Анкетирование медсестры при дифтерии


Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожидания современному уровню медицинской науки и технологии.

Улучшение качества сестринской помощи - одна из составляющих КМП. Медицинские сёстры являются самым многочисленным отрядом медицинских работников, которые трудятся в системе общей практики, в поликлиниках, больницах, учебных и научно-исследовательских учреждениях, при этом занимают разные должности [2]. В настоящее время в рамках служб здравоохранения важную роль в укреплении здоровья населения, профилактике болезней, а также в уходе и реабилитации играют медицинские сёстры [1]. Роль медицинской сестры чрезвычайно велика в современном здравоохранении. Она не просто манипулятор, она самостоятельный сотрудник , принимающий решения в сфере управления и организации отделения [3]. Для понимания значимости сестринского ухода в процессе повышения эффективности медицинской помощи необходимо оперировать следующими характеристиками КСП:

Повышение КСП возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента(его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента( родственников) на выздоровление( сохранение здоровья) [5].

Потребитель сестринской помощи - пациент, получающий её. Под качеством сестринской помощи понимают соответствие между ожиданиями пациента(семьи, общества) и восприятием пациентом (семьёй, обществом) процесса и результата оказания помощи [2].

С целью оценки качества сестринской помощи нами было проведено социологическое исследование-анкетирование пациентов клиник СамГМУ. Анкета состоит из 26 вопросов и включает в себя данные о пациенте (пол, возраст, образование и т.д.), блок вопросов об объёме оказаной сестринской помощи, мнение о работе медицинских сестёр в данном отделении, о качестве питания и условиях пребывания в отделении, предложения по улучшению качества сестринской помощи. В опросе принял участие 341 пациент.

Получены следующие данные:

Большинство пациентов - это люди старше 50 лет - 57 %.

Среди опрошенных - 44 % мужчины, 56 % - женщины.

Основная масса опрошенных - пациенты хирургических отделений (74 %). Это объясняется тем, что на момент анкетирования инфекционные (1 %) и кожно-венерологические (4 %) отделения находились в стадии ремонта. Часть терапевтических коек сократили (21 %). Чуть меньше половины (43 %) пациентов не в первый раз находятся на лечении в данном стационаре.

Большинство опрошенных (76 %) были ознакомлены медицинской сестрой с правилами внутреннего распорядка. С другой стороны, почти треть (24 %) пациентов осталась в неведении. Причина может быть или в невнимательности мед. сестёр, или в чрезмерной загруженности.

Гигиеническая обработка тела проводилась только 34 % респондентов. Такая ситуация может быть следствием недостаточного финансирования (нет необходимого количества нательного и постельного больничного белья, дез. и моющих средств), нехватка среднего и младшего мед. персонала.

Подавляющее большинство респондентов высоко оценили качество сестринских манипуляций - 90 %. Факт, указывающий на хорошую профессионально-техническую подготовку медицинских сестёр. 10 % недовольных качеством выполнения манипуляций могут быть обусловлены как психологическими особенностями пациентов, так и некомпетентными действиями сестринского персонала. Встаёт вопрос о несовершенстве проф. отбора.

Был задан вопрос о качествах медицинской сестры, курирующей данную палату (пациентов). В графе ответов стояли 8 вариантов, первые четыре - это положительные черты, остальные - отрицательные.

Основная масса респондентов довольны сестринским уходом - 91,6 % дали отрицательный ответ и 3 % отметили иное, к сожалению, не дав комментарий.

С санитарно-эпидемиологическим режимом, на наш взгляд, ситуация не очень благополучная. Достаточно большой процент (22 %) респондентов отметили, что соблюдается он не всегда, а 4 % пациентов дали и вовсе отрицательный ответ. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что опрашиваемые не специалисты в этой области, но, с другой стороны, какие-либо действия или бездействие со стороны сестринского персонала дали основание для формирования такого мнения у пациентов.

Был задан вопрос, были ли конфликтные ситуации с медицинской сестрой.

Также мы задали в анкете вопрос: Какая помощь медицинской сестры, на Ваш взгляд, больше всего нужна пациенту в стационаре?

Поскольку многие респонденты давали несколько вариантов ответов, то общее количество отмеченных пунктов - 667. Из них наиболее популярны уход за тяжелобольными - 199 ответов (29 %) и выполнение манипуляций - 201 ответ (30 %). Далее идут перевязки - 131 респондент (20 %) отметили необходимость подобной помощи в стационаре. Подобная градация, на наш взгляд, вполне закономерна, поскольку большинство опрашиваемых - пациенты хирургических отделений. Следующий по значимости ответ - профилактическая работа - его отметили 73 пациента (11 %). И, наконец, обучение правилам ухода, принципам сохранения и укрепления здоровья - 57 ответов (9 %). Из шести человек, считающих иное, лишь один дал комментарий, указав на необходимость психологической помощи.

На вопрос о том, какая помощь м/с, на Ваш взгляд, больше всего нужна пациенту на дому, ответы распределились следующим образом: наиболее востребованы, по мнению респондентов, сестринские услуги на дому по уходу за тяжелобольными и выполнение манипуляций - по 19 % от общего числа ответов (каждый пациент отметил несколько возможных вариантов). Чуть меньше - по 15 % - уход за престарелыми и патронаж. 13 % опрашиваемых отметили необходимость проведения перевязок на дому. Обучаться правилам ухода, принципам сохранения и укрепления здоровья хотели бы 74 человека (10 %). Важность и значимость профилактической работы признают 8 % респондентов, хотя в современной медицине профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни придаётся доминирующее значение.

При оценке качеств м/с по тем же параметрам положительных ответов в сумме было 97 % от общего числа.

На вопрос по улучшению качества сестринской помощи ответили 83 респондента. 31 из них предложили повысить заработную плату. Четыре человека высказались за то, чтобы медицинские сестры были более доброжелательными. Несколько пациентов предложили увеличить количество сотрудников среднего звена.

Некоторые предложения касались конкретных ситуаций: больше уделять внимания больным, а не порядку на тумбочках; не ходить в обуви на шпильках; выполнять вовремя назначения врача.

Полученные результаты будут использованы при разработке программы профессионального отбора медицинских сестёр.

Составные элементы лимфоглоточного кольца Пирогова-Вальдейера. Анализ острых и хронических тонзиллитов. Дифференциально-диагностические признаки лакунарной ангины и дифтерии ротоглотки. Роль медицинской сестры при лечении патологических состояний глотки.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 18.03.2018
Размер файла 183,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Место воспалительных заболеваний лимфоидного кольца глотки в структуре патологии ЛОР-органов. Проявление, симптомы и диагностика ряда заболеваний: различных видов тонзиллита, фарингомикоза, дифтерии глотки, аденоидов. Специфика лечения этих заболеваний.

реферат [78,7 K], добавлен 17.02.2012

Этиология воспаления слизистой оболочки задней стенки глотки, симптомы и клиническая картина острого фарингита. Эпидемиология ангины, бактериальная этиология поражения одного или нескольких компонентов лимфаденоидного глоточного кольца или миндалин.

презентация [5,4 M], добавлен 17.02.2015

Исследование причин, механизмов развития, клинических проявлений, диагностики, профилактики и лечения рака лёгких. Характеристика организации работы клиники пульмонологии. Анализ новых методов в процесса сестринского ухода за онкологическими больными.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 16.09.2011

Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 30.10.2014

Характер, этиология и классификация инфаркта миокарда. Клиническая картина инфаркта миокарда, лечение, диагностика, профилактика. Планирование ухода за пациентом, страдающим острым инфарктом миокарда. Роль медицинской сестры в уходе за больными.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.06.2013

Статистика и причины развития остеопороза - заболевания, при котором кости становятся очень тонкими и хрупкими. Основные методы исследования костей и суставов. Обязанности медицинской сестры при уходе за больными, виды физических нагрузок и упражнения.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 10.04.2016

Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в Российской Федерации. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Анкетирование больных для оценки состояния их здоровья.

курсовая работа [424,4 K], добавлен 25.11.2011

Этимология и симптоматика, диагностика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Помощь медсестры данной категории больных с учетом особенностей заболевания и методов его лечения и профилактики. Сестринский процесс при кровотечении язвы.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 16.03.2015

Основные принципы ухода за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями, современные технологии. Роль медицинской сестры в применении медицинских технологий. История создания и роль института кардиологии в изучении современных технологий в медицине.

курсовая работа [648,8 K], добавлен 25.11.2011

Геморрагические лихорадки как группа острых вирусных болезней, их характеристика, классификация и виды, специфические признаки и симптомы. Эпидемиология данного заболевания, его клиника и возможные осложнения. Сестринский процесс при уходе за больными.

реферат [16,0 K], добавлен 28.04.2011


Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, вызываемое Coreynebacterium diphteriae, характеризующееся образованием дифтерийных налетов на коже и слизистых.

Этиология

Возбудитель – дифтерийная палочка или бактерия Леффлера, продуцирующая экзотоксин. Источники инфекции – больной дифтерией человек, реконвалесценты и здоровые носители дифтерийных бактерий. Путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Инкубационный период – 2—10 дней.

Клинические проявления

Выделяют следующие формы заболевания: дифтерия носа, зева, гортани, трахеи, бронхов, наружных половых органов и кожи.

Чаще встречается дифтерия зева. В первые сутки заболевания отмечаются повышенная температура тела, недомогание, боль в горле, гиперемия и отечность слизистой оболочки миндалин, появление белесоватого налета на них (фибринозной пленки). На вторые сутки налет приобретает характерный вид: гладкую поверхность, четко очерченные края, возвышается над слизистой оболочкой миндалины, имеет серовато-белый цвет, плотно спаян с подлежащей тканью. Одновременно увеличиваются и становятся резко болезненными подчелюстные лимфатические узлы. Возможно появление отека подкожной клетчатки шеи, груди (в тяжелых случаях).

При дифтерии гортани наблюдается развитие синдрома крупа: лающий кашель, изменение голоса, одышка, цианоз. При отсутствии своевременной помощи может наступить смерть.

После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет.

Осложнения

Инфекционно-токсический шок, токсический нефроз, миокардит, полиневрит, парезы и параличи дыхательной мускулатуры, периферические параличи верхних и нижних конечностей.

Диагностика

1. Учет эпидемиологической ситуации.

2. Бактериологическое исследование материала, полученного с фибринозной пленки.

3. Серологическое исследование.

Лечение

1. Лечебный режим.

2. Введение антитоксической противодифтерийной сыворотки.

3. Медикаментозная терапия: дезинтоксикация, глюкокортикостероиды, антигистаминные, седативные препараты, ингибиторы протеаз, альбумин, антибиотики.

4. При нарастании симптомов дифтерийного крупа и отсутствии эффекта от медикаментозной терапии проводится трахеотомия.

Профилактика

1. Активная иммунизация ослабленным дифтерийным токсином (анатоксином), который входит в состав вакцины АКДС. Вакцинацию начинают в возрасте 3 месяцев. Первичная вакцинация состоит из 3 инъекций с промежутком в 45 дней. Первая ревакцинация поводится через 1,5–2 года.

2. Госпитализация всех больных дифтерией. Выписка пациента из стационара производится при наличии двух отрицательных посевов слизи из зева, проведенных с 2-дневным промежутком.

3. После госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция очага.

4. Проводится бактериологическое обследование на дифтерию всех больных ангиной.

5. При подозрении на дифтерию обязательна госпитализация в стационар.

Сестринский уход

1. Необходимо лечение пациента в инфекционном стационаре. Палата должна быть изолированой. Нужно регулярно проветривать помещение (не менее 2 раза в день).

2. Больному надо обеспечить общий уход: гигиену тела, ротовой полости.

3. Питание должно быть протертым, полужидким, теплым, так как необходимо механическое, химическое и термическое щажение ротоглотки. Пища долна быть витаминизированной, рекомендуется включать в рацион продукты с повышенным содержанием калия. Для предотвращения дополнительного раздражения ротоглотки нужно немного огранить количество поваренной соли. Ограничение жидкости нужно при выраженной отечности тканей в зеве. Этих правил надо придерживатся до 3 недель от начала заболевания.

4. В течение 3 недель следует контролировать количество выделенной мочи, так как возможно токсическое поражение почек.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сестринский процесс при дифтерии.

Ø Гипертермия, озноб;

Ø Головная боль;

Ø Боль в горле при глотании;

Ø Гиперемия, цианотичность и отек слизистой зева;

Ø Миндалины почти смыкаются друг с другом;

Ø Грязно-серые пленки на миндалинах;

Ø Увеличение и болезненность подчелюстных и шейных лимфоузлов;

Ø Боли в сердце;

Ø Сниженная способность обслуживать себя;

Ø Высокий риск распространения инфекции;

Ø Возможна рвота;

Цели сестринского вмешательства:

1. Уточнение и подтверждение диагноза

План сестринского вмешательства:

Ø Осмотр зева, носа пальпация регионарных лимфоузлов;

Ø Ежедневное наблюдение за больным;

Ø Ежедневная двукратная термометрия, ведение температурного листа;

Ø Взятие мазков из зева и носа, оформление направлений и доставка в лабораторию.

2. действия, направленные на облегчение состояния пациента и предупреждение распространения инфекции

План сестринского вмешательства:

Ø Если позволяет состояние пациента, обсуждение с ним тяжести заболевания, возможности осложнений, высокой заразительности, необходимое соблюдение рекомендаций для облегчения состояния, выздоровление без осложнений и предупреждение дальнейшего распространения заболевания;

Ø Контроль за соблюдением пастельного режима, ограничение контактов, запрещение курения;

Ø Контроль за питанием пациента, режиму обильного питья;

Ø Контроль за выполнением дезрежима (кварцевание палаты, проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезсредств, регулярное проветривание палаты);

Ø Замена нательного и постельного белья в случае его загрязнения, при потении больного, их дезинфекция (после смены белья протереть пол и предметы дезраствором );

Ø Дезинфекция посуды

Проблемы пациента потенциальные:

Ø Переход в более тяжелую форму;

Ø Развитие истинного дифтерийного крупа и гибель от удушья;

Ø Паралитические параличи конечностей;

Ø Параличи мягкого неба;

Цели сестринского вмешательства:

Ø Профилактика осложнений;

Ø Выздоровление больного

План сестринского вмешательства:

Ø Тщательное наблюдение для выявления признаков крупа (затрудненное дыхание, лающий кашель, втягивание межреберных мышц, цианоз, частый пульс);

Ø Профилактика пролежней;

Ø Профилактика пневмонии;

Ø При появлении признаков крупа немедленно вызвать врача, до его прихода: приподнять головной конец функциональной кровати или подложить под спину больного взбитые подушки, освободить от тяжелого одеяла, обеспечить максимальный приток свежего воздуха, открыв окно, дать больному кислородную подушку. В этот момент необходимо полный физический и психологический покой;

Ø Оказание помощи врачу при интубации или трахеотомии;

Ø Осуществление ухода за интубированным;

Ø Кормление тяжелобольного, приподняв голову, с ложки не большими порциями 4-6 раз в день, умывание, обработка полости рта, полоскание слабыми дезинфицирующими растворами, подогретыми до 38 ° С обработка ватными тампонами, смоченными в этих растворах;

Ø Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств;

Ø Выполнение парентеральных процедур, введение противодифтерийной сыворотки после предварительно определения чувствительности к лошадиному белку с соблюдением правил десенсибилизации;

Ø При малейшем ухудшении состояния пациента немедленное сообщение врачу и оказание помощи больного под руководством врача.

Клиническая симптоматика крупа 3 степени:

Ø Тяжелое состояние больного;

Ø Резко выраженный цианоз;

Взятие содержимого носа и зева для бактериологического исследования.

Последовательность действий при взятии содержимого носа:

1. Подготовьте стерильную пробирку с сухим ватным тампоном;

2. Объясните пациенту ход предстоящей манипуляции;

4. Наденьте маску и перчатки;

5. Сядьте напротив пациента;

6. Попросите его слегка запрокинуть голову;

8. Придерживая пробирку левой рукой, введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа;

9. Осторожно, не касаясь наружной поверхности, введите тампон в пробирку;

10. Доставьте пробирку с сопроводительным документом в лабораторию как можно быстрее (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).





Последовательность действий при взятии содержимого зева:

1. Подготовьте стерильную пробирку с влажным тампоном, шпатель;

2. Объясните пациенту ход манипуляции;

4. Наденьте маску и перчатки;

5. Сядьте напротив пациента,

6. Попросите его слегка запрокинуть голову;

8. Надавите шпателем на корень языка, правой рукой за пробку извлеките из пробирки стерильный там­пон;

9. Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, проведите тампоном по дужкам и небным миндалинам, при подозрении на дифтерию - на границе измененной и неизмененной поверхности миндалины;

Запомните! Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, язычку, левой небной дужке, левой миндалине и в конце к задней стенки глотки. Используется только один тампон.

10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверх­ности;

11. Заполните сопроводительный документ и отправьте пробирку в лабораторию.

Статистические данные Роспотребнадзора по РФ о заболеваемости дифтерией. Теоретические основы лечебно-диагностического процесса и профилактики дифтерии. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и ухода при дифтерии. Методы обследования.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.04.2018
Размер файла 37,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

-- выполнение назначений врача и помощь при интубации (трахеостомии).

-- прогрессирующее развитие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

-- похолодание рук и ног.

Клинический осмотр. Состояние агонирующее. Адинамия, акроцианоз с переходом в тотальный, похолодание конечностей, глухость сердечных тонов, брадикардия, нитевидный пульс, ослабленное дыхание. Остановка дыхания и сердца.

-- строгое выполнение назначений врача-реаниматолога.

Заболевание дифтерией представляет серьезную эпидемиологическую опасность для окружающих. Поэтому обязательна срочная госпитализация в боксированное отделение инфекционной больницы. Приблизительный срок изоляции больных детей 30 дней.

У пациента появляются и усугубляются проблемы:

-- сердцебиение (приступы сердцебиения);

-- уменьшается диурез (количество выделяемой мочи);

Цели медсестры: уменьшить (устранить) проблемы.

-- разрешение психологических проблем с пациентом и его родственниками;

-- оказание физической помощи при кормлении, переодевании, смене белья и так далее, создание возвышенного положения в постели;

-- обеспечение оптимального температурного режима в помещении (палате, боксе), проветривание;

-- измерение t тела, артериального давления, пульса, числа дыханий;

-- контроль за работой младшего медперсонала;

-- предупреждение нарушения постельного режима.

При появлении у пациента гнусавости, вытекания жидкой пищи и питья через нос, нарушения глотания во время еды, двоения в глазах, косоглазия, опущения века можно говорить о парезах и параличах мышц вследствие развития полиневритов черепных нервов.

Цель медсестры: уменьшить дискомфорт и снять остроту проблем.

-- оказание помощи при кормлении;

-- физическая помощь (приподнять, повернуть пациента, создать удобное положение в постели);

-- предупреждение нарушения строгого постельного режима;

-- разрешение психологических проблем;

-- осуществление зондового кормления по назначению врача.

При развитии парезов и параличей дыхательной мускулатуры возникают проблемы с дыханием, связанные с уменьшением подвижности грудной клетки, скоплением слизи в дыхательных путях и невозможностью откашлять мокроту.

Цель медсестры: уменьшить остроту проблем и риск возникновения пневмонии.

Ведущим в плане сестринских действий будет:

-- отсасывание слизи из носоротоглотки;

-- создание дренажного положения.

Возможно также развитие периферических парезов и параличей нижних и верхних конечностей, что приводит к ограничению движений, неподвижности, невозможности самообслуживания.

-- облегчить состояние пациента;

-- восстановить функции пораженных конечностей (улучшить).

Действия медсестры будут заключаться в оказании физической помощи, выполнении врачебных назначений. [15]

В 2014 году прошел 10-летний интервал с момента последней массовой иммунизации взрослого населения против дифтерии, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, таким образом, возможны вновь вспышки дифтерии. Чтобы это не происходило, необходимо:

- усилить профилактические мероприятия, обучить медицинский персонал по вопросам профилактики дифтерии;

- проводить беседы с населением о важной роли профилактических прививок;

- проводить обучение граждан по вопросам профилактики дифтерии;

- при любых подозрениях на дифтерию сразу проводить противоэпидемические мероприятия;

- выявлять бактерионосителей и госпитализировать в стационар для санации.

Изучив литературу и проанализировав статистические данные, были составлены рекомендации для медицинской сестры по профилактике дифтерии и по уходу за пациентами:

1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против дифтерии используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и неспецифическая защита.

2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно - капельных инфекциях.

3. Медицинская сестра должна знать симптомы этих форм заболевания, чтобы вовремя вызвать врача, чтобы оказать помощь пациенту и оградить других от очага инфекции, а так же проводить профилактику в периоды эпидемии.

4. Медицинская сестра должна обучить пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при дифтерии.

5. Медицинская сестра должна обучать родственников и самого больного уходу и правилам санитарной безопасности для того, что бы предупредить осложнения и не допустить, прогрессирования течения болезни.

6. Медицинская сестра должна проводить санпросвет работу с населением о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

7. Палаты, в которых находятся больные с дифтерией, необходимо часто и хорошо проветривать, кроме того, нужно своевременно проводить текущую и заключительную дезинфекцию.

8. Особого внимания и ухода требуют больные с тяжелыми (токсическими) формами дифтерии, которые находятся на постельном режиме.

9. Несколько раз в день больной с помощью медицинской сестры должен проводить туалет полости рта (либо самостоятельно).

10. Кожные покровы следует ежедневно обтирать теплой водой.

11. При выполнении медицинских процедур медицинская сестра должна очень осторожно менять положение больного в постели.

12. Медицинской сестре необходимо вести тщательное наблюдение за больным и при выявлении малейших признаков дифтерийного крупа (дифтерии гортани) оповещать о них дежурного или лечащего врача.

13. При наличии у больных парезов и параличей (мягкого неба, конечностей и т.д.) помощь медицинской сестры больному особенно необходима.

1. Бережнова И.А. Инфекционные болезни: учебное пособие М.: РИОР, 2011г.

4. Павлова Н. В. Инфекционные заболевания. Шпаргалки М.: Эксмо 2011г.

6. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни М.: Медицина 2010г.

Правила забора материала из зева и носа для бактериологического исследования

Взятие мазка из носа и зева на наличие возбудителя дифтерии

Показания. Обследование здоровых и больных детей.

Примечание. Существует три метода обследования:

I метод. Обследование здоровых детей:

-- оформление детей в детские учреждения;

-- контактных детей по дифтерии.

II метод. Обследование детей с разными формами ангин.

III метод (экспресс-метод). Обследование детей, болеющих дифтерией.

- чашка Петри со средой Клауберга,

- две стерильные пробирки со стерильными стержнями,

- стерильные резиновые перчатки,

-- Обследование проводится утром, натощак (не есть и не пить), или через 2 часа после приема пищи.

-- Среда имеет красный цвет. Хранить среду в холодильнике в течение 2 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить чашку со средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37oC.

5. Разделить стеклографом чашку со средой на обратной стороне на 2 части. Подписать стеклографом №1 -- нос, №2 -- зев.

6. Одеть стерильные резиновые перчатки.

7. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Нанести на чашку сначала густые штрихи, а потом -- редкие параллельные штрихи.

Примечание. Наносить штрихи параллельно линии раздела среды, аккуратно, не повреждая среду.

8. Открыть ребенку рот. Левой рукой придерживать язык шпателем. Другим стержнем взять мазок с миндалин. Сделать посев на чашку так же, как посев из носа.

9. Написать направление. Отправить посев в бактериологическую лабораторию в течение 2 часов.

Направление в баклабораторию:

Бактериологическое исследование на наличие возбудителя дифтерии (бацилла Лефлера -- BL)

Дата и время обследования_________________________

- две стерильные пробирки с транспортной средой и стерильными стержнями (стерильные стержни находятся над средой),

- стерильные резиновые перчатки,

Примечание. Транспортная среда имеет светло-желтый цвет. Хранится в холодильнике в течение 7 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить две пробирки с транспортной средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37oC.

5. Одеть стерильные резиновые перчатки. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Опустить стержень в среду.

6. Открыть ребенку рот. Придержать язык шпателем. Осторожно вытянуть стержень из другой пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной слизистой оболочки миндалин. Опустить стержень в пробирку со средой.

7. Пронумеровать пробирки №1 -- зев, №2 -- нос.

8. Выписать направление.

9. Отправить пробирки в бактериологическую лабораторию в течение 2 часов.

- стерильная пробирка со стерильным стержнем,

- стерильные резиновые перчатки,

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

3. Вымыть руки, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной тканей. Осторожно опустить стержень в пробирку.

5. Написать направление. Срочно отправить в баклабораторию.

Направление в баклабораторию:

Посев на возбудителя дифтерии

Дата и время обследования_________________________

В том случае, если в лабораторию поступил тампон с клиническим материалом в транспортной среде, после проведения посева, остатки транспортной среды, в которой находился тампон, следует отобрать в количестве 1 мл с помощью одноразовой пластиковой стерильной пипетки (на 1 мл) в пробирку объемом 1,5-2 мл (типа Эппердорф или аналогичную), добавить тампон, которым проводили посев, соблюдая условия стерильности отрезать длинную его часть (используя отдельные для каждого образца автоклавированные ножницы), герметично закрыть пробирку и заморозить (от минус 20°С до минус 70°С).

При выделении культуры коринебактерий с помощью бактериологического исследования, необходимо предоставить описание культуры номер культуры, вид коринебактерий, наличие токсина, результаты тестов по определению биохимических свойств) и указать методы, использованные с целью определения вида и токсигенности.

К образцам клинического материала необходимо приложить сопроводительную информацию о пациентах (возраст, пол, диагноз при направлении, регистрационный номер образца, номер соответствующей культуры, если культуры выделены из одного очага инфекции, то указать эту информацию в примечании).

По состоянию на 01.01.2015 охват прививками составил:

Самая низкая защищенность от дифтерии среди детей 3-4 лет выявлена в 17 субъектах Российской Федерации:

Наименьшая защищенность у подростков зарегистрирована:

В разрезе возрастных групп взрослых защищенность и напряженность противодифтерийного иммунитета составили:

Таким образом, характер течения эпидемического процесса дифтерии в стране не претерпел изменений благодаря сохраняющейся высокой степени фактической защищенности населения всех возрастных групп.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции