Бани спасли россию от чумы


Русский Декамерон


В Москве в апреле 1353 года умерли великий князь Симеон Иванович, его сыновья и младший брат Андрей, а также митрополит Феогност.

В первую очередь из Москвы убежала царская семья. Уже в конце июля царица Марья Ильинична с сыном (самого царя Алексея Михайловича в столице не было: он находился в походе под Смоленском, так как тогда велась война с Польшей за Малороссию и другие земли) выехала в Троице-Сергиев монастырь, затем в Калязин. Вслед за царицей бежал из Москвы и патриарх Никон. Вскоре стали разбегаться в разные стороны приказные люди и стрельцы. Была ли Переяславская рада воссоединением Украины с Россией


Дошедший до нас ряд распоряжений и запросов царицы, посланных ею из Калязина, свидетельствует о страхе царицы перед проникновением болезни в Калязин или под Смоленск, где стоял царь с войском. Государыня распорядилась нарядить по всем дорогам крепкие караулы из местных обывателей, устроить заставы и тщательно проверять, нет ли где поблизости от дорог очагов чумы.

Можно предположительно считать, что умерших от чумы 1654 года в Москве было до 150 тысяч человек, т. е. больше половины общего числа москвичей. А, например, во владениях князя Алексея Трубецкого процент смертности и вовсе достигал 97, что граничит с поголовным вымиранием.

Позор фельдмаршала Салтыкова


В Россию эпидемия чумы проникла через Молдавию и Малороссию с турецкого фронта во время войны c Османской империей вместе с вернувшимися солдатами, а также через товары и добычу. Увы, не только победы при Ларге и Кагуле стали символом той кампании.

За время эпидемии в Первопрестольной умерло, по разным оценкам, от 60000 до 100000 человек.


В разгар эпидемии из Первопрестольной уехали главнокомандующий граф Пётр Салтыков, московский гражданский губернатор Иван Юшков и обер-полицмейстер Николай Бахметев. И это при том, что государыня велела обеспечить принудительные карантины и изоляторы, дезинфекцию жилищ, закрытие внутригородских рынков и прекращение подвоза съестных припасов, запрещение въезда и выезда из города, закрытие торговых бань, приостановка работ на фабриках, сжигание платья и пожитков, принадлежавших умершим, запрет на открытое церковное отпевание покойников, на их обмывание и последнее целование.

В такие чрезвычайные ситуации репутации людей или укрепляются, или перечеркиваются навсегда. Имя разгромившего Фридриха Великого графа Салтыкова гремело по всей Европе, но в русской истории фельдмаршал не занял место рядом с Румянцевым и Суворовым. Почему?

Победитель при Кунерсдорфе, главнокомандующий во время первого взятия русскими Берлина не просто не смог справиться с московской чумой, но бежал со своего рода поля боя, вверенного ему государыней. И этот позор перечеркнул все выдающиеся успехи.

Бунт: герои и мученики

Брошенные начальством, москвичи пребывали в сумятице. С ними вместе все тяготы проходил их пастырь — архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (1708-1771). Сын выходца из Молдавии переводчика гетмана Мазепы, он, как и доктор Шафонский, родился на Черниговщине и возглавлял Московскую кафедру с 1764 г.


Иоганн Якоб Лерхе, один из врачей, боровшихся с эпидемией, писал:

Среди населения появились призывы к выступлению и мятежу.

По распоряжению Амвросия икону перенесли в церковь Кира и Иоанна. Пожертвованные деньги опечатали, но верующие решили, что архиепископ присвоил подношения.

На следующий день, 16 сентября, на московские улицы вышло ещё больше восставших.

Часть из них двинулась к Донскому монастырю, в котором укрывался архиепископ. После того как обитель была взята приступом, толпа стала искать Амвросия. Его нашли на хорах одного из монастырских храмов, вытащили за стены и устроили публичный допрос. Один из восставших, дворовый Василий Андреев, ударил Амвросия колом, после чего архиепископа долго били, истязали до смерти и буквально разорвали тело на куски.

Вместе с ним пострадал также его племянник, историк и архивист Николай Бантыш, который после этого оглох и в честь погибшего дяди, который как монах не оставил прямых наследников, стал Бантыш-Каменским.


Он самолично вскрывал бубоны. Из пятнадцати его подлекарей чума унесла двенадцать. Заразился и Самойлович — к счастью, легкой формой. Когда доктора Самойловича перевели из больницы в Николо-Угрешском монастыре в Симонову обитель, он взял с собой в качестве санитаров 80 человек, уже переболевших. Никто из них не заразился вновь. При испытании окуривательного порошка он сначала обеззараженную одежду больного надел на себя, потом проверил метод на арестантах-добровольцах, которым за участие в эксперименте была обещана свобода. Всю жизнь руки его оставались в ожогах, полученных во время окуривания.

Еропкин и Орлов действуют


«Видя прежалостное состояние нашего города Москвы, и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней, Мы бы сами поспешно туда прибыть за долге звания нашего почли, есть ли бы сей наш поход, по теперешним военным обстоятельствам, самым делом за собою не повлек знатное расстройство и помешательство в важных делах Империи нашей.


В современных украинских реалиях на месте Екатерины и Орлова оказались Зеленский и его команда, в Новых Санжарах не было ни Амворсия, ни Еропкина, чтобы прекратить безобразия. Хочется надеяться, что в том случае, если эпидемия получит распространение, там окажутся врачи, достойные памяти Шафонского и Самойловича.


Коронавирус COVID-2019 продолжает убивать людей, его смертность в несколько раз превышает сезонный грипп. За свою историю мир сталкивался с большим числом эпидемий. России также неоднократно приходилось сражаться с ужасными болезнями. Рассказываем о самых известных из них.

Пассажир заграничного авиарейса прилетел в Москву утром. Мужчина лишь слегка покашливал, но дело-то было зимой – ничего необычного. В первый день он общался с многочисленными друзьями (и с любовницей), а на следующий уже обнимал родных. В то же время он почувствовал себя хуже: усиливался кашель, резко выросла температура. Отправился к врачам. Поскольку хуже ему становилось буквально с каждой минутой, его экстренно госпитализировали. Наутро он скончался.

По счастливой случайности на вскрытии в морге Боткинской больницы оказался пожилой академик-вирусолог Михаил Морозов, который озвучил ужасный диагноз – чёрная оспа. За окном стоял январь 1960 года, а трагически погибшим пассажиром был художник, дважды лауреат Сталинской премии Алексей Кокорекин. В декабре 1959 года он отправился в Индию, поскольку интересовался культурой страны. Жажда впечатлений привела его на церемонию сожжения скончавшегося от оспы брахмана. Зарисовывая процесс с натуры, художник даже рискнул протянуть руку через погребальный костёр. Более того, он даже прикасался к вещам умершего. Инкубационный период вируса оспы в человеческом организме длится около двух недель, поэтому непосредственно до возвращения в СССР он и не подозревал, что заражён по-настоящему чудовищной болезнью.

Может возникнуть вопрос, неужели Кокорекин не был вакцинирован? Ведь он явно понимал, в какую страну он направляется и чем планирует там заниматься. Есть версия, что любвеобильный художник не хотел проблем в интимной жизни из-за снижения потенции, а потому подделал справку, опасаясь побочных действий прививки.

Когда выяснился его посмертный диагноз, стало понятно, что огромное число людей находятся в опасности. Юноша, лежавший этажом ниже палаты Кокорекина, заразился из-за того, что вирус передался через вентиляцию. Истопник просто проходил мимо палаты художника – этого оказалось достаточно для инфицирования. Поиском потенциально заражённых людей занялось КГБ. Отслеживались все контакты. Все сданные любовницей и женой в комиссионный магазин подарки, включая индийские ткани, были изъяты и сожжены.

Тем временем в инфекционных больницах ставились новые койки, всего около 10 тысяч человек уже через неделю были на карантине. Параллельно уральские фармпредприятия в безостановочном режиме выпускали всё новые партии вакцины. Как вспоминал профессор Виктор Зуев, вакцинирование против оспы было в Москве повальным, но никаких официальных объявлений на этот счёт, разумеется, не делалось. За полторы недели вакцины поставили более чем шести миллионам человек. При этом практически никто ничего не знал. Слухи удавалось загасить на корню, максимум, о чём говорили – какие-то санитарные учения. В результате от чёрной оспы тогда в столице умерли ещё лишь три человека.


Больной чёрной оспой. Фото: Everett Historical / Shutterstock.com

Оспа убивала людей в России и несколькими веками ранее. Около 40% заразившихся умирали, остальные на всю жизнь оставались со шрамами от многочисленных язв или оставались слепыми. Происхождение таких распространённых сейчас фамилий, как Рябовы или Рябцевы, самым прямым образом связаны с этим жестоким заболеванием. Пострадала от оспы и царская династия. В 1730 году от оспы внезапно умер Пётр II, которому на тот момент было лишь 15 лет. Юного императора заразил князь Долгорукий, который пришёл к правителю, несмотря на то что у него дома были больные люди. Другой внук Петра Великого, император Пётр III, смог преодолеть недуг, но отметины в виде рубцов остались на его коже навсегда.

Конец периодическим эпидемиям решила положить Екатерина II. В 1768 году она сделала себе секретную прививку от оспы, а когда стало ясно, что этот отчаянный эксперимент увенчался успехом, повелела привить наследника Павла Петровича, а затем практически в приказном порядке рекомендовала также поступить и своим подданным. Спустя почти две сотни лет лишь жёсткие меры, слаженная работа советских врачей и спецслужб смогли остановить эпидемию болезни, которая казалось окончательно забытой.

Испанский грипп убил около 100 миллионов человек, что в конце 1910-х годов составляло 5% населения всей планеты. Эта пандемия вошла в историю, как одна из самых страшнейших и, пожалуй, самых массовых. Не миновала она и Советскую Россию, проникнув в страну, где шла гражданская война, через Украину. В Киеве заболели около 700 тысяч, смертность составила 1,5%. Затем по белорусским землям "испанка" добралась до Москвы и Петрограда. Достигнув масштабов национальной катастрофы, болезнь унесла жизни от 2,7 до 3 миллионов человек, что составляло 3-3,4% всего населения РСФСР.

Из знаменитых людей, ставших жертвами испанского гриппа, можно выделить звезду немого кино Веру Холодную и "чёрного дьявола большевиков" Якова Свердлова. Тем не менее, по сравнению с большинством стран Европы и других континентов, Советская Россия пострадала чуть ли не меньше всего, поскольку средняя летальность составляла 20%. Интересно, что в первые годы советской власти по стране распространились ячейки "Союза упрощения приветствий". Их девизом были слова: "Долой рукопожатие". Таким образом, медики полагали, что это поможет снизить количество случаев передачи вируса.

Заболевание, которое очень быстро прогрессирует, сопровождается лихорадкой, поражением внутренних органов и язвами кожи. Характеризуется высокой смертностью и степенью заразности. Согласно сохранившимся манускриптам, о чуме знали ещё в древности. Римские лекари описывают симптомы заболевших чумой в Ливии, Сирии и Египте.

Первая пандемия – "Юстинианова чума" случилась с 551 по 580 годы и унесла жизни более 100 миллионов человек по всему свету. В 1320-30 годах чума начала бушевать в Китае и Центральной Азии, откуда проникла на Ближний Восток. С Востока в 1346 году в Крым, затем в Европу. К 1352 году от заразы погибло 25 миллионов – треть населения Европы. В 1350 "чёрная смерть" пришла из Балтики в Псков, Новгород и распространилась очень далеко. Точное количество жертв до сих пор неизвестно, так как умирали целые города (такие как Белоозеро, Глухов).


Эпидемия чумы в Европе. Фото: Everett Historical / Shutterstock.com

Эпидемия повторилась в России в 1654 году. Семья царя Алексея Михайловича вместе с патриархом Никоном уехала в Калязинский монастырь, когда болезнь дошла до Москвы. Вслед за властью столицу покинула вся знать, стрельцы, тюремная стража. Город подчинился власти страха и беспорядка. Так как умерших часто бросали в городе, а мародёры передвигались со скоростью пожара, не боясь заразы, спастись не представлялось возможным. Вскоре Москву оцепила охрана, и уехать из неё стало практически невозможным. Город опустел за год. За этот период в нём погибли около 700 тысяч человек.

Чума вернулась в Россию в 1770 году, унося до тысячи жизней ежедневно. Люди шли за исцелением и защитой от болезни в церкви, не понимая, что провоцируют быстрое распространение чумы. Архиепископ Амвросий отказался выносить в народ икону Боголюбской Божьей Матери, чем вызвал массовые погромы и всеобщее безумие. Отчаявшиеся разнесли Чудов монастырь в Кремле, убили архиепископа и стали уничтожать карантинные заставы вокруг города.

Для подавления бунта императрица Екатерина Великая отправила графа Орлова с войсками. За три дня волнения удалось подавить, но эпидемия продолжала распространяться. По распоряжению Орлова город разделили на 27 секторов, где вели строгий учёт больных. Также построили много новых больниц, бань, стали дезинфицировать жилища, увеличили жалованье врачам, а всем больным, добровольно пришедшим в лечебницу, обещали вознаграждение. Эпидемия в Москве стихла к концу 1771 года и до 1772 лишь возникала короткими вспышками по остальным городам России.

Острая кишечная инфекция, сопровождающаяся рвотой, диареей, поражением кишечника и хроническим обезвоживанием. Все вспышки мировых эпидемий холеры несли начало из долины Ганга в Индии. Жара, грязная речная вода, которая являлась питьевой, хозяйственной, а также атрибутом проведения национальных праздников, – всё это способствовало скорейшему росту заболевших.


Транспортировка умерших от холеры. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

Самая известная пандемия холеры началась в 1816 году. Через год ею была заражена вся Азия. Болезнь добралась до России, где бушевала до аномально суровой зимы 1823-24 года, когда замерзли реки даже в южных странах. Вторая пандемия началась в 1829 году. Погасить её не удавалось целых два десятилетия. В России эпидемия началась в 1830-м – быстро были приняты меры дезинфицировать питьевые колодцы хлорной известью. Но малограмотные и недоверчивые люди посчитали дезинсекторов отравителями и начали отлавливать их, врывались в больницы и убивали персонал.

Александр Сергеевич Пушкин, будучи свидетелем того мрачного времени, отмечал, что с холерой боролись, как с простудой, – пили молоко со сливочным маслом. Кто-то принимал болезнь за чуму, пока не сформировалась Центральная комиссия по пресечению холеры. По распоряжению князя Голицына грамотному народу стали раздавать "холерные листки", в которых объясняли ситуацию и просили сохранять спокойствие.

Несмотря на просвещение, люди пытались выследить преступников, которые "отравляют" их воду. Избивали толпой всех, кто казался им подозрительным, шли с разгромами на холерные больницы. Усмирить бунт удалось Николаю I, прибывшему на Сенную площадь. Семья императора также понесла потери из-за холеры, и его речь смогла остудить гнев разъярённой толпы. В 1831 году болезнь в России начала постепенно стихать. Она унесла почти 200 тысяч жизней, и это только по официальным данным. А сама борьба с заразой положила начало для дальнейшего изучения и поисков лечения в русской медицине.

Тараскин А.А., Черникова Д.Г., Исентаев А.А., Саркисян Н.Э., Писларь Н.А..
Научный руководитель: Суворов В.В.

Резюме

Тараскин А.А., Черникова Д.Г., Исентаев А.А., Саркисян Н.Э., Писларь Н.А..

Научный руководитель: Суворов В.В.

Данная статья написана с целью ознакомления читателей о причинах,методах борьбы и последствиях чумы в истории человечества. В процессе создания были использованы различные материалы как литературные,так и взятые из других достоверных источников. Результатом исследования стали выяснения причин возникновения чумы и методы борьбы с ней .

В заключении отражаются последствия ,вызванные пандемией чумы .

эпидемия чумы, черная смерть

Ключевые слова

Статья

С самого начала истории человечества встречаются описания заболеваний, похожих на чуму. Это сказывается на развитии древних религиозных практик. Например, в первой книге Царств, во время противостояния израильтян и филистимлян, после захвата последними ковчега завета Господня обрушивается неизвестная болезнь. Изучение истории распространения чумы имеет большое значение в социо-культурном контексте. Также анализ истории пандемических процессов представляет значительный интерес для медицинских работников в целях предотвращения рецидива. Чума представляет собой острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций. В основном, данная болезнь характеризуется поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Опасность чумных заболеваний заключается в незаметном протекании инкубационного периода без наблюдения озноба и слабости, с резким повышением температуры тела, что значительно способствует расширению ареала.

Впервые официально признанная пандемия чумы вспыхнула в 540-541 г. во время правления Юстиана I на территории Средиземноморья и Северной Африки, в дальнейшем распространившись на Европу, Ближний Восток, Центральную и Южную Азию. Преобладающей формой чумы являлась бубонная, о легочной форме практически неизвестно.

Однако не только в древности, но и относительно недавно чума была частым заболеванием, уносившем множество жизней. Территории Поволжья также не была исключением. После победы чумы в западных странах, появление очага инфекции в Астраханской губернии было принято с некоторым скепсисом и отрицалось медиками, которые потеряли навыки распознавания данного инфекционного заболевания. Методы лечения не были эффективны. Попытки лечить холодом, хинином, салициловой кислотой, соблюдение правил асептики не дало кардинальных успехов. В станице Ветлянка болело 446 человек, погибло 364 человека (82% от общего числа заболевших). После официального подтверждения властей, европейские страны наложили эмбарго на ряд товаров и санитарный досмотр для русских путешественников. Несмотря на введение карантина, чума водными путями достигла Саратова через Царицын и Камышин. После обнаружения эпидемии в Саратовскую губернию была отправлена делегация, состоящая из сановника и двух врачей, составившая описание чумы.

Люди долгое время не знали первопричины данной болезни. Против эпидемии были бессильны почти все методы лечения. Врачи делали все, что было в их силах, чтобы облегчить мучения зараженных людей. Врачи, ища способ избавления людей от эпидемии, прибегали к причудливым средствам. Для отсасывания чумного яда прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц, применяли внутрь измельченные драгоценные камни.Также в открытые раны закладывали масло и свиное сало. Кровью голубей окропляли лбы. Люди считали, что в организм попадают некие ядовитые миазмы, которые вызывают определенное отравление. Поэтому для борьбы с чумой люди принимали определенные противоядия. Сейчас для лечения чумы используют антибиотики, которые ее успешно одолевают.

Сами же врачи защищались с помощью маски, плотного прилегающего костюма и трости. Маска была с клювом и со стёклами для глаз, она была из плотной кожи и покрывала всю голову, в клюве были отверстия, чтобы не задохнуться, так же туда закладывались лепестки ладана, душицы, вербена и других целебных трав. Костюм был чёрным и плотным, состоял из длинной рубашки, которая доходила до пяток, штанов, длинных кожаных сапог и перчаток. В руках у доктора была трость, которую он использовал, чтобы не дотрагиваться до своих пациентов. К великому сожалению, такие костюмы редко спасали, и врачи погибали в попытках оказать пациенту помощь. В целом, несмотря на значительное распространение народной медицины и нередкое увлечение европейским и российским обществом обществом восточной медициной, с эпидемиями в провинции боролись главным образом с помощью методов научной медицины.

Литература

Горшенина В.И., Суворов В.В. Снабжение больных лекарствами в конце XIX века // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 50-51.

Михель Д. В. Чума и эпидемиологическая революция в России, 1897—1914 // Вестник Евразии. 2008. № 3.

Нигматулина А.С., Перышкин И.Р., Суворов В.В. Развитие медицины в России в XIX веке // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 7.

Райкова С.В., Завьялов А.И., Луцевич И.Н., Мясникова И.В. Научно-практический вклад общества санитарных врачей в развитие здравоохранения и становление санитарной службы в Саратовской губернии в конце ХIХ- начале ХХ века // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2011. Т.7 (1). – С. 176-181.

Райкова С.В., Мсникова И.В., Завьялов А.И. Вклад И.И. Моллесона в становление и развитие санитарной службы в Саратовской губернии //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013, № 4. – С.52-54.

Суворов В.В. Отношение к тибетской медицине в российском обществе на рубеже XIX-XX веков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 120-122.

Чума // Большая медицинская энциклопедия: Гл. ред. Б.В. Петровский.- 3-е изд. - М.: Советская инциклопедия. Т. 27. 1986, 576 с.

Эпидемиология: Учебник: В 2. Т. 2/ Н.И. Брико, л.П. Зуева, В.И. Покровский, В.П. Сергиев, В.В. Шкарин.- М.: ООО "Издательство "Медицинское информационное агентство", 2013- 656 с.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В наши дни жизнь в британской деревушке Иэм течет неторопливо, и по ее улочкам бродят редкие туристы. А 350 лет назад, во время чумы, ее жители принесли себя в жертву, чтобы остановить распространение эпидемии, рассказывает корреспондент BBC Travel.

В августе 1667 года Элизабет Хэнкок за восемь дней потеряла своих шестерых детей и мужа.

Завязав лицо платком, чтобы защититься от запаха разложения, она оттащила их тела на ближайшее поле и похоронила.

Семья Хэнкок пала жертвой чумы, эпидемии которой опустошали Европу в XIII-XVII столетиях. В результате этих эпидемий, по современным оценкам, умерло примерно 150 миллионов человек.

Особенно печальную славу обрела эпидемия 1664-1666 годов, последняя из серьезных в Англии.

В одном лишь Лондоне болезнь выкосила 100 тысяч человек - около четверти населения британской столицы.

И вот в разгар этого мора жители тихой деревни Иэм в английском районе Пик-Дистрикт (где жили и Хэнкоки) решились на самоотверженный поступок, равных которому в британской истории найдется немного - и их действия помогли остановить шествие по стране смертельной болезни.

Сейчас в Иэме, что в 50 километрах к юго-востоку от Манчестера, тишь да гладь. На окраинах дети собирают по изгородям крупную черную ежевику, вниз по крутым улицам проносятся велосипедисты, скользя колесами по палой листве.

В деревне, где сейчас живут 900 человек (большинство ежедневно ездит на работу в другие города), присутствуют все необходимые английские атрибуты: пабы, уютные кафе и идиллическая церковь.

Но 350 лет назад в этой деревне царила Черная смерть. Улицы были пусты, на дверях - белые кресты, из домов доносились стоны и крики умирающих.

Чума докатилась до Иэма летом 1665 года, когда торговец из Лондона прислал местному портному Александру Хэдфилду ткань с чумными блохами. Уже через неделю подмастерье Хэдфилда Джордж Викерс скончался в тяжких мучениях. Вскоре слегли и умерли все члены этого семейства.

До тех пор чума распространялась в основном по югу Англии. Опасаясь, что эпидемия может пойти дальше на север страны, опустошая города и деревни, сельчане поняли, что вариант для них остается только один: ввести карантин.

Под руководством приходского священника Уильяма Момпессона они самоизолировались и обозначили границы деревни камнями, за которые решили ни при каких обстоятельствах не выходить - даже не имея видимых симптомов заболевания.

"По сути это означало, что все они никак не могли избежать контактов с уже зараженными людьми", - объясняет Кэтрин Роусон, секретарь Иэмского музея, хранящего историю борьбы с чумой.

Жители разработали целый план: они не могли покидать деревню, но и посторонние не должны были попадать на ее территорию. При этом нужно было организовать доставку продовольствия и других припасов.

В межевых камнях, установленных вокруг деревни, были выдолблены углубления, в которых жители оставляли смоченные в уксусе монеты (они считали, что уксус обладает дезинфицирующими свойствами). Торговцы из соседних деревень забирали монеты и оставляли мясо и зерно.

Межевые камни сохранились и по сей день. Они расположены на расстоянии чуть меньше километра от деревенских окраин.

Эти плоские, грубо отесанные глыбы сейчас служат туристической достопримечательностью, а края углублений для монет отшлифованы многими поколениями детей, засовывавших туда любознательные пальцы.

На дне некоторых поблескивают монеты, оставленные туристами в память жертв чумы.

Камни стоят на одном из прогулочных маршрутов, опоясывающих деревню. Еще одна живописная тропа идет к югу среди сосен и дубов, достигая через полтора километра Колодца Момпессона, где торговцы тоже оставляли припасы для жителей деревни.

Достаточно ли спокойно восприняли в Иэме новости о карантине - доподлинно неизвестно.

Некоторые из жителей попытались уехать, но похоже, что большинство стоически приняло такой поворот судьбы и поклялось перед Богом оставаться дома.

Уехавших сельчан не ждали в других местах с распростертыми объятиями.

Одна женщина отправилась из Иэма на рынок в деревню Тайдсуэлл в восьми километрах к западу. Когда там узнали, откуда она приехала, ее забросали объедками и грязью, выкрикивая: "Чума! Чума!".

По мере того, как умирали жители, деревня постепенно приходила в упадок. Дороги разрушались, бесхозные сады зарастали и дичали.

В полях пропадал несобранный урожай, и оставалось надеяться лишь на поставки продовольствия из соседних поселений.

За каждым углом в самом прямом смысле слова таилась смерть: никто не мог знать, кто умрет следующим от страшной и непонятной болезни.

Чума в 1665 году, наверное, напоминала лихорадку Эбола в 2015-м - но вакцин тогда не было, а багаж медицинских знаний был куда более скудным.

В Иэме предпринимали свои импровизированные меры в попытке остановить чуму. Тем не менее в первой половине 1666 года умерло 200 человек.

После того, как скончался каменотес, сельчанам пришлось самим гравировать свои имена на могильных плитах.

Многие, как Элизабет Хэнкок, сами хоронили близких - чтобы избежать контакта с заразой, тела тащили по улицам за веревки, привязанные к ногам.

Церковные службы проводились на открытом воздухе, чтобы снизить риск распространения инфекции, но к августу 1666 года чума разгулялась всерьез: из 344 жителей умерли 267.

Считалось, что те, кто не заразился, обладали некими особыми качествами (современная наука считает, что дело было в хромосомах), уберегавшими их от болезни.

Более суеверные люди полагали, что от чумы могут спасти ритуалы - к примеру, курение табака и истовые молитвы.

Дженни Олдридж, сотрудница британской некоммерческой организации по охране памятников National Trust, работающая в поместье Иэм-холл, рассказывает, что жертвы чумы понимали, что заразились, когда начинали чувствовать сладковатый запах.

Жена Уильяма Момпессона Кэтрин за день до того, как слечь, заметила, что воздух пахнет сладко - так Момпессон узнал, что она обречена.

Обоняние жертв таким образом реагировало на начинавшийся распад и гниение собственных внутренних органов.

"Вдобавок считалось, что зараза передается по воздуху через миазмы, поэтому жители деревни носили набитые ароматическими травами маски, - говорит Олдридж. - Некоторые даже скрывались в выгребных ямах, считая, что сильная вонь отпугнет чуму".

Через 14 месяцев чума ушла столь же быстро, как и наступила. Жизнь постепенно вернулась в нормальное русло, довольно быстро возобновилась и торговля: добыча свинца, основной промысел Иэма, была слишком выгодной, чтобы ее забросить.

Сейчас в Иэме живут в основном люди, работающие в соседних Шеффилде и Манчестере, но в округе по-прежнему хватает ферм, мало изменившихся за прошедшие столетия.

На поляне в центре деревни до сих пор сохранились старые кандалы, к которым приковывали провинившихся, а неподалеку гордо возвышается Иэм-холл, большой особняк XVII века.

Но сразу бросаются в глаза и зеленые таблички со списками умерших на тех домах, по которым прошлась чума.

Эти таблички служат постоянным напоминанием о том, что многие обитатели английского севера обязаны своей жизнью самоотверженным сельчанам старого Иэма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции