Чум далеко живешь или нет

08:50, 18.03.2020 // Росбалт, Блогосфера


Общее волнение витает в воздухе. Думаю, пришло время и мне, как биологу, много лет читающему общий курс вирусологии в университете, несколько слов сказать о коронавирусе. Попробую сделать это тезисно, потому что и так в интернете на этот счет уже очень много букв и, как говорят в Италии, высказалась уже даже свинья.

1) Это всего лишь коронавирус. Один из представителей семейства, которое и раньше было представлено в общем спектре возбудителей ОРВИ человека. Это не чума. Не оспа, не родная еще нашему поколению корь. Это даже не тот коронавирус, который вызывал атипичную пневмонию в 2002 году и был гораздо жестче. Нынешний вирус убивает, как положено любому уважающему себя вирусу, только что попавшему к людям из другого зверя. Но убивает умеренно. В мире ежедневно умирает от туберкулеза столько же людей, сколько пока что умерло за все время от COVID. И еще столько же — от малярии. Просто за этими цифрами мы не следим в режиме онлайн.

4) Показатели смертности от коронавируса отражают реальность. Их никто не стал бы скрывать в эпоху, когда в соцсетях сразу бы сбились в группы люди, родственники которых скоропостижно умерли от воспаления легких без предварительного гриппа или другой ОРВИ. И сосчитали бы друг друга. При этом показатели общего числа случаев, конечно, очень сильно занижены, так как масса людей перенесла инфекцию бессимптомно и в период, когда ее еще не умели выявить. И сейчас многие случаи не обнаруживают, хотя теперь их мониторят. Ну и хорошо — чем более количество зараженных занижено, тем меньше по факту процент летальных исходов.

6) Коронавирус SARS-CoV больше никуда не денется из нашей жизни. Он не исчезнет. Его не уничтожат карантинами. Лекарств против него, как и против большинства вирусов, нет, врачебные рекомендации — поддерживающая терапия. Вакцина появится (думаю, к лету), но в массовую практику выйдет не раньше, чем к концу года, так как время испытаний любой вакцины сократить нельзя. Поэтому бОльшая часть населения планеты этим вирусом обречена переболеть. И это важно, потому что лучшее средство от инфекционных заболеваний — коллективный иммунитет (чем больше народу переболело и приобрело иммунитет, тем меньше новых случаев заболевания будет происходить, и потихоньку болезнь уйдет на задний план). Не верьте слухам о повторных заражениях. На коронавирусы иммунитет обязан вырабатываться надежно.

7) Коронавирус ВООБЩЕ не похож на вирус гриппа. И поэтому он не будет держать человечество в карантинах и под боем годами и десятилетиями. У коронавирусов нет особенностей и механизмов, обеспечивающих высокую изменчивость, присущую вирусам гриппа. Они, вероятно, пойдут по обычному пути таких инфекций — чем дольше вместе с человеком, тем мягче симптоматика. И новые формы будут появляться редко, и не будут эффективно преодолевать иммунный барьер, возникающий после первого заражения. Но примерно на полгода (моя оценка) текущая эпидемическая ситуация может растянуться. Постепенно вирус станет частью пейзажа, многие переболеют, и человечество начнет возвращаться к нормальной жизни.

9) С точки зрения биологии, если мы посмотрим на человека как на один из видов животных, коронавирус вообще не должен был бы рассматриваться как что-то слишком опасное. Он убивает людей с ослабленным иммунитетом (как любая инфекционная болезнь), и умеренно прореживает популяцию в старшей возрастной группе. Еще лет 100 назад человечество восприняло бы это философски, как божий промысел. И всемирную коронавирусную эпидемию-2020 с радостью махнуло бы не глядя бы на вспышку кори или полиомиелита в их родном городке. Но вот она, обратная сторона прогресса — мы же не хотим отдать этому вирусу просто так, за здорово живешь, ни одного из стариков, среди которых будут чьи-то родители и бабушки с дедушками. А чтобы их не отдать, их надо вовремя положить в приспособленную для этого палату в больнице и помочь им дышать. Мы знаем, что количество палат ограничено, а приборов для ИВЛ, наверно, тоже не по штуке на человека, к тому же они постоянно помогают жить и массе других людей, которые не могут сами дышать не из-за коронавируса.

10) Поэтому карантинные мероприятия оправданы. Кто из нас при выборе между походом в бар вечером и смертью даже незнакомого пожилого человека, в цепочке передачи вируса которому мы можем невольно оказаться, выберет поход в бар? Наверно, если цена скуки измеряется в жизнях стариков, все готовы поскучать дома, без выходов в свет и развлечений. Даже на работу иногда можно не ходить, особенно если туда нужно ехать на метро, а мир не перевернется, если вы останетесь дома. При этом не надо путать полную самоизоляцию с разумным снижением социальной активности. Не так страшен этот вирус, чтобы дать ему парализовать жизнь. Нет резонов скупать годовой запас продовольствия в магазинах, их, очевидно, не закроют, а макароны будете потом долго есть несвежие. Как было хорошо сказано в одном из мемов, если вам на 14 дней карантина нужно 144 рулона туалетной бумаги, то вам надо было обратиться к врачу задолго до появления коронавируса!

Не нужно бояться выйти на улицу, не нужно бояться идти на работу, если туда правда надо идти. Вообще не нужно бояться перенести эту инфекцию! Что мы, гриппом в жизни не болели, что ли, или температуры у нас не бывало никогда? Бояться нужно за бабушек и дедушек, и вот им как раз лучше бы поменьше выходить из дома и общаться с другими людьми. И не только не ездить на маршрутках или не таскаться в филармонию и другие места для проведения культурного досуга. Их это вряд ли обрадует, но в ближайший период лучше им пореже встречаться и с детьми и внуками. Которые могут принести им опасную заразу, даже сами того не зная. Объясните это вашим пожилым родственникам и друзьям, и постарайтесь сами обеспечить им такой режим минимальных контактов. Они все равно будут болеть. Главное — чтобы не все сразу.

Прочитать оригинал поста можно здесь.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Есть на свете люди, которым неведомы радость, печаль, любовь. Иногда это связано с нарушением мозговой деятельности, получившим в современной науке название "алекситимия". Корреспондент BBC Future попытался выяснить, какие трудности возникают у тех, кто живет с таким нарушением, и какие преимущества оно дает.

Калеб рассказывает мне о рождении сына, которому сейчас восемь месяцев.

"Вы слышали, наверное, как родители рассказывают о тех чувствах любви и радости, которые их охватили при виде своего новорожденного малыша?", - спрашивает он.

"Ну так вот, - продолжает мой собеседник после драматической паузы, - я ничего подобного не почувствовал".

Собственная свадьба тоже мало его тронула. Пытаясь объяснить свое тогдашнее состояние, он приводит метафору бродвейского шоу: в зале сидит публика; она эмоционально вовлечена в театральное действо; а за кулисами тем временем дежурят рабочие сцены, которые, оставаясь безучастными к спектаклю на чувственном уровне, участвуют лишь в техническом его осуществлении.

На собственной свадебной церемонии Калеб, в отличие от большинства участников этого волнующего события, прилива чувств не испытывал.

"Я исполнял свою роль чисто механически", - говорит Калеб (свою фамилию он попросил не называть).

Даже когда его невеста направлялась к алтарю, единственное, что он почувствовал, - это приливающую к щекам кровь и тяжесть в ногах; в сердце же он не чувствовал ни радости, ни счастья, ни любви.

Калеб признается мне, что вообще никогда не испытывает эмоций - ни позитивных, ни негативных.

Мы познакомились на интернет-форуме для людей с так называемой алекситимией - это своего рода эмоциональный дальтонизм, который лишает человека способности различать и выражать разнообразные чувственно-эмоциональные нюансы.

Из тех, кто страдает этим нарушением, около половины - аутисты. Однако Калеб и многие другие "алексы" кроме безэмоциональности не проявляют никаких других аутических черт, таких как компульсивное (навязчивое) поведение, например.

Что значит "влюбиться" для того, кто в принципе неспособен почувствовать к другому любовь или даже симпатию?

Глубокое изучение "эмоционального дальтонизма" может пролить свет на целый ряд сопутствующих заболеваний, таких как анорексия, шизофрения, синдром раздраженного кишечника.

Истории, рассказываемые на форуме членами алекс-коммюнити, заставляют нас заново переосмыслить эмоциональные переживания, которые, казалось бы, мы все так хорошо знаем.

Взять, например, влюбленность. Вот как может влюбиться человек, которому неведомы даже такие базовые чувства, как нежность и симпатия? Ведь именно они и зажигают в нас искорку любви.

Многослойность эмоционально-чувственной сферы

Понять, что такое "эмоциональная немота", можно на наглядном примере матрешки, многослойной игрушки, состоящей из нескольких вложенных в нее куколок, каждая следующая затейливее предыдущей.

В основе эмоционально-чувственной сферы человека лежат телесные ощущения - например, когда мы видим возлюбленного, мы чувствуем, как подпрыгивает сердце; а когда испытываем гнев, часто ощущаем желудочные спазмы.

Наш мозг приписывает каждому из этих ощущений определенную ценность - тогда вы знаете, позитивное оно или негативное, сильное или слабое.

Так аморфные ощущения обретают форму, и у эмоции появляется некий осознанный образ.

Эмоции могут иметь множество нюансов и подчас совмещают разноокрашенные переживания (например, светлая грусть).

Чем насыщеннее эмоция, тем ярче, по идее, она должна окрашивать мое мышление. Но на самом деле мышление у меня более ясное и более склонное к анализу Калеб

Для описания наших эмоциональных состояний мы рано или поздно находим подходящие слова - мы способны вербально описать наше состояние отчаяния или радости, например, и мы можем также объяснить, что нас привело в то или иное эмоциональное состояние.

В 1972 году, когда алекситимия впервые была научно описана, предполагалось, что проблема возникает именно на этом последнем, лингвистическом этапе; предполагалось, что страдающие алекситимией люди на глубинном уровне чувствуют как все и что они неспособны лишь описать свое эмоциональное состояние словами.

Ученые предположили, что это может быть вызвано нарушением нормальной коммуникации между двумя полушариями мозга, которое препятствует передаче сигналов из эмоциональных центров, находящихся преимущественно в правом полушарии, левополушарным центрам, отвечающим за речь.

Такая трансмиссия необходима нам для того, чтобы вербализировать то, что мы чувствуем, объясняет Катарина Гёрлих-Добре из Рейн-Вестфальского технического университета города Ахен, что в северной Германии.

В этом можно было убедиться, когда врачи впервые попробовали лечить эпилепсию, удаляя соединяющие две доли волокна; такое хирургическое вмешательство сокращало количество эпилептических приступов, однако перенесшие операцию пациенты становились "эмоционально немыми".

Еще одно важное, хоть и менее сенсационное, открытие, сделанное самой Гёрлих-Добре благодаря томографии, состоит в том, что у людей с алекситимией нейронные связи имеют аномальную плотность.

Возможно, предположила исследовательница, это создает дополнительные шумы при трансмиссии (что-то вроде помех в плохо настроенном радиоприемнике), и связь с эмоциональными зонами, соответственно, нарушается.

Сегодня ученые уже знают, что существует много разных типов алекситимии.

Одни "алексы" с трудом выражают свои эмоции и чувства, тогда как другие (как Калеб) даже не осознают их.

Ричард Лейн из Университета штата Аризона предлагает в качестве аналогии феномен потери зрения у людей, получивших травму визуальной зоны коры головного мозга; сами глаза не пострадали; тем не менее способность различать зрительные образы утрачивается.

Подобным же образом поврежденная нейронная цепочка, участвующая в обработке эмоциональных сигналов, может мешать чувствам грусти, радости или гнева достигать сознания (если продолжить метафору многослойной матрешки, то проблема возникает на уровне второй "куклы": тело реагирует нормально, но интеграции ощущений не происходит, и, соответственно, не может сформироваться эмоциональная мысль).

"Возможно, что эмоция активизируется, и тело на нее отвечает, но человек своих эмоций просто не осознает", - говорит Лейн.

Проведенные недавно исследования с применением магнитно-резонансного сканирования (томография), выявили признаки более базисной проблемы перцепции в некоторых типах алекситимии.

Я спокойно переношу всякие неприятные моменты, поскольку знаю, что в памяти у меня отсутствуют эмоциональные ассоциации Калеб

Гёрлих-Добре, к примеру, обнаружила недостаток серого вещества в центрах поясной коры, отвечающих за самосознание, и предположила, что это блокирует сознательное представление эмоций.

А ее коллега Андре Алеман из Университетского центра медицинских исследований в Гроненгене, Нидерланды, обнаружил дефицит в зонах головного мозга, связанных со вниманием, в моменты, когда страдающие алекситимией люди смотрят на эмоционально заряженные картинки. У него сложилось впечатление, будто эмоции их мозг просто-напросто отказывался регистрировать.

"Мне кажется, это вполне соотносится с теорией Лейна, - говорит Алеман (первоначально он полагал, что причины у этого явления иные). - Мы вынуждены признать их (Лейна и его коллег - прим. переводчика) правоту".

Вот как сам Калеб описывает свой разрыв в сознании, который препятствует нормальной передаче эмоциональных сигналов в левую долю мозга.

Он вспоминает, как работал однажды в школьном театре. Целую неделю перед спектаклем пытался он записать нужные звуковые эффекты, но свести всё вместе никак не удавалось.

В конце концов ответственный потерял терпение и набросился на него с упреками.

"Тело мое отреагировало странным образом, - вспоминает Калеб. - Я почувствовал напряжение; сильно забилось сердце, но ум оставался безучастным. За этим было любопытно наблюдать с исследовательской точки зрения. А потом я совершенно забыл эту ситуацию".

Кажется, что никакое событие не может поколебать такое твердое равнодушие. "Чем насыщеннее эмоция, тем ярче, по идее, она должна окрашивать мое мышление, - говорит Калеб. - Но на самом деле мышление у меня более ясное и более склонное к анализу".

Есть одно небольшое преимущество: Калебу проще переносить медицинские процедуры - просто потому, что он не связывает с подобным опытом никаких негативных эмоций и не испытывает страха или тревоги.

"Я спокойно переношу всякие неприятные моменты, поскольку знаю, что в памяти у меня отсутствуют [негативные] эмоциональные ассоциации, - признается мой собеседник. - Но это значит, что позитивные воспоминания из памяти тоже вымываются".

Короткое замыкание в мозгу

Впрочем, компенсация эта несущественная - алекситимия связана, по всей видимости, с разными другими заболеваниями, в том числе с шизофренией и расстройствами пищевого поведения. Потому, наверное, что именно благодаря эмоциям мы обычно начинаем лучше заботиться о своем физическом и ментальном здоровье.

Более точное определение алекситимии помогло бы лучше понять природу сопутствующих расстройств, а также больше узнать о различиях между разными видами аутизма.

Джефри Бёрд из лондонского Королевского колледжа отмечает, что, вопреки стереотипам, половина аутистов вполне способна к восприятию других людей на эмоциональном плане и к адекватным эмоциональным реакциям, а те, которые испытывают трудности с социализацией, обычно страдают алекситимией.

Они гиперчувствительны к ощущениям в теле и не могут ни на чем другом фокусироваться, что, возможно, является одной из причин хронических болей, которые они испытывают

Поэтому он полагает, что разграничение этих двух видов расстройств приведет к более адекватному уходу и лечению.

Пока же остающееся недопонимание в этой области часто мешает аутистам получать ту помощь, которая им действительно требуется.

"Я работал с одной женщиной-аутистом, которая хотела стать помощником по уходу за больными, - говорит Бёрд. - Но ей отказали - под предлогом, что она якобы не способна на эмпатию. Однако проведенное нами исследование показывает, что у многих аутистов нет проблем с эмоциями."

Дальнейшая работа в этом направлении могла бы также прояснить загадочную связь с соматическими заболеваниями, такими как хронические боли и синдром раздраженного кишечника, которые у больных алекситимией встречаются необычно часто.

Лейн предполагает, что причина состоит в своего рода "коротком замыкании" в мозгу, которое является следствием "эмоционального дальтонизма". По его словам, осознанное восприятие эмоций помогает затушить физические ощущения, связанные с той или иной эмоцией.

"Если ты можешь осознанно обрабатывать эмоцию, позволяя ей расти и развиваться, если ты подключаешь фронтальные зоны мозга, то задействуются механизмы, модулирующие процессы в теле сверху вниз", - говорит Лейн. Однако без эмоционального выхода ум может застрять в физических ощущениях, что приведет к усилению реакций.

По словам Гёрлих-Добре, "они ("алексы") гиперчувствительны к ощущениям в теле и не могут ни на чем другом фокусироваться, что возможно является одной из причин хронических болей, которые они испытывают".

Некоторые исследования действительно показали, что "алексы" необычно чувствительны к ощущениям в теле, хотя результаты других экспериментов эти выводы опровергают.

Описания физических ощущений часто доминируют в рассказах Калеба о трудных моментах в его жизни, таких как расставание с семьей.

"Вообще я не скучаю по людям, мне кажется. Если я уезжаю и долго кого-то не вижу, жизнь у меня идет по принципу "С глаз долой, из сердца вон", - признается он. - Но если пару дней со мною рядом нет моих жены и ребенка, то я физически ощущаю давление или стресс".

Восстановление связи с потерянными чувствами

Есть надежда на то, что в конце концов врачи установят причины алекситимии и помогут своим пациентам избежать эффекта "снежного кома" при ее воздействии на организм.

Калеб полагает, что его заболевание возникло при рождении и могло быть вызвано генетическими факторами. Особенности воспитания и эмоциональная отзывчивость родителей тоже могут играть здесь определенную роль.

Но есть люди, которые становятся "алексами" в результате психологической травмы, нарушающей их способность обрабатывать некоторые или даже все эмоции.

Я обнаружил огромный гнев, который испытывал сам того не осознавая. Это самое важное, что я сделал в своей жизни Патрик Даст

Лейн представил меня одному из своих пациентов, Патрику Дасту, который в детстве подвергался насилию со стороны отца-алкоголика, так что в какой-то момент даже возникла угроза его жизни.

"Однажды вечером, когда он вернулся домой, они с мамой в очередной раз поругались. И тогда он сказал: "Вот пойду схожу сейчас за своим ружьем и застрелю вас всех". Мы побежали к соседям и из их дома вызвали полицию".

С тех пор прошло несколько десятилетий, а для него все это время было проблематично понимать и интерпретировать свои эмоции, особенно страх и гнев, которые он до сих пор испытывает по отношению к своим родителям.

Даст подозревает, что в результате у него развилась фибромиалгия - диффузная мышечно-скелетная хроническая боль и слабость всего тела - а также расстройство пищевого поведения.

Вначале под руководством Лейна, а позже и самостоятельно Даст вспомнил свои давние переживания и вновь соединился с эмоциями, которые он прежде всегда старался упрятать поглубже. В результате этого его фибралгические боли уменьшились.

"Я обнаружил огромный гнев, который испытывал сам того не осознавая, - объясняет Патрик. - Это самое важное, что я сделал в своей жизни". Он только что закончил работу над книгой, в которой описал этот процесс. Чтобы лучше социализироваться, Калеб тоже посетил психотерапевта, специализирующегося на когнитивном поведении, и теперь через осознанное решение он может лучше анализировать собственные физические ощущения и соотносить их с эмоциями других людей.

Хотя этот процесс и остается во многом исследовательским экзерсисом, он позволяет Калебу осознавать чувства его жены и понимать, почему она поступает так, а не иначе.

Однако далеко не каждый больной алекситимией обладает такой решимостью и упорством. И не всякому удается найти себе спутника жизни, который был бы готов принять связанные с этим заболеванием допущения.

"Со стороны моей жены требуется большое понимание. Она осознает, что я понимаю любовь и другие вещи несколько иначе", - говорит Калеб.

Зато он эмоционально стабилен и не подвержен перепадам настроения. "Компенсация состоит в том, что мои отношения с женой - это для меня осознанный выбор", - объясняет Калеб.

Он действует не по прихоти, а на основе осознанного намерения любить и заботиться о ней. В последние восемь месяцев это было особенно важно.

"Если мы переживаем какую-то сложную ситуацию - к примеру, ребенок не спит всю ночь и плачет, - на мое отношение это никак не повлияет, потому что у меня связь основана не на эмоциях".

Калеб не испытал эйфории по поводу своей свадьбы или рождения ребенка, но он большую часть жизни провел глядя внутрь, пытаясь прочувствовать и понять ощущения, которые испытывает он сам и окружающие его люди.

Он один из самых заботливых и осознанных людей, которых я когда-либо имел удовольствие интервьюировать - человек, который знает себя и свои ограничения насквозь.

Завершая разговор, он подчеркивает, что "эмоциональный дальтонизм" не делает человека злым или эгоистичным.

"Трудно поверить, но жить полностью отделенным от эмоций и воображения возможно, хотя это как раз то основное, что делает нас людьми, - говорит он. - Но это вовсе не значит, что такой человек бессердечен или что он псих".

ЧЕЛОВЕК ИЗ СКАЗКИ

Это дёре является парой к дёре о чукчах [см. выше].

Юрак ходил по берегу моря, нерпу искал. По самому берегу моря ездит юрак на санке, нерпу ищет. Одну нерпу увидал, на льду лежала, говорят. Тут, не знаю, стрелять в нее захотел этот юрак что ли, - начал подкрадываться этот юрак.

К самому вечеру по берегу моря, вдоль самой воды пришла одна санка. Один только олень в нее запряжен, большого коня этот олень больше. Без рогов он, говорят, был комолый. Поводок и лямка, но все из железа. И наголовник весь железный. Санка совсем большая, тоже железная, беда большая. Хорея наконечник, ловчейка - все железные. Наконечник - копье наточен, очень большой, и ловчейка тоже очень большая. Хорей очень толстый. Только для руки сделано место потоньше. Сам-то этот человек не знаю имел на себе железо или нет, но с виду как будто на нем железа нет. Юрак говорил:

- Будто я глазами не видал на нем железа, может быть, оно было сокуем закрыто.

Два глаза вперед далеко выступают. Лицо, не знаю чем закрыто. Говорит этот человек, сидя на санке, сам большой, толстый, плечи такие, что человека можно посадить на каждое:

- Какой ты человек?

- Да, - говорит, - а какое это имя юрак, я не знаю.

Юрак так говорит:

- Я так говорю, человек я.

Юрак не сказал: "Мони юракодо", это они не знают, юрак сказал: "Мони ненэчэндэ". Спросил человек юрака:

- Сейчас чум-то далеко?

- Что, железный чум?

- Нет, не железный.

- Но какой не железный?

- Деревянный, - говорит юрак.

- Я такого слова не знаю. Что это такое дерево?

Юрак на санку свою показывает:

- Вот теперь узнал, что такое дерево. А нюки какие?

Юрак показал на постель на санке и говорит:

- Ты худо совсем живешь. Чум плохой, совсем не чум у тебя. Женато есть?

- Есть жена у меня.

- Сыновей у меня очень много, сыновей у меня шесть.

- Маленькие или большие?

- Ну, так. А сейчас зачем пришел, чего ищешь?

- На льду черную нерпу не видел? Вот это я ищу.

- Да-а! Лук-то у тебя есть?

- Ну, покажи лук-то.

Самый лук не держал юрак, а ружье, как будто недавно это было.

Старое ружье, кремневая винтовка.

- Из лука своего чем стреляешь? Стрелы-то где?

Юрак показал пули - вот стрелы, туда кладем. Порох, говорит, есть.

- Ну, сейчас я смотреть буду. Не видал я никогда такой лук. Сейчас я сниму с этого быка лямки и в санку положу. На какое расстояние твоя стрела попадает, я сам быка этого отведу. Ты на санке сиди. Если близко поставлю - ты говори: "Еще дальше поди". На какую меру попадает стрела, поставим быка. По-моему они, твои стрелы, никуда не годятся.

- А оленя не жалко тебе?

- Не жалко. У тебя не прошу, потому что я сам даю этих оленей. Ты не думай, что если оленя убьешь, я ругать буду. Не буду ругать. Тебя ругать какая мне польза. Я тебя за человека совсем не считаю. У меня есть два младших брата. Я самый старший. Мое имя Сюнозэо-каттыо. Среднего моего брата ум совсем худой и твое счастье, что не он тебя нашел. Он бы тебя сразу убил. По-нашему его имя Сюнозэй-исида.

(Это значит безумный человек, очень сердитый такой человек).

- Ну, ладно, - юрак говорит, - ну, уведи оленя.

Сюнозэо-каттыо оленя увел, имя свое увел. Далеко увел, уха у оленя не видно, глаза-то только маленько видно. А два уха у сказочного оленя прямо как маленькие чумы.

- Еще дальше маленько поди, - юрак говорит.

Дальше увел еще своего оленя Сюнозэо-каттыо.

- Ну, хорошо будет стрелять?

Не знаю, к чему привязал, но большой олень стоит прямо, на земле, ничего не ест, как лошадь стоит. Ну, пришел обратно Сюнозэо-каттыо и говорит:

- Теперь стрелу пусти; я смотреть буду, как она пойдет.

Ну, теперь из ружья выстрелил юрак. Прямо в сердце пуля попала. Олень тихо опустился на колени. Теперь говорит Сюнозэо-каттыо:

- Твой лук лучше. Стрела идет, как огонь. Оленя, когда она немного не дошла, тогда я ее потерял глазами. Раскалена она была, как огонь. Ну, ладно. Для тебя твой лук лучше, а для меня он никуда не годится. Я твою стрелу поймал бы руками. На оленя-таки она хороша, оленя-таки ты убил, упал он. Но все-таки таких, как я, людей не убьешь ты, так я думаю. Ну, теперь ты глазами увидишь, как я стреляю. Большой яр есть в твоей стороне на берегу Енисея. До этого яра попробуй дойти глазами, смотри. Там есть два камня. Может быть увидишь их?

Юрак смотрит и ничего не видит. Говорит:

- Мои глаза не видят.

Юрак сам про себя думает:

- Какую-то черную землю видать, не знаю яр это, что ли, мне не видно.

Но не говорит это. Сюнозэо-каттыо говорит:

- Ну, идем к санке, лук мой посмотри.

Лук лежал в чехле на санке из железа. На каждом конце лука 7 концов, всего 14 концов с обеих сторон. Сам лук толще руки в сокуе.

- Что здесь тетива, что лук?

Очень большой лук. Стрела-то длиною пять сажень, в мой размах рук каждая. Все они железные, острые, как топор. За острием к древку шар, очень большой, за ним древко толщиной, как две пешни.

- Теперь смотри на тот яр. Однако он немного ниже станет. Поезжай на санке. Стрелу пущу, и голова у тебя разломится.

Ну, на санке ушел юрак. Теперь отъехал так, что санку бы видно было, но узнать, кто на ней - самодин или юрак, нельзя было бы. На такое расстояние отъехал.

- Ну, ладно, - сказал сказочный человек и пустил стрелу. Юрак говорит, что когда тот стрелу пустил, голова у него чуть не лопнула. И стрела на яр на Енисее упала.

- Ну, иди сюда, - сказал сказочный человек.

Юрак опять подъехал к нему. Сказочный человек сказал:

- Сегодня не найдешь моей стрелы. На другой день иди, народ уведи туда. Выше я не попал, ниже не попал, в самую середину яра я попал. Там, куда я попал, где мою стрелу найдете, этот яр пусть станет шайтанской землей. Мою стрелу, туда подойдя близко, там найдете, с виду как огонь, будет она. Теперь, пока все хорошо, ешьте моего оленя. Я тоже ем это мясо. Много кушайте, хорошее это мясо и мясо это все жир, такой мой олень.

Теперь еще так говорит:

- Ты в свой чум иди и я в свой чум пойду. Мой дом там за большой водой, там мой чум. На берегу большой реки я стою, как Енисей. Моей земле тоже имя есть. Сейчас я его не скажу тебе. Смотри на меня сейчас. Ты сейчас на санке поедешь. То, что ты оленя убил, это не твоя вина, это мое дело, потому что мне не надо оленя. Я пойду сам. Смотри на меня сейчас, а потом ты пойдешь, как хочешь. Что хочешь искать, то и ищи.

Человек из сказки связал на своей санке поводок и лямку. Хорей привязал за ловчейку. Одной рукой взялся за копыл санки, другой - за другой копыл и как самолет ушел. Юрак говорит:

- Я потерял теперь его, куда ушел?

Ну, теперь юрак своей земли дошел и рассказал: "Такое, такое нашел". Этого оленя мясо, говорят, три дня возили. Очень вкусное, говорят, мясо было.

На другой день всем народом стрелу смотреть ушли. Ниже не попал, выше не попал, а прямо в яр. Из пяти сажень длины стрелы только одна сажень видна была. Сверкает, как огонь с виду. Тут-то теперь шайтанскую землю сделали. Теперь все.

Теперь вот эти большие сказочные люди такие. В этом дёре нашей земли человек нашел человека из сказки. Так-то их не видно. Сейчас только в сказке говорят про них. Младшего брата имя не сказал сказочный человек. Отец и мать у них одна. Про жену юрак побоялся спросить. Все у них железное, наверное на самом было железо, только юрак не видел. Это ему какой-то смирный попал сказочный человек. Если бы его брат попался, юрак не был бы живым. Нока (султана) на сокуе, как у самоединов, не было у него, но края [?] сокуя выступали вперед. Но иногда у сказочных людей есть султаны, тогда они людей убивают.

Этот рассказ мы привели для того, чтобы проиллюстрировать объединение энцами своих дёре в пары. По своему содержанию это скорее фантастическая сказка. Сюжет ее несколько напоминает эпизод из вышеприведенного предания "Моррэдэ и сказочные люди". Надо сказать, что этот

сюжет о встрече на берегу моря с сказочным человеком очень распространен и популярен. Может быть, здесь некоторую роль сыграли и случаи появления на берегах северных морей русских мореплавателей, имевших, возможно, с собой лошадей и коров. Выстрел сказочного богатыря из лука мог быть выстрелом из пушки. Но главную роль в появлении этого образа сказочного человека сыграл, конечно, ненецкий эпос с его героями - летающими богатырями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции