Чума оои экзаменационные вопросы с ответами

Перечень нозологических форм, входящих в программу по инфекционным болезням для студентов лечебного факультета

Бактериальные инфекции, в том числе риккетсиозы, хламидиозы, микоплазмозы

1. Болезнь Лайма

4. Брюшной тиф и паратифы А и В

7. Иерсиниозы (псевдотуберкулез и кишечный иерсиниоз)

14. Менингококковая инфекция

15. Пищевые токсикоинфекции

18. Сибирская язва

22. Тиф возвратный (эпидемический и эндемический)

23. Хламидиозы (орнитоз)

26. Эндемический, или крысиный, сыпной тиф

28. Эпидемический сыпной тиф и болезнь Брилла

32. Вирусные гепатиты

33. Вирусные диареи

35.Геморрагические лихорадки. Геморрагическая лихорадка с почечным

36. Герпетическая инфекция

37. Грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, РС-инфекция, риновирусная инфекция

38. Инфекционный мононуклеоз

39. Клещевой энцефалит

42. Паротит эпидемический

43. Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит

49. Кишечные и внекишечные гельминтозы

Перечень экзаменационных вопросов по эпидемиологии

1. Предмет, задачи и методы науки эпидемиологии

2. Понятие об эпидемическом процессе и его основных звеньях

3. Биологический фактор эпидемического процесса

4. Происхождение и эволюция инфекционных болезней. Теория саморегуляции эпидемического процесса

5. Социальный фактор и его влияние на эпидемический процесс

6. Природный фактор эпидемического процесса. Учение о природной очаговости трансмиссивных болезней акад. Е.Н. Павловского

7. Природные и антропогенные чрезвычайные ситуации, их влияние на эпидемический процесс. Биотерроризм

8. Понятие об источнике инфекции. Источники антропонозных, зоонозных и сапронозных инфекций

10.Формы проявления инфекционного процесса

11.Механизм передачи возбудителей инфекционных болезней и его основные типы

12.Характеристика различных факторов передачи и путей распространения заразного нгчала (в пределах основных типов механизма передачи)

13. Механизм передачи патогенных микроорганизмов как основа эпидемиологической классификации инфекционных болезней

14. Понятие о восприимчивости организма к инфекционным болезням. Виды резистентности

15. Понятие об иммунитете, его виды и пути приобретения. Значение

коллективного иммунитета в развитии эпидемиологического процесса.

16. Проявления эпидемического процесса. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия, эндемия. Экзотические случаи.

17. Эпидемиологическая диагностика.

18. Эпидемиологическое обследование и его значение в борьбе с инфекционными болезнями.

19. Эпидемиологический анализ. Определение, содержание и конечные цели оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа. Санэпидразведка.

20. Эпидемический очаг инфекционного заболевания. Цели его обследования.

21. Принципы борьбы с инфекционными заболеваниями. Три основные группы противоэпидемических мероприятий и их сравнительная оценка.

22. Профилактика внутрибольничных инфекций.

23. Содержание работы кабинетов инфекционных заболеваний.

24. Организация и режим работы инфекционной больницы.

25. Дезинфекция, ее виды по месту и времени проведения. Метод дезинфекции.

26. Классификация дезинфекционных средств. Характеристика основных дезинфектантов и рабочие концентрации их растворов. Дезинфекционная аппаратура.

27. Виды и основные направления мероприятий по борьбе с членистоногими переносчиками. Средства и методы дезинсекции.

28. Мероприятия в отношении животных - источников инфекции. Основные методы и средства дератизации.

29. Активная и пассивная иммунизация. Виды профилактических прививок: декретированные (календарь прививок) и по эпидемиологическим показаниям (экстренные, плановые).

30. Характеристика биопрепаратов, содержащих антигены: живые, убитые и химические вакцины; анатоксины. Показания для их применения.

31. Поствакцинальные реакции и осложнения. Противопоказания к профилактическим прививкам.

32. Характеристика биопрепаратов, содержащих антитела.

33. Профилактическое и лечебное применение сывороток и иммуноглобулинов. Противопоказания к применению.

34. Профилактическое и лечебное применение бактериофагов.

35. Организация прививочного дела в РФ. Медицинские учреждения, занимающиеся организацией и проведением профилактических прививок. Способы введения биопрепаратов в организм.

36. Противоэпидемические мероприятия в очаге холеры.

37. Противоэпидемические мероприятия в очаге чумы.

38. Мероприятия по предупреждению завоза в РФ особо опасных инфекций.

39. Классификации инфекционных заболеваний по: - возбудителю – источнику – механизму передачи

40. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в очаге кишечных инфекций.

41. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в очаге инфекций дыхательных путей.

42. Определение понятия военной эпидемиологии как науки, предмет ее изучения.

43. Факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса в войсках.

45. Организация питания военнослужащих в условиях казарменного и полевого размещения войск.

46. Водоснабжение (водообеспечение) экипажей кораблей.

47. Санитарно-эпидемиологические учреждения (СЭУ) армии и ВМФ.

48. Основные направления деятельности СЭУ по противоэпидемическому обеспечению войск в военное время.

49. Пути проникновения инфекции в воинские коллективы.

50. Противоэпидемические мероприятия, проводимые в воинских частях в отношении возможных источников инфекции.

51. Мероприятия по дезинфекции, проводимые в воинских частях армии и ВМФ.

52. Средства иммунопрофилактики инфекционных заболеваний в Армии и ВМФ.

53. Экстренная профилактика личного состава войск в системе биологической защиты (БЗ) войск.

54. Основные учреждения и формирования, входящие в систему противоэпидемических барьеров на путях подвоза и эвакуации воинских контингентов.

55.Функции санитарно-контрольного пункта (СКП).

56. Функции изоляционно-пропускного пункта (ИЗО).

57. Противоэпидемические мероприятия, осуществляемые ИЗО совместно с дезинфекционными отрядами (ДЕЗО).

58. Профилактика ОРВИ в воинских частях и кораблях.

59. Противоэпидемические мероприятия, проводимые на кораблях ВМФ в период их подготовки к дальнему походу.

60. Противоэпидемические мероприятия, проводимые на кораблях дальнего похода.

61. Изоляция инфекционных больных на кораблях ВМФ.

62. Определение понятия биологического оружия.

63. Эвакуация инфекционных больных с кораблей ВМФ.

64. Компоненты биологического оружия.

65. Технические требования, предъявляемые к биологическим агентам, используемым в качестве БО.

66. Характеристика наиболее вероятных биологических средств нападения.

67. Классификация биологических агентов, наиболее вероятных в качестве средств нападения.

68. Особенности использования токсинов биологического происхождения в качестве средств нападения.

69. Комбинированное использование биологических средств нападения.

70. Основные способы применения БО.

71. Очаг биологического заражения.

72. Две категории санитарных потерь.

73. Особенности поражающего действия БО.

74. Биологическая защита (БЗ) войск, этапы БЗ.

75. Мероприятия по БЗ, проводимые в мирное время.

76. Мероприятия по БЗ, проводимые на этапе угрозы применения противником БО.

77. Мероприятия по БЗ, проводимые на этапе применения противником БО.

78. Мероприятия по БЗ, проводимые на этапе ликвидации последствий биологического нападения.

79. Защита кораблей ВМФ от БО в очаге биологического заражения.

80. 3адачи и методы ведения биологической разведки.

81. Виды индикации биологических средств.

82. Неспецифическая индикация биологических средств нападения.

83. Специфическая индикация биологических средств нападения. Три этапа специфической индикации.

84. Цели и задачи санитарно-эпидемиологической разведки (СЭР).

85. Методы ведения санитарно-эпидемиологической разведки.

86. Войсковая санитарно-эпидемиологическая разведка. Основные задачи, решаемые в ходе ее проведения.

87. Армейская санитарно-эпидемиологическая разведка. Основные задачи, решаемые в ходе ее проведения.

88. Фронтовая санитарно-эпидемиологическая разведка. Основные задачи, решаемые в ходе ее проведения.

89. Условия, при которых санитарно-эпидемиологическое состояние воинской части оценивается как благополучное.

90. Условия, при которых санитарно-эпидемиологическое состояние воинской части оценивается как неустойчивое.

91. Условия, при которых санитарно-эпидемиологическое состояние воинской части оценивается как неблагополучное.

92. Условия, при которых санитарно-эпидемиологическое состояние воинской части оценивается как чрезвычайное.

93. Режимно-ограничительные мероприятия, проводимые в воинских частях (на кораблях) при неблагополучном санитарно-эпидемиологическом состоянии.

94. Режимно-ограничительные мероприятия, проводимые в воинских частях (на кораблях) при неустойчивом санитарно-эпидемиологическом состоянии.

95. Режимно-ограничительные мероприятия, проводимые в воинских частях (на кораблях) при чрезвычайном санитарно-эпидемиологическом состоянии.


Особо опасные инфекции (ООИ) или инфекционные заболевания — болезни, которым свойственна высокая степень заражаемости. Они внезапно появляются и быстро распространяются, отличаются тяжелой клинической картиной и высокой степенью летальности.

К особо опасным инфекциям относят условную группу острых заразных болезней человека, которые соответствуют двум характеристикам:

  • могут появиться внезапно, быстро и массово распространиться;
  • тяжело протекают и предполагают высокую летальность.

Список ООИ впервые был представлен на 22-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 26 июля 1969 года. Помимо перечня, ассамблея также установила Международные медико-санитарные правила (ММСП). Они были обновлены в 2005 году на 58-й сессии ВОЗ. Согласно новым поправкам, ассамблея имеет права делать выводы о состоянии с теми или иными болезнями в стране и по официальным отчетам государства, и по сообщениям из СМИ.


ВОЗ получила значительные полномочия по медицинскому регулированию инфекционной заболеваемости, спровоцированной ООИ.

Всемирной Организацией Здравоохранения был составлен целый список из более ста болезней, способных быстро и массово распространяться среди населения. Изначально, по данным на 1969 год, в этот список входило всего 3 заболевания:

Однако позднее список был значительно расширен и все патологии, которые в него вошли, условно были разделены на 2 группы:

  1. Заболевания, которые носят необычный характер и могут повлиять на здоровье населения. К ним относят:
  • оспу;
  • грипп человека;
  • полиомиелит;
  • тяжелый острый респираторный синдром.
  1. Заболевания, любое проявление которых оценивается как угроза, поскольку эти инфекции способны оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространиться в международных масштабах. Сюда же относят заболевания, которые представляют региональную или национальную проблему. К ним относят:
  • холеру;
  • легочную форму чумы;
  • желтую лихорадку;
  • геморрагические лихорадки (Ласса, Марбург, Эбола, лихорадка Западного Нила);
  • лихорадку денге;
  • лихорадку Рифт-Валли;
  • менингококковую инфекцию.

В России к этим болезням добавлены еще две инфекции — сибирская язва и туляремия.

Все эти патологии характеризуются тяжелым протеканием, высоким риском смертности и, как правило, составляют базу для биологического оружия массового поражения.

Все ООИ классифицируют на три типа:

  1. Конвенционные заболевания. На такие инфекции распространяются международные санитарные правила. Это:
  • бактериальные патологии (чума и холера);
  • вирусные заболевания (оспа обезьян, геморрагические вирусные лихорадки).
  1. Инфекции, которые требуют международного надзора, но не подлежат проведению совместных мероприятий:
  • бактериальные (сыпной и возвратный тифы, ботулизм, столбняк);
  • вирусные (ВИЧ, полиомиелит, грипп, бешенство, ящур);
  • протозойные (малярия).
  1. Не подлежат надзору ВОЗ, находятся под регионарным контролем:
  • сибирская язва;
  • туляремия;
  • бруцеллез.

Самые распространенные ООИ

Наиболее часто встречаемые опасные инфекции:

Острое особо опасное заболевание, которое относится к зоонозным инфекциям. Источником и распространителем инфекции являются грызуны (в основном, крысы и мыши), а возбудителем — чумная палочка, устойчивая к условиям внешней среды. Чума передается преимущественно трансмиссивным путем через укусы блох. Уже с начала проявления болезни она протекает в острой форме и сопровождается общей интоксикацией организма.

К отличительным симптомам можно отнести:

  • сильный жар (температура может подниматься до 40°С);
  • невыносимая головная боль;
  • язык покрывается белым налетом;
  • гиперемия лица;
  • бред (в запущенных случаях, когда болезнь не лечится правильным образом);
  • выражение страдания и ужаса на лице;
  • геморрагические высыпания.

Лечится чума антибиотиками (стрептомицином, террамицином). Легочная форма всегда заканчивается летальным исходом, так как возникает острая дыхательная недостаточность — больной погибает в течение 3-4 часов.

Острая кишечная инфекция с тяжелой клинической картиной, высоким процентом летальности и повышенной степенью распространяемости. Возбудитель — холерный вибрион. Заражение происходит в основном через зараженную воду.

  • внезапный обильный понос;
  • обильная рвота;
  • уменьшение мочевыделения вследствие обезвоживания;
  • сухость языка и слизистой оболочки рта;
  • понижение температуры тела.


Успех терапии во многом зависит от своевременности поставленного диагноза. Лечение подразумевает прием антибиотиков (тетрациклина) и внутривенное обильное введение специальных растворов, чтобы восполнить дефицит воды и солей в организме больного.

Одна из самых высоко заразных инфекций на планете. Относится к антропонозным инфекциям, болеют ею исключительно люди. Механизм передачи — воздушно-капельный. Источником вируса натуральной оспы считается зараженный человек. Инфекция передается и от зараженной матери плоду.

С 1977 года не зарегистрировано ни одного случая заражения оспой! Однако вирусы черной оспы до сих пор хранятся в бактериологических лабораториях США и России.

  • внезапное повышение температуры тела;
  • резкие боли в области поясницы и крестца;
  • сыпь на внутренней поверхности бедер, нижней части живота.

Лечение оспы начинается с немедленной изоляции больного, основа терапии — гамма-глобулин.

Острая геморрагическая трансмиссивная инфекция. Источник — обезьяны, грызуны. Переносчиками являются комары. Распространена в странах Африки и Южной Америки.

Симптомы протекания болезни:

  • покраснение кожи лица и шеи на первой стадии болезни;
  • отек век и губ;
  • утолщение языка;
  • слезотечение;
  • боль в печени и селезенке, увеличение размеров этих органов;
  • покраснение сменяется желтушностью кожи и слизистых.

Если несвоевременно поставлен диагноз, самочувствие больного ухудшается с каждым днем, отмечается кровоточивость из носа, десен и желудка. Возможен летальный исход от полиорганной недостаточности. Заболевание легче предотвратить, чем лечить, поэтому проводится вакцинация населения в районах, где часты случаи патологии.

Инфекция зоонозного характера, рассматривается как оружие массового поражения. Возбудитель — неподвижная палочка-бацилла, которая обитает в почве, откуда и заражаются животные. Основным переносчиком болезни считается крупный рогатый скот. Пути заражения человека — воздушно-капельный и алиментарный. Выделяют 3 вида заболевания, отчего и будет зависеть симптоматика:

  • Кожный. У больного образуется на коже пятно, которое со временем превращается в язву. Болезнь носит тяжелый характер, возможен летальный исход.
  • Желудочно-кишечный. Отмечаются такие признаки: внезапное повышение температуры тела, кровавая рвота, боли в животе, кровавый понос. Как правило, данная форма носит летальный характер.
  • Легочный.Протекает самым тяжелым образом. Отмечается высокая температура, кровавый кашель, нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы. Через несколько дней больной умирает.

Лечение заключается в приеме антибиотиков, но важнее — введение вакцины, которая препятствует заражению.


Туляремия

Бактериальная зоонозная инфекция. Источник — грызуны, крупный рогатый скот, овцы. Возбудитель — грамотрицательная палочка. Механизм проникновения в организм человека — контактный, алиментарный, аэрозольный, трансмиссивный.

  • высокая температура;
  • общее недомогание;
  • боли в пояснице и икроножных мышцах;
  • гиперемия кожи;
  • поражение лимфоузлов;
  • пятнистая или петехиальная сыпь.

По сравнению с другими ООИ, туляремия поддается лечению в 99% случаев.

К перечню ООИ относят птичий грипп — тяжелую инфекцию вирусного характера. Источник инфекции — перелетные водоплавающие птицы. Человек может заболеть при неправильном уходе за зараженными птицами или при употреблении мяса зараженной птицы в пищу.

  • высокая температура (может держаться до нескольких недель);
  • катаральный синдром;
  • вирусная пневмония, от которой и погибает больной в 80% случаев.

Это условная группа инфекционных заболеваний, при которой накладывают карантин той или иной степени. Она не равнозначна с ООИ, но в обе группы попадают многие инфекции, которые требуют накладывания строго государственного карантина с привлечением военных сил, чтобы ограничить передвижения потенциально зараженных людей, оградить очаги поражения и т. п. К таковым инфекциям относятся, например, оспа и легочная чума.

Стоит отметить, что в последнее время ВОЗ сделала несколько заявлений о том, что нецелесообразно накладывать строгий карантин при возникновении в той или иной стране холеры.

Выделяют следующие методы диагностики ООИ:

  1. Классические:
  • микроскопия — изучение микроскопических объектов под микроскопом;
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР);
  • реакция агглютинации (РА);
  • реакция иммунофлюоресценции (РИФ, метод Кунса);
  • проба с бактериофагом;
  • биопроба на подопытном животном, иммунитет которого снижен искусственно.
  1. Ускоренные:
  • индикация возбудителя;
  • антигены возбудителя (АГ);
  • реакция обратной пассивной гемагглютинации (РОПГА);
  • реакция коагглютинации (РКА);
  • иммуноферментный анализ (ИФА).


Профилактика ООИ проводится на самом высоком уровне, чтобы предотвратить распространение заболеваний по территории государства. В комплекс первичных профилактических мероприятий входит:

  • временная изоляция зараженного с дальнейшей госпитализацией;
  • постановка диагноза, созыв консилиума;
  • сбор анамнеза;
  • оказание больному первой помощи;
  • забор материала для лабораторного исследования;
  • выявление контактных лиц, их регистрация;
  • временная изоляция контактных лиц до момента исключения их заражения;
  • проведение текущей и заключительной дезинфекции.

В зависимости от типа инфекции, профилактические мероприятия могут различаться:

  • Чума. В природных очагах распространения проводятся наблюдения за численностью грызунов, их обследование и дератизация. В прилегающих районах проводится вакцинация населения сухой живой вакциной подкожно или накожно.
  • Холера. Профилактика включает в себя также работу с очагами распространения инфекции. Проводится выявление больных, их изоляция, а также изоляция всех лиц, контактирующих с зараженным. Осуществляется госпитализация всех подозрительных больных с кишечными инфекциями, проводится дезинфекция. К тому же требуется контроль на данной территории за качеством воды и продуктов питания. Если существует реальная угроза, вводится карантин. При угрозе распространения проводится иммунизация населения.
  • Сибирская язва. Осуществляется выявление больных животных с назначением карантина, дезинфекция меховой одежды при подозрении на заражение, проведение иммунизации по эпидемическим показателям.
  • Оспа. Методы профилактики заключаются в вакцинации всех детей, начиная с 2-х лет, с последующей ревакцинацией. Эта мера практически исключает возникновение оспы.
  • Желтая лихорадка. Также осуществляется вакцинация населения. Детям показано введение вакцины с 9-месячного возраста.

Итак, особо опасные инфекции — это смертельные инфекции, которые обладают высокой степенью заразности. За кратчайшие сроки они способны поразить большую часть населению, поэтому крайне важно соблюдать все меры предосторожности в работе с зараженными животными и птицами, а также своевременно проводить вакцинацию.

Куратор цикла - проф., д.м.н. Алена Борисовна Конькова-Рейдман.

Врачам, проживающим в г. Челябинске необходимо забирать путевки в деканате послевузовского и дополнительного профессионального образования!

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.1. Категория обучающихся

Врачи-инфекционисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Инфекционные болезни" без предъявления требований к стажу работы.

1.2. Трудоемкость и срок освоения ДПП

144 часа, (4 недели, 1 мес.)

1.3. Форма обучения

Очная с отрывом от работы

1.4. Режим занятий

1.5. Общий план занятий

Наименование раздела дисциплины

Всего ауд. час.

Аудиторные занятия, час.

Форма контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация)

Л

ПЗ

СО

1. Общие вопросы инфекционной патологии Введение в специальность. Организация инфекционной службы в РФ

Промежуточная аттестация (Зачет)

2. Кишечные инфекции

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

3. Инфекции респираторного тракта

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

4. Вирусные гепатиты

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

5. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциированные заболевания

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

6. Трансмиссивные инфекции

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

7. Зоонозные инфекции

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

8. Гельминтозы и протозоозы

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

9. Карантинные инфекции

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

10. Детские инфекции у взрослых

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

11. Интенсивная терапия и реанимация в клинике инфекционных болезней

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

12. Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи инфекционным больным

Текущий контроль (тестовый контроль) Решение ситуационных задач

Всего

Итоговый экзамен: защита реферата

ИТОГО

Тестовый контроль, практические навыки, собеседование

1.6. Программа стажировки

1.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Основная литература:

Дополнительная литература:

  1. А. П. Казанцев. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. для врачей / А. П. Казанцев, В. А. Казанцев. - М. : МИА, 2013. - 496 с.
  2. А. М. Бронштейн. Тропические болезни и медицина болезней путешественников: научное издание / А. М. Бронштейн. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2014. - 528 с.
  3. Острые кишечные инфекции: рук. / Н.Д.Ющук, Ю.В.Мартынов, М.Г.Кулагина и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 400 с.
  4. Нечаев В.В. Социально-значимые инфекции. В 2 ч./ Нечаев В.В., Иванов А.К., Пантелеев А.М. . - Санкт-Петербург : ООО "Береста".ч.1 : Моноинфекции:туберкулез, вич-инфекция, вирусные гепатиты. - 2011. - 440 с.
  5. Нечаев В.В. Социально-значимые инфекции. В 2 ч./ В. В. Нечаев, А.К. Иванов, А.М.Пантелеев. - Санкт-Петербург : ООО "Береста".ч. II : Микст-инфекции : научное издание. - Санкт-Петербург : ООО "Береста", 2011. - 320 с.
  6. Интенсивная терапия инфекционных больных: рук. / Т.М.Зубик, К.В.Жданов, А.Ю.Ковеленов и др. - СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2010. - 304 с.
  7. Ю. Я. Венгеров. Инфекционные и паразитарные болезни: справ. / Ю. Я. Венгеров, Т. Э. Мигманов, М. В. Нагибина. - М. : МЕДпресс-информ, 2010. - 448 с.
  8. Инфекционные и кожные заболевания: учеб. / под ред. Н.А. Буна, Н.Р. Колледжа, Б.Р. Уолкера и др. ; пер. с англ. под ред. А.А. Еровиченкова, Н.Г. Кочергина. - М. : Рид Элсивер, 2010. - 296 с.

Учебно-методические пособия

  1. Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие / под ред.В.И.Лучшева,С.Н.Жарова, В.А.Никифорова. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 224 с.
  2. Сепсис : учеб. пособие для вузов./ сост. Миронов И.Л. - Челябинск, 2008.- 23 с.
  3. Вирусные гепатиты : учебное пособие / сост.: Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, А.Б. Конькова-Рейдман [и др.]. – Челябинск: Изд-во ЮУГМУ, 2013. – 85 c.
  4. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учебное пособие / сост. А.Б. Конькова-Рейдман. – Челябинск: Изд-во ЮУГМУ, 2014. – 99 с.

Система справочников

Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:

Информационные технологии

  1. Информационные ресурсы Научной библиотеки ЮУГМУ
  2. Локальная сеть Научной библиотеки ЮУГМУ

2.1. Перечень тем для аттестационной работы (реферата)

  1. Инфекционный процесс: современные представления, экология и инфекционная заболеваемость.
  2. Диагностика инфекционных болезней: методы, оценка результатов.
  3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.
  4. ИКБ: этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая классификация, клиника, лабораторная диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
  5. Брюшной тиф: этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая классификация, клиника, лабораторная диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
  6. Ботулизм: этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая классификация, клиника, лабораторная диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
  7. Сальмонеллез: этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
  8. Дифтерия: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  9. Бруцеллез: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  10. Иерсиниозы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  11. Легионеллез клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  12. Лептоспироз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  13. ПТИ: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  14. Холера: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  15. Шигеллезы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  16. Эшерихиозы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  17. Эризипелоид: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  18. Чума: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  19. Менингококковая инфекция: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  20. Сибирская язва: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  21. Стафилококкозы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  22. Туляремия: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  23. ВГА: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  24. ВГВ: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  25. ВГД: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  26. ВГС: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  27. ВГЕ: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  28. Грипп: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  29. ОРВИ: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  30. Менингоэнцефалиты вирусной этиологии: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  31. Корь: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  32. Краснуха: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  33. Ротавирусный гастроэнтерит: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  34. Бешенство: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  35. ВИЧ-инфекция: этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение, возможности ВААРТ, профилактика.
  36. Вирусные геморрагические лихорадки: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  37. ГЛПС: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  38. Герпесвирусные инфекции 1-2 типа: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  39. Эпидемический сыпной тиф: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  40. Лихорадка Ку: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  41. Орнитоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  42. Хламидиоз – пневмония: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  43. Микоплазмозы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  44. Прионные болезни: классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  45. Современные риккетсиозы
  46. Микозы: общая характеристика, классификация, возможности диагностики и лечения.
  47. Актиномикоз, аспергиллез: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  48. Кандидозы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  49. Сепсис: классификация, патогенез, лечение.
  50. Лейшманиоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  51. Лямблиоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  52. Амебиаз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  53. Балантидиаз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  54. Малярия: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  55. Пневмоцистоз. клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  56. Токсоплазмоз. клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  57. Гельминтозы: классификация, возможности диагностики и лечения.
  58. Аскаридоз, энтеробиоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  59. Трихинеллез: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  60. Описторхоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  61. Эхинококкоз: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  62. Лентецы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  63. ООИ: эпидемиология, экстренная специфическая диагностика, организация работы с больными и контактными, экстренная профилактика.
  64. Положение о КИЗе. Документация.
  65. Шок инфекционно-токсический: патогенез, клиника, диагностика, неотложная терапия.
  66. Шок гиповолемический: патогенез, клиника, диагностика, неотложная терапия.
  67. Острая печеночная недостаточность: патогенез, клиника, диагностика, неотложная терапия.
  68. Отек-набухание головного мозга: патогенез, клиника, диагностика, неотложная терапия.
  69. Поствакцинальная реакция: проявления, диагностика, лечение.
  70. Тактика ведения больных с лихорадкой неясной этиологии.

Критерии оценивания:

2.2. Пример тестового задания итогового уровня (всего 100 вопросов)

Укажите правильное утверждение. Лихорадка, схваткообразные боли внизу живота, частый жидкий стул с примесью слизи характерны для:

Б. пищевой токсикоинфекции

Критерии оценивания

2.3. Перечень практических навыков, которыми должен владеть слушатель

1. Клиническое обследование больных с наиболее частыми инфекционными заболеваниями: сбор анамнеза, сбор эпиданамнеза, клиническое обследование больного (по органам и системам), заполнение разделов истории болезни;

2. Оценка данных осмотра и опроса: обоснование и формулировка предварительного диагноза, составление плана обследования;

3. Определение необходимости госпитализации больного с инфекционным заболеванием или возможности амбулаторного лечения;

4. Оформление направления в стационар;

5. Составление плана обследования больного. Обоснование назначения лабораторных и инструментальных методов обследования и анализ полученных результатов;

6. Обоснование лечения инфекционных больных в соответствии с нозологической формой заболевания, тяжестью состояния, возрастом: назначение адекватной этиотропной терапии, определение разовых, суточных, курсовых доз при конкретных инфекционных заболеваниях; назначение адекватной дезинтоксикационной терапии, определение состава, доз вводимых препаратов; назначение адекватной регидратационной терапии, определение состава и расчет объема вводимых растворов; назначение адекватной серотерапии; выписка необходимых средств, для амбулаторного лечения;

7. Заполнение первичной документации при первичном выявлении инфекционного больного в поликлинике;

8. Оформление медицинской документации на стационарного больного (экстренное извещение, история болезни, лист назначений);

9. Навыки оказания лечебно-диагностической помощи в условиях поликлиники и стационара: составление плана ведения больного с кишечными инфекциями; составление плана ведения больного с воздушно-капельной инфекцией; составление плана ведения больного с трансмиссивными заболеваниями; составление плана проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очаге;

10. Навыки по оказанию неотложной помощи при инфекционных заболеваниях и ургентных состояниях: ИТШ, ГВШ, ОПЭ, ОППН, ОПН, кишечном кровотечении, отеке и набухании вещества головного мозга, отёке легких, отёке гортани;

11. Владеть следующими манипуляциями: все виды инъекций (подкожные, внутримышечные и внутривенные); капельное и струйное переливание лекарств; введение специфических иммуноглобулинов, сывороток (человеческих, гетерогенных); переливание крови и кровезаменителей (необходимые пробы на совместимость, оценка годности гемотрансфузионной среды); введение профилактических вакцин; приготовление и просмотр мазков на малярию (толстая капля); люмбальная пункция; пункция кожных пузырей; передняя тампонада носа при кровотечении; аспирация слизи из верхних дыхательных путей, методы очистки верхних дыхательных путей при аспирации жидкостью; оксигенотерапия; снятие и расшифровка ЭКГ; промывание желудка; чрезносовое введение зонда; пальцевое исследование прямой кишки; ректороманоскопия; катетеризация мочевого пузыря; клизмы лечебные и очистительные.

12. Оценка физического развития: оценка функционального состояния организма; исследование моторных качеств (поза, мышечный тонус, контрактура, атрофия мышц); определение чувствительности; исследование сухожильных рефлексов; оценка координации движений)

13. Лабораторная диагностика инфекционных заболеваний: забор патологических материалов от инфекционных больных для специальных исследований: кровь, цереброспинальная жидкость, пунктаты лимфатических узлов, язв; промывные воды желудка, рвотные массы, дуоденальное содержимое; слизь из ротоглотки, носа, конъюнктивы; паразитоскопия препаратов крови, испражнений.

14. Оценка результатов специальных исследований: - бактериологических; серологических; цереброспинальной жидкости; водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса; биохимических исследований.

Критерии оценивания:

2.4. Пример экзаменационного билета

  1. Диагностика инфекционных болезней: методы, оценка результатов.
  2. ВГВ: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
  3. Бешенство: клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Критерии оценки знаний слушателей на экзамене:

В ходе собеседования члены комиссии оценивают целостность профессиональной подготовки выпускника ПК, то есть уровень его компетенции в использовании теоретической базы для решения профессиональных ситуаций. Итоговая оценка выставляется слушателю ПК после обсуждения его ответов членами комиссии по пятибалльной системе.

Результаты аттестации объявляются выпускникам ПК в тот же день после оформления и утверждения протокола заседания комиссии.

2.5. Пример тестового задания исходного уровня

Укажите правильное утверждение. Вакцинопрофилактика бешенства укушенных или ослюненных животными проводится

1) в учреждении Роспотребнадзора

3) в травматологических пунктах

4) в инфекционном стационаре

5) в инфекционных кабинетах поликлиники

2.6. Пример ситуационной задачи

Больная У., 21 года, воспитатель детского сада, 24.05 обратилась к врачу амбулатории с жалобами на сильную слабость, озноб, схваткообразные боли внизу живота, больше слева, жидкий стул. Считает себя больной с 16:00 23.05, когда внезапно появились сильные схваткообразные боли внизу живота, слабость, озноб. Через час появился кашицеобразный стул (6 раз за вечер). Около 20:00 был кратковременный обморок. В последующие часы отмечала головокружение, ощущение дурноты при каждой попытке встать с постели. В детском саду, где работает больная, 20.05. и 21.05. несколько детей госпитализировано с подозрением на острую дизентерию. При осмотре врачом выявлено: температура тела 36,0°С. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. Кожные покровы и видимые слизистые бледные. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Сигмовидная кишка мягкая, безболезненная, не спазмирована. Печень и селезенка не увеличены. Дизурических явлений нет. Поколачивайте по области почек безболезненное. Менингеальных явлений нет. Замужем. Отмечает задержку менструации на 7 недель.

1. Согласны ли Вы с направительным диагнозом?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции