Востока, откуда, как известно, и явилась чума.

4. Ни под каким видом не посещайте городской порт и торговые ряды, где с большой долей вероятности вы можете встретить путешественников из стран Ближнего Востока. Если же таких визитов никак нельзя избежать, постарайтесь держаться от этих людей на расстоянии (лучше всего в этом случае стоять с наветренной стороны), не прикасайтесь к ним, не принимайте от них никаких подарков, не берите в руки их личные вещи — все они могут оказаться зараженными.



5. Не принимайте участия ни в каких общих собраниях. Избегайте посещения церквей, совместных молебнов, крестных ходов и прочих религиозных процессий, несмотря на то что многие полагают их верным средством избавления от эпидемии.

7. Вам также придется забыть на время и о столь достойном христианском обычае, как участие в похоронах. Даже если речь идет о близком человеке, о друге или родственнике, не выходите лишний раз на улицу и не присоединяйтесь к подобным процессиям. Помните о самом главном условии спасения — всеми возможными способами избегать общения с посторонними людьми.

8. Вы знаете, что причины возникновения чумы до сих пор точно не определены, а потому следует предусмотреть все возможные пути появления ее в вашем доме. Учитывая, что многие знающие люди утверждают, что распространению болезни способствует дурной воздух в городах, постарайтесь максимально обезопасить свое жилище. Лучшими средствами здесь станут разведение и поддержание огня, окуривание дома смолами, а также вдыхание членами вашей семьи паров селитры. Не брезгуйте ни одним из этих способов. Что, если они помогут?

9. Точно так же опасайтесь и общественных колодцев. Вы ведь знаете: ходят слухи, что чума появилась из-за их отравления евреями. Используйте для своих нужд лишь ту воду, которая не вызывает никаких подозрений (лучше всего — из своего собственного источника). Все подозрительные вещи, попадающие в дом, следует незамедлительно выстирать или вымыть (если уж вы никак не можете их сжечь).




10. Наконец, оставаясь в городе, в который пришла чума, остерегайтесь грабителей, для которых с распространением эпидемии наступает золотое время. Держите двери своего дома на запоре, не носите с собой никаких ценных вещей, дабы не стать случайной жертвой разбойников.

11. Если же все эти способы не помогли и вы почувствовали недомогание (пусть даже у вас просто разболелась голова или поднялась температура), незамедлительно обратитесь к врачу. Однако будьте осмотрительны, ведь многие из лекарей на деле являются самыми настоящими шарлатанами. Выбирайте того, за кем закрепилась слава искусного целителя, кто явится на вызов, предварительно надев специальную чумную маску и костюм из кожи или из пропитанного воском холста, кто не будет применять кровопускания (ведь еще Гален указывал на их бесполезность), а обратится сразу к вырезанию и прижиганию бубонов.

12. В остальном вам останется лишь молиться.


Вопреки распространенному мнению, в этот конфликт были вовлечены не только Англия и Франция. В войне напрямую участвовали еще как минимум полтора десятка государств - Португалия, Люксембург, Наварра, Фландрия, Бургундия, Генуя, Кастилия, Шотландия и другие.
Вероятно, впервые в европейской истории… Развернуть


"Финансовая глобализация" Средневековья сколлапсировала, вызвав глобальный кризис. Экономической науки в строгом понимании этого термина тогда не существовало (хотя средневековые банкиры неплохо разбирались в своем ремесле и понимали суть экономических процессов), а потому никто не подозревал, что схема развития, основанная на ростовщичестве с многочисленными паразитарными секторами исходно обречена на крах - прибавочный продукт не создается, да и перераспределяется отнюдь не в пользу общества, а лишь в пользу нескольких семей. "Пирамида ГКО" итальянских ростовщиков была обречена на катастрофу с самого начала, короли Англии и Франции только ускорили ее падение.
Согласимся, что положение, когда значительная часть населения, включая средний класс и высшую феодальную элиту, залезли в долги, проценты по которым были значительно выше, чем общий запас драгоценных металлов Европы, абсолютно ненормально. Выплатить эти займы было физически невозможно никому и никогда. Это очень тревожный сигнал и для нас, обитателей XXI века, - совокупный государственный и частный долг Земли в текущий момент составляет около 185 триллионов долларов, то есть 225% мирового ВВП, а каждый обитатель нашей планеты формально сейчас должен 86 тысяч долларов.

"Финансовая глобализация" Средневековья сколлапсировала, вызвав глобальный кризис. Экономической науки в строгом понимании этого термина тогда не существовало (хотя средневековые банкиры неплохо разбирались в своем ремесле и понимали суть экономических процессов), а потому никто не подозревал, что… Развернуть


Обычно Столетнюю войну делят на четыре этапа - Эдвардианский, Каролингский, Ланкастерский и финальный, причем Эдвардианский период считается с 1337 по 1360 год, когда был заключен мир в Бретиньи. Мы же предполагаем, что первый этап завершился на десять лет раньше, в 1350-52 годах, когда отгремела Великая эпидемия и обе воюющие стороны оказались в принципиально новых условиях: демографических, экономических и политических. Да, были близки катастрофа при Пуатье, пленение короля Иоанна, крестьянские восстания - но все это произойдет в новом, неизведанном мире. Мире, прошедшем через ревущее пламя Черной смерти.

Обычно Столетнюю войну делят на четыре этапа - Эдвардианский, Каролингский, Ланкастерский и финальный, причем Эдвардианский период считается с 1337 по 1360 год, когда был заключен мир в Бретиньи. Мы же предполагаем, что первый этап завершился на десять лет раньше, в 1350-52 годах, когда отгремела… Развернуть


Историки традиционно оперируют событиями Столетней войны с точки зрения королей и герцогов, описывают знаменитые сражения, политическую ситуацию, однако почти никогда не пытаются взглянуть на события этой грандиозной битвы со стороны ее обычных участников - людей, втянутых в феодальный конфликт, в ходе своей вековой эволюции закончившийся национально-освободительным движением.
Напомним в очередной раз, что люди эпохи Высокого Средневековья в массе "глупыми", "легковерными" или "ограниченными" вовсе не являлись. Скорее наоборот - зачастую какой-нибудь подданный короля Франции XIV века значительно превосходил наших современников в гибкости мышления, способности делать верные выводы на основе весьма скудных сведений, а главное - в памяти и массиве усваиваемой информации.
Среднестатистический монах мог помнить наизусть 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Завета, плюс огромное количество богослужебных и иных канонических текстов. В те времена не было Интернета и смартфонов, рукописные книги являлись сравнительной редкостью и были достоянием высших классов, а потому полагаться следовало лишь на свой опыт и свою память.
Все вышеизложенное в равной мере касается и военного дела.

Историки традиционно оперируют событиями Столетней войны с точки зрения королей и герцогов, описывают знаменитые сражения, политическую ситуацию, однако почти никогда не пытаются взглянуть на события этой грандиозной битвы со стороны ее обычных участников - людей, втянутых в феодальный конфликт, в… Развернуть


Ранее мы неоднократно касались проблемы устойчивых стереотипов, сложившихся в наши времена о периоде Высокого Средневековья. Вот уж воистину несть им числа - заблуждения касаются самых разных областей жизни, от уровня интеллекта людей того времени до вопросов демографии, гигиены или медицины, каковая, разумеется, отнюдь не блистала выдающимися достижениями, но в отдельных случаях приносила определенную пользу.
Еще один традиционный стереотип можно сформулировать следующим образом: достичь серьезных карьерных успехов тогда мог исключительно человек, принадлежащий к высшим слоям общества, тогда как самому обычному горожанину, крестьянину или бедному неродовитому дворянину пути к славе и важным государственным должностям были закрыты. Судьбу решало происхождение, а не личные таланты.
В какой-то мере это утверждение можно считать справедливым - наличие благородной крови, связей и влиятельных родственников давало куда больше шансов пробиться наверх, но, согласимся, такое положение дел сохраняется и поныне. Тут стоит напомнить, что, к примеру, римский папа Лев II, тот самый, что короновал императорским венцом Карла Великого, являлся сыном городского обывателя, а папа Николай IV был выходцем из анконской фермерской семьи. Сделать блестящую карьеру на церковном поприще мог и простолюдин, поскольку в этой сфере оценивалось не только и не столько происхождение, сколько образование, начитанность и личные способности. Однако и в светских государствах встречались люди, поднявшиеся из самых низов к сияющим вершинам.

Ранее мы неоднократно касались проблемы устойчивых стереотипов, сложившихся в наши времена о периоде Высокого Средневековья. Вот уж воистину несть им числа - заблуждения касаются самых разных областей жизни, от уровня интеллекта людей того времени до вопросов демографии, гигиены или медицины,… Развернуть


Эпидемия коронавируса стала шоком для общества и экономики. Между тем, история человечества знает немало примеров масштабных пандемий и эпидемий.

Чума Фукидида – 431-427 годы до новой эры

Названа так по имени эллинского историка Фукидида, рассказавшего о ней. Первая из зафиксированных в истории эпидемий. Разразилась в Афинах с 431 по 427 годы до нашей эры. Эпидемия во время Пелопонесской войны (два союза во главе с Афиной и Спартой), когда Афины были переполнены беженцами. Оценка смертности – около 30 тыс. человек. В то время это была очень серьезная цифра – примерно половина фактического населения Афин. Одной из жертв болезни пал и отец афинской демократии Перикл.

Современные учёные утверждают, что причиной афинской эпидемии стала не чума, а сочетание кори и тифа.

Юстинианова чума – 541-750 годы

Название эпидемии связано с тем, что ее начало пришлось на время правления византийского императора Цезаря Флавия Юстиниана (527-265).

Считается, что эпидемия началась в дельте Нила; из Египта в Константинополь на кораблях с пшеницей приплыли основные переносчики чумы – крысы и блохи. Первая эпидемия чумы на берегах Средиземноморья длилась почти два века, с 541 по 750 годы нашей эры. Пик пришелся на 544 год, когда в Константинополе ежедневно умирало до 5-10 тыс. чел. По оценкам историков, в результате погибло 66% населения тогдашнего Константинополя.

В целом в Европе погибло, по разным оценкам, от 25 до 50 млн. человек. В Северной Африке, Центральной Азии и Аравии – более 66 млн.

Чёрная оспа – IV-VIII века

В IV веке эпидемия чёрной оспы прокатилась по Китаю, в VI веке – достигла Кореи, позже – Индии и Японии. В 737 году от оспы в Японии погибло около 30% населения. Смертность от болезни была ужасающей: в пантеоне индусов даже появилась богиня оспы – Мариатале.

В 1796 году британский врач Эдвард Дженнер придумал принцип вакцинации. Вакцинация стала основным средством борьбы с оспой. В настоящее время официально считается, что вирус натуральной оспы сохраняется только в двух лабораториях мира.

Смертность от оспы составляет 30-50%. В странах Европы, по оценке специалистов, от оспы ежегодно умирало до 1,5 млн. человек.

Последняя эпидемия оспы в Европе зафиксирована в 1871-1873 годах, в период франко-прусской войны.

Средневековая чума

Эпидемия чумы зародилась вновь в Китае и Индии, прошла по Аравии и Ближней Азии и накрыла всю территорию Европы, добравшись с викингами даже до поселений на побережье Гренландии. По оценкам историков, из-за чумы вымерла половина населения Италии, значительная часть населения Британии и Германии. Эпидемия затронула и западные территории России: например, к 1386 году в русском городе Смоленске в живых осталось только пять человек. Всего Европа потеряла около 30% населения.

Смертность от чумы практически тотальная – 98%.

Именно во время одной из эпидемий чумы был изобретен 40-дневный карантин – впервые применен по отношению к торговым судам в Венеции, которым предписывалось 40 дней провести на внешнем рейде, прежде чем они допускались в порт. В свою очередь, домашний карантин изобретен в Англии – дом заболевшего помечался крестом, выходить можно было только по неотложным надобностям, неся перед собой палку с белым лоскутом.

Окончательно вакцина от чумы была разработана в 1896 году российским ученым Владимиром Хавкиным, который работал в Индии в качестве бактериолога и создал в рамках своих исследований эффективную вакцину от холеры

Английский пот – XV-XVI века

Английский пот (другие названия – английская чума, потливая горячка) – самая известная в истории эпидемия с до сих пор не установленной причиной. Более всего от нее пострадала тюдоровская Англия между 1485 и 1551 годами. В августе 1485 года Генрих Тюдор победил в битве при Босворте, вступил в Лондон и стал королем Генрихом VII – первым монархом из династии Тюдоров. Считается, что его французские и бретонские наёмники принесли на берега Альбиона эту неизвестную болезнь. Которую описывали в своих трудах Фрэнсис Бэкон и Томас Мор. Историки описывали его как английскую чуму или возвратный тиф. Однако причины английского пота, эпидемия которого затронула территории Британии, Священной Римской Империи, Великого княжества Литовского и страны Скандинавии, до сих пор остаются неясными.

Хорея (Пляска святого Витта) – 1518 год

Холера – XIX-XX века

Холера по своей природе – острая кишечная инфекция. Впервые холеру как болезнь, известную на юге Азии, упоминают в своих работах грек Гиппократ и римский врач Гален. Первая мировая пандемия холеры началась в 1817 году в Юго-Восточной Азии, пришла в Индию, где погибло около 40 млн. человек, затем затронула территорию Европы и южные земли России (в частности – Астрахань). В Европе во время первой эпидемии жертвами холеры стали более 100 тыс. человек. Считается, что от более серьезных последствий европейские страны спасла чрезвычайно холодная зима 1823-1824 годов.

Третья пандемия холеры разразилась в Европе в 1852-1860 годах. В России в этот период от холеры погибло около 1 млн. человек.

Четвертая пандемия, пятая и шестая пандемии холеры пришлись на 1863-1875, 1881-1896 и 1899-1923 годы.

Седьмая, самая слабая пандемия, пришлась на 1961-1975 годы.

В настоящее время холера практически не представляет опасности в связи с развитием вакцинации и широким применениям антибиотиков. Однако в мире и сегодня регистрируют отдельные вспышки холеры – как правило, в развивающихся и бедных странах с низким уровнем медицинской инфраструктуры. Например, в 2010 году зафиксирована эпидемия холеры на острове Гаити, затронувшая 7% населения и унесшая жизни 10 тыс. человек.

Испанский грипп – 1918-1919 годы

Лихорадка Эбола – 1976-2015 годы

Впервые вспышка этой болезни была зарегистрирована в 1976 году в соседних районах Судана и Заира. Заболевание получило имя по названию реки Эбола в этом регионе Африки. Уровень смертности от лихорадки Эбола достигает 90%. Основным способом контролировать вспышки этой эпидемии является жесткий карантин. При вспышке 1976 года из 33,5 тыс. заразившихся погибло 13,5 тыс. человек. Смертность превысила 40%.

Эпидемии разных видов гриппа и пневмонии

2002 год – атипичная пневмония. Из 8,1 тыс. заразившихся умерли 774 человека. Смертность достигла почти 10%.

2012 год – вирус MERS-CoV. Заразилось 2,5 тыс. человек. Погибло 858 человек. Уровень смертности – 34%.

2013 год – вирус H7N9. Заразилось 1,5 тыс. человек. Погибло 616 человек. Уровень смертности – 39%.

СПРАВКА:

По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в мире умирает более 150 тысяч человек, в том числе:

  • из-за сердечно-сосудистых заболеваний – около 48 тыс. в день
  • вследствие самоубийств – более 2 тыс. день
  • из-за ДТП – более 3 тыс. в день
  • от СПИДа – более 4 тыс. в день
  • из-за диабета – более 4 тыс. в день
  • из-за коронавируса – в среднем около 180 человек в день

Чума — не самая смертоносная болезнь из всех, с которыми сталкивался человек на своем историческом пути. Та же оспа, работая в более спокойном графике, выкосила в 20 раз больше народу в количественном отношении, а в отдельных регионах добивалась и сопоставимой с чумой летальности — более 90%. Тем не менее, вряд ли можно назвать болезнь, которая вселяла людям больший страх и оставившую более глубокий след в истории и культуре Европы, чем чума.

Для начала немного о самой болезни. Чума — типичная карантинная инфекция, то есть единственным эффективным средством против нее является именно карантин (в отличие от оспы, чуму не задавить вакцинацией и не уничтожить ее естественные резервуары — только запереть в развивающихся странах и блокировать локальные вспышки карантинным методом); можно даже сказать, что именно ради чумы и был придуман карантин.

Это объективная, медицинская сторона вопроса, и с ней в принципе все понятно; но есть еще и субъективная сторона — проблема восприятия чумы, и вот здесь начинаются сильно спорные вещи.

— Чума в некоторых случаях имеет свойство переходить из одной формы в другую, т.е. смешанную, что смазывает клиническую картину и затрудняет определение формы;

— Во время эпидемий и тем более пандемий присутствуют все три формы заболевания, хотя можно говорить об одной доминирующей;

— Наконец, древние письменные источники имеют свою специфику, необходимо критически относиться как к излагаемой ими информации, так и к выборке источников.

Но, справедливости ради, следует отметить два момента:

Очерк о чуме в Ветлянке можно будет прочитать по ссылке в конце главы; есть и отдельное исследование о причинах подобного диагностического затруднения. Кроме множества других факторов — и смазанной клинической картины, и нетипичности первых случаев заболевания, и отказа заболевших в массе своей обращаться за врачебной помощью (о причинах подобного явления далее поговорим отдельно) и, наконец, помимо непрофессионализма медицинских работников, главная причина крылась в психологической неготовности признать, рапортовать и, следовательно, обнародовать на весь мир тот факт, что в европейской части страны, претендующей на цивилизованность, свирепствует чума. [Тогда как раз пошла тема с гигиеной и ведущие врачи и ученые полагали, что все проблемы от плохой гигиены, в том числе и чума, хотя это, мягко говоря, преувеличение.]

И здесь мы, более-менее разобравшись с клиническим аспектом, переходим к главному — аспекту социально-психологическому.

Пара слов о том, почему именно так:

• Юстинианова чума, начавшаяся в правление византийского императора Юстиниана I и щедро прошедшаяся по Европе в VI—VII веках, практически не оставила после себя письменной рефлексии. Византийская культура, оставаясь статичной в течение многих веков, в принципе игнорировала современность, событие отмечали в хрониках и тут же о нем забывали, считалось приличным писать то же, что писали античные авторы или отцы церкви, на те же темы, тем же языком, в том же стиле. А в Западной Европе еще в V веке все было разорено великим переселением народов, разве что кроме Италии, но и ее основательно пришибли к VII веку. Не было культурной основы, на которой чума могла бы оставить след. Таким образом, к XIV веку память о чуме совершенно изгладилась из народного сознания.

• Ну и, наконец, Третья пандемия в Азии в конце XIX века. Господи, да всем плевать на Азию.

Поэтому рассматривать социально-психологический аспект эпидемии чумы мы будем на примере именно Черной смерти, ввиду ее исторической и культурной значимости, а также исключительной привлекательности для писателей и художников. Собственно, большая часть из сказанного о Черной смерти, в той или иной степени можно отнести и ко всем последующим вспышкам чумы, вплоть до начала ХХ века.

Чума Средневековья: Откровение Иоанна Богослова, только без Иисуса.

I. Религиозный аспект.

Главная книга Средневековья, вокруг которой строилось все средневековое общество и миропонимание каждого индивида, — это Библия. Библия содержала в себе ответы на все вопросы, но всегда в завуалированном виде; их полагалось искать и интерпретировать. И вот какое описание содержит Откровение Иоанна Богослова, более известное как Апокалипсис:

Наконец, уже после чумных опустошений, необычайно расплодились дикие звери (оно и понятно — некому было их истреблять), волки водились в пригородах Парижа и даже врывались в деревенские дома… Чувствуете, к чему все идет? Ну вот и средневековые люди поняли: картинка сложилась — все сбывается, как и было предсказано в Откровении Иоанна Богослова.

Итак, чума, как и все остальные бедствия, понималась как Божья кара за людские грехи. К страху перед физическим проявлением болезни прибавляется страх мистический — перед божественной карой. Активизируется секта флагеллантов (бичующихся) и прочие радикальные аскетические движения; особую популярность приобретают святые-покровители больных и умирающих. Главными защитниками от чумы были святой Себастьян и святой Рох, также в разных местностях почитались местные святые, всего около пятидесяти так или иначе связанных с чумой. И одновременно просыпаются самые темные суеверия и казалось бы забытые языческие ритуалы.

— Не лучше ли принести в жертву одного, нежели нам всем погибнуть? Эй вы, ступайте домой, ложитесь спать и просите вашего священника об утешении, да молчите обо всем об этом! А не то, клянусь сатаной, узнаете, что нет ничего хуже, как ввязываться в наши дела…
— Вовсе незачем так громко кричать, Арнтур. Тот, чье имя ты назвал, все равно услышит тебя — знай же, он здесь, неподалеку.

Психологическое состояние людей, собиравшихся совершить жертвоприношение, было таково, что большая часть из них довольно легко поддалась на увещевания монахинь, остальные же раскаялись, увидев самоотверженность тех, кто вошел в зачумленный дом, чтобы предать христианскому захоронению тело умершей женщины.

II. Символы чумы.

1) Чума — это персонифицированная смерть. А персонифицированная смерть в средневековом изобразительном искусстве имеет вид один и тот же — это скелет, либо обтянутый коричневой кожей высохший труп с опять же скелетированным лицом. Одежда чаще всего отсутствует, либо абстрактно накинутая ткань по типу савана.

III. Социальный аспект.

С приходом эпидемии останавливалась вся социальная жизнь — не распахивались поля и не собирался урожай, не взимались подати, останавливались торговля и ремесло; все те, кто мог бежать из города, включая власть и духовенство — бежали, оставшиеся сидели по домам, по улицам ходили только уборщики трупов, зачумленные и мародеры. Таким образом, подрывались два столпа средневекового общества — внутриродовые отношения и религиозные обряды.

Поэтому проблема утилизации трупов вставала быстро и остро, как только эпидемия набирала обороты. Часто зачумленные дома с живыми и мертвыми внутри просто запирали снаружи — так это было в Средние века, так это было и в Ветлянке, когда чума обнаружилась в приюте для осиротевших во время эпидемии детей, оттуда спасся потом только один ребенок.

Как уже отмечалось выше, чума воспринималась как бедствие, обрушивающееся совершенно внезапно, подобно разящей стреле. Эти преувеличенные сообщения о внезапности чумы можно проследить во многих исторических источниках. Однако здесь необходимо пояснить, почему именно так. Чуме все-таки, как и любой другой инфекционной болячке, нужно свое время чтобы раскачаться, сформировать цепочки контагиозности и начать свободно распространяться внутри популяции с тем размахом, на какой она способна. Так, например, чуме в Ветлянке (станица с населением в 1700 человек) понадобилось около полутора месяцев, чтобы от отдельных случаев с весьма нетипичным для чумы процентом выживших (из первых 14-ти заболевших выздоровели без лечения семеро) перейти в легочную, высококонтагиозную форму и начать полномасштабно опустошать поселение.

Тому два объяснения, оба сугубо психологические:

— Первое, что касается уже упомянутой специфики именно средневековых источников. У средневекового человека мышление обратное от догматов; как написано — так и есть, а не наоборот. Чума — это кара Божья. А кара Божья по определению должна быть внезапной, как Потоп или огненный смерч — на то она и кара. Так и первые панические описания сифилиса конца XV века представляют какую-то лютую, быстро прогрессирующую болезнь с язвами — то ли сам сифилис за неполные 500 лет так сильно изменился, то ли всему виной искажение восприятия; надо ли говорить, что сифилис моментально был водружен церковью на штандарт борьбы за всеобщую нравственность.

О коллективном поведении во время чумы можно прочитать во многих источниках, в том числе и у того же Делюмо. Но если выделить главное: именно во время чумы демонстрируется максимальное морально-психологическое расслоение. Кто-то выгоняет или отказывается хоронить родных, кто-то лезет добровольцем в самую гущу эпидемии; одни неистово молятся, другие также неистово пьянствуют, веселятся — с одинаковым истерическим надрывом.

И, в конце концов, не за это ли мы так любим чуму и войну? Кто еще так выворачивает сущность человека наизнанку?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции