Черчилль большевизм это чума

Иосиф Сталин и Уинстон Чёрчилль – два выдающиеся политические лидеры ХХ века, оказавшие огромную роль на ход европейской и мировой истории. Трудно найти более разных людей по происхождению, национальности, образованию, интеллекту. Но на короткое время, в период второй мировой войны, судьба свела их вместе. Их объединила общая борьба с нацизмом, освобождение Европы от коричневой чумы. Столкновение этих личностей, их политической философии и жизненого опыта до сих пор представляет огромный интерес. Не случайно этому посвящено несколько книг, а совсем недавно на эту тему в Англии была проведена специальная конференция. [1]

Отец Чёрчилля сделал блестящую, хотя и, быть может, краткую политическую карьеру. Он недолгое время был главой кабинета министров, но в 1887 году потерял этот пост. Это подорвало его физические и духовные силы, и он умер в возрасте 46 лет, когда Уинстону было тринадцать лет.

В 1888 году молодой Уинстон поступает в престижную частную школу в Харроу, где он, правда, не отличался большим прилежанием. Похоже, что он возненавидел латынь. Как признавался сам Чёрчилль, вместо своих переводов латинских текстов он представлял преподавателю переводы ученика из старших классов. До поры до времени это сходило ему с рук, пока преподаватель, восхищенный качеством перевода, не предложил ему специализироваться в области античной классики. Позднее Чёрчилль переходит в военный класс и готовится к военной карьере. Перед аристократическим выпускником Харроу лежало широкое поле возможностей. Как впоследствии писал сам Чёрчилль, “я был сыном викторианской эпохи в период существования Великой империи, когда все мы думали, что будем учить мир искусству управления, науке и технологии.”

Молодой Чёрчилль много путешествовал, был на Кубе, в Индии, в Северной Африке. Он сменил несколько профессий, служил в армии, был журналистом, путешественником, затем по стопам своего отца стал политиком. В 1900 году он избирается в парламент и занимается активной политической деятельностью, которую не оставляет до конца своей жизни. В 1906 году он становится секретарем комитета Колоний, в 1911 - первым лордом Адмиралтейства.

Таким образом, до 1919 года Чёрчилль и Сталин не могли знать друг о друге. Когда Чёрчилль получал элитарное образование в военной школе и постепенно приобщался к британской политике, Сталин учился в церковной школе, а потом изучал марксизм и грабил банки.

В 1919 году Черчилль становится секретарем по делам войны в правительстве Ллойда Джорджа, а Сталин – членом Политбюро по делам национальностей. Начиная с этого времени, оба начинают политическую карьеру. Пик политической деятельности Чёрчилля относится к 1940 году, когда он становится премьер-министром Великобритании и лидером консервативной партии. Сталин же достиг пика своей карьеры еще раньше, после смерти Ленина становится неограниченным диктатором России. Как с огорчением сказала его мать, ее сын стал не священником, о чем она мечтала, а русским царем.

Чёрчилль много писал о России еще до Октябрьской революции, но больше всего он писал о советской России. Его инстинктивно пугала эта страна, с ее гигантскими размерами, огромной, бесконтрольной централизацией государственной власти, самой многочисленной армией в мире. Чёрчилль был непримиримым врагом большевизма. Он поддерживал интервенцию английских войск на территорию большевисткой России.

Чёрчилль еще в молодости много писал о деятелях русской революции и контрреволюции. Он опубликовал большую статью о Борисе Савинкове, рецензию на письма Ленина. О последнем он говорил, что “это был человек, который разрушил свою страну и мечтал, чтобы все другие страны достигли такой же степени нищеты.” Не вызывал его симпатии и Троцкий, которого он называл хорошим организатором, но считал, что он “никогда не был большевиком, так как всегда был против всякой власти вообще.” [2] Русский большевизм вызывал у Чёрчилля ужас, как попрание прав личности и собственности. “В России, - говорил он, - человека называют реакционером, если он протестует против кражи его собственности, убийства его жены и детей.”[3] В последующем, говоря о Homo soveticus, он называл его “расчетливым, жестоким человеком, официально отлученном от христианской этики и атлантической концепции человеческой личности и свободы.”(Commons, January 23, 1948).

Чёрчилль был консервативным мыслителем и политическим деятелем. Всю жизнь он был противником большевизма и коммунизма. Он считал, что большевизм - это система, уничтожающая частную собственность, личность и провозглашающая государственный терроризм. Он видел в нем зло, которое распространяется по всему миру, в том числе и в Англии. “Моя ненависть к большевизму и большевикам основана не только на неприятии их неразумной экономической системы и абсурдной доктрины, отрицающей равенство. Моя позиция возникает из отрицания кровавого и разрушающего терроризма, который большевики практикуют в каждой стране, в которую они вторгаются.”(Commons, July 8, 1920). Черчилль считал, что большевизм - это не только политика, это болезнь со всеми признаками чумной заразы. Необходим длительный период после заболевания, чтобы люди могли восстановить свое здоровье, когда свет разума вновь постепенно засветится в их глазах.

В последующем Чёрчилл перенес свою критику большевизма на коммунизм. Он не делал большого отличия между коммунизмом и фашизмом, считая, что обе эти системы авторитарны, антидемократичны и разрушают принципы европейской цивилизации. Цивилизация, по его мнению, предполагает три необходимые момента: свободу, комфорт и культуру. На выступлении в Лондонском университете в 1939 году он говорил: “Цивилизация предполагает свободу критики правительства, свободу печати и выступлений, свободу религиозных верований, отсутствие расовых преследований, юридическую законность и справедливость.” (Commons, May 19, 1939). Ничего этого в советской России не было.

Сопоставляя социализм и капитализм, Чёрчилль отдавал несомненное предпочтение последнему. “Прирожденный порок капитализма, - писал он, - это неравномерное распределение богатства, тогда как прирожденная добродетель социализма - это равномерное распределение нищеты.”(Commons, Oct. 22, 1945). Социализм, как политическая доктрина, исходит из философии бедности, он может осуществить идею равенства только в условиях нищеты. По его словам, “социализм - это философия несостоятельности, кредо невежественности и евангелие зависти” (Commons May 28, 1948).

Сам Чёрчилль потратил много времени и усилий, чтобы разгадать загадку России. Но его личные отношения со Сталиным тоже составляют загадку, многое в них остается все еще неясным, требующем переосмысления и обсуждения.

Личные отношения между Сталиным и Чёрчиллем продолжались четыре года. За это время Чёрчилль дважды побывал в Москве, в августе 1942 и в октябре 1944 года. Кроме того, они встречались на Тегеранской (ноябрь-декабрь 1943) и Ялтинской (февраль 1945 г.) конференциях. Чёрчилль и Сталин не только встречались, но и находились в постоянной переписке.

В этих отношениях были свои подъемы и падения. Первым шагом было личное письмо Чёрчилля к Сталину, написанное в июне 1940 года. Второе письмо, в котором содержалось предупреждение о концентрации немецких войск на юге Польше и готовящемся нападении на СССР. Сталин ответил на первоеписьмо и игнорировал второе.

На Западе были сторонники того, чтобы встать в стороне и смотреть, как Гитлер и Сталин, два диктатора, уничтожают друг друга. Чёрчилль категорически отвергал такую позицию, считая, что эта война решает судьбу России и что русские будут сражаться до конца. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан англо-советский договор о союзничестве на 20 лет. Это положило основу для личных встреч Чёрчилля и Сталина.

Первая встреча состоялась в августе 1942 года. Чёрчилль предлагал встретиться на юге СССР, но Сталин пригласил его в Москву, и Чёрчилль принял это приглашение. На многочисленных встречах, которые происходили ежедневно, речь шла об открытии Второго фронта. Сталин настаивал на его скорейшем открытии, Чёрчилль пытался доказать, что Англо-Американская высадка в Северной Африке является своеобразным Вторым фронтом, тогда как высадка во Франции должна быть отложена. Эти встречи и беседы проходили довольно нервозно, и Чёрчилль даже хотел улететь на день раньше. Тем не менее, начало личным отношениям было положено.

Открытие Второго фронта стало предметом обсуждения на Тегеранской конференции, которая состоялась с 27 ноября по 1 декабря 1943 года. Здесь впервые лицом к лицу встретилась вся великая Тройка: Сталин, Рузвельт и Чёрчилль. Это было важнейшее событие в мировой дипломатии и стратегии Второй мировой войны. Помимо Второго фронта и военных планов на конференции обсуждалось послевоенного устройство мира. Чёрчилль отстаивал право Польши присоединения к западному миру после войны, но осуждение польского вопроса так и не завершилось. В результате 1-го декабря была принята Декларация, которую подписали все три лидера.

В период между Тегеранский и Ялтинской конференцией, который занял 14 месяцев, отношения между Сталиным и Чёрчиллем интесифицировались. Предметом обсуждения по-прежнему была судьба Польши, а также границы влияний в Восточной Европе и на Балканах.

Исайя Берлин, написавший книгу “Чёрчилль в 1940 году”, показал в ней различие позиций Чёрчилля и Рузвельта в отношении к Советскому Союзу. “Рузвельт был заинтригован русским сфинксом, Чёрчилль инстинктивно отшатывался от своего союзника и его неприятных атрибутов. Рузвельт полагал, что он сможет улестить Россию и даже помочь ей превратиться в великое общество, которое поразит человечество; Чёрчилль же оставался скептикoм.”[7]

Встречаясь со Сталиным, Чёрчилль впоследствии дал описание своего представления об “отце народов”. Быть может, это представление менялось, но в 1942 году Чёрчилль дал следующий портрет Сталина. “Это сильная, выдающаяся личность, обладающая неистребимой смелостью и волей, человек прямой и даже жесткий в разговоре. Кроме того, он обладает чувством юмора, который чрезвычайно важен для людей всех национальностей. Он оставил у меня большое впечатление глубокой, холодной мудрости и совершенным отсутствием всяческих иллюзий.” (Common, Sept. 8, 1942).

Несомненно, Чёрчилль прав, когда он говорит о жесткости Сталина и отсутствия у него всяких иллюзий и, можно было бы добавить, какой-либо веры в человека. Но в целом похоже, что Чёрчилль переоценил Сталина, принял его позу за проявление характера, верил его обещаниям.

Об отношении Сталина, Чёрчилля и Рузвельта, трех великих личностей, которые определяли судьбу Европы после разгрома нацистской Германии, написано много исследований. Среди них следует выделить обстоятельную работу Герберта Фейлса “Чёрчилль, Рузвельт, Сталин”.[9] Большую ценность имеют также личные наблюдения очевидцев, которые участвовали во встречах представителей трех великих держав. В этом смысле большой интерес представляют воспоминания Эвирела Гарримана, бывшего американского посла в Москве, который присутствовал на Тегеранской и Ялтинской конференциях. Кстати, о последней он написал статью “Как мы выиграли войну и утратили мир”.

В последующем Гарриман опубликовал свои воспоминания в книге “Специальный посланник Чёрчилля и Сталина”, в которой он рассказывает о своих встречах с этими двумя представителями расколотой на два мира Европы. Он так же, как и Чёрчилль, нарисовал портрет Сталина, который представляет, на наш взгляд, манихейскую картину противоборства добра и зла. “Те, кто не знали Сталина лично, видят в нем только тирана. Мне пришлось видеть другую сторону его личности - высокую интеллектуальность, фантастическое знание деталей, проницательность и неожиданную восприимчивость, которую он демонстрировал во всяком случае в период войны. Я обнаружил, что он был более информирован, чем Рузвельт, что он был более реалистичен, чем Чёрчилль. В определенном смысле, он был наиболее эффективным военным лидером. Конечно, в то же время он был убийцем и тираном. Я должен был признаться, что для меня Сталин останется самой загадочной и противоречивой личностью. Таким я знал его и оставляю истории окончательное суждение о нем.”[10]

Гарриман описывает свою беседу с Чёрчиллем незадолго после речи в Фултоне. “Чёрчилль был очень мрачен и говорил, что русские должны понять, что если они не остановят свою экспансию, они встретятся с силой. Он был согласен с моей точкой зрения, что мы имеем дело не только с русскими, как определенной национальной целостностью, но с некоторым мистическим миссионерством. Говоря о советских русских, он отмечал, что они не понимают таких понятий, как “честность”, “благородство”, “доверие”, “истина” и более того - придают им негативное значение.”[11]

Несмотря на свою довольно высокую оценку личности Сталина, Гарриман отдавал несомненное моральное и политическое предпочтение Чёрчиллю, в котором он видел реальное воплощение политики “честной игры”. Об этом свидетельствует следующий эпизод его воспоминаний о Сталине и Чёрчилле. Как рассказывает Гарриман, Сталин на Ялтинских переговорах постоянно пил из большого стакана. Когда Гарриман спросил, что он пьет, Сталин ответил - водку. Однако, когда все покинули комнату переговоров, Гарриман остался один и украдкой попробовал из сталинского стакана - это было обыкновенное столовое вино. Эта история дает основание Гарриману сделать вывод: “Сталин всегда блефовал, настоящим джентльменом был только Чёрчилль”.

Жизнь и работы Уинстона Чёрчилля - прекрасный образец достоинств английского характера и верности английской традиции. В конце 2002 года телевидение БиБиСи провело опрос зрителей о том, кто лучший из британцев всех времен. В десятку лучших попали Уильям Шекспир, королева Елизавета, Исаак Ньютон, Оливер Кромвель, Чарльз Дарвин, принцесса Диана. Но первым оказался все-таки Уинстон Чёрчилль. Для англичан он и сегодня остается выдающимся соотечественником.

В отличие от этого Сталин для современников предстает как наиболее загадочная фигура, как зловещий образ диктатора, для которого гибель миллионов людей была лишь несущественной деталью в его политической игре, которую он считал глобальной марксистской стратегией.

1. Churchill and Stalin. Anglo-Russian Seminar held at Foreign & Commonwealth Office on Friday 8 March, 2002

3. Выступление в Палате общин 5 ноября 1919, в последующем - Commons

4. Документы внешней политики СССР. Политиздат, т. ХХ I, документ 103

5. См. Churchill. Ed. by Blake and Louis. Oxford. 1993, p. 312

7. Churchill. Ed. by M. Gilbert. 1967, New Jersey, p. 151

8. Edmonds, Robin. Churchill and Stalin \\ Churchill. Ed. by Blake and Louis, p.326

9. Feils, Herbert. Churchill, Roosevelt, Stalin. Princeton, 1967

10. Harriman, Averell. The Special Envoy to Churchill and Stalin. 1941-1946. P. 535-536

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В Британии отмечается 50-летие со дня смерти Уинстона Черчилля. Многие считают его величайшим политическим деятелем в истории страны, но есть у него и немало критиков.

В самые мрачные дни Второй мировой войны Черчилль сыграл ведущую роль в сохранении боевого духа в Британии и привел ее к победе над нацистской Германией.

В 2002 году актом парламента Черчилль был признан величайшим британцем в истории.

Но за десятилетия его политической карьеры Черчилль не раз оказывался в сложных, а иногда и сомнительных обстоятельствах.

"Существует опасность, что Черчилль приобретет полубожественный статус, что было бы неправильно, так как это лишает его человеческих черт", - говорит директор Архивного центра Черчилля Аллен Пэквуд.

"Это чрезвычайно сложный, противоречивый и значительный человек, - говорит Пэквуд. - Он всю свою жизнь сталкивался с этими сложными обстоятельствами".

Вот только 10 эпизодов из биографии Черчилля, которые до сих пор вызывают ожесточенные споры историков.

1. Расовый вопрос

В 1937 году, давая показания Королевской комиссии по Палестине, Уинстон Черчилль сказал: "Я, к примеру, не признаю, что большой ущерб нанесен краснокожим индейцам Америки или коренному населению Австралии. Я не признаю, что этим людям нанесен ущерб тем, что более сильная раса, лучшая раса, более мудрая раса – назовем это так – пришла и заняла их место".

Черчилль определенно верил в расовую иерархию и евгенику, утверждает Джон Чармли, автор книги "Черчилль: конец славы". С точки зрения Черчилля, говорит он, белые христиане-протестанты занимают верхнюю строчку, над католиками, а индейцы стоят выше африканцев. "Черчилль считал себя и Британию победителем в социально-дарвинистской иерархии", - добавляет исследователь.

"Оправданием этому может служить то, что он не был единственным, кто имел подобные взгляды, - говорит Ричард Той, автор "Империи Черчилля", - хотя было немало и других, которые этих взглядов не разделяли".

Сэр Николас Соамс, внук Черчилля, считает нападки на его деда смехотворными: "Вы говорите об одном из величайших людей, которых когда-либо видел мир. Он был дитя эдвардианской эпохи и говорил на ее языке".

Кроме того, взгляды Черчилля на вопрос расы несравнимы с той убийственной интерпретацией расовой иерархии, которую исповедовал Гитлер, подчеркивает Той: "Хоть Черчилль и считал белых людей высшей расой, это не означает, что он одобрял бесчеловечное обращение с небелыми".

2. Отравляющий газ

Черчилля критиковали за то, что он выступал в поддержку использования химического оружия – в основном, против курдов и афганцев.

"Не могу понять этой брезгливости по отношению к применению газа, - писал он, когда работал в военном министерстве в 1919 году. – Я убежденный сторонник использования отравляющего газа против нецивилизованных племен".

Эту цитату, нападая на Черчилля, регулярно используют его критики, такие как Ноам Хомский.

Однако нападки эти не имеют оснований, полагает Уоррен Доктер, автор книги "Уинстон Черчилль и исламский мир". "То, что он предлагал использовать в Месопотамии, - это слезоточивый газ, а не горчичный".

Записка Черчилля 1919 года продолжается так: "Моральные последствия должны быть настолько позитивными, что потери живой силы окажутся минимальными. Нет необходимости использовать только самые смертоносные газы: можно использовать газы, которые вызывают значительные неудобства и распространяют ужас, но при этом не оказывают серьезного перманентного влияния на здоровье большинства тех, кто под него попал".

В другой записке по поводу применения газа против афганцев, говорит Доктер, Черчилль вопрошает, почему это британский солдат может умереть от ран – и в то же время считается несправедливым "стрелять снарядом, заставляющим этих местных чихать – это просто глупо, в самом деле".

Но есть и те, кто критикует британцев за налеты с воздуха против восставшего местного населения.

Важно также иметь в виду, что Черчилль выступал за использование горчичного газа против османских войск в Первую мировую, отмечает Доктер, но добавляет: в то время и другие страны использовали это вещество.

3. Голод в Бенгалии

В 1943 году провинция Бенгалия на северо-востоке Индии, входившая тогда в состав Британской Империи, переживала чудовищный голод, вызванный оккупацией Бирмы годом ранее.

Считается, что тогда погибли по меньшей мере 3 миллиона человек. И действия – или бездействие – Черчилля в то время вызывают мощную волну критики.

Мадхусри Мукерджи, автор работы "Секретная война Черчилля", утверждает, что, отказывая удовлетворять потребности Индии в пшенице, Черчилль продолжал настаивать на продолжении экспорта ею риса. "[Руководство Британии] приказало накапливать пшеницу для пропитания мирных европейцев после того, как они будут освобождены. И таким образом 170 тысяч тонн австралийской пшеницы прошли мимо голодавшей Индии – при том, что предназначалась она не для потребления, а для хранения", - рассказала Мукерджи после выхода ее книги в 2010 году.

Черчилль, кажется, даже обвинил в голоде самих индийцев, заявив, что они плодятся, как кролики.

"Это одно из худших пятен в его биографии", - признает Той.

"Черчилль считал это отвлечением внимания, - поясняет он. – Занятый войной против Германии в Европе, Черчилль не захотел отвлекаться на этот вопрос, когда о нем заговорили".

"У нас такое представление о Черчилле, что он был дальнозорким и прозорливым, - говорит Чармли. – Но то, как он поступил в случае с голодом в Бенгалии, показывает, что он ни на йоту не продвинулся со времен ирландского голода веком ранее".

Это была ужасная трагедия, но ее следует воспринимать в контексте мировой войны, говорит Аллен Паквуд, директор архивного центра Черчилля. "Черчилль в этот момент был вовлечен в глобальную войну, и тут постоянно возникают проблемы расстановки приоритетов и требований, - объясняет он. – Это невероятно сложная и постоянно развивающаяся ситуация, и он не может все и всегда делать правильно".

Артур Герман, автор книги "Ганди и Черчилль", утверждал, что без Черчилля последствия голода оказались бы еще более трагичными. Когда до него, наконец, дошли масштабы бедствия, "Черчилль и его кабинет использовали любую возможность для облегчения страданий людей, не нанося при этом ущерб действиям на войне", писал Герман.

Здесь, отмечает Той, дал сбой механизм расстановки приоритетов. Да, ресурсы Британии были растянуты до предела, но это – плохое оправдание, поскольку решение проблемы голода потребовало бы относительно небольших усилий.

4. Критика Ганди

Уинстон Черчилль весьма отрицательно относился к человеку, который в наши дни вызывает всеобщее уважение благодаря его вкладу в обретение Индией независимости.

"Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля", - так отзывался Черчилль о своем политическом противнике в 1931 году.

"Ганди не следует освобождать, даже если он грозит нам голодовкой, - заявил Черчилль на заседании кабинета. - Если он умрет, мы избавимся от врага Британской Империи".

"Черчилль стоял тогда на самом правом фланге британской политики в отношении Индии, - указывает историк Чармли. - Даже для многих консерваторов, не говоря уже о либералах и лейбористах, его взгляды по индийскому вопросу в десятилетие между 1929-м и 1939 годами были неприемлемы".

Он резко выступал против Ганди, отмечает Тойе, и возражал против любых шагов в направлении предоставления Индии самоуправления; он часто сталкивался по этим вопросам с лидерами собственной партии, и не раз высказывал свое враждебное отношение к индуизму".

Черчилль мало чем отличался в этом от типичного викторианского империалиста, отмечает Чармли. "Он ужасно боялся, что введение в Индии самоуправления приведет к распаду Британской Империи и к концу цивилизации".

Более молодые консерваторы - например, Энтони Иден, - относились в тридцатые годы к Черчиллю с большим недоверием из-за его связей с правым крылом партии, пишет он.

"Иногда задается вопрос - почему в конце тридцатых люди не прислушивались к предупреждениям Черчилля в отношении Гитлера? - замечает Чармли. - Дело в том, что эти предупреждения звучали точно так же, как его инвективы в адрес Ганди десятью годами ранее".

5. Отношение к евреям

В 2012 году против плана по созданию Центра Черчилля в Иерусалиме выдвигались возражения в связи с тем, что ему якобы был "не чужд скрытый антисемитизм, распространенный в его поколении и классе".

"Черчилль был вне всякого сомнения заядлым сионистом, - говорит историк Чармли. - Он твердо верил в право еврейского народа на собственное государство и в то, что такое государство должно располагаться в Палестине".

"Но при этом он разделял бытовой антисемитизм, присущий многим представителям его класса", - пишет историк.

"Бытовой антисемитизм в те времена был широко распространен, - соглашается с этим Доктер. - Но было бы неправильно называть Черчилля антисемитом".

В своей статье 1920 года Черчилль писал: "Некоторым нравятся евреи, другим не нравятся, но ни один думающий человек не может поставить под сомнение факт, что евреи являются самой замечательной и выдающейся расой, когда-либо появлявшейся в мире".

Уинстон Спенсер Черчилль (1874-1965)

  • Родился 30 ноября 1874 года в поместье Бленэм в Окфордшире. Учился в Хэрроу и Сэндхерсте, затем служил в армии, принимал участие в боевых действиях в Индии и Судане
  • Избран в парламент в 1900 году по списку консерваторов, но в 1904 году перешел в Либеральную партию. С 1908 года вошел в правительство, был Первым Лордом Адмиралтейства с 1911 года до неудачной операции по десанту в Дарданеллах в начале Первой мировой войны. Принимал участие в боях на Западном фронте, снова входил в правительство с 1917 по 1929 годы.
  • Выступал против независимости Индии, предостерегал против подъема нацизма в Германии, поддерживал короля Эдварда VIII до его отречения. Все это способствовало политической изоляции Черчилля в 30-е годы. После начала Второй мировой войны он сменил Невиля Чемберлена на посту премьер-министра.
  • Потерпел поражение на парламентских выборах 1945 года, но вернулся к власти уже в 1951 году и занимал пост премьер-министра до 1955 года. Скончался 24 января 1965 года и был похоронен с государственными почестями.

6. Отношение к исламу

Пол Уэстон, председатель небольшой правой Партии свободы в Британии, был арестован в прошлом году по подозрению в расизме после публичного чтения высказываний Черчилля об исламе.

В своей книге 1899 года "Речная война" Черчилль писал: "Какое ужасное проклятие накладывает магометанство на своих поклонников! Кроме фанатизма, который столь же опасен для человека, что и бешенство для собак, ему присущи еще и фатализм и апатия".

"Отсталые обычаи, устаревшие системы ведения сельского хозяйства, неразвитость торговли и отсутствие гарантий прав на собственность существуют повсюду, где живут или правят поклонники пророка", - писал тогда Черчилль.

Но, по словам Доктера, Черчилль имел куда более гибкие взгляды на ислам. Книга 1899 года была написана по следам военной экспедиции в Судане, где Черчилль сражался с исламистами во главе с Махди.

Не так давно выяснилось, что родные и близкие молодого Черчилля были встревожены опасениями, что тот может обратиться в ислам.

В 1940 году именно Черчилль принял решение о выделении 100 тысяч фунтов на строительство мечети в Лондоне в память об индийских мусульманах, которые отдали свои жизни за Британию на фронтах Первой мировой войны.

7. Отношение к бастующим рабочим

Репутация Черчилля как противника профсоюзного движения основана в первую очередь на инциденте 1910 года.

В ноябре того года на юге Уэльса возник трудовой конфликт между шахтерами и владельцами шахт в местечке Тонипанди, вылившийся в стачки, которые продолжались более года.

Когда бастующие столкнулись с местной полицией, Черчилль, который занимал тогда пост министра внутренних дел, направил в Тонипанди войска.

Тогда по приказу Черчилля войска не открывали огонь по бастующим, но спустя год, когда подобные протесты развернулись в Ливерпуле, присланные солдаты открыли по рабочим огонь и застрелили двух из них.

По словам Чармли, с годами Черчилль все хуже относился к профсоюзам. В 1919 году, когда Черчилль стал военным министром, по его приказу в Глазго было направлено около 10 тысяч солдат в сопровождении танков для подавления забастовок и волнений, которые, как считали в Лондоне, могли вылиться в большевистскую революцию.

По словам историка Пэквуда, Черчилль выступал за довольно радикальные социальные реформы, но при этом находился на позициях викторианского патернализма. Он был также решительными противником коммунизма и считал, что большевики стоят за лейбористским движением в 1920-х годах.

"Но при этом, несмотря на то, что у него была такая ужасная репутация среди профсоюзников, - указывает Пэквуд, - в дальнейшем он возглавил два правительства, которые занимали весьма умиротворяющую позицию в отношении профсоюзов".

8. Осада на Сидней-стрит

В январе 1911 года в лондонском районе Ист-Энд полиция окружила дом, в котором укрылись латвийские анархисты из группы, члены которой были причастны к убийству трех полицейских.

По дому на улице Сидней-стрит, где они укрылись, по приказу министра Черчилля был открыт огонь, в том числе из орудий, что привело к гибели двух членов банды - после того как Черчилль распорядился не тушить пожар в доме до тех пор, пока не стихла перестрелка.

Современники обвиняли Черчилля в ненужном вмешательстве в действия полиции из стремления обрести личную славу.

"Черчилль действительно не мог упустить такой возможности войти в историю и взял с собой на операцию фотографа и кинооператора", - отмечает историк Чармли.

9. Отношение к Ирландии

В январе 1919 года Черчилль взял на себя роль военного министра. Спустя 11 дней началась война за независимость Ирландии.

Черчилль известен своим участием в развертывании особого полицейского подразделения, которое сражалось с Ирландской республиканской армией. Эти полицейские, которых называли "черные мундиры", набирались из бывших фронтовиков и вскоре проявили страшную жестокость.

Но, как считает Тойе, было бы несправедливо считать, что Черчилль всегда ненавидел ирландцев. Хотя он выступал против независимости Ирландии и в первые месяцы войны поддерживал жесткие репрессивные меры, позднее он стал высказываться в пользу отделения Ирландии от Британской Империи. Он сыграл ведущую роль в заключении англо-ирландского мирного договора 1921 года, который положил конец войне.

10. Обвинения в коррупции

"В обмен за вознаграждение в размере 5 тысяч фунтов, две нефтяные компании - Royal Dutch Shell и Burmah Anglo-Persian Oil Company - обратились к нему с просьбой представлять их при рассмотрении в правительстве своей просьбы о слиянии", - говорится в официальной биографии Черчилля.

Эти выплаты 1923 года были бы сочтены скандальными в современных политических условиях.

"Но я бы поостерегся называть это взяткой, - говорит историк Тойе. - Черчилль принимал множество подарков, которые с точки зрения нынешних политических порядков привели бы его к изгнанию из палаты общин. Но в те времена таких правил просто не было".

"Черчилль действовал в совершенно иных политических условиях, когда связи с частным бизнесом и СМИ не воспринимались так, как они воспринимаются сейчас", - замечает историк.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции