Чум зимой с печкой

Первая в России компания по производству всех видов этнического настоящего жилья: Юрты, Чумы, Аилы, Типи, Рубленые Дома



Chum Yurtalux trademark +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.

Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, ми­нимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.

Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Энергоэффективность и отопление чума

Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.

Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.


Chum from Yurtalux +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Ветроустойчивость и выбор места

Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.

В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.


Production of tent poles +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com


Structure of the chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Устройство чума

Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.


Siberian chum +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.


Mobile home of reindeer herders +7-913-206-38-31
www.yurtalux.com

Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.

Наверное не найти охотника, который не знает, что такое чум. Но мало кто знает, что из всех лесных жилищ, самым малопригодным для жилья был именно чум, до тех пор, пока уже в 19 веке вместо костра не стали ставить железную печку. А если в чуме обогрев идет от костра, то самая худая избушка с печкой покажется отелем.


Чум после зимы. Фото автора.

Но у чума есть одно и главное преимущество – минимум затрат времени и материалов на постройку. А если знать и применить небольшие хитрости, то и с костром жить в нем станет вполне комфортно. В любом случае, не сравнить с ночёвкой просто у костра – это не сон и не отдых, а перекантовка до утра, какой бы костер вы не соорудили.

В моём случае – это лесные гусиные болота, вокруг куропачьи места и ягодная горка, на которой всегда есть ягоды и медведи. Несколько лет я ходил туда весной, летом, осенью с возвратом в тот же день (что не очень легко) или с ночевкой у костра. Но когда мне одной весной пришлось ночевать там в снежной яме, тут я о чуме и вспомнил.

Как устроен настоящий чум, любой может посмотреть в интернете. Но я пошел своим, более простым путем.

Итак: берется всего четыре основных шеста, связываются на конце и устанавливаются. Диметр основания чума 3,5 метра, высота до перекрестия тоже 3,5 м.(это минимум). В верхней части укрепляете на 4-х гвоздях металлическое кольцо, диаметром примерно 75 см, - можно скрутить из проволоки, я нашел на старой лесной дороге стопор от колеса трёхоски (фото 1).

Позже, ниже я укрепил ещё одно кольцо, его видно на фото 3. И вот остальные шесты , которые короче основных, ставятся по кругу и вверху кладутся на это кольцо. Благодаря этому поверхность чума получается ровной и брезент ляжет ровно.

Чтобы они не двигались в стороны, всё скрепляется шпагатом (с перехлёстом). Я применил одножильную телефонную полёвку. Это также видно на фото 1. Всего получается 16 шестов. Для покрышки чума я взял старую армейскую палатку, приготовленную на выброс. Там, где это надо, брезент крепится гвоздиками с прокладкой из резины. Ничего я не кроил, крыл как само ляжет, но всеполучилось нормально.

Дыры в брезенте заклеил 88-м клеем. Как сделать вход – тут каждый сообразит и на фото это видно. Внутри сразу укрепил поперечный шест, на нём 2-3 веревочных петли и палки с сучком для котелков – двигаются вверх-вниз и вправо и лево (видно на фото 3 и 4).

Справа от входа оборудовал лежанку из чурок и досок – благо везде побывали геологи и на их старых стоянках много чего можно найти (фото 5).

Дымоход я первоначально сделал по размеру кольца, как видно на фото 3, но это работало довольно плохо и я дымоход переделал – опустил вниз сверху брезент, увеличил отверстие и сделал два перекидных клапана на коротких шестах (фото 8).

В зависимости от направления ветра, с наветренной стороны один клапан закрываешь. Чтобы (когда уходишь или на зиму) внутрь не попадал дождь, снег, сделал накидку на двух шестах из прорезиненного брезента (фото 6, 9).

Но всё дело в том, что когда вход в чум закрыт, от дыма спасения нет, только у самой земли. Если приоткрыть немного вход, то холодом тянет по всему чуму (в настоящих чумах ночью костер не жгли, а спали, зарывшись в оленьи шкуры или спальники). Для костра нужна тяга и я приспособил для этого раздвижную трубу диаметром 25см из прокладочного картона, перемотанного обыкновенным скотчем.

Сгореть эта труба не может, т.к. до костра она не доходит сантиметров 40, а необходимую тягу создает. Кладётся или от входа или через клапан с противоположной стороны, в зависимости от направления ветра. Трубу эту видно на фото 4. Вот после этого в чуме стало можно жить.

Из чего жечь костёр – ну сухарник понятно, но для ночи нужна сырая сосна или берёза и не так много, как кажется. Правда, тут вы нарушаете Лесной кодекс, но и чум строите не в Химкинском лесу. А по этому кодексу и сухостой и валежник трогать нельзя. Из инвентаря вам надо иметь в чуме топор и нормальную ножовку, простую, практически бросовую посуду, и то вы можете, уходя, все это спрятать.

Вчера я рассказал о том, как живут ненцы на Крайнем Севере, а теперь поговорим об их жилье - чуме, ведь он центр жизни всей семьи. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Посмотрим, как он устроен.

Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Снаружи с него легко скатывается снег, а внутри, не задерживаясь, выходит дым от очага.


Любой чум собирается из нескольких десятков шестов (20-50). Чем их боль­ше, тем вместительнее чум.


Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем, внутренний слой шерстью внутрь, но сейчас этот слой заменяется дорнитом. Зимний чум называется сырей мя, а летний – таны мя.


Традиционно у ненцев чум устанавливает женщина, но сейчас к этому относятся более лояльно. Кстати, летом такой чум ставится всего за 20-30 минут, практически как туристическая палатка, а зимой час-полтора.


Зимой на пол чума раскладывают доски, летом же обходятся без них, это упрощает сборку жилища и позволяет не перегружать оленей при передвижении с места на место.


В центре чума всегда ставится очаг - печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.


Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. К этому шесту над очагом крепятся два горизонтальных, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла.


Труба от печки уходит строго в центр чума. Верхушка не герметичная, она дает возможность для циркуляции свежего воздуха и выходить дыму из жилища.


Кстати, женщинам запрещается обходить печку с задней стороны, это можно сделать только с передней. Мужчинам можно и так и так.


После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.


Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности.


В чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик, который стоит за печью.


Для нас его вытащили и накрыли. Всем этим занимается женщина, пока мужчина ждет.


Раньше в чумах для освещения использовались чаши, которые наполнялись рыбьим жиром, куда погружался фитиль, позже появились керосиновые лампы, а сейчас почти все используют бензогенераторы.


Хотели бы переночевать в таком чуме? Я очень, но к сожалению, у нас не было лишнего дня для этого.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.


Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.

Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Поездка в северный город Нарьян-Мар превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре. Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь. С нами для безопасности ехал ещё один.

Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацей иллюзий. Итак я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.
Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.

Никто из членов бригады никогда не был дальше Нарьян-Мара. Телевизора в чуме нет, хотя есть электрический генератор и можно соорудить антенну и поймать сигнал. Слушают радиоприёмник, от него получают все новости.

В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход "Буран" с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках.

Хотя для обучения детей оленеводов функционирует система интернатов при школах, обычно детей долго не учат, 4 класса и обратно в тундру. Дима, член бригады юных лет, окончил 7 классов и больше не учится. Хотя конечно некоторые юные ненцы заканчивают среднюю школу и продолжают учиться дальше.
09

Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом — минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью :-)
10

Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.
13

Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось - хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле.
17

Хлеба-соли по неопытности у меня не оказалось и она вернулась к своему ягелю.
18

Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям.
Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов.
27

Максим кормит собак.
29

Хоть ещё и очень холодно, но календарная весна уже началась :-)
32

Петрович делает запас дров в чуме.
Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.
33

- За печкой не ходи.
- Почему?
- Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
- Теперь знаю.

Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течении часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается "тихий час", видимо для того, чтобы поспать в тепле.

На перекус - порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.
36

Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал.
37

В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут.
40

Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди. Мне повезло, я приехал на стойбище за день до откочёвывания на новое место. Переезд состоится завтра. И напишу о нём я тоже завтра. Оставайтесь на связи.

Я подробно расспрашиваю Анну и записываю всяческие сведения в дневник. Пусть многие описания есть у путешественников и исследователей, но живое слово ещё никому не повредило. Конечно, в моём пересказе почти исчезает тот удивительный колорит, который присутствует в повествованиях Анны. А может быть, восприятию помогают сам природа, треск горящего огня, обстановка чума, звуки, доносящиеся с улицы. Я не устаю слушать Анну, прямо-таки внимать ей.

Мы один раз наблюдали такую картину. Саша пришёл с дежурства, а в чуме спать было очень дымно. Тогда он надел малицу, улёгся около священной нарты прямо на голую землю и проспал так несколько часов. Этим он очень удивил французов, конечно, не тем, что спал, а тем, где спал.

Сейчас приведу ещё заметки по поводу устройства Анниного чума и некоторые подробности, которые она мне при этом сообщила.

Шесты бывают летние и зимние. Летние – более тонкие, зимние – потолще, в этот период года нагрузка на них гораздо больше. Заготавливают их обычно в марте, когда день становится длиннее. Перед использованием сушат. Чтобы поставить чум, связывают вместе верхние концы двух или трёх шестов, поднимают и устанавливают, чуть-чуть воткнув в землю. А потом сверху кладут шесты в определённом порядке, следя за тем, чтобы нагрузка распределялась равномерно. Вход – на восток, причём учитывается роза ветров в этой местности. Ширина входа примерно метр. Нюки накладывают поверх шестов справа налево, чтобы правой рукой было удобнее открывать и откидывать нюк.

Если дует с гор – самый сильный ветер западный – то внутри чума верхнюю часть шестов, захватывая их штуки четыре, укрепляют доской. Подпирают её с обеих сторон два шеста, которые упираются в землю. (Позднее мне пришлось это видеть собственными глазами, когда наш чум буквально сотрясался под порывами мощного урагана).

Вытяжная труба от железной печки устанавливается вместе с тремя шестами, которые являются опорными при установке чума. В ненецких чумах печка обыкновенно устанавливается только зимой. Отверстие вверху чума летом больше, зимой поменьше. В настоящее время часто можно встретить своеобразное окно, которое делается в покрышке чума из какого-нибудь прозрачного материала, например, из полиэтиленовой плёнки.

Нюки поверх шестов укрепляют верёвками, зачастую их роль выполняют тынзяны (арканы, сплетённые из оленьей шкуры). Сверху покрышек ставят нарты и шесты, чтобы нюки меньше парусило при ветре. На изготовление нюков идут шкуры двух-трёхгодовалых быков, потому что шкура у них уже покрепче, чем у молодых и, само собой разумеется, дольше служит. Шерсть на покрышках для облегчения подстригают. Тогда они меньше забиваются снегом. На хорошую меховую покрышку идёт около тридцати шкур. Чтобы чум был хорошо утеплённым необходимо иметь четыре нюка, на которые расходуется от 120 до 150 шкур. При хороших условиях обихода и хранения покрышка может служить от 20 до 30 лет. Безусловно, надо вовремя сметать снег, стараться нюк не мочить и т. д. Когда верхний нюк вытирается, его уже кладут вниз на самые шесты. Когда на нём совершенно не остаётся меха, его используют в качестве летней покрышки чума.

…Многое мне рассказала Анна, не все мне было понятно, но я очень надеюсь, что вернусь когда-нибудь к ней, и мы продолжим эти удивительные беседы у костра.

Сегодня вертолёт опять не прилетел.

22 августа. Снова слушаем радио. Горбачев в Москве. Его привезли вчера вечером. Он провел пресс-конференцию. Мне она не понравилась – неужели он так ничего и не понял?!

Французы дали сегодня банкет: приготовили обед из своих пакетов. Пили чай за победу демократии.

Собаки жмутся к теплу – быть холодам. Пару слов о собаках. Они – большие труженики в тундре. Без них оленеводу было бы сложно окарауливать стадо. Северные ненецкие лайки совсем маленькие. Их очень берегут. Кстати, собака Беспалого так и живёт с нами. Местные псы не очень-то жалуют беднягу, хотя по размерам он крупнее оленегонных собачек. Постоянно между ними идут свары.

Начали расцветать горы. Это совершенно необычное красочное зрелище: коричневые, сиреневые, фиолетовые, красные мхи и лишайники разукрасили склоны гор. Цвета меняются каждый день. Уже осень, здесь она наступает раньше, чем внизу у подножия гор.

…В Москве митинг. Площадь около парламента названа площадью Свободной России. Ликование…

А вертолета опять нет. Это уже совсем нехорошо.

23 августа. Ветер дует с севера. Холодно. Снова с надеждой ждём вертолёта. Франсуаз все время много фотографирует: и оленей, и чумы, и ненцев. Петю, разделывающего зайца. Если не прилетит вертолет, то будем обедать супом из зайчатины. Французы совсем приуныли. Франсуаз должны быть уже в Париже – там ждёт её племянник, приехавший из Африки. Она воспитывает его.

Мужчины опять ходили на охоту. Добыча – всего один заяц. Да, Петя всем даст фору со своим луком.

Становиться холодно. Дрова, то есть ветки, совсем сырые. Сильный ветер и дым ужасно ест глаза, а вне чума – холодно и неприютно. Терпи, Людмила!

24 августа. Утро. Вертолёта, как не было, так и нет. Франсуаз приболела. Франк пришел в чум совершенно замерзший, отогрелся и заснул. Дело в том, что они неправильно поставили палатку, и в нее сильно задувает. Им отдали в палатку все шкуры, какие только нашлись в стойбище. Ведь это же летние чумы, и в них почти ничего лишнего нет…

…Мужчина стойбища совещаются, как быть с нами. Им нужно каслать дальше. Вчера Вася был у Беспалого, и тот сказал, 21 августа был вертолет, но летчики побоялись лететь в горы. Через два дня будет вездеход, поэтому хозяева решили проводить нас до озера Большое Щучье, к дому Беспалого. Нарту с вещами повезёт Петя, а наша компания во главе с Анной пойдёт пешком. Саша остаётся сторожить стадо. Опять дует сильный ветер, моросит дождь.

Последний раз послушали радио. В Москве траурный митинг – трое ребят погибли во время путча около Белого дома.

Тепло прощаемся со всеми остающимися в стойбище. Долго идем под пронизывающим ветром, и вот снова видим внизу озеро. Петя не смог найти спуска к озеру на нартах, и пришлось нам тащить вещи на себе. Хотя это был спуск под гору, но все равно неудобно и тяжело… После горной тундры растительность лощины показалась нам роскошным лесом. Зайцы бегают под ногами, ягод полно! А дров-то, дров-то сколько! Какой костер можно запалить!

Пришли к озеру в 6 часов. Чем ближе к нему подходили, тем сумрачнее становилась Анна. У нее свои счеты с озером. Ведь здесь погибла первая жена Васи, но Анна считает, озеро должно было взять ее, Анну. Она говорит, что обладает звериным инстинктом к опасности.

…В тот день, три года назад, они плыли на резиновой лодке по озеру – ловили рыбу с отцом. И вдруг ей стал страшно. Инстинкт предупреждал – беги отсюда, не переплывай эту часть озера! И она убедила отца – они вернулись,… Стойбище стояло тогда на самом берегу этого озера. А утром, когда все проснулись, увидели платье невестки недалеко от берега. Озеро взяло-таки свою жертву,… С тех пор они никогда не выходили к этому озеру, каслали далеко отсюда, к берегам Байдарацкой губы. Только в этом году они остановились здесь, но и то поставили чумы не на берегу, а в километрах двух-трех от него. Почему же озеро потребовало себе жертву? Все знают, каждый год на озерах и реках тонут люди…

А вот какую старинную легенду рассказала мне Анна об озере Щучьем:

Одна ненецкая семья жила на берегу этого озера. Отец охотился, ловил вкусную рыбу. Жизнь текла своим чередом. У охотника был сын. Мальчику было около трех лет. Он очень любил играть на берегу озера, что-то строил из песка, собирал красивые камешки. И вот однажды, когда отец в очередной раз ушел на охоту, мальчик вышел из чума и стал бросать в озеро камешки, делая это долго и со злостью. Обиделось озеро на мальчика за такое неуважительное к себе отношение и бросилось на него в виде большой зубастой щуки…

…Итак, мы вновь на берегу озера Большое Щучье. Франк вызвал ракетницей Бориса, напарника Беспалого, который перевёз нас на другой берег, к подбазе. Мы стояли и смотрели с Анной друг на друга, стоя на противоположных берегах озера. И вдруг мне стало очень больно: не хотелось расставаться с Анной. Когда она уезжает из Салехарда, такого не бывает. Наши долгие разговоры в чуме или близость этого озера, которое стало для меня живым существом после рассказов Анны, или была еще какая-то необъяснимая причина, но мне стало очень тяжело. Я долго стояла на берегу и смотрела вслед Анне и Пете пока не потеряла их из виду, но все равно не смогла уйти с берега. Неизъяснимая тоска охватила меня, хотелось все бросить и бежать за ними!

Какое-то время я ещё побродила вдоль берега, думая об Анне, общение с которой оказало колоссальное влияние на мой духовный мир. Спасибо тебе, Анна!

Я очень надеюсь, что еще не раз вернусь в стойбище, и мы будем вести с ней долгие беседы о жизни, о людях тундры и их взаимоотношениях с природой. Можно с полной уверенностью сказать, что и сама жизнь стойбища – это неотъемлемая часть Природы, Вселенной, Космоса…

Пока я страдала на берегу, переживая разлуку с Анной, мужчины истопили баньку. Беспалый поговорил по рации с базой экспедиции и вызвал для нас вездеход. Он придёт лишь завтра, ходу от базы до озера часов 10—12.

Помылись в баньке. Есть совершенно не хочется. Настроение какое-то угнетённое, даже банька не помогла. А тут ещё Беспалый жарко натопил печку. Мне стало совсем плохо, вероятно, я заболела.

25 августа. До обеда я отлёживалась. Вроде полегчало. День тёплый, можно идти собирать ягоды. Озеро, видимо, всё-таки отпустило меня, но видение огромной зубастой щуки ещё долго преследовало меня.

Франк помирился с Беспалым. Да и как могло быть иначе при таком коммуникабельном характере француза. Беспалый собирает вещи. Он уезжает в отпуск.

В общей сложности мы ехали на вездеходе 12 часов. Хотя и трудной была дорога, но очень красивой. Изумительные пейзажи Полярного Урала открывались перед нашими глазами один за другим.

По отрогам Полярного Урала

Из полевого дневника 1999 года

Василия Эсиковича я застала в несколько растерянном виде. В любом случае, его можно понять. Нужно утеплить дом до наступления холодов, какую-то элементарную мебель соорудить для новой квартиры. А ещё и рыбы надо запасти, заказанные нарты доделать. Завтра собирается Василий Эсикович идти в чум, где находится сейчас его семья. Много работы у главы дома, но всё-таки он выделил время, чтобы поговорить со мной. Ну, не мог он мне отказать в этом – ведь давно же обещал дать мне своеобразное интервью. Вот и фотографии мне помогли, которые я сделала для них ещё в прошлом году. Я всегда стараюсь отдать снимки тем, кого фотографировала, правда, с иными людьми не получается встретиться годами – никак не пересекаются дороги наших кочевий.

О многих вещах мне хочется расспросить поподробнее у Василия Эсиковича, раз уж я оторвала его от важных дел. Другого такого момента может и не представиться. Прочные и надёжные нарты, удобные ножи, красивые мужские пояса, да всё, что выходит из-под рук этого мастера, высоко ценится среди тундровиков. Заказы у него не переводятся. Если поставить в ряд несколько нарт, то сразу же можно среди них распознать изделия, изготовленные этим умельцем высокого класса. Прежде всего, мне хочется узнать, кто был учителем у Василия Эсиковича.

– Ведь у нарты должны быть определенные размеры: наклон копыльев, расстояние между полозьями, ширина, длина и так далее. Вы всё это как-то измеряете или делаете просто на глазок?

– А какой материал используете для строительства нарты?

– Очень ценятся у тундровиков и мужские пояса, изготовленные вами. А для них, где вы берёте материал? Хотя бы ту же бронзу для украшения?

– А мы-то возмущаемся, что промышленная цивилизация засоряет окружающую среду, – не выдерживаю я, чтобы не прокомментировать его слова. – Оказывается, от них и польза бывает немалая для тундровиков, – мы посмеялись, и я стала дальше пытать Василия Эсиковича. – В одной из неопубликованных повестей Анны Неркаги говорится, что у героя был пояс с семью ножнами. Вы, ненароком, никогда такого пояса не пытались делать?

– Насколько я знаю по ярабц, такой пояс надевают только в исключительных случаях, – вставляю я своё слово.

– Раз уж разговор зашёл о поющих, то ведь твой отец тоже хорошо исполняет ярабц, сюдбабц. Я сама не раз слышала его исполнение в сопровождении твоего брата Ильи.

– А вы помните кого-нибудь из старых поющих людей?

– А сами вы не поёте?

– Я уверена, что хотя вы сами и не поёте, но всё равно знаете содержание большинства ярабц, которые поют люди тундры?

– Какую школу вы закачивали?

– Кстати, что вам дала служба в армии?

– Сейчас много говорят про дедовщину, а у вас такое явление было?

– Василий Эсикович, вы делаете прекрасные вещи, своеобразное произведение искусства, но всё это используется, главным образом, для хозяйственных нужд. А что-либо для души пробовали создать?

– Кстати, об учёбе. Как вы считаете, Василий Эсикович, детей надо учить в школе?

«Конечно, нужно. Скоро 21-й век, надо грамотными быть. В большой посёлок приезжаешь, даже и не знаешь, как вести себя, некомфортно как-то. Я вот даже в городе неудобно себя чувствую, теряюсь там, хотя вроде бы и поездил, когда служил в армии. Ребятам надо больше знать, чтобы они себя уверенными чувствовали.

– Василий Эсикович, а в тундре книги и газеты на ненецком языке читают?

– Вы прекрасный мастер. Наверняка, поэтому вас пригласили работать в школу в качестве преподавателя-наставника, чтобы обучить ребят своим навыкам. Какова ваша методика проведения занятий? О чём вы им рассказываете на своих уроках?

– А можно чуть-чуть об этом поподробнее?

Я детям также рассказываю, как определить направление, чтобы не заблудиться в тундре, как установить, где север, а где юг.

– И как узнать это направление, вдруг и мне когда-нибудь пригодится?

Да, жить в тундре – целая наука. Василий Эсикович даже показал ребятам, как огонь разжечь во время пурги. Для этого делается ямка в снегу, туда кладутся сухие веточки, всё это под малицу, и только тогда зажигается спичка, а иначе ветер не даст поджечь приготовленные ветки. Кстати, у бывалого тундровика всегда есть в запасе кусочек бересты для таких вот экстремальных случаев. А приходилось ли ему ночевать в куропачьем чуме, допытываюсь у Василия Эскиовича.

– Естественно, что вы хорошо знаете всю тундру…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции